СУФИЙСКАЯ МЕТАФИЗИКА ЛЮБВИ В ТРАКТАТЕ РУЗБИХАНА БАКЛИ «ЖАСМИН ВЛЮБЛЕННЫХ»1
В статье рассматривается описание процесса возникновения любви в персидской суфийской литературе. В качестве примера приводится фрагмент из трактата «Жасмин влюбленных» Рузбихана Бакли Ширази (1128-1209) -одного из важнейших ранних сочинений, целиком посвященных человеческой и Божественной любви. Статья снабжена комментированным переводом с персидского языка четвертой главы трактата.
Ключевые слова: Рузбихан Бакли, персидский суфизм, созерцание отроков, земная любовь, Божественная любовь.
Феномен мистической любви, лежащий в основе суфийского учения, представляет собой один из поразительных аспектов суфизма: целью каждого мига жизни суфия становится трансцендентный и абсолютный объект, любовь к нему целиком занимает сознание мистика, а все его помыслы сосредоточены лишь на скорейшем соединении с ним.
Многие суфии называли себя идущими по «пути любви» (тафаЬп '/од), при этом четко разделяя любовь «метафорическую», «иллюзорную» (та}а21) и «настоящую» (haqlqí). Одни утверждали, что называть «возлюбленным» следует только Бога, другие же считали, что объектом любви может стать и человек, в котором отражается Божественная красота. Более того, некоторые суфийские авторы расматривали земную любовь как неоценимый для мистика опыт, который должен стать его первым шагом на пути к Божественной любви. Ширазский суфий Рузбихан Бакли в трактате «Жасмин влюбленных» ('аbhar а1-ащт) пишет: «Когда душа получила воспитание человеческой любовью ('isq-i ¡жат) и упрочилась в тайне любви, а сердце в огне любви закалилось против низменных и порочных мыслей, от ударов гнева любви душа приказывающая (nafs-i аттага) стала успокоившейся (тиШа'та)» . Используя оппозицию коранических образов души, приказывающей
3
творить зло , которая олицетворяет все низкие устремления и греховные мысли человека, и «души успокоившейся», которой уготовано место в
© Алонцев М.А., 2015 66
Раю рядом с другими праведниками4, Рузбихан тем самым не только утверждает необходимость прохождения стадий земной любви, но и
5
указывает на их несомненную пользу .
Суфийские авторы зачастую ассоциировали прохождение мистиком стадий земной любви с созерцанием «проявлений» (tajaUÍ) Божественной красоты в объектах тварного мира. В высказываниях ранних мусульманских подвижников это термин использовался для обозначения блаженного видения, ожидающего людей в день Воскресения. Среди суфийских авторов этот термин часто употреблялся, в частности, в сочинениях Мансура Халладжа (казнен в 922). Халладж утверждал, что Бог постоянно является людям в предметах и событиях окружающего мира, но «узнают его» только немногие избранные. Человек, который ни на мгновение не забывает о присутствии Бога в окружающем мире и созерцает его во всем сущем, в конце концов приходит к тому, что утрачивает свои индивидуальные человеческие качества (nasñí) и погружается в Божественность (lahüt) .
С этими представлениями связана популярная в кружках суфиев на ранних этапах развития мусульманского мистицизма, а позже получившая распространение среди суфийских братств, практика созерцания прекрасных «безбородых отроков и отроковиц», имевшая сразу несколько названий (nazar ila-l-ahdat, nazar ila-l-murd, sahid-bazí). Это процесс наблюдения за молодыми людьми, обычно сопровождавшийся суфийскими радениями (sama') с музыкой, танцами и исполнением составленных по случаю четверостиший-руба'и. Для многих суфиев это являлось ритуализированным действом, основанным на представлении о том, что Божественные проявления в тварном мире можно увидеть, созерцая прекрасные лица, которые и представляют собой свидетельство (sahid) Божественной красоты .
Однако далеко не все суфии разделяли подобную точку зрения. Более того, многие называли подобную практику порочной. Законоведы, суннитские богословы и примыкавшие к ним «умеренные» суфии считали, что общество «безбородых отроков» вводит мистиков в сильное искушение9. Это недовольство подтверждается рядом рассказов о знаменитых суфийских подвижниках. Так, например, 'Абд ал-Карим Кушайри (ум. 1072) в своем «Послании» рассказывает историю об Абу Са'иде Харразе (ум. 899), который видел во сне, что Шайтан похвалялся, будто бы у него наконец появилась ловушка для суфиев - «любовь к безбородым»10.
