6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. 4-е изд. М.: Академия, 2010.
7. Мартыненко О. В. Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под ред. А. В. Егоровой. - М.: Просвещение, 2009. - 95 с.
8. Савва, Л.И. Профессиональный имидж студента технического вуза / Л.И. Савва, Е.А. Гасаненко // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №2. - С.170-177
9. Утлик Э.П. Практическая психология имиджа // Вестник университета. Сер. Социология и психология управления. М.: ГУУ, 1999.
10. Ушакова, Н.В. Имиджелогия: учебное пособие / Н.В. Ушакова, А.Ф. Стрижова. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 278 с.
11. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - Москва: Линка-Пресс, 1997. - 168 с.
12. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002.
13. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев. -М.: ВЛАДОС, 2006. - 239 с.
Педагогика
УДК 371
аспирант кафедры педагогики Савельев Кирилл Николаевич
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Назарова Ольга Леонидовна
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова (г. Магнитогорск); аспирант кафедры педагогики Новоселов Роман Юрьевич
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова (г. Магнитогорск)
СУЩЕСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ С ПРОГРАММНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
Аннотация. В данной статье были выделены основные факторы использования мобильного обучения в высшей школе, влияющие на программный мобильный продукт; построена модель, которая предсказывает принятие технологий мобильного обучения обучаемым; выделены основные гипотезы, отражающие взаимосвязь факторов использования мобильного обучения.
Ключевые слова: мобильное обучение, электронное обучение, mobile learning, теории обучения.
Annotation. This article highlights the main factors of the use of mobile learning in higher education affecting the software product; a model that predicts the adoption of mobile learning technologies for students; highlights the main hypotheses that reflect the relationship of the factors of the use of mobile learning.
Keywords: mobile learning, e-learning, mobile learning, learning theories.
Введение. За последние несколько лет сфера информационных технологий значительно шагнула вперед.Интенсивное проникновение технологий в нашу жизнь привело к возникновению новых терминов, одними из таких терминов являются электронное обучение и обучение с помощью мобильных устройств (mobile learning).
Сегодня все новые подходы к электронному обучению, использующие преимущества информационных технологий, такие как Интернет и мультимедийные системы, были разработаны для улучшения качества обучения путем облегчения доступа к ресурсам и обучающим сервисам. Мобильные системы, как технология, разрешены на рабочих местах в различных компаниях и учебных классах, в рамках образовательной системы или вне ее.В связи с чем, использование электронного обучения становится преимущественно ориентировано на мобильные системы.
На сегодняшний день результаты использования мобильных систем в образовательном процессе впечатляют. Образовательный переход от обучения (учителем) к изучению (учащиеся) с использованием обучающего оборудования и технологий вызвал изменения в среде различных учебных систем. Так, вэтих системах начинают активно применяться виртуальные занятиячерез мобильные телефоны и компьютеры, создаются мобильные лаборатории, проводятся новые исследования и устанавливаются различные научные коммуникации. Применяемые инструменты в мобильном обучении заменяют традиционные вербальные способы преподавания, тем самым позволяя учиться в любое время и в любом месте — дома, на рабочем месте или даже в кругосветном путешествии. Кроме того, применяемые инструменты влияют и на прослойку, существующую между публичным и частным пространством, позволяя более явно его разграничить.
Возможность учиться в любое время и в любом месте — одна из главных характеристик электронного и мобильного обучения, которая начала развиваться вместе с развитием беспроводных технологий и мобильного обучения.
Изложение основного материала статьи. Мобильное обучение — это тип электронного обучения, реализуемый с помощью мобильных технологий: карманного персонального компьютера (КПК), сотовых телефонов, аудиоплееров, электронных книг и т. д. [3].
По утверждению Ричарда Хантела, для эффективности обучения необходимо проявлять внимание к подходам и теориям мобильного обучения. Использование подходов и теорий непосредственного обучения ведет к современному образованию людей нашей информационной эпохи [22].
Электронное обучение существует уже несколько десятилетий, хотя термин для него появился сравнительнонедавно. Изначально информация хранилась на больших компьютерах, мэйнфреймах, доступ происходил через терминалы, однако с изобретением первых персональных компьютеров, а также с развитием и продвижением веб-браузеров, эволюционировали и образовательные технологии. Некоторые люди и организации быстро освоились в новейших технологических изменениях, но большинству потребовалось много времени для принятия необходимости приобретения и использования нового оборудования и программного обеспечения.
Современные информационные технологии создали новые возможности для достижения различных целей и в настоящий моментуже используются большинством людей,в том числе и в сфере образования.
