Научная статья на тему 'Суровый стиль в творчестве омского графика А. А. Чермошенцева в 1960-е годы. Проблемы эволюции'

Суровый стиль в творчестве омского графика А. А. Чермошенцева в 1960-е годы. Проблемы эволюции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
суровый стиль / эволюция стиля / графика / линогравюра / А. А. Чермошенцев. / severe style / evolution of style / schedule / linocut / Anatoliy Chermoshentsev.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лузянина Галина Егоровна

В статье рассматривается проблема эволюции сурового стиля в творчестве омского графика Анатолия Чермошенцева в 1960-е гг. Автор анализирует работы художника раннего периода, сыгравшие большую роль в стилеобразовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Severe Style in the Work of the Omsk Graphic Anatoliy Chermoshentsev in the 1960s. Problem of the Evolution

The article deals with problem of the evolution of the severe style in the work of Omsk graphic Anatoliy Chermoshentsev in the 1960s. The author analyzes the works of the artist of the early period, which played a big role in style formation.

Текст научной работы на тему «Суровый стиль в творчестве омского графика А. А. Чермошенцева в 1960-е годы. Проблемы эволюции»

УДК 7.036.1

Г. Е. Лузянина

Суровый стиль в творчестве омского графика А. А. Чермошенцева в 1960-е годы. Проблемы эволюции

В статье рассматривается проблема эволюции сурового стиля в творчестве омского графика Анатолия Чермошенцева в 1960-е гг. Автор анализирует работы художника раннего периода, сыгравшие большую роль в стиле-образовании.

Ключевые слова: суровый стиль; эволюция стиля; графика; линогравюра; А. А. Чермошенцев.

Galina Luzyanina

Severe Style in the Work of the Omsk Graphic Anatoliy Chermoshentsev in the 1960s. Problem of the Evolution

The article deals with problem of the evolution of the severe style in the work of Omsk graphic Anatoliy Chermoshentsev in the 1960s. The author analyzes the works of the artist of the early period, which played a big role in style formation.

Keywords: severe style; evolution of style; schedule; linocut; Anatoliy Cher-moshentsev.

Анатолий Алексеевич Чермошенцев (1937-2014) один из ярких представителей сурового стиля в искусстве Омска. Однако библио-

графия о его творчестве не очень обширна. И только по истечении многих лет приходит осознание значения его искусства для понимания эпохи шестидесятых, ее духовных скреп и стремлений.

После окончания в 1960 г. Краснодарского художественного училища он начинает осваивать графические техники, которые привлекали широкими обобщениями, лаконизмом, дающими возможность сжато и точно выразить основную идею, воплотить правду жизни. Это было время, когда в советском искусстве утверждался суровый стиль. В сложном стилеобразующем процессе он заявлял о себе преимущественно в живописи. В творчестве омских художников стиль проявился ранее всего в графике и монументальном искусстве. Эта особенность объясняется тем, что в Омске поколение художников-живописцев «шестидесятников» только завоевывало художественное пространство.

Новаторские стилистические черты стали проявляться в творческой практике омских графиков в начале 1960-х гг., в период общероссийского становления современной профессиональной графики. Станковая гравюра на рубеже 1950-1960-х гг. стала наиболее характерным и распространенным видом отечественного искусства. Очевидно, по мнению искусствоведа А. И. Морозова, графика «органичнее, шире и многограннее была связана с жизнью самими условиями ее бытования. с широким комплексом идей и потребностей, которыми живет общество» [4, с. 29].

как оперативное искусство эстамп широким потоком входил в быт человека, быстро откликался на важные события современности, обретая новый стимул для своего развития. Рассматривая искусство сибирского региона, В. Лапшин отмечал, что «спустя много лет, силами нового поколения послевоенных графиков линогравюра вновь возрождается в Сибири... в ближайшие годы здесь возникнет оригинальная школа сибирской графики» [3, с. 10]. И действительно, черно-белый эстамп, участвуя в значительных изменениях жизни людей, сыграл в искусстве Омска стилеобразующую роль.

По мнению омского искусствоведа Т. В. Бабиковой, «концепция „шестидесятников" предполагала монументально-плоскостное решение композиции, лаконизм и экспрессию образов» [1, с. 80].

