Научная статья на тему 'Survival budget or the new “failure” of fiscal policy'

Survival budget or the new “failure” of fiscal policy Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Амберд
Область наук
Ключевые слова
budget / fiscal failure / fiscal rules / public debt / бюджет / фискальный провал / фискальные правила / государственный долг

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Hayk Bejanyan

When RA Ministry of Finance was modernizing the fiscal rules with the support of the International Monetary Fund in 2017, there was an opinion that the introduced rules, which were developed taking into account previous fiscal failures, would be the basis for decreasing government debt / GDP ratio in the next few years and for creating fiscal buffers. The developments of the next two years fully met our expectations, but the spread of the COVID-19 pandemic not only forced us to use the possibility of escape clauses, but also created real threats of "the new failure" of fiscal policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

БЮДЖЕТ ВЫЖИВАНИЯ, ИЛИ НОВОЕ “ФИАСКО” ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Когда в 2017 году при поддержке Международного валютного фонда Министерствo финансов РА модернизировалo фискальные правила, бытовало мнение, что введенные правила, которые были разработаны с учетом предыдущих фискальных провалов, послужат основой для сокращения долга правительства/ВВП в ближайшие годы и создания фискального буфера. События следующих двух лет полностью оправдали наши ожидания, но распространение пандемии COVID-19 не только заставило нас использовать возможность исключительных случаев (escape clause) вместо политики сокращения долга, но и создало реальные угрозы «нового провала» фискальной политики.

Текст научной работы на тему «Survival budget or the new “failure” of fiscal policy»

<UPMUP3Hh&bSU3hL CPaULW

^nSUSb^JU'L P3Hh^b, ß-b <UPMUP3nhSbSU3hL £UT.U£WHULnh^UL LnP

«autonanhu»

<^^wpwnbp. pjrngb, äufan-

qniü, huipL/uipjnLpbyiuijfth L/uihnh-bbp, u/byiwLLUih u/uipyip

2017 pLluiLuibfib, bpp CC fyfibuibubbpfi buifauipui-pmpjmbb UpdnLjpft üfiguiqquijfib hfttäuiqpui^ luquiLl-gmpjulp IiputL/uibuigbnLiJkp hutpLiutpjnLpbyiuijftb L/ui-bnbbbpfr utp^IuLubugml', Lupdlf Lup, np bbpqpp-[nq Luibnbbbpp, npnbf ^w^Lbi tfrb, h^Lfi urnbbin[ hup^upjm^bsujlb äufanrnL&ibpfi ifinpäp, Luna/gHui iputpfrbbpfrb Lbuiuiuyibb LLuinuiLLuipnLpjuib u/uipyip/ CbU hwpwpbpw|gmpJwb bi[uiqbgiJuibp b CC-fr hu-ilup ^lu^ui pm^bpbbp! uyibr^luibp: Cugnpqnq 2 iputpfrbbpfr quipquignLiÄibpp lpn[pb utpquipuigpbgFib Jbpuu/uiubippbbpp, uulL|UlJbCOVID-19halaLapa|| ipuipuidnLiJp nj dftuijb uslubg u/upsfl b[uqbglub purupuLubmpjub ipnfaupbb Hpu/nbi Luibnbbb-pn[ uuhlubLud pugunlL qbu/pbpfr (escape clause) hbupuLnpmpjmbp, uuj[b uyibqöbg hap|apJm£bsa-jfrb purupuLubmpjub «bnp dufanqlub» IpuLub uu/uinbuiippbbp:

ShrnbunLpjwh ^wrndnLpjwh phpwgpni.d mb-^ mhbgwö pwqdwp^ öqhwdw^pp hw-dwp^md bh mhmbuw^wh ^wppbpw2pgwhhbp^ whpw-dwh ni^b^ghbp: 4bpghh mwuhwdjw^hbpnLd, q|npw-|wgdwh qnpöphpwghbp^h qmqphpwg, qwpqwgwh hwL ^wprnpwj^h hwpwpbpnLpjnihhbpp, npnhf t[, hpbhg hbp-p^h, u^qphw^npbg^h öqhwdw^ ^ hnp mbuw^ ^wpm-pwj^hp: 4bp2^hu wnwgwhmd t, bpp bp^pp ^ ^wpn^w-

