Научная статья на тему 'СУИЦИДАЛЬНЫЙ КРИЗИС: АНГЕЛЫ РЯДОМ'

СУИЦИДАЛЬНЫЙ КРИЗИС: АНГЕЛЫ РЯДОМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНЫЙ КРИЗИС / СОСТОЯНИЯ ИЗМЕНЕННОГО СОЗНАНИЯ / РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / ПОСТСУИЦИД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Любов Евгений Борисович

В статье на основе эпидемиологических и качественных (самоописания) данных с иллюстрациями из нон-фикшн и художественной литературы и кинематографа серия случаев суицидального кризиса и незавершённого суицида представлена как континуум состояний измененного сознания с мистико - религиозным содержанием в жизнеопасных условиях с постсуицидальными состояниями по типу «новой жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUICIDAL CRISIS: ANGELS ARE NEARBY

Based on epidemiological and qualitative (self-reports) data with illustrations from fiction and non-fiction as well as cinema, a series of cases of a suicidal crisis with incomplete suicide is presented in the article within the framework of the continuum of an altered state of consciousness with mystical-religious content in life-threatening conditions with post-suicidal states of the "new life" type.

Текст научной работы на тему «СУИЦИДАЛЬНЫЙ КРИЗИС: АНГЕЛЫ РЯДОМ»

© Любов Е.Б., 2021 doi.org/ 10.32878/suiciderus.21-12-02(43)-23-30

УДК 616.89-008

СУИЦИДАЛЬНЫЙ КРИЗИС: АНГЕЛЫ РЯДОМ

Е.Б. Любов

Московский НИИ психиатрии - филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, г. Москва, Россия

SUICIDAL CRISIS: ANGELS NEARBY

E В L ubov Moscow Institute of Psychiatry - branch of National medical research center

' ' y of psychiatry and narcology by name V.P. Serbsky, Moscow, Russia

Информация об авторе:

Любов Евгений Борисович - доктор медицинских наук, профессор (SPIN-код: 6629-7156; Researcher ID: В-5674-2013; ORCID iD: 0000-0002-7032-8517). Место работы и должность: главный научный сотрудник отделения клинической и профилактической суицидологии Московского научно-исследовательского института психиатрии -филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России. Адрес: Россия, 107076, г. Москва, ул. Потешная, д. 3, корп. 10. Телефон: +7 (495) 963-75-72, электронный адрес: lyubov.evgeny@mail.ru

Information about the author:

Lyubov Evgeny Borisovich - MD, PhD, Professor (SPIN-code: 6629-7156; Researcher ID: В-5674-2013; ORCID iD: 0000-0002-7032-8517). Place of work: Chief Researcher, Clinical and Preventive Suicidology Division, Moscow Research Institute of Psychiatry, a branch of the National Medical Research Center for Psychiatry and Narcology named after V.P. Serbsky. Address: Russia, 107076, Moscow, 3/10 Poteshnaya str. Phone: +7 (495) 963-75-72, email: lyubov.evgeny@mail.ru

В статье на основе эпидемиологических и качественных (самоописания) данных с иллюстрациями из нон-фикшн и художественной литературы и кинематографа серия случаев суицидального кризиса и незавершённого суицида представлена как континуум состояний измененного сознания с мистико - религиозным содержанием в жизнеопасных условиях с постсуицидальными состояниями по типу «новой жизни».

Ключевые слова: суицидальный кризис, состояния измененного сознания, религиозно-мистические переживания, постсуицид

«Мой ангел-хранитель в очередной раз навесивший мне пенделей при попытке к бегству из зоны, именуемой жизнью».

Д. Рубина «Камера наезжает»

Суицидальное поведение (СП) может быть чудесно прервано внешними силами (Deus ex machina, «бог из машины») и самим амбитендентным суици-дентом на этапе острого пресуицида [1], или пресуи-цидального синдрома (Ringel E., 1953). В обратимой фазе СП возможны полиморфные психопатологические симптомы, включая психотические, выполняющие роль суицидальных и защитных факторов.

У Оливера Сакса [2] - примеры «спасающих галлюцинаций» с привлечением свидетельства З. Фрейда:

«дважды оказывался в положениях, угрожавших моей жизни, причём оба раза осознание опасности наступало внезапно, словно озарение ... ввиду крайней опасности слышал голос извне, громко выкрикивающий в ухо отчётливые команды. Я не только слышал эти слова, я видел их на листке бумаги передо мной в воздухе».

"My guardian angel once again slapped me

in the face when I was trying to escape from the

prison called life."

D. Rubina "The camera is coming in"

Suicidal behavior (SB) can be miraculously interrupted by external forces (Deus ex machina) and by the ambi tendentious suicide attempter themselves at the stage of acute presuicide [1] or presuicidal syndrome (Ringel E., 1953). In the reversible phase of SB, polymorphic psycho-pathological symptoms, including psychotic ones, acting as suicidal and protective factors, are possible.

Oliver Sachs [2] has examples of "saving hallucinations" using the testimony of S. Freud:

"Twice I found myself in positions that threatened my life, and both times the awareness of the danger came suddenly, like an inspiration ... in view of the extreme danger, I heard a voice from outside, loudly shouting out distinct commands in my ear. Not only did I hear these words, but also I saw them on a piece of paper in front of me in the air."

