Научная статья на тему 'СУНЬ ЯТСЕН: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ'

СУНЬ ЯТСЕН: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3421
549
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
СУНЬ ЯТСЕН / ПОЛИТИКА / ГОМИНЬДАН / РЕВОЛЮЦИЯ / ВОССТАНИЕ / КИТАЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА / SUN YAT-SEN / POLITICS / KUOMINTANG / REVOLUTION / REBELLION / REPUBLIC OF CHINA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малоземов С.И., Тараскина А.Д.

В статье рассмотрена биография известного китайского революционера Сунь Ятсена, изучены периоды становления его революционных взглядов и основные этапы эволюции его политической карьеры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUN YATSEN: LIFE PATH, FORMATION AND DEVELOPMENT OF POLITICAL VIEWS

The article examines the biography of the famous Chinese revolutionary Sun Yatsen, examines the periods of formation of his revolutionary views and the main stages of the evolution of his political career.

Текст научной работы на тему «СУНЬ ЯТСЕН: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ»

СУНЬ ЯТСЕН: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ

Малоземов С. И.*

к. и. н., доцент semalozem ov@ya ndex.ru

Тараскина А. Д. *

магистрант

aleksandra.taraskina.97@mail.ru

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

В статье рассмотрена биография известного китайского революционера Сунь Ятсена, изучены периоды становления его революционных взглядов и основные этапы эволюции его политической карьеры.

Ключевые слова:

Сунь Ятсен, политика, Гоминьдан, революция, восстание, Китайская республика

УДК 94

DOI: 10.24411/2658-6932-2020-10041

Для цитирования: Малоземов С. И., Тараскина А. Д. Сунь Ятсен: жизненный путь, формирование и развитие политических взглядов / С. И Малоземов., А. Д. Тараскина // Контентус. - 2020. - № 5. - С. 28 - 37.

В развитии мировой политической ситуации значиму ю роль играют отношения между Россией и Китаем. В настоящее время Россия и Китай являются друг для друга ключевыми партнерами. Основной целью их стратегического дипломатического взаимодействия выступают не только достижение совместного развития во всех областях и сферах, но и обеспечение глобальной и региональной стабильности и безопасности. Для более детального понимания такого государства как Китай,

для развития эффективных отношений с ним, необходимо знание общей истории Китая, знаковых событий и великих личностей. Одним из наиболее почитаемых политиков и политических мыслителей Китая стал Сунь Ятсен - революционер, создатель партии Гоминьдан.

Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда Сяншань. Его отец Сунь Дао-чуань был бедным крестьянином, поэтому рождение сына (пятый по счету ребенок) стало радостным событием в семье Суней. Когда малыш подрос, ему дали имя Вэнь. Сунь Вэнь («Просвещенный») с малых лет помогал старшим на работе в поле. В эти годы мальчик очень привязался к своему дяде. Тогда и началось зарождение в Сунь Вэне революционных идей, поскольку его дядя был солдатом Тайпинской армии, обосновавшимся в Цуйхэне несколько лет назад. К тому же дядя был учителем в школе, в которую вскоре Вэня отвел его отец, поэтому именно его влияние было первостепенным [6, с. 3-5].

Когда Сунь Вэню было 12 лет произошло событие, имевшее важное значение в его жизни. В 1879 году он был отправлен родителями на Гавайские острова к старшему брату Сунь Мэю, который еще в 1871 году по примеру десятков тысяч его земляков из приморских провинций Южного Китая эмигрировал в поисках работы. Живя у брата, мальчик получил начальное образование в английской миссионерской школе на острове Маун, которую закончил с отличием в 1881 году. Брат устроил его в американскую среднюю школу, но Вэнь так и не закончил ее, а возвратился в 1883 году обратно на родину в Китай [1, с. 7].

Произошло это из-за опасений Сунь Мэя, который видел, что в сознании юноши происходили изменения. Сунь Вэнь не хотел становиться купцом, как брат, его волновали совершенно другие проблемы. Он размышлял над вопросами судьбы своей Родины, читал книги, газеты, новости о событиях в разных странах мира; в его голове рождались высокие мысли о несправедливости и пренебрежении человеческим достоинством в Китае. Поэтому, чтобы пресечь «заблуждения» младшего брата, Сунь Мэй отправляет Сунь Вэня домой [6, с. 9-10].

