Научная статья на тему 'Существуют ли универсальные ценности в мировой политике?'

Существуют ли универсальные ценности в мировой политике? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
169
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / THE INTERNATIONAL RELATIONS / UNIVERSAL VALUES / REGIONAL VALUES / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дробот Галина Анатольевна

В тексте проанализированы основные ценностные предпочтения европейского и китайского обществ. Показана взаимосвязь между социокультурными ценностными ориентациями и внешней политикой Запада и Китая. Сделан вывод о временной неопределенности спора между сторонниками ценностей и интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Whether there are universal values in world politics?

In the text the basic valuable preferences of the European and Chinese societies are analyzed. The interrelation between cultural orientations and West China foreign policy is shown. The conclusion is drawn on time uncertainty of dispute between supporters of values and interests.

Текст научной работы на тему «Существуют ли универсальные ценности в мировой политике?»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2012. № 3

г.А. дробот

существуют ли универсальные ценности в мировой ПОЛИТИКЕ?

В тексте проанализированы основные ценностные предпочтения европейского и китайского обществ. Показана взаимосвязь между социокультурными ценностными ориентациями и внешней политикой Запада и Китая. Сделан вывод о временной неопределенности спора между сторонниками ценностей и интересов.

Ключевые слова: международные отношения, универсальные ценности, региональные ценности, национальные интересы.

Проблема, обозначенная в заголовке, возвращает нас к первому большому спору в теории международных отношений, начало которому было положено еще в первой половине прошлого века. Напомним его содержание. Речь шла о сути международных процессов. Либеральные идеалисты утверждали, что в их основе лежат морально-правовые принципы и ценности. С ними спорили политические реалисты, для которых международные отношения — суть взаимодействие национальных интересов государств и баланс их сил. Фактически «морали-сты-легалисты» (Г. Моргентау) ставили вопрос о существовании универсальных принципов (ценностей), которые могут и должны лежать в основе международных отношений.

На практике вопрос о ценностях также не нов. Он остро стоял в период холодной войны. После ее окончания данная проблема утрачивает свою идеологическую заостренность, но ни в коей мере не исчезает. Только теперь в ней усиливается философско-онтологическая составляющая, а именно встает вопрос о возможности организации миропорядка на единых принципах (либеральной демократии, «демократического мира») или, напротив, конкуренции и столкновении различных ценностных систем (например, внешняя политика Ирана, Венесуэлы, в определенной мере России). И тот и другой подходы, как представляется, являются упрощенным подходом к современному мировому порядку. Вспомним, что еще М. Вебер говорил об аксиоло-гичности социального знания, имея, в частности, в виду ценностное многообразие в человеческом обществе. Однако, говоря о ценностном своеобразии определенных социокультурных групп, Вебер не имел в виду «войну» между ними, а скорее подчеркивал плюрализм общественного мироустройства.

Отталкиваясь от веберовской логики, обратимся к системам ценностей европейской и китайской цивилизаций, как наиболее адекватно отражающих мировосприятие соответственно западного и незападного (восточного) миров, которые сосуществуют в человеческом обществе много веков, то сталкиваясь, то мирно уживаясь2.

Получившая в последние годы признание социоестественная концепция истории утверждает, что главная причина отличий западного и восточного миров заключается в своеобразии их окружающей среды, породившей особый характер взаимодействия в обществе и с обществом. Восточный человек встраивался в природу экстенсивно, повторяя логику животного мира, постоянно приспосабливающегося к внешней среде. Наличие достаточного количества готовых к непосредственному применению природных ресурсов требовало лишь объединить трудовые усилия для их использования, что привело к утверждению коллективизма сначала в качестве производственной ценности, а затем и этической. Это накладывало отпечаток на весь спектр внутренних отношений, скрадывая предпосылки противостояния внутри общества, которое также развивалось экстенсивно, совершенствуя существующие управленческие функции, а не создавая новые. Определенная гармоничность восточного общества, порожденная гармонией с природой, предопределила появление концепции особого «азиатского способа производства».

