Научная статья на тему 'Сущность, факторы развития и основные функции урботуризма'

Сущность, факторы развития и основные функции урботуризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
900
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБОТУРИЗМ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ТУРИЗМ / ПЕРЦЕПЦИЯ ГОРОДОВ / ТУРИСТСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРОДОВ / ФУНКЦИИ УРБОТУРИЗМА / URBAN TOURISM / SPECIALIZED TOURISM / CITIES PERCEPTION / CLASSIFCATION OF CITIES FOR TOURISM / FUNCTIONS OF URBAN TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гладкий Александр Виталиевич

Раскрыта сущность и ключевые методические положения урботуризма как ведущего направления специализированного туризма. Исследованы теоретические предпосылки возникновения урботуристического направления в концепциях западноевропейских и российских авторов. Дано определение урботуризма как особого вида специализированного туризма, ориентированного на комплексное использование различных ресурсов городов с целью формирования специфического представления об их среде и создания комплексного туристского продукта. Рассмотрены составные части урботуризма, выделены основные направления его развития в узком (перцепционном) и широком (отраслевом) понимании этой категории. Раскрыты внешние и внутренние факторы организации и развития ур-ботуризма. Наиболее значительную роль в первой группе играют природно-климатические и культурно-исторические, а во второй материально-технические и инфраструктурные. Подана перцепционная классификация городов центров туризма. Выделено две группы городов. В первой группе специфический образ города выполняет основную функцию для развития туризма. Во второй группе образ города чётко не проявляется, а туристы в основном ориентированы на использование отдельных узкоспециализированных туристских услуг. Раскрыты основные туристские функции городов мира, а также их восприятие урботуристами. Выделены культурно-познавательные, религиозные, курортно-рекреационные, л ечебно-оздоровительные, развлекательные, деловые событийные, конгрессные и выставочные функции. Проанализированы особенности брендинга городов и формирования их образа среди туристов. Охарактеризована взаимосвязь урботуризма с проведением шо-пинг-туров, а также с образовательным и экстремальным туризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE, DEVELOPMENT FACTORS AND THE MAIN FUNCTIONS OF URBAN TOURISM

The article explores the essence and the key methodological fundamentals of urban tourism as a leading branch of specialized tourism. The article systemizes theoretical preconditions of urban tourism development proposed by Western European and Russian scientists. The defnition of urban tourism as a special type of specialized tourism is defned. Evidently, urban tourism is based on the integrated usage of various urban resources. The different parts of urban tourism are explored. The basic directions of its development in a close (perceptual) and wide (branch) point of view are investigated. The external and internal factors of urban tourism organization and development are disclosed. The most signifcant role in the frst group of factors belongs to climatic and historic factors as well as in the second group to the logistical and infrastructure ones. The author proposes a perceptual classifcation of urban tourism centers. We defne two groups of cities. In the frst group a specifc city image performs the basic function of tourism development. In the second group a city image is not clearly evident, but tourists are mainly focused on the usage of certain highly specialized tourist services. The author reveals the basic functions of tourist cities in the world, as well as their perception of urbotourists. The article highlights cultural, educational, religious, therapeutic, recreational, business related, congress and exhibition functions. The author analyzes the features of the branding of cities and their image among tourists. The links of urban tourism with shopping tours as well as with educational and extreme tourism are investigated.

Текст научной работы на тему «Сущность, факторы развития и основные функции урботуризма»

ТУРИЗМ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

УДК 379.85

А. В. Гладкий

СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

УРБОТУРИЗМА

Раскрыта сущность и ключевые методические положения урботуризма как ведущего направления специализированного туризма. Исследованы теоретические предпосылки возникновения урботуристического направления в концепциях западноевропейских и российских авторов. Дано определение урботуризма как особого вида специализированного туризма, ориентированного на комплексное использование различных ресурсов городов с целью формирования специфического представления об их среде и создания комплексного туристского продукта.

Рассмотрены составные части урботуризма, выделены основные направления его развития в узком (перцепционном) и широком (отраслевом) понимании этой категории. Раскрыты внешние и внутренние факторы организации и развития ур-ботуризма. Наиболее значительную роль в первой группе играют природно-климатические и культурно-исторические, а во второй — материально-технические и инфраструктурные.

Подана перцепционная классификация городов — центров туризма. Выделено две группы городов. В первой группе специфический образ города выполняет основную функцию для развития туризма. Во второй группе образ города чётко не проявляется, а туристы в основном ориентированы на использование отдельных узкоспециализированных туристских услуг.

Раскрыты основные туристские функции городов мира, а также их восприятие урботуристами. Выделены культурно-познавательные, религиозные, курортно-рекреационные, лечебно-оздоровительные, развлекательные, деловые событийные, конгрессные и выставочные функции.

Проанализированы особенности брендинга городов и формирования их образа среди туристов. Охарактеризована взаимосвязь урботуризма с проведением шо-пинг-туров, а также с образовательным и экстремальным туризмом.

Ключевые слова: урботуризм, специализированный туризм, перцепция городов, туристская классификация городов, функции урботуризма.

Вступление. Ключевые положения исследования. Урботуризм является относительно новым направлением развития туристской сферы, несмотря на то, что подобное явление сформировалось очень давно. Акцентируя внимание на курор-тно-рекреационных и оздоровительных видах туристской деятельности, походах и путешествиях, исследователи уделяли незначительное внимание развитию туризма в городах, закрепляя за ним преимущественно культурно-познавательные и тран-зитно-инфраструктурные функции, не признавая за ним права на отраслевую обособленность и организационную самостоятельность. До конца ХХ в. так и не была

выработана сущностная концепция урботуризма, не были сформулированы отдельные постулаты его функциональных, структурных, методических, перцепционных особенностей. Отдельные исследования в области урботуризма проводились в Германии в 80-х гг. прошлого века (Гартмут Лезер, Генрих Нойенфельдт и Олаф Розе), Великобритании (Даниэль Клук и Кристиан Кестер) и России (Ю. Н. Голубчиков, В. Л. Глазычев, В. А. Филин, Т. С. Рыжова, И. В. Тулиганова). Однако, комплексного анализа сущности урботуризма, его функций и факторов развития, основных компонентов и ресурсов ещё детально не проводилось.

