Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ'

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
558
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / ПОЛИТИКА / ОГРАНИЧЕНИЕ / БЛОКАДА / НАКАЗАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ «ЛЕТАЛЬНОСТЬ» / КОНТРОЛЬ / СТРАНА-МИШЕНЬ / АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маглинова Т.Г.

В статье рассматривается экономическая сущность санкций, история их возникновения, их цели и задачи. Редко реальная политика и практика оказывают такое сильное влияние на формирование проблемы, как в случае санкций. Международная практика, новое перераспределение влияний и интересов, по сути, предшествует теоретическим предпосылкам санкционной темы, а то или иное политическое решение наполняет содержанием нормы материального и процессуального права, связанные с санкциями. Несомненно, что такая обратная связь между практической потребностью и законотворчеством объяснима. Введение экономический санкций своей целью имеет ослабление страны против который применяются данные меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF ECONOMIC SANCTIONS: GOALS AND OBJECTIVES

The article discusses the economic essence of sanctions, the history of their occurrence, their goals and objectives. Rarely do real policies and practices have such a strong influence in shaping the problem as in the case of sanctions. International practice, a new redistribution of influences and interests, in fact, precedes the theoretical prerequisites of the sanctions topic, and this or that political decision fills the norms of substantive and procedural law related to sanctions with content. There is no doubt that such a feedback between practical need and lawmaking is understandable. The introduction of economic sanctions aims at weakening the country against which these measures are applied.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ»

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Т.Г. Маглинова, канд. экон. наук, доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-10-2-56-58

Аннотация. В статье рассматривается экономическая сущность санкций, история их возникновения, их цели и задачи. Редко реальная политика и практика оказывают такое сильное влияние на формирование проблемы, как в случае санкций. Международная практика, новое перераспределение влияний и интересов, по сути, предшествует теоретическим предпосылкам санкционной темы, а то или иное политическое решение наполняет содержанием нормы материального и процессуального права, связанные с санкциями. Несомненно, что такая обратная связь между практической потребностью и законотворчеством объяснима. Введение экономический санкций своей целью имеет ослабление страны против который применяются данные меры.

Ключевые слова: санкции, политика, ограничение, блокада, наказание, экономическая «летальность», контроль, страна-мишень, авторитарный режим.

Экономические санкции - это промежуточная «остановка» между безуспешными дипломатическими усилиями и вооруженным вмешательством для решения проблемы. Другими словами, вводя санкции, инициатор или группа инициаторов санкций признают, что политические усилия в значительной степени провалились; однако это не означает, что у инициаторов есть желание, намерение и готовность прибегнуть к военным методам, чтобы навести порядок.

Нужно напомнить, что современная история применения санкций не отличается преемственностью и последовательностью. Например, санкции для сдерживания войны применялись с разной периодичностью - и часто безуспешно - между первой и второй мировыми войнами. В то время сущность санкций отличалась от современного понимания и в основном означала экономическую блокаду. Такая блокада, выражавшаяся прежде всего в ограничении международных торговых отношений, рассматривалась как наиболее оптимальное экономическое средство наказания агрессора или обвиняемого, или, выражаясь современной военной терминологией, являлось «ядерным» оружием того времени. Хотя этот инструмент и применялся, он не смог достичь универсальной цели сдерживания военных интервенций и избавить человечество от разрушительной Второй мировой войны.

Относительно более жесткая санкцион-ная политика возродилась и вошла в мировую практику в 1980-е годы.

Что касается реалистичных ожиданий «чудесных» результатов санкций, то общее замечание состоит в том, что влияние санкций довольно «смешанное» и не всегда сильное, и заметное. Судя по достижению поставленных целей, только треть различных мер наказания, введенных в действие в последние десятилетия, оказалась полностью эффективной. Широкое использование санкций вместо вооруженных сил дает гражданскому и политическому руководству рычаг для более эффективного управления кризисами в менее взрывоопасной ситуации. В то же время, по сравнению с ведением военных действий, применение санкций сопряжено с меньшими физическими и политическими рисками.

И все же, каковы те необходимые теоретические нюансы, которые сделают пакет санкций более адресным, адаптированным к конкретной ситуации и, следовательно, более эффективным, а ожидания людей от результатов более реалистичными?

Одно дело своевременно и правильно оценить нарушение норм международного права и поведения, осудить его и призвать нарушителя к исправлению, хотя это все же политико-декларативная оценка нарушения. Однако значительно сложнее раз-

работать, наряду с оценкой и осуждением, действенные меры противодействия, предусматривающие, в том числе, экономически «летальное» оружие - санкции.