"A distinct, cold and determined voice" helped the climber who broke his leg to get out of the crev-

Скалолазу, сломавшему ногу, помог выбраться из расщелины «отчётливый, холодный и решительный голос».

Лев Выготский в горах же вывихнул колено. Добрый, но безапелляционный голос в ушах, отличный от привычной внутренней речи: «Ты должен идти» - укрепил решимость спастись. Из дневника.

Голоса предотвращают самоубийства «нередко»

[2].

Лиз, не справившись с крахом любви, была на грани самоубийства, но незнакомый мужской голос извне строго сказал: «Нет, ты не должна этого делать. Пройдёт немного времени, и ты не будешь несчастной, как сейчас». Лиз прошептала: «Кто это?». Вместо ответа на несколько секунд явилась «зернистая» светящаяся фигура молодого человека в костюме XVIII века. Испытала невероятное облегчение с приливом тихой радости. Игриво рассказывает об ангеле-хранителе.

Дополним коллекцию доктора Сакса.

Дева 14 лет бросилась в реку, но в пучине услышала голос умершей любимой бабушки: «Не делай глупости». Вынырнув, поспешила в Научно-практический центр профилактики суицидов и опасного поведения несовершеннолетних НМИЦ ПН им. В.П. Сербского.

Близки самоописаниям романтизированные истории.

Джордж, задавленный ворохом забот, решил утопиться в сочельник (суицидоопасная дата. Е.Б.), но ангел-хранитель показал опечаленный мир без него (вспомним другой ангельский глас: «смерть каждого Человека умаляет и меня». Е.Б.). Покинув юдоль печали, лучащийся радостью жизни исцеленный Жорж торопится к любимым: «коли есть друзья, уже многого добился в жизни». Эта замечательная жизнь (1946) - самая душеподъём-ная фильма США1.

Андре бросился с моста, но в волнах спасает ангелоподобную благодарную деву. Затем все по канону. К/ф «АнгелА.», Франция, 2005.

Адель намеревается прыгнуть с моста, но Габор, тоже в кризисе, уговаривает её стать мишенью в метании ножей (рисковать, так с пользой): «Похоже, вы собираетесь совершить глупость ... Мост не самое подходящее место для этого - вам обязательно кто-нибудь помешает». К/ф «Девушка на мосту», Франция, 1999.

Тот же «бродячий сюжет» в отечественной короткометражке «Про ангелов и их работу» (реж. Ф. Прожога, СПб, 2014). В качестве ангела во плоти (доброй самаритянки) - эмпатическая неудачница: «Если всё плохо, - это ещё не конец».

Кстати, добровольцы «Bridgewatch Angels» («Ангелы-смотрители за мостом») патрулируют притягательные для падений «Золотые ворота».

Кевин, выживший после попытки самоубийства и активный сторонник защитного барьера (один из немно-

"in the mountains I dislocated my knee. A kind but strict voice in my ears, different from the usual inner speech kept saying "You must go" - and strengthened my drive to be saved. From the diary of L. Vygotsky

Voices prevent suicide "not seldom" [2].

Liz, unable to cope with the collapse of love, was on the verge of suicide, but an unfamiliar male voice from outside said sternly: "No, you shouldn't do that. A little time will pass, and you will not be as unhappy as you are now. " Liz whispered, "Who is this?" Instead of answering for a few seconds, a "grainy" luminous figure of a young man in an 18th century suit showed up. I experienced incredible relief with a surge of quiet joy. She playfully talks about the guardian angel.

Let's add to Dr. Sachs' collection.

A 14 year old girl threw herself into the river, but in the depths she heard the voice of her deceased beloved grandmother: "Do not be a fool." Having emerged, she hurried to the Scientific and Practical Center for the Prevention of Suicides and Dangerous Behavior of Minors of the V.P. Serbian.

Self-descriptions are close to romanticized stories.

Crushed by a heap of worries, George decided to drown himself on Christmas Eve (a suicidal date, E.B.), but the guardian angel showed a sad world without him (remember another angelic voice: "the death of every Man diminishes me too." E.B.). Having left the vale of sadness, healed George radiant with the joy of life hurries to his loved ones: "if there are friends, he has already achieved a lot in life." This Wonderful Life (1946) is the most heart-inspiring film in the United States.

Andre threw himself off the bridge, but in the waves he saves an angel-like grateful girl. Then everything happens is according to the canon. "Angel A.", France, 2005.

Adele intends to jump off the bridge, but Gabor, also in crisis, persuades her to become a target in the throwing of knives (taking risks with a profit): "It looks like you are going to do something stupid ... The bridge is not the most suitable place for this -someone will surely break your plans." "A Girl on the Bridge", France, 1999.

The same "wandering plot" can be found in the national short film "About Angels and Their Work" (directed by F. Prozhoga, St. Petersburg, 2014). An angel (a good Samaritan woman) is shown as an empathic loser:

"If everything is bad, this is not the end."

By the way, volunteers from the Bridge-watch Angels patrol the Golden Gate that attracts suicide-attempters will ing to fall from their.