Вернувшись в Китай, Сунь Вэнь продолжал образование в медицинском училище в Кантоне, а затем в Гонконге - в медицинском институте, который закончил в 1892 году. Являясь по образованию врачом, Сунь Ятсен однако медицинской практикой занимался очень короткое время, отдав всю свою сознательную жизнь революционной деятельности. В Гонконге он обратился в христианство, тогда же принял имя Сунь Ятсен («Скрывающийся небожитель»), под которым известен за рубежом [5, с. 120].

Еще по возвращению с Гавайских островов молодой Сунь Ятсен был поражен тягостной обстановкой жизни китайской деревни, страдавшей под гнетом землевладельцев, усугублявшимся произволом властей. Среди его односельчан были широко распространены антиправительственные настроения, так как почти все старшее поколение участвовало в крестьянском восстании тайпинов (1850 - 1864), а имя тайпинского вождя Хун Сюцюаня было овеяно героической славой. А в результате начавшейся франко-китайской войны (1884 - 1885) весь Китай был охвачен патриотическим порывом, желанием и решимостью оказать отпор вторгшимся на его территорию французам. Однако цин-ское правительство капитулировало перед иностранными интервентами, тем самым закончив войну поражением Китая. Эти события привели Сунь Ятсена к выводу, что необходимо срочное проведение в стране преобразований для поиска пути спасения страны от дальнейшего раздела буржуазными странами Запада [1, с. 7-8].

В студенческие годы, во время получения медицинского образования, Сунь Ятсен знакомится с деятельностью тайных антиманьчжурских обществ, в частности узнает о существовании антиправительственного союза «Небо и земля», объединявшего все слои населения Китая и стремившегося к свержению маньчжурской династии Цин. Еще до японо-китайской войны (1894-1895) он был сторонником проведения в Китае реформ по западному образцу. Однако поражение Китая в войне показало полную неспособность маньчжурского правительства защищать национальные интересы Китая. С тех пор Сунь Ятсен встал на путь организации вооруженного свержения цинской монархии [10, с. 5].

В 1893 г. Сунь Ятсен становился профессиональным политиком, сформулировав программные лозунги революционной организации «Союз возрождения Китая», созданной на следующий год. Он сформулировал идею китайского национализма, заключавшуюся в изгнании варваров и возрождении Китая. Данный Союз по своей организации являлся законспирированной заговорщической группой, способной на решительные действия. Уже в 1894 году его члены предприняли неудачную попытку организовать вооруженной выступление в Гуанчжоу, так как заговор был раскрыт. Сам Сунь Ятсен бежал в Сянган, а затем в Японию. С конца 1895 года начинается период его вынужденной эмиграции. В 1896-1897 гг. Он побывал в Японии, США, Англии, где Сунь Ятсен усиленно занимался самообразованием. В 1897 году была предпринята очередная неудачная попытка организации восстания на Юге Китая, ибо оно также закончилось неудачей. Вплоть до 1905 года Сунь Ят-

сен вел большую работу по сплочению революционных сил в стране. В этой обстановке по его инициативе летом 1905 года была создана первая общекитайская революционная организация - Китайский объединенный революционный союз - Тунмэнхой [1, с. 10].

Целью данной организации стало создание нового государства -Китайской республики. В условиях слабого, раздробленного, не способного к самостоятельному управлению Китая данная идея нашла огромное количество сторонников. За год существования Тунмэнхой объединил более 10 тыс. последователей. Во всех провинциях страны были созданы его отделения, что лишь усиливало революционный подъем с каждым днем. «Свержение маньчжурской династии», «возрождение Китая», «учреждение республики» и «уравнение прав на землю» - четыре лозунга, выдвинутые Сунь Ятсеном, в общей форме отражали его революционные идеалы. Основанный в 1906 году журнал «Минь бао» («Народ») явился инструментом социально-политической борьбы, посредством которого руководители революционного лагеря вели обширную пропагандистскую и организационную работу. В этой связи китайская революционерка Хэ Сяннин отмечала, что рост Тунмэнхой превзошел все ожидания [2, с. 30-31].

