Научная статья на тему 'Сущность и экономическая природа предпринимательской деятельности'

Сущность и экономическая природа предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1711
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУЩНОСТЬ / ENTREPRENEUR / ENTREPRENEURSHIP / SELF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернопятов А. М.

В статье рассмотрены сущность и экономическая природа предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND ECONOMIC NATURE OF BUSINESS

The article deals with the essence and the economic nature of business.

Текст научной работы на тему «Сущность и экономическая природа предпринимательской деятельности»

СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чернопятов А.М., к.э.н., доцент кафедры социально-экономических дисциплин

филиала Российского государственного социального университета в г. Советском

В статье рассмотрены сущность и экономическая природа предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предприниматель, предпринимательская деятельность, сущность.

ESSENCE AND ECONOMIC NATURE OF BUSINESS

Chernopyatov A., Ph.D. in Economics, associate professor of social and economic disciplines branch of Russian State Social University in Soviet The article deals with the essence and the economic nature of business.

Keywords: entrepreneur, entrepreneurship, self.

Предпринимательство - это особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства в целях создания новых видов товаров и услуг (экономических благ). Главным в предпринимательстве - умение и желание внедрять в производство новые виды продукта, передовые технологии, современные формы организации бизнеса. При этом всегда присутствует риск1. Предприниматель - индивидуум, на свой страх и риск занимающийся хозяйственной деятельностью. Предприниматель представляет собой центральный доминирующий субъект рыночного хозяйства, экономики. Введение в оборот термина «предприниматель» приписывается известному французскому экономисту Р. Кантильону (17231860), который рассматривал предпринимателя в отличие от рабочего, государственного служащего, получавших постоянное жалованье, как человека, действующего на свой страх и риск для получения непостоянного дохода. Предприниматель осуществляет процессы производства и обмена, по большей части приобретая товары по определенной цене с намерением перепродать их по более высокой цене, которая в силу самой природы рынка не может быть фиксированной и отличается неопределенностью. Достаточно показательным является тот факт, что на первый план Р. Кантильон выдвигал торговлю, причем наряду с ремесленником, крестьянином и торговцем в категорию «предприниматель» он включал нищих и разбойников.

Во времена А. Смита предприниматель стал рассматриваться в качестве собственника капитала, берущего на себя ответственность и риск хозяйствования. По замечанию Ж.Б. Сэя (1767-1832), предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности. Ж.Б. Сэй включал в функцию предпринимателя соединение факторов производства - капитала и труда, сбор информации и накопление опыта, принятие решений, запуск и осуществление производственного процесса. В целом он определял предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства.

Й. Шумпетер (1883-1950) выдвинул теорию, согласно которой двигателем экономического развития, которое он мыслил как циклический процесс структурных изменений, рождающихся внутри экономики, является инновационная деятельность предпринимателя, что полностью подтвердилось в результате исследований. Предприниматель - агент, реализующий все новые и новые комбинации факторов производства (за счет обновления товарной продукции, поиска новых рынков). При этом предпринимателю постоянно приходится преодолевать инерцию, в том числе собственную, связанную с его привычками и укоренившимися традициями. Главным негативным фактором выступает сопротивление внешней среды, поэтому новаторство предпринимателя выступает и источником общего движения, и конституирующим фактором.

Дж. Кейнс (1883-1946) называет предпринимателя хозяйственником, который оперирует не столько рациональной калькуляцией или новаторством, сколько набором своих психологических качеств (умением определить оптимальное соотношение между потреблением и сбережением, способностью к риску и т.д.).

Логику действий предпринимателя при реализации предпринимательской идеи можно представить в виде схемы (см.рис.1).

