Научная статья на тему 'Сундуки эпохи Возрождения из коллекции Псковского музея-заповедника: художественные особенности и вопросы атрибуции'

Сундуки эпохи Возрождения из коллекции Псковского музея-заповедника: художественные особенности и вопросы атрибуции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Псковский музей-заповедник / свадебный сундук / кассоне / кассоне / интарсия / плоская резьба / Pskov Museum-Reserve / wedding chest / cassone / intarsia / flat carving

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пудов Глеб Александрович

Цель исследования – определить художественные особенности двух сундуков эпохи Ренессанса из коллекции Псковского музея-заповедника, а также время и место их производства. Настоящая публикация посвящена двум произведениям из коллекции Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника – кассоне, декорированному в техниках резьбы и интарсии, и небольшому сундуку, украшенному плоскорельефной резьбой. Памятники рассматриваются на широком историческом фоне, привлекаются многочисленные аналогии. Новизна исследования заключается в том, что удалось установить, что сундук-кассоне и небольшой сундучок, украшенный плоской резьбой, были изготовлены в Северной Италии в XV-XVI веках. В результате исследования корпус атрибутированных итальянских сундуков эпохи Возрождения, которые в настоящее время находятся в музеях России, пополнился двумя памятниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Renaissance chests from the collection of the Pskov Museum-Reserve: Artistic features and attribution issues

The aim of the study is to determine the artistic features of two Renaissance chests from the collection of the Pskov Museum-Reserve, as well as the time and place of their production. The paper considers two works from the collection of the Pskov State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve, i.e. a cassone decorated in the techniques of carving and intarsia and a small chest decorated with flat carvings. The items are considered against a broad historical background, numerous analogies are drawn. The scientific novelty of the study lies in the fact that the author was able to establish that the cassone chest and the small chest decorated with flat carvings had been made in the XV-XVI centuries in Northern Italy. As a result of the study, the two artistic works were added to the number of attributed Italian Renaissance chests, which are currently located in Russian museums.

Текст научной работы на тему «Сундуки эпохи Возрождения из коллекции Псковского музея-заповедника: художественные особенности и вопросы атрибуции»

ЗДАТЕЛЬСТВО

фгратота

Манускрипт • Manuscript

2023. Том 16. Выпуск 3 | 2023. Volume 16. Issue 3

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journaL.ru

RU

Сундуки эпохи Возрождения

из коллекции Псковского музея-заповедника:

художественные особенности и вопросы атрибуции

Пудов Г. А.

Аннотация. Цель исследования - определить художественные особенности двух сундуков эпохи Ренессанса из коллекции Псковского музея-заповедника, а также время и место их производства. Настоящая публикация посвящена двум произведениям из коллекции Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника - кассоне, декорированному в техниках резьбы и интарсии, и небольшому сундуку, украшенному плоскорельефной резьбой. Памятники рассматриваются на широком историческом фоне, привлекаются многочисленные аналогии. Новизна исследования заключается в том, что удалось установить, что сундук-кассоне и небольшой сундучок, украшенный плоской резьбой, были изготовлены в Северной Италии в XV-XVI веках. В результате исследования корпус атрибутированных итальянских сундуков эпохи Возрождения, которые в настоящее время находятся в музеях России, пополнился двумя памятниками.

EN

Renaissance chests from the collection of the Pskov Museum-Reserve: Artistic features and attribution issues

Pudov G. A.

Abstract. The aim of the study is to determine the artistic features of two Renaissance chests from the collection of the Pskov Museum-Reserve, as well as the time and place of their production. The paper considers two works from the collection of the Pskov State Historical, Architectural and Art Museum-Reserve, i.e. a cassone decorated in the techniques of carving and intarsia and a small chest decorated with flat carvings. The items are considered against a broad historical background, numerous analogies are drawn. The scientific novelty of the study lies in the fact that the author was able to establish that the cassone chest and the small chest decorated with flat carvings had been made in the XV-XVI centuries in Northern Italy. As a result of the study, the two artistic works were added to the number of attributed Italian Renaissance chests, which are currently located in Russian museums.