' Armenia: Technical Assistance Report-Upgrading Fiscal Rules, November 10, 2017, International Monetary Fund, https://www.imf.org/en/ Publications/CR/Issues/2017/11/10/Armenia-Technical-Assistance-Re-port-Upgrading-Fiscal-Rules-45364

PbSUL3ULL

Shmbuwq^mmpjwh pbl|bwönL

2014 p., u[upsb[n[ C^SC-b «Uul|pnsbsbuul|ulb puirui-pu/LuibnLpjnLb b lLwbfawsb-unl» ifuubuqfiyirn-Pjulp, ßb-t}mb[bi t luuц|pwbsnLpw, «Afibububbp, hu2Lluiuuhu-Luib hu2[unnLii» ifuubuqfi-ipnLpjuiip: 2017 p uyiugb[ t ipbyibuuqfiyinLPjub pbLbuj-ömfi qfiyiuLub uiust>6uib b ui2-fausubfl uubgb[ C^ISC pub-lLUJflb qnpöfi b i,uuuhn[u-qpmpjub uulplnbrnd. u^qprnl' npubu quuufanu, uiuu uuufiu-ipbbs: CbrlbuL 12 ilbbuqpm-pjub b 10-fig uu[bip qfiyiuLub hnq.[uöbbpfi:

hrnd uшhdшh4ш& ^ш^ЬтшЛ |штшрЬ[ hp итш^Ййшб

шц^ипЦ. hшJmh4Ь|n4 ш^^бшрт^ш^т-«рш|шр|шЛ»: <ш2^Ь |nL-

тш^шй фпрЙр1 2шт ЬрЦр^Ьр u^ubg^^ прп2ш^^ ^ш^п^^Ьр, прп^р hhш-ршфрш^тй Ь^ тшфи hpшфóш|hЬpnLd £qЬpшqшhgЬ|nL щшрт-fh |шпш^шрЬ |ji йш|шр|ш|р U, шлщ^ ипф ЬрЦр^1 ^2 hшJm-

фи^р2: ShmЬиш|шh д^дт^Ьрр, hhшp|Ь, bh, иш|ш^, 2^пр-

h^^ ^шршб рш^шрш-

^hm^^h, ^brnmpjmhp щЬтр t qmh^h hшdшщшmши^шh «dшpqшфóш|nLd», т^Ь^ш прп2ш^ «шh4sшhqnLрJшh ршр-Ó^^hbp», пpщЬиqh ^шрп^ш^ш ^^Jшqpш-

mшиhшdJш|nLd Лр ЬрЦ^рр Ьр-|nL шhqшd t ^h|hp-

^Ьр^, пpпhf цшJJшhш4пp4ш6 Ьh Ь^Ь[ 2008 р. hшJш2^шphшJ^h фhhшhиш|шh óq^^^^ U 2014-2016 рр. шpmшf^h ршдшиш^шв 2п|Ьрпф Ц.пш2шдш& ршдш-иш|шh дЬдп^Ьрр hшhqЬgpЬL Ьh hшp|ш-р|П1.2Ьтш^ рш^шрш^швш^шЬ Йш^п^-dшh, hh^h hЬmUшhfп4 ^шпш^шрш^шв

