венных вузах открываются ассистентура-стажировка, в большинстве театральных и ряде институтов культуры - аспирантура в области театрального искусства.
В начале 2000-х гг. по специальностям «народное художественное творчество (хореография)», «преподаватель хореографических дисциплин, хореограф-постановщик», «хореографическое искусство», «педагогика хореографии», «режиссура хореографии»,
«хореограф, балетмейстер-постановщик» в 36 вузах РФ обучалось около 5000 студентов.
По многим причинам непрофильным вузам, где существуют хореографические отделения, трудно удержать высокий профессиональный уровень. Не следует также забывать, что хореографическое образование -узкая сфера, своеобразная «статистическая погрешность» в образовательной системе страны. Число артистов балета невелико, еще меньше тех, кто после окончания трудовой деятельности в театре хотел бы заниматься педагогической деятельностью, поэтому для того, чтобы выжить, непрофильные вузы вынуждены принимать людей без базового восьмилетнего образования и предшествующего стажа работы в балетной труппе. Эти недочеты ведут, с одной стороны, к увеличению числа малоквалифицированных специалистов, а с другой - сближают балетное образование с народно-художественным. Происходит постепенное размывание границ между искусством академическим и народным. Целью образования становится само
образование, а не воспитание специалиста для обеспечения потребностей работодателя.
Безусловно, модернизация системы хореографического образования в целях достижения ее качественного соответствия перспективам развития страны и всей системы общего и высшего профессионального образования России, активно входящей в мировое образовательное сообщество, требует как научно-методического, так и организационнометодического обеспечения инновационных преобразований. Это значит, что наряду с содержательными переменами требуются и организационно-структурные преобразования в системе подготовки современного специалиста, а также поиск новых форм и методических приемов на всех этапах этой работы -довузовской, вузовской и поствузовской.
1. Старикова Л.М. Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны: Документальная хроника, 1741-1750: в 2 ч. М., 2003. Вып. 2. С. 26.
2. Русский балет: энциклопедия / гл. ред.
Е.Л. Белова. М., 1997. С. 53.
3. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России. СПб., 1913. С. 345.
4. Соллертинский ИИ Статьи о балете. Л., 1973. С. 58-59.
5. История художественного образования в России XX века. Т. 1 / под ред. Ю.В. Голобокова. М., 2002. С. 234.
Поступила в редакцию 20.02.2007 г.
СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕРВИСА
Н.В. Маркова
Markova N.V. The essence of artistic and pedagogical personality orientation of an education service specialist. The author managed to reveal professionally significant personality features of education service specialists having artistic and technological education, necessary for successful research activity.
Становление личности студента как специалиста в профессиональной подготовке в высшей школе связано с формированием направленности на будущую профессиональную деятельность. Это обстоятельство заставляет нас определить основные позиции в по-
нимании направленности личности, а также формировании художественно-педагогической направленности специалиста образовательного сервиса, получающего базовое художественно-технологическое образование.
Направленность следует рассматривать как основной структурный элемент личности специалиста образовательного сервиса, определяющий ее целеустремленность, характер деятельности, ценностную ориентацию. Педагогическая наука в решении проблем, связанных с развитием профессиональной направленности личности специалиста образовательного сервиса, изучением его исследовательской деятельности, опирается на фундаментальные положения психологии и педагогики.
Направленность личности специалиста образовательного сервиса (по художественно-графическому, дизайнерскому, рекламному, декоративно-прикладному, ювелирному направлениям специальной художественнотехнологической подготовки) в вузе связана, прежде всего, с познавательной деятельностью, проявляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях в области изобразительного искусства и графики.
Изучение направленности личности широко представлено в работах С. Л. Рубинштейна, где он раскрыл сущность направленности, порождение потребности в чем-то, находящемся вне индивида, как взаимоотношение внутреннего и внешнего. В психологическом механизме формирования направленности решающее значение приобретает зависимость между внутренним и внешним, которая устанавливается, направляясь извне внутрь, т. е. когда общественно значимые цели и задачи воспитания, становясь и личностно значимыми для будущего специалиста, порождают в нем соответствующую направленность.
Проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами.
Направленность включает два тесно связанных между собой момента: а) предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет; б) напряжение, которое при этом возникает.
В то же время, мы считаем, что личность человека определяется через триединство -чего он хочет, что для него имеет привлекательность (это направленность как мотива-
ционно-потребностная система личности человека, ценности, установки, идеалы), что может он сам (это его способности, дарования), наконец, что есть сам человек, т. е. что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере. В этом триединстве соединены и динамические характеристики личности человека (направленность, мотивы) и ее устойчивые качества, характер и способности. Направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником ее разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием. Личность человека как субъект вырабатывает способ соединения своих желаний, мотивов со способностями в соответствии со своим характером в процессе их реализации в жизни, соответственно ее целям и обстоятельствам.