Введение

Свадебные сундуки - кассоне - яркая страница истории декоративно-прикладного искусства Италии эпохи Возрождения. Они изготавливались парными (в настоящее время парных сундуков сохранилось немного). При их производстве использовались разные виды древесины, однако преимущество со временем получило ореховое дерево. Длина изделий составляла 160-180 см. Они украшались живописью, стукко, резьбой, интарсией, гравировкой. Изнутри покрывались тканью или кожей. На их лицевые стороны наносились гербы жениха и невесты. Несмотря на огромное количество изготовленных кассоне (только в каталоге Пауля Шубринга собрано 893 предмета ^ЛиЬппа 1923), при этом речь идет только о сундуках, декорированных живописью), далеко не все они введены в научный оборот, особенно это касается памятников, находящихся в музейных собраниях России. Необходимо также отметить, что сундуки, чье происхождение связывается с конкретными дворянскими семьями, представляют исключение из общей массы произведений, тем важнее - и в этом состоит актуальность настоящего исследования - увеличивать корпус атрибутированных сундуков-кассоне. Некоторые виды итальянских сундуков эпохи Возрождения также были связаны со свадебной обрядностью, хотя украшались иначе, например в технике плоскорельефной резьбы.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

• описать исторические условия, в которых были созданы сундуки;

• объяснить сюжет изображений, нанесенных в техниках интарсии и плоской резьбы на поверхности сундуков;

• выявить конструкцию этих изделий.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns20230039

© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Для решения данных задач в статье применяются компаративный и комплексный методы исследования. Использование первого позволило сравнить и выявить художественные особенности разных сундуков; комплексный метод дал возможность рассмотреть памятники с разных сторон, используя приемы различных научных дисциплин.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы можно использовать в научно-исследовательской работе, связанной с искусством Италии эпохи Возрождения, а также в образовательно-просветительских целях (например, при подготовке выставок и лекций). Кроме того, сундуки при наличии точной атрибуции целесообразно включить в экспозиционное и выставочное пространство Псковского музея.

Обсуждение и результаты

Свадебный кассоне (Илл. 1) был передан в музей в 1960 году из Государственного Эрмитажа (инв. № 3655, поступил вместе с несколькими памятниками иностранного происхождения). В 1970-е годы он был выставлен в Поганкиных палатах как образец западноевропейского сундука XVII столетия. Реставрация не проводилась. В учетно-хранительской документации он неправильно датирован XIX веком, место создания не определено, материал (сосна) указан неверно.

Иллюстрация 1. Свадебный сундук - кассоне. XVI век, Болонья. Ореховое дерево, резьба, интарсия

В научной литературе сундук не упоминается, его нет даже в известном каталоге Любови Ионовны Фаен-сон, в котором собраны кассоне из музейных собраний Советского Союза (Faenson, 1983).

В различных музейных коллекциях существует множество аналогий сундуку из Пскова. Например, в Музее муниципальных коллекций искусств (г. Болонья) находится подобный сундук (в отличие от псковского, с ножками в виде львиных лап), в собрании Эрмитажа также есть аналогичные сундуки, украшенные интарсией (инв. № Мб-105, № 2235) (Faenson, 1983, p. 38-40, 41-43). Примечателен также сундук с инв. № Мб-84, который имеет герб падуанского семейства Демеццо (с ножками в виде звериных лап) (Фаенсон, 1969, рис. 4). Все они датируются XVI веком, происхождение многих связывается с Северной Италией.

Кассоне из собрания Псковского музея изготовлен из орехового дерева. Он имеет прямые стенки и плоскую профилированную крышку, ножки и ручки отсутствуют (ножки, скорее всего, ранее были, судя по дощечкам на дне сундука). Корпус имеет удлиненные пропорции, поскольку, как известно, длина свадебных сундуков определялась необходимостью хранения платьев, не складывая их. Крышка и основание «заплывают» за боковые стенки. Этот «горизонтальный» акцент напоминает о функциях кассоне и его расположении в доме. Дно, сколоченное из досок, укреплено поперечными толстыми досками.

На оборотной стороне имеется надпись: «ПИХМ» (Псковский историко-художественный музей) и номер «35433», который, вероятно, связан с коллекцией бывшего Музея училища технического рисования барона Штиглица (г. Санкт-Петербург). Не исключено, что контора «Антиквариат» также представляла один из этапов долгой истории этого памятника.