На полях отметим, что в то время, когда китайцы верили в природу, с которой жили в мире, европейцы верили в Бога, помогавшего им противостоять природе. Даже в типе мышления китайцев, зафиксированном иероглифическим письмом и характером коммуникативной культуры, очевидно преобладание конкретного, природного над абстрактным, теоретическим. Встроенность во внешний мир предопределила эмпирический и прикладной характер большинства открытий китайской цивилизации, тогда как уже культура античности, а тем более культура Нового времени приучили к мысли о том, что открытия делаются на кончике пера, альтернативно природе, теоретически.

В Европе ограниченность готовых для непосредственного использования природных ресурсов требовала принципиально иного характера поведения — не созерцательного, а деятельного, предопределив формирование социума агрессивного типа, постоянно ощущающего антагонизм «человек—природа», вынужденного противопоставлять себя внешней среде и строить в соответствии с этим свой жизненный уклад. Это предопределило развитие индивидуалистических ценностей. Социальной парадигмой конфликта человека с природой стало выраженное формирование классов. Господствующий тип взаимоотношений с природой был перенесен на социальную сре-

2 Подробнее см.: Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А.Д. Богатуров. М., 2009. С. 333-355.

ду, также воспринимавшуюся частью враждебных внешних сил. Воспроизводство и поддержание жизни предполагало постоянную борьбу с внешним миром, ставшую важнейшим источником философской мысли и государственных институтов. Вот что писал по этому поводу древнегреческий мыслитель Геродот: «Война есть отец всего, царь всего. Она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными»3.

Рисковый характер операций по экспансии жизненных устоев в Европе требовал высокой функциональности участников, жизнь которых зависела от практических знаний и умений больше, чем от устоявшихся нравственных норм. На новом месте, вне семьи человек был вынужден выступать в различных качествах, превращаясь в самостоятельного, автономного индивида со строго очерченным кругом полномочий. Так, положение человека в греческих полисах и Риме перестало обусловливаться принадлежностью к родственным коллективам, а стало определяться правом, в отличие от Китая, где оно по-прежнему определялось долгом перед семьей и общиной. В героическом характере индивида было заключено деятельное, предпринимательское начало, позволившее ему существовать вне рамок семьи и со временем превратиться в личность, ставшую универсальной ценностью западной культуры.

Власть в европейских протогосударственных образованиях перестала быть прерогативой главы рода, родовая община уступила место основанному на других принципах социальному организму — гражданской общине. Позже, в Новое время мировой истории она преобразовалась в западное гражданское общество. Говорить о сформированном гражданском обществе на Востоке не приходится до сих пор и, может быть, не придется никогда, поскольку там по-прежнему очень сильны семейно-клановые отношения, опосредующие отношения социально-классовые.

Наконец, еще одно аксиологическое отличие Запада от Востока — понятие «золотого века». В этом вопросе также различия кардинальные. Для Запада постепенно идеалом стало непротиворечивое будущее. Эта традиция, воплощенная в христианской эсхатологии, «вечном мире» Канта, исторической спирали абсолютного духа Гегеля, получила затем продолжение и в коммунистической теории Маркса. Подобное было немыслимо в Китае, где характер производства не менялся на протяжении тысячелетий, оказывая значительно меньшее влияние на общественные отношения, а социальные конфликты не усугублялись этнической разобщенностью и не принимали таких острых и затяжных форм, как в Европе. Непрерывность культурной традиции обусловила идеализацию прошлого, приукрашиваемого каждым новым поколением, понятие «золотого века» прошлого.

3 Лосев А. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн.1. С. 382.