Все это нашло отражение в творчестве омского графика Анатолия Чермошенцева, начинавшего свой путь вхождения в профессиональное искусство.

На становление творческой позиции автора в это время повлияло участие в Первом семинаре графиков Сибири и Дальнего Востока в Красноярске (1962), где он увидел работы известных российских художников Н. В. Пинегина, В. П. Туманова, Н. С. Сальникова, Р. Г. Берга, а также посещение выставки «30 лет МОСХа», где более всего впечатлил графический раздел.

А. Чермошенцев открыл для себя также много нового, знакомясь с произведениями И. В. Голицына, И. П. Обросова, А. А. Ливанова, М. П. Митурича, В. Д. Фалилеева. Профессионализм, опыт новаторов в искусстве станковой графики и живописи, несомненно, оказали влияние на формирование образно-пластического языка, воздействовали на складывающееся в эти годы мировоззрение сибирского художника, способствовали его вхождению в эстетику сурового стиля, последнего большого стиля эпохи социализма.

Художник начинает работать над темой труда, которая проходит красной нитью через всю историю соцреализма, становится главной и у первопроходцев сурового стиля, обогащается мотивом «герой эпохи - труженик». Идеальный герой современности в эпоху 1960-х - социально активная личность, творящая историю. Идеологическая установка социалистического реализма «показывать жизнь в перспективе будущего» вдохновила художника с большим запасом жизненных наблюдений на воплощение в графических произведениях «нового человека».

Богатый материал (натурные зарисовки, этюды, эскизы), собранный автором в 1960-1970-е гг. в поездках по Сибири: Красноярской ГЭС, железнодорожной магистрали Абакан - Тайшет, сибирским северным городам - лег в основу серьезных раздумий и обобщений, создания черно-белых и цветных линогравюр.

Образы, связанные с темой взаимодействия человека и окружающего пространства, появились на самых ранних этапах творчества Анатолия Чермошенцева. Графические листы: «На Иртыше», «Погрузка леса» (ил. 1), «Сплав леса» (все - 1960) отличает

романтичный взгляд на трудовой процесс. Художник запечатлевает быстроходные реки, просторы сибирской земли, в бескрайности которой живут и трудятся сильные и выносливые, открытые «навстречу всем ветрам» люди. красота сибирского пейзажа гармонично согласуется с динамичными буднями. Находя верный масштаб фигур рабочих, используя приемы монументального изображения, автор в графических листах добивается ритмической и пластической согласованности композиции. Серию отличает продуманная стилизация форм, обобщение, лаконизм, мощная лепка объемов, стремление создать своего рода монументы в эстампе.

тема труда, образ современника - его мир, находят продолжение в «железнодорожной» серии гравюр А. Чермошенцева: «Стрелочница» (1962), «Ремонтники» (1963), «Обходчики» (1964), «Железнодорожники» (1966). Наблюдая каждодневный труд рабочих, график рассказывает о нем максимально правдиво, показывает своих героев «крупным планом». Лист «Стрелочница» (ил. 2) исполнен особой романтики. Высветленный силуэт девушки в платке на фоне черных вагонов товарного поезда особенно лаконичен и отчетлив. Горизонтальная композиция, разворачивающаяся по принципу фриза, создает иллюзию динамичного движения. Хрупкая фигурка стрелочницы, ее развевающееся на ветру платье, просветы между вагонами и колесами поезда в целом уравновешивают всю композицию. С помощью контраста черного и белого художник создает стилистически выразительный художественный образ.

Напряжение трудового ритма плакатно передано в композиции «Ремонтники» (ил. 3). Взор зрителя привлекает группа рабочих, умело орудующих вокруг большого стального колеса. Их позы, движения и жесты сконцентрированы на главном. В построении графической формы - в силуэтных, крупномасштабных фигурах, грубоватых обликах, в твердом абрисе контуров предметов ощутима энергия, внутренняя динамика. Все графические средства и приемы - плоскостность черного пятна, напряжение гравированной, с усилием проведенной линии, условность и обобщенность формы - подчинялись задаче создания реалистичного образа, в котором техника и люди слиты, почти равнозначны.

