УДК 336.64
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ NATURE OF FINANCIAL CONTROLLING AT ENTITY
М.Ш. Оганян M.Sh. Oganyan
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Проанализированы взгляды научных школ Германии и России на сущность финансового контроллинга на предприятии, современные тенденции развития рассматриваемой категории.
In the study author analyzed German and Russian scientific schools’ points of view on nature of financial controlling at entity, modern trends of considering category development.
Ключевые слова: менеджмент, финансовый контроллинг, психологические аспекты управления, информационное обеспечение, бизнес-процесс, координирующая функция, финансовый кризис, контроллинг персонала, стрессовая нагрузка на руководителей, изменение методологии, эффективность.
Key words: management, financial controlling, psychological aspects of management, information provision, business process, coordinating function, financial crisis, staff controlling, stress pressure on management, change of methodology, efficiency.
В современной теории менеджмента нет единого определения сущности контроллинга, тем более финансового. Большинство ученых признают, что это новая модель управления компанией, выработанная в результате изменения условий ведения бизнеса на протяжении длительного периода времени и обусловленная практикой современного менеджмента.
Весь процесс развития систем управления происходил на фоне роста частоты внешних изменений. Именно меняющаяся внешняя среда и экономические кризисы создавали необходимость изменять и развивать методы управления компаниями для их адаптации к новым условиям. Усиление давления со стороны внешней среды вызывает необходимость роста самоорганизации системы на соответствующих уровнях управления [1-4; 6; 8].
Исторически сложились два независимых направления в контроллинге: англо-саксонское (американское) и европейское (германское). Между этими подходами существуют различия не только концептуального, но и терминологического характера.
В области теоретико-методологических исследований контроллинга центром стала Германия. Теоретические исследования и их популяризация породили устойчивый спрос на услуги в области контроллинга, что стимулировало дальнейшее создание ряда науч-
ных и образовательных учреждений, таких как: Институт контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета (Controller-Institut zur Ausbildung in Untemehmensplanung und Rechnungswesen GmbH, Cauting), занимающийся подготовкой кадров в сфере планирования и учета, Академия контроллеров (1971 г.) (Controller Aka-demie); а также журнала Controller (1989 г.), популяризирующего основополагающие идеи в контроллинге.
Создание институциональных образований контроллинга позитивно отразилось на практической работе немецких предприятий, а дискуссия о необходимости внедрения контроллинга давно завершилось - более 90 % крупных предприятий Германии (свыше 5000 занятых) уже в 1974 г. располагали обособленным подразделением контроллинга.
В связи с достаточно продолжительным периодом развития категории контроллинга, национальными особенностями развития корпоративного управления, законодательства, а также различием мнений ученых разных стран не существует единого определения данной категории.
Представитель немецкой школы контроллинга Д. Хан говорит о том, что «контроллинг содействует достижению главной стоимостной (монетарной) цели предприятия - оптимиза-
© М.Ш. Оганян, 2013
ции финансового результата через максимизацию прибыли и ценности капитала при гарантированной ликвидности. Основные задачи контроллинга заключаются в информационном обеспечении ориентированных на результат процессов планирования, регулирования и контроля (мониторинга) на предприятии, в выполнении функций интеграции, системной организации и координации. Базу контроллинга составляют показатели производственного и финансового учета, по возможности организованные в банк технико-экономических данных» [10, с. 112].
Отсюда определение контроллинга - «информационное обеспечение ориентированного на результат управления предприятием», а концепцию контроллинга можно обозначить как «совокупность целей, задач, инструментов, субъектов и организационных структур» [10, с. 108]
Однако контроллинг является более комплексной и системной категорией, представляющей собой определенную взаимосвязанную совокупность действий, бизнес-процесс, со своим началом (связанным с оценкой текущей ситуации, постановкой целей и разработкой планов компании), этапом реализации и результатом (связанным с оценкой эффективности действующей системы управления и выполнения планов, изменением подходов к управлению компанией с целью повышения качества и результативности деятельности). Таким образом, контроллинг является системной категорией, охватывающей более широкий круг вопросов и представляющий собой внутрифирменный бизнес-процесс.
Лишь бизнес-процесс, обеспечивающий быстрое реагирование на изменение внешней и внутренней среды и изменяющий поведение фирмы для достижения целей компании, способен привести ее к поставленным целям.
Х.-Ю. Кюппер видит центральную проблему контроллинга в координации системы управления на предприятии. Необходимость функции координации вытекает из разделения системы управления на составляющие. Среди таких составляющих он выделяет: организацию, систему планирования и контроля, информационную систему, систему руководства персоналом, систему целей и принципы управления.