щшртр/íLU. gmgшh^2h ш0Ь[ t hшdшщш-mши^шhшршp, 19.7 U 15.6 тп|пиш^ |ЬтЬрп^: U.Jиophhш| Ьррпр| ghgJшhр ш|шhшmЬи Ьhр [hhrnd Лр орЬ-

prnd' цшJJшhш4пp4ш6 COVID-19 hшdш-4шрш1ф шq|ЬgnLрJшdр:

hh£щЬи Ьришй t q&шщшm|Ьp 1-hg, 2008 р4ш^шhh hшJш2^шphшJhh óqhш-dшJр U 2014-2016 рр. шpmшfhh 2п|Ьрр |mpni.| |Ьрщп^ ш^Ь|шдрЬ[ Ьh рJnL2Ьh щш-|шиш.р|р: ^р|шр|П1.2Ьтш^ рш^шрш-^hm^^h ш]и Óш^п^nL^Ьph hЬmUшh-рп^ щшртр/íLU. gmgшhh2h рh|hnLЩ d^ тЬдЬ[ t opЬhи^pmрJшJр ишhdшh4ш& ^Ь-phh hhh t[ щшт0шп t |шр0Ь[, пр

íí ^шпш^шрш^пйр ЙЬ^ш^ф [hhh hшp^шрJm2ЬmшJhh |шhпhhЬph шр|^ш-|шhшgdшhр:

иЬ^рш^ш^шщ^ Лрор]ш hpш-

^шpÓmрJmhhЬphh, щЬтр t h2ЬL, пр |Ь^ии 2020 р4ш^шhh щЬmш|шh рJnL2Ьh hш^ш-qh^ 2P2шhшnmрJшh ^2 Т^Ьци ¿ш^-hш| ш|hhшJm tp, пр hш^пp| mшphhЬph ршpЬhш2п^ mhmЬиш|шh qшpqшgnL^Ь-рр ^шnш4шpmрJшhр hhшpш4пpmрJmh Ьh фhhшhиш^шh qL^ш4пp фшитш-р^ hhdprnd hЬpшnЬ|nL шпш^Ь hш4ш|-

BUgnur1

81ч ni J 2

í

^■íShmЬиш^шh ш0 (%)

тм|||.....^р^ (%/<LU, ш2 unuhgp)

^OU^US4bP 1

г.-. ^ т ^ -i i^, 9; ^

1 íí |шnш4шpmрJшh ^шртр (J[h i^puj) Чшnш4шpmрJшh ^шртр/íLU (%, ш2 unuhgg)

ЗЬшЬиш^шЬ шб^, ^Ьшш^шЬ pjmgb^ щш^шипф^, щшрш^^ U

щшрт^/СШ. дтдшЬ^2^Ьр^ ^.^Ьш^^шЬ

Uqpjmpp' « ЛЬ U Ц.Ч 1рфш[ЬЬр, hhqfihwtyfr

Escolano J., Jaramillo L., Mulas-Granados C. & Terrier G., How Much is a Lot? Historical Evidence on the Size of Fiscal Adjustments, IMF Working Paper 14/179, 2014.

Как обеспечить устойчивость государственного долга и реагировать на экономические циклы? Модернизация фискальных правил в Армении, Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, N4(44), июль-август 2018, стр. 10-20.

з

ùns тЬщш^ш^ h^h hшJшp ШJu фш^ mшprçph 4ЬpшpЬpJШL hpшщшpшlшö ^p 4Ьp|nLÖш^шhhЬphg ^lni.J ^ùf ^.ш thùf «<шJшpÖшl pJm2Ь-2020»4: Ujrç. ш^-^úni.jQ фшumшpnLrçpQ umшgЬL tp ш^ щштбшппф np pJm2ЬmшJh^ mшp4ш pш-pЬhш2n^ шJфnфJшù щшpшqшJnLJ цЬтр t шpÖшùшqp4Ьp Ь^шJmm^Ьph 8.3% U öш^uЬph 16% шб, ùшU ùш^шmЬu-