Подлинная монументальность и пластическая выразительность, животворящая энергия резца прослеживаются в листе «Железнодорожники» (ил. 4). Наблюдая своих героев в минуты отдыха, художник создает образы, отвечающие той правде жизни, с которой он иногда вступал в противоречие. Обстоятельно воссоздавая техническую среду, автор акцентирует свой взгляд на группе железнодорожников, расположившихся на высокой скамье. Их изображения на фоне черных стальных колес вынесены на первый план, отчетливо представлены зрителю. Лица и руки рабочих, на которых лежит печать забот идущего дня, высветлены. Каждый из персонажей (юноша, девушка и мужчина) представлен как бы сам по себе, но всех их объединяет общее дело. Рабочий инвентарь, дополняющий трудовую обстановку, довершает сюжетное действо. Контрасты - сопоставление черного и красного - усиливают напряжение и эмоциональное звучание композиции. Перед зрителем предстает сосредоточенно-суровый мир, со своим пространством и временем. Уверенный рисунок, точный отбор скупых и лаконичных изобразительных средств - те качества, которые характеризуют художественный метод Анатолия Чермошенцева в этот период. Усложняются и технические приемы. График совмещает на одном листе глубокую и высокую печать, чем достигает ощущения вибрации, фактурности изображения, обогащает изображение жестким цветовым контрастом. Замысел произведений реализуется в единстве содержательных и изобразительных элементов, характерных для сурового стиля.

отмечая художественное достоинство графических листов Анатолия Чермошенцева в этот период, следует обратить внимание на противоречие между собственным мироощущением художника и жесткими рамками стиля - пренебрегающим индивидуальными качествами - во имя общего. Возникает желание иначе взглянуть на будни рабочего человека, всецело подчиненного тяжелой механической работе, в которой он все чаще становится частью бездушного механизма. Неслучайно гравюра «Смена идет» (1963, ил. 5) подверглась острой критике художниками старшего поколения - «за безыдейный формализм». однако, по мнению омского исследователя творчества А. Чермошенцева л. олещенко, «не формализм

явился причиной нападок ревнителей строгого реализма и социального оптимизма, а, скорее всего, проявившийся драматичный психологизм, мрачный внутренний экспрессионизм работы» [5, с. 14], противоречившие идеологическим установкам.

Композиция листа «Смена идет» жестко разделена на два черно-белых контрастирующих плана, первый из которых изображает поток идущих людей, скрывающийся за линией горизонта. В мерном ритме и монотонном движении на фоне белого снега рабочие воспринимаются общей черной массой. Громадные трубы ТЭЦ, белые рваные дымы, рассекающие темноту, вносят напряжение, драматизм в трактовку мотива. Индустриальный молох словно пожирает людей. Он выступает здесь метафорой гнета, подчинения человека огромному механизму, в котором он только винтик. Так Анатолий Чермошенцев создает в произведении экспрессивный, трагически звучащий образ - подчеркивает агрессивность среды, обезличивающей и превращающей человека в массу. Метафорический подтекст определяет глубокий и многозначный смысл линогравюры.

Одновременно с этим поиск очеловеченной среды, другого образа действительности, заставляет художника обратиться к жан-рово-бытовым сюжетам. В композициях «Колхозный рынок» (1962), «Сельское кафе» (1964), «Встреча» (1966), «Обед в поле» (1969) и др. превалирует повествовательное начало, здесь люди изображены в бытовой естественной обстановке. Работы приобретают декоративность, мажорное звучание. Мышление в материале, обнаружение новой выразительности, лирические интонации приводят к использованию многих средств графического изображения - штрих, пятно, силуэт, линия. В линогравюрах сохраняется черно-белый цветовой строй, но появляется больше пространства - воздуха и света. Конструктивная организация пространства идет, прежде всего, через организацию качеств белого. График концентрирует внимание на ритмично организованных пластических формах предметов и реальных участниках сцен. Образ обычной жизни эмоционально осмыслен и по-прежнему подчинен закону стиля.