Сущность урботуризма. Его составные части. Туризм как явление сформировался и развивается преимущественно в среде городской культуры и городского образа жизни. Именно городские жители, благодаря специфическим особенностям городской среды, сформировавшей ощущения индивидуализма и стремление к познанию нового, освободившей людей от сезонной рутинной работы и обязанностей по содержанию хозяйства, сформировали активное отношение человека к туристским поездкам как внутри государства, так и на международном уровне. Туризм как временная смена места пребывания с познавательной, культурной, религиозной, рекреационной, коммерческой, деловой целью мог сформироваться исключительно в городах, наделённых в той или иной мере всеми перечисленными выше функциями. Функции эти имеют разный генезис, интенсивность проявления, характер протекания, они наделены рядом природных, социальных, экономических особенностей, которые существенно разнятся в различных городских населённых пунктах. Именно эта разница их восприятия, а также разница в проявлениях и эффектах является главной движущей силой развития урботуризма.

Ещё с античных времён сохранились сведения о путешествиях между городами Древней Греции и Рима, которые носили преимущественно торгово-коммер-ческий и политико-исследовательский характер, а также зачастую сопровождались посещением различных сакральных мест (паломничеством), рекреационно-оздо-ровительными и развлекательными мероприятиями. В первом случае стоит лишь вспомнить «Письма с Понта» Публия Овидия Назона, а во втором — знаменитые гладиаторские состязания в Риме, которые собирали зрителей из разных уголков империи, или известные римские курорты в городах Кумы и Байи, о которых так образно писал Гай Юний Ювенал в своих «Сатирах».

Первые организованные туристские путешествия, как правило, носили характер паломничества к святым сакральным местам, где находились культовые предметы и сооружения, проживали выдающиеся религиозные деятели, происходили массовые религиозные мероприятия. Как правило, эти сакральные места находились в городах или отдельных поселениях верующих (при монастырях, церквях, общинах). Даже первое туристское путешествие Томаса Кука в 1841 г., имевшее, между прочим, паломнический характер и ставшее общепризнанной классикой, произошло в Англии между городами Лейстер и Лафборо. Путешествия между городами становились всё более интенсивными и регулярными с развитием капиталистических отношений. Преимущественно это происходило за счёт активизации деловых и торгово-коммер-ческих поездок. Кроме того, в связи с развитием внешнеэкономических отношений, люди стали стремиться к более глубоким исследованиям культурной, исторической, религиозной, бытовой жизни друг друга. Они стремятся понять внутренние силы, побуждающие устремления своих друзей, знакомых, коммерческих и торговых пар-

тнёров, стремятся ощутить «душу города», осознать «образ города», почувствовать надежды и чаяния его жителей, характер и стиль жизни, его modus vivendi1.

Понимание сущности «урботуризма» возникло в Европе лишь в 1980 г. в Германии. Выдающиеся экономисты и географы Гартмут Лезер, Генрих Нойенфельдт и Олаф Розе (Hartmut Leser, Henrike Neuenfeldt, Olaf Rose) предложили ввести в обиход понятие «урботуризм» (Städtetourismus — нем.). Его рассматривали как основу для выделения особого вида туристской деятельности, связанной с посещением городов в познавательных, коммерческих и культурно-развлекательных целях. Так, в словаре Г. Лезера (1997 г.) сказано: «Урботуризм представляет собой краткосрочное (обычно 1-4 дня) посещение города по следующим причинам: интерес к истории или искусству города, интерес к посещению событий и приобретению различных видов товаров в данном городе. Городское путешествие происходит как индивидуально, так и в группе. Часто городское путешествие проводится в форме экскурсии на выходных» [9].

Генрих Нойенфельдт и Олаф Розе существенно расширили взгляды Гартмута Ле-зера. По их мнению, туристы могут посещать город как по личным причинам (чтобы полюбоваться красотой города, почувствовать образ, «душу» города), так и по иным обстоятельствам. Во втором случае, урботуризм эффективно совмещается с «экскурсионными турами для осмотра достопримечательностей, событийным туризмом, посещением города с целью провести в нём вечер, посещением города с целью покупок, индивидуальными путешествиями с деловой целью, посещением города с целью присутствия на заседании, посещением конгрессов и конференций, посещением ярмарок, посещением города с оздоровительной целью, паломничеством» [8; 10].

Позже Даниэль Клук и Кристиан Кестер (Daniel Kluck, Christian Koester) существенно конкретизировали и систематизировали определения урботуризма, связав посещение городов с культурно-познавательными целями туристов, различными городскими событиями и личными/корпоративными бизнес-интересами [8].

Таким образом, широкий взгляд на урботуризм включает в себя целый ряд компонентов, связанных по своей цели путешествия с другими видами туризма. Во всём разнообразии городских функций, обусловленных спецификой высококоммуникативной и функциональной интенсивной среды, повышенной концентрирован-ностью, модульностью и разносторонностью, цели и задачи туристов часто пересекаются и накладываются друг на друга. Это обуславливает повышенный интерес к урботуризму со стороны потенциальных путешественников, попадающих в окружение целого конгломерата разновекторных целей и усилий, обладающих повышенной атрактивностью именно в силу распределённой интегративности. В стремлении получить цельный и одновременно глубоко диверсифицированный набор услуг туристы посещают различные города, разнопланово пользуясь всеми преимуществами урбанизированной среды, его культурно-исторической и архитектурным наследием, климатическими и природными особенностями, преимуществами высокоразвитой, разноплановой, интенсивной общественной жизни (включая бизнесовые, торговые, развлекательные, образовательные и коммуникационные услуги), свойствами лечебно-оздоровительного и рекреационного характера.

Так, в широком смысле этого слова, отталкиваясь от работ Г. Нойенфельдта и А. Розе, которые существенно переработаны и дополнены в трудах других авторов (В. Л. Глазычев, В. А. Филин, Т. С. Рыжова, И. В. Тулиганова), урботуризм дол-

1 Способ существования (лат.)

жен включать следующие составные элементы: деловой туризм, шопинг-туризм, событийный туризм (посещение различных деловых, спортивных или культурных мероприятий), познавательный туризм, паломнический туризм, рекреационный и медико-оздоровительный туризм, образовательный туризм, а также экстремальный туризм (инфильтрационный туризм, зацепинг, диггерство, роуп-джампинг, руфтинг т. п.) (рис. 1).

