Существующие предпосылки для создания зон развития высокотехнологичных производств в малом бизнесе региона (на примере Республики Татарстан)
Existing conditions for the creation of zones of high-tech industries in the regions small business (the example of the Republic of Tatarstan)
Е.А. ДОБРОСЕРДОВА, кандидат экономических наук, доцент
Казанский государственный
архитектурно-строительный
университет
Р.С.ХАЙРЕТДИНОВА,
ассистент
Казанский государственный
архитектурно-строительный
университет
Аннотация: субъекты малого бизнеса способствуют формированию здоровой конкуренции и расширению инновационной инфраструктуры, воплощая в производственный процесс разработки научно-технического прогресса, нейтрализуют проблемы трудоустройства населения, решая ряд вопросов социального характера, поэтому необходимо установить современные тенденции и основные направления развития предпринимательства для разработки мероприятий государственной поддержки малого бизнеса.
Abstract: small businesses contribute to the formation of healthy competition and expansion of innovation infrastructure, implementing the production process of development of scientific and technical progress, neutralized with employment problems of the population, solving a number of social issues, so you need to install the current trends and the main directions of development of business to develop measures of the state support for small business .
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательский климат, высокотехнологическое производство, инновационное развитие, государственная поддержка, инвестиции, регион
Keywords: small business, business climate, high-tech production, innovative development, government support, investment, region
Зарождение малого бизнеса (далее - МБ) в регионе уходит корнями в историю развития всего общества, где предпринимательство, имея узкую специализацию своей деятельности, могло решить широкий спектр вопросов экономического и социального характера, становясь мощным резервом и опорой для государства.
В этой связи анализ социально-экономической ситуации и оценка предпринимательского климата в России в увязке с инновационной активностью предприятий малого бизнеса является актуальным для дальнейшей разработки мер по поддержке предпринимательства. Для данного исследования применялось моделирование ситуации с использованием статистического, аналитического и логического методов.
Особенности организационной формы и общая гибкость предприятий малого бизнеса по отношению к существующей экономической ситуации открывают большие возможности для взаимодействия материального и
нематериального производства, эффективного осуществления финансово-хозяйственной деятельности с минимальными капитальными вложениями и незначительными текущими затратами [1].
В данной работе использованы статистические данные о технологических инновациях малого предприятия за период 2010-2012г.г. (статистическая информация собирается один раз в два года по нечетным годам) для анализа социально-экономической ситуации, государственной поддержки и финансово-кредитного обеспечения, которые позволили установить тенденции и направления развития малого бизнеса в современных условиях предпринимательского климата.
Условия внешней среды формируют предпринимательский климат в городе, регионе, области и т.д., поэтому оценка социально-экономической ситуации поможет раскрыть тенденции и основные направления развития малого бизнеса в местах конкретного базирования предприятий. К основным факторам, благоприятствующим предпринимательскому климату, относятся: природно-ресурсный и экономический потенциал, демографическая ситуация, уровень жизни населения и экономического развития в целом, эффективная нормативно-законодательная база и работа государственных структур, имеющие отражение через реализацию различных реформ (табл.1). Таблица 1
Социально-экономические показатели в Российской Федерации
за период 2010 - 2012г.г.
Социально-экономические показатели 2010г. 2011г. 2012г.
численность населения, млн.чел 142,9 143,0 143,3
численность населения занятого в экономике, млн.чел 67,58 67,73 67,97
среднедушевые доходы населения, руб/мес 18958 20780 23058
валовой внутренний продукт, млрд.руб 46309 55800 62599
ввод в действие основных фондов, млрд.руб 6275,94 8813,31 10338,48
инвестиции в основной капитал, 9152,1 11035,65 12568,84
млрд.руб
Анализ представленных факторов за период проведения исследования 2010-2012 г.г. показывает, что одновременно с ростом общей численности населения выросла численность населения занятого в экономике; среднедушевые доходы также ежегодно увеличиваются; однако в отношении валового внутреннего продукта, при сохранении общей тенденции роста, отмечается некоторое его снижение 2012 году.
Необходимо отметить, что другие социально-экономические показатели, не представленные в данной таблице, также имеют условно-равномерный рост, следовательно, в России сохраняется стабильная экономическая ситуация и благоприятный предпринимательский климат, что должно положительно отразиться на основных показателях развития малого предпринимательства (табл.2) [2, 3]. Таблица 2
Доля федеральных округов по основным показателям развития предприятий
малого бизнеса за период 2011 - 2012г.г.