Kevin, a survivor of a suicide attempt and an active supporter of the protective barrier (one of the few evidential means of preventing suicide, E.B.):

1 Атрибут рождественского экрана в США, как наша «Ирония судьбы...» / One of the most popular Christmas movies in the USA, like "Irony of Fate ..." in Russia.

гих доказательных средств предупреждения суицида. Е.Б.): «... я бы не сделал этого, если бы со мной кто-то заговорил». К/ф «Мост». Великобритания - США, 2006.

Постсуицид: просветление-преображение. Ангел, возможно, касается крылом избранных.

Павел в последний миг убежал от запланированной гибели под паровозом: «гладил рукой седую, вздрагивающую голову, и далёким чёрным сном пробежала перед ним мрачная железнодорожная ветка и одинокий зловещий глаз . почувствовал себя сильным и крепким, и голос его был полный и громкий, когда он сказал: «Да, мама. Я буду жить». Л. Андреев «Весной».

«Замечательные примеры стойкого излечения» у К. Лоренца [3]. Отчаявшиеся молодые «удивительным образом» превращаются в уравновешенных и счастливых вопреки (благодаря?) тяжёлым медицинским последствиям суицидальной попытки: «вернули себе интерес к жизни, столкнувшись с труднопреодолимым препятствием».

Девушка (25) выбросилась из окна, обманутая любимым. В пожизненной инвалидной коляске обратилась в лучницу (ранее - лук видела на картинке), призёр Парао-лимпийских игр. В стойком (нажитом) гипертимном аффекте о попытке говорит отстраненно, с пренебрежением - о себе прежней, «слабой». Из личной коллекции Е.Б.

Любовь-ненависть («двойничество») Андрея Версилова привела к попытке самоубийства со сдвигом предиспозиционных суицидогенных личностных черт. Прострелив плечо (не сердце - сын оттолкнул его неуверенную руку), «очень гордый человек» обрёл «дар слёзный» и разом избавился от терзавших его бесов:

«О, это - только половина прежнего Версилова ... теперь совсем простодушен и искренен, как дитя, не теряя, впрочем, ни меры, ни сдержанности и не говоря лишнего. Весь ум его и весь нравственный склад его остались при нем, хотя всё, что было в нем идеального, ещё сильнее выступило вперед». Ф.М. Достоевский «Подросток»

Не раз ещё в преддверие 200-летнего юбилея обратимся к мнению великого душезнатца и проводника в катакомбах суицидальных мотиваций (пытливый журналист Ф.М. тандеме с жизнеописа-телем Ф.М.).

Дефенестрация («несчастный случай» в реактивном психозе) завершилась переломом плеча и психическим выздоровлением:

«Стук дятла сбросил с плеч. Прыжок. И я в уме». Э. Мандельштам «Стансы». Май 1935 г.

Постсуицид: «нетравматическое» душевное возрождение и новые горизонты.

Разорившийся купчик Иван Гагин (40) собрался топиться в Оке. Но услышал глас: «Погубишь душу!». На коленях в молитве решил: «Раз не судил Бог жизни богатой, буду служить людям безвинно и беспошлинно». Архитектор - самоучка, споро и ладно застроил центр Касимова, исследовал археологические памятники округи. К концу жизни (75) бессребреник отдал домишко под бога-

"... I would not have done this if someone spoke to me." "The Bridge". Great Britain, USA, 2006.

Post-suicide: enlightenment and transformation. The angel, perhaps, touches the chosen ones with a wing.

Pavel escaped the planned death under a steam locomotive at the last moment:

"I stroked my gray, trembling head, and in a distant black dream a gloomy railway branch and a lonely ominous eye ran in front of him ... I felt strong and strong, and his voice was full and loud when he said: "Yes, Mom. I will live". L. Andreev "Spring"

There are "wonderful examples of consistent cure" by K. Lorentz [3]. Desperate young people "miraculously" turn into balanced and happy despite (or due to maybe?) dire medical consequences of a suicide attempt:

"They regained their interest in life having faced an insurmountable obstacle".

A girl (25) deceived by her beloved threw herself out of the window. Being then confined to a wheelchair, she turned into an archer (previously she had only seen a bow in a picture), became a winner of the Paralympic Games. In the persistent (pressure) hypertimal affect, she speaks about the attempt and the former, "weak" herself in a detached manner, with disdain. From the personal collection of E.B.

Love-hate ("duality") of Andrei Versilov led to a suicide attempt with a shift in predisposition-al suicidogenic personality traits. Having shot through the shoulder (not the heart - his son pushed away his uncertain hand), "a very proud man" acquired a "tearful gift" and at once got rid of the devils that tormented him:

"Oh, this is only half of the former Versilov ... now he is completely innocent and sincere, like a child, without losing, however, either measure, or restraint, and without saying too much. All his mind and all his moral makeup remained with him, although everything that was ideal in him came forward even more." F.M. Dostoevsky "A Teenager"

More than once, on the eve of the 200th anniversary, let us turn to the opinion of the great soul-bearer and guide to the catacombs of suicidal motivations (inquisitive Dostoyevsky the journalist in tandem with Dostoyevsky the life-writer).