^rnJ tp hшp^шJh^ Ь^шJmm^Ьp/<LÜ. hш-pшpЬpш^gmpJm^Q hшugùЬL 22.6%-h, hul ^шnш4шpmpJш^ щшpm£/СLU. gmgш^h2D ù4шqЬgùЬL QÙrçhni^ ^Ù^U 49.2%5: ^p2h-ùhu hшuùЬ|nL nшqJш4шpmpJш^ hhJfni.J <LU-h ùlшmJшJp lшщhmш[. öш^uЬph ш^ш^ш^Ьщ1 4.2 mn^nu Jш^шp^ш^h шщшhn4nL^ tp U, ^ш 2^nphh^, шпш2-шùghl mùmЬuшlшù шбh hшJшp ^ш^ш-щшJJшùùЬph umЬ^ömJQ:

иш^ш^, hù^u gnijg rn^g d■шJшùш-iq, pJm2ЬmшJh^ mшp4ш qù^^ùq 4-prç. шJumJ COVID-19 hшJш4шpш^h пЛЬ-gшö pшgшuш^шù шqrç.ЬgnLpJШù щштбш-nn^ ^^^pm^n^ umhщ4шй Ь^ш^ ü.qqшJhù dnrçn^h hшumшmJшÙQ ùЬplш-^gù^ 2020 p. щЬтш^шв pjni^h Jшuhù

opЬùfmJ фnфn^nLpJnLÙùЬp U Lpшgm^Ьp lшmшpЬ|nL Jшuhù opЬùfh ùш^шqhÖQ6: ^Ьmш^шù pjni^h 4ЬpшùшJmJQ, hшm^ш-щЬ^ ù4шqЬgJшù nLrçд4шönLpJшJp, hùf-ùhù pmgmum^mù ЬpUnLJp t, um^mjù n^ щш-^ша ^pUnp t hшu^шùшL, шprç.Jnf ùJшù фnфn^mpJmùù hp pn^mùrçw^nip^Jp mùh ÖUш4npЬ|nL qnJшmUJшù pjni^, plj ^ш hЬmUшùf t hшp^шpJnL2Ь-тш^ fш^шfш^шùmpJшù ф ùnp 0ш-^n^^ù:

<шulшùш|nL hшJшp, pЬ 4ЬpnÙ2JШL mшppЬpш^ùЬphg npù t шp^hш^шù ^p ЬpЦph hшJшp, щЬтр t ЩшpqЬL, pЬ np^ù Ьplшp Ьùf qqш|nL бqùшdшф pшgшuш-^ù шq^ЬgmpJmÙQ: ЬpЬ pJnL2ЬmшJhù mшp4ш ш4шpmhg hЬmn mùmЬumpJmÙQ 4Ьpшrç.шnùш|nL t hp hqnpnipjnLÙ-

ùЬphù, ш^Ь^ ^ùf ЬЬр ^шmшpЬL ^p «mùшJhù Ш2^шmшùfQ». umЬrçö4шö ^qù-^hpùЬpQ ^шpбшdшJ^Ьm Ьù, ^ùf тф|ш[ mшp4ш hшJшp J2Ш^ЬL Ьùf qnJшmUJшù pjni^, hul| pJm2ЬmшJhù mшp4ш pшpЬhш-2n^ шJфnфmфg hЬmn ш^ù pшù iqù-pшùш pùш^шùnù hnLÙn^: щш-

pшqшJmJ, ЬpЬ pшgшuш^шù hЬmUшùf-

1,800,00

2,000,000

1.500.000

1,000,000

500.000

bljuulmiïbp Üiufmibp "luijmunijiri

в 2020 u|hmuil|ui(i pj i u¿ h i n [ '< mifiH i n nhu i [и « COVID-19-h ujcr|.t¡gnipjujLÍp i[h|iui<UMji[ui"h

^ÖU^US4bP 2

1,526.000

324.000

25.0

21.5 ■

H

5.6 l

-

30 25 20 IS* w

5 О

Curp4uij|iL 4ui4(itfiiu[ CIifMughM T|uijmunirri.'íbU

tl^MiJrniir.ljl-j^/j". L'U. ói.ij|"ü jbp-CL'IJ. ói.i.'Iuü Ьр-'С L- U

■ 2020 р. u|hmuil|iu'Ci pjiu¿hiu[ 'йш[иш1пЬи1[а0

BCOVID 19-fi ujcr|.t¡gnipjujJp i[hpuí(niiji[iih^

2020 p. ^Ьтш^шЪ pjmgb^ ^ши^Ь opbUgmd ^шшшр^шА фпфп^тр]тЬЬЬрр

Uqpjmpp' « ЛЬ ä Ц.Ч 1рфш[ЬЬр, hш24шp^tbp:

