Научная статья на тему 'Сущность чартерных авиаперевозок'

Сущность чартерных авиаперевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1369
632
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анохина Юлия Александровна

В статье рассматриваются виды чартерных пассажирских авиаперевозок, выделяются их сходства и различия, а также представлена схема взаимодействия участников процесса организации и обеспечения данного вида рейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARTER FLIGHTS' SUBSTANCE

This article tells about sorts of charter passenger flights, their differences and similarity also underlines technology of operating them.

Текст научной работы на тему «Сущность чартерных авиаперевозок»

2GG8

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, Экономика, Финансы

№ 131

УДК 347.823.36:656.076.3

СУЩНОСТЬ ЧАРТЕРНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК

Ю.А. АНОХИНА

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В статье рассматриваются виды чартерных пассажирских авиаперевозок, выделяются их сходства и различия, а также представлена схема взаимодействия участников процесса организации и обеспечения данного вида рейсов.

Развитие бизнеса, расширение международных отношений требуют от участников мобильности и оперативности передвижения, что далеко не всегда обеспечивается регулярным воздушным сообщением. Все это обусловило развитие сегмента чартерных авиаперевозок.

Термин «чартер» пришел в авиацию из области морских перевозок.

Чартер (англ. Charter) — в международном торговом мореплавании и воздушном сообщении разновидность договора перевозки груза, пассажиров и багажа, синоним договора фрахтования.

На языке авиаторов (ст. 104 Воздушного кодекса РФ) определение понятия «чартер» звучит так: «Это договор фрахта, согласно которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть транспортного средства на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа». А если проще, то чартер — это заказ авиарейса, причем целиком, включая самолет, экипаж, питание и обслуживание пассажиров. К тому же это заказ конкретного рейса на установленную дату по определенному маршруту на назначенном воздушном судне. Поэтому чартерные перевозки можно еще определить как нерегулярные перевозки или перевозки вне расписания. Рейс, выполняемый в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям.

В роли фрахтовщика может быть лицо, имеющее на праве собственности или ином законном основании воздушное судно. В качестве фрахтователя может выступать физическое либо юридическое лицо, интересам которого соответствует перевозка того или иного груза, пассажиров, почты, багажа по определенному маршруту.

Чаще всего фрахтователем является компания-авиаброкер, которая под чей-то заказ (туроператора, бизнесмена, фирмы) заключает договор с авиакомпанией на конкретный рейс или программу рейсов. На рис. 1 представлена схема взаимодействия авиакомпании, брокера и заказчика при организации чартерного рейса.

Рис. 1. Взаимодействия авиакомпании, брокера и заказчика при организации чартерного рейса

Порядка 80% всех чартерных перевозок продаются именно авиаброкерами, так как авиакомпании и заказчики увидели одно из главных преимуществ брокеров - организация и обеспечение перевозки сосредоточены в одних руках, которые за все несут ответственность. К тому же авиаброкеры, использую свои обширные знания рынка, могут из десятков авиаперевозчиков и сотен различных самолетов выбрать наиболее оптимальный вариант, подходящий для выполнения конкретного рейса и удовлетворяющий нужды клиента.

Возможны варианты, когда заказчик напрямую обращаются в авиакомпанию, минуя посредников. В этом случае ответственность за организацию и обеспечение рейса, как правило, ложится на плечи авиакомпании.

Чартерные рейсы, организуемые для перевозки пассажиров, можно разделить на несколько видов: туристический чартер, VIP-чартер и корпоративный чартер. Рассмотрим подробнее их отличие друг от друга.

Основным заказчиком туристического чартера являются туроператоры. Они напрямую или через авиаброкера фрахтуют самолет и сами отвечают за его загрузку. Туристический чартер -услуга пакетная и билеты на него, как правило, продают вкупе с проживанием и питанием в отеле, трансфером и медстраховкой. Маршруты, на которых организуют туристический чартер - это направления, где нет регулярных рейсов или их недостаточно для перевозки большого потока туристов. В первую очередь сюда относятся популярные в пики сезона курорты. Без чартера просто невозможно создание готового турпродукта, так как туроператор должен иметь гарантированные места на рейсах. Такую гарантию ему и дает чартер, так как весь самолет находится в распоряжении туроператора. Конечно, на некоторых регулярных рейсах можно выкупить блок мест, но такая возможность существует далеко не всегда, да и цена билета в этом случае будет намного выше.