Defenestration (an "accident" in reactive psychosis) ended with a fractured shoulder and mental recovery:

"I dropped the woodpecker's knocking from my shoulders. A jump. And I'm back to my senses." E. Mandelstam "Stanses". May 1935

Post-suicide: "non-traumatic" spiritual rebirth and new horizons.

The bankrupt merchant Ivan Gagin (40) was going to drown himself in the Oka. But he heard a voice: "You will ruin your soul!" On his knees in prayer he made a decision: "Since God did not plan a rich life for me, I will serve people innocently and

дельню, сослав покорную престарелую жену в монастырь.

Опустившийся пьяница Ричард Фуллер (32) ютился в холодном доме. Корил себя в смерти дочери от пневмонии. Решив утопиться, вдруг оказался в «светящемся коконе». Затем в жизнетворческом эксперименте «что может один человек сделать на благо мира» в оставшиеся 55 лет проявился как «Homo universale»: архитектором, дизайнером, инженером, изобретателем («геодезический купол» на смену «кокону»), философом, математиком, писателем, поэтом1 ... и далее везде.

Сравним.

Э. Сведенборг (55), накоротке пообщавшись с ангелами, переродился в автора объёмных мистико-философических трудов «о небесах, о мире ангелов и об аде».

Джош Квили (23), восходящая звезда шотландского бизнеса, успешно скрывал депрессию даже от близких. Намеренно врезался в бетонный барьер, отделавшись царапиной. Впервые оседлав велосипед, проехал 10000 миль, в 14 странах рассказал о себе и психических недугах: «Я не религиозен, но второй шанс мне дан, чтобы использовать его правильно. Это похоже на возрождение. У меня цель в жизни, которую раньше не видел».

Альтернативный образ ангела-дискутанта, бессильного перед эсхатологической пустотой: вместо преображения доморощенный мыслитель обречён на исчезновение.

«Когда Павлюк уже стоял на табуретке с петлёй вокруг тощей кадыкастой шеи, ему явился ангел... В комнате было совершенно пусто, потому что ангел не холодильник, его сразу не видать. Так, некоторое сияние у правого плеча . Павлюк послушно присел под петлёй . - Ну хорошо, - сказал он наконец. - Но смысл? ... без смысла жить нельзя! - Вешайся, - сказал ангел. - Смысла ему! Вешайся и не морочь людям голову!» Виктор Шендерович «Без смысла»

Утешительны предсмертные грезы.

«Со смертью - не всё кончается».2

Секст Проперций

Иисусу (самоубийство чужими руками как освобождение духа) на пределе лютых мук ангел-хранитель в образе прекрасной девочки помог спуститься с креста в цветущую долину, где его встречает жена Мария Магдалина, путь от объятий к объятиям, от сына к сыну, дом и возделываемый в поте лица сад. И скажет Он: «Стыдно за неправедные пути к Господу. Я теперь человек, как и все, и впервые радуюсь жизни». Седой Иуда упрекает на смертном ложе старца Иисуса в «конформизме»: выбрал жизнь мирянина вместо назначения Мессии. Искушением стало простое человеческое счастье (пушкинское «да щей горшок, да сам большой»). «Ангел» обернулся Сатаной. Иисус из последних сил стряхивает «розовые цепи» и бредет со светлой улыбкой на Голгофу. К/ф «Последнее искушение Христа». Канада - США, 1988.

with no pay." A self-taught architect, he quickly and well built up the center of Kasimov, investigated the archaeological monuments of the area. Towards the end of his life (75), the unmercenary gave the house to an almshouse, sending his obedient, elderly wife to a monastery.

The lowered drunkard Richard Fuller (32) nestled in a cold house. He accused himself of the death of his daughter from pneumonia. Having decided to drown himself, he suddenly found himself in a "luminous cocoon". Then, in the life-creating experiment "what can one person do for the good of the world" in the remaining 55 years he manifested himself as "Homo universale": an architect, designer, engineer, inventor ("geodesic dome" to replace the "cocoon"), philosopher, mathematician, writer, poet1 ... and so on everywhere.

Let's compare.

E. Swedenborg (55), having a short conversation with the angels, was reborn as the author of voluminous mystical and philosophical works "about heaven, about the world of angels and about hell."

Josh Qilay (23), a rising Scottish business star, has successfully hidden his depression even from those close to him. He deliberately crashed into a concrete barrier but escaped death. Having got on a bicycle for the first time, he traveled 10,000 miles through 14 countries and spoke about himself and mental illnesses: "I am not religious, but I was given a second chance to use it correctly. It looks like a rebirth. I have a goal in life that I have not seen before. "

Dying dreams are comforting.

"Death is not the end."2

Sextus Propercius

A guardian angel in the form of a beautiful girl helped Jesus (suicide by someone else's hands as a liberation of the spirit) at the end of his fierce torment to descend from the cross into a blossoming valley where his wife Mary Magdalene meets him to walk the path from hugs to hugs, from son to son, home and garden cultivated in sweat. And He will say: "I am ashamed of the unrighteous ways to the Lord. Now I am a human being, like everyone else, and for the first time I enjoy life." Gray-haired Judas reproaches elder Jesus on his deathbed for "con-formism": you chose the life of a simple man instead of being appointed the Messiah. The temptation was simple human happiness. The "Angel" turned into Satan. Jesus, with his last strength, shakes off the dreams of temptation and returns with a bright smile to Golgotha. "The Last Temptation of Christ". Canada, USA, 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A lonely nameless eccentric shot himself. "As if" in a dream he plunges into "Eden" without anger, jealousy and even theft. He "awakens" with the awareness of a new mission - to sow love and goodness in a vicious, but real world:

1 Гёте о Гумбольте: «Он знал всё и знал всё основательно» / Goethe about Humboldt: "He knew everything and knew everything thoroughly".