4 «<шJшpâшl| pjin^ 2020»: Чшnш4шpmpJШù ùш^шqôh hшЛ m hnsQ, <. PЬ2ШÙJШÙ, 15 hnl|mЬJpЬph, 2019 p., https://168.am/2019/10/15/1188694.html:

5 2020 p^l|i^h « щЬmшlшù pJm2Ьh Ji^hù opЬùßh m^ЬpÖ-pшgшmpшqhp, http://www.minfin.am/web-site/images/ website/byuje%20ev%20krknaki%20harkum/3.Uxerdz_2020%20(1).docx:

6 <шJШumшùh <шùpшщЬmmpJШù opЬùßQ «<njnumnùh <шùpшщЬmmpJШù 2020 p4шlшùh щЬmшlшù p^i^h Jшuhù» opЬùßmJ фnфn^mpJmù U [pшдmЛЬp lшmшpЬ[m Jшuhù, http://www.parliament.am/ drafts.php?sel=showdraft&DraftID=57751:

^pq 2^ь|пл т^д^ш^ ^p ^j^pq 2Ш-pm^L^m. Ь^ ^ши pJm2ЬmшJh^ mшp4ш ш4шpmhg hЬmn, шщш qnpô п^Ь^р hшp-^шpJm2ЬmшJh^ ф

hnp hЬm:

COVID-19 hшJш4шpш^h pшgшuш^шh шqrç.ЬgnLpJшdp щшJdшhш4np4шö, щЬтш-pjnLgbnLd ^шmшp4шö фпфп^Ш^ШЬ-ЪЬph hhdprnd ^.p^ t

mmpb^m^ 2 sn|nu m^mb-

шhLdшh ugЬhшpQ, qus nph ш^-<LU-h LшqЛ|nL t 6,485 rç^d, hЬmUшpшp, Jnm 131 ^ш^^ h^mq^ni. ЬЬ щЬтш|ш^ pjni^h Ь^шdmm-^pq: Чшnш4шpmpjm^Q, фшdшdшhшL, npn2ЬL t ш^фпфп^ 2G2G р^ш|ш-

1ф hшdшp öpшqpш4np4шö öш^uЬph dш-L|шprçш^Q, h^âhg hЬmUmd t, np щЬтш|ш^ pjni^h цшLшumprçQ 169.1

^шф фn^шpЬh Lшq^L^ t 324 rç^d: Ъ2Ь^р, np ш^ gmgш^h2^Ьph hш2-^oipLdoiti hhdpmd <LU. 2-i/inLnuaiting шЬ|-dшh ugЬhшph t, npQ pш4шLш^ |ш^ш-mЬuшLш^ t, ф^^Ьп, oph^L, ^^nprç. hpшщшpшLdшh dшdш^шL, ^p hЬpLш-Jшgpшö q^шhшmшLш^^Ьph hшdшÖшJ^, mhmЬuшLшh LшqЛ|nL tp 2пФ2

5%7, h^Q, p^шLш^шpшp, t[ шфф tp 4шт-pшpшghЬ|nL gmgш^h2^ЬpQ:

^шmLЬp^ шпш^Ь dmшhnqh^ t П-шп-hni.d, Ьpp Ь^р hшpшpЬpшLшh

gmgш^h2^ЬpQ: Uшuhш4npшщЬu^ qus pjni.-2Ьтш^ mшp4ш шprç.Jm^f^Ьph, щш|ш-umprçQ LqЬpшqшhgh <LU 5%-q, тш[ öш^uЬph фhqhLшLш^ рЬи