Выполняя координирующую функцию, контроллинг способствует тем самым достижению не одной цели деятельности предприятия, а системы целей. Причем стоимостным целям придается особое значение. Вместе с тем Кюп-пер отмечает, что при такой широкой интер-
претации контроллинга существует опасность того, что его задачи становятся всеохватывающими и не могут быть беспроблемно отделены от задач других подсистем управления (цит. по: [10, с. 112-113]).
Однако, говоря о том, что контроллинг заключается только в координации составляющих системы управления и это может служить залогом эффективного управления предприятием (за счет консолидации целей различных подсистем управления и функциональных областей компаний), нельзя не учитывать то, что, например, без аналитической функции контроллинг будет неполноценным.
Российские ученые стали активно изучать вопросы контроллинга в начале 90-х гг. XX в. в связи со сменой экономической парадигмы государства и актуализации знаний в сфере контроллинга.
По мнению известных российских экспертов в области контроллинга А.М. Карминского и С.Г. Фалько, «контроллинг - это и философия, и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе» [7, с. 8].
Данные авторы говорят о том, что контроллинг - это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В основе этой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (компании, банка и т. д.) в долгосрочной перспективе путем:
- адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
- согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
- координации и интеграции оперативных планов по бизнес-процессам;
- создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
- создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
- адаптации организационной структуры управления предприятием в целях повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды [7, с. 7].
Однако к определению коллектива отечественных авторов нужно добавить и то, что контроллинг, помимо адаптации только организационной структуры и стратегических це-
лей к изменяющимся условиям внешней среды, должен рассмотреть и все остальные составляющие бизнеса компании, а далее - корректировать необходимые нормы и правила работы в различных сферах.
Например, многие российские компании пострадали в период финансового кризиса 20072009 гг. из-за того, что неоперативно отреагировали на изменения на мировом рынке кредитных ресурсов. Негативные явления в американской экономике (основоположнице рассматриваемого кризиса) начались еще в 2007 г. с ряда дефолтов на рынке ипотечных ценных бумаг, это привело к крупным убыткам в банковской системе и даже банкротству одного из грандов мировой финансовой системы - банка Lehman Brothers, резкому падению доверия участников рынка друг к другу и росту спроса на кредитные ресурсы для покрытия убытков (а следовательно, и ставок по кредитам).
Финансовая сфера глобальна, поэтому кризис быстро распространился на европейскую банковскую систему, в которой активно заимствовали и рефинансировали кредиты крупные российские компании и банки.
В конце 2007 г. российским компаниям можно было бы пересматривать стратегию привлечения кредитных ресурсов и управления уже полученными, сокращать долговую нагрузку, пролонгировать краткосрочные кредиты, пока рынок еще позволял. Но практически ни одна крупная российская компания или банк не стали этого делать, пока в середине 2008 г. мировой финансовый кризис не поразил Россию, поставив многие благополучные в конце 2007 г. предприятия на грань банкротства.
И если бы не помощь государства (обладающего на тот момент значительными ресурсами), большинство предприятий и банков не удалось бы сохранить или они бы перешли к иностранным собственникам.
Таким образом, если бы в российских компаниях и банках эффективно функционировали службы контроллинга (а во многих их вообще не было и до сих пор нет), стратегия управления кредитными ресурсами в каждом из них была бы пересмотрена еще в 2007 г. и компании и банки более «мягко» вошли в кризис и, скорее всего, вышли бы без помощи государства.
То же самое можно сказать, например, о планировании сбыта и цен на продукцию. Многие предприятия были просто не готовы к резкому снижению цен на их продукцию и объема продаж в натуральном выражении (это касается и металлургического, и нефтегазового секторов, и рынка недвижимости и т. д.). Служ-
бы контроллинга должны были оперативно рекомендовать снижать расходы в соответствии с новыми условиями. Но лишь в конце 2008 г. компании и банки начали реагировать на кризис, причем резко (значительными сокращениями штатов, закрытием филиалов, снижением закупочных цен и т. д.).
Многие ученые в сфере управления (в том числе и упомянутые в работе) в своих исследованиях не рассматривают психологические аспекты процесса управления в целом и контроллинга в частности. Однако данные аспекты важны для целостного понимания финансового контроллинга.
Ученые, изучающие контроллинг персонала, - М.В. Каймакова, Ю.Г. Одегов и т. д. [5; 9] - ассоциируют его преимущественно с анализом и планированием чисто количественных показателей. Контроллинг, на их взгляд, распространяется на сферу управления персоналом и ее интеграцию с другими функциональными областями контроллинга. Психологические аспекты управления и их взаимосвязь с финансовым контроллингом не рассматриваются.
Однако при осуществлении финансового контроллинга как процесса, замыкающего весь процесс контроллинга и дающего экономическое обоснование мероприятий на предприятии, пренебрегать психологическими аспектами управления предприятием (сопутствующими из всех функциональных областей контроллинга преимущественно финансовому контроллингу в хронологическом и логическом плане) нельзя.