Для перевозки потока туристов в основном заказывают воздушные суда большой вместимости, такие как Ил-86, Ту-154, Ту-204, Airbus-320 и др., как правило, с одним классом обслуживания (эконом). Туристические чартеры называют еще регулярными чартерами, так как они организовываются как программа рейсов с определенной частотой на длительный период (сезон).

В отличие от туристического чартера VIP-чартер и корпоративный чартер выполняются как разовые полеты. Маршрут определяется следующими факторами: на данном направлении не выполняются регулярные рейсы, либо требуется перевезти большую группу людей и на регулярном рейсе нет в наличии такого количества свободных мест, либо заказчику требуется обеспечить конфиденциальность, безопасность своей поездки, и он не хочет быть привязан к расписанию регулярных рейсов.

VIP-чартер (или бизнес-авиация) - это сектор воздушных перевозок, выполняемые на ВС повышенной комфортности, с салонами класса люкс, оборудованными необходимыми средствами связи, и обеспечением особого качества питания и сервиса, используемым для перевозки пассажиров, багажа и груза, а также дополнительный инструмент ведения бизнеса компании. Заказчиками здесь являются, как правило, владельцы компаний, банкиры, президенты фирм, звезды спорта и шоу-бизнеса и др. Они хорошо знакомы с ситуацией, когда важные дела - переговоры или заключение выгодной сделки - требуют срочного выезда в другой город или за рубеж. Такие перевозки осуществляются, в основном, российскими ВС «Як-40», «Як-42», «Ту-134», «Ту-154», «Ил-62», а также зарубежными Falcon, Hawker, Challenger, Embraer Legacy, Cessna, Learjet, Bombardier и другие, переоборудованные под VIP-перевозки и рассчитанные на 5-20 человек.

Большим преимуществом VIP-чартера является возможность для клиента выбирать время вылета и маршрут полета, что позволяет избегать лишних пересадок и, соответственно, дополнительных потерь времени. Здесь перелеты требуют меньшего времени и повышают продуктивность работы бизнесменов в течение полета, так как деловой самолет обычно хорошо оснащен средствами коммуникации и представляет собой своеобразный офис в небе.

Важным качеством таких чартеров является способность большинства ее самолетов использовать небольшие аэродромы, иногда с плохим покрытием, а также аэропорты небольших населенных пунктов, в которые из-за своей низкой коммерческой эффективности рейсовые маршруты не предусмотрены или выполняются с большими интервалами.

VIP чартер предполагает ускоренное и конфиденциальное прохождение регистрации на рейс, таможенного и паспортного контроля в VIP зале аэропорта или отдельно стоящем VIP-

терминале, подъезд личного транспорта к трапу самолета и ряд других услуг по желанию заказчика.

Корпоративный чартер необходим крупным компаниям, оркестрам, труппам артистов, музыкальным группам, спортивным командам и т.д., то есть всем тем, кто испытывают необходимость в перевозке большой группы пассажиров по индивидуальному маршруту. Для выполнения корпоративных чартеров используются вместительные воздушные суда как иностранного, так и российского производства с возможностью различного класса размещения пассажиров и сервиса во время рейса.

Таким образом, можно сделать вывод, что чартерный рейс позволяет решить заказчику сразу несколько проблем:

1) заказчик не привязан к расписанию регулярных рейсов и может сам определять график и маршрут движения;

2) рейс может быть организован по маршруту любой сложности и протяженности;

3) заказчик устанавливает уровень комфорта и сервиса;

4) на борту находится ограниченный круг людей без присутствия посторонних лиц, что позволяет обеспечить конфиденциальность и безопасность поездки.