2 На надгробье Иосифа Бродского / Engraved on the tombstone of Joseph Brodsky.

Одинокий безымянный чудак застрелился. «Как бы» во сне погружается в «Эдем» без злобы, ревности и даже воровства. «Пробуждается» с осознанием новой миссии -в порочном, но реальном мире сеять любовь и добро: «восторг, неизмеримый восторг поднимал все существо мое. Да, жизнь, и - проповедь!». Ф.М. Достоевский «Сон смешного человека» Сравним

В петле осуждённый уходит в сияющий край. У родного дома «жена, свежая, спокойная и красивая, спускается с крыльца ему навстречу . Он хочет прижать её к груди, как вдруг яростный удар обрушивается сзади на его шею; ослепительно-белый свет в грохоте пушечного выстрела полыхает вокруг него - затем мрак и безмолвие . тело его, с переломанной шеей, мерно покачивалось под стропилами моста». А. Бирс «Случай на мосту через Совиный ручей»

Приговорённый к смерти в «смирительной рубашке» пробует метод «малой смерти» (своеобразный транс): путешествует среди звёзд, испытывает опыт прошлых воплощений. Дж. Лондон. «Межзвёздный скиталец».

Дивны видения замерзающей малютки. «Никогда ещё бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе, в сиянии и в блеске, высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха - к Богу!». Х.А. Андерсен «Девочка со спичками» Обсуждение:

«Что может быть фантастичнее и неожиданнее действительности?

Что может быть даже невероятнее иногда действительности?».

Ф.М. Достоевский. Дневник писателя, 1876 г. Распространённость психотического опыта привела к размыванию границ медицинской (психопатологической) модели необычных переживаний, отклонений от ясности, континуальности и связи с «Я» (фрейдистская регрессия к ранней фазе чувства Эго). Хотя бы раз в жизни «голоса» посетили 319,5% (медиана 13%) «общего» населения [4], то есть многократно чаще болезненности психотическими расстройствами. Международное движение способствует обучению приёмам отстранения от «голосов», дестигматизации и демедикализации опыта «носителей» (крайняя позиция смыкается с антипсихиатрической).

Неоплатоники непроизвольные спасительные голоса-советчики называли «даймоний» (5alцovlov, греч. - «божественное»), личными ангелами - хранителями. Внутренний голос («гений») с измальства предостерегал и удерживал Сократа1 от рискованного для телесного и / или душевного благополучия

"delight, immeasurable delight raised my whole being. Yes, life, and - a sermon! " F.M. Dostoev-

sky "A Dream of a Ridiculous Man" Let's compare

Having a noose around his neck, the condemned goes to a shining land. At his home, "his fresh, calm and beautiful wife comes down from the porch to meet him ... He wants to hug her to his chest, when suddenly a furious blow falls on his neck from behind; a blinding white light in the roar of a cannon shot blazes around him - then come darkness and silence." He was dead "his body, with a broken neck, swayed regularly under the rafters of the bridge." A. Bierce "The Case on the Bridge over the Owl Creek"

A person sentenced to death in a "straitjack-et" tries the "little death" method (a kind of trance): he travels among the stars, lives the experience of past incarnations. J. London "Interstellar Wanderer"

Visions of a freezing baby are marvelous. "Never before has my grandmother been so beautiful, so majestic! She took the girl in her arms, and they flew together, in radiance and glitter, higher and higher, where there is no cold, no hunger, no fear - to God! " HA. Andersen "A Girl with matches"

Discussion:

"What could be more fantastic and unexpected than reality?

What could be even more incredible sometimes than reality? " F.M. Dostoevsky. A Writer's Diary, 1876 The prevalence of psychotic experience has led to a blurring of the boundaries of the medical (psychopathological) model of unusual experiences, deviations from clarity, continuity and connection with the "I" (Freudian regression to the early phase of the ego feeling). At least once in a lifetime, 3-19.5% (median 13%) of the "general" population [4] have experienced the "voice", that is, many times more often they suffer from psychotic disorders. The international movement promotes training in the techniques of removing from "voices", destigmatization and demedicali-zation of the experience of "carriers of voices" (the extreme position merges with the antipsychi-atric one).

Neoplatonists called the involuntary saving voices-advisers "daimonium" (Sai^oviov, Greek -"divine"), personal guardian angels. The inner voice ("genius"), from an early age, warned and restrained Socrates from an act that was risky for his bodily and / or mental well-being. Plato equated daimon and conscience. If conscience is the essence of "the action of God in a person" (F. Dostoevsky), its torments lead to suicide ("I know

Ч<... голос всякий раз отклоняет меня от того, что бываю намерен делать, а склонять меня к чему-то никогда не склоняет» (Платон. Апология Сократа). Возможно, голос благословил сократову добровольную смерть как «исцеление» / "... The voice always deflects me from what I am going to do, and it never inclines me to do something" (Platon. Apology of Socrates). Perhaps the voice blessed Socrates' voluntary death as "healing".

