Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА И ЕГО РОЛЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА И ЕГО РОЛЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / BUSINESS PLANNING / STRATEGIC PLANNING / BUSINESS ENTITIES / STRATEGY / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покровская Ю.Р.

В статье освещается сущность бизнес-плана как многофункционального и многоцелевого планового документа, имеющего широкий спектр применения в системе управленческой деятельности субъектов хозяйствования. Обоснована целесообразность внедрения бизнес-плана как обязательного документа в хозяйственной деятельности предприятий. Рассматриваются основные функции бизнес-планирования. Акцентируется внимание на необходимости применения бизнес-планирования в управлении коммерческой деятельностью хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE OF THE BUSINESS PLAN AND ITS ROLE IN THE STRATEGIC MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE

The article highlights the essence of a business plan as a multifunctional and multi-purpose planning document that has a wide range of applications in the management system of business entities. The expediency of introducing a business plan as a mandatory document in the economic activities of enterprises is substantiated. The basic functions of business planning are considered. The focus is on the need for business planning in the management of commercial activities of business entities

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА И ЕГО РОЛЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

УДК 338.2

Покровская Ю.Р. научный руководитель: Курманова Л.Р., д.э.н.

профессор

Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа

СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНА И ЕГО РОЛЬ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ

УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация - в статье освещается сущность бизнес-плана как многофункционального и многоцелевого планового документа, имеющего широкий спектр применения в системе управленческой деятельности субъектов хозяйствования. Обоснована целесообразность внедрения бизнес-плана как обязательного документа в хозяйственной деятельности предприятий. Рассматриваются основные функции бизнес-планирования. Акцентируется внимание на необходимости применения бизнес-планирования в управлении коммерческой деятельностью хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова - бизнес-планирование, стратегическое планирование, хозяйствующие субъекты, стратегия, инвестиции.

Pokrovskaya Yu.R. supervisor: Kurmanova L. R., doctor of Economics

professor Bashkir state University Russia, Ufa

THE ESSENCE OF THE BUSINESS PLAN AND ITS ROLE IN THE STRATEGIC MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE

Аnnotation - the article highlights the essence of a business plan as a multifunctional and multi-purpose planning document that has a wide range of applications in the management system of business entities. The expediency of introducing a business plan as a mandatory document in the economic activities of enterprises is substantiated. The basic functions of business planning are considered. The focus is on the need for business planning in the management of commercial activities of business entities.

Key words - business planning, strategic planning, business entities, strategy, investments.

Каждое предприятие, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприятия не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою

деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Поэтому разработка тактики и стратегии производственно-хозяйственной деятельности является важнейшей задачей для каждой фирмы - субъекта предпринимательства. Тогда как бизнес-план является общепризнанной основой их разработки.

Как понятие «бизнес-план» вошел в лексикон отечественного бизнес-сообщества сравнительно недавно. Бизнес-план - это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Среди российских ученых нет единой точки зрения по терминологии понятия «бизнес-план».

Так, Е.Г. Безрукова под бизнес-планом понимает документ, в котором описываются все ведущие аспекты предпринимательской деятельности, анализируя основные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и указываются способы решения этих проблем [1, c. 42].

А.В. Палчкова рассматривает бизнес-план, как подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, излагающий решаемые и нерешаемые цели и задачи организации, чтобы достигнуть установленных целей и технико-экономические показатели компании. В план входит: оценка текущего момента сильных и слабых сторон бизнес -проекта, анализ рынка и информация о клиентах или услугах [4, с. 159].

Как считает Е.А. Танашева бизнес-план представляет из себя изложение системы доказательств, которые убеждают инвесторов в выгоде проекта, определение степени жизнеспособности и устойчивости хозяйствующего субъекта на перспективу, предвидение рисков предпринимательства, развитие стратегического (перспективного) взгляда на хозяйствующий субъект и его рабочее пространство посредством получения ценного опыта планирования [6, с.534].

По мнению Ю.А. Хрусталева под бизнес-планом понимается документ, который содержит обоснование действий, которые следует проводить для осуществления определенных действий в области коммерческого проекта или создания нового хозяйствующего субъекта [8].

Таким образом, бизнес-планом называют такое средство по описанию нового бизнеса, характеризующиеся краткостью, точностью, доступностью и понятностью, представляется важнейшим инструментом в ходе рассмотрения множества дифференцированных ситуаций с выбором из альтернатив наиболее перспективное направление и определением средств к его достижению.

Бизнес-план характеризуется как элемент стратегического планирования, это документ, определяющий управление бизнесом, контролем основных этапов и моделью руководства нового направления

развития.

Определение цели бизнес-плана является вторым главным шагом формулировки сферы деятельности будущего компании или проекта. Т.М. Хвостенко утверждает, что основными целями бизнес-плана являются: приобретение опыта планирования, показ организации в перспективе при формировании деятельности организация может ставить перед собой различные цели написания бизнес-плана [7, с. 80].

Следует отметить, что роль бизнес-плана заключается в том, что он отражает полную картину будущего развития организации и выполняет четыре основные функции [3, с. 398].