По нашему мнению, такое толкование выглядит несколько упрощённым и не даёт возможности полноценно учесть личные узкоспециализированные потребности урботуристов. Следует чётко отделить сферу применения термина «урботуризм» от других видов туризма, которые различаются по цели путешествия. Мы считаем, что урботуризм имеет более узкую направленность на культурно-познавательные потребности туристов, связанные с общим универсально-комплексным ознакомлением с городом, его архитектурной и пространственной конфигурацией, планировочной структурой, историческим, этническим и культурно-религиозным наследием. Урбо-турист пытается понять «душу» города, сформировать свой собственный его образ (или подтвердить уже существующий образ в своем сознании), понять стиль, темп и характер жизни его жителей, осознать, что движет ими, какие внутренние социальные механизмы задействованы в городской жизни [2; 4]. Урботурист хочет испытать на себе все климатические, гидрологические и орографические особенности города, сформировать своё собственное представление о взаимном расположении проспектов, улиц, площадей, парков, скверов и других элементов урбанистической среды, обогатить свою интеллектуальную и духовно-эмоциональную сферу новыми знаниями, впечатлениями и воспоминаниями [2; 3].

Рис. 1. Компоненты урботуризма в широком понимании

Таким образом, понятие урботуризма предполагает, скорее всего, индивидуальное (иногда коллективное в рамках экскурсионного тура) путешествие по городу, форма которого зависит от восприятия и цели путешествующего (рис. 2). Исходя из этого, можем дать своё определение урботуризма.

Урботуризм является особым видом специализированного туризма, ориентированного на комплексное использование природных, культурно-исторических, этнографических и других ресурсов городов с целью формирования специфического духовно-ментального представления об их среде и создания комплексного туристского продукта.

Как утверждает О. А. Любицева [5], туристский продукт представляет собой комплекс туристских благ, услуг и товаров, составленный в виде программы и мероприятий по её реализации. В урботуризме благом выступает собственно уникальный образ города, его духовно-ментальная атмосфера, природно-климатические, конфигурационные и ценностные особенности, услугой — посещение города и использование его благ и туристской инфраструктуры для пребывания туристов, товаром — продукты труда, функционально связанные с городом и произведённые для обмена и продажи с туристской целью. К ним относят различные товары, предназначенные для нужд туристов в городах (картосхемы, путеводители, оборудование и снаряжение), а также разнообразные услуги гостиниц и заведений общественного питания, транспорта, экскурсионных бюро и т. п.

Всё это вместе и формирует у туриста перцепционный образ города, позволяет ему приобрести новые знания и впечатления, новый опыт в ознакомлении с городскими ситуациями и в общении с жителями города. Ценность такого восприятия позволяет туристу почувствовать конкретный город неотъемлемой частью его собственной жизни, наладить деловые и личные контакты с его жителями, расширить свой кругозор, сформировать представление о себе, окружающем мире и свою роль в нём. В ХХ1 в. урботуризм становится уникальным феноменом современной жизни. Приобретённый в нём опыт может быть применён при деловых контактах и коммуникациях, в профессиональной жизни, с целью саморазвития и самообразования.

Рис. 2. Компоненты урботуризма в узком понимании

Влияние урботуризма можно заметить в самых разнообразных сферах общественной жизни (в экономической, культурной, социальной, инновационной). Так, развитие урботуризма сказывается на расширении и укреплении культурных связей между городами. Оно даёт возможность лучше понять образ жизни горожан, их характер и манеру общения, почувствовать духовно-ментальный климат города. Это способствует устранению навязанных извне (часто ложных и предвзятых) представлений о жителях города и позволяет наладить более тесное восприятие и взаимопонимание. Формирование урботуристского продукта и развитие сегмента туристских товаров и услуг способствуют созданию новых рабочих мест, росту доходов и благосостояния населения. Развёртывание процессов туристского обслуживания в городах стимулирует саморазвитие и самоидентификацию членов общества. В этом заключается социальное значение урботуризма.

Рынок урботуризма требует высокого уровня квалификации и знаний, способствует появлению новых образовательных мультидисциплинарных программ и повышению инновационности туристской деятельности, использованию новейших разработок науки и техники. Экономическое значение урботуризма заключается в активизации развития городской среды, увеличении показателей эффективности отдельных отраслей городского хозяйства, в формировании глобальной сети взаимосвязанных городских поселений. Урботуризм приобретает всё большее значение для распространения городского образа жизни и общественной организации, а также для сбалансированного регионального развития.

Урботуризм способствует развитию городской инфраструктуры, увеличивает поступления отечественных и зарубежных инвестиций, стимулирует развитие социального комплекса. Влияние урботуризма на экономику городов проявляется в существенном росте валового продукта, повышении качества городской среды, уровня жизни населения [7].

Факторы организации и развития урботуризма. Среди внешних (экзогенных) факторов, которые обуславливают развитие урботуризма, важную роль играют природно-климатические и культурно-исторические (рис. 3). Именно они и определяют популярность тех или иных городов среди туристов, особенности формирования «образа» города, выбора туристских маршрутов. Туристы часто посещают города, находящиеся в специфических природных зонах с комфортным, порой экзотическим климатом. Привлекают туристов также уникальные памятники истории и культуры, порой имеющие солидный возраст, порой относительно новые, но экстравагантно обособленные, исключительные по своим характеристикам.

Внутригородские экономические факторы (рис. 3) оказывают влияние на уровень организации туристской деятельности, обеспечение её соответствующей инфраструктурой и кадрами, развитие междугородной и международной кооперации и сотрудничества. Социальные факторы определяются ростом числа урботуристов, повышением уровня их благосостояния, продолжительности свободного времени для проведения туров. Важную роль среди экзогенных факторов организации и развития урботуризма играют процессы урбанизации и распространения городского образа жизни. Они формируют уникальность внутреннего облика города, неповторимость его перцепционного восприятия, образа или бренда.