В целом С.Л. Рубинштейн,
А.Н. Леонтьев, Л.П. Божович, К.К. Платонов дают близкое по содержанию определение направленности личности, которое понимается как одна из подструктур личности, являющаяся ее высшем уровнем, включающая ряд форм и качеств: влечение, интересы, склонности, идеалы, желания, убеждения, широта, уровень, устойчивость, интенсивность, действенность. Направленность в своем развитии имеет некую уровневость: на низкой стадии развития направленность проявляется в форме влечений, желаний, а на более высокой стадии развития - в форме интересов, склонностей, убеждений.
От направленности личности зависят свойства характера и даже развитие способностей. От направленности личности зависит ее социальная и нравственная ценность.
Нам представляется важным то, что понятие направленности включает в себя: профессиональную позицию, профессиональноценностные ориентации, мотивы, профессиональное самоопределение, признание и педагогический идеал. Это вполне правомочно, поскольку данная позиция отвечает требованиям профессиональной подготовки специалистов и отражает комплексную, конкретную специальную подготовку и становление художественно-педагогической направленности личности специалистов обра-
зовательного сервиса по различным специальностям.
Следует отметить, что во всех приведенных выше определениях подчеркиваются такие свойства направленности личности, как избирательность и побудительная активность. Это объясняется тем, что направленность, входящая в структуру личности, рассматривается в качестве специфически ориентированного личностного побудителя деятельности.
Формирование профессиональной направленности личности будущего специалиста образовательного сервиса является одной из главных задач вуза, имеющего художественно-технологический профиль подготовки.
Конкретизация понятия художественнопедагогической направленности личности будущего специалиста образовательного сервиса в педагогических исследованиях не получили должного теоретического изучения. Частично в педагогических вузах в некоторых текстах методического характера использовались понятия направленности на педагогическую деятельность в связи с формированием эстетической культуры, художественно-творческой деятельности, дизайнерской деятельности, как правило, только в контексте предметной области художественных, культурологических, методических дисциплин. На основе теоретического анализа исследований Ю.Ф. Катхановой, В.К. Лебедко,
B.C. Кузина, Е.П. Михеевой, Е.В. Шорохова, Н.К. Шабанова, A.C. Хворостова группа этих понятий определена как целостная система дефиниций, связанных с переосмыслением задач художественной подготовки художни-ка-педагога и содержания предметной области специальных художественных дисциплин в деятельностном подходе (как частный случай это переосмысление задач можно рассматривать с позиций подготовки специалиста образовательного сервиса с базовым художественно-технологическим образованием).
В педагогической литературе профессиональная направленность рассматривается как одно из структурных образований личности, означающее достаточную осознанную и эмоциональную выраженную ориентацию на определенный род и вид профессиональной деятельности. Наиболее активной формой профессиональной направленности является склонность (она не содержит в себе самого
действия, а является лишь психологической направленностью, способной привести к интересу).
Профессиональная направленность - это одно из ведущих интегральных качеств личности, где взаимодействуют профессиональные намерения, профессиональные интересы и склонности, а также мотивы выбора и получения профессии. Под профессиональной направленностью мы понимаем:
- ценностное отношение к профессии и ее содержанию;
- наличие профессиональных интересов;
- желание заниматься конкретной профессиональной деятельностью;
- принятие и понимание целей и задач профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.
Идеалы, установки, интересы автор относит к личностным чертам и критериальным показателям устойчивой профессиональной направленности.
Профессиональную направленность мы определяем как качество личности студентов художественно-технологического факультета, включающее в себя профессиональные мотивы, интересы и склонности, выражающие отношение личности к профессии специалиста образовательного сервиса, формирующиеся под воздействием исследовательской деятельности и художественно-творческой образовательной среды, обеспечивающие успешность освоения будущей профессиональной деятельности.
Поэтому ведущим качеством личности, составляющим качественную характеристику будущего специалиста образовательного сервиса, мы считаем его профессиональную направленность, которая интегрирует специально-художественную и художественнопедагогическую направленности.
Если исходить из того, что целостность личности определяется ее направленностью, а идеалы студентов сориентированы на профессию специалиста образовательного сервиса, то их ведущим интегральным качеством является художественно-педагогическая направленность. Структурными компонентами художественно-педагогической направленности мы считаем профессиональные намерения (цель выбора жизненного пути), интересы и склонности к педагогической деятельности (как база их реализации) и моти-
вационную сферу (как обоснование выбора художестевенно-творческой деятельности).
Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что художественнопедагогическая направленность - это интеграция художественно-творческих и педагогических намерений, интересов и склонностей к изобразительной и педагогической деятельности, а также мотивов выбора и получения профессии по специализации образовательного сервиса, связанного с изобразительным искусством, дизайном и графикой.
Художественно-педагогическую направленность мы определяем как ведущее качество личности студентов художественнотехнологического факультета, включающее в себя художественно-творческие, культурологические, эстетические и профессиональнопедагогические мотивы, интересы и склонности, выражающие отношение к сохранению и развитию традиций отечественной культуры, эстетическому воспитанию молодежи, к решению художественно-творческих задач, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности в образовательной среде, обеспечивающие успешность процесса освоения будущей профессиональной деятельности.
