Научная статья на тему 'Суфизм о пути любви к наивысшему совершенству (по мировосприятию шейха 3. Расулева)'

Суфизм о пути любви к наивысшему совершенству (по мировосприятию шейха 3. Расулева) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2327
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФИЙ / ЛЮБОВЬ / БОГ / ТАРИКАТ / ХАКИКАТ / ЗИКР / LOVE / GOD / TARIQAH / HAKIKAT / DHIKR

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вильданов Урал Салимович

В статье говорится о путях постижения Бога муридами (мюрид) суфийского братства Накшбандийа. Высшей целью познания суфий считает непосредственное постижение Бога в себе самом. Средством такого постижения выступает мистический Путь любви (или сердца). Сердце станет достойным получить любовь только тогда, когда оно сможет растворить посредством духовного усилия все проявления души. Согласно шейху Зайнуллы Расулева, такое духовное усилие, ведущее к Божественному, требует четыре этапа продвижения суфия: «шариат», «тарикат», «хакикат», «магрифат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sufism on the Path of Love to Perfection (according to Sheikh Zainulla Rasulev's World View)

The article considers the ways of comprehending God by the murids of the Naqshbandi Order. A Sufi regards the search for God in man himself as the chief aim of cognition. This is possible due to the mystic Path of love (or heart). The heart deserves the right to get love only if it disperses all the revelations of the soul by means of moral spirits. According to Sheikh Zaia Rasulev, such moral spirits leading to the Divine demands four stages of the Sufis inner development: sharia, tariqah, hakikat, magrifat.

Текст научной работы на тему «Суфизм о пути любви к наивысшему совершенству (по мировосприятию шейха 3. Расулева)»

ФИЛОСОФИЯ, социология

gfejfegfejfejfegfejfegfejfegfe ¿уЧ ¿Щ ^ ife gfe ^

У.С. Вияъданов

СУФИЗМ О ПУТИ ЛЮБВИ К НАИВЫСШЕМУ СОВЕРШЕНСТВУ (по мировосприятию шейха 3. Расулева)

В статье говорится о путях постижения Бога муридами (мюрид) суфийского братства Накшбан-дийа. Высшей целью познания суфий считает непосредственное постижение Бога в себе самом. Средством такого постижения выступает мистический Путь любви (или сердца). Сердце станет достойным получить любовь только тогда, когда оно сможет растворить посредством духовного усилия все проявления души. Согласно шейху Зайнуллы Расулева, такое духовное усилие, ведущее к Божественному, требует четыре этапа продвижения суфия: «шариат», «тарикат», «хакикат», «магри-фат».

Ural S. Vildanov

SUFISM ON THE PATH OF LOVE TO PERFECTION (according to Sheikh Zainulla Rasulev's World View)

The article considers the ways of comprehending God by the murids of the Naqshbandi Order. A Sufi regards the search for God in man himself as the chief aim of cognition. This is possible due to the mystic Path of love (or heart). The heart deserves the right to get love only if it disperses all the revelations of the soul by means of moral spirits. According to Sheikh Zainulla Rasulev, such moral spirits leading to the Divine demands four stages of the Sufi's inner development: "sharia", "tariqah", "hakikat", "magrifat".

Ключевые слова: суфий, любовь, Бог, тарикат, хакикат, зикр.

Key words: Sufi, love, God, tariqah, hakikat, dhikr.

Наиболее известными школами суфийского учения являются: Чиштийа, сформированная на рубеже XII—XIII вв. в Индии, представляла духовный идеал в области поэзии и музыки; Сух-равардийа, которая сложилась в конце XII — начале XIII в., учила таинству жизни, раскрывающемуся через метафизические знания и практику самоконтроля; Кадирийа, которая организационно оформилась к концу XIII в., учила мудрости на основе исламской религии; На-

кшбаидийа, которая возникла в конце XIV в., главную роль в ней играли символизм, ритуалы и обряды. К школе Накшбандийа принадлежал шейх из башкир Зайнулла Расулев.

Эти и многие другие школы явились основанием для появления многочисленных суфийских орденов. В них не обучали каким-либо абстрактным доктринам, догматам ислама. Суфизм — это Путь очищения (тарик ал-муджахада) от всего косного, догматичного и мертвого.