67
Автор первого крупного персоязычного суфийского трактата
«Раскрытие скрытого» 'Али ибн 'Усман Худжвири (ум. 1073 или 1077) в
пространном пассаже порицает распространение этой практики в среде
суфиев: «Созерцание отроков и [нахождение] в их обществе - запретно, а
дозволяющий это - неверный. Предания, которые приводят в оправдание
этого, - пустословие и невежество. Видел я невежд, которые по ошибке
11 т*
отрицали всех людей этого пути . И видел я, что это сделали правилом, но все шейхи считают это порочным. Это осталось от приверженцев воплощения (ЪиШНуап)12 (да проклянет их Бог среди приближенных к Нему и суфиев!)13».
Как мы видим из этого отрывка, суфиев, практиковавших созерцание отроков, обвиняли в Ш/Ш - воплощении одной вещи в другой; при этом бытие одной становится бытием другой. Мусульманские богословы этим термином обозначали воплощение Божества в человеке, ассоциируя его с соответствующей идеей христианского вероучения. Кроме того, в приверженности концепту «воплощения» обвиняли крайних ши'итов, проповедовавших обожествление 'Али и некоторых суфиев. Именно признание возможности наличествования «вечного в преходящем» стало краеугольным камнем обвинения на процессе против Халладжа, хотя тот и старался избегать этого термина в своих сочинениях14.
Памятуя о трагической судьбе Халладжа, многие суфии были вынуждены прибегать к многообразным иносказаниям и намекам при описании состояния единения с Богом. Некоторые суфийские авторы в своих сочинениях уделяли особое внимание апологетике Халладжа и попыткам примирения практики созерцания отроков с нормами мусльманского религиозного закона. Четвертая глава трактата «Жасмин влюбленных» Рузбихана Бакли представляет собой одну из таких попыток. Ниже приведен перевод данной главы.
Глава четвертая.
О преимуществе (/аНШ) испытывающих приязнь (тиШЬЪгп), которые привыкают к красоте (кшп), к почитаемому красивым (тш?акзап) и к возлюбленным, почитаемым красивыми.
(§48) Передают о пророке (да благословит его Бог и приветствует!), что он сказал: «Нет добра в том, кто не любит и не
68
любим15». Искатель жемчуга в море толкований томления и работорговец невестами любви на рынках16 созерцания Проявления и света с востока Нисхождения (благословления Бога с ним!!)11 сказал: «Всеобщее благо (xayr-i kullí), несущее пользу обитателям обоих миров, из всех людей отметило влюбленного и возлюбленного, так как любовь влюбленного и возлюбленного появилась от воздействия Божественной любви».
(§49) Когда влюбленный и возлюбленный соединились в любви, и стали пребывать по этой причине разнообразная Милость (ni 'mat) и здешнее сиюминутное наслаждение (lazzat-i zaman-u makan), они попали в плен вкушения (zawq). Благо из всего сущего указало на влюбленного и возлюбленного потому, что влюбленного побуждает предвечная (azalí) любовь, а дух влюбленного загорается от преходящей (fi'lí) красоты. Когда [он] перенес любовь из того источника (ma'dan) [человеческой любви] в источник сущностных (zatí) светов, облик и нрав возлюбленного скрылись (multabas) за светом Мощи.
(§50) И еще [передают] о Пророке (да благословит его Бог и приветствует!), что он сказал: «Кто любит, целомудрен, хранит [тайну любви] и умирает - умирает мучеником». Луна приближенности к отделенности (ta/ríd)18, солнце мира единения (tawhíd) и странник пустыни уединения (tajríd) (благословления Бога ему!)19 сказал: «Есть несколько тонких указаний на преимущество (fazílat) влюбленных, которые для испытывающих приязнь служат доказательством на пути приязни, а для влюбленных - рассказом о течении любви».
(§51) Он представил приближенность в [той] любви доказательством человеческой любви при помощи благословенного намека (ramz). [Он] знал, что святые духи в стране Начала (bidayat) в шахрастане Могущества близ шатра Господина узрели друг друга. От созерцания следов Истинного, которые они узрели в видении друг друга, под воздействием той красоты, близости (muqaranat) и взаимного подобия (musabahat) атрибутов они стали друзьями. А когда они приходят в этот мир, вновь смотрят друг на друга теми глазами. И от преобладания достоинств (ahlíyyat), чистоты свойств, оповещения (ta 'ríf Всеобъемлющим Разумом и близости души к душе, снова замечают друг друга и при помощи света проницательности вновь узнают друг друга и влюбляются.
69
(§52) Так он (благословит его Бог!) изрек: «Духи - собранное войско, и те из них, кто узнал друг друга, сошлись, а те из них, кто отреклись -разошлись». Расхождение некоторых произошло из-за ревности (¿аут?) Истинного. Если бы они вновь увидели друг друга, то навсегда остались бы влюбленными друг в друга и не достигли бы первоисточника, которым является вечная любовь. Истинный из ревности и жалости (¿ауга?аП va $а/ада?аП) к ним скрыл от них и притязания на любовь и ее причины, когда они вновь узнали друг друга. А для тех, кто познал друг друга, странствие по дорогам Божественных путей стало легче. Это также [проявление] милости и жалости к ним.
