Научная статья на тему 'Сущность и формы национального движения (анализ истории Польши и ряда других славянских стран)'

Сущность и формы национального движения (анализ истории Польши и ряда других славянских стран) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1170
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и формы национального движения (анализ истории Польши и ряда других славянских стран)»

С. М. Фалькович

Сущность и формы национального движения (анализ истории Польши и ряда других славянских стран)

Когда говорят о национальном движении, обычно это воспринимается, в первую очередь, как движение за национальную свободу и независимость, как национально-освободительная борьба народа. Видимо, причина такого восприятия кроется в специфике истории славянских стран, которые являются объектом нашего изучения. Большинство славянских народов в прошлом либо не имели собственной государственности, либо ее потеряли, попали под чужеземное ярмо и были вынуждены бороться за освобождение, причем борьба могла приобретать и часто приобретала острые формы, выливалась в вооруженные выступления. Но национальное движение не исчерпывается подобными проявлениями; само содержание этого понятия гораздо глубже и шире.

Характерно, что в XIX в. в стабильных и благополучных странах Европы такого явления как национальное движение не наблюдалось и не только потому, что они не находились под чужой властью. Сама перспектива оказаться под иноземным игом или стать сателлитом какой-либо могущественной державы, попасть под иностранное влияние не была для этих государств актуальной, пока они оставались сильными и преуспевающими. Однако такая опасность возникала в случае ослабления, отставания от соседей. Именно это произошло с польским шляхетским государством: Речь Посполитая, являвшаяся в Средние века крупной региональной державой, с которой считались другие европейские государства, с XVI в. стала обнаруживать признаки слабости вследствие отставания в социально-экономическом развитии и специфики политического строя и в результате превратилась в объект политики соседних держав. Попытки преодолеть отставание, вернуться на сильные позиции потребовали проведения реформ - это были шаги, нацеленные на укрепление элементов складывавшейся нации, на сохранение независимости, государственности, а в конечном счете и национальной идентичности. Иными словами, возникло национальное движение, выразившееся в попытках изменения, преобразования национального организма.

Примеры того, как возникает такое, направленное на национальное развитие движение, жизненно важное для народа, для нации, не единичны. Возможно, наиболее близкий нам пример - политические и социально-экономические преобразования, происшедшие в нашей стране за последние полтора десятка

лет. Без проведения этих преобразований Россия рисковала потерять не только положение мировой державы, превратиться в заштатное государство, но и поступиться своим национальным суверенитетом, стать проводником чужих интересов. Всю опасность такого развития событий мы начинаем осознавать теперь, когда движение за преобразование страны принесло плоды и Россия возвращается на подобающие ей позиции в мировом сообществе.

Что же касается Речи Посполитой, то начатое ею национальное движение по пути политических и социальных реформ в конце XVIII в. прервали соседи -Россия, Австрия и Пруссия, совершившие разделы Польши. В течение дальнейших 123 лет в условиях отсутствия национальной государственности и территориальной целостности национальное движение польского народа осуществлялось в различных формах и приобрело характер национально-освободительной борьбы. Интенсивность национального движения возросла, а самыми яркими его проявлениями стали массовые вооруженные выступления. Первое из них - восстание под руководством Т. Костюшко произошло в 1794 г., за год до окончательного падения Речи Посполитой, и было подавлено царской армией. В дальнейшем вооруженные выступления против царизма имели место в 1830-1831 и в 1863-1864 гг. Антироссийские восстания являлись наиболее масштабными. Так, в 1830-1831 гг. против русской армии сражались регулярные войска автономного Королевства Польского, и потому в польской историографии эта борьба получила название русско-польской войны. Массовым, упорным и длительным было Январское восстание 1863-1864 гг. Оно завершило эпоху шляхетских вооруженных выступлений, которые происходили как в Королевстве Польском, так и на польских землях, находившихся под властью Австрии и Пруссии. Восстание 1846 г. в Галиции, вошедшее в историю под именем «гапицийской резни», носило не только национальный характер, но и было социально заострено: австрийским властям удалось направить гнев украинских крестьян против польской шляхты, представители которой стояли во главе движения. Следующее вооруженное выступление на территории Галиции -Краковское восстание 1848 г. вспыхнуло в разгар революции, происходившей в империи Габсбургов, и имело антиавстрийскую направленность. Тогда же разразилось и Познанское восстание, направленное против прусской власти.