Предприниматель

Теоретические предпосылки (зарождение идеи)

Оценка реальности перевода идеи из теоретической в практическую плоскость (первичная экспертиза)

Попытка внедрения идеи на практике, учет ситуации и условии на рынке, аналитическая обработка рыночной информации

Проведение исследований (производственные и трансакционные издержки, прибыль) с целью выявления эффекта

Экспертная оценка полученной рыночной информации и результатов экономических расчетов

Принятие предпринимательского решения

Практическая реализация предпринимательской идеи, имеющей реальное воплощение совместно с социальной, экологической, коммерческой и другими средами

Рис.1 Реализация предпринимательской идеи Источник: Составлено автором

Для того, чтобы понять, саму суть предпринимательства, особенно в России, необходимо совершить краткий исторический экскурс и показать развитие предпринимательства в России, такие знания могут помочь через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь и возможно избежать некоторых ошибок. По свидетельствам историков, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития2.

Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Россия относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и на административные методы. В экономике Царской России государство играло чрезвычайно огромную роль. Главный упор делалась не на свободу предпринимательства, например,

как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования. В дореформенный период (1861 г.) государство, оставаясь абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации.

К началу реформ (1861 г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов - Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865 г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.

К началу ХХ века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX в,), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ в. в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой сахарорафинадное.

На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Если в 1890 г. крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. рублей и более преобладали в 8 отраслях, то всего, лишь через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83,1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства сопровождались резким сокращением общего количества предпринимательских единиц: с 31799 в 1890 г. до 24572 в 1908 г.3. Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты.

В целом предпринимательство во второй половине XIX в. -начале XX в. получило наибольшие в России возможности развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии «под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости». Тем более, что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, - и все это в гораздо больших объемах, чем при нормальных экономических отношениях. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства - в конце XIX в. - начале XX в.

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпри-

нимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода - как форма эксплуатации рабочего класса. Во - вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В - третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов4.

Эти выводы верны не для любой экономики, а лишь для той, которая действует при административно-командной системе, где народное хозяйство рассматривается как одна фабрика, а партийно-государственный центр - как единственный собственник и предприниматель. Поэтому во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. Введение хлебной монополии государства подрывало конкуренцию между производителями сельхозпродукции. Монопольное положение государства, централизация, лишение самостоятельности производителей, устранение конкуренции между ними, все это тормозило развитие предпринимательства. Однако, говорить, что предпринимательские отношения в те годы не существовали будет неправильно. Предпринимательской деятельностью продолжало заниматься немалое количество мелких и средних самостоятельных (частных) хозяев. Одни из них относились к “бывшим”, другие в условиях мелкотоварного сектора экономики только нарождались. Тем не менее, сфера предпринимательской деятельности постоянно сужалась. Государство проводило свою политику последовательно и бескомпромиссно.

Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование. Уйдя “в тень”, предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого” бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала.

Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики. Если в начале 60-х годов ее годовой объем в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей. По имеющимся расчетам, в настоящее время в сфере нелегального сектора экономики задействовано около 30 млн. человек, что составляет более 20% общей численности занятых в народном хозяйстве.

В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Во второй половине 80-х годов стали возрождаться некогда

1См.: Большая экономическая энциклопедия. -М.:Эксмо,2007.-816с.

2См.: Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М., 1998.

3 См.: Раку Ю.И. Из истории предпринимательства.// Предприниматель, № 1-2, 1992.

4См.:Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. - СПб, СПб ГУ, 1995.

забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность.

Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 80х годов в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно - командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство.

Термин “предпринимательская деятельность” или “предпринимательство”, употребляют, когда имеют дело не с традиционным бизнесом, а с новаторской инновационной деятельностью в бизнесе. По мнению американского экономиста Й. Шумпетера, предприниматель - это субъект, несущий в себе “созидательное разрушение”. Согласно исследованиям, предпринимателями могут быть не более 5% людей от общего количества. Благодаря предпринимательской инициативе, создаются новые продукты и услуги, внедряются новые способы производства и формы его организации, задействуются новые сферы приложения труда и не существовавшие потребности, открываются новые рынки. Главное состоит в том, что предпринимательство выступает наиболее низкозатратным фактором развития материальной культуры общества. Этим, собственно, и объясняется столь значительный интерес к нему в настоящее время. Тем не менее, рассматривать предпринимательство в качестве некой самопроизводительной силы было бы ошибкой. Как свидетельствует практика, результативность предпринимательства и оказываемое им прогрессивное влияние существенно различаются как во времени, так и в пространстве. Это говорит о том, что функциональная среда предпринимательства сама является продуктом экономического развития общества, то есть тех специфических условий, в которых оно осуществляется5.