N п/п Наименование федеральных округов доля федеральных округов
количество малых предприятий числе работа] ма предп] нность ющих на лых риятиях оборот малых предприятий
2011 2012 2011 2012 2011 2012
1 Центральный 33,7 31,6 30,8 30,9 44,7 38,4
2 Северо-Западный 12,9 13,8 11,6 11,4 11,1 11,7
3 Южный 7,4 7,5 8,5 7,9 6,4 7,4
4 Северо-Кавказский 2,2 2,3 2,6 2,6 1,8 2,0
5 Приволжский 19,1 19,9 20,2 20,7 14,6 17,3
6 Уральский 8,6 8,5 9,2 9,1 8,5 9,5
7 Сибирский 11,6 11,9 12,7 12,5 9,2 10,0
8 Дальневосточный 4,4 4,4 4,5 4,7 3,7 3,8
На основании вышеизложенного необходимо отметить, что стабильная экономическая ситуация способствует увеличению количества предприятий МБ по всем федеральным округам (далее - ФО). Численность работающих
на малых предприятиях нестабильна, например, в Центральном, Приволжском и Дальневосточном ФО наблюдается незначительный рост; в Северо-Кавказском ФО какие-либо изменения отсутствуют, а в Север-Западном, Южном, Уральском и Сибирском ФО отмечается снижение.
Рост оборота МП очевиден по всем ФО и только в ЦФО прослеживается значительное его снижение, что ставит под незначительное сомнение наличие благоприятного предпринимательского климата конкретно в данном округе.
Динамичность, мобильность и гибкость малого предпринимательства позволяет развиваться бизнесу в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса и активно внедрять инновационные разработки в своем производстве (рис.1).
5-787
ч
<и
800 700 600 500 400 300 200 100 0
5-727,3
3-171
1-63,5
4
17,6
,3= 20
,6
7-381,4 3
6-114,9
^ 157,8 3-19 1-66,3
ЛУ
-23
9,8
1,3 6
7-408,9 / а
129,7
8-168,4
2011 2012 □1П2П3П4П5П6П7П8
Рисунок 1. Количество предприятий малого предпринимательства по видам экономической деятельности за период 2011 - 2012г.г.
1 сельское хозяйство, охота и лесное 5 оптовая и розничная торговля; ремонт хозяйство, рыболовство и рыбоводство автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования
2 добыча полезных ископаемых; производство 6 транспорт и связь
и распределение электроэнергии, газа и воды 3 обрабатывающие производства
7 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
4 строительство 8 другие виды деятельности
Сфера услуг - преобладающий экономический вид деятельности МП: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг [2, 3].
Функционирование предприятий малого бизнеса происходит в широком организационно-экономическом и инновационном диапазоне, в тесной взаимосвязи потребитель-заказчик-исполнитель, что требует финансового запаса, обеспеченного не только заемным капиталом (рис.2.).
ю 140-1
^
а 120-
£
а 100-
60-
40-
20-
0-
4,1,4 7; 123,2
1; 635
3;
Л:
10,3
4; 101
4
7; 109,1
43,7
6; 16
,7
1; 85,2 3; 85
,1
2Й
4,7
56,3
6; 19
I
2011 2012 □ 1 Ш2 Ш3 Ш4 Ш5 Ш6 Ш7
Рисунок 2. Инвестиции малых предприятий в основной капитал по видам экономической деятельности за период 2011-2012г.г.
8
5
,1
1 сельское хозяйство, охота и лесное 5 оптовая и розничная торговля; ремонт хозяйство, рыболовство и рыбоводство автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий и предметов личного пользования
2 добыча полезных ископаемых; производство 6 транспорт и связь и распределение электроэнергии, газа и воды
3 обрабатывающие производства 7 операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг
4 строительство
В исследуемом периоде отмечается рост инвестиций в основной капитал по всем видам экономической деятельности малых предприятий, особенно в сельском хозяйстве и строительстве. Особо активно инвестируется основной капитал малых предприятий в Центральном, Южном, Приволжском и Сибирском федеральных округов.
Малые предприятия за период 2010-2012г.г. чаще всего направляли инвестиции на: замену изношенной техники и оборудования; увеличение производственных мощностей; автоматизацию и механизацию производственного процесса; внедрение новых производственных технологий; экономию энергоресурсов [2, 3].
В предпринимательском секторе активно внедряются технологические инновации в обрабатывающих производствах, при добыче полезных ископаемых и при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. Затраты на технологические инновации в Российской Федерации составили в 2011 году 9479,3 млн.рублей, что на 2685,8 млн.рублей больше, чем 2009г. - 6793,5млн.рублей, в том числе ЦФО затратил 2734,5 млн.руб., ПФО - 2545 млн.руб., СФО - 1472,2 млн.руб. В 2011 году наибольший удельный вес инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ/услуг малыми предприятиями был по СФО -2,48 %, ПФО - 1,78 % и УФО - 1,74%. Наименьший удельный вес инновационных товаров и услуг по ДФО - 0,15% и СЗО - 0,88% [2, 3].
