Научная статья на тему 'Сущность экономической социализации студенческой молодежи в современных условиях'

Сущность экономической социализации студенческой молодежи в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1234
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECONOMIC SOCIALIZATION / ECONOMIC EDUCATION / SIGNIFICANT ECONOMIC PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шайдуллина Римма Макмуновна

В статье раскрываются сущность, содержание и особенности процесса экономической социализации студенческой молодежи. Представлены результаты анкетирования студентов, получающих техническое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шайдуллина Римма Макмуновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Essence of the Student Youth Economic Socialization in Modern Conditions

The article deals with the essence, content and features of student economic socialization process. The results of technical student survey are presented.

Текст научной работы на тему «Сущность экономической социализации студенческой молодежи в современных условиях»

УДК 33:378.14 ББК 338:74.58

Шайдуллина Римма Макмуновна

преподаватель кафедра гуманитарных и социально-экономических наук Филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета

г. Октябрьский Shaydullina Rimma Makmunovna Lecturer

Chair of Humanitarian and Socio-Economical Sciences Chair of Ufa State Petroleum Technological University

Oktyabrski

Сущность экономической социализации студенческой молодежи в

современных условиях The Essence of the Student Youth Economic Socialization in Modern

Conditions

В статье раскрываются сущность, содержание и особенности процесса экономической социализации студенческой молодежи. Представлены результаты анкетирования студентов, получающих техническое образование.

The article deals with the essence, content and features of student economic socialization process. The results of technical student survey are presented.

Ключевые слова: экономическая социализация, экономическая

компетентность, экономические качества личности, экономическое воспитание.

Key words: economic socialization, economic education, significant economic personal qualities.

Происходящие в настоящее время социально-экономические преобразования общества затрагивают и систему образования, выполняющей функции социализации (усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду) и инкультурации (освоение принципов миропонимания и поведения, присущих данной культуре) членов общества, в ходе которых происходит передача от поколения к поколению совокупности ценностей, убеждений, норм поведения с целью их интеграции в социальную систему общества. Реализация целей построения общества и экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях, весьма актуализируют проблемы содержания, характера и условий экономической социализации студентов технических вузов.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. подчеркивается, что одним из

основных направлений формирования конкурентоспособной, современной инновационной экономики является повышение качества профессиональных кадров, уровня их социализации, обеспечение их социальной, трудовой, профессиональной мобильности. Следовательно, система образования должна решать задачи облегчения социализации молодежи в рыночной экономике на основе усвоения молодыми людьми экономических знаний, формирования у них экономического мышления, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности, готовности к принятию самостоятельных решений, способности гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Современная модернизация невозможна без специалиста, обладающего экономически значимыми качествами личности: предприимчивостью,

деловитостью, мотивацией на качественный труд, творчество, экономическое благосостояние и пр.

Понятие «экономическая социализация» сравнительно недавно вошло в научный оборот. Впервые оно было использовано представителями зарубежной экономической психологии и определялся ими как процесс усвоения индивидуумом социального опыта в экономической сфере. Среди отечественных ученых интерес к проблемам экономической социализации разных возрастных групп населения появился в конце 90-х годов XX века (А.В. Бояринцева, О.С. Дейнека, А.Л. Журавлев, Г.В. Семья и др.)

Конец двадцатого столетия характеризуется тем, что экономическая социализация российской молодежи происходила в условиях экономической и ценностной трансформации: произошло «вбрасывание» новых, в первую очередь, «рыночных ценностей», к которым молодежь оказалась неготовой и восприняла их как стремление экономического субъекта оптимизировать собственную выгоду, преследование узкоэгоистичных интересов, игнорируя нравственную регуляцию экономической активности [3, с.17]. Поэтому те или иные аспекты социализации личности все чаще оказываются в центре внимания педагогической науки. Педагогические аспекты экономической социализации представлены в работах Е.В. Анкудиновой, Т.П. Грасс, Е.Н. Землянской, Н.В.

Кавкаевой, А.С. Прутченкова, Т.С. Терюковой и др.

232

Общепризнано, что наиболее разработанной в настоящее время является проблема экономической социализации детей разного возраста. Проблеме экономической социализации студенческой молодежи посвящены единичные работы, не изучались особенности и возможности этого процесса в условиях технического образования. Ясно, что в этом возрасте молодой человек сталкивается с особого рода проблемами: переход к взрослой самостоятельной жизни, стремление к финансовой независимости, осознание правильности выбранной профессии и своей будущей карьеры, формирование ценностных ориентаций, позиционирование на рынке труда и т.д. Задача усиления практической направленности подготовки специалиста, безусловно, требует новых подходов к содержательной и процессуальной конкретике феномена экономической социализации в образовательном процессе высшей школы.