Несмотря на то, что определение предпринимательству было дано около двух веков назад, оно существовало много тысячелетий в хозяйственной жизни общества, но преградой для его развития было догматическое христианское учение с печатью морально-этической неполноценности предпринимательской деятельности. Реалии времени изменили роль предпринимательства в общественной жизни и соответственно его социальную оценку. В связи с переходом от патриархального к индустриальному типу производства, когда рациональное использование ресурсов и новаторство становятся факторами устойчивого экономического роста, общественное восприятие предпринимательской деятельности становится более адекватным и связывается с рационализаторской деятельностью. С переходом к научно-техническому прогрессу предпринимательство рассматривается в качестве творческой деятельности и

движущей силы. Конечно, несправедливо только акцентировать внимание лишь на приобретательской мотивации предпринимательства, упуская из виду выполняемую им созидательную работу, но и было бы ошибкой видеть в предпринимательстве некую подвижническую деятельность.

В сущности, специфика предпринимательства, как явления хозяйственной деятельности, выражается в непрерывно осуществляемой цепи обменных операций. В обмене предпринимательство и идентифицирует себя как особый тип хозяйственного поведения. Во-первых, обмен выступает исходным и конечным пунктами предпринимательства. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. Соответственно, изменение условий обмена обуславливает модификацию его поведения. Между тем, обмен становится источником предпринимательства только тогда, когда превращается в непрерывное звено хозяйствования, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Поэтому предпринимательство следует рассматривать в качестве исторической категории, а его генезис связывать с развитием рыночного хозяйства, продуктом которого оно и является. Поэтому, говоря о взаимодействии предпринимательства и окружающей среды, можно утверждать, что развитие рыночного хозяйства играет роль мотиватора изменений в предпринимательстве -масштабов и сфер приложения, организационных форм и предпринимательских функций, то есть преобразовательная функция предпринимателя есть процесс приспособления к среде. Особенно это актуально для российской экономики, насквозь пронизанной коррупционностью и зависящей от представителей власти6.

Рассматривая экономическую природу предпринимательства с данных позиций, можно обнаружить, что принимаемые в качестве его сущностных черт инициатива, комбинирование факторами производства, риски, новаторство на деле отражают лишь различные стороны деятельности предпринимателя и должны рассматриваться лишь в качестве признаков предпринимательства, причем происходящих не из свойств человеческого характера, а имеющих преимущественно экономическую природу. Так предпринимательская инициатива есть лишь следствие стремления обратить рыночную неопределенность в свою пользу, и принятие рисков связано не склонностью к нему, а возможностью получения выгоды. Когда формой осуществления хозяйственной деятельности становится предприятие, поиск лучших альтернатив преодоления рыночной неопределенности связывается с комбинированием факторами производства, а само предпринимательство ассоциируется с “духом рационализма”, суть которого в противопоставлении рыночной неопределенности планомерно работающей организации7. Как бы, не зависело новаторство от творческого потенциала личности, содержательная его сторона определяется целями хозяйствования.

5См.:Рэй Д. Роль предпринимательства в экономическом развитии.//В реф. сб.: Предпринимательство в промышленно развитых странах. М.: 1992. -С.17.

6 См.:А. Мартынов. Общенациональная стратегия развития России: Проблема реализации.//Общество и экономика. 2009. №3.-С16-17.

7 См.:Коуз. Р.Г. Природа фирмы. . - С.35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.