Политико-правовые факторы включают в себя комплекс законодательных актов и нормативных документов, которые регулируют развитие международного урботу-

ризма, регламентируют вопросы пересечения границ, предоставления виз и др. Также к политико-правовым факторам относится общая политическая ситуация в мире и в отдельных странах, связанная с военными конфликтами, угрозой международного терроризма и др. Технологические факторы акцентируют внимание на использовании современных информационных и инновационных технологий для продвижения туристского продукта в городах, экологические — влияют на взаимосвязь туристской деятельности с природной средой, культурно-исторические — связаны с теми объектами городского и мирового наследия, которые представляют повышенный интерес для туристов. Важную роль среди внешних факторов играет сезонность. При благоприятных погодно-климатических условиях, во время отпусков, каникул или на момент проведения сезонных социально-культурных мероприятий в городах наблюдается резкое увеличение туристских потоков. Сезонность климата также сказывается на формировании специфического имиджа, «образа» города, который обусловлен соответствующим временем года. Так, Великий Устюг, резиденцию Деда Мороза, туристы будут посещать преимущественно накануне Нового Года.

Рис. 3. Факторы развития городского туризма (составлено на основе [1])

Внутренние (эндогенные) факторы развития городского туризма включают в себя организацию и развитие средств размещения, предприятий транспорта, общественного питания, информационных услуг, торговли. Также в эту группу входят мероприятия по развитию частного туристского бизнеса, информационной составляющей продвижения туристского продукта, обеспечению сферы городского туризма необходимыми кадрами высокой квалификации и т. д.

«Перцепционная» классификация городов как центров туризма. Современный город представляет собой уникальный конгломерат образов, смыслов, событий, атрибутов, которые возникли в его историческом развитии и активно развиваются сейчас, закрепляются в массовом сознании людей. Формирование перцепционного восприятия города закрепляет его имидж в массовом сознании людей. Так, различные города мира будут проявляться в восприятии людей по-разному. Детройт — город моторов и автомобилей, Париж или Венеция — город влюблённых, Лондон — город чопорных джентльменов и туманов, Токио — город небоскрёбов и скоростных монорельсов, Рио-де-Жанейро — город карнавалов, курортов и морских пляжей. Есть и менее известные образы. Так, Брюссель у многих людей ассоциируется с официальными учреждениями Евросоюза, а у иных — с масштабными гастрономическими турами (бельгийский шоколад, вафли, разнообразные напитки и др.), образ Лос-Анджелеса часто увязывают с тёплым климатом и голливудскими звёздами, а с иной стороны — с золотой лихорадкой и различными негативными явлениями, что с ней связаны. Москва, как и прочие глобальные города, также имеет несколько образов среди урботуристов. Это и древняя столица Московского царства, и второй город Российской империи, и центр Православной Руси, и современный динамичный город, кипучая жизнь которого дополняет величие и мощь государства. Все эти образы являются основой для формирования ресурсной базы городского туризма.

Учитывая это, целесообразно разделить все туристические города на две группы.

1. Города, где специфический образ города выполняет основную функцию для развития туризма. К ним относятся почти все столицы европейских и североамериканских государств, ведущие столицы Азии (Пекин, Токио, Дели, Анкара), сохранившие свою самобытность, отдельные столицы и города Африки, Латинской Америки и Океании (Алжир, Касабланка, Аккра, Каир), а также исторические города, культурные и религиозные центры (Пальмира, Стамбул, Иерусалим, Томбукту, Теуантепек, Ватикан) и мировые курорты (Анталья, Хургада, Шарм-эль-Шейх, Дубай, Санта-Крус-де-Тенерифе, Пальма-де-Майорка, Майами, Рио-де-Жанейро). Туристская сфера этих городов очень зависима от ситуации на рынке, эластичности туристского спроса, от текущей политической ситуации и направленности международных инвестиций. Такие города ориентируются на специфического потребителя с соответствующим уровнем доходов и уникальными специфическими целями путешествий. Если мы имеем дело с городами, где туристская функция остаётся узкоспециализированной (малые нестоличные, курортные, исторические города), то они скорее попадают в зависимость не только от конъюнктуры туристского рынка в целом, но и от состояния туристского спроса определённого сегмента рынка потребителей, что делает городскую систему неустойчивой.

2. Города, образ которых чётко не проявляется, а туристы в основном направлены на использование отдельных узкоспециализированных туристских услуг. Таковы некоторые крупные и средние города Европы и Северной Америки (Дрезден, Кёльн, Пиза, Милан, Палермо, Сорренто, Мальмё, Гётеборг, Ливерпуль, Лидз, Марсель, Монреаль, Квебек, Хьюстон, Сиэтл, Акапулько, Монтеррей), ряд городов Азии и Африки (Шанхай, Фуцзянь, Бомбей, Калькутта, Мадрас, Эр-Рияд, Измир, Александрия, Лагос, Кейптаун, Йоханнесбург), Латинской Америки и Океании (Гавана, Консепсьон, Каракас, Сан-Паулу, Порту-Алегри, Веллингтон, Мельбурн, Аделаида).

Города эти связаны с туризмом лишь в отдельном узкоотраслевом аспекте и развиваются как многофункциональные центры хозяйства и системы расселения. Урбо-

туризм в них преимущественно сочетается с деловым, образовательным, рекреаци-онно-оздоровительным, культурно-историческим и другими видами туризма. Он не является приоритетным для массового туриста, поскольку эти города второй группы не смогли закрепить за собой всемирную известность и популярность. Однако, несмотря на это, они привлекают различные категории туристов и могут предложить им разнообразные туристские продукты.

Если в первой группе городов турист является центральной фигурой и вся городская жизнь и образ города сконцентрированы вокруг него, то во второй группе посетители сами должны отыскать своеобразие и неповторимость городской жизни, самостоятельно определить сущность уникального сочетания социального климата, конфигурации и внутренней эстетики городской среды.

Основные туристские функции городов мира и их восприятие. В зависимости от туристской специализации различают следующие виды городских туристских центров: центры культурно-познавательного туризма, делового туризма, событийного туризма, города-курорты, центры паломничества, лечебные центры и центры развлечений [6]. Они достаточно полно воспроизводят сущность урботуризма, раскрытую в работах немецких авторов в 70-90-х гг. ХХ в. (рис. 1). Однако узкое представление о туристских функциях городов ограничивается, прежде всего, перцепционным восприятием их образов. Оно было детально описано нами в предыдущем разделе. Для того, чтобы совместить два подхода, попробуем раскрыть специализацию отдельных образов городов мира через их туристские функции.

