Существенные аспекты проектов секвестрации углекислого газа с позиции различных групп заинтересованных сторон Material aspects of the carbon capture and storage projects from the point of view of
different stakeholders ф
УДК 338
DOI 10.24411/2658-3569-2019-14039
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №18-1800210 «Разработка методологии оценки общественной эффективности проектов
секвестрации углекислого газа»)
Чвилева Т.А.,
канд. эк. наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет, [email protected]
Аннотация. В статье определено значение технологии секвестрации углекислого газа (CCS) в решении современных проблем общества. На основе анализа мирового опыта внедрения проектов улавливания и захоронения CO2 сформулированы ключевые сложности их реализации. Выявлены стейкхолдеры проектов секвестрации углекислого газа. Представлены рекомендации по разработке профиля заинтересованных сторон проектов CCS, разработка которого будет обеспечивать повышение эффективности управления различными группами стейкхолдеров. Определены существенные аспекты реализации проектов секвестрации углекислого газа с позиции заинтересованных сторон. Summary. The article determines the importance of carbon sequestration technology (CCS) in solving modern problems of society. The key difficulties in the implementation of carbon capture and storage projects are determined. Stakeholders of carbon sequestration projects are identified. Recommendations are provided on developing a stakeholder profile for CCS projects. It will provide increased management efficiency for various groups of stakeholders. The material aspects of their implementation from the point of view of different stakeholders are identified. Ключевые слова: эмиссия CO2, секвестрация углекислого газа, природоохранные проекты, заинтересованные лица, существенный аспект.
Key words: CO2 emissions, sequestration of carbon dioxide, environmental projects, stakeholders, material aspect.
Технология секвестрации углекислого газа (CCS) в последние десятилетия получает все большее распространение в мире и рассматривается в качестве эффективного решения проблемы изменения климата [1, 2]. CCS предусматривает улавливание CO2 из различных источников, а также его транспортировку и последующее захоронение в геологических резервуарах или промышленное использование [3].
Реализация первого в мире проекта секвестрации углекислого газа (Val Verde Natural Gas Plants) началась в 1972 в Соединенных Штатах Америки году в штате Техас. В настоящее время в соответствии с данными Global CCS Institute мировая практика внедрения указанной технологии насчитывает 176 проектов, находящихся как в статусе реализации, так и уже завершенных, в том числе закрытых из-за возникших в рамках проекта социальных проблем [4]. Анализ открытых данных о внедрении секвестрации CO2 позволяет сделать вывод о том, что указанные проекты затрагивают интересы широкого круга лиц и характеризуются повышенными рисками, часто связанными негативным общественным восприятием технологии [5]. Это определяет актуальность вопросов анализа стейкхолдеров проектов CCS и выявления наиболее значимых (существенных) аспектов их реализации с позиции различных групп заинтересованных сторон.
Проекты секвестрации являются локальными проектами, однако реализуются в контексте национальных и даже международных интересов. Это означает, что круг заинтересованных сторон достаточно широк. К стейкхолдерам проектов CCS можно отнести следующие группы: государство, региональные органы власти, бизнес-структуры (компании, инициирующие и/или участвующие в финансировании проектов), местное население, общество в целом, экологические организации, СМИ, контролирующие органы [6].
Мировой опыт внедрения проектов секвестрации углекислого газа позволяет выявить следующие проблемы их реализации:
- высокая капиталоемкость проектов;
- наличие технологических сложностей реализации проектов, в том числе связанных с невозможностью точного определения геологического потенциала захоронения;
- отсутствие подтверждения безопасности технологии секвестрации углекислого газа в силу ее относительной новизны;
- высокие риски утечек углекислого газа, что может привести к негативным экологическим последствиям, а также представляет угрозу безопасности местных жителей;
- высокая степень непринятия обществом технологии секвестрации углекислого газа и как следствие социальная напряженность в регионах реализации проектов.
Одной из ключевых проблем реализации проектов CCS является частое противодействие им со стороны местных сообществ. Значение выстраивания тесного взаимодействия с заинтересованными лицами в процессе разработки и реализации проектов секвестрации углекислого газа определяется наличием негативного опыта в этой области, когда из-за противодействия местных сообществ, экологических организаций и прочих стейкхолдеров в ряде стран проекты либо временно замораживались, либо в принципе отменялись, несмотря на их экономическую эффективность, экологическую и технологическую целесообразность [5, 7].
