Научная статья на тему 'Сущность административных регламентов в период проведения административной реформы в российской Федерации'

Сущность административных регламентов в период проведения административной реформы в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1308
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ / РЕГЛАМЕНТ / РЕФОРМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ / УСЛУГИ / ФУНКЦИИ / ADMINISTRATIVE / REGULATION / REFORM / GOVERNMENT / SERVICES AND FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муленко Н. В.

В статье идет речь об административных регламентах как инструменте повышения качества исполнения функций государственной власти. Аргументируется необходимость разработки и введения единых стандартов государственных услуг, а также механизмов их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of administrative regulations in the period of conducting the administrative reform in the Russian Federation

Administrative regulations as a tool to improve the quality of performance of the functions of government. The need to develop and implement common standards of public services, as well as mechanisms for their implementation

Текст научной работы на тему «Сущность административных регламентов в период проведения административной реформы в российской Федерации»

сущность административных регламентов в период проведения административной реформы в российской федерации

the essence of administrative regulations in the period of conducting the administrative reform in the Russian federation

УДК 342.9:651.5(470)

Н.В. МУЛЕНКО,

начальник отделения N 5 отдела УФМС России по Белгородской области в г. Белгород

N.V. MULENKO,

Head of the Department of the federal Migration Service of the Belgorod region, Belgorod

Аннотация: в статье идет речь об административных регламентах как инструменте повышения качества исполнения функций государственной власти. Аргументируется необходимость разработки и введения единых стандартов государственных услуг, а также механизмов их реализации.

Ключевые слова: административный, регламент, реформа, государственные, услуги, функции.

Abstract: administrative regulations as a tool to improve the quality of performance of the functions of government. The need to develop and implement common standards of public services, as well as mechanisms for their implementation.

Keywords: administrative, regulation, reform, government, services and functions.

Изменение государственного строя, произошедшее в конце прошлого века в России, повлекло за собой кардинальные изменения структуры государственного управления. Прежде всего, необходимо создать условия для развития экономических свобод, эффективного управления собственностью, предоставить гражданам качественные государственные услуги и надежно обеспечивать их безопасность.

Административная реформа - одно из ключевых направлений совершенствования системы государственного и муниципального управления современной России.

Административная реформа - это комплекс мер, направленных на построение эффективной системы государственных

органов исполнительной власти на основе четкой регламентации их деятельности. Административная реформа - не одномоментное действие, а поступательный процесс. Модернизировать государственное управление - значит, сделать его проще, яснее, эффективнее, добиться гласности в области государственных расходов и четко определить ответственность каждого из участников государственного управления. Под административной реформой понимаются, на первый взгляд, сходные и взаимосвязанные, но все же разные преобразования в отдельных сферах государственного управления. Здесь можно выделить несколько типичных представлений о содержании административной реформы: разграничение полномочий и

предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью; реформа государственной службы; реформа функций и структуры исполнительной власти. Отмеченные три направления и составляют административную реформу в широком смысле.

Основным содержанием разграничения полномочий и предметов ведения между федеральной, региональной и муниципальной властью является закрепление за каждым уровнем власти четких функций. Одна из главных проблем этой части реформы, имеющей значение для успеха административной реформы в целом, состоит в том, что она производна от определения функций, остающихся за государством и за исполнительной властью на всех уровнях. Поэтому законодательное разграничение полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властью нельзя рассматривать как окончательное. Реформа государственной службы состоит в определении статуса государственных служащих и порядка прохождения ими государственной службы с целью сделать государство конкурентоспособным работодателем, а государственных служащих - эффективными исполнителями функций государства. Реформа функций и структуры исполнительной власти представляет собой административную реформу в собственном смысле слова. Она состоит из двух частей: оперативной и институциональной. Оперативная составляющая заключается в отказе от избыточных функций, совершенствовании порядка реализации необходимых государственных функций, построении системы и структуры исполнительной власти, соответствующей новым функциям, исключающим между ними конфликт интересов. Институциональная часть реформы состоит в создании механизмов предотвращения появления новых избыточных функций, закреплении процедур выполнения необходимых функций, обеспечении информационной открытости власти, закреплении стандартов качества оказания государственных услуг.

Таким образом, административная реформа в узком смысле может быть определена как процесс пересмотра функций исполнительной власти, закрепления необходимых и упразднения избыточных функций, создания адекватной функциям структуры и системы исполнительной власти, а также институциональных изменений в системе государственного управления. Целью является со-

здание системы эффективного исполнения государственных функций, обеспечивающей высокие темпы экономического роста и общественного развития.

Само название - административная реформа - появилось в РФ в публичных документах лишь в 1997 году. Но это не значит, что ранее в обществе и внутри системы власти не было осознания самой проблемы или тем более никакого движения для ее решения. Именно тогда был разработан специальный документ, посвященный этому вопросу - Концепция административной реформы.

Целями Концепции являются: устранение административных барьеров; повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по следующим направлениям:

• реализация общесистемных мер, устранение административных барьеров и повышение доступности государственных и муниципальных услуг;

• оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

• совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных сферах общественных отношений.