Наиболее полно образ города, его перцепционное восприятие, архитектурно-эстетические и социально-сакральные свойства раскрываются в культурно-познавательных и религиозных функциях. Именно они формируют массовые представления о городской среде, стиле и характере города, его парадигме бытия. Собор Св. Петра в Ватикане, Собор Парижской Богоматери в Париже, Саграда Фамилия в Барселоне (Испания), соборы Пресвятой Богородицы и Святого Петра в Кёльне (Германия), Голубая мечеть и собор Святой Софии в Стамбуле (Турция), Шведагон в г. Янгон (Мьянма), Храм Гроба Господня, Стена Плача, мечеть Аль-Акса в Иерусалиме (Израиль) и другие сакральные памятники цивилизации создают неповторимый климат духовных традиций и верований города (и, порой, и страны в целом). После посещения таких памятников урботурист получает не только культурно-эстетические впечатления и переживания, но также новые знания и новый опыт, который значительно обогащает его мировоззрение, повышает уровень культуры, помогает в налаживании общения и коммуникаций, определяет отношение к религиозным традициям. Посещая подобные центры духовности и культуры, погружаясь в атмосферу их жизни, общаясь с паломниками, урботуристы смогут ощутить сакральные элементы внутренней жизни города, воспринять те символы и атрибуты, что составляют основу жизни горожан. Культовые сооружения формируют духовное восприятие городов, позволяют понять их сущность, фундамент, краеугольный камень, лежащий в основе возникновения и формирования их урбанистической среды.

Среди культурно-познавательных ресурсов городского туризма выделяют также многочисленные музеи, театры и концертные залы. По данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается почти 38 000 музеев. Около двух третей из них приходится на европейский континент (примерно 24 000). В Северной Америке насчитывается более 6000 музеев (основное их количество приходится на Соединённые Штаты), в Южной

Америке — почти полторы тысячи, в Азии — 4000 (за счёт Китая, Японии и Индии), в Австралии и Океании — 2000, а в Африке всего 411 музеев.

Крупнейшими собраниями музейных сокровищ в Европе отличаются Рим, Афины, Лондон, Париж, Берлин, Дрезден, Венеция. Всемирно известны музеи Лувра, Уффици, Питти, Прадо, Дрезденская картинная галерея, Национальная картинная галерея в Лондоне, центр современного искусства имени Жоржа Помпиду в Париже, музей Рембрандта и Рейксмузеум в Амстердаме, Эрмитаж, Русский музей в С.-Петербурге и Третьяковская картинная галерея и музей Пушкина в Москве. В странах Азии наиболее известны музеи Иерусалима, музей Бастан в Тегеране, Ба-альбек в Ливане, Национальный музей Индии в Дели, комплекс «Запретный город» в Пекине, национальный музей с коллекцией предметов искусства и музей науки в Сеуле, музей-храм Миохойн в Киото, Токийский национальный музей. На американском континенте туристы чаще всего посещают Бостонский музей изящных искусств, Филадельфийский музей искусства, музей Гуггенхайма, Метрополитен-музей, Национальную галерею искусств в США, Канадский музей природы, Национальный музей науки и техники, Национальную галерею в Оттаве, Национальный исторический музей и Антропологический музей в Мехико, Музей современного искусства и Национальный музей в Рио-де-Жанейро, Музей изобразительных искусств, колониального искусства, естественных наук в Каракасе, город-музей Картахена, Национальный исторический музей в Монтевидео. В странах Африки наиболее известны Исторический музей на острове Фараонов в Гизе, Каирский национальный музей, Археологический музей Триполи, Национальный музей Туниса Алаун, Национальный музей в Блумфонтейне (ЮАР).

Но урботуризм имеет дело не только с единичными культовыми или религиозными объектами. Не ограничивается он также и посещением отдельных музеев, театров, выставок и концертных залов. Большое значение имеют целые комплексы зданий и сооружений, улицы, бульвары, парки и скверы. Они как раз и формируют целостное представление о городе, его ритме и характере жизни. Этим урботуризм и отличается от традиционного культурно-познавательного туризма в городской среде. В первом случае турист приезжает знакомиться с городом, с его жизнью и перцепционными образами, во втором — только с отдельными, часто не связанными между собою элементами материальной культуры. Причём, живая духовная культура, живое общение с горожанами, живое восприятие динамики городского социума часто остаются без должного внимания.

Огромную роль в сохранении и популяризации культурно-познавательных ресурсов урботуризма играет международная организация ЮНЕСКО. Её список Всемирного культурного наследия включает почти триста наиболее значимых объектов городской культуры, истории, археологии и архитектуры (помимо чисто природных внегородских объектов) и является лучшим путеводителем для урботуристов. В этот список внесены религиозные культовые сооружения разных стран и континентов, исторические центры многих городов Европы, Азии, Африки, отдельные дома, замки, дворцы, исторические городские поселения, ныне пребывающие в руинах, археологические памятники, фортификационные сооружения и др. Объекты из списка ЮНЕСКО составляют основу международного туристского имиджа разных городов и стран в целом. Их всемирная известность подтверждается не только статусом памятника, но также многочисленными отзывами туристов. На их основе развивается разнообразная туристская инфраструктура, формируется уникальный туристский продукт.

Иной функцией городов, которая часто используется в урботуризме, является ку-рортно-рекреационная. Она сформировалась на основе уникальных природно-климатических ресурсов различных природных зон, комфортных для отдыха и лечения. При этом образ города существенно дополняется при помощи различных древностей и культурно-исторических памятников, расположенных неподалеку от курортной зоны, и входящих в культурно-познавательную программу обслуживания туристов.

Правда, эти памятники имеют гораздо более низкий статус, чем аналогичные объекты в предыдущей группе, и сами по себе не могут привлечь массового урбо-туриста. Образ курортных городов связан с комфортным отдыхом и общеукрепляющим поддерживающим немедикаментозным лечением, уютными отелями, парками, зелёными зонами, побережьем морей, рек и других водоёмов, тихим и неспешным течением жизни.