Тесное взаимодействие с заинтересованными лицами в рамках реализации проектов секвестрации углекислого газа от их инициации до завершения будет способствовать снижению противодействия проекту со стороны внешней среды и повышению эффективности его реализации [8].
Формирование стратегии взаимодействия с каждой группой заинтересованных сторон должно осуществляться с учетом ее индивидуальных характеристик, результатом выявления которых является построение профиля стейкхолдера. В рамках реализации проектов секвестрации углекислого газа профиль стейкхолдера целесообразно формировать на основе характеристик, представленных в таблице 1.
Таблица I - Характеристики стенкхаиероЕ проектов CCS, учитываемые при разработке профиля заинтересованных сторон
Критерий аренкв стчйкмлам Характеристика
]'■, Lie in i Группы стеягаолдер» Глобальный Нщн опальный Ретнсилль ныл Местный
Степень лимит лрсеста н принимаемых б ходе его рапнцп решений на гр\"ппу мтггересоЕтиных сторон Сильное Среднее Слабое Oin,Tcn\"ii
Степень шиш ганнтересоЕалнызс сторон кг np«ltT И лр;1н>г гпе::ые в ^оде его реализации Сильное Среднее Слабое Oiciiaivfi
Возможность негативного ЕОЗДеЙСТЫИ Стейкколдера па ход реад!ГнИ1нп проект» :ipn условии отрицательного отношения к нему или принимаемым ь рамках проекта УС—C"]?jL3ir f'HTmat Средни Сламж Отсутствует
Возможность позитивного воздействия тта проект til ход реализации проегта при условии положил еяьнего отношекш б hcmv шш принимаемым Б paiiim проекта решениям Сильная Средни Снбн Отсутствует
Степень ¿ьтпеиссти гртлтпы сгейкттдееоЕ С]1.тьнп Средни Слаб« Оттспчет
Стремление стенжзсоцдера г кооперации с прочими ;аннтересоЕ зннымп сторонами б целях огстаиьанпл нош шперков Сильное Среднее Слабое Отсутствует
Доели стейиклдера к ресурсам (с ушмиим вида ресурсе) Имеет пссшыи ДОСТУП Имеет Qfp Д НТТЧ Г Д fT iTTT доступ tie имеет доступа Мол« T10-TV ЧН1 ь при кооперации с прочини ■стейкходдера ЦП
Уровень Осведоыленвости стенкхслэера о лре е!.те ВЫСОЕНН Средннн Нн:тп Сгейкялтдер не осведомлен
Уровень осведомленности отенжзеодлера о технологии Сеаестрщнн углекислого гам Еьконт Сриини Ннзпта Стенклптдср т осведомлен
Шеллинг стенкчоллвра ^-lartfiOfciTi Ь ДЩЙЯВЙ* Сильное Среднее Слэмч Отсутствует
Перечень вопросив, которые являются Е\ТЦеС7Е€ННЫМ1! ДЛЛ сте&холлнн Определяютсз с прииененнеи ретрос пенгнввого ПШИ», экспертных оценок, а также путем проведения опроса мнктеркотажньг; второй
Отасшепис стенкхоллерв г ЛрС CI.TY Определяются путем прсАедвннж опроса ташпересоЕашихн: сторон
В целях выстраивания эффективного взаимодействия с заинтересованными лицами в рамках реализации проектов улавливания и захоронения углекислого газа необходимо учитывать аспекты, являющиеся существенными для различных стейкхолдеров.
В соответствии с международными стандартами составления нефинансовой отчетности GRI под существенными аспектами понимают аспекты, отражающие существенное экономическое, экологическое и социальное воздействие организации или оказывающие существенное влияние на оценки и решения заинтересованных сторон [9]. В таблице 2 представлены ключевые аспекты реализации проектов секвестрации углекислого газа, являющиеся существенными для различных групп заинтересованных сторон.