Существует одно из основных направлений работы органов исполнительной власти, обеспечивающих повышение эффективности государственного и муниципального управления - регламентация государственных и муниципальных услуг.

• Административные регламенты - относительно новое явление в российской действительности. Административный регламент - официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям. Административный регламент исполнения государственных функций - обязательный порядок действий органа исполнительной власти, его структурных подразделений и должностных лиц, направленный на осуществление их полномочий. Административные регламенты должны четко определять круг обязанностей и прав органа власти, сферу его юрисдикции, раскрыть возможные формы внутренних взаимодействий различных органов власти между собой на всех этапах прохождения документов в процессе принятия решений. Введение административных регламентов предоставляет как предприятиям, так и отдельным гражданам

возможность осуществления контроля за процедурами рассмотрения их документов и обращений. Таким образом, создается реальная база для прозрачности ведомства. В административном регламенте указываются: перечень услуг; должностные обязанности, права, ответственность государственных служащих.

• Одной из важных задач административной реформы является повышение эффективности и качества осуществления функций исполнительных органов государственной власти, в том числе функций, связанных с оказанием государственных услуг.

• Серьезными проблемами, порождающими низкую эффективность исполнения государственных функций, являются: включение в компетенцию исполнительных органов государственной власти избыточных государственных функций; неопределенность показателей результативности исполнения государственных функций; чрезмерная, а иногда намеренная усложненность административных процедур; их закрытость, непрозрачность для гражданского общества и потребителей государственных услуг; отсутствие четких критериев и механизмов оперативного внутреннего контроля административной деятельности. Это приводит, с одной стороны, к снижению ответственности исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц, малой эффективности их деятельности, коррупции, извлечению административной ренты, а с другой - к нарушениям прав и свобод личности, избыточным обременениям и затратам для граждан. Эти проблемы во многом порождены слабым развитием в отечественном законодательстве процедурных и процессуальных норм, регулирующих организацию исполнения функций исполнительных органов государственной власти, и, соответственно, бессистемностью, неупорядоченностью нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти, устанавливающих процедурные аспекты их деятельности.

• Единые требования к разработке и применению ведомственных нормативных правовых актов, содержащих нормы процессуального характера, на сегодняшний день практически отсутствуют. Разработка и применение административных регламентов в устанавливаемом законом порядке должны стимулировать модернизацию исполнения государственных функций в интересах граждан.

Исполнительные органы государственной власти и их должностные лица обязаны оптимизировать исполнение государственных функций - в том числе и в первую очередь связанных с оказанием государственных услуг - путем создания и последующего изменения их административных регламентов и несут ответственность за соблюдение норм административных регламентов в порядке, установленном федеральным законом.

• В качестве инструментов повышения результативности государственного управления предполагается использовать административные регламенты и стандарты. Административные регламенты исполнения государственных функций и оказания государственных услуг содержат подробные описания последовательности действий и сроки их осуществления, необходимые для достижения положительных результатов. Административные регламенты утверждаются органами исполнительной власти наряду с должностными регламентами.

С административными регламентами неразрывно связаны стандарты государственных функций и услуг. Стандарты задают конечные качественные и количественные характеристики административно-управленческих процессов, устанавливают требования к уровню доступности и качества взаимодействия исполнительных органов государственной власти, их структурных подразделений и должностных лиц с гражданами и организациями. В настоящее время отсутствие стандартов не позволяет конкретизировать обязательства органов власти перед обществом, внедрить объективные процедуры контроля и оценки их деятельности. Стандарт государственной услуги представляет собой систематизированный набор требований к качеству оказания услуг органом власти или уполномоченной организацией, определенный исходя, с одной стороны, из потребностей и пожеланий клиентов, с другой - учитывающий технологические, материально-технические, финансовые и иные ресурсные ограничения государственного органа. Государственная услуга - нормативно установленный способ обеспечения прав и свобод, а также законных интересов граждан и организаций государственными органами власти, осуществляемый во взаимодействии физического или юридического лица (пользователя, клиента) с органом исполнительной власти или государственным служащим.

Достижение целей путем исполнения

административных регламентов позволит: повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей; повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.

Целями реализации административной реформы по этому направлению являются оптимизация функций органов исполнительной власти, включая функции по осуществлению контроля и надзора, и внедрение особых механизмов противодействия коррупции в органах исполнительной власти.

Иначе говоря, к приоритетным направлениям административной реформы относятся: разработка механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти для их работы в новых условиях, стандартов качества и доступности государственных услуг и административные регламенты

исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг (полномочий). В сфере разработки административных регламентов определена их система, в целом четкая и логичная. Можно также предположить, что в ближайшей перспективе исполнение всех функций и предоставление всех услуг на уровне субъекта будет опосредовано соответствующими административными регламентами. Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе ее реализации - с другой. Необходимым фактором успешного проведения реформы также является заинтересованность в ней государственных служащих, призванных обеспечить ее реализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.