Как правило, урботуризм имеет только косвенное значение для городов-курортов, ведь в них нельзя ощутить всю красоту и величие городской культуры, ритм, характер и образ города. Однако, урботуристы могут использовать курортные зоны как места размещения и отдыха, а сами посещать соседние города для ознакомления с характерными чертами их жизни. Так, если вы находитесь на отдыхе в Хургаде или в Шарм-эль-Шейхе, вы захотите посетить Каир, семивратные Фивы, Александрию. На турецком побережье вам предложат путешествие в Стамбул, к руинам Трои, в Скутари, в город Мир в Ликии — места жизни Св. Николая Чудотворца, из Дубровника (Хорватия) вы сможете посетить античные города, акведуки и мосты на Адриатическом побережье. Находясь на отдыхе в Майами, вы сможете посетить старинные города на Багамских островах (Фрипорт, Нассау), в Гоа (Индия) — города Бомбей и Мадрас, на о. Борнео (Калимантан) — г. Понтианака и Банджармасин, в Квинзтауни (Новая Зеландия) — столицу Веллингтон, а также австралийские города Аделаида, Мельбурн и др.

Основной проблемой развития городов-курортов являются существенные сезонные колебания посещений. Поэтому их туристская инфраструктура работает на полную мощность только в течение одного сезона. В межсезонье существует большая проблема диверсификации спектра услуг и создания особых условий для привлечения новых категорий туристов.

Урботуризм распространён также в среде городов — центров лечебно-оздоровительного туризма, которые тесно связаны с предыдущей группой. Основная функция подобных городов заключается именно в лечении, оздоровлении и реабилитации больных. Они, как правило, размещены вблизи месторождений целебных природных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и т. д.), а также возле природных объектов, обладающих особыми лечебными свойствами (соляных пещер, термальных источников и проч.) и ориентированы преимущественно на пожилых или хронически больных людей. Однако, несмотря на специфику данного сегмента рынка услуг, туристский продукт лечебно-оздоровительных учреждений начал приспосабливаться к потребностям более широких слоёв населения. В рамках центров лечебно-оздоровительного туризма, с целью привлечения дополнительных туристов, начали предлагать общеоздоровительные и культурно-образовательные программы. В итоге они становятся полифункциональными оздоровительными центрами, рассчитанными на широкий круг потребителей.

Постепенно грань между городами лечебно-оздоровительного и курортно-ре-креационного туризма исчезает. Они приобретают типичные урботуристские функ-

ции, сочетая лечение с общим укреплением организма и организацией досуга. Различные санатории, пансионаты, дома отдыха, лечебно-профилактические центры разрабатывают разнообразные программы пребывания отдыхающих, проводят культурные и спортивные мероприятия, расширяющие возможности занятий активными видами отдыха. Тем самым они сближаются с центрами событийного и экскурсионного туризма при условии сохранения основных лечебно-оздоровительных функций. Среди мировых городов — центров лечения и оздоровления — можно отдельно отметить высокий уровень обслуживания и качество лечебно-оздоровительного туризма в Будапеште (Венгрия), Карловых Варах (Чехия), Баден-Бадене (Германия), Женеве и Лозанне (Швейцария), Спа (Бельгия), а также в целом ряде городов с лечебными заведениями на побережье Мёртвого моря (Израиль, Иордания), Средиземного моря (в Египте, Греции на о-вах Кос, Родос, Лесбос, в Италии в городах Бари, Фоджа, Равенна, на о. Капри) и др. Широкое распространение в Европе получили бальнеологические курорты и курорты на основе минеральных вод (Ахен, Висбаден, Соден в Германии; Рагатц, Аргау, Пфафферз в Швейцарии; Эвиан-ле-Бен, Экс-ле-Бен, Нерис во Франции; Теплице в Чехии; Щявниця в Польше). Все они обеспечивают широкую культурно-познавательную программу развития урботуризма на базе ближайших городов, центров досуга, отдыха, культурно-исторических памятников и т. п.

Урботуризм трудно представить без родства с центрами городских развлечений и отдыха. Они есть в каждом городе, но существует ряд городских поселений с профильными функциями развлекательного бизнеса. Речь идёт не только о знаменитых центрах развития азартных игр в Монте-Карло, Монако и Лас-Вегасе, но также о детских и семейных развлечениях и отдыхе. Среди таких функций можно назвать многочисленные аквапарки (о. Кос, Греция, парк Водны в Кракове, Польша), Диснейленды в Анахайме (штат Калифорния, США), Париже и Токио. Развиваются также учреждения вечернего досуга (ночные клубы, кабаре), которые могут носить как общий, так и специфический характер (например, всемирно известное кабаре «Мулен Руж» в Париже, кварталы «красных фонарей» в Амстердаме и Антверпене, кварталы цветов «ханамати» в Токио и Канто) и многие другие. Все эти объекты сейчас рассматриваются не только как второстепенные, но и как дополняющие и насыщающие обычную туристскую поездку в город. В ряде случаев они становятся и основной целью поездки для урботуристов.

Знакомство с городом в игровой форме породило экскурсии по «Чреву Парижа» (району возле рынка Монмартр, названному так известной писательницей Жорж Санд), ночному Амстердаму, «чайным домикам» квартала цветов Токио, Киото, Осаки, Канто.

Основной поток урботуристов посещает города преимущественно с деловой целью, приуроченной к какому-либо событию, связанному с бизнес-интересами, посещением конференций, семинаров, симпозиумов, выставок и ярмарок. Города — центры делового и событийного туризма напрямую связаны с большими ядрами экономической и политической жизни страны. Они являются ощутимой основой развития глобальной экономики. Через их экономические институты проходят значительные финансовые потоки, в них подписываются весомые коммерческие контракты, принимаются организационные бизнес-решения. Деловые туристы очень требовательны к состоянию городской инфраструктуры, средств размещения, коммуникаций, к наличию мест для проведения заседаний (медиацентров, конгресс-холлов

и т. п.) и к их техническому оснащению (аудиовизуальное оборудование, средства связи, высокоскоростной доступ в Интернет), уровню профессионализма обслуживающего персонала и др.

