Научная статья на тему 'Сущность и функции молодежных организаций в Российской политической системе'

Сущность и функции молодежных организаций в Российской политической системе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3221
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖНЫЕ СТРУКТУРЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / POLITICAL PARTIES’ YOUTH ORGANIZATIONS / YOUTH / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL SOCIALIZATION / YOUTH ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тепляков Виктор Нодариевич

Статья посвящена анализу места молодежных организаций в российской политической системе. Автор определяет основные группы молодежи, потенциально активные в политике. Анализирует формы участия молодежи в работе политической системы, определяет сущность и функции различных молодежных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND FUNCTIONS OF THE YOUTH ORGANIZATIONS IN RUSSIA’S POLITICAL SYSTEM

The article is concerned with the analysis of a place of the youth organizations in Russia's political system. The author defines the basic groups of youth politically active in potential, essence and functions of youth organizations, and examines the forms of youth participation in political activities.

Текст научной работы на тему «Сущность и функции молодежных организаций в Российской политической системе»

УДК 329.78 (470+571)

Тепляков Виктор Нодариевич

соискатель кафедры государственной политики

и государственного управления

Кубанского государственного университета,

руководитель Автономной

некоммерческой организации

«Центр развития волонтерства города Сочи»

тел.: (8622) 90-26-95

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Teplyakov Viktor Nodarievich

PhD applicant of the Public Policy and Public Administration Department, Kuban State University, Chief Executive of the Independent Noncommercial Organization “Sochi center for volunteer services development”

tel.: (8622) 90-26-95

ESSENCE AND FUNCTIONS OF THE YOUTH ORGANIZATIONS IN RUSSIA’S POLITICAL SYSTEM

Аннотация:

Статья посвящена анализу места молодежных организаций в российской политической системе. Автор определяет основные группы молодежи, потенциально активные в политике. Анализирует формы участия молодежи в работе по-литической системы, определяет сущность и функции различных молодежных организаций.

Ключевые слова:

молодежь, политическая система, политическая социализация, молодежные организации, молодежные структуры политических партий.

The summary:

The article is concerned with the analysis of a place of the youth organizations in Russia's political system. The author defines the basic groups of youth politically active in potential, essence and functions of youth organizations, and examines the forms of youth parti c-ipation in political activities.

Keywords:

youth, political system, political socialization, youth organizations, political parties’ youth organizations.

Молодежь является одной из наиболее многочисленных и влиятельных социальных групп в обществе. Несмотря на то, что молодежь нельзя отнести к элите, принимающей политические решения, от общественной и политической позиции молодежи во многом зависит направление и динамика политического процесса. Политическая элита заинтересована в активной позиции молодежи. В.В. Путин на встрече с молодежью на Селигере летом 2012 г. отметил: «Основные самые интересные открытия совершаются молодыми людьми. Я был бы очень рад, если бы все большее и большее количество молодых людей посвящало себя общественной деятельности» [1].

Молодежь как особая социальная группа. Согласно действующему законодательству, к молодежи относятся граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно [2, 3]. Это социально активная часть населения и наиболее перспективная часть общества, желающая обеспечить реализацию своих интересов.

В аспекте политического участия и общественной деятельности необходимо учитывать социальную неоднородность молодежи. Она обусловлена возрастом, включенностью в различные институты социализации, решением отличающихся задач на разных этапах социализации. Как правило, внутри молодежи выделяют четыре группы.

Первую группу составляют подростки 14-15 лет, как правило, включенные в сферу общего или профессионального образования, находящиеся в той или иной степени на иждивении или под контролем родителей или государства. В плане социально-политических предпочтений - это этап активной политической социализации в системе образования, формирование общественной позиции и политических предпочтений.

Вторая возрастная группа - юношество от 16 до 19 лет. С приобретением почти всей полноты гражданских прав и расширением диапазона общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности представители этой группы активно включаются в общественную деятельность и политический процесс.

Третью группу социологи чаще всего называют «собственно молодежью». Она включает молодых людей от 20 до 25 лет. Ее составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи. В этом возрасте продолжается процесс политической социализации в активной общественной деятельности.