(§53) Но он изгнал из души (/ап) низменный (nafsаní) нрав, восседавший в человеческой любви на верховом животном [по имени] «Украсил ваши формы»20, при помощи тайне, переходящей от души к душе. Он знал, что в такой душе животная душа [подкрепляется] сладостью страстей. Поэтому он уздой целомудрия укротил животную душу (па/^) и сказал: «И он целомудрен». [Он] ведал, что на душу, зрящую благодаря свету разума, дым природы не влияет, и наказал разуму путь целомудренного нрава (?а'а//и/ч ах/ад)21. А если бы не
[изгнал] - то верховому животному любви не осилить при помощи
22
самоограничения и целомудрия груз природной страсти, а ведь истинное значение любви - приведение членов во всеобщее движение [к Истинному].
(§54) Что касается хранения тайны (МШап) [любви], то оно, по указанию Господина влюбленных, приравнивается к жару души, [необходимому] для того, чтобы [душа] полностью сгорела в огне любви, и языки огня любви утихли. Если влюбленный постучит в дверь любви, то с этого момента его называют мучеником (sahíd), так как он будет убит мечом ревности на стоянке бедствия, и будет сожжен огнем любви и жара при хранении [тайны]. Он (мир ему!) сказал: «Кто сжигаем огнем любви, тот - мученик, и кто убит на пути Бога, тот - мученик».
(§55) Когда из-за любви он (влюбленный) стал мучеником, он движется рядом с пророками на верховом животном любви в присутствии [мира] Могущества и ристалищ [мира] Царства, потому что царская дорога любви - место убийства мучеников и место собраний (masаhid) пророков23. Увидишь ли равных им в посланничестве, славе и величии среди пророков (паЬг), праведников (siddíд), благочестивых ^аШ) и
70
мучеников? Так как целомудрие при испытании любовью подвергается опасности со стороны природы, прочитай: «А кто повинуется Аллаху и посланнику, то они - вместе с теми из пророков, праведников, исповедников, благочестивых, кому Аллах оказал милость. И сколь прекрасны они как товарищи!»24 Возлюбленный со столь [прекрасными] атрибутами, [полученными] от Истинного, являет свое лицо, как солнце Величия, [встающее] из-за горы Предвечности. Если ты способен видеть, то посмотри, как он является пред таким! Посмотри в зеркало милости субстанции его формы, чтобы [увидеть], как являет сияние свет звезды его души в оболочке атрибутов в мире его внешности, и как выводится узор Атрибутов в книге букв действий, на странице его красоты (кшп) и прелести (/атаТ) .
(§56) Из-за ее25 стана у меня в сердце возникает [большая] смута, от видения ее красоты у меня в [животной] душе появляется благочестие, на пути разлуки с ней в моем сердце появляется [тесная] приближенность (у!1ауаЛа), на ристалище встречи с ней дух мой сражается с несколькими любовями. Ты скажешь, мол, что это была за жемчужина, которая упала с нити Царства? Что это была за чарующая невеста из дома Могущества, которая убежала от этого опечаленного.
Стихи:
О кумир, я сам потерял все
И сторонился любви к тебе!
А ты же пришла мучить меня!
Почему в городе я был для тебя предметом насмешек?
_Примечания
Работа выполнена в рамках НИР «Традиционные основы современных культур и макрорегионов Востока» (ШАГИ РАНХиГС, 2013-2014).
Rüzbihän Baqli. 'Abhar а1-а^Тп. Ba kusis-i H. Corbin va M.Mu'In. Tehran, 1958. S. 203. Нумерация параграфов дана по тексту издания.
Коран 12:53. Цитаты из Корана даются в переводе И.Ю. Крачковского, если не указано иное: [Электронный ресурс] URL: http://tanzil.net (дата обращения: 26.01.2015). Коран 89:27-30.
Подробнее об этапах земной и Божественной любви см.: Алонцев М.А. Зарождение и виды человеческой и Божественной любви в трактате Рузбихана
2
3
71
ii. 12.
Бакли «Жасмин влюбленных» // Вестник РГГУ. Серия «Востоковедение. Африканистика» №20 (100). М.: РГГУ, 2012. С. 9-22.
Возникновение данного концепта обычно связывается с коранической историей о том, как Муса просил Бога явиться ему: «И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь, он сказал: "Господи! Дай мне посмотреть на Тебя". Он сказал: "Ты Меня не увидишь, но посмотри на гору; если она удержится на своем месте, то ты Меня увидишь". А когда открылся (tajallä, транскрипция моя - М.А.) его Господь горе, Он обратил ее в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он оправился, то сказал: "Хвала Тебя! Я обратился к Тебе, и я - первый уверовавший"» [Коран 7:143(139)].