Вилъданов Урал Салимович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы факультета философии и социологии Башкирского государственного университета

©Вильданов У.С., 2012

8

У.С. Вимданов

Цель, которую ставят перед собой суфии, — это духовное, интуитивное, непосредственное постижение самого Бога, какой Он есть в себе самом. Средством такого постижения является мистический Путь любви (или сердца). При этом суфий раскрывает в себе наивысшее знание, которое обретается им только «оком» сердца — посредством озарения и духовного созерцания (под «оком» сердца подразумевается способность чувствовать трансцендентное, Божественное — «возлюбленную»).

Действительно, чтобы трансформировать себя до состояния зикра1, суфию необходимо развить в себе «око» сердца. Чтобы подняться до уровня высшей Истины ему остается один путь — Путь любви.

Суфизм — это Путь любви. Любовь проявляется только в том сердце, которое достойно ее получить. Сердце станет достойным получить любовь только тогда, когда оно сможет растворить посредством духовного усилия все проявления души (нафса2). Суфии считают, что ум и рассудок не в состоянии постичь Бога. При этом Божественная любовь в сердце суфия может возникнуть одним из двух возможных путей любви (или сердца):

1) как результат притяжения подобного подобным;

2) посредством прохождения им Пути.

В случае притяжения подобного подобным Божественная любовь возникает в суфии без всяких опосредствующих связей со стороны учителя или наставника. Благодаря этой любви суфий предает забвению все, кроме Самого Бога. При прохождении этого пути ученик испытывает любовь к мастеру Пути, который преображает эту любовь в любовь Божественную.

В первом случае — в Пути любви как результат притяжения подобного подобным — Бог в своей милости и щедрости одним мановением забирает сотворенное существо в Свое присутствие, лишая его самости. Подобного человека называют маджуб («привлеченный»), случается такое крайне редко.

Другой способ Пути любви — это «тарикат». 3. Расулев в «Божественных истинах» выделяет четыре этапа продвижения ученика к Божествен-

ной мудрости [I, с. 340—365]. В противоположность ситуации с маджубом тарикат требует от ученика усилий и силы воли.

Рассмотрим четыре этапа продвижения ученика к Божественному согласно 3. Расулеву.

Первый этап — шариат («прямой, правильный путь»; мусульманский закон, предписания ислама, авторитетно установленные в качестве обязательных для правоверных), исполняется с целью следования предписаниям Аллаха и отказа от совершения осуждаемых им поступков. Другими словами, шариат следует исполнять так, чтобы избежать ада и попасть в рай [I, с. 347]. Как комплекс предписаний, закрепленных Кораном и сунной пророка Мухаммада, шариат определяет убеждения мусульман, формирует их нравственные установки, а также выступает источником регулирования конкретных норм поведения.

Застывшие на первом этапе мусульмане, которые усердно соблюдают нормы шариата, обычно становятся либо очень фанатичными, либо очень подавленными людьми. Отстраненные от своего духовного плана, от своего внутреннего Бога, слепо верующие люди полностью предоставлены материальному миру, внешним догмам, довлеющим над их душой, Священным писаниям, традициям, культурам.

3нание шариата, Корана, хадисов или других догматических положений ислама не способствует происхождению истинной морали, приобретению свободы, они зарождаются внутри человека. Истинная мораль следует из медитации, но никогда из слепой веры в определенное учение.

Когда говорят о суфизме, то имеют в виду множество мусульманских религиозных школ и братств, объединенных мистической целью. Методы и способы практического достижения этой цели включают в себя различные психотехнические, духовно-религиозные и физические упражнения, сведенные в строго определенную, но в живую систему. Основополагающие составляющие данной системы — это: погружение в себя (мушахада), фиксация позы (джалса), контроль над дыханием (хабс ан-нафс, хабс-и дам), координированные движения и изустное повторение зикра.

1 Зикр (букв, «поминание») — духовное упражнение с целью ощущения внутри себя Божественного присутствия, прославление имени Бога для достижения духовной сосредоточенности [2, с, 247—321],

2 Нафс (араб,) — в исламе, животная (страстная) душа человека, следующая за прихотями тела,

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ, 2012/1 (55)

СУФИЗМ О ПУТИ ЛЮБВИ К НАИВЫСШЕМУ СОВЕРШЕНСТВУ

9

Второй этап — тарикат («дорога», «путь», «суфийское братство»). Тарикат служит средством следования сунне пророка Мухаммада и борьбы с плотской душой и шайтаном (сатаной). На этом этапе происходит полное подчинение суфия-му-рида шейху-муршиду (мюршид) и обращенность мурида всем своим существом и помыслами к Аллаху. Другими словами, тарикат — это средство достижения полного совершенства чистоты сердца с помощью веры в Аллаха [I, с. 347].