Для определения содержания процесса развития профессиональной направленности будущих специалистов образовательного сервиса необходимо выделить их значимые свойства и качества личности, необходимые для осуществления исследовательской деятельности.
В научно-педагогической литературе понятия «свойство» и «качество» в изучении личности учителя довольно часто неразделимы. Тем не менее, эти понятия в рассмотрении этого вопроса следует различать относительно друг друга.
Следует отметить, что в научно-педагогической литературе проблема разработки модели специалиста рассматривалась приме-
нительно к построению модели некоторых специальностей. Мы считаем, что необходимо определить следующие социально и профессионально важные качества педагога:
• направленность: профессиональная
позиция, профессиональные ценностные ориентации, мотивы, профессиональное самоопределение, призвание и педагогический идеал;
• профессиональная компетентность: комплексы предметных и педагогических знаний и умений, индивидуальный опыт, педагогическое мастерство;
• профессионально-важные качества: активная жизненная позиция, динамизм, эмоциональность, организованность, коммуникативность, дидактичность, креативность, педагогический интеллект;
• психодинамические характеристики: активность, эмоциональная стабильность, темп реакции, скорость выработки условных рефлексов.
Исходя из данных нами определений, удалось выявить профессионально значимые свойства и качества личности специалистов образовательного сервиса с базовым художественно-технологическим образованием, необходимые для успешного осуществления исследовательской деятельности.
Наиболее значимыми из них мы считаем:
• художественно-технологическую направленность (профессиональное мастерство в художественно-творческой деятельности, интерес и изучение различных видов изобразительного искусства, народных художественных промыслов, традиции народного творчества и новых направлений в искусстве; интерес к изучению различных технологий в изобразительном искусстве, а также - к разработке новых технологий; рациональное отношение к специализированным и универсальным культурно-информационным технологиям в творческой деятельности.
• художественно-педагогическая направленность (потребность в педагогической деятельности, потребность в исследовательско-творческой деятельности, изучении педагогического процесса, педагогической деятельности с целью эстетического воспитания и художественно-творческого развития личности с целью повышения художественного уровня внедрения новых достижений психо-лого-педагогической науки в практику обу-
чения школьников, постановки педагогического эксперимента).
• креативность как способность творчески подходить к решению частно-методических проблем, поиск новых, нестандартных педагогических технологий, инновационных методик, реализующих эстетическое воспитание и саморазвитие творческой личности в контексте художественного образования молодежи.
• педагогическую направленность мышления на основе реализации принципа единства воспитательной, обучающей и развивающей составляющих компонентов художественного образования, опирающуюся на специальные знания методики обучения (видение возможностей выполнения обучаемыми учебных задач, деление заданий на определенные смысловые части, подбор учебных творческих заданий и задач в соответствии с возрастными особенностями учащихся, исследование и применение наиболее педагоги-
чески целесообразных, обучающих и развивающих методов, приемов и форм обучения).
Мы считаем, что необходимым качеством личности будущего специалиста образовательного сервиса является стремление творчески подходить к делу и повышать свою квалификацию. В связи с этим возрастает потребность в его творческой, исследовательской деятельности. Таким образом, вооружение специалиста образовательного сервиса необходимым объемом знаний и умений оказывается недостаточным, возникает необходимость формирования у него таких качеств, как владение методами познания, исследования, стремления к постоянному расширению своих знаний (непрерывному образованию) и творческому их применению в будущей профессиональной деятельности.
Поступила в редакцию 25.01.2007 г.
К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА
Т.Н. Данилова
Danilova T.N. On improvement of college teacher professional competence. The article considers the content of a college teacher professional competence and key competences as its components. The contradiction between the content of the existing programs of professional competence improvement in institutes of professional skill improvement and real needs of practicing teachers who carry out educational activity in the system of elementary and high vocational training is revealed. The modular program of courses of professional skill improvement of college teachers which promotes overcoming of the arisen contradiction is presented.
Сегодня со стороны государства большое внимание уделяется развитию системы начального и среднего профессионального образования. По мнению министра образования и науки А. Фурсенко, «через систему профессионального образования, через улучшение качества подготовки, через создание для людей возможности становиться более успешными в жизни мы способны решать значительное количество социальных проблем». В числе причин низкого качества подготовки в системе начального и среднего профессионального образования министр назвал «одинаковый набор программ» и их
«размытую структуру». И в качестве решения данной проблемы предложено воссоздать систему переподготовки и повышения квалификации преподавателей-практиков и мастеров производственного обучения, а также создать на базе ведущих колледжей систему подготовки специалистов по программе технического бакалавриата.
Бесспорно, воссоздание системы переподготовки и повышения профессиональной компетентности преподавателей-практиков начального и среднего профессионального образования - это необходимость, вызванная самой жизнью. В Тамбовской области это