Мы упомянули об экономической «летальности» - смертельном эффекте санкций в экономическом смысле, намеренно, потому что общая цель любой санкции -подорвать экономические и социальные ресурсы страны в условиях номинального мира. Несмотря на достаточно четко сформулированную цель, точная подгонка санкций под конкретную ситуацию, как показывает практика и реалии, является крайне сложной задачей. В этом, собственно, и нет ничего удивительного, учитывая политико-экономико-военное наложение разных факторов в современном мире. В любом случае инициатор санкций должен прекрасно понимать: какова цель мер наказания? Какой результат ожидается от этих мер? Санкционно-ориентирован-ный ответ требует наличия четких ответов на эти фундаментальные вопросы с самого начала, поскольку неясность основных целей и задач санкций, а также пересмотр целей и задач после введения санкций нанесут ущерб репутации инициатора и подрывают эффективность санкций.

Распространено мнение, что мотивом введения санкций является причинение такого количества вреда - боли стране-мишени, которая оттолкнет ее от совершения определенного краткосрочного действия или проведения долгосрочной политики. Отсюда правильное понимание целей и задач санкционных мероприятий с самого начала - это одно, а совсем другое - правильный и беспристрастный контроль за их проведением.

Одна из них - максимально большая коалиция участников вокруг соответствующего политического решения, твердость и сплоченность членов коалиции для обеспечения более высокой степени эффективности широкомасштабных санкций. В противном случае объект санкций найдет лазейки для продолжения своей пагубной военно-политической линии действий, что со временем сведет эффективность санкций практически к нулю. Говоря о коалиционном единстве, необходимо также от-

метить, что разные участники санкционно-го пакета, особенно если их много, могут иметь разные взгляды и мотивы. Поэтому эффективность масштабных санкций зависит не только от количества участников, но и от личностей участников.

Еще один вопрос, который следует учитывать, - это восприятие и отношение целевой страны и ее населения к ожидаемым санкциям. Это также требует нескольких комментариев. Во-первых, санкции, вероятно, будут более эффективными в более открытой стране-мишени, чем в авторитарной стране. Даже больше: чем жестче контроль авторитарного режима за общественным мнением и восприятием событий, тем выше вероятность сплочения общества вокруг режима. Таким образом, правильный выбор цели имеет особое значение.

Еще одним аспектом управления санкциями является постоянная оценка реализации санкций с целью изменения существующих мер или добавления новых. В то же время ошибочно мнение, что эффективность санкций зависит от увеличения их строгости и размера. Следовательно, слово «управление» не ограничивается только своим семантическим значением, оно приобретает довольно специфическую функциональную окраску. Применительно к процессу управления также следует отметить, что для достижения поставленных целей и задач необходимо адекватное соответствие мерам эскалации и деэскалации, определенным в санкционной политике, которые позволяют осуществлять коммуникацию со страной-мишенью и ее правительством. применяя метод кнута и пряника. Это необходимая гибкость, которая служит ориентированному на результат применению санкций.

Тему санкций можно обсуждать широко. Поэтому цель данной статьи - выразить мнение лишь о некоторых узких аспектах этой очень важной темы международных отношений и порядка. Мы также постарались указать на проблемы крайне избирательно и, частично теоретизируя их, сохранить связь с существующей реальностью.

Библиографический список

1. Ким, Т.Г. Дестабилизация российской экономики: экономические санкции и боевые действия // Вестник ИМСИТ. - 2015. - №1 (61). - С. 30. - EDN UAQZZD.

2. Маглинова, Т. Г. Санкции против России - легко объявить, сложно реализовать // Заметки ученого. - 2021. - № 6-1. - С. 473-477. - EDN TPDOFB.

3. Мадатова, О.В. Финансово-правовые основы обеспечения национальной безопасности в РФ: учебное пособие / О.В. Мадатова; Под редакцией Н.В. Климовой, Е.Д. Кухлева. - Краснодар: Издательство «Светочъ», 2016. - 142 с. - ISBN 978-5-9908032-0-6. - EDN WAQNVR.

4. Милютина Л.А. Экономические санкции: сущность, виды и их влияние на финансовую устойчивость российских предприятий // Вестник университета. - 2018. - №1. -С. 132-135.

5. Петрюк, О.А. Экономические инструменты повышения эффективности функционирования вертикально-интегрированных компаний в нефтегазовом комплексе: специальность 08.00.05: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Петрюк Ольга Александровна. - Краснодар, 2009. - 165 с. - EDN QEIWDB.

6. Рыжова М.В. Проблема эффективности применения международных экономических санкций // Вестник ТИСБИ. - 2006. - №1. - С. 15-24.

THE ESSENCE OF ECONOMIC SANCTIONS: GOALS AND OBJECTIVES

T.G. Maglinova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Academy of Marketing and Social Information Technologies - IMSIT (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses the economic essence of sanctions, the history of their occurrence, their goals and objectives. Rarely do real policies and practices have such a strong influence in shaping the problem as in the case of sanctions. International practice, a new redistribution of influences and interests, in fact, precedes the theoretical prerequisites of the sanctions topic, and this or that political decision fills the norms of substantive and procedural law related to sanctions with content. There is no doubt that such a feedback between practical need and lawmaking is understandable. The introduction of economic sanctions aims at weakening the country against which these measures are applied.

Keywords: sanctions, policy, restriction, blockade, punishment, economic lethality, control, target country, authoritarian regime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.