Эволюция стиля наиболее весомо прослеживается в серии работ А. А. Чермошенцева «Нефть Сибири» (1960-е). Ее рождение было

связано с бурным возрастанием роли сибири в социально-экономической, промышленной, культурной жизни страны, являвшейся характерной приметой советской действительности. Пафос строительства, героика созидающего труда, величие человека, преобразующего мир, красота индустрии раскрывались художником содержательно и многопланово. Найденная система построения художественного образа и формы помогала на одном дыхании реализовать замысел. Строго выверенные, классически ясные композиции в черно-белом исполнении передают героические образы современников - рабочих-нефтяников, геологов, полярников, отражают мужественный характер сибирских северных будней. Среди многочисленных линогравюр, созданных в это время, наиболее показательны «На буровой» (1964), «В тайге. Геологи» (1964), «Морзянка» (1967).

Мощь напряженного «социалистического созидания» ощутима в индустриальном мотиве «На буровой» (1964). Ясная ритмика, четкие силуэты пронизывают пространство композиции. Художник стремится запечатлеть рабочего человека - как созидателя, творца -«большого», рассказать, как мощно и мужественно он совершает свой будничный титанический подвиг. Выстраивая произведение из замкнутых конструкций-громад, бетона и стали, показывает, как «буровые врезаются в землю и небо». Ярко выраженный мотив -противостояния человека техногенной инженерии приобретает в монументальной композиции масштабное звучание.

Лист «В тайге. Геологи» почти полностью заполнен изображением лесного массива, на фоне которого фигурки людей, палатки воспринимаются маленькими, заброшенными в непроходимую чащу. и только вертолет в небе напоминает о связи с «большой землей», о том, что геологи в нужный момент будут снабжены всем необходимым для работы и жизни. Автор стремится показать своих героев, способных работать в самых сложных условиях, выполнять трудную, но такую нужную стране работу.

Ставшая своеобразным символом поколения шестидесятых «Морзянка» (ил. 6) родилась как живая и непосредственная реакция А. Чермошенцева на жизненный опыт и впечатления. Цельная, ясная композиция покоряет ощущением суровой и воз-

вышенной будничности. Художник, изображая сидящих за столом радистов, приближает сюжетное действие на первый план. Сцену труда «оживляет» расположившаяся у ног хозяина собака, интерьер вагончика дополняют ружье, одежда рабочих на стене. Гравер большими обобщенными черными пятнами передает предметную среду, фигуры людей, показывая их суровый и аскетичный быт. Так жанр оказался способным передать не только будничную обстановку, но и вместить философские категории - время, историю, отразить дух эпохи.

Однако в этот период в эволюции Анатолия Чермошенцева происходят изменения настроения и творческих установок. По-иному звучит лист «Стрелочник. Абакан - Тайшет» (1967, ил. 7). График создал эту линогравюру после путешествия по строящейся железнодорожной магистрали Абакан - Тайшет. В композиции почти нет никакого внешнего действия, здесь явно выражено психологическое начало. Художник показывает фигуру стрелочника на пороге затерявшегося в тайге пристанционного домика. Его поза, замкнутое положение рук свидетельствуют о погружении в свои невеселые размышления. Уравновешенная, сжимающаяся к центру композиция создает ощущение безысходности, чувство одиночества, затерянности в большом мире. Здесь отчетливо прослеживается мысль художника о том, что порой во имя социальных идеалов человек приносит себя в жертву.

В монументальном станковом цикле линогравюр Анатолия Чермошенцева, посвященном современникам, активно обозначился «социальный» талант. Ему, несомненно, удается передать в своих работах размах индустриального созидания, динамику времени. Встреча художника с людьми, живущими и работающими в экстремальных условиях, знакомство с их делами позволили наглядно ощутить и конкретизировать такие понятия, как активная жизненная позиция, одухотворенный труд, увлеченность, коллективизм, вера в будущее, стремление быть на переднем крае, широта души, убежденность, чувство нового. Герои художника - люди земли сибирской: рабочие, геологи, нефтяники, строители, буровики, ремонтники, сельские труженики. Они наделяются социально

ценными качествами, такими как трудовой героизм, несокрушимая воля, которая закаляется в преодолении производственных и бытовых трудностей.