Проведенный анализ ценностных основ западного и восточного обществ дает возможность прокомментировать особенности внешнеполитического поведения стран Запада и Китая сегодня. Для Запада характерна наступательная, «агрессивная» внешняя политика, связанная с попытками распространения своих ценностей на другие регионы мира. Однако необходимо отметить, что ценностная составляющая внешней политики тесно переплетается с прагматическими национальными интересами стран Запада. Так, инициирование «цветных революций» на постсоветском пространстве было выгодно США не только с точки зрения утверждения там демократии западного типа, но и с позиций распространения своего влияния на территории, где доминирует Россия и где имеются солидные запасы углеводородов. «Арабская весна» 2011 г. — другой пример. Военная поддержка демократически настроенных повстанцев Ливии была продекларирована как борьба с братоубийственным, антидемократическим режимом М. Каддафи. Но с точки зрения национальных интересов стран Запада (Франции, Великобритании, США и др.) речь шла о сохранения позиций в стране, богатой полезными ископаемыми. То же относится и к компании США в Ираке — с той лишь разницей, что аргументация была иной.

Иное дело — идеология внешней политики Китая. Здесь речь не идет об агрессивном продвижении своих ценностей на международной арене. Напротив, говорится о «мирном возвышении», «мирном сосуществовании». Вот выдержка из концепции внешнеполитической идеологии Китая: «Китай всегда, даже в имперское время, был мирной державой, никого не захватывал, все народы присоединялись к нему по собственной воле, а Пекин оказывал им помощь и способствовал развитию»4. Китай активно позиционирует себя не как глобальную державу (за которую ее принимает уже весь мир), а как региональную державу, уходя от ответственности за глобальные угрозы и вызовы и сосредотачиваясь на внутренних проблемах. Однако внешнеполитические амбиции Китая никто не сбрасывает со счетов. Другое дело, что глобальные амбиции выражены пока весьма неявно.

В завершение отметим, что спор между «моралистами-легалиста-ми» и реалистами получил неожиданное продолжение в отечественной литературе в последнее время. Известный отечественный глобалист А.Н. Чумаков выступил со статьей, посвященной проблеме глобального управления, необходимого глобальному обществу, где утверждает, что в его основе должны лежать принципы права и моральные ценности5. На наш взгляд, подобный взгляд очень напоминает идеалисти-

4 Лукин А. «Китайская мечта» и будущее России // Россия в глобальной политике. 2010. № 2.

5 Чумаков А. Глобальный мир: проблема управления // Век глобализации. 2010. № 2. Критику см.: Дробот Г. Проблема глобального управления в контексте теории международных отношений // Век глобализации. 2011. № 2.

ческую кантианскую концепцию мироустройства, описанную в работе И. Канта «К вечному миру», что подтверждается и текстом статьи Чумакова, где он делает ссылки на Канта.

Завершим тем, с чего начали: первый большой спор в теории международных отношений о значимости универсальных ценностей и интересов в международных отношениях не закончен и, по-нашему мнению, не будет закончен до тех пор, пока будет существовать плюралистическое человеческое общество, представленное многообразием ценностей и интересов, их сосуществованием и конкуренцией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дробот Г. Проблема глобального управления в контексте теории международных отношений // Век глобализации. 2011. № 2. [Drobot G. Problema global'nogo upravleniya v kontekste teorii mezhdunarodny'x otnoshenij // Vek globalizacii. 2011. N 2]

2. Лосев А. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн.1. [LosevA. Istoriya antichnoj e'stetiki: Itogi ty'syacheletnego razvitiya. M., 1992. Vol. 1]

3. Лукин А. «Китайская мечта» и будущее России // Россия в глобальной политике. 2010. № 2. [Lukin A. "Kitajskaya mechta" i budushhee Rossii // Rossiya v global'noj politike. 2010. N 2]

4. Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А.Д. Богатуров. М., 2009. [Sovremennaya mirovaya politika: Prikladnoj analiz / Otv. red. A.D. Bogaturov. M., 2009]

5. Чумаков А. Глобальный мир: проблема управления // Век глобализации. 2010. [ChumakovA. Global'ny'j mir: problema upravleniya // Vek globalizacii. 2010]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.