Стадии продвижения и совершенствования человеком своей природы в процессе прохождения им суфийского пути включают в себя: I) материальную природу; 2) приказывающего нафса; 3) обвиняющего нафса; 4) вдохновленного нафса; 5) успокоенного нафса; 6) духа; 7) глубинного сознания; 8) сокровенного сознания.

В суфизме имеются специальные зикры, соответствующие этим духовным составляющим (атрибутам) и стадиям очищения души. Сам 3. Ра-сулев практиковал духовные упражнения, чтобы постоянно ощущать внутри себя Божественное присутствие. Для 3. Расулева зикр — это ритмичное, связанное с дыханием, повторное поминание имен Бога. В заглавии к своей книге он отмечает, что эта книга — «канон дыхательных упражнений суфийского братства Накшбандийа-Халидийа» [I, с. 341]. Благодаря зикру, человек более не растрачивает свою энергию на взволнованность ума, но полностью сосредотачивает ее на поминании Бога. Тем самым он избавляется от психических конфликтов и обретает внутреннее равновесие, спокойствие и чувство безопасности.

Третий этап — хакикат («истина, правда, подлинность») — это не отрешенность от земного мира («дунья») и от исходов и результатов (событий этого мира), а полное осознание этого мира. Другими словами, хакикат необходим для раскрытия в себе Божественной сущности [1, с. 347].

Как суфийское понятие, хакикат служит для обозначения замены человеческих качеств божественными. Такая постановка вопроса неприемлема для ортодоксальных мусульман. Слово «хак» (истина) у них порождает чувство неприязни.

В отличие от жизни слепо верующих, у человека, «не застывшего» на этапе «шариат», жизнь не может быть скованной принципами ортодоксального ислама. Он свободен от всякого фанатизма, всяческих догм и предписаний, довлеющих над

остальными верующими. Но в то же время он, человек высокого идеала и совершенной морали, глубокого мышления и очень развитого сознания, ведет полную свободой жизнь в этом мире.

Четвертый этап — магрифат (состояние «каль», в котором пребывает «ариф» — постигший истину и мудрость суфий) — «отрешенность от отрешенности, отказ от отказа, полный отказ от всего, кроме Всевышнего Аллаха». Другими словами, магрифат — это сердечная чистота и искренность, совершенство «гирфан» (Божественное знание), которое в себе раскрыл совершенный, «просветленный» суфий — «ариф» [1, с. 347].

В суфизме человек, достигший последней стадии — сокровенного сознания — в процессе прохождения суфийского пути, называется «совершенным», человек, достигший этого совершенства, — ал-Каххар (победитель). Это — наичистейшая из стадий, ибо ал-Каххар — одно из имен Кутба (духовный Мастер). С помощью этого имени Кутб наделяет страждущих светом, милостями и добрыми вестями, радостью, озаряющей сердца жаждущих знания, беспричинным восторгом и трансом, которые они испытывают.

«Совершенный человек» — это духовный мастер, преодолевший все ступени духовного пути. Человеку недостаточно просто провозгласить себя кутбом, чтобы доказать, что он действительно преодолел все эти ступени. Тот кутб, у которого он прошел свое ученичество, назначает его мастером. Именно по этой причине суфийские мастера и шейхи должны прямо указывать на ту цепь посвящений, посредством которой они сами стали суфиями, т.е. кутб должен продемонстрировать свою хырку (рубище дервиша).

Таковы четыре этапа продвижения ученика к Божественной мудрости, выделяемые 3. Расуле-вым в его «Божественных истинах».

ЛИТЕРАТУРА

1. Расулев 3. Божественные истины, постижения которых необходимо для муридов суфийского братства Накшбандийа // В кн.: Шейх Мухаммад Амин ал-Курди ал-Эрбили. — Книга вечных даров (О достоинствах и похвальных качествах суфийского братства Накшбандийа) / пер. с араб И.Р. Насырова. — Уфа: РИО РУМНЦ Госкомнауки РБ, 2000.

2. Вилъданов У.С. Человек в трансцендентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ. — Уфа: БашГУ, 2006.

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2012/1 (55)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.