Экономическую социализацию (в общем контексте процесса социализации) можно рассматривать как процесс превращения человека в полноправного члена экономического сообщества. Экономическая социализация есть активное усвоение человеком экономических ценностей (труд, собственность, деньги и т.д.), а также освоение им различных социальных ролей (производитель, потребитель, налогоплательщик, собственник, предприниматель, акционер и т.д.) (А.Д. Карнышев) [4, с.76]. А.П. Вяткин рассматривает экономическую социализацию как процесс и результат присвоения экономического опыта, его преобразование и воспроизводство в экономической деятельности и вхождения в социально-экономическую среду, что сопровождается развитием соответствующих свойств личности [3, с.74]. Ряд авторов опираются на культурологический подход в характеристике данного феномена. Е.В. Анкудинова полагает, что экономическая социализация человека определяется уровнем его экономической культуры [1, с.12].

Надо отметить, что происходящие в настоящее время изменения в современном обществе и экономике приводят к появлению новых факторов, влияющих на процесс экономической социализации подрастающего поколения, которые не учитывались в прежних подходах к этой проблеме, в особенности при изучении процесса экономической социализации студенческой молодежи.

233

Прежде всего, это касается вовлечения стран в мировую технологическую гонку, потребовавшую изменения роли системы образования, которая, с одной стороны, создает новые ресурсы для новых технологий; с другой - формирует национальную элиту, т.е. компетентные, энергичные и нравственные силы, способные перевести страну в качественно новое состояние [2, с.7]. Кроме того, рынок труда в условиях глобализации предъявляет такие требования к работнику как непрерывность образования и готовность к смене профессиональной деятельности, т.е. мобильности. Если раньше процесс социализации индивида не требовал дальнейшей переквалификации, то в современных условиях процесс устаревания знаний, по мнению американских ученых, происходит каждые полтора года, поэтому появляется необходимость непрерывного обновления профессиональных знаний для поддержания работником своей конкурентоспособности или смены профессии. Другим фактором, оказывающим влияние на процесс экономической социализации, является информатизация общества и развивающиеся сетевые коммуникации. Воздействие этого фактора, с одной стороны, проявляется в том, что они учат молодежь успешно адаптироваться в быстро меняющемся мире, развивают способности усвоения и практического применения новой информации, но, с другой стороны, начинают активно выступать в качестве конкурентов системы образования, оказывая влияние на формирование личности и не всегда в лучшую сторону.

Особенность процесса экономической социализации студенческой молодежи, на наш взгляд, определяется еще и тем, что на данном этапе жизни молодые люди решают задачу получения профессиональных знаний, навыков, компетенций позволяющих им стать субъектом экономической жизни, т. е. профессиональной социализации. Это свидетельствует о взаимосвязанности и взаимообусловленности этих процессов на данном этапе жизни молодого человека, поскольку они имеют одну цель - подготовку конкурентоспособного специалиста, отвечающего требованиям современной экономики. Профессиональная социализация зависит от успешности экономической социализации. От того, насколько молодой человек включен в экономические

234

отношения, способен ли ориентироваться в рыночной среде, обладает ли он экономическим мышлением, умеет ли осуществлять свою деятельность экономически целесообразно, востребован ли он на рынке труда - от этого будет зависеть реализация его профессионального потенциала. Следовательно, под экономической социализацией мы будем понимать процесс включения молодых людей в экономические отношения с целью полноценного профессионального становления, усвоения ими социально-экономического опыта (знаний, умений, ценностей), формирования экономически компетентной личности, обладающей высокими профессиональными качествами, конкурентоспособностью и мобильностью на глобализирующемся рынке труда, способной самообучаться и, соответственно, успешно интегрироваться в динамичную рыночную среду, что позволит, в конечном итоге, стать полноценным экономическим субъектом данного общества.