Трижды за период 1906-1908 годы Китайским объединенным революционным союзом предпринималась попытка организации общекитайского вооруженного восстания. Даже их неудача напугала китайское правительство, которое потребовало от правительства Япония выслать Сунь Ятсена из страны как организатора этих восстаний. Япония выполнила данное требование, после чего последовала вынужденная эмиграция Сунь Ятсена в США. Однако это обстоятельство не сломило китайского революционера, подтверждением чего стала подготовка очередного вооруженного восстания, которое произошло в Учане (Центральный Китай). Именно данное событие и явилось началом Синьхай-ской революции 1911-1912 годов. В начале революционных событий Сунь Ятсен вернулся на родину, результатом чего стало его избрание временным президентом китайской республики [5, с. 120].

Находясь на данном посту, Сунь Ятсен подписал ряд указов, имевших общенациональное значение. В частности, был введен запрет на опиумокурение, торговлю людьми; решались и социальные проблемы, в частности указывалось на необходимость развития просвещения и повышения образовательного уровня граждан [4, с. 176].

Однако во главе республики Сунь Ятсен находился лишь 3 месяца. Дело в том, что в политическую ситуацию в стране вмещался внешний фактор - западные страны, которые поддержали так называемые силы

реакции. Воспользовавшись нерешительностью революционно настроенных сил, Запад добился провозглашения президентом республики верного слугу свергнутой маньчжурской династии Цин командующего императорской армией генерала Юань Шикая. Опираясь на группу северных генералов (бэйянских милитаристов), Юань Шикай, будучи сторонником авторитарного типа правления, взял курс на постепенную ликвидацию республиканских принципов управления и установление военной диктатуры [7, с. 10].

После свержения монархии политическая борьба в Китае отличалась большей умеренностью, нежели прежде. В частности, в Китайском объединенном революционном союзе основную роль стали играть правые, соглашательские элементы, которые надеялись путем парламентских форм борьбы, без привлечения народных масс отстранить партию Юань Шикая от активного участия в государственном управлении. В августе 1912 года Тунмэнхой слился с рядом либеральных партий Южного Центрального Китая в новую организация - Национальную партию («Гоминьдан»). Программа Гоминьдана отличалась своей умеренностью, а его члены выступали за утверждение в Китае буржуазно-демократического строя [1, с. 15].

Тем временем в Китае происходит политический кризис, вызванный двумя обстоятельствами. Первым из них было убийством Сун Цзяожэня - известного политика-республиканца, бывшего заместителя Сунь Ятсена по Объединенному союзу и основателя Гоминьдана. Вторым - выступил роспуск парламента Юань Шикаем. Узнав об этом, Сунь Ятсен прибыл в Шанхай. 9 апреля 1913 года парламент собрался в последний раз, именно в этот судьбоносный момент Сунь Ятсен направил Юань Шикаю послание: «Вы изменили своей стране. Как я восстал против маньчжурского императора, так я восстану и против Вас». 23 мая было адресовано Юань Шикаю очередное послание, убеждая того уйти в отставку. Кроме того, с июля до 27 августа против Юань Шикая была организована кампания, получившая название «вторая революция» [8, с. 54].

Однако, Юань Шикай, который имел в своем распоряжении крупные вооруженные силы, при поддержке английских военных судов быстро подавил так называемую «вторую революцию». А указом от 4 ноября 1913 года он объявил партию Гоминьдан распущенной, а ее руководителей - подлежащими аресту и высылке за границу. Сунь Ятсен вновь был вынужден бежать в Японию. С этого времени Гоминьдан перестал существовать как легальная партия и перешел на нелегальное

положение. Возрождение партии и активизация ее деятельности произошло лишь в 1919-1920 годах, когда Сунь Ятсен утвердился на юге Китая, в провинции Гуандун и вновь выступил организатором революционной борьбы [3, с. 121].

