сийского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). -2012. - № 3. - С. 63-72.
5. Шапор М.А. Государственная поддержка экспорта Германии и Франции с учетом социально-экономического состояния импортеров в условиях возможного кризиса европейской валюты // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 5.
СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РЕМОНТНЫМИ РАБОТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЭНЕРГЕТИКИ
© Шувалова И.Г.*
Самарский государственный экономический университет, г. Самара
В статье рассмотрен алгоритм и особенности управления ремонтными работами на электроэнергетическом предприятии на основе предприятия Филиал ОАО «ФСК ЕЭС». Выявлены недостатки существующей системы управления ремонтами и предложены пути их решения. Ключевые слова ремонт, управление, состояние, подход.
В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.
Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства.
Управление ремонтными работами на предприятии призвано решать две задачи:
1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его стабильность;
2. Обеспечивать развитие производства, введение технических новшеств [1].
Функциями управления ремонтными работами на предприятии являются:
- перспективное и текущее планирование;
- организация и регулирование;
- координирование;
- контроль и учет.
* Аспирант кафедры Организации и стратегии развития промышленных предприятий.
Существуют три основных подхода к организации работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Первый из них сводится к проведению ремонтных работ, которые инициируются только по факту поломки оборудования и механизма. В этом случае, как правило, оборудование не обновляется с достаточной регулярностью, а комплектующие узлы и агрегаты быстро вырабатывают свой ресурс. Износ одних элементов влечет за собой сбои и отказы в работе других, и объем неисправностей оборудования растет. В итоге затраты растут нелинейно, что приводит, как правило, к неоправданно высоким расходам на техническое обслуживание и ремонт. Такой подход не возможен и не применяется в отрасли электроэнергетики, так как основа и главная цель которой заключается в надежности снабжения электроэнергией потребителя. Использование такого подхода приведет к большим количествам поломок и работе отдельного оборудования в пиковой мощности, что незамедлительно приведет к отключениям потребителей.
Другой способ организации ремонтной деятельности предприятия - проведение планово-предупредительных работ (ППР) по четкому календарному графику. В этом случае замена исчерпавших свой ресурс комплектующих производится не тогда, когда агрегат изношен, а с определенной периодичностью в соответствии с техническими условиями, которые определены производителем оборудования. Такой способ является широко принятым в практике российских производственных отраслей. Данный подход используется на всех предприятиях электроэнергетической отрасли.
Третий подход к организации работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования - ремонт по состоянию. Такой вариант большинством экспертов на сегодняшний день считается самым эффективным. В этом случае требуется проведение регулярной диагностики технического состояния оборудования, и ремонт или замена комплектующих производится по ее результатам. Разумеется, здесь многое, зависит от квалификации и степени профессионализма персонала, в области ответственности которого лежит данная диагностика. В результате значительно возрастает роль человеческого фактора, и к этому следует относиться с должным вниманием [2].
Рассмотрим подробнее существующий подход к управлению ремонтными работами на электроэнергетическом предприятии на примере Филиала ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической сети» (Филиал ОАО «ФСК ЕЭС»).
Систему управления ремонтными работами на предприятии можно выразить в представленном алгоритме на рисунке 1.
Управление и планирование процесса ремонтных работ и технического обслуживания начинается с обоснования целесообразности ремонта оборудования техническими службами ПМЭС (Предприятие магистральных электрических сетей), основываясь на системе Планово-предупредительных ремонтов (ППР). Полученный объем работ согласовывается с Главным ин-
женером предприятия и производственно-техническим отделом. Далее план работ согласовывается с производственно-технической службой в Магистральных электрических сетях (МЭС). По согласованному плану работ технические службы рассчитывают предварительные калькуляции по ремонту и техническому обслуживанию оборудования. Полученные суммы предоставляются в планово-экономический отдел ПМЭС, проверяется правильность расчета калькуляций, и итоговая стоимость работ отправляется на согласование в планово-экономическую службу МЭС. Планово-экономическая совместно с производственно-технической службой МЭС отправляют объемы необходимых ремонтных работ и технического обслуживания и его стоимость в Департамент производственно-технического планирования в ОАО «ФСК ЕЭС». Там решается целесообразность представленных объемов ремонтных работ и правильность расчета их стоимости, затем выделяется годовой бюджет для каждого ПМЭС. Планово-экономический отдел доводит до каждой технической службы выделенный объем денежных средств на текущий год, а производственно-технический отдел предоставляет утвержденный план ремонтных работ и технического обслуживания оборудования.