Во-первых, экономическая социализация студенческой молодежи нами рассматривается, прежде всего, как процесс усвоения экономических знаний, становления современного экономического мышления, что предполагает овладение студентами основами знаний о современной экономике, принципами и закономерностями ее функционирования и развития; уяснение базовых экономических понятий и категорий (когнитивная составляющая процесса экономической социализации). Анкетирование студентов третьего курса Октябрьского филиала УГНТУ, проведенное в рамках констатирующего эксперимента (N=107 чел.) показало, что на заданный вопрос: «Почему, на Ваш взгляд, экономические знания нужны современному инженеру?» наиболее популярными были следующие ответы (табл.1):

Таблица 1

Распределение ответов студентов третьего курса ОФ УГНТУ на вопрос: «Почему, на Ваш взгляд, экономические знания нужны современному

инженеру?»

№ Варианты ответов Количество, %

1 Экономические знания помогут в организации собственного дела, в предпринимательской деятельности 47,66%

2 Экономические знания нужны в повседневной жизнедеятельности человека (труд, потребление, сбережения и пр.) 46,72%

3 Экономические знания нужны для будущей профессиональной деятельности, достижения карьерных высот в своей профессии 45,79%

4 Экономические знания нужны для расширения кругозора, эрудиции, повышения уровня своей культуры 45,79%

5 Экономические знания помогают быстрее адаптироваться к рыночной экономике, формируют рыночные навыки, способность к принятию рациональных решений 28,03%

6 Экономические знания важны для формирования собственной позиции как гражданина, избирателя 18,69%

7 Экономические знания не нужны и не применяются на практике 2,8%

Исследование показывает, что студенты, хотя и получают техническое образование, предполагают необходимость экономических знаний для продвижения по служебной лестнице, но и не исключают возможности организации в будущем собственного дела. Лишь треть опрашиваемых студентов констатируют необходимость развития экономического мышления и способностей самостоятельного принятия эффективных экономических решений, что свидетельствует о недостаточном понимании студентами значимости данного фактора как качества конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда. Явно недооценивается студентами и тот факт, что понимание людьми сути происходящих социально-экономических процессов в стране создает среду для формирования гражданского самосознания личности. Следовательно, можно сделать вывод, что экономическая социализация,

осуществляемая в рамках образовательного процесса технического вуза, должна быть направлена не только на усвоение будущими специалистами социально-экономического опыта, но и преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации, т.е. способствовать формированию у них активной жизненной позиции и готовить к участию в экономической и общественно-политической жизни своей страны.

Во-вторых, экономическая социализация - это освоение молодым человеком моделей экономического поведения и экономических ролей, в результате чего формируется собственная стратегия осознанного экономического поведения, в процессе которого он реализует свои экономические интересы, удовлетворяет свои потребности с ориентацией на социальные установки, выработанные в данном обществе (деятельностный компонент процесса экономической социализации). Субъектную позицию личности в сфере экономических отношений позволяет выявить анкетирование студентов. На вопрос: «Ваше экономическое поведение в будущем будет ориентировано» они ответили: на доходы от трудовой деятельности - 87,85%; на доходы от предпринимательской деятельности - 44,85%; на доходы от собственности - 12,14%; на помощь предприятия (фонд социального развития) - 4,67%; на помощь государства (социальные пособия) - 4,67%.

Данные свидетельствуют об ориентации значительной части студентов 3-го года обучения на доходы от трудовой деятельности, возможности заняться в будущем предпринимательством. Мало кто надеется на социальную помощь государства и предприятий, что в принципе следует ожидать от молодежи, входящей в активную фазу трудовой социализации как компонента экономической социализации.

Другой важной составляющей деятельностного компонента экономической социализации является применение своих знаний на практике. Реализуя на практике вполне конкретную роль производителя, студенты познают функционирование экономической системы в реальности, включаются в экономические отношения, осваивают как профессиональные, так и экономические компетенции, необходимые для успешного вхождения в

237

профессиональную среду. По результатам анкетирования студентов 3-го курса Октябрьского филиала УГНТУ было выявлено, что совмещают учебу с работой 10,3% студентов, временные заработки имеют 25,3%, а остальные 64,4% трудоустраиваются в основном на каникулах. Причем, преобладающими формами занятости являются неквалифицированный физический труд - 42% студентов, 27% участвовали в рекламных компаниях, социальных опросах , 22% - в сфере торговли. Немалая часть студентов (16%), как веяние времени, зарабатывает за счет своих же сокурсников, выполняя чертежи, рефераты, курсовые работы и пр. И только 15,9% студентов имели рабочие места при прохождении практики, что, конечно, требует большего внимания к этой проблеме руководителей выпускающих кафедр.