В 1914 году Юань Шикай настолько усиливает свои позиции, что при поддержке своих западных друзей предпринимает попытку провозгласить себя императором Китая и окончательно разгоняет ненужный ему парламент (Национальное Собрание). Репрессии продолжались до 1916 года, когда самопровозглашенный император Юань Шикай неожиданно умирает, а бывший вице-президент Китайской республики Ли Юаньхун созывает старый парламент. Еще за время царствования Юань Шикая усиливаются северные милитаристские группировки в лице командующих войсками военных округов. Вокруг этих генерал-инспекторов складываются военные группировки, которые преследуют исключительно личные интересы. Именно генерал-инспекторы начинают играть в политической жизни Китая руководящую роль [3, с. 64].

После смерти Юань Шикая в период 1916 - 1923 годов сменилось пять президентов, 26 премьер-министров и 24 кабинета министров. В сложившейся ситуации поиски Сунь Ятсеном путей возрождения Китая были связаны с его деятельностью в южном Китае, ставшем оплотом национально-освободительного движения. В августе 1917 года во главе с избранным парламентом Сунь Ятсеном было сформировано Кантонское правительство. В своей деятельности оно стремилось реализовать парламентскую форму правления. Реальная же власть принадлежала гуансийским милитаристам, крайне негативно относившиеся к парламентаризму. В условиях безысходности Сунь Ятсен вынужден уйти в августе 1919 года в отставку и уехать в Шанхай. Именно с этого времени наблюдается трансформация его представлений о целях и методах революции. Исходным пунктом нового партийного строительства стало преобразование в октябре 1919 года Китайской революционной партии в Китайскую национальную партию [9, с. 30].

С именем Сунь Ятсена связано появление нового учения, которое не только учитывало традиции, что вообще характерно для Китая, но и отражало современную специфику, в первую очередь, политического развития страны. Его теория «трех народных принципов» представляла собой единство трех составляющих - национализм, народовластие, народное благосостояние. Он реорганизовал Гоминьдан, опираясь на помощь Советского Союза и Коминтерна, что способствовало превращению Национальной партии Китая в руководящую политическую силу в ходе китайского национально-освободительного движения [4, с. 176].

Данные факторы способствовали перезагрузке политических взглядов китайского революционера и покорению им очередных политических вершин. Так, приезд Сунь Ятсена в декабре 1920 года в южнокитайский город Гуанчжоу, где действовало республиканское правительство, знаменовал собой его избрание на пост министра внутренних дел. Важной особенностью политической деятельности южного республиканского правительства явилась его социальная направленность и сближение с коммунистами, которые в 1921 году оформили создание Коммунистической партии Китая. В этой связи обоснованно опасаясь усиления антиимпериалистических настроений, иностранные державы предприняли ответные меры. В частности, по инициативе Англии начались переговоры с китайским анархистом Чэном Цзюнмином, результатом которых стал совершенный им в Гуанчжоу контрреволюционный переворот 16 июня 1922 года. Сунь Ятсен вынужден в очередной раз скрываться в Шанхае, но более болезненным для всего революционного движения в Китае был его отказ от идеи организации военного северного похода [11, с. 15].

Однако от поддержания политических связей с деятелями молодой КПК Сунь Ятсен отказываться не собирался. Так, его знакомство с китайским марксистом Ли Дачжао, который часто гостил в Шанхае у Сунь Ятсена, способствовало тому, что на I съезде коммунистической партии Китая в июле 1921 года была принята установка оказывать помощь Сунь Ятсену в его борьбе против произвола милитаристских группировок, поддерживаемых империалистическими кругами Запада. Тесное сотрудничество КПК с Сунь Ятсеном продолжилось до конца его жизни [1, с. 30 - 31]. Так, в январе 1923 года оставшиеся верными Сунь Ятсену войска выбили из Гуанчжоу контрреволюционные части Чэн Цзюнмина. Воодушевленный успехом, 21 февраля 1923 года Сунь Ятсен возвращается на Юг и становится во главе революционного правительства. В июне того же года состоялся III съезд КПК, на котором был рассмотрен вопрос о создании единого революционного фронта с Гоминьданом. А в январе 1924 года открылся I съезд Гоминьдана, в его работе принимали активное участие руководители китайской компартии. Съезд одобрил линию на сотрудничество с КПК [1, с. 32 - 33].