Четвертая группа - так называемая «старшая молодежь» в возрасте от 26 до 30 лет. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности.

С точки зрения общественно-политической деятельности особого внимания заслуживают две группы молодежи юношеская и «собственно молодежь». Наше внимание к данным группам обусловлено тем, что именно эта часть молодых людей одновременно отвечает двум условиям - их представители ассоциируют себя с молодежью, и при этом они имеют представления о политической системе, и способны влиять на процесс принятия решений.

Подростки, как правило, не имеют четких представлений о политической системе, ее функциях, институтах и акторах. Их политические предпочтения нестабильны, и зависят от влияния социализирующих факторов. А «старшая молодежь» в большинстве своем уже ориентирована на создание семьи и продвижение по карьерной лестнице.

Место молодежи в политической системе. Политическая система общества - это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, осуществляющих власть, взаимоотношения между социальными группами и индивидами [4]. Участие молодежи в работе политической системы предполагает функционирование ряда политических институтов. Самой массовой формой политического участия молодежи является электоральное участие. Кроме того, молодежь может участвовать в деятельности государства, (в работе представительных или исполнительных органов), политических партий, профсоюзов, молодежных общественных организаций, СМИ [5, с. 25].

Участие в деятельности политических партий, профсоюзов, общественных организаций -это одна их форм участия в политическом процессе для политически активной части молодежи. Политические партии - основная структура политического и гражданского участия, агенты политической социализации и одновременно инструмент мобилизации общественной поддержки в конкурентной борьбе за власть. Они выполняют функцию агрегации интересов социальных групп. Артикуляция требований является доминирующим мотивом для участия молодежи в деятельности этих организаций. Однако доля молодых людей, являющихся членами партий, крайне мала, по данным ФОМ, она составляет 1-3 % [6].

Молодые люди с большей охотой вступают не в политические, а в общественные организации, которые могут защитить их интересы, помочь в решении социальных проблем, организовать досуг. По мнению отечественных исследователей, причиной расширения сферы деятельности молодежных организаций стало разочарование молодых людей в субъектах политической жизни. В частности, обращая внимание на молодежь лишь в предвыборный период, на деле политические партии не стремятся решить проблемы этой социальной группы. Кроме того, важную роль играет и общая деполитизация молодежи [7, с. 55].

Молодежные организации. Несмотря на разочарование молодых людей в эффективности легитимных каналов доступа посредством взаимодействия с политическими партиями, в середине 2000-х г. возникло большое число «молодежных крыльев» партий. Эта тенденция говорит о стремлении политических сил привлечь молодых людей к активному участию в политическом процессе на своей стороне. Это свидетельствует также о желании, пусть и небольшой части молодежи, влиять на формирование государственной политики.

Можно выделить две группы молодежных организаций, участвующих в политической деятельности: молодежные организации политических партий и движений и непартийные молодежные общественно-политические организации. Наиболее активными и влиятельными участниками политической деятельности в рассматриваемом сегменте общественного движения являются молодежные отделения политических партий. В своей деятельности они пользуются всеми преимуществами, имеющимися у соответствующих материнских организаций, которые выступают в качестве «локомотивов» для молодых политических лидеров.

Основными задачами молодежных партийных организации являются подготовка кадров для политической деятельности и доведение идей партии до будущих молодых избирателей, формирование общественного мнения. Фактически многие молодежные партийные организации являются для партий инструментами проведения избирательных кампаний, которые являются важным источником пополнения бюджетов молодежных организаций. Существует мнение о том, что молодежные структуры политических партий ориентированы, в первую очередь, на мобилизацию и рекрутирование молодежи, обеспечение широкой электоральной поддержки «материнским партиям» [8, с. 30].

Деятельность самостоятельных молодежных общественно-политических организаций связана с большим количеством трудностей. Во-первых, это объясняется возникновением проблемы идентификации с какой-либо реальной политической силой и использованием ее идеологической поддержки и соответствующего статуса в политическом пространстве.