ш^фпфп^, uшLшj^ <LU LP^шmdш^ щшш6шпп^ L2hnQ 4.2%-hg LpшpÖpш^ш, ^.шпЬшщ^ 5.2%, hti^Q Uu ^L ш^qшd LшuLшöh тш| L^^h шJu öш^uЬph LшsшpnrçшLшhQ: и.пшЦЬ[ ш^hш^qumшg^n^ Ь^ hшpLшJh^ Ь|ш-dmm^Ьph U QhpшghL öш^uЬph, <LU-md m^Ьgшö L2hп^Ьph фnфn^mpJm^^ЬpQ: Uiu^u' hшpLшJh^ ЬLшdmm^Ьp/<ЪU. gni.-

gш^h2Q, np ^p2h^ mшph^Ьph pшpЬ|ш-4m^Ьph шprç.Jm^fmd hшuЬL tp чшsdш-LшhnpЬh шЛhшpшpÖp, 22.6% dшLшprçш-Lh^, umЬ^ö4шö hpшЦhбшLmd 1.1

mnLnuшJh^ Lшq^|п4 21.5%, hu|

Q^pшghL öш^uЬph mЬuшLшpшp |2hQQ, npQ LLшqф <LU 2пФ2 25%-q, LqЬpш-qш^gh hшpLшJh^ ЬLшdmm^Ьp/<LÜ. gm-gш^h2Q 3,5 mnLnuшJh^ шJrç.щhun4

^шU «nuLЬ Lш^n^Q», h^^Q Uu ф2^шdшdLЬm U ЬpLшpшdшdLЬm hnph-qn^md ^np t ^nummùmd:

ü.dфnфЬLn4 ^ЬpLmômpJmÜQ, np

шhqшd pш4шLш^ Lш4шmЬuшLш^, 2-mn-Lnuш^ng mhmЬuшLшh ш^Ldш^ цшJdш^-^Ьpmd hшpLшpJm2ЬmшJh^ £ш^шрш|ш-шп2U [mp2 dшpmшhpш4Ьp^Ьp Ь^ öшпшgЬL: Ujrç цшpшqшJmd npn2ni.d t hpшdшp4ЬL öш^uЬph

Lp6шmmфg U qnJшmUdш^ pJm2Ьh ^ш-^шqömфg: ü.4ЬLh^, шпш2шgшö ^^rçhp-bЬph Lшp6шdшdLЬm [^örndQ1 öш^uЬph

цшLшumprçh ш4Ь|шgdшh ^2ngn^, hp hЬpph^, hшüqЬgümd t |ш-пш4шpmpJш^ цшpmfh qqшLh ш^Ь!^-

dш^Q, npQ mшpЬ4Ьp2h^ Q^rçhm^ Ldnrn^ ^ш, hu| шпш^Ь[ hш4ш^шLш^ t' LqЬpш-qш^gh «^Ьтш|ш^ цшpmfh dшuh^» « opЬ^fn4 uшhdш^4шö 6G% uшhdшhшJ h^ 2ЬdQ, nph цшш6шпп^ шпш2hLш mшph-bЬph^ Lшпш4шpmpJm^Q umhч4шö Llh^h uшhdш^шфшL^^Ьp LhpшпЬL Q^pшghL öш^uЬph ш4Ь|шgdшh n[nprnmd U dшdLЬm бш^ш^ öpшqpn4 fШJLЬp 0Ьп-^шpLЬL шпш2hLш 5 mшph^Ьph^ |шпш-

PJшdp:

h П-Ьщ, ЬрЬ 2G18 шprçhш-

Lшhшg4шö hшpLшpJm2ЬmшJh^

Lш^n^^ЬpQ, ШJu ghgnL^Ьph hЬmUш^fn4 ^p ЬpLhp^ hu| imp2

Lm^Ь^шp hшLшqrçЬLm рш^ш-

hnp Lш^n^^Ьph 2^nphh^, umЬ^ö4шö pшprç.

