Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 31—34. State service and personnel. 2021;(4):31—34.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья
УДК 342 NIION: 2012-0061-04/21-004
https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-31-34 MOSURED: 77/27-008-2021-04-204
Сущность административно-процессуальных отношений
Диана Багомедовна Алиева1, Аминат Зайдулаевна Арсланбекова2
1 2 Юридический институт Дагестанского государственного университета, Республика Дагестан,
Махачкала, Россия
Аннотация. В статье раскрывается сущность и содержание административного процесса как института административного права. Целью исследования является выявление особенностей административно-процессуальных отношений. Для этого использованы сравнительно-правовой, формально-юридический методы, а также метод структурного анализа.
Делается вывод, что административно-процессуальные отношения — это урегулированные нормами административно-процессуального права отношения, возникающие из рассмотрения органами государственной власти споров публично-правового характера между физическими и юридическими лицами и административными органами.
Ключевые слова: административно-правовые отношения, административно-процессуальные отношения, административно-процедурные отношения, административный процесс.
Для цитирования: Алиева Д.Б., Арсланбекова А.З. Сущность административно-процессуальных отношений // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 31—34. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-31-34.
PUBLIC LAW (STATE-LEGAL) SCIENCES
Original article
The essence of administrative-procedural relations
Diana B. Aliyeva1, Aminat Z. Arslanbekova2
1 2 Law Institute of Dagestan State University, Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia
Abstract. The article reveals the essence and content of the administrative process as an institution of administrative law. The aim of the study is to identify the features of administrative procedural relations. For this, comparative legal, formal legal methods, as well as the method of structural analysis were used. It is concluded that administrative procedural relations are relations regulated by the norms of administrative procedural law, arising from the consideration by public authorities of disputes of a public law nature between individuals and legal entities and administrative bodies.
Keywords: administrative and legal relations, administrative procedural relations, administrative and procedural relations, administrative process.
For citation: Alieva D.B., Arslanbekova A.Z. The essence of administrative-procedural relations // State service and personnel. 2021;(12):31—34. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-31-34.
Проблемы определения сущности и содержания административного процесса в юридической науке являются спорными и в то же время актуальными. Административно-процессуальное законодательство создает правовую основу для формирования и развития современного административно-процессуального права в целом.
© Алиева Д.Б., Арсланбекова А.З. М., 2021.
Вопрос об административном процессе — спорный и в то же время актуальный вопрос в современной юриспруденции России. В конституционно-правовых нормах используется термин «административно-процессуальное законодательство», который создает правовую основу для формирования системы административно-процессуального законодательства и для развития современного административно-процессуального права в целом.
№ 4/2021
Прежде чем перейти к сущности административно-процессуальных правоотношений, стоит определиться с содержанием понятия «административный процесс».
В научной и учебной литературе под административным процессом понимается властная деятельность государственной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальных форм и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов [1, с. 222].
Аналогичное понимание административного процесса демонстрируют и другие авторы [2, с. 71—72].
Д.Н. Бахрах считал, что эта единая процессуальная форма не может удовлетворить потребности правотворчества, правонаделения и юрисдикции, поэтому существуют разные виды административного процесса: административно-правотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный) и админис-тративно-юрисдикционный [1].
По мнению Ю.Н. Старилова, такой подход отвечает пониманию административного процесса в широком смысле. Авторы, придерживающиеся подобного подхода, отождествляют его с управленческой или процедурной концепцией административно-процессуальной деятельности, в которой рассматривается процедурная сторона деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц [10]. Другими словами, это последовательность реализации государственного управления органами исполнительной власти.
Ю.Н. Старилов считает, что использование при определении административного процесса терминов «широкий» или «узкий» говорит о неточных и ненадежных критериях отнесения государственной процессуальной деятельности к административному процессу, показывает отсутствие законодательного решения этого вопроса. Это свидетелльствует о неурегулированности административно-процессуальных отношений в соответствующем законодательном акте. Такой подход к административному процессу демонстрирует отсутствие его реального правового содержания и указывает на его виртуальность (неясность, эклектичность предполагаемой структуры, отсутствие содержания) [10].
В тождестве с комплексным подходом административный процесс следует рассматривать как «урегулированную нормами административно-процессуального права деятельность субъекта публичного управления или иного уполномоченного субъекта по рассмотрению индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управ-
ления и деятельность суда по рассмотрению административных дел или экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений» [6].
Действующее административное законодательство нуждается в пересмотре самого административного процесса и создании отрасли административно-процессуального права, как справедливо полагает Ю.Н. Старилов.
По мнению этого автора, реальный административный процесс, рассматриваемый как действующий, установленный законом, реализуемый в практической деятельности, в России не существует, поскольку такой термин не встречается ни в одном законе [10].
В зарубежных государствах, в первую очередь европейских, в настоящее время основное внимание уделяется стандартам отношений публичной администрации и частного лица, которые складываются на основе рассмотрения административных дел как в судебном, так и во внесудебном порядке. Отмечается, что административное судебное производство, как и административная процедура, характеризуется рядом общих принципов, которые отличают его от других видов судебного процесса.
В большинстве европейских стран институт административной юстиции представлен административным судопроизводством и административными судами либо специализированными по административным делам структурами в рамках общих судов, как, например, в Австрии, Германии, Болгарии, Нидерландах. Административные суды созданы и в странах бывшего СССР: Литве, Латвии, Эстонии, Армении, Азербайджане.
В Российской Федерации к настоящему времени сформировался достаточно большой массив административно-процессуального законодательства, регулирующего различные виды внесудебной административно-процессуальной деятельности (различные виды административных производств). Однако при этом большинство административно-процессуальных норм из этого массива не систематизированы. Исключение составляют, пожалуй, лишь процессуальные нормы, содержащиеся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральном законе «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ.
