Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туча Т.Б., Полищук В.Н., Бушко Т.В.

В статье говорится о важности экологического образования и воспитания. О задачах, стоящих перед ними. Какие преследуют цели и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF ENVIRONMENTAL EDUCATION

The article talks about the importance of environmental education and upbringing. On the tasks facing them. What goals are pursuing and the ways of their solution.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

областного бюджета увеличен в 4,6 раза. Сельское хозяйство на сегодня является одним из приоритетных направлений экономики Калининградского региона. Решению вопросов импортозамещения будет способствовать расширение объемов производства продукции местных аграриев.

Использованные источники: 1. Целевая программа Калининградской области «Поддержка начинающих фермеров в Калининградской области на период 2012-2014 годов», утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 02 марта 2012 года № 105. УДК 37

Туча Т.Б.

студент 1 курса магистратуры направление «Педагогическое образование» («Экологическое

образование») Симоненко С.М., к.пед.н. научный руководитель, доцент кафедра географии, экологии и охраны здоровья детей

Полищук В.Н. студент 1 курса магистратуры направление «Педагогическое образование» («Экологическое

образование») ведущий специалист отдел научных проектов и подготовки научно -педагогических

кадров научно-организационного управления

Школа педагогики ДВФУ Бушко Т.В. студент 1 курса магистратуры направление «Педагогическое образование» («Экологическое

образование») КлючниковД.А., к.биол.н. научный руководитель, заведующий кафедрой географии, экологии и

охраны здоровья детей Школа педагогики ДВФУ Россия, г. Уссурийск СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: В статье говорится о важности экологического образования и воспитания. О задачах, стоящих перед ними. Какие преследуют цели и пути их решения.

Ключевые слова: экология, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, окружающая среда, природные ресурсы.

Tucha T. B.,

the student of 1 course of a magistracy of a direction "Pedagogical

education " ("Environmental education "), Supervisor: Symonenko S. M., the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of

geography, environment and children's health

Polishchuk V. N.,

the student of 1 course of a magistracy of a direction "Pedagogical education " (Environmental education), leading specialist Department of scientific projects and training of scientific-pedagogical personnel of scientific-organizational management of the School ofpedagogics,

far Eastern Federal University, Bushko T. V.,

the student of 1 course of a magistracy of a direction "Pedagogical

education " (Environmental education), Supervisor: Klyuchnikov D. A., candidate of biological Sciences, head of the Department of geography,

environment and children's health School of pedagogics, Far Eastern Federal University,

Russia, Ussuriysk

THE ESSENCE OF ENVIRONMENTAL EDUCATION Annotation: the article talks about the importance of environmental education and upbringing. On the tasks facing them. What goals are pursuing and the ways of their solution.

Key words: ecology, ecological education, ecological upbringing, ecological culture, environment, and natural resources.

В настоящее время необходимость в экологической образованности и культуре является важнейшим качеством общей культуры личности. В обществе становится востребованным экологическое сознание и образование.

Экологическое образование личности должно стать наипервейшей задачей и большую роль в этом процессе играет менталитет общества. Люди до конца не осознают важность экологических ценностей и причиной тому можно считать недостаточно эффективную систему экологического образования. Не каждый человек способен понимать экологические проблемы на научном уровне. Представление об этом вырисовываются случайным образом: в результате обычных житейских впечатлений или из средств массовой информации. Такие разобщённые сведения не дают увидеть полную картину экологической ситуации, чтобы разумно и бережно относиться к природе.

А современная экологическая обстановка такова, что уже нельзя обойтись без серьёзных преобразований в общественной жизни. Экологизация всех сфер просто необходима. И в первую очередь сам человек должен быть экологизирован как в производстве, в быту, так и в обучении и воспитании.