7 С РЬзш^шЬ, ^ШJßшp hшdш4шpшLh H^d. rçЬщh sbmЬuшLшb fiqbшduJd, рЫ fiqbшdшф LшЬ^шp-qЬ[md, «UdpЬprç» mЬ^ЬLшqhp, 1(2), 2G2G р, t2 17-23, https://asue.am/upload/files/amberd/Amberd%2G 2G2G.1.pdf

^ршфбш^д ^шрп^ bhp pmpbhm2n^ lbp-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щп^ ^mpu Щш^ПЦ, np COVID-19 hшJш4шpшlh шq^.ЬgnLpJnLhp ^q hшJшp шJфnф4Ьg hшp^шpJm2bmшJ^^ рш^ш-рш1ш^п1р|шЬ ф hnp Sm^n^JmJp:

Ujn, umbq5^m5 hbp^m-

]шд^ш6 pjni^bh hш^шqh&p, шhqшJ hp [ш-^штЬиш^ш^ ищшиnL^Ьpnф n^ pb фт-^шб t qnjmmUJmhp, nph ршдшиш^ш^ mq-^.bgnipjnLhp hhшpш4np iLh^bp hш^pшhш-pb[ pJm2bmшJh^ тшp4ш pшpЬhш2n^ шJ-фnфJшh щшpшqшJmJ, шJL t hшp-

^шpJm2bmшJh^ pш^шрhnp

2020 р^ш1ш^ pjm2bh lштшpJшh hш-Jшp шpmшfh^ ш^pJmp^bphg hЬpqpш-^mJ t ^2ng^bp' phpшghl

6ш^иbpp фh^ш^иш4npbLm ^ЩШШШ^П^, h^p, ф In^^g, ш4bLшg^mJ t щшpтph pbnp, hиl| Jjnrn In^^g1 ^h шщшhn^mJ <LU шnш2ш^ghl шб, npp, phшlшhшpшp, hшhqЬghЬLnL t ^^^pHip^^ щшpтp/ <LU hшpшpbpшlgmpJш^ LPшgnLgh£ ш^Ь-

LшgJшhp: hhшplb, COVID-19-h ш4шpтhg hbmn, bpp mhmbuni.pjni.hh ш^шЛ Цш-mшph p^^tin^ фбш^, ^^^pni.-pjrnhp luluh lhpшnbL hшplшpJm2bmш-jhti шp^hшlш^шg4ш6 ^^^^pn^^ иш^ щшpтph ^4шqbgJш^ ugb^p1 pus nph ^2^d^Jlbm 6ш^иbph 6pшq-pn^ l^ш^шmbиh щшpтph h4шqЬgJшh ш2^штшhphЬp: 4bp2h^hu hшJшЙшJ^, ишhJшhшфшlnL^Ьp llhpшn4b^ phpш-ghl 6ш^иbph шбh hшJшp U lишhJшh-ф qnp&n^nipjni.hhbph pшpтЬq, npp рпщ 1тш 5 mшp4ш phpшgpnLJ lшnш4шpnL-щшpтp/<LU. gmgш^h2P h^mqbg-^bL 50 snlnuhg gш6p Jшlшp^.шlh: Hp-рш^п^ ^ш2пФ ш^ ugb^pp, t hhqшJJшlh т^тЬиш1ш^ qшpqшgmJ-bbphg, иш1ш^ hшplшpJm2bmшJh^ рш-ш]и hnp йш^п^ш^ pш-gшишlш^ hЬтUшhphЬpp ^q ^.bn 2шт «lgш4ЬghЬW ф2^шdшJlbт

hnphqn^mJ:

о о .0

и q

Т>

сг

"3

S

сг р

сг г

h -у

п

7J

о

> М

СП m

"О &

Б

5

I сг

1. Armenia: Technical Assistance Report-Upgrading Fiscal Rules, November 10, 2017, International Monetary Fund, https://www. imf.org/en/Publications/CR/Issues/2017/11/10/ Armenia-Technical-Assistance-Report-Up-grading-Fiscal-Rules-45364