Сундук декорирован в технике интарсии (кроме оборотной стенки). Композиция орнамента лицевой стороны зрительно делится на три части. В центре представлен герб, по сторонам - динамичные изображения гротескных мифологических существ, гирлянд и растительных завитков, расположенные симметрично относительно друг друга. Эти две боковые композиции равнозначны и зеркальны, они представляют сбор винограда слугами Диониса и Силеном. Последний сидит на большой бочке, располагающейся на возвышении (Илл. 2). Воспитатель Диониса пьет вино в беседке, увитой лозами винограда. Общую картину дополняют птицы, гордо восседающие на ветвях и хлопающие крыльями, маскароны, рога изобилия, раковины и крабы. Богатая фантазия мастера создала оживленную сценку, не лишенную юмора. По классификации Л. И. Фаен-сон, этот кассоне относится к первому виду "tarsia pittorica" - фигурные изображения на античные и библейские сюжеты (НА РАХ, ф. 11, оп. 1, ед. хр. 858, л. 112).

Иллюстрация 2. Свадебный кассоне. XVI век, Болонья (деталь лицевой стороны)

Крышка кассоне декорирована маскаронами в фигурных рамках (Илл. 3). Они размещены симметрично по углам и в центре крышки - всего девять изображений. Боковые стороны украшены двумя большими овалами (по одному на каждой стенке), вокруг которых в виде пышной рамки размещены прихотливо извивающиеся растительные завитки. В основании сундука - резной «ложчатый» карниз. Его четыре угла акцентированы листьями аканта.

Иллюстрация 3. Свадебный кассоне. XVI век, Болонья (деталь крышки)

Надо отметить, что мастера строго следовали принятой системе декорирования: «фасадная» сторона играет главную роль и потому украшена богаче остальных, вспомогательная функция крышки и боковых сторон подчеркнута их более скромным художественным оформлением. Задняя стенка оставлена без декора - она в большинстве случаев не видна зрителю. Симметричность орнамента придает устойчивость форме кас-соне.Орнамент типичен для произведений XVI века и имеет множество аналогий не только в производстве сундуков, но и, например, в ювелирном и оружейном деле, итальянской майолике, шпалерах, расписных эмалях, монументальной живописи и проч. Как известно, XVI столетие - «золотой век» гротеска.

Герб, изображенный в центре лицевой стороны сундука, держат фавны и крылатые мифические существа (Илл. 4). Он состоит из изображений гор (внизу), замка (посередине) и трех лилий (вверху). В книге Помпео Сципионе Дольфи, посвященной дворянским семействам Болоньи - города, расположенного на севере Италии, такой герб связывается с аристократическим родом Грати (БоШ, 1670, р. 399) (Илл. 5). Эта семья сыграла значительную роль в местной истории - представители этого рода были сенаторами, юристами, священниками (БоШ, 1670, р. 399-403). Они сражались с мусульманами, участвовали в политической жизни. Ранее семейство носило фамилию Инграти. Оно вело происхождение из Кастель-ди-Бритти и получило известность в ходе гражданских войн. Изображение замка на гербе, вероятно, и следует связывать с Кастель-ди-Бритти (еаБ1е1 - «замок» с ит.).

В истории семьи Грати было много свадеб, имевших место в период, когда мог быть создан кассоне (судя по особенностям его художественного стиля). Например, как сообщает упомянутый болонский дворянин Помпео Сципионе Дольфи, в 1526 году доктор права Джироламо д'Аяче ди Франческо женился на Лукреции Фантуцци; в 1528 году сенатор Джованни Джакомо ди Карло женился на Лауре Соссони и т. д. (БоШ, 1670, р. 401). Пока не будет обнаружен парный к этому кассоне сундук, определить, какому конкретно представителю рода Грати он принадлежал, невозможно.