Сегодня учёные в области экологии разработали принципы и технологии общения человека с природой. Однако вопрос о принятии этих принципов конкретным человеком недостаточно решён. В результате созрел новый аспект воспитания - экологический. И решение экологических задач в огромной степени зависит от экологического образования и воспитания наших детей.

Вступив в трудовую жизнь, они должны иметь чёткое понятие о том, что природные ресурсы не бесконечны. Хорошо знать и понимать взаимосвязь природных процессов, предвидеть последствия вмешательства в природную среду.

Экологическое самосознание подрастающего поколения облегчит переход к экономному образу жизни. А сформировавшаяся экологическая культура поможет преодолеть экологический кризис.

Немаловажным фактором экологического образования считается и экологическая ответственность. Моральные требования по отношению к природе развивают убеждённость, а не страх за возможное наказание и осуждение окружающих.

Из вышесказанного следует, что экологическая ответственность - это наличие интереса к экологическим проблемам, позитивный настрой на природоохранную деятельность. Оценочные суждения о фактах воздействия человека на природу, нормы морали и права, нравственно-экологическое понимание о деятельности человека в природной среде - критерии глубины экологической ответственности.

В современной педагогической науке ведётся поиск путей совершенствования экологического образования.

Содержание экологического образования определяется многими факторами, такими как:

- потребность общества в экологически грамотных гражданах;

- заинтересованность в экологически чистой среде;

- состояние экологической науки;

- достижения в экологической науке;

- тенденции развития общества.

В содержание экологического образования входит система норм, которая определяет ценностные ориентации, включая понимание ценности природы, при этом человек не отделяется от неё, а представляется частью таковой.

Основной целью экологического образования является становление ответственного отношения к окружающей природе, фундаментом которого будет экологическое сознание.

Достичь целей экологического образования можно при решении таких задач, как:

- образовательные - знания об экологических проблемах и путях их решения;

- воспитательные - формирование необходимых привычек

экологического поведения;

- развивающие - развитие умений по изучению окружающей среды, умения оценивать состояние природы, развитие активной деятельности по её охране.

Воздействие на сознание человечества, адекватное понимание проблемы экологии, ответственное отношение к природе - вот главная проблема, которую необходимо решить и это, конечно же, конечная цель экологического образования.

А условиями, влияющими на успешность экологического образования, можно определить данные о точном состоянии биосферы. Их необходимо дополнять результатами последствий изменения какого-либо компонента биосферы. Так же необходимо комплексно характеризовать экологические явления.

Важность природных ценностей надо выделить ещё и потому, что опасность для природы исходит от увеличивающейся мощи человека. Людям просто необходимо дать экологические знания в области социально-экономической направленности. Поэтому специалисты сходятся в том, что важно включить экологическое образование во все учебные программы, оно должно стать составной частью содержания начального, среднего и высшего образования.

Экологическое сознание является формой познания людьми законов природы, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы [1]. Осознание человеком своей роли на Земле, признание им того, что разумность налагает на него ответственность по отношению к природе, что природа и человек -элементы единой системы. И что в современном мире человек перестал ощущать себя и природу как одно целое в биосфере - мы считаем, что это цель, к которой должно идти экологическое образование.

Использованные источники:

1. Гирусов Э. В., Широкова И. Ю. Экология и культура. М.: Знание, 1989. 164 с.

2. Бибикова Н.Г. Сущность экологического образования обучающихся [электронный ресурс] - Электрон. данные. URL: http://supermf.ru/view_helpstud.php?id=966 (дата обращения: 27.01.2017 г.). -Заглавие с экрана.

3. Экологическое образование, воспитание и культура [электронный ресурс] // ECOLOGY-portal.ru : Экологический портал http://ecology-portal.ru. 10.05.2015 г. - Электрон. данные. URL: http://ecology-portal.ru/publ/15-1-0-556 (дата обращения: 27.01.2017 г.). - Заглавие с экрана.

УДК 51.77

Федосеева О.Н. студент магистратуры кафедра ИТАС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.