Во-вторых, независимая деятельность молодежных организаций приводит к отсутствию у них необходимых для политической деятельности материальных ресурсов. Создаваясь как формально независимые, они фактически финансируются политическими партиями и действуют в интересах различных политических сил.

Если говорить о независимых молодежных организациях, то чаще создаются общественные или правозащитные их виды, не решающие напрямую задач участия в политическом процессе, а влияющие на него косвенно. На акциях протеста, которые они проводят, звучат требования молодежи о защите их гражданских прав, запрете экстремистских организаций.

Несмотря на все трудности, численность политически активной молодежи постоянно растет. Ее представители составляют ядро молодежных политических организаций. Как правило, они являются активистами, на чьи плечи ложится организация митингов, демонстраций, акций прямого действия.

Представители молодежи, принимающей активное участие в политическом процессе, находятся в постоянном поиске ниши, в которой они могли бы реализовывать свой потенциал. Стоит заметить, что, несмотря на членство в различных политических организациях, они являются наиболее привлекательным сегментом общества для различного рода политических сил.

Таким образом, молодежные организации представляют собой один из институтов политической системы, который выполняет целый ряд функций. Основными функциями этого института являются: политическая социализация молодого поколения, агрегация и аккумуляция интересов молодежи, мобилизация и рекрутирование политической элиты. Наиболее активными и влиятельными участниками политической деятельности в рассматриваемом сегменте являются молодежные отделения политических партий. В своей деятельности они пользуются всеми преимуществами, имеющимися у соответствующих материнских организаций, которые выступают в качестве «локомотивов» для молодых политических лидеров.

Ссылки:

1. Путин видит в активной молодежи будущее России // URL: http://www.molsm.ru/blog/3634.html (дата обращения: 12.01.2012).

2. Стратегия государственной молодежной политики РФ // URL: http://mon.gov.ru/press/news/3318/ (дата обращения: 15.01.2012).

3. О государственной молодежной политике в Краснодарском крае. Закон КК № 123 от 24.02.1998 // URL: www.kubzsk.ru/kodeksdb (дата обращения:

19.01.2012).

4. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отноше-

ния и политический процесс в современной России: учебное пособие. СПб., 2008. URL:

http://nicbar.narod.ru/lekziya7.htm (дата обращения:

22.02.2012).

5. Самаркина И.В., Рябухина Ю.Н. Молодежь в общественно-политической жизни общества. Краснодар, 2010.

6. Политический потенциал и политическая активность молодежи. База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/report/map/dd052222#d052211 (дата обращения: 13.02.2012).

7. Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом процессе в России. М., 2006.

8. Самаркина И.В. Функции молодежных структур политических партий: социализация или мобилизация? // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 11.

References (transliterated):

1. Putin vidit v aktivnoy molodezhi budushchee Rossii // URL: http://www.molsm.ru/blog/3634.html (date of access: 12.01.2012).

2. Strategiya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki RF // URL: http://mon.gov.ru/press/news/3318/ (date of access: 15.01.2012).

3. O gosudarstvennoy molodezhnoy politike v Krasno-darskom krae. Zakon KK No. 123 ot 24.02.1998 // URL: www.kubzsk.ru/kodeksdb (date of access:

19.01.2012).

4. Isaev B.A., Baranov N.A. Politicheskie otnosheniya i politicheskiy protsess v sovremennoy Rossii: uchebnoe posobie. SPb., 2008. URL: http://nicbar.narod.ru/lekziya7.htm (date of access:

22.02.2012).

5. Samarkina I.V., Ryabukhina Y.N. Molodezh' v ob-shchestvenno-politicheskoy zhizni obshchestva. Krasnodar, 2010.

6. Politicheskiy potentsial i politicheskaya aktivnost' molodezhi. Baza dannykh FOM. URL: http://bd.fom.ru/report/map/dd052222#d052211 (date of access: 13.02.2012).

7. Karpenko O.M., Lamanov I.A. Molodezh' v sovremen-nom politicheskom protsesse v Rossii. M., 2006.

8. Samarkina I.V. Funktsii molodezhnykh struktur politicheskikh partiy: sotsializatsiya ili mobilizatsiya? // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2008. No. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.