На сегодняшний день, на наш взгляд, одной из главных задач образовательных организаций является необходимость узнать, как и почему люди принимают или отклоняют определенные мобильные сервисы, почему используют те или иные инструменты мобильного обучения, на основе каких факторов они принимают свое решение.
Так, по заверению ДемираКамайла [4], не существует четкой мотивации и условий, которые помогают пользователям принимать решение использовать конкретные инструментымобильного обучения, а есть лишь не большой набор рекомендаций и предпочтений. В большинстве исследований[Ошибка! Источник ссылки не найден.,6], успешный опыт использования мобильного обучения определяется на основе какого-либо опроса обучаемого, в образовательной программе которого использовались инструменты мобильного обучения. В контексте своих исследований[7,13], ученые предлагают модель принятия новых мобильных услуг с использованием теоретической системы существующих технологий путем интеграции новых теорий и конструкторов в уже существующие исследования. В структуреданной модели они предлагают использовать: новые функции, персональные признаки, доверие и контекст, так как именно с помощью мобильных устройств происходит значительная часть внеклассного обучения. Такое обучение может происходить как на официальных ресурсах образовательной организации, так и в режиме неофициальногоинтернет-общения с обучающимся.
В данной статье мы хотели показать, что мобильные технологии все еще недостаточно освещены в Российской Федерации и существует ряд факторов, влияющих на использование мобильных технологий в образовательном процессе. Именно поэтому мы сосредоточили внимание на этой области и пытаемся заполнить существующие пробелы. Данное исследованиепроводилось в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И.Носова и можетпредоставлять полезные советы для ученых, желающих выявить факторы, влияющие на популярность мобильных приложений и дистанционных образовательных платформ.
Для исследования поведения пользователей, на данный момент, существует множество теоретических основ и моделей. Мы остановили свой выбор на модели принятия технологии Дэвиса, больше известной как TAM модель (TechnologyAcceptanceModel), которая предсказывает принятие технологии пользователем и включает в себя три основные части: (1) фактор полезности, (2) фактор простоты использования и (3) фактор поведенческого намерения[12]. Однако, основные конструкторы TAM не могут полностью отразить все эффекты, которые оказывают на пользователя, в связи с чем, для оценки принятия мобильных сервисов и приложений студентами, Магнитогорского государственного технологического университета им.Г.И.Носова используется модель TAM (см. рисунок 1), включающая такие структуры(факторы) как: доверие, контекст, персональные признаки, полезность, простота, поведенческие намеренияи данные, полученные с помощью Яндекс.Метрики, которая установлена на большинства информационных ресурсах университета.
Рассмотрим более подробно выбранные нами факторы, которые оказывают влияние на использование мобильного обучения.
Фактор контекста. Под фактором контекста, мы предполагаем мобильную вычислительную и образовательную среду, которая определяет, как используется каждое мобильное приложение и что оно содержит.. Данного принципа в своих исследованиях придерживаются такой ученый, как Дэвид Котз [5].
Согласно Дею [1], мобильный функциональный контекст может содержать и «любую другую личную информацию, которая может влиять на человека при использовании мобильного интернета». Зная о контексте информации, пользователь может решить, что делать с мобильным приложением и как поступать с размещенной в нем информацией.
Таким образом, структура функционального контекста сочетается с нашим модельным функционалом и просматривается определенная связь с основными компонентами TAM.
Фактор доверия. В психологических и медицинских исследованиях даются разные определения концепции доверия. Доверие обычно считается решением человека выполнить конкретную задачу или личное обязательство по собственной воле (MorganandHunt, 1994). Для успешного принятия мобильного приложения и его содержания пользователем важно доверие к его создателю и куратору. Нехватка фактора доверия является основным препятствием на пути внедрения интернет-услуг. Многие исследователи
Рисунок 1. Используемая модель ТАМ
обнаружили [8, 12], что доверие больше всего влияет на принятие пользователем решения об использовании мобильного обучения.
Поэтому разработчики и преподаватели обязаны развивать доверие пользователей как к приложению, так и к материалу расположенному в нем.
Фактор персональные признаки. Признаки и личностные качества людей зависят от нескольких факторов: образование, возраст, пол и предпочтения. Признаки человека определяет способ использования новых сервисов. Потому используя это качество можно спрогнозировать технологию принятияи использования контекста. Важную роль в принятии технологий играют желания, потребности, интересы и личное восприятие. В своем исследовании, мы предполагаем, что признаки и личностные качества напрямую влияют на запросы человека.