Тем временем, на Севере Китая две милитаристские группировки спровоцировали «вторую Чжили-Фэнтяньскую войну» - внутрикитай-ский междоусобный конфликт, в ходе которого руководителем чжилий-ской группировки генералом Фэн Юйсяном осенью 1924 года был занят Пекин, после чего последовало его предложение о сотрудничестве с

революционным правительством. Кроме того, Фэн Юйсянь предложил созвать национальное собрание, на которое был приглашен Сунь Ятсен. Однако дав согласие на свое участие и даже прибыв в Пекин, Сунь Ятсен все же отказался от участия в собрании. Дело в том, что он узнает о планах чжилийской группировки по восстановлению влияния сначала на севере страны, а затем и на всей территории Китая. Очевидно, что и национальное собрание, и авторитет Сунь Ятсена выступали бы лишь инструментами по достижению этой цели, что шло вразрез взглядам китайского революционера. К тому же продолжать далее свою деятельность Сунь уже не мог, он умер от рака печени 12 марта 1925 года в Пекине. Перед смертью Сунь Ятсен оставил завещание, в котором призывал своих единомышленников продолжать энергично действовать, пробудить массы и вести борьбу в союзе с народами мира. Также он выражал надежду на осуществление в минимально кратчайшие сроки требований о созыве Национального собрания и на сохранение, а также дальнейшее углубление дружеских связей между Китаем и СССР [11, с. 17].

Таким образом, Сунь Ятсен вошёл в историю Китая как выдающийся политический деятель. Он смог возглавить борьбу Китая за независимость и национальное освобождение, был нацелен на свержение монархии и установление Республики, стал создателем и идеологом Китайской Национальной партии, сыгравшей большую роль в истории государства, стоял у истоков исторических связей между Китаем и Советской Россией.

Список использованных источников

1. Сунь Ятсен. Избранные произведения / отв. ред. С. Л. Тихвинский. - 2-е изд.- М. : Наука, 1985 . - 781 с.

2. Хэ Сяннин. Воспоминания о Сунь Ятсене / пер. с кит. Ю. М. Гарушянца. - М. : Изд-во Прогресс, 1966. - 114 с.

3. Виленский-Сибиряков В. Д. Сунь-Ят-Сен. Отец китайской революции / В. Д. Ви-леский-Сибиряков. - М. : Госиздат, 1924. - 196 с.

4. Давыдов А. С. К 150-летию Сунь Ятсена / А. С. Давыдов // Проблемы Дальнего Востока. - 2017. - № 1. - С. 175-177.

5. Далин С. Л. Китайские мемуары. 1921-1927 / С. Л. Далин. - М. : Наука, 1982. - 382 с.

6. Ермашев И. Сунь Ят-Сен / И. Ермашев. - М. : Мол. гвардия, 1964. - 170 с.

7. Ефимов Г. В. Сунь Ятсен. Поиск пути 1914-1922 / Г. В. Ефимов. - М. : Наука, 1981. -

243 с.

8. Кузнецов В. С. Сунь Ятсен / В. С. Кузнецов // Вопросы истории. - 2009. - № 7. -С. 50-63.

9. Мамаева Н. Л. Гоминьдан в национально-революционном движении Китая (1923-1927) / Н. Л. Мамаева. - М. : Наука, 1991. -210 с.

10. Тихвинский С. Л. Избранные произведения: в 5 кн. Кн. 2: История Китая первой четверти XX века: Доктор Сунь Ятсен. Свержение маньчжурской монархии и борьба за республику / С. Л. Тихвинский. - М. : Наука, 2006. - 390 с.

11. Федосова А. А. Деятельность Сунь Ятсена в постсиньхайский период: создание национальной партии и установление альянса с Москвой и коммунистической партией Китая / А. А. Федосова // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2014. -№ 3. - С. 13-17

SUN YATSEN: LIFE PATH, FORMATION AND DEVELOPMENT OF POLITICAL VIEWS

Malozemov S. I.**

Candidate of History, Associate Professor semalozem ov@ya ndex.ru

Taraskina A. D. **

magistracy student aleksandra.taraskina.97@mail.ru

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia Abstract:

The article examines the biography of the famous Chinese revolutionary Sun Yatsen, examines the periods of formation of his revolutionary views and the main stages of the evolution of his political career.

Keywords:

Sun Yatsen, politics, Kuomintang, revolution, rebellion, Republic of China

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.