Следующим этапом технические службы рассчитывают итоговые калькуляции и заносят по ним заказы в систему SAP («Systeme, Anwendungen und Produkte in der Datenverarbeitung» (Система, приложение, продукт для обработки данных)).
Далее идет процесс организации и проведения ремонтов. По окончанию проведения ремонтов делаются акты выполненных работ (подрядными организациями) и ведомости выполненных работ (хозспособ). Производственно-техническим отделом производится закрытие ремонтных работ и заказов в системе SAP, с последующей передачей документов в отдел учета и отчетности.
Из вышеизложенного можно сделать выводы о компетентности существующей системы процесса управления ремонтными работами. Необходимо обратить внимание, на два блока в существующем процессе, вызывающие противоречия:
1. Длительность процесса планирования работ;
2. Использование системы ППР.
В системе управления процессом ремонтных работ очень длительное время занимает процесс согласования плана ремонтных работ и его стоимости. Это происходит в связи с тем, что существует промежуточная организация, такая как МЭС, между непосредственными предприятиями планирования и организации ремонтных работ и, собственно, Департаментом производственно-технического планирования ОАО «ФСК ЕЭС». Поэтому можно рассмотреть целесообразность согласования планов и стоимости ремонтных работ непосредственно между высшими подразделениями и предприятиями-исполнителями.
Рис. 1. Алгоритм процесса управления ремонтными работами в Филиале ОАО «ФСК ЕЭС»
Также нельзя не отметить тот факт, что процесс реформирования электроэнергетики дезорганизовал единую структуру генерации, распределения и диспетчерского управления, что привело к несогласованности в процессе управления ремонтами на этапе его организации.
Стоит отметить высокие трудовые и временные затраты при расчете калькуляций и занесении заказов на ремонт в систему SAP техническими службами, что в принципе, одно и тоже. Целесообразнее отказаться от расчета калькуляций в прежнем виде и создать единую сметно-нормативную базу в системе SAP и автоматизировано заносить все расходы по аналогии с калькуляцией в заказ.
Классические представления об обслуживании предполагают, что накопленная статистика по эксплуатации оборудования позволяет достаточно точно определить длину этого интервала, давая тем самым возможность выполнить профилактические воздействия непосредственно перед началом периода роста количества отказов. Эта модель справедлива для большинства простых типов оборудования. Однако сегодня становится очевидно, что связь между возрастом оборудования и возникающими на нем дефектами для большинства типов сложного оборудования становится все более слабой.
Указанный факт доказывает несостоятельность системы ППР. Ведь, если вероятность отказа оборудования в течение нормативного срока эксплуатации не зависит от возраста оборудования, то проводить ремонт просто бессмысленно.
Верно и то, что система ППР имеет большую трудоёмкость профилактических работ. Пропорционально росту количества оборудования повышается и общая трудоёмкость ремонтных работ, что требует значительного увеличения численности ремонтного персонала.
Стоит также упомянуть устаревшие нормативы обслуживания и ремонта оборудования в действующей системе ППР. Ведь сейчас для расчета смет и калькуляций ремонтных работ и технического обслуживания используются ВУЕРы (Ведомственные укрупненные единичные расценки). Их проблема состоит в основном в том, что расценки не соответствуют реальным рыночным ценам. Все это ведет к завышению объемов работ и численности ремонтного персонала, существенно раздувает бюджет на обслуживание энергетических объектов. Именно на вышеперечисленные проблемы необходимо обратить внимание, осуществлять поиск новых подходов к управлению ремонтными работами которые дадут уверенность в надежности работы оборудования и предоставят знание о реальной стоимости ремонтов.
Список литературы:
1. Калинина Е.И.Сетевые методы планирования и организации комплекса работ. - М.: Издательство МЭИ, 1990. - С. 160-163.
2. Саати М.А. Моделирование сложных систем. - М.: Наука, 1993. -С. 110-135.