В-третьих, процесс экономической социализации - есть процесс формирования отношения молодого поколения к системе ценностей и моральных норм, овладения основными элементами экономической культуры, наполнения этическим содержанием экономической деятельности человека (аксиологическая составляющая процесса экономической социализации). Идеал «экономического человека» с его особыми ценностными установками может обслуживать как разрушительные, так и созидательные действия субъекта рыночной экономики. Этический смысл мотивации «личностного успеха», а также мотивов накопления денег, богатства активно влияют на формирование и расстановку личных приоритетов в индивидуальной системе ценностей молодого человека. Мало кто будет спорить о том, что современная молодежь живет в «эпоху денег», когда потребительская модель рыночной экономики формирует у них установку, что деньги - главная ценность в жизни. Товарноденежные отношения все глубже проникают в систему образования, формируется особый стиль отношения студентов к учебе, когда знания, оценки, диплом имеют денежный эквивалент.

Проведенное анкетирование студентов третьего курса технического вуза позволило выявить распределение ценностей современной студенческой молодежи. В основу была положена система ценностей по методике Е.Б.Фанталовой, адаптированной М.Ю.Семеновым [5,с.106], которая

238

предполагает их соответствие иерархии потребностей, предложенной А. Маслоу, к которой добавлена ценность «деньги». Студенты оценивали по 10балльной шкале, результаты были подвергнуты статистической обработке. Значимость ценностей по критерию средневзвешенного балла по каждому параметру представлена в таблице 2.

Таблица 2

Ранжирование ценностей студентами ОФ УГНТУ

Ценности Средний балл

1. Хорошая семья 8,15

2. Гарантированная работа 6,62

3. Самоуважение 6,35

4. Найти место в жизни 6,19

5. Физическая безопасность 6,01

6. Качественное питание 5,85

7. Деньги 5,74

8. Признание окружающих 4,56

9. Вовлеченность в дело 4,51

Наименее значимыми оказались ценности «признание окружающих», что, вероятно, означает, что респонденты придают малое значение социальному окружению, и «вовлеченность в дело», что, скорее всего, связано с более рациональным подходом молодежи к жизни. Современной молодежью недооценивается тот факт, что человек реализует себя в том случае, если он занят любимым делом, от того, что оно приносит плоды. Наиболее значимой оказалась ценность «хорошая семья». Также молодежь придает особое значение такой ценности как «гарантированная работа», поскольку приходит понимание, что достижение определенного уровня материального благополучия возможно на основе трудовой деятельности, но, с другой стороны, это подчеркивает озабоченность молодежи проблемами безработицы, когда полученное образование не гарантирует занятости. Следовательно, актуализируется проблема воспитания таких важных экономически значимых качеств личности

выпускника вуза как умение подать себя, быстро ориентироваться в

239

меняющихся условиях жесткой конкуренции, наличие экономических знаний, практических навыков, мобильности, что даст возможность выделиться среди равных и эффективно решать проблемы своего трудоустройства. Также более значимыми, по сравнению с такой ценностью как «деньги» оказались и ценности «самоуважение» и «найти место в жизни», что может означать, что «монетарная» социализация у молодежи происходит в период становления самостоятельности.

В-четвертых, коммуникативная составляющая процесса экономической социализации, осуществляющаяся на основе межличностного контакта с окружающей социальной средой: семьи, общества сверстников, преподавателей, а также активно развивающейся в последнее время и становящейся нормой социального взаимодействия как сетевые механизмы познания и общения. В общении с другими субъектами (сокурсники, преподаватели) в учебно-познавательной деятельности, при включении в экономические отношения в трудовой деятельности при прохождении производственной практики (трудовой коллектив), в повседневной жизни (семья, друзья) у студентов формируются коммуникативные компетенции.

В- пятых, процесс экономической социализации может осуществляться в форме стихийной социализации под влиянием стихийных обстоятельств жизни, так и в форме относительно социально-контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством условий для воспитания человека. Следовательно, речь идет об экономическом воспитании, выступающем как часть общего воспитания человека, но имеющего свои особенности, поскольку оно связано деятельностью человека в такой сфере как экономика. Экономическое воспитание выражено в поведенческих, эмоциональных, деятельностных характеристиках людей, необходимых для эффективного бытия и эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизни [8]. Однако система высшего образования имеет свою специфику, поскольку экономическое воспитание не ограничивается только воспитанием бережливости. Представляет интерес мнение профессора МГУ С.Д. Смирнова, рассматривающего сущность воспитания в условиях вузовского образования

240

как создание благоприятных условий для самовоспитания человека путем раскрытия перед ним поля выбора путей самореализации, самоактуализации, при том, что окончательное решение всегда должен принимать сам воспитуемый [7,с.156]. Это означает, что все, что предлагается обучающемуся, должно быть проработано с учетом возможной рефлексивной позиции, такого способа овладения содержанием, который указывает смысловые контексты изучаемого. Поэтому вуз сегодня - это один из ключевых социальных институтов, выполняющий задачи профессионализации, социализации и воспитания студенческой молодежи [6,с.110].