Предприятия малого бизнеса разного профиля формируют малые рыночные структуры и участвуют в создании зон развития высокотехнологических производств, отрасли и территориальные особенности регулируют капиталоемкость и объемы производства, обуславливают инновационную направленность предприятий и масштабность их деятельности. В этой связи внедрение инноваций и увеличение инвестиций имеют огромное значение в развитии экономики
предприятий малого бизнеса, поэтому малое предпринимательство активно участвует в реализуемой государственной инновацонно-инвестиционной политики, внедряя инновации и реализуя венчурные проекты.
Оптимизация взаимодействия экономических связей с хозяйствующими субъектами способствует увеличению оборачиваемости оборотных средств, ускорению процесса освоения инвестиций и развитию кластера высокотехнологических производств в экономике [4, 5].
Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства заключается в организации и проведении торгов, конкурсов и аукционов на поставки товаров, выполнение работ или оказания услуг для государственных и муниципальных нужд (рис.3.).
БЛОК Федерального уровня*:
- Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства;
- Государственный антимонопольный комитет РФ,
- Министерство финансов РФ,
- Министерство экономики РФ,
- Министерство труда и социального развития РФ,
- Министерство науки и технологий РФ,
- Государственный комитет по делам молодежи РФ,
- Министерство общего и профессионального образования.
* аналогичные структуры регионального уровня
Венчурный фонд инвестирования,
Фонд содействия развитию МБ в научно-
технической сфере
БЛОК практического
взаимодействия с МБ:
- Бизнес-школы;
- Агентства поддержки МБ;
- Региональные фонды и центры поддержки МБ;
- Технопарки;
- Технологические центры;
- Бизнес-инкубаторы;
- Учебно-деловые центры;
- Социально-деловые центры;
- Бизнес-центры;
- Регионально-информационно-аналитические центры.
Рисунок 3. Блочная схема инфраструктуры государственной поддержки
малого бизнеса
В рамках государственной поддержки малого предпринимательства за период нашего исследования было проведено: конкурсов в 2010г. - 4814, 2011г. - 5457, 2012г. - 4675; аукционов в 2010г. - 74811, 2011г. - 87194,
2012г. - 119629. Наибольшее количество контрактов, связанных с государственными и муниципальными нуждами, было заключено в ЦФО и ПФО. Количество заключенных контрактов в 2010г. составило 281421 на общую сумму 136991,9 млн. руб., в 2011г. - 254291 на сумму 153896,7 млн. руб., в 2012г. - 292834 на сумму 171720,6 млн. руб. [3].
Предпринимаемые государством меры по содействию малому предпринимательству направлены на улучшении ситуации в разрезе источников финансирования, установления контактов с потенциальными партнерами, сбытовыми цепочками, что позволяет говорить о предпосылках создания кластерного подхода [5, 6]. Данные мероприятия в комплексе способствуют выходу малых предприятий на рынок с минимальными рисками, расширению потребительского сектора и оздоровлению экономики в целом.
Реализация инновационно-инвестиционных проектов, участие в реализации особо крупных, требует специальной системы кредитования, направленной на увеличение доли оборотных средств и стабилизацию финансовой устойчивости предприятия.
Однако на практике ограничением в получении кредита выступают суммы, необходимые на развитие бизнеса от 1 млн.руб до 4 млн.руб. и период возвращения заявленных сумм от 1 года до 7 лет с высокими процентными ставками.
Банки стараются выдавать кредиты на небольшие суммы на срок не более пяти лет, даже при наличии серьезных аргументов, что деятельность организации имеет перспективное развитие. Для банка выдача кредита предприятию малого бизнеса без государственной поддержки - это большой риск.
Деятельность малых предприятий ограничивают недостаток собственных средств, сложный механизм получения кредита и его высокие
проценты, общая экономическая неопределенность, риск недостаточного спроса на продукцию [5].
Правительство Российской Федерации оказывает поддержку малого бизнеса в области налогообложения, при создании рабочих мест для инвалидов и молодежи, активно оказывают помощь в финансировании предпринимательской деятельности и организацией места для реализации бизнеса «Фонд содействия кредитования» и «Фонд содействия развитию микрофинансирования» (табл. 3.). Таблица 3
Меры поддержки в рамках субсидирования субъектов малого бизнеса
Меры поддержки Назначение
Субсидии начинающим -приобретение ОС; -организация и оснащение рабочих мест; -приобретение лицензионного программного обеспечения; -аренду офиса; -сырье и материалы.