Иллюстрация 4. Свадебный кассоне. XVI век, Болонья (герб на лицевой стороне)

Иллюстрация 5. Герб семьи Грати (XVI век, Болонья)

Надо отметить, что северо-итальянское происхождение сундука подтверждается композицией его орнамента. Л. И. Фаенсон писала: «Об этом свидетельствует стремление мастера равномерно заполнить орнаментом декорируемую плоскость, не оставляя пустых пространств. Эта черта, связанная с пережитками готических влияний, ощущается в декоре северо-итальянских сундуков, для которых характерным является также переход того самого орнамента с передней стенки на боковые» (НА РАХ, ф. 11, оп. 1, ед. хр. 858, л. 122).Болонья не относилась к крупным центрам производства кассоне. Однако атмосфера, царившая в городе в XVI веке, вполне способствовала созданию произведений декоративно-прикладного искусства. Болонский университет пользовался громкой славой в течение всего XVI столетия - там преподавали известные профессора медицины, философии, права, естественных наук и математики. В 1563 году была построена т. н. Архигимназия, ставшая центром университетского образования. На следующий год торжественно открыли Площадь Нептуна, а между 1565 и 1568 годами архитектор Джакомо да Виньола закончил композицию Пьяцца Маджоре (пристроил Дворец банков). Пятьдесят знатных семей Болоньи строили пышные дворцы-палаццо. Таким образом, создание в этом городе кассоне, украшенного интарсией и резьбой, было вполне закономерно.

Другое произведение из Псковского музея, кипарисовый сундучок (инв. № 3616), имеет размеры 65 х 37,2 х 32 см (Илл. 6). Как и первый сундук, он поступил из Эрмитажа в 1960 году (по приказу Министерства культуры). Ранее находился в Музее Императорского общества поощрения художеств, о чем свидетельствует наклейка на оборотной стороне. Художественно-промышленный музей Императорского общества поощрения художников был основан в 1870 году, он - первый художественно-промышленный музей в Санкт-Петербурге. В настоящее время предметы из бывшего собрания Общества поощрения художеств (ОПХ) находятся в разных музеях (Пивоварова, 2014, с. 137-145; Крестовская, 2016, с. 174-180).

Произведения, подобные кипарисовому сундуку, в коллекции этого музея присутствовали. Например, в «Указателе собранию художественных произведений и редкостей, принадлежащих членам Императорского дома и частным любителям искусств, выставленных в Обществе поощрения художников» указаны «Ларчик деревянный, украшенный рельефными орнаментами во вкусе возрождения. Итальянское произв. конца XVII стол. Собств. Д. В. Григоровича» и «Ларец деревянный, украшенный рельефными орнаментами во вкусе возрождения. Итальянское произв. XVII стол. Собств. Д. В. Григоровича» (1868, с. 16, 38). В Каталоге музея ОПХ (1904) также встречаются подобные предметы (Каталог, 1904, с. 377-378). Вероятнее всего, именно этот кассоне воспроизведен на фотографии (Каталог, 1904, ил. между с. 6 и 7). Таким образом, не исключено, что рассматриваемый предмет ранее находился в коллекции известного деятеля русской культуры Дмитрия Васильевича Григоровича (1822-1900). Однако этот аспект темы нуждается в дальнейших изысканиях. Обилие номеров на поверхности сундука («30», «59 Рб», «ОПХ 19/30», «ПИХМ 3616») свидетельствует о его долгой и разнообразной истории.

Иллюстрация 6. Сундук. Вторая половина XVвека, Северная Италия. Кипарис, железо, чернила, плоская резьба, пуансон

В инвентарных книгах Псковского музея сундук атрибутируется как северо-итальянское произведение XV века. Он имеет прямые стенки и плоскую крышку, стенки соединены в «ласточкин хвост» и укреплены деревянными нагелями. Крышка и профилированное основание далеко «заплывают» за стенки, придавая изделию зрительную устойчивость. Внутри сундука сохранились пазы для досок - в его полости было несколько отделений (в аналогичных произведениях досочки украшались фигурными изображениями). На крышке укреплена кованая железная петля. Она имеет позднее происхождение - фигурная металлическая пластина, характерная для таких сундуков, отсутствует. Важно отметить, что памятник, как и предыдущий, связан со свадебной обрядностью.