Кныш А.Д. Таджалли // Ислам. Энциклопедический словарь / Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. М., 1991.
В качестве доказательства этого тезиса обычно приводился следующий айат: «Мы покажем им Наши знамения по странам и в них самих, пока не станет им ясно, что это - истина. Разве не достаточно для твоего Господа, что Он о всякой вещи свидетель (sähid, транскрипция моя - М.А.)?» [Коран 41:53]. Одно из самых известных сочинений, порицающих практику созерания отроков, - это трактат ханбалитского факиха Ибн ал-Джаузи (ум. 1201) «Покрывало Иблиса». Русский перевод одной из глав см.: Ибн ал-Джаузи. Талбис Иблис. Повествование о том, как Дьявол вводит в заблуждение многих суфиев при их общении с юношами из десятой главы «О том, как Дьявол вводит в заблуждение суфиев из числа праведных» / Вступл., пер. с араб. и комм. В.А. Дроздова // Восток (Oriens). № 6. М., 1994. С. 114-145.
Цит. по: Шиммель А. Мир исламского мистицизма / Пер. с. анг. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт. 2-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Садра», 2012. С. 287. Т.е. всех суфиев.
«Приверженцы воплощения» - hulüliyän. Имеется в виду раннемусульманская секта, получившая также название hulmaniya (по имени основателя секты Абу Хулмана ал-Фариси). Они получили свою известность благодаря тому, что считали любые проявления красоты в тварном мире воплощением Бога. Их культ состоял в поклонении всему, что отмечено красотой. В источниках приводятся истории о том, как члены этой секты падали ниц перед прекрасными людьми или даже цветами. Богословы обвиняли их в отождествлении Бога с конкретными предметами, пренебрежении к предписаниям закона и в признании переселения душ. Иногда их по ошибке причисляли к суфиям.
'Ali ibn Utmän al-Hujviri. Kasf al-mahjflb. [Электронный ресурс]. S. 188. URL: http://sufism.ir/books/download/farsi/hojviri/kashfol-mahjoob.pdf (дата обращения: 26.01.2015).
6
7
8
9
72
' Кныш А.Д. Хулул // Ислам. Энциклопедический словарь / Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. М., 1991.
15. Здесь и далее курсивом выделены фразы, переведенные с арабского языка.
. «На рынках» - в ориг. jlj^l j^ «в томлениях», вероятно, опечатка в издании или ошибка переписчика, д.б. j^ , тогда выстраивается образ («работорговец .... на рынках ...»).
. «Искатель жемчуга в море толкований томления» и «работорговец невестами любви ...» - т.е. тот, кто посвятил себя изучению сущности любви и этапов ее нисхождения в мир; вероятно, речь о Мухаммаде, слова которого приведены по-персидски.
. «Отделенность» - tafrïd. Худжвири цитирует Халладжа, который трактует tafrïd как отделенность от несовершенностей: «Первый шаг к единению - это устранение отделенности, ведь отделенность есть утверждение чьего-либо отстранения от несовершенств, а единение - это утверждение единства». Однако затем Халладж отмечает, что состояние «отделенности» позволяет утверждать существование иного-чем-Бог в отличие от состояния «единения» ( 'Ali ibn Utman al-Hujvin. Op. cit. P. 129).
19
Имеется в виду пророк Мухаммад.
20
Коран 40:64 (Перевод мой - М.А. ).
. Имеется в виду, что на душу, «зрящую благодаря свету разума», не влияют порывы животной души.
22. «Самоограничение» - takalluf. Букв. «затруднение», в суфийских сочинениях используется в значении «преодоление себя». Худжвири говорит о преодолении природной сущности и послушании: «Они обязаны соблюдать правила послушания Господу, иногда принужденно, а иногда - без принуждения». (Ibid. P. 153). Также употребляется в значении «подавление»: «уничтожение похоти осуществляется двумя средствами: первое основано на подавлении (takalluf), второе находится за пределами сферы человеческих действий и самоукрощения» (Ibid. P. 166).
23
Эта идея достаточно часто встречается у Рузбихана. Ср. описанное в его визионерском дневнике «Раскрытие тайн» видение о нападении льва, облаченного в Божественное величие, на пророков, святых и ангелов: (Ruzbihan Baqli. The Unveiling of the secrets. Diary of a Sufi Master / Trans. by C.W. Ernst. Chapel Hill, 1997. P. 121-122).
24 Коран 4:71(69).
25. Здесь автор от общих рассуждений вновь возвращается к истории собственной встречи с прекрасной женщиной - это один из важнейших элементов биографии Рузбихана, т.к. именно это встреча называется причиной составления данного трактата. Подробнее о биографии Рузбихана см.: АлонцевМ.А. Указ. соч. С. 10-13.
73