Современному выпускнику высшей технической школы предстоит жить в период постиндустриального общества в условиях интернационализации и глобализации социально-экономических отношений во всем мире, определяющими факторами которого являются информация, знания, компетентность. С другой стороны, современное развитие общества часто происходит в условиях экономического кризиса, как атрибута рыночной экономики. Поэтому будущий инженер остро нуждается в усвоении социальноэкономического опыта человечества, приобретения знаний об основах рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, инновационной деятельности. Переход к практикоориентированной направленности процесса экономической подготовки конкурентоспособного специалиста определяют задачу поиска новых форм и способов экономической социализации, активного включения студенческой молодежи в систему экономических отношений с целью успешного их становления как полноправных участников экономического сообщества.

Библиографический список

1. Анкудинова, Е.В. Определение сущности экономической социализации / Е.В. Анкудинова // Вестник ЧГПУ. - 2009. - №9. - С.5-15.

2. Блинов, А.О., Стратегические задачи страны и развитие высшего образования / А.О. Блинов // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - №11. - С.6-12.

3. Вяткин, А.П. Психология экономической социализации личности: субъектноролевый подход: монография [Текст] / А.П.Вяткин.- Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. -383с.

4. Карнышев, А.Д., Бурменко, Т.Д., Иванова, Е.А. Человек и собственность: учебное пособие [Текст] / А.Д. Карнышев, Т.Д. Бурменко, Е.А. Иванова. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. - 349 с.

5. Мацнев, Ю.В., Семенов, М.Ю. Молодежь и ценности современного общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 28-29 апреля 2005 года, г. Омск. [Текст] / Ю.В. Мацнев, М.Ю. Семенов. - Омск: типография «Ютон», 2005. - 376 с.

6. Ромм, М.В., Ромм, Т.А., Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе / М.В. Ромм, Т.А. Ромм // Высшее образование в России. - 2010. - №12. - С. 104-119.

7. Смирнов С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] // С.Д. Смирнов. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400с.

8. Терюкова Т. С., Прутченков А.С. Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований / Т.С. Терюкова, А.С. Прутченков.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://novainfo.ru.07/04/2010

Bibliography

1. Ankudinova, E.V. Determination of the Economic Socialization Essence / E.V. Ankudinova // CSPU Herald. - 2009. - №9. - P. 5-15.

2. Blinov, A.O., Strategic Goals of the Country and Development of High Education / A.O. Blinov // Alma Mater. - 2011. - №11. - P.6-12.

3. Karnyshev, A.D., Burmenko, T.D., Ivanova, E.A. Man and Property: Textbook [Text]/ A.D. Karnyshev, T.D. Burmenko, E.A. Ivanova. - Irkutsk: BSUEP, 2006. - 349 Р.

4. Matsnev, Yu.V., Semenov, M.Yu. The Youth and Values of Modern Society: The All-Russian Scientific - Practical Conference. April 28-29, 2005. Omsk [Text] /Yu.V. Matsnev, M.Yu. Semenov. - Omsk: “Yuton” Press, 2005. - 376 p.

5. Romm, M.V., Romm, T.A. Socialization and Professional Education of High School / M.V. Romm, T.A. Romm // Higher Education in Russia. - 2010. - №12. - P. 104-119.

6. Smirnov, S.D. Psychology and Pedagogy of Higher Education: From Activity to Personality: Textbook for University Students [Text] // S.D. Smirnov. - 5th Ed. - M.: “Academy” Publishing Center, 2010. - 400 Р.

7. Teryukova, T.S., Prutchenkov, A.S. Economic Education of the Youth in the Context of Contemporary Social Change [Electronic Resource] / T.S. Teryukova, A.S. Prutshenkov. -Access Mode: http:// novainfo.ru. 07/04/2010.

8. Vyatkin, A.P. Psychology of Individual Economic Socialization: Subject-Role Approach: Monograph [Text] / A.P. Vyatkin. - Irkutsk: Irkutsk State Univ. Prees, 2010. - 383 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.