Научная статья на тему 'СУПЕРГЕРОИ, АНТИГЕРОИ И ЗЛОДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ИДЕАЛЫ МОЛОДЕЖИ'

СУПЕРГЕРОИ, АНТИГЕРОИ И ЗЛОДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ИДЕАЛЫ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пример для подражания / супергерои / антигерои / злодеи / молодежь / массовая культура / ensample / superheroes / anti-heroes / villains / young generation / mass media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А.А. Петухова, А.И. Виноградова

В статье проводится анализ персонажей массовой культуры: герои, антигерои, злодеи. На основе опроса выявляются привлекательные качества, как ориентиры духовно-нравственного облика личности в современной молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MASS MEDIA SUPERHEROES, ANTI-HEROES AND VILLAINS AS ENSAMPLES OF THE YOUNG GENERATION

This article shows the analysis of mass media characters such as superheroes, antiheroes and villains. The attractive qualities of such characters are revealed as reference points of the spiritual and moral part of the personality for the young generation according to the survey.

Текст научной работы на тему «СУПЕРГЕРОИ, АНТИГЕРОИ И ЗЛОДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ИДЕАЛЫ МОЛОДЕЖИ»

УДК 316.7

СУПЕРГЕРОИ, АНТИГЕРОИ И ЗЛОДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ИДЕАЛЫ МОЛОДЕЖИ

А.А. Петухова Научный руководитель - А.И. Виноградова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: aapetukhova02@gmail.com

В статье проводится анализ персонажей массовой культуры: герои, антигерои, злодеи. На основе опроса выявляются привлекательные качества, как ориентиры духовно-нравственного облика личности в современной молодежной среде.

Ключевые слова: пример для подражания, супергерои, антигерои, злодеи, молодежь, массовая культура

MODERN MASS MEDIA SUPERHEROES, ANTI-HEROES AND VILLAINS AS ENSAMPLES OF THE YOUNG GENERATION

A. Petukhova Scientific supervisor - A.I. Vinogradova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: aapetukhova02@gmail.com

This article shows the analysis of mass media characters such as superheroes, antiheroes and villains. The attractive qualities of such characters are revealed as reference points of the spiritual and moral part of the personality for the young generation according to the survey.

Key words: ensample, superheroes, anti-heroes, villains, young generation, mass media

Введение. В философии, теологии и художественной литературе одной из распространенных и традиционных тем является вопрос о наиболее достойном для человека смысле жизни - личностной мировоззренческой установки, которая определяет направление деятельности и самореализации человека по образцам общественного или личностного идеала[1]. Поиск смысла жизни формирует мировоззрение человека, определяет духовно-нравственный облик личности, моральные нормы, ценности, стремления.

Как уже сказано, самореализация происходит по образцам общественного или личностного идеала. Понятие "идеал" имеет большое значение в социальной жизни человека, поскольку под влиянием тех или иных идеалов осуществлялись различные события в истории человечества. Идеалы разграничивают хорошее и плохое, добро и зло, правильное и неправильное, определяя жизненный путь каждого человека в частности и человечества в целом[2]. Тот или иной идеал, к которому стремится каждая отдельная личность, определяет ее развитие[3].

В контексте данной работы мы рассматриваем идеал как конечную цель стремлений человека, избранный образец, подражание которому определяет поведение личности; идеал, как мировоззренческий комплекс как индивида, так и общества.

Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»

Идеалы существуют как в индивидуальном, так и в коллективном сознании. В то время как в индивидуальном представлении идеалы подчиняются интересам и потребностям своих обладателей, существование идеалов в коллективном сознании обуславливает их объективность.

В обществе могут сосуществовать совершенно противоположные по содержательности идеалы. В данной работе мы рассмотрим идеалы современных подростков и молодежи по направленности: гуманистические (направленные на помощь другим людям) и эгоистические (направленные на собственное благополучие); по отношению к нравственным ценностям: индифферентные и содержащие нравственные качества личности; по степени осуществимости: "общественный идеал для своего оправдания требует не только того, чтобы он был верным идеалом, но и того, чтобы он был осуществимым"[4]. В рамках такой классификации можно выделить следующие типы персонажей: герои, антигерои, злодеи.

Герои - гуманистические персонажи, обладающие нравственными качествами; антигерои -гуманистические/эгоистические персонажи, обладающие собственными нравственными устоями; злодеи - эгоистические персонажи, индифферентные к общественной морали.

Для выявления качеств персонажей, значимых для аудитории, подросткам и молодежи в возрасте от 14 до 26 лет было предложено выбрать персонажа, которого можно считать примером для подражания и обосновать выбор. В опросе приняли участие более 400 человек. Анализ результатов показал, что большая часть опрошенных выбирает персонажей из вселенных супергероев (DC, Marvel). В пятерку лидеров вошли: герои Человек-Паук (30% среди всех указанных персонажей), Железный человек (19%), Бэтмен (16%); злодей: Джокер (11%) и антигерой: Дедпул (8%).

На основе результатов можно сделать вывод, что аудитория предпочитает героев в качестве примеров для подражания, но в то же время выбор может пасть на антигероя и даже на злодея.

Популярность Человека-Паука говорит о том, что современная молодежь стремится следовать альтруистичным позывам, не зацикливаясь на личных целях, выбирая в качестве примера для подражания образ, приближенный к образу обычного человека с высокими моральными качествами и твердым внутренним стержнем.

По результатам опроса можно сделать вывод о приоритетных качествах, задачах, формах жизни человека в современной социокультурной среде (рис. 1).

Соотношение количества выборов персонажей как идеала или примера для подражания

Рис. 1 Анализ результатов опроса по выбору персонажа в массовой культуре, как примера для

подражания

Порядка 44% опрошенных выбирают героев, актуализируя такие качества как альтруизм, помощь окружающим, мужество, ум, смекалка, харизма, храбрость, доброта, целеустремленность, рассудительность, стремление продолжать жить несмотря на

трудности, в то же время 10% указывают антигероев, выделяя саркастичность, харизму, расчетливость, любовь к приключениям и около 9% - злодеев, отмечая хладнокровие, нестандартное мышление, брутальность.

Таким образом, в персонажах, относящихся к разным категориям, можно найти перекликающиеся черты.

Участники опроса, не указавшие любимых персонажей (37%), отмечают, что "каждый супергерой, мотивированный защитой слабых, является примером для подражания в современном обществе" и "любой из персонажей <...> заслуживает интерес к его истории". Эти же участники упоминают, что "супергерои <...> учат храбрости и отваге", и "все герои обладают чем-то, на чем можно было поучиться".

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что важен не выбор конкретного героя в качестве примера для подражания и личного идеала; в сознании современных подростков и молодежи играет значимую роль собирательный образ персонажа, обладающего определенными качествами, умеющего справляться с трудностями и понимающего ценность не только своей жизни, но и жизни других людей. Стоит также отметить общественный характер выбора некоторых персонажей, что говорит о его объективности.

Библиографические ссылки

1. Давидович В. Е. Теория идеала. Ростов н/Д : Изд-во Ростовского унив-та, 1983. 184 с.

2. Фролова С. Л. Классификация идеалов в педагогике // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т.2. № 1. С. 12-17.

3. Лазурский, А. Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997. 446 с.

4. Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. 744 с

© Петухова А. А., Виноградова А. И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.