поступка. Платоном уравняли даймон и совесть. Коли совесть суть «действие Бога в человеке» (Ф. Достоевский), её муки влекут к суициду («знаю лишь одного тирана, и это тихий голос моей совести». Махатма Ганди) скорее, чем служат защитой.

«Реальность ушла, глаза оживились от иллюзии. Он начал всё воспринимать особым, интересным образом. И это небывалое спокойствие оказалось самым чудесным чувством из всех, что он когда-либо испытывал. Теперь он разговаривал сам с собой, сдержанно и уверенно, тщательно подбирал слова: компенсация, полное оправдание, суд последней инстанции. Так он избавлялся от вины, восстанавливал собственный идеальный образ. Он долго стоял, улыбаясь самому себе, заранее радуясь триумфальному освобождению, прежде чем решил, что пришла пора предъявить доказательства». А. Кронин «Древо Иуды»

Вещие «голоса» близки к благим мыслям в страстной молитве (медитации). Экстремальные ситуации (угроза «самости») служат триггерами галлюцинаций, вызванных аномальной активацией слуховой коры.

Транзиторные психозы религиозно - мистического содержания способны кардинально изменить жизнь и мировосприятие (см. жизнеописания святых и / или фанатиков), систему ценностей «до и после», что сближает их с «микрошубами». Сдвиг диатети-ческой пропорции Кречмера к гипертимному (ги-перстеническому) полюсу характерен для постпроцессуальных состояний типа практического выздоровления при шизофрении [5].

Обращают внимание гиперсоциабельность и альтруистический посыл «поцелованных ангелом»: «Преодолеть волю к самоубийству значит забыть о себе, преодолеть эгоцентризм, замкнутость в себе, подумать о других и другом, взглянуть на Божий мир, на звёздное небо, на страдания других людей и на их радости. Победить волю к самоубийству значит перестать думать главным образом о себе и о своём». Н. Бердяев «О самоубийстве»

По Достоевскому, при СП возможно аристотелево «очищение» страданием (катарсис) на пути развития вечной души.

Из таких испытаний «человек выходит наполненный не только более обострённым чувством смерти, но и более глубоким переживанием жизни. Каждый, кто слышал, как часто и как ясно звучит колокол Джона Донна, протяжно говорящий «ты должен умереть», порывисто обращается к жизни и наполняется благодарностью - ведь ему могло выпасть и вовсе не существовать на этом свете. Когда ты обряжаешься в смерть, словно в платье, то проникаешься её ценностью - и учишься высоко ценить жизнь» [6].

Пожизненно памятные переживания переполняющего счастья сродни «океаническому чувству» Р. Ролана. Вера, надежда, любовь благостного уми-

only one tyrant, and this is the quiet voice of my conscience." Mahatma Gandhi) rather than serve as protection.

"Reality is gone, his eyes were not blinded by illusion anu longer. He began to perceive everything in a special, interesting way. And this unprecedented calmness turned out to be the most wonderful feeling of all that he had ever experienced. Now he was talking to himself, with restraint and confidence, carefully choosing his words: compensation, full acquittal, last instance court. This way he got rid of guilt, restored his own ideal image. He stood for a long time, smiling to himself, rejoicing in advance of the triumphant release, before he decided that the time had come to present evidence." A. Cronin "The Tree of Judas"

Prophetic "voices" are close to good thoughts in passionate prayer (meditation). Extreme situations (threat of the "self1') serve as triggers for hallucinations caused by abnormal activation of the auditory cortex.

Transient psychoses of religious and mystical content can radically change life and perception of the world (see the biographies of saints and / or fanatics), the "before and after" value system, which brings them closer to "clothes". The shift of Kretschmer's diathetic proportion to the hyperthymic (hypersthenic) pole is characteristic of postprocedural states such as practical recovery in schizophrenia [5].

The hypersociality and altruistic message of "angels kissed" draws attention as well:

"Overcoming the will to commit suicide means one managed to forget about oneself, overcame one's egocentrism, isolation in oneself, started thinking about other people and other things, started looking at God's world, at the starry sky, at the sufferings of other people and at their joys. To defeat the will to commit suicide means to stop thinking mainly about yourself and your own." N. Berdyaev "On suicide"

According to Dostoevsky, SB can lead to Aristotelian "cleansing" by suffering (catharsis) on the path of the development of the eternal soul. About such experiences: "A person comes out filled not only with a heightened sense of death, but also with a deeper experience of life. Everyone who has heard how often and how clearly the bell of John Donne sounds, drawn-out saying "you must die", impulsively turns to life and is filled with gratitude - after all, he could have fallen out and did not exist at all in this world. When you dress up in death, as if in a dress, you are imbued with its value - and you learn to value life highly" [6].

Lifetime memorable experiences of overwhelming happiness are akin to the "oceanic feeling" of R. Roland. Faith, hope, love of blissful pacification (the materialist will refer to the release of norepinephrine), alleviate the suffering of the crisis.