Таблица 2 - Ктючевые аспекты реализации проектов секвестрации углекислого газа. являющиеся существенными для различных групп заинтересованных сторон
Слтц&ственный аспект Вопросы, рассматриваемые в рамках существенного аспекта Группы стенкхолдер ов, для которьЕС аспект является слтцественным
Экология - риски )течек угле кисло го газа в ходе его транспортировки и захоронения; - риски утечек углекислого газа из хранилища в ходе его длительного хранения: негативное воздействие на атмосферный воздух утечек углекислого газа; изъятие земель, в том числе сельскохозяйственного назначения под нужды проекта; загрязнение поверхностных н подземных вод вследствие сброса сточных вод в рамках э кс плу атацииул авлив ающе й установкн утечек и аварий на производственных объектах: - снижение качества почвы вследствие выбросов углекислого газа - государство - региональные органы власти - общество - местные жители - неправительственные э кол огиче с кие организации
Безопасность негативное воздействие утечек углекислого газа на здоровье населения: риск сейсмической активности, обвалов грунта в районе храниггттвц COi; - аварии на производственных объектах и шощадЕ:ах проекта - государство - региональные органы власти - общество - местные жители
Развитие хер ритор им - создание новых рабочих мест для местного населения: - финансирование бизнес-структурами,, реализующими! проект OCS развития тер ритор ни-присутствия: - изменение стоимости земельных ресурсов и недвижимости на территории реализации проекта; - потери в сельском хозяйстве в силу изъятия земель под н\^жды проекта, а также загрязнений почвенных, водных pecvpcoE. аварий на производстве - государство - региональные органы власти - местные жители
Те хнолог нче ск о е развитие - снижение темпов развития отличных от секвестрации углекислого газа зеленых технологий; - развитие технологии секвестрации углекислого газа; - получение дополнительного эффекта от применения технологии ОС S в прочих отраслях народного хозяйства, например, в нефтедобыче - государство - общество - неправительственные э кол огиче с кие орг аннз ации - бизне с - структуры
3 коно миче ск ая эф ф ектиЕ нее т ь проекта - капиталоемкость проекта; - рентабельность инвес тиций - инвестор - государство
Технологическая сложность проектов секвестрации углекислого газа и отсутствие подтверждения эффективности и безопасности технологии в силу небольшого срока ее
практического применения в мире определяет высокую обеспокоенность заинтересованных лиц вопросами целесообразности улавливания и хранения СО2.
Учет при выстраивании диалога с заинтересованными группами выявленных в исследовании существенных аспектов проектов секвестрации углекислого газа позволит снизить социальные риски проектов и повысить эффективность их реализации.
Список использованной литературы
1. Greig, C., Bongers, G., Stott, C., Byrom, S. Overview of CCS Roadmaps and Projects. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://anlecrd.com.au/wp-content/uploads/2017/02/0verview-of-CCS-Roadmaps-and-Projects.pdf
2. Васильев, Ю.Н. Оценка позитивных и негативных аспектов проектов секвестрации углекислого газа / Ю.Н. Васильев, А.Ю. Цветкова // Российский экономический интернет-журнал. - 2018. - №2. - С. 1-10.
3. Официальный сайт The International Energy Agency [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iea.org/topics/carbon-capture-and-storage/
4. Facilities database of Global CCS Institute [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://co2re.co/FacilityData
5. Lockwood, T. Public outreach approaches for carbon capture and storage projects / T. Lockwood //IEA Clean Coal Centre. - 2017. - 86 pp.
6. Чвилева, Т.А. Особенности взаимодействия с заинтересованными лицами при реализации проектов секвестрации углекислого газа / Т.А. Чвилева, А.А. Ильинова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2018/Chvileva.pdf
7. Евсеева О.О. Согласование интересов ключевых стейкхолдеров при реализации проектов секвестрации СО2 / О.О.Евсеева, А.А. Ильинова, А.Е. Череповицын// Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. - № 4 (60). - С. 133-141.
8. Cherepovitsyn, A.E. System of public perception of carbon dioxide sequestration projects/ A.E. Cherepovitsyn, T.A. Chvileva // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. — №9 (12). — р. 62-69.
9. Руководство по отчетности в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/e/6/e6aef2d23c03d8181b6230003f977361.pdf