Научная статья на тему 'Сурдопедагогическое сопровождение ребенка с кохлеарным имплантом в образовательном учреждении'

Сурдопедагогическое сопровождение ребенка с кохлеарным имплантом в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.С. Хименкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сурдопедагогическое сопровождение ребенка с кохлеарным имплантом в образовательном учреждении»

Е.С. Хименкова

учитель-дефектолог, Сясьстройская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Сурдопедагогическое сопровождение ребенка с кохлеарным имплантом в образовательном учреждении

Стремительное распространение кохлеарной имплантации, а также снижение возраста проведения операции активизировало обсуждение проблемы интегрированного обучения. Каждый ребенок с отклонениями в развитии должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь (Малофеев Н.Н.)

При переходе имплантированного ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу перед родителями встает задача выбора образовательной среды, в которой будет учиться их ребенок.

В проекте концепции федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья говорится о том, что выбор образовательного маршрута детей с кохлеарными имплантами зависит от точности определения его актуального социально-психологического статуса. Если ребенок с кохлеарным имплантом достиг к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеет положительный опыт общения со здоровыми сверстниками, он может получать образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Обязательной является систематическая специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции - создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Обучаясь в массовой школе, имплантированный ребенок должен овладеть общим содержанием школьного образования в единые со слышащими сверстниками сроки.

Слышащие родители детей с кохлеарными имплантами всегда заинтересованы в том, чтобы их ребёнок мог учиться в школе рядом с домом. Специальные образовательные учреждения часто отдалены от дома, что вынуждает родителей оставлять их там круглосуточно, забирая домой только на выходные или каникулы. Все это определяет стремление родителей к тому, чтобы их ребенок обучался в обычной школе.

Однако имплантированный ребенок нуждается в систематической профессиональной поддержке сурдопедагога, которую он нередко не может получить, посещая общеобразовательное учреждение.

Особую проблему представляет неподготовленность учителей массовых школ к проблемам ребенка при обучении в обычном классе. Для полноценного включения ребенка с нарушением слуха в образовательную среду массовой школы необходимо выявить и реализовать его особые образовательные потребности, обусловленные как спецификой психофизического и слухоречевого развития такого ребенка, так и условиями

308

обучения в классе со слышащими сверстниками (Т.А. Соловьева.) которые включают в себя развитие целого комплекса способностей:

• воспринимать звучащую речь в разных акустических условиях;

• понимать речь и правильно оценивать действия собеседника в различных коммуникативных ситуациях;

• составлять продуктивные речевые высказывания;

• обобщать собственный жизненный опыт в процессе взаимодействия с окружающим миром и активно использовать его в общении и обучении;

• выстраивать товарищеские и дружеские отношения со сверстниками.

Сложной является проблема подготовки учителей массовой школы к обучению ученика с недостатками слуха. Учителя массовой школы недостаточно осведомлены о наличии у таких детей особых образовательных потребностей. Как показывают наблюдения, учителя массовых школ после первого года обучения стараются избавиться от такого ребенка, зачастую не прилагают никаких усилий, ссылаясь на большое количество учеников и нехватку времени заниматься таким ребенком. Имплантированный ребенок, обучающийся в массовой школе, лишенный сурдопедагогической помощи, игнорируемый учителем, не развивается, у него не формируется учебная мотивация. В результате такие дети после первого года обучения поступают в коррекционную школу.

Для повышения успешности имплантированного ребенка в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками в массовой школе и для усвоения образовательной программы необходима специальная (коррекционная) помощь со стороны сурдопедагога. Также оказание сурдопедагогом методической помощи учителю. Обязательно предусматривается сохранение индивидуальной коррекционной помощи такому ребенку. Методические принципы, направленные на обеспечение системного усвоения знаний обучающихся с кохлеарным имплантом включают:

• развитие сохранных функций, личностных особенностей детей;

• принцип диагностики и коррекции;

• деятельностный принцип;

• учет индивидуальных особенностей личности;

• использование межпредметных и внутрипредметных связей;

• усиление практической направленности изучаемого материала;

• опору на жизненный опыт ребенка;

• опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

• соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.

Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающих технологий предусматривают:

• введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;

309

• использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, т. е. создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

• коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития.

Необходимо создание условий взаимодействия сурдопедагога с учителем, обучающим имплантированного ребенка, которые обеспечат компенсацию и коррекцию психофизических особенностей, позволят формировать и развивать речевую деятельность, слуховое восприятие и произношение, мышление, словесную память, личностные качества. К таким условиям, по нашему мнению, относятся:

• специальные образовательные программы, соответствующие требованиям государственного стандарта;

• разработка и внедрение технологий учебной деятельности с использованием специальных методов, приемов, способствующих усвоению знаний, умений, навыков;

• дифференцированный подход, реализуемый при комплектовании классов, групп с учетом рекомендаций Областного центра диагностики и консультирования;

• индивидуальный подход к каждому обучающемуся, включающий конкретную педагогическую помощь, специальные методы и средства обучения компенсации и коррекции дефекта;

На сегодняшний день необходимо овладение учителями массовых школ специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей (Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко). Поэтому тесное сотрудничество и взаимодействие учителей массовой школы со специалистами коррекционного учреждения, в котором организована специальная образовательная среда с её особенностями, сложилась определенная система коррекционно-развивающей работы с использованием современных технологий обучения, специальных средств, методов, форм организации учебной деятельности, учащимся оказывается максимальная помощь по коррекции и компенсации отклонений в психофизическом развитии, дифференцированная коррекционно-развивающая помощь по преодолению недостатков в речевом, познавательном и социальном развитии, даст положительные результаты, так как оно позволит сохранить гарантированную государством коррекционную помощь в полном объеме и обеспечить и социальную, и образовательную интеграцию с учетом уровня развития каждого конкретного ребенка (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко).

310

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.