Субсидии на возмещение (компенсация затрат) процентов по кредиту на приобретение основных средств или модернизацию основных фондов.
Субсидии на возмещение части затрат на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях: -регистрационный взнос; -оборудование стенда; -аренда выставочной площади; -реклама и презентации.
Субсидии организациям инновационной инфраструктуры на возмещение затрат, связанных с созданием, развитием, модернизацией МТБ
Субсидии работодателям на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием
Субсидии на развитие имущественного комплекса технополисов и технопарков.
Субсидии на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга)
Субсидии на возмещение части затрат на оснащении и функционировании центров молодежного инновационного творчества: -приобретение оборудования и т.д. -повышение квалификации сотрудников.
Субсидии на возмещение части затрат, связанных с получением допуска ценных бумаг МСБ, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, к торгам на рынке инноваций и инвестиций.
Субсидии организациям инновационной инфраструктуры на возмещение затрат, связанных с созданием, развитием, модернизацией и их МТБ
Способность малого предпринимательства быстро адаптироваться к изменившимся внешним факторам, практичная заинтересованность использования в собственном производстве сырье и материалы местных производителей [8], быстрое освоение и внедрение современных инновационных разработок способствуют оптимизации рыночной структуры и стабилизации экономических процессов.
В условиях рыночной экономики наблюдается устойчивое взаимодействие крупных предприятий, которые активно привлекают к своему бизнесу сектор малого предпринимательства, например, для реализации целей вспомогательного производства крупных высокотехнологических проектов, при этом субъектам малого предпринимательства оказывается как финансовая, так и техническая поддержка (рис.4.).
Рисунок 4. Модель эффективного развития предприятий малого бизнеса
В результате данного исследования выявлена взаимосвязь социально-экономической ситуации в стране с развитием малого бизнеса и созданием
зон развития высокотехнологических производств. Установлены основные тенденции развития малого бизнеса в условиях рыночной экономики и определена структура государственной поддержки необходимой для предприятий малого бизнеса в современных условиях.
В условиях действующей государственной поддержки, представленные концептуальные тенденции развития малого бизнеса и перспективы развития кластера высокотехнологических производств могут иметь научный интерес. Малый бизнес обеспечивает регулярные отчисления в бюджет, способствует инновационному развитию экономики через удовлетворение потребности населения в современных товарах и услугах, предоставление альтернативных рабочих мест для широких слоев населения, повышая значение малого бизнеса для государства, и подчеркивая важность политики государственной поддержки малого предпринимательства.
Малый бизнес в России является платформой для реализации социально-экономической и инновационной политики, которая на данный момент реализуется не эффективно. Основными критериями для отнесения тех или иных предприятий к сфере малого бизнеса являются объем выручки и численность персонала, что сдерживает общую тенденцию экстенсивного развития малого бизнеса [7].
Слабая схема финансированная, в основе которой лежит нецелесообразный банковский кредит, недостаточная государственная поддержка и отсутствие действенных программ по поддержке инновационно-ориентированных предприятий малого бизнеса определяет на сегодняшний день основной вид экономической деятельности малых предприятий в области сферы услуг, что требует пересмотра всей системы поддержки малого бизнеса.
Результаты исследования могут быть использованы государственными структурами для разработки программ и мероприятий по государственной и
инфраструктурной поддержке инновационного бизнеса малого предпринимательства.
Библиографический список
1. Федеральный Закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред.от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. - М., 2013. - 717 с. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicati ons/catalog/doc_1135087342078 (вход 01.09.14)
3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Стат.сб./Росстат. - M., 2013. - 124 с. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicati ons/catalog/doc_1139841601359 (вход 01.09.14)
4. Добросердова Е.А. Инновационная деятельность хозяйствующих субъектов как приоритетное направление в условиях ресурсных ограничений: постановка вопроса // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, 2011. №1 (15), - С. 182-187.
5. Романова А.И. Диагностика результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг// Российское предпринимательство, 2011, №12-1, С.122-127.
6. Романова А.И., Боровских О.Н., Монетова Е.М. Стимулировнаие внебюджетных инвестиций в региональный жилищно-коммунальный комплекс// Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика, 2010, №5, С. 81-85.
7. Нуруллина О.В., Добросердова Е.А., Романова А.И. Формирование идеологии рационального ресурсопотребления в сфере жилищно-коммунальных услуг (на примере Республики Татарстан)// Вестник экономики, права и социологии, 2012, №1, С. 97-101.
8. Минаев Н.Н. Институционализация процессов управления жилищно-коммунальным комплексом города в условиях трансформации экономики России// Проблемы современной экономики, 2008, №4, С. 405-409.