Фактор полезности. Фактор полезности напрямую связан с производительностью, качеством и эффективностью работы. Именно этот фактор привел к созданию концепции электронных сервисов, например, онлайн-магазинов, онлайн-банков, мобильных платежных сервисов, система информации о здоровье и так далее. Использование этого фактора в модели TAM, позволяет предположить, что фактор полезности напрямую влияет на поведенческий фактор (намерение).
Фактор простоты. Фактор простоты использования относится к суждению человека, который использует определенную систему с небольшими требованиями или усилиями. Так в 2011 году, компания Яндексзаявила, что внедрение приложения во многом зависит от фактора простоты использования. Простота использования очевидна при первичном использовании новых технологий.
Фактор культуры и образования. Согласно нашему анализу, методика обучения с помощью мобильных телефонов может повлиять на изучение и мотивацию студентов. Важной проблемой, связанной с мобильным обучением, является квалификация учащегося и его культурные нормы. На данный момент, в России преподаватели по гуманитарным направлениям намного меньше владеют мобильным средствами, чем студенты, что не может не вызывать тревожность ситуации. Мобильная система обучения должна быть с учетом квалификации и восприятия учащегося. Исследования также показывают, что при достаточной поддержке, изучении и осведомленности населения, мобильное обучение может привести к легкой смене мест обучения, зависящим только от желания ученика. К культурным факторам, влияющим на мобильное обучение в высшем образовании, относится [5]:индивидуализм, коллективизм, неопределенность, избегание, дистанция власти, маскулизм, женственность, ориентация.
Из различных технологических моделей и переменных, соответствующих культурному фактору, наиболее полно отражает состояние, которое влияет на использование мобильного обучения, такой фактор, как «культура использования приложений» или «культура использования.
Фактор поведенческого намерения. Фактор поведенческого намерения относится к желаниям индивидов или контингенту людей выполнить то или иное действие. Данный фактор основан на признаках и личностных качествах, полезности, простоте использования и доверии.
При анализе выделенных причин мы решили разделить их на две группы - внутренние и скрытые. К скрытым причинам нами были отнесены: доверие, признаки и личностные качества, культура использования и контекст. Остальные мы определили к внутренним причинам - простота использования, воспринимаемая полезность использования и поведенческое намерение.
Это позволило нам выделить и сформировать ряд гипотез:
1. Контекст оказывает прямое и положительное влияние на фактор полезности.
2. Контекст оказывает прямое и положительное влияние на фактор простоты использования.
3. Фактор простоты использования положительно влияет на фактор полезности.
4. Доверие влияет на фактор намерения использовать.
5. Признаки и личные качества оказывают положительное влияние на фактор "поведенческое намерение".
6. Воспринимаемая полезность, безусловно, влияет на фактор намерения использования.
7. Воспринимаемая простота использования положительно влияет на фактор намерения использовать.
8. Личностные качества и признаки оказывают значительное положительное влияние на культуру использования.
9. Культура применения приложения оказывает значительное положительное влияние на поведенческое намерение.
Для проверки данных гипотез, мы решили использовать моделирование структурных уравнений (SEM).
SEM — очень важный инструмент для определения линейной зависимости между скрытыми и наблюдаемыми переменными [12].
Данный метод является довольно сильным статистический методом, применяемым для тестирования теоретических моделей и одновременного измерения причинно-следственных связей.
Использование данного метода позволило нам сделать вывод, что гипотезы в значительной части были подтверждены данными, которые мы получили в предыдущем своем исследовании [9, 10]. Вследствие, оказалось, что гипотезы 5,6,7 являются не верными, тогда как гипотезы 1,2,3,4,8,9 - допустимы.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что постоянные изменения потребностей и целей — важнейшая проблема, с которой сталкивается человек в XXI веке. Для обучения людей, которые смогут стать движущей силой в ХХ1век, необходимо менять систему образования в целом и институт формального образования в частности. Огромным помощником в этом процессе может стать мобильное обучение, создающее контекст, в котором представлены идеалы образования — самостоятельное обучение, самообразование, обучение, не зависящее от места и времени, полная независимость от кого-либо в обучении, подбор контента по интересам, признание индивидуальных различий студентов, возможность представить примеры в более обозримом формате с использованием мультимедийных средств, совместное обучение, быстрая обратная связь и оценка обучения — могут осуществиться.
Выводы. Требования к мобильному обучению затрагивают образовательные подходы и теории обучения, и при разумном использовании ресурсов возможно найти решения для удовлетворения меняющихся потребностей XXI века.