Независимо от вида чартерного рейса технологию его организации и участников этого процесса можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

Рис. 2. Участники процесса организации и обеспечения чартерного авиарейса

Как видно из рис. 2 в функции авиакомпании (авиаброкера) при выполнении чартерного рейса входит организация обслуживания воздушных судов в аэропортах посадки, а также получение разрешений от авиационных властей на право выполнения полетов (посадки, пролета территории). Остановимся подробнее на этих пунктах, чтобы увидеть их особое влияние на выполнение рейса.

Во-первых, следует отметить, какую роль играет аэропорт. Иногда возникают ситуации, когда заказчик в последний момент желает изменить график движения, а аэропорт не подтверждает его, в связи с отсутствием слотов.

Слоты — это время в сетке расписания аэропорта, которое выделяется под рейс. Составление сетки — довольно кропотливый процесс. Аэропорту необходимо учесть множество факторов: рейсы должны прилетать в удобное время, не мешать друг другу в залах вылета и прилета и уж точно не создавать помех в воздухе. Тут все зависит от мощности аэропорта и его догово-

ренностей с авиакомпаниями. Поэтому компания должна уметь договариваться с аэропортом, чтобы получить нужные слоты и четко организовывать процедуру прохождения регистрации.

Во-вторых, хочется еще обратить внимание на тот факт, что при организации авиарейсов необходимо получение разрешения авиационных властей государств по маршруту. Запрос на разрешения подается в установленном порядке и в определенные сроки до начала выполнения перевозки. В связи с этим могут возникать ситуации, когда заказчик поздно сообщает об изменениях в графике или маршруте движения и согласование разрешений на выполнение рейса может быть проблематичным. Поэтому мнение, что чартерным рейсом можно вылететь хоть через час ошибочно.

Исходя из этого, следует отметить, что с точки зрения технологии организации и обеспечения рейса нет разницы между тем, какой это вид чартера, и статус заказчика не всегда может повлиять на то, что рейс будет выполнен с учетом всех пожеланий и требований клиента. Тем не менее, авиаброкер или авиакомпания пытаются сделать все возможное для удовлетворения всех требований заказчика и тем самым повысить свою репутацию.

Подводя итог, можно сказать, что чартерные перевозки создают альтернативу регулярному сообщению. Данный вид перевозок позволяет заказчику совершать поездки по своему графику и маршруту, экономя время и деньги, что является основным движущим мотивом развития этого сегмента. Однако для дальнейшего успешного функционирования данного вида перевозок необходимо создание адекватной нормативно-правовой и законодательной базы, поднимающей статус чартерного рейса по сравнению с регулярным. При этом создание на рынке новых продуктов с учетом развития туристического бизнеса и расширения международных связей позволит развивать данный вид авиаперевозок и сделать его доступным широкому кругу потребителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Манаенкова С. Чартерные перевозки. Взгляд изнутри // Авиатранспортное обозрение.- 2001. - №37.

2. http://www.turist.ru/ Чартеры лишают туристов нервов и здоровья 16.04.2007 | Статьи

3. Литвинович В. Репутация авиаброкера должна быть безупречна// Jet. - июль, 2005.

4. Савченко Ю. В России - все не секрет, но ничто - не тайна// Jet. - май, 2006.

5. Смышляев А. Охотники за самолетами// Jet. - август, 2006.

6. Фетисов А. Серый каботаж// Jet. - май, 2005.

7. http://www.turist.ru/ Российский туристический рынок перестает расти 21.02.2007 | Новости

8. Никольская О. Чартеры как предчувствие // Туризм и отдых. - 2007. - №9 (05.03.2007).

CHARTER FLIGHTS’ SUBSTANCE

Anokhina Y.A.

This article tells about sorts of charter passenger flights, their differences and similarity also underlines technology of operating them.

Сведения об авторе

Анохина Юлия Александровна, окончила МГТУГА (2005), менеджер производственнодиспетчерской службы ООО «Авиабизнес групп», область научных интересов - менеджмент, маркетинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.