Поэтому, ввиду того, что взаимосвязь с финансовым контроллингом достаточно тесная (как в логическом и хронологическом планах, так и потому, что именно при принятии и реализации финансовых решений создается основная психологическая нагрузка на руководителя и возникает ответственность за принятые решения), психологические аспекты управления целесообразно включить в систему контроллинга, в частности - в систему финансового контроллинга.
Данная составляющая финансового контроллинга должна акцентировать внимание преимущественно на психологическом сопровождении менеджеров (и собственников, активно участвующих в процессе управления компанией). Кроме того, в рамках факторного анализа необходим мониторинг и прогнозирование влияния тех или иных управленческих решений на работников компании, на их моральное состояние, так как это существенно влияет на финансовые показатели.
На самом деле контроллер, консультируя менеджера, осуществляет и психологическую поддержку. Для большинства руководителей легче принимать решения, когда оно выработано совместной работой (пусть даже и двух человек - менеджера и контроллера), даже когда полную ответственность несет только он сам. Не зря большинство топ-менеджеров в штате имеют советников, которые зачастую (осознанно или нет) берут эту функцию на себя.
Кроме того, основная ответственность (прежде всего юридическая и перед участниками компании) руководителей возникает именно при проведении финансовых операций и совершении сделок.
Соответственно, принятие решения о той или иной финансовой транзакции (получение крупного кредита для стратегического развития компании и т. д.) создает определенное психологическое напряжение у менеджера. Контроллер должен учитывать это при предложении тех или иных решений, создавать психологически комфортные условия работы менеджера. Именно контроллер, работающий в связке с менеджером, как никто другой понимает объем нагрузки на руководителя, его стрессоустойчи-вость, расположенность к тому или иному типу поведения.
Например, не все менеджеры расположены к агрессивному и рискованному поведению на рынке «на грани фола» ввиду своих личностных качеств. Они могут не выдержать ежедневного балансирования между «большими перспективами» и «крахом» (в случае даже одного неправильно принятого решения по ходу реализации планов или существенного несоответствия реалиям рынка реализовываемого сценария развития).
Значимость психологической составляющей финансового контроллинга обусловлена еще и тем, что в современном мире значительно повысилась стрессовая нагрузка на руководителей. Это связано с ускорением бизнес-процессов, необходимостью принимать большое количество ответственных решений в ежедневном режиме, отсутствием свободного времени.
Резюмируя вышесказанное, автор работы определил свой взгляд на сущность рассматриваемой в работе категории.
Финансовый контроллинг - это внутрифирменный бизнес-процесс, направленный на достижение конечных целей предприятия, включающий анализ, информационное обеспечение, планирование и контроль, а также изменение методологии управления и поведения
компании (при необходимости) и учет психологических аспектов менеджмента.
Подводя итоги, отметим, что финансовый контроллинг - достаточно молодая категория в системе менеджмента, эволюционирующая по мере развития мирового бизнеса, усложнения и ускорения глобальных процессов.
Таким образом, нет единого определения данной категории со стороны ведущих мировых ученых, но в целом можно говорить о том, что по сути контроллинг - это внутрифирменный консолидирующий и корректирующий бизнес-процесс, который гибко реагирует на изменения внешней и внутренней среды, регулирует процесс управления, в том числе и с учетом психологических аспектов, с целью обеспечения эффективности работы предприятия и достижения целей.
1. Гришунин С. В. Разработка и внедрение системы стратегического контроллинга на промышленном предприятии : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 1999.
2. Дайле А. Практика контроллинга. - М. : Финансы и статистика, 2001. - 336 с.
3. Иванов Н. Н. Контроллинг и управленческий учет : учеб. пособие. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 1997. - 147 с.
4. Ивашкевич В. Б., Зайцев С. Н. Контроллинг на предприятиях Федеративной Республики Германии // Бухгалтерский учет. - 1996.
- № 10. - С. 12-18.
5. Каймакова М. В. Анализ использования человеческих ресурсов : текст лекций. -Ульяновск : УлГТУ, 2008. 80 с.
6. Карминский А. М., Оленев Н. И., Примак А. Г., Фалько С. Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 256 с.
7. Карминский А. М., Фалько С. Г., Жева-га А. А., Иванова Н. Ю. Контроллинг : учебник.
- М. : Финансы и статистика, 2006. - 336 с.
8. Контроллинг как инструмент управления предприятием / под ред. Н. Г. Данилочки-ной. - М. : ЮНИТИ, 2001. - 279 с.
9. Одегов Ю. Г., Никонова Т. В. Аудит и контроллинг персонала : учебник. - М. : Экзамен, 2002. - 448 с.
10. Хан Д. Планирование и контроль: концепции контроллинга : пер. с нем. / под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. - М. : Финансы и статистика, 1997. -800 с.