The "near-death" (ontological) state repre-

ротворения (материалист сошлётся на выброс нора-дреналина), облегчают страдания кризиса. «Предсмертное» (онтологическое) состояние представляет взрыв нравственного чувства. Ф.М. Достоевский «Одна из современных фальшей». Дневник писателя.

Неевклидовая геометрия, открывающая реальность многомирия и многомерного пространства-времени [7], неслучайно влекла Ф. Достоевского. «Я» пронизывает многослойное вечное бытие и пространство одновременно в нескольких точках отсчёта: до и после гроба.

Жизнь «пробегает через материю». А. Бергсон Жертва суицида полагает: «Вот он я, ведь ничего не случилось» [7]. За посмертным измерением Смешного - маячит следующее.

И хрестоматийное: «Вместо смерти был свет. - Так вот что! - вдруг вслух проговорил он. - Какая радость! Для него всё это произошло в одно мгновение, и значение этого мгновения уже не изменялось. ... Кончено! - сказал кто-то над ним. Он услыхал эти слова и повторил их в своей душе. «Кончена смерть, - сказал он себе. - Её нет больше». Л. Толстой «Смерть Ивана Ильича»

Освобождающий свет - свет Христов, во мраке отчаяния и одиночества указывающий тихую бухту после-жизни. Выжившего - ждёт новое знание: «Жизнь, однако, лучше смерти. Жизни ты не прекословь». Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

В околосмертном состоянии искажены временные координаты («и дольше века длится день»). «Времени не будет». Апокалипсис Опыт «игрока со смертью» (отличать от ауто-асфиксиофила) с самоудушением: «И вот, после лёгкого страдания, стал погружаться в забытье. Если бы только перешагнуть через него, он, несомненно, вошёл бы в смерть. Он посмотрел на стрелку часов и увидел, что его страдания длились одну минуту и двадцать с чем-то секунд. За окном было совершенно темно. Но в этой тьме раздался крик петуха. Акутагава «Жизнь идиота»

Счастливые повороты проказницы-судьбы, вслед Дж. Толкину («О волшебных сказках»), назовём «эвкатастрофами» (пер. с греч. - «хорошее падение вниз»). Озарение, меняющее ход судьбы, жизнь с чистого листа в обход «зияющих высот» кризиса роднит постсуицидальные состояния с «се-рендипностью» (serendipity).

Самоописания умирающих (суицидентов) и нон-фикшн1 примеры соответствуют изменённым состояниям сознания, восприятия и оценки обстановки с пиковыми предсмертными (околосмертными) переживаниями [8, 9] вслед психосоциальному дистрессу и на фоне патофизиологических факторов

sents an explosion of moral feeling. F.M. Dostoevsky. "One of the Modern Falsehoods" A Writer's Diary.

Non-Euclidean geometry, which reveals the reality of many-worlds and multidimensional space and time [7], not by chance attracted F. Dostoevsky. "I" permeates the multi-layered eternal being and space simultaneously at several points of reference: before and after the coffin. Life "runs through matter." A. Bergson The suicide victim believes: "Here I am, because nothing happened" [7]. Behind the posthumous measurement of the Funny, the next stage looms.

And classics:

"There was light instead of death. - So that's what it is! He suddenly said aloud. - What a joy! For him, all this happened in an instant, and the meaning of this moment did not change anymore. ... It's over! -someone above him said. He heard these words and repeated them in his soul. "it's Death that is over, he told himself. "It's gone." L. Tolstoy "The Death of Ivan Ilyich"

The liberating light is the light of Christ, in the darkness of despair and loneliness, indicating a quiet bay of afterlife. The new knowledge awaits the survivor:

"Life, however, is better than death. Do not contradict life. " Sh. Rustaveli "The Knight in the Panther's Skin"

In the near-death state, the time coordinates are distorted ("and the day lasts longer than a century").

"There will be no time." Apocalypse The experience of the "gambler with death" (distinguished from autoasphyxia) with self-strangulation:

"And so, after a slight suffering, I began to sink into oblivion. If only to step over him, he would surely enter death. He looked at the hand of the clock and saw that his suffering lasted one minute and twenty-something seconds. It was completely dark outside the window. But in this darkness there was the crowing of a rooster. Akutagawa "The Life of an Idiot"

The happy twists and turns of the mischievous fate, following J. Tolkien ("About fairy tales"), will be called "eucatastasis" (translated from Greek - "a good fall down"). Illumination, changing the course of fate, life from scratch, bypassing the "gaping heights" of the crisis, makes post-suicidal states related to "serendipity".

Self-reports of the dying (suicide attempters) and non-fiction examples correspond to altered states of consciousness, perception and assessment of the situation with peak pre-death (near-death) experiences [8] following psychosocial

1В «Смерти Ивана Ильича» или «Страданиях юного Вертера» - анализы танатолога и судебно-медицинского эксперта высоким художественным слогом. Показательно: конвульсии Вертера не смутили его последователей-эстетов.