Форма вооруженной борьбы была характерна для национального движения не одних лишь поляков. Мощные восстания сербов против турецкого владычества происходили еще в начале XIX в., в 1804 и 1815 гг. В эпоху «Весны народов» 1848-1849 гг. в вооруженную борьбу вступили и западные славяне Австрийской империи. В 1848 г. произошло восстание в Праге, и хотя Пражское восстание не являлось чисто чешским (в нем участвовали и немцы-жители города), оно обозначило национальный протест против австрийской власти и пробуждение чешского народа для активной борьбы. В его истории это было первое вооруженное выступление после поражения в битве под Белой горой. Одна-

200

С. М. Фалькович

ко из всех западнославянских народов наиболее активными в использовании самых острых форм национального движения были именно поляки. Их повстанческая борьба носила специфический характер: независимо от того, в какой из частей расчлененной Польши происходило восстание, в нем непременно принимали участие патриоты из всех польских земель, оно находило там помощь и поддержку, превращалось в общепольское выступление.

Разработкой повстанческих планов, подготовкой вооруженных выступлений занимались существовавшие в Польше тайные патриотические ррганиза-ции. Конспирация являлась характерной особенностью польского национально-освободительного движения. Как правило, конспираторы были связаны с польской политической эмиграцией, представлявшей собой уникальное явление как по своим масштабам, так и по значению. Деятельность польских эмигрантов в Европе и на Ближнем Востоке можно считать также специфической формой национальной борьбы, так как она обеспечивала польскому народу не только материальную помощь в организации вооруженных выступлений (оружие, добровольцы и пр.), но и поддержку общественного мнения Запада, содействовала установлению контактов польских патриотов с европейскими революционерами, с одной стороны, и европейскими правительствами, с другой. Эмиграция знакомила Запад с польской культурой, что способствовало росту авторитета Польши, привлекало к ней симпатии европейцев, влияло на складывание международной обстановки, благоприятной для польского национально-освободительного движения, на создание атмосферы сочувствия польским восстаниям. В еще большей степени атому способствовало непосредственное сотрудничество поляков с европейским революционным движением. Так, они принимали массовое участие во всех вооруженных выступлениях, происходивших в годы революции 1848-1849 гг. в разных частях Европы, а позже боролись за свободу и объединение Италии. В европейских революционных событиях участвовали также представители и других славянских народов, например, чешский радикал Й.-В. Фрич, но поляки вносили в борьбу элемент массовости и организации: они готовили вооружение, обучали добровольцев военному делу, формировали легионы. При этом польские патриоты, где бы они ни сражались, неизменно выступали под лозунгом борьбы за независимость Польши, против ее угнетателей.

Активность польских революционеров не снижалась, несмотря на то, что все вооруженные выступления на польских землях потерпели поражение. Другие формы национального движения польского народа были более результативными. Наряду с патриотами, стремившимися к революционным действиям в целях освобождения родины, существовала консервативно настроенная часть польского общества, готовая отложить достижение этих целей «на потом», а покамест ради защиты национальности и ее сохранения в условиях иностранного господства лояльно сотрудничать с чужой вла-

стью, одновременно работая над созданием экономического фундамента будущей независимой Польши. Таким образом, выдвигалась программа «органического труда», «работы у основ», ее пропагандировали, в частности, галицийские консерваторы. Такая форма национального движения особенно их привлекала, так как они видели, каких успехов в этом плане достигли чехи, осуществлявшие линию развития национальной экономики в рамках Австрийской империи и добившиеся того, что Чехия стала ее наиболее развитой в экономическом отношении частью. К концу XIX в. аналогичными результатами могло похвалиться и Королевство Польское, также занявшее в Российской империи место флагмана промышленного производства. Весьма характерно, что значение «органической работы» в целях создания экономической опоры национальных позиций сознавали и более слабые в плане социально-экономического развития народы. Так, словацкие деятели выдвигали идеи организации мелкого «словацкого» кредита, укрепления и развития крестьянских хозяйств в целях их материального подъема и т. п.