Сегодня центры высшего образования сталкиваются с большими проблемами и сложностями в организации образовательного процесса. Чем больше студентов, тем сильнее инфраструктурные ограничения. Мобильное обучение, используемое в университете, имеет широкий спектр учебных,
служебных и аналитических мероприятий и, помимо этого, проводит тщательный мониторинг, оценку информации, отчетов, управление финансовыми проблемами и подготовку к занятиям.
Опыт мобильного обучения в других странах в течение последнего десятилетия показывает, что идеальное использование потенциала мобильных средств в образовательной системе представляет собой сложный и многоаспектный процесс.
В данной статье проверялось принятие и использование информационной системы мобильного обучения среди студентов на основе выбранных факторов.
Литература:
1. Dey, A.K., Introduction: Understanding and using context. Реге.|Гекст1 / Dey, A.K // Prospects, 2001. Режим доступа:https://www.sciencedirect.com/science/refhub/S0736-5853(17)30227-7/h0060
2. Holmes, B., Introduction: How to determine your readiness for mobile e-learning.Information policy [Текст] / Holmes, B. & Gardner, J. // Prospects, 2005. Режим доступа±йр://ь policy.typepad.com/informationpolicy/2005/04/how_to_determin.html
3. John Traxler, Introduction: The prospects for mobile learning [Текст]/ John Traxler, Steve Vosloo // Prospects, 2014. — № 44. — С. 13-28.
4. KamileDemir., Introduction:School management informations systems in primary schools [Текст] / KamileDemir // Prospects, 2016. — № 2. — С. 32-45.
5. Kotz, D., Introduction: A survey of context-aware mobile computing research [Текст1 / Kotz, D. // Prospects, 2000. Режим доступа:http://mmIab.snu.ac.kr/courses/2005_advanced_internet/handout/ppt/36%20-% 20context_aware .pdf
6. Голицина И.Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании [Текст] / И. Н. Голицина, Н.Л.Половникова // Образовательные технологии и общество, 2011. — № 1. — С. 241-252.
7. Козырева П. М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала //Социологические исследования. - 2009. - №. 1. - С. 43-54.
8. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб.пособие / В.А. Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2017. — 232 с.
9. Результаты лаборатории социологических исследований МГТУ им. Г.И.Носова о готовности использования мобильных технологий в образовательном процессе, 2016
10. Савельев К.Н. Актуальность «Мобильного обучения» в современном высшем образовании [Текст| / К. Н. Савельев, О.Л.Назарова // Современная наука: Актуальные проблемы науки и практики.Серия: Гуманитарные науки, 2018. — № 2. — С. 86-92.
11. Савельев К.Н. Перспективы мобильного обучения для организации непрерывной профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений [Текст| / К. Н. Савельев, О.Л.Назарова // Новые информационные технологии в образовании: материалы ГХ международной научно-практической конференции, 2016. — № 9. — С. 422-426.
12. Сапрыгина А.О. Модель принятия технологии Дэвиса, как средство оценивания объективной эффективности технологии электронного портфолио [Текст] / А.О.Сапрыгина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф., 2015 — № 1. — С. 108-110.
13. Стариков С. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в педагогических исследованиях[Текст] / С.А. Стариков // Научные исследования в образовании, 2012. — № 12.
14. Шепелева А. В., Ашмарина С. И. Исследование трендов развития современной системы высшего образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 2014. — № 4.
Педагогика
УДК 316.4
доктор социологических наук, доцент Саенко Людмила Александровна
АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт» (г. Ставрополь)
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА
СТАДИИ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье представлены факторы, приводящие к деструкции процесса профессиональной социализации обучающихся на стадии обучения в средних специальных и высших учебных организациях. Деструктивные факторы распределены по уровням: личностном, групповом и институциональном.
Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, профессиональное обучение, деструкция, факторы деструкции.
Annotation. The article presents the factors that lead to the destruction of the process of professional socialization of students at the stage of training in secondary and higher educational institutions. Factors are divided into levels: personal, group and institutional.
Keywords: socialization, professional socialization, vocational training, destruction, destructive factors.
Введение. В настоящее время является актуальной проблема подготовки специалиста в образовательной организации, обеспечение условий для профессиональной социализации обучающихся. В тоже время, появляются факторы, которые могут способствовать деструктуризации процесса профессиональной социализации.
Целью статьи является выявления деструктивных факторов профессиональной социализации обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Основные параметры профессиональной социализации: получение профессиональных знаний, умений, навыков; получение первичного профессионального опыта; принятие профессиональной культуры; способность к адаптации на производстве, к условиям труда; интеграция в профессиональное сообщество. В настоящее время процесс профессиональной социализации представлен как полипараметральное, социетальное явление, объединяющее в себе социальные действия и