Первая из них связана с вероятностью использования проекта для стратегии организации. Эта функция особа необходима в период создания предприятия, а также при разработке новых направлений деятельности.

Второй функцией является планирование, которое дает оценку возможностям развития новых направлений деятельности компании и контролирует процессы, происходящие внутри фирм.

Третья функция дает возможность для привлечения денежных ресурсов. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, но получение кредита не легкий процесс. Главной причиной этого является невозвращение кредитов. В данной ситуации банки могут принять целый комплекс мер по возврату денежных активов, среди которых существуют и банковские гарантия, реальные залоги, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция основывается в привлечении и воплощения целей организации и планов инвесторов, которые вкладывают в бизнес идею свои капиталы и технологии. Решение вопроса о предоставлении денежных ресурсов, лишь при наличии бизнес-плана, отражает общую картину развития фирмы на определенный период времени.

Бизнес-план играет важную роль в стратегическом управлении организацией.

Визуально роль бизнес-плана в стратегическом управлении фирмой представлено на рисунке 1 [9].

Следует отметить, что хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, определять концепцию производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, больших капиталовложений, не всегда имеющихся у предприятия. И поэтому, безусловно, наиболее важным фактором реализации бизнес-плана является привлечение инвесторов. Сам же бизнес-план позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инвестиционного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Рисунок 1 - Бизнес-планирование в стратегическом управлении

Поэтому разработка бизнес-плана помогает решить такую стратегическую задачу, как принятие решения об инвестициях (как внутренних, так и особенно внешние). По поводу внешних инвестиций -следует учитывать, что в сфере интересов потенциального инвестора находятся практически все аспекты экономической деятельности предприятия поэтому потенциальных инвесторов фирмы в первую очередь интересуют ответы на два самых главных вопроса связанных с инвестициями: «Что они получат при успешной реализации проекта?» и «Какой риск потери вложенных ресурсов?» [ 2].

Итак, предприниматель должен показать инвестору или партнеру содержание собственного бизнеса, подготовив возможные варианты преимуществ предлагаемого партнерства и, самое главное, доходов (минимальных, наиболее вероятных и максимальных), на которые они могут рассчитывать.

Таким образом, назначение бизнес-плана состоит в том, что он помогает организации реально оценить идею, воплотить ее в соответствующую документацию, обосновать эффективность и спрогнозировать сильные и слабые стороны деятельности организации на рынке. Вместе с тем проблема выбора методики, которая лучше всего отвечала бы потребностям организации по составлению бизнес-плана, до сих пор остается открытой в практической плоскости хозяйствующих субъектов.

Итак, бизнес-планирование играет важную роль в стратегическом управлении организацией на рынке, ведь бизнес-планирование как целенаправленная экономическая деятельность позволяет рассматривать во взаимосвязи множество экономических, социальных, инвестиционных, управленческих и других проблем предприятия как единую целостную систему. Поэтому бизнес планирование на предприятии должно служить основой организации и менеджмента производства, движущей базой для разработки и принятия рациональных управленческих решений.

Использованные источники:

1. Безрукова, Е.Г. Понятие бизнес-плана и его значение / Е.Г. Безрукова // Будущее науки-2019. - 2019. - № 1. - С. 42-45.

2. Дмитриева, Т.И. Бизнес-план - один из методов стратегического планирования / Т.И. Дмитриева [Электронный ресурс] // ELIBRARY.RU -Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU». - Электр. дан. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35033345 (дата обращения: 27.11.2019). - Загл. с экрана.

3. Курманова, Л.Р. Диагностика как инструмент прогнозирования финансовой несостоятельности предприятия./ Л.Р. Курманова. // Научное обозрение. - 2015. - № 12. - С.397-402.

4. Палчкова, А.В. Бизнес-план как основа успеха в деятельности фирмы / А.В. Палчкова // Молодежь и наука. - 2019. - № 1. - С. 159-163.

5. Романова, М.В. Бизнес-планирование: учебное пособие / М.В. Романова. - М.: Форум, 2018. - 288 с.

6. Танашева, Е.А. Бизнес-план предприятия: понятие и структура / Е.А. Танашева // Форум молодых ученых. - 2019. - № 1. - С. 534-545.

7. Хвостенко, Т.М. Основные виды и типы бизнес-планов, их классификация и структура / Т.М. Хвостенко // Финансирование и кредитование российского бизнеса. - 2019. - № 1. - С. 80-82.

8. Хрусталев, Ю.А. Бизнес-план в системе стратегического планирования / Ю.А. Хрусталев [Электронный ресурс] // ELIBRARY.RU - Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU». - Электр. дан. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36512374 (дата обращения: 27.11.2019). - Загл. с экрана.

9. Чудайкина, Т.Н. Бизнес-план как неотъемлемый элемент стратегического планирования / Т.Н. Чудайкина [Электронный ресурс] // CYBERLENINKA.RU - Научная электронная библиотека «Киберлиника» -Электр. дан. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-plan-kak-neotemlemyy-element-strategicheskogo-planirovaniya (дата обращения: 27.11.2019). - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.