Деловые туристы обладают минимумом свободного времени и приезжают в город для осуществления деловых контактов всего на 1-2 дня. Однако, в перерывах между встречами и заседаниями, с деловой и познавательной целью, они активно посещают город, знакомясь с его архитектурой, улицами и домами, стилем жизни и характером местных жителей. Деловым людям важно понять ту страну, тот город, ту нацию, с которой они планируют вести свой бизнес, почувствовать на собственном опыте культуру, образ и характер мыслей бизнес-партнёров, чтобы потом в общении с ними сформировать доверительные деловые отношения.

Как правило, в крупных глобальных городах и в деловых столицах мира существуют специализированные кварталы для ведения бизнеса. Они компактно размещены в центральной зоне столиц вблизи исторического ядра города — и представляют собой совокупность высотных офисных помещений, в которых находятся представительства различных компаний и корпораций. Наиболее известны Москва-Сити, Иль-де-Франс и квартал небоскрёбов в Париже, деловой центр Лондона, бизнес-центр Берлина вблизи Унтер-ден-Линден, о. Манхэттен в Нью-Йорке и Даун-таун Бостона у бухты, деловые центры Филадельфии, Цинциннати, Лос-Анджелеса и Сан-Франциско. Свои деловые кварталы есть во всех столицах Европы, во многих городах Азии, Африки и Латинской Америки. Все они напоминают друг друга своими многоэтажными офисными зданиями, типичной бизнес-инфраструктурой, предприятиями общественного питания, транспорта и коммуникаций и др. Большое влияние на формирование делового туризма оказывают Даунтауны Сингапура, Пекина, Шанхая, Тяньцзиня, Мельбурна, Аделаиды, Канберры, Веллингтона, Дели, Мадраса, Бомбея, Эр-Рияда, Дубая, Тель-Авива, Претории, Йоханнесбурга, Каира, Сан-Паулу, Белу-Оризонти, Порту-Алегри, Сантьяго-ду-Ливераменту, Сальвадора, Форталезы, Буэнос-Айреса, Монтевидео и др.

Деловые туристы формируют спрос не только на основные, но и на сопутствующие, дополнительные услуги урботуризма, которые непосредственно не связаны с главной целью поездки. Они охотно покупают разнообразные туры в городе, где ведут свой бизнес, посещают музеи, концерты, выставки, сочетая профессиональную деятельность с культурно-познавательным и активным отдыхом.

Важное место в организации делового урботуризма занимают разнообразные конгрессные и выставочные мероприятия, которые могут быть как отдельными элементами, так и составной частью событийных туров. Активное развитие выставочной деятельности в Дубае (ОАЭ), Гуанчжоу, Шанхае (Китай), Ганновере, Штутгарте, Франкфурте, Дюссельдорфе (Германия), Милане (Италия), Лондоне (Великобритания) и др. значительно повысило доходы этих городов от урботуризма. Наиболее известными периодическими выставками в мире является авиасалон в Ле Бурже (Франция), автосалон в Женеве (Швейцария), выставка Экспо (которая происходит каждый год в разных городах), Выставка достижений народного хозяйства в Москве (Российская Федерация). Центрами конгрессного туризма в последнее время стали Давос (Швейцария), С.-Петербург (Российская Федерация), Шанхай (Китай), Сидней (Австралия), Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия (США), Сан-Паулу (Бразилия).

В мировых городах и крупных деловых культурно-просветительских центрах регулярно проходят разнообразные культурные и спортивные мероприятия различ-

ного масштаба и тематики. Это могут быть события мирового значения (Олимпийские игры, конкурсы красоты, тематические выставки), регионального (чемпионаты континента по различным видам спорта), национального (музыкальный или кинофестиваль, выставки произведений народных мастеров, национальной культуры и искусства, спортивные соревнования внутри страны), а также локального характера (воспроизведение исторических сражений, фестивали этнографической культуры края, национальной одежды, песни, танца и т. п.).

Событийный туризм выступает дополнительным стимулом развития урбо-туризма. Для большинства туристов он становится первичной целью, мотивацией путешествия. Приезжая в город для участия и каком-либо культурном мероприятии (фестивали, соревнования, квесты, тренинги) человек обязательно должен будет ознакомиться с самим городом, попытаться понять его природу, душу, его жителей, стиль и ритм жизни.

М. В. Тонкошкур [6] выделил такие всемирно известные периодически повторяющиеся мероприятия событийного туризма, как фестиваль Св. Патрика в Лондоне (Великобритания) и Дублине (Ирландия), фестиваль культуры в Берлине (Германия), фестиваль оперного искусства в Вероне (Италия), фестиваль «Цирк будущего» в Париже (Франция), Октоберфест или фестиваль пива в Мюнхене (Германия), фестиваль бонсай в Наре (Япония) и многие другие. Различные культурные фестивали активно стимулируют развитие урботуризма, в несколько раз увеличивая приток иностранцев в город, способствуют привлечению инвестиций, активизируют международную экономическую деятельность.

Развитие событийного туризма требует соответствующей инфраструктуры (стадионов, конгресс-холлов, выставочных залов, средств размещения и питания). Проведение различных фестивалей и ярмарок существенно повышает эффективность формирования имиджа города на международной арене, способствует его позиционированию среди прочих городских поселений региона, подчёркивает его уникальность и неповторимость. Благодаря организации всяких культурно-массовых мероприятий туристский потенциал города раскрывается перед весьма широкой аудиторией. Именно поэтому большинство культурных событий, за некоторым исключением, происходит как раз в пределах туристского сезона. Они воспринимаются как дополнительный элемент городского туристского продукта.

Существуют города, которые привлекают к себе городских туристов исключительно на основе брендинга определённых событий или исторических (или литературных) персонажей. Так, Зальцбург в Австрии ассоциируется с В. А. Моцартом, Веймар — с Й. В. Гёте, Копенгаген — с Г. Х. Андерсоном, С.-Петербург — с личностью Петра Великого. Часто образ города формируется благодаря наличию разнообразных литературных героев. Севилья позиционирует себя как родина интригана и пройдохи Фигаро, соблазнителя Дон Жуана и темпераментной Кармен. Верона в большей степени привлекает туристов как город мировых символов любви Ромео и Джульетты, а не как оперная столица Италии. В Лондон часто приезжают для того, чтобы побывать в квартире-музее Шерлока Холмса по всемирно известному адресу «Бейкер-стрит 221-Б», в Париж — чтобы окунуться в тайны ХУШ в. вместе с мушкетёрами короля Людовика XIII, в Бухарест и Трансильванию — чтобы оказаться в замке Дракулы.