исследуя характер и мужественный строй мировосприятия современника в различных будничных ситуациях, в суровой действительности, автор вместе с этим черпал возможность поэтической и философской интерпретации. Фигуры людей, предметная среда органично входили в художественную ткань произведений, создавая единый образный мир. «Действующие лица» выносятся на авансцену, этим мир часто как бы замыкается и условно ограничивается. Иной раз автора привлекает прием декоративного композиционного решения, когда выразительной силуэтной линией он очерчивает часть необходимого жизненного пространства.

для сибирского графика было важно показать не только своих героев, но и их отношения с окружающей средой. В поисках героического идеала он создает типичные образы и показывает их в типичной обстановке. Структура гравюр сочетает обобщение и конкретность. Сюжет фрагментарен и не усложнен, но, как правило, приобретает особую значимость, раскрывает зрителю красоту преодоления, ставший нормой трудовой героизм.

В своих произведениях Анатолий Чермошенцев стремится выявить значимость человека, прежде всего техническими средствами графики. Острая выразительность штрихов - то безупречно строгих, то приглушенно-мерцающих, напряженность соотношений черных пятен и белых частей листа рождают ощущение особой жизненной энергии. Всем линогравюрам было свойственно вынесение на первый план основного действия, главных персонажей. В композиции преобладают линейно-графические элементы, пластические черно-белые изображения силуэтно-плоскостного типа. Продуманная стилизация форм приводила к достижению жизненности и выразительности, композиционной цельности, передаче ощущения сложного мира современности.

Однако при общей «суровостильной» интерпретации действительности в произведениях А. А. Чермошенцева явно наметилась экспрессивная тенденция. Погружение в реальную обстановку все

чаще приводило графика к изображению жизни с проблемами духовного и бытового порядка, созданию психологических образов, большей их индивидуализации. Отклонение от «суровостильного» направления к экспрессивному драматизму и лирике во многом свидетельствовало об изменении мироощущения автора.

Следующий период творчества Анатолия Чермошенцева (конец 1960-х - начало 1970-х) был отмечен отходом от пафосного изображения созидательной энергии труда и громкозвучного лаконизма монументальных форм, наполнился большей теплотой, лиричностью, повествовательностью. Он обращался к теме детства, пейзажу, изображению жизни сельских тружеников, вместе с тем во многих из этих работ он не отходил от принципов формообразования, свойственных суровому стилю.

Художественный процесс усложнился и обогатился использованием разнообразных не только графических, но и живописных техник. Очевидно, что для А. Чермошенцева это был путь к более полному воплощению глубинной сущности искусства «шестидесятников», по выражению Ю. Герчука - «искусства личностного высказывания, самораскрытия» [2, с. 17].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бабикова Т. В. Изобразительное искусство Омска в контексте художественной жизни Сибири второй половины XX века : Учебное пособие. Омск, 2006.

2. Герчук Ю. Творческая позиция поколения // Творчество. 1979. № 9. С. 16-18.

3. Лапшин В. Сибирь Социалистическая. Зональная выставка. Л.,

1967.

4. Морозов А. И. Общность творческих поисков // Художник. 1976. № 12. С. 13-14.

5. Олещенко Л. М. Анатолий Чермошенцев : Графика. Живопись. Омск, 2005.

1. А. Чермошенцев. Погрузка леса. 1960 Бумага, цветная линогравюра. 48*26 Государственный областной художественный музей «Либеров-центр», Омск

2. А. Чермошенцев. Стрелочница. 1962 Гравюра на картоне. 30*70

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

3. А. Чермошенцев. Ремонтники. 1963 Бумага, цветная линогравюра. 49*32 ООМИИ им. М. А. Врубеля

4. А. Чермошенцев. Железнодорожники. 1966

Бумага, цветная линогравюра. 49*32. ООМИИ им. М. А. Врубеля

5. А. Чермошенцев. Смена идет. 1963

Бумага, линогравюра. 51*34. ООМИИ им. М. А. Врубеля

6. А. Чермошенцев. Морзянка. 1967.Бумага, линогравюра. 50*72 ГОХМ «Либеров-центр», Омск

7. А. Чермошенцев. Стрелочник. Абакан - Тайшет. 1967 Бумага, линогравюра. 78*47. ООМИИ им. М. А. Врубеля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.