По своему содержанию административно-процессуальные правоотношения выступают в качестве составной части административных отношений, складывающихся в процессе реализации задач и функций в сфере управленческой деятельности государства.
№ 4/2021
Как разновидность правовых отношений они представляют собой предусмотренную правовыми нормами юридическую связь между конкретными субъектами, обладающими определенными правомочиями и юридическими обязанностями и, следовательно, не могут существовать, так сказать, в «общем» виде как правовое состояние субъекта.
Таким образом, административные правовые отношения, в силу специфичности сферы регулирования, устанавливают четкие границы возможного, допустимого и должного поведения.
В свою очередь, под административно-процессуальными отношениями следует понимать общественные отношения, урегулированные нормами административно-процессуального права и обеспечивающие юридические гарантии реализации прав и интересов частных лиц, а также соблюдение баланса между публичными интересами государства и частными интересами физических и юридических лиц.
Особенность административно-процессуальных отношений также проявляется и на их видах. При этом в зависимости от оснований классификации административно-процессуальных отношений бывают: административно-процедурные и административно-юрисдикционные отношения; регулятивные и охранительные; внутренние и внешние; конфликтные и бесконфликтные, вертикальные и горизонтальные и т.д.
А. И. Каплунов и другие ученые рассматривают административно-процессуальные правоотношения как такие регулируемые правом отношения, которые складываются по поводу разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления исполнительными органами государственной власти, а в предусмотренных законом случаях иными государственными органами [7; 3].
В исследованиях ученых раскрываются общие и специальные признаки административно-процессуальных отношений. Одна авторы характеризуют их как часть системы правоотношений, другие раскрывают их особенности. Нас интересуют специальные признаки, определяющие отличия административно-процессуальных правоотношений от других правоотношений, в том числе материальных административно-правовых отношений.
Исходя из изложенного можно определить административно-процессуальные отношения как урегулированные нормами административно-процессуального права отношения, возникающие из рассмотрения судами споров публично-правового характера между физическими и юридичес-
кими лицами, с одной стороны, и административными органами — с другой стороны.
Список источников
1. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2010.
2. Великанова С.Г. Административное право. Учебник. М.: А-Приор, 2018. 126 с.
3. Давыдов К.В. Законодательство об административных процедурах и административное судопроизводство в России: некоторые проблемы теории и практики // Административное право и процесс. 2018. № 3. С. 62—72.
4. Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административно-процессуальное право России: Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: В 2-х ч. Ч. 2. М.: Юрайт, 2019. 302 с.
5. Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административно-процессуальное право России: В 2-х ч. Ч. 1. М.: Юрайт, 2018. 311 с.
6. Иванов Д.В. Административное право Российской Федерации. М.: ИД Ун-та «Синергия», 2020. 320 с.
7. Каплунов А.И. Административно-процессуальное право. СПб.: Р-КОПИ, 2017 // http:// be5.biz/pravo/a036/3.html. (Дата обращения: 15.02.2019)
8. Кононов П.И., Стахов А.И. О проекте Федерального закона «Об административном производстве в Российской Федерации» // Журнал административного судопроизводства. 2017. № 3. С. 40—68.
9. Миронов А.Н. Административно-процессуальное право: Учеб. пособие. М.: Форум: Инфра-М, 2018. 169 с.
10. Общее административное право: Учебник: В 2-х ч. Ч. 2 / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2017. 820 с.
References
1. Bahrah D.M. Administrative Law of Russia: Textbook. Moscow: Eksmo, 2010.
2. Velikanova S.G. Administrative right: Textbook. Moscow: A-Prior, 2018. 126 p.
3. Davydov K.V. Legislation on administrative procedures and administrative proceedings in Russia: some problems of theory and practice // Administrative law and process. 2018. № 3. Pp. 62—72.
4. Zelentsov A.B., Kononov P.I., Strakhov A.I. Administrative procedural law of Russia: In 2 parts. Part 1. Moscow: Yurayt, 2019. 302 p.
№ 4/2021
5. Zelentsov A.B., Kononov P.I., Strakhov A.I. Administrative procedural law of Russia: In 2 parts. Part 1. Moscow: Yurayt, 2018. 311 p.
6. Ivanov D.V. Administrative law of the Russian Federation. Moscow: Publishing House of the University «Synergy», 2020. 320 p.
7. Kaplunov A.I. Administrative procedural law. St. Petersburg: R-COPY, 2017 // http://be5.biz/ pravo/a036/3.html . (Accessed: 02/15/2019)
8. Kononov P.I., Stakhov A.I. On the draft Federal Law «On administrative proceedings in the Russian Federation» // Journal of Administrative Proceedings. 2017. № 3. Pp. 40—68.
9. Mironov A.N. Administrative procedural law: Textbook. Moscow: Forum: Infra-M, 2018. 169 p.
10. General administrative law: Textbook: In 2 parts. Part 2. / Edited by Yu.N. Starilov. Voronezh: Publishing house of Home VSU, 2017. 820 p.
Информация об авторах
Алиева Д.Б. — магистрант
Арсланбекова А.З. — доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Республики Дагестан
Information about the authors
Alieva D.B. — master's student
Arslanbekova A.Z. — doctor of law, professor, Honored Lawyer of the Republic of Dagestan
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 05.10.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.
The article was submitted 05.10.2021; approved after reviewing 08.1 1.2021; accepted for publication 14.11.2021.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Оксамытный В. В. Общая теория государства и права.
3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.
Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.
Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.
№ 4/2021