Сундучок декорирован гравировкой и пуансоном, также использовались чернила. На лицевой стенке размещены изображения людей, выполненные в технике плоской резьбы ("Flachschnitt", заимствована итальянскими мастерами из Германии). Они заключены в две прямоугольные рамки (от них сохранилась только одна профилированная планка), которые обрамлены ветвями с дубовыми листьями, перемежающимися изображениями птиц. По краям сундука - две крупные мужские фигуры, представленные в стремительном движении. В центре лицевой стороны - изображение фонтана и двух фигур на одной из его чаш. Персонажи обращены друг к другу и, вероятно, что-то держат в руках (скорее всего, отсутствующую металлическую фигурную пластину). Не исключено, что сюжеты представляют сценки из античной мифологии, например историю троянца Энея. Если изображение между рамками интерпретировать вслед за Л. И. Фаенсон (1968, с. 21) как фонтан любви, то парные фигуры лицевой стороны - это Эней и Дидона. Оборотная сторона крышки украшена многочисленными изображениями солдат (легионеров?), вооруженных мечами и овальными щитами (Илл. 7). В центре - фигура правителя, сидящего на троне, перед ним слева - коленопреклоненный человек. Композиция заключена в прямоугольную рамку (профилированные планки не сохранились), сверху и снизу от нее -ветви с дубовыми листьями, в верхнем ряду - два изображения крылатых фигур, по бокам от рамки - крупные изображения легионеров, обращенных друг к другу. Последние заключены в фигурные рамки, состоящие из изящных витых колон и завитков. Пол, как и в центральной композиции, - в виде шахматной клетки. Не исключено, что здесь воспроизведены сцены из римской истории (например, «Великодушие Сципиона», столь популярное в эпоху Возрождения).

Иллюстрация 7. Сундук. Вторая половина XVвека, северная Италия. Деталь

Композиции на лицевой стороне сундука и оборотной стороне крышки почти повторяют друг друга: изображения в рамках, окруженных ветвями с дубовыми листьями, с двух сторон - крупные фигуры. Вероятнее всего, они связаны и сюжетно. Не исключено, что это - тема любви, что вполне объяснимо для свадебного предмета. Отметим, что предложенное определение сюжетов не выходит за рамки рабочей гипотезы.

На одной из боковых стенок помещено изображение шагающего льва в овальной рамке, состоящей из растительных завитков. На второй стенке изображение неразборчиво (дракон?).

В собрании Эрмитажа находится три аналогичных сундука, которые атрибутируются как произведения мастеров Северной Италии XV века. Л. И. Фаенсон назвала признаки этой группы изделий: «...прямоугольная ящичная форма, досочная конструкция с креплением на ласточкин хвост, размещение основного изображения в рамке и трактовка всей плоскости передней доски как единого декоративного целого, наконец, очень характерная техника плоской резьбы с углубленным фоном» (1968, с. 22). Сундучок из Псковского музея также отвечает этим признакам. Несмотря на плохую сохранность памятника, он, безусловно, заслуживает дальнейшего изучения. К тому же подобные сундуки в музейных и частных собраниях встречаются редко (на фоне других изделий). В качестве аналогий следует назвать сундуки из Московского музея-усадьбы «Останкино», музея города Бастия (Франция), музея Франса Халса (г. Гарлем, Нидерланды), Художественного музея Гарвардского университета (США), музея Виктории и Альберта (г. Лондон), Городской пинакотеки падре Пьетро Такки Вентури (г. Сан-Северино-Марке, Италия), палаццо Даванцати (Флоренция) и музея Метрополитен (г. Нью-Йорк). Все они, как правило, датируются XV веком.

Судя по приведенным аналогиям, сундучок из Псковского музея следует считать северо-итальянской работой и отнести ко второй половине XV столетия (не является ли изображение льва на одной из боковых стенок указанием на конкретный город - Венецию?). Л. И. Фаенсон писала: «Несомненно, что вся группа упомянутых памятников происходит из одной мастерской и, видимо, связана с областью долины реки Адиджи» (1970, с. 19). В рукописи диссертации исследователь также указывает еще одну атрибуцию - город Тренто, которую предложил итальянский ученый Аугусто Педрини (НА РАХ, ф. 11, оп. 1, ед. хр. 858, л. 194). Кроме того, Л. И. Фаенсон отмечала: «Для городов Северной Италии, где в общественном строе надолго удержались многие феодальные пережитки, характерна стойкость готических традиций, особенно свойственная произведениям прикладного искусства. Большое значение имели экономические и политические связи Северной Италии с Германией и Францией. Оказывали влияние и элементы восточной культуры...» (1968, с. 18). Она также указывала, что подобные сундуки делали на продажу, а не на заказ. Кроме того, в этой мастерской производили также стулья и ящики для письменных принадлежностей (НА РАХ, ф. 11, оп. 1, ед. хр. 858, л. 194). Известно, что сундуки рассмотренного типа экспортировались во все страны Европы, часто они упоминаются в английских описях XVI -начала XVII века. Обычно они ценились гораздо выше, чем местные или другие импортные сундуки.