(удушье) при сужении когнитивной сферы, по Э. Шнайдману. В критических постсуицидах [10] брутальных попыток (ангелы обитают большей частью у воды, выступая антагонистами злонамеренных русалок) микросоциальный конфликт исчерпан: незавершённый суицид «разряжает» напряжённость кризиса. Вероятность рецидива СП мала, благодаря антисуицидальным факторам, требующим неустанной деятельности (креативность) и/или питаемых выстраданным миросозерцанием:

«над прошумевшими грозами в прозрачном воздухе торжественно сияет радуга, для русского - высший символ примирения». С. Цвейг «Три мастера... »

distress and accompanied with pathophysiological factors (suffocation) with narrowing of the cognitive sphere, according to E. Schneidman. In critical post-suicides [9] of brutal attempts (angels live mostly by the water, acting as antagonists of malicious mermaids), the microsocial conflict is over: unfinished suicide "discharges" the tension of the crisis. The likelihood of a relapse of SB is low, due to anti-suicidal factors that require tireless activity (creativity) and / or are fed by a suffering worldview:

"A rainbow - the highest symbol of reconciliation for a Russian - solemnly shines over the rustling thunderstorms in the transparent air." S. Zweig "Three Masters ... "

Литература / References:

1. Амбрумова А.Г., Леви В.Л. Личность и суицид. Сб. трудов. Московский научно-исследовательский институт психиатрии. 1974; 19-20: 50-54. [Ambrumova A.G., Levi V.L. Personality and suicide. Collection of works. Moscow Research Institute of Psychiatry. 1974; 19-20: 50-54.] (In Russ)

2. Сакс О. Галлюцинации. Пер англ. АСТ, 2017. 416 с. [Sachs O. Hallucinations. AST, 2017. 416 р.] (In Russ)

3. Лоренц К. Тепловая смерть чувства. Оборотная сторона зеркала. Пер. нем. М.: «Республика», 1998. [Lorenz K. The heat death of feeling. The reverse side of the mirror. Trans. from German. M.: "Republic", 1998.] (In Russ)

4. Beavan V., Read J., Cartwright C. The prevalence of voice-hearers in the general population: a literature review. J. Ment. Health. 2011; 20 (3): 281-292. DOI: 10.3109/09638237.2011.562262

5. Любов Е.Б. Клинические и социальные критерии определения исходов типа практического выздоровления при шизофрении. (Вопросы снятия с диспансерного учета): Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 1987: 24 c. [Lyubov E.B. Clinical and social criteria for determining the outcomes of the type of practical recovery in schizophrenia. (Issues of removal from the dispensary registration): Abstract. diss. ... candidate of Medical Sciences, Moscow, 1987: 24.] (In Russ)

6. Джеймисон К. Беспокойный ум: Моя победа над биполярным расстройством. Пер. англ. Альпина Паблишер, 2019. 190 c. [Jamison K. Restless mind: My victory over bipolar disorder. Per. engl. Alpina Publisher, 2019. 190 p.] (In Russ)

7. Barsht K. Тема самоубийства и неевклидово пространство в творчестве Федора Достоевского [The theme of suicide and non-Euclidean space in the works of Fyodor Dostoevsky]. Slavica Wratislaviensia. 2018; 167 (3838): 11-14. DOI: 10.19195/01371150.167.11

8. Любов Е.Б. Завидуя Улиссу (дорожно-психиатрические зарисовки). Девиантология. 2019; 3 (2): 27-51. [Lyubov E.B. Jealous of Ulysses (road mental sketches). Deviant Behavior (Russia). 2019; 3 (2): 27-51.] (In Russ)

9. Зотов П.Б. «Жизнь после смерти» - в коррекционной работе с суицидентами. Академический журнал Западной Сибири. 2012; 5: 26-27. [Zotov P.B. "Life after death" - in correctional work with suicides. Academic Journal of Western Siberia. 2012; 5: 26-27.] (In Russ)

10. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Метод. рекомендации. М., 1980: 48 c. [Ambrumova A.G., Tikhonenko V.A. Diagnostics of suicidal behavior: A method. recommendations. Moscow, 1980. 48 p.] (In Russ)

SUICIDAL CRISIS: ANGELS NEARBY

Moscow Institute of Psychiatry - branch of National medical research center of psychiatry and narcology by name V.P. Serbsky, Moscow, Russia; lyubov.evgeny@mail.ru

Based on epidemiological and qualitative (self-reports) data with illustrations from fiction and non-fiction as well as cinema, a series of cases of a suicidal crisis with incomplete suicide is presented in the article within the framework of the continuum of an altered state of consciousness with mystical-religious content in life-threatening conditions with post-suicidal states of the "new life" type.

Key words: suicidal crisis, states of altered consciousness, religious and mystical experiences, post-suicide

Финансирование: Данное исследование не имело финансовой поддержки. Financing: The study was performed without external funding.

Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest: The author declares no conflict of interest.

Статья поступила / Article received: 11.04.2021. Принята к публикации / Accepted for publication: 27.06.2021.

E.B. Lyubov

Для цитирования: Любов Е.Б. Суицидальный кризис: ангелы рядом. Суицидология. 2021; 12 (2): 23-30. doi.org/10.32878/suiciderus.21-12-02(43)-23-30

For citation: Lyubov E.B. Suicidal crisis: angels nearby. Suicidology. 2021; 12 (2): 23-30. doi.org/10.32878/suiciderus.21-12-

02(43)-23-30 (In Russ / Engl)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.