Наряду с задачей создания экономической базы нации, поляки считали необходимым укреплять ее духовные силы, развивать национальное самосознание. Речь шла, в первую очередь, о защите родного языка и культуры, сохранения исторической .памяти, национальных традиций и обычаев, народного быта. В этой связи в польском обществе получили распространение такие проявления патриотизма, как демонстративное ношение старопольской одежды, исполнение в общественных местах польских песен и танцев, публичное празднование памятных дат польской истории. Осуществлялась целенаправленная «монументальная пропаганда» - возводились мемориалы в честь побед польского оружия, памятники героям польского народа. На полотнах польских художников находило отображение историческое прошлое страны, представали картины родной природы. Особенно сильное эмоциональное воздействие оказывало искусство польских романтиков, способствовавшее воспитанию патриотических чувств: средствами музыки, живописи, поэзии создавался национальный идеал, побуждавший к борьбе за свободу родины. Для художников, скульпторов, музыкантов, литераторов стал характерным «императив национального служения». Одной из актуальных задач патриотического служения являлось возрождение национального языка и культуры на тех польских территориях, которые в течение веков подвергались денационализации. На Мазурах, в Поморье и Верхней Си-лезии возникло национальное движение, развивавшееся по линии просветительства - создавались польские школы, библиотеки, читальни, книжные лавки, основывались книгоиздательства, появилась польская пресса.

Это направление национального движения являлось типичным для всех славянских народов, которые в XIX в. развернули активную борьбу в защиту родного языка и национальной культуры против угрозы мадьяризации и онеме-

202

С. М. Фапькович

чения. В Чешских землях просветительную работу вела Славянская липа, в Словакии создавались библиотеки, читательские кружки и объединения подписчиков национальных периодических изданий; еще в 30-40-е гг. возникли Общество любителей словацкого языка и литературы, общесловацкое культурное общество «Татрин», в 60-е гг. некоторое время- действовала Словацкая матица. Но в движении, направленном в защиту национального языка и культуры, наряду с «мирной» просветительской деятельностью имели место также публичные выражения протеста, выступления в прессе, формулирование национальных манифестов и программ. Применялась и более жесткая форма борьбы. Так, в начале XX в. на Познанщине ответом на ужесточение германизаторской политики и попытки онемечить школьное обучение стала упорная «школьная забастовка», в которой участвовали ученики и их родители. Использовались также средства конспирации: когда после подавления восстания 1863-1864 гг. в Королевстве Польском царизм начал последовательно проводить русификаторский курс в области школьного преподавания и даже богослужения, польские патриоты организовали тайное обучение детей на родном языке.

Выступая за национальное равенство во всех сферах жизни, за право пользоваться родным языком в школе, суде, администрации, славяне опирались в своей аргументации как на историческое право, так и на естественное право народов-автохтонов и моральные принципы. Эти позиции они отстаивали также еще на одном поприще национального движения - на арене парламентской борьбы, выдвигая там национальные требования, защищая социальные, экономические и культурные интересы своего народа. Такая форма национальной борьбы была доступна тем славянским народам, которые имели местные сеймы и ландтаги, а также были представлены в венском и берлинском парламентах, где составляли особые фракции. К данной категории относились и поляки, находившиеся под властью Пруссии и Австрии. Что же касается Королевства Польского, то оно обладало своим сеймом в период автономии 1815-1831 гг., а следующий этап парламентской борьбы поляков, живших в Российской империи, наступил только в начале XX в., когда в результате революции 1905-1907 гг. в Петербурге начала работу Российская Государственная дума и в ней появилось Польское коло.

Все формы национального движения славян, как «мирные», так и связанные с вооруженной борьбой, были направлены на сохранение национальной идентичности, служили развитию материальных и духовных сил народа, росту национального самосознания и в конечном итоге способствовали завершению процесса формирования нации. Для поляков этот процесс завершился после того, как их национально-освободительная борьба привела к воссоединению польских земель и возрождению Польского государства в 1918 г. Тогда же обрели национальную государственность чехи и словаки, а также объединившиеся югославянские народы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.