Заключение

В результате исследования удалось установить, что сундук-кассоне из коллекции Псковского музея-заповедника изготовлен в XVI веке в Северной Италии. То же происхождение имеет небольшой сундучок, украшенный плоской резьбой. Оба памятника представляют собой высококлассные произведения прикладного искусства эпохи Возрождения. И кассоне, и кипарисовый сундучок связаны со свадебной обрядностью. В результате настоящего исследования произведения пополнили количество атрибутированных сундуков эпохи Ренессанса, известных в музейных собраниях России.

Перспективы исследования видятся в дальнейшем изучении двух рассмотренных произведений, например, обнаружение парного свадебному кассоне сундука даст возможность уточнить датировку, а уверенное определение сюжетов изображений на сундучке с плоской резьбой, возможно, прольет свет на частности его бытования. Этому также может способствовать выявление источника приобретения кипарисового сундучка в музей Общества поощрения художеств.

Источники | References

1. Каталог музея Императорского общества поощрения художеств. СПб.: Тов.-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904.

2. Крестовская Н. О. Произведения народного искусства из собрания Музея Императорского общества поощрения художеств // Народное искусство. Материалы и исследования: сб. ст. / Государственный Русский музей. СПб.: ЛД-ПРИНТ, 2016. Вып. IV.

3. Научный архив Российской академии художеств (НА РАХ). Ф. 11.

4. Пивоварова Н. В. Памятники церковной старины в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. Из истории формирования музейных коллекций: 1850-1930-е годы. М.: БуксМАрт, 2014.

5. Указатель собранию художественных произведений и редкостей, принадлежащих членам Императорского дома и частным любителям искусств, выставленных в Обществе поощрения художников. СПб.: Тип. Майкова, 1868.

6. Фаенсон Л.И. Итальянские свадебные сундуки. Описание коллекции. ГЭ. Л.: [б.и.], 1969.

7. Фаенсон Л. И. Рельефные композиции, живопись и интарсия на итальянских кассонах эпохи Возрождения: автореф. дисс. ... к. иск. Л., 1970.

8. Фаенсон Л. И. Три итальянских сундука XV в. из собрания Эрмитажа // Сообщения Государственного Эрмитажа. Л., 1968. Вып. XXIX.

9. Dolfi P. S. Cronologia di famigle nobili di Bologna. Bologna: Gio. Battista Ferroni, 1670.

10. Faenson L. Italian cassoni. From the art collections of Soviet muséums. L. : Aurora Art Publishers, 1983.

11. Schubring P. Cassoni. Truhen und Truhenbilder der italienischen Fruhrenaissance: Ein Beitrag zur Profanmalerei im Quattrocento. Leipzig, 1923.

Благодарность | Acknowledgements

RU

EN

Автор хотел бы поблагодарить за содействие в работе Жанну Александровну Короткову - хранителя отдела хранения музейных фондов Псковского музея-заповедника.

The author would like to thank Zhanna Aleksandrovna Korotkova, the curator of the Department of Museum Collections Storage of the Pskov Museum-Reserve, for facilitating his work.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Пудов Глеб Александрович1, к. иск. 1 Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург

Pudov Gleb Aleksandrovich1, PhD

1 State Russian Museum, St. Petersburg

1 narodnik80@list.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 16.07.2023; опубликовано online (published online): 29.08.2023.

Ключевые слова (keywords): Псковский музей-заповедник; свадебный сундук; кассоне; кассоне; интарсия; плоская резьба; Pskov Museum-Reserve; wedding chest; cassone; intarsia; flat carving.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.