Использование подобного имиджа города, его бренда, его образа для проведения различных культурных мероприятий существенно способствует развитию собственно туристской сферы и наполнению городского бюджета доходами от урботуризма.

В завершение отметим, что урботуризм тесно связан с организацией шопинг-туров, с образовательным и экстремальным туризмом. Последний нельзя назвать туризмом в классическом понимании этого слова. Он связан с риском для жизни и здоровья, и обретает особую популярность среди молодёжи. Экстремальный туризм предполагает использование различных объектов городской среды (небоскрёбов, канализационных стоков, заброшенных домов, покинутых индустриальных объектов, элементов транспортной инфраструктуры) для прогулок по запрещённым и закрытым зонам, прыжков с высоты, организации руфтинга, зацепинга (поездок на крышах вагонов поездов), урбанистического альпинизма, диггерства и т. п. Молодёжь увлекается экстремальным туризмом в стремлении получить новые сильные впечатления, подчеркнуть свою силу, мужество, индивидуальность. Такие поступки часто заканчиваются трагически. Поэтому в области экстремального туризма надо вести себя крайне осторожно и обязательно консультироваться с инструктором.

Выводы. Таким образом, роль и значение городов для развития туризма постоянно повышается. Создавая условия для массового привлечения посетителей за счёт эффективного использования культурно-исторических, природно-рекреационных, лечебно-оздоровительных, перцепционно-образных и прочих ресурсов, содействуя развитию бизнеса и коммерческий функций, организации конгрессов, выставок, фестивалей и прочих общегородских событий, городские власти и частные предприниматели привлекают всё большее количество путешественников — поклонников урботуризма. В дальнейшем развитию отрасли существенно будет способствовать формирование и популяризация бренда города, образа его жизненного уклада, своеобразной городской «души» или «атмосферы». Эти аспекты требуют дополнительного привлечения усилий социологов, психологов, маркетологов, специалистов по организации рекламных компаний и PR-менеджменту для разработки креативного туристского продукта и эффективной организации урботуризма в различных городских дестинациях.

Литература

1. Глибовець В. Л. Рекреацшно-туристичш ресурси столиць Свропи: Монограф1я. К.: Пршт Сервгс, 2014. 172 с.

2. Замятин Д. Н. В сердце воздуха. К поискам сокровенных пространств: Эссе. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

3. Замятин Д. Н. Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов. М.: Але-тейя, 2003.

4. Замятин Д. Н. Метагеография. Пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004. 512 с.

5. Любщева О. О. Ринок туристичних послуг (геопросторов1 аспекти) / Кшвськ. ун-тет туризму, еко-номши i права. Кшв: Альтерпрес, 2002. 436 с.

6. Туризм i мюто: досвщ, проблеми та перспективи: монографiя / За заг. ред. I. М. Писаревського; Харк. нац. акад. мюьк. госп-ва. Х.: ХНАМГ, 2011. 284 с.

7. Число международных туристских прибытий в 2015 году возросло на 4 % и достигло рекордной отметки в 1,2 млрд. [Электронный ресурс]: URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2016-01-19/ chislo-mezhdunarodnykh-turistskikh-pribytii-v-2015-godu-vozroslo-na-4-i-dos

8. Christian Oliver Wenge. Städtetourismus in Barcelona und Madrid unter besonderer Berücksichtigung der deutschen Reisenden. [Электронный ресурс]: URL: http://kups.ub.uni-koeln.de

9. Hartmut Leser (Hrsg.) Diercke Wörterbuch Allgemeine Geographie. München, Braunschweig, 1997. 125 p.

10. Henrike Neuenfeldt, Olaf Rose. Stadttourismus als Wirtschaftsfaktor in Aachen.[Электронный ресурс]: URL: www.geogr.uni-goettingen.de

Псковский регионологический журнал № 4 (28)/2016 Об авторе

Гладкий Александр Виталиевич — доктор географических наук, профессор кафедры рекреации и туризма, Киевский национальный торгово-экономический университет, академик Национальной академии туризма Российской Федерации, г. Киев, Украина.

E-mail: Gladkey_alex@univ.kiev.ua

A. Gladkey

THE ESSENCE, DEVELOPMENT FACTORS AND THE MAIN FUNCTIONS OF URBAN TOURISM

The article explores the essence and the key methodological fundamentals of urban tourism as a leading branch of specialized tourism. The article systemizes theoretical preconditions of urban tourism development proposed by Western European and Russian scientists. The definition of urban tourism as a special type of specialized tourism is defined. Evidently, urban tourism is based on the integrated usage of various urban resources.

The different parts of urban tourism are explored. The basic directions of its development in a close (perceptual) and wide (branch) point of view are investigated. The external and internal factors of urban tourism organization and development are disclosed. The most significant role in the first group of factors belongs to climatic and historic factors as well as in the second group - to the logistical and infrastructure ones.

The author proposes a perceptual classification of urban tourism centers. We define two groups of cities. In the first group a specific city image performs the basic function of tourism development. In the second group a city image is not clearly evident, but tourists are mainly focused on the usage of certain highly specialized tourist services.

The author reveals the basic functions of tourist cities in the world, as well as their perception of urbotourists. The article highlights cultural, educational, religious, therapeutic, recreational, business related, congress and exhibition functions.

The author analyzes the features of the branding of cities and their image among tourists. The links of urban tourism with shopping tours as well as with educational and extreme tourism are investigated.

Key words: urban tourism, specialized tourism, cities perception, classification of cities for tourism, functions of urban tourism.

About the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Prof. Alexander Gladkey, Department of Tourism and Recreation, Kiev National University of Trade and Economics, Academician of the National Academy of Tourism of Russian Federation, Kiev, Ukraine.

E-mail: Gladkey_alex@univ.kiev.ua

Статья поступила в редакцию 24.06.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.