2. Escolano J., Jaramillo L., Mulas-Granados C. & Terrier G., How Much is a Lot? Historical Evidence on the Size of Fiscal Adjustments, IMF Working Paper 14/179, 2014, https://www.imf.org/en/Publications/WP/ Issues/2016/12/31/How-Much-is-A-Lot-His-torical-Evidence-on-the-Size-of-Fiscal-Adjust-ments-42371

3. Как обеспечить устойчивость государственного долга и реагировать на экономические циклы? Модернизация фискальных правил в Армении, Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, N4 (44), июль-август 2018, стр. 10-20, https://doi.org/10.31107/2075-199 02018-4-10-20

4. Pbgixitijmti <., «<ixidixip5 ш1 pjnLgb 2020»: Чшпшфхфп1.р|ш1| tiui^iixiq&h 1пш|Л|

m hnsp, 15-p hnlsbJpbph, 2019 p., https://168.am/2019/10/15/1188694.html

5. 2020 рфш1ш1ф « n|bmiiiiliiiti pjmgbh JшuhЬ opbbfh mqbpЙ-pшgшmpшqhp, http://www.minfin.am/website/images/web-site/byuje%20ev%20krknaki%20harkum/3. Uxerdz_2020%20(1).docx

6. <шJшиmшbh <uitipiiiii|bminLp|iiiti opbbpp «<шJшиmшbh <шbpшщbmmpJшb 2020 рфш1ш1ф щbmшlшb pjmgbh JшиhЬ» opbbpmJ ФПФП^Ш.Р!™!! U LpшдmЛbp lшmшpbLm JшиhЬ, http://www.parliament. am/drafts.php?sel=showdraft&DraftID=57751

7. РЬЗШЬ]ШЬ <., 'Tluijpixip hшJш^шpшlh ^bJ. ^b^h mbmbишlшb 6qtiuid"ujd, ptfi бqbшdшф lшb^шpqbLmJ, «UJpbp^» sb^b^hp, 1(2), 2020 p, t2 17-23, https://asue.am/upload/files/amberd/Am-berd%202020.1.pdf

<

со <

in

и; <

со

о

0 <

1

=5 Е§

Айк БЕДЖАНЯН

Эксперт исследовательского центра "Амберд", АГЭУ, кандидат экономических наук

НАЛОГОВАЯ БАЗА

БЮДЖЕТ ВЫЖИВАНИЯ, ИЛИ НОВОЕ "ФИАСКО" ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Когда в 2017 году при поддержке Международного валютного фонда Министерство финансов РА модернизировало фискальные правила, бытовало мнение, что введенные правила, которые были разработаны с учетом предыдущих фискальных провалов, послужат основой для сокращения долга правительства/ВВП в ближайшие годы и создания фискального буфера. События следующих двух лет полностью оправдали наши ожидания, но распространение пандемии COVID-19 не только заставило нас использовать возможность исключительных случаев (escape clause) вместо политики сокращения долга, но и создало реальные угрозы «нового провала» фискальной политики.

2 Ключевые слова: бюджет, фискальный провал, фискальные правила, государственный долг

о

Hayk BEJANYAN

.в Expert at "Amberd" Research Center, ASUE,

j= PhD in Economics

CO

a

£ THE TAX BASE

SURVIVAL BUDGET OR THE NEW "FAILURE" OF FISCAL POLICY

When RA Ministry of Finance was modernizing the fiscal rules with the support of the International Monetary Fund in 2017, there was an opinion that the introduced rules, which were developed taking into account previous fiscal failures, would be the basis for decreasing government debt / GDP ratio in the next few years and for creating fiscal buffers. The developments of the next two years fully met our expectations, but the spread of the COVID-19 pandemic not only forced us to use the possibility of escape clauses, but also created real threats of "the new failure" of fiscal policy.

Key words: budget, fiscal failure, fiscal rules, public debt

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.