Информация для цитирования:
Алёнкина Н. Б. СУДЫ АКСАКАЛОВ: ЛЕГИТИМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЫРГЫЗСКОГО ОБЩЕСТВА // Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2019. № 1 (3). С. 24-36.
Alenkina N. AKSAKAL COURTS: LEGITIMIZATION OF TRADITIONAL VALUES OF KYRGYZ SOCIETY. Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2019. Is. 1 (3). Pp. 24-36.
УДК 347.9
BISAC LAW012000 LAW / Civil Procedure DOI: 10.34076/2619-0672-2019-1-24-36
СУДЫ АКСАКАЛОВ: ЛЕГИТИМАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЫРГЫЗСКОГО ОБЩЕСТВА
НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА АЛЁНКИНА,
Американский Университет в Центральной Азии (Бишкек, Кыргызская Республика)
Введение: в статье исследуются правовой статус и особенности рассмотрения споров судами аксакалов в Кыргызской Республике.
Методы: общенаучные и специально-юридические.
Анализ: основное внимание уделено внутренним противоречиям, с которыми сталкиваются суды аксакалов на современном этапе: самоидентификация и восприятие их обществом, требования к членам судов аксакалов, применение обычаев и традиций наряду с законодательством, обжалование и принудительное исполнение решений судов аксакалов в государственных судах.
Результаты: делается вывод о необходимости лишения судов аксакалов государственно-властных полномочий и большего фокуса на их примирительной функции.
Ключевые слова: суд аксакалов, суд старейшин, традиции, обычаи, традиционные ценности
UDC 347.9
BISAC LAW012000 LAW / Civil Procedure
AKSAKAL COURTS: LEGITIMIZATION OF TRADITIONAL VALUES OF KYRGYZ SOCIETY
NATAL'YA B. ALENKINA,
American University of Central Asia (Bishkek, Kyrgyz Republic)
Introduction: the article introduces the legal status and peculiarities of dispute resolution by the aksakal courts in the Kyrgyz Republic.
Methods: general scientific and special legal.
Analysis: the focus is placed on the internal contradictions faced by the courts of aksakals at present: self-identification and perception by society, requirements for members of aksakal courts,
application of customs and traditions along with legislation, appeal and enforcement of decisions of aksakal courts in state courts.
Results: the author concludes that it is necessary to exclude the powers of public authority from the courts of aksakals and its greater concentration on its conciliation function.
Keywords: court of aksakals, court of elders, traditions, customs, traditional values
Введение
В развернувшихся в начале 90-х гг. дискуссиях о выборе Кыргызстаном пути национального развития и адекватных этому структур управления мы нередко обращались к истории. Одним из источников национально-государственной идентичности служили демократические идеи, свойственные традиционному кыргызскому обществу. Отсылка к истокам была постоянным лейтмотивом публичных выступлений главы государства: «Многовековая история Кыргызстана дает нам силы для того, чтобы в новых условиях формировались, совершенствовались черты новой кыргызской национальной государственности -демократической и гуманистической по своей сути»1. Важно было, по его признанию, при наступлении новой жизни не растерять бесценный опыт прошлого, заветы предков.
Это стало предвестием идеи отказаться от следования «чужим образцам, не связанным с нашими национальными особенностями...» [Акаев 2003: 227-228], воплотившейся в попытке легитимизировать традиционные ценности и интегрировать их в создаваемые демократические институты управления. Примерами могут служить возведение в ранг государственной идеологии заветов Манаса, формализация народных курултаев (сход граждан), принятие закона о жамаатах (общинах). В своих обращениях Президент страны подчеркивал, что прошлое способно открыть многое, в том числе и источники духовных сил, корни общественного самосознания. Такое знание объединяет людей и наделяет их энергией толерантности и гуманизма.
Образ мудрого старца (аксакала) использовался политиками как уникальный рецепт
1 Приветственное слово Президента Кыргызской Республики А. Акаева участникам Международной научной конференции «Этапы становления и развития кыргызской государственности», 7 мая 2002 г.
демократической политики Кыргызстана [Ибраева 2008]. Уважение и почет старшему поколению, его беспрекословный авторитет свойственны народам Востока. А. Темиркулов отмечает, что возраст имеет значительную ценность в отношениях между членами кыргызских общин. Возрастной фактор является основой для выстраивания взаимоотношений [Теткки^ А. 2010: 84].
На этом фоне учреждение в 1993 г. судов аксакалов было естественным продолжением происходящих в стране процессов. Суд аксакалов был фактически заново «скроен» по хорошо известным лекалам с использованием атрибутов, отвечавшим потребностям зарождавшейся демократии: доступность для местного населения, выборы в члены судов аксакалов из числа наиболее авторитетных и уважаемых граждан, отсутствие бюрократии при рассмотрении споров, право разрешать споры на основе обычаев и традиций народов Кыргызстана. По меткому выражению Г. Ибраевой, суды аксакалов легализовали институт «мудрой старости» [Ибраева 2008].
Большинство авторов в своих работах о судах аксакалов проводят прямую параллель с судами биев, существовавшими в
XIX в. и упраздненными в конце 20-х гг.
XX в. после прихода советской власти [Тур-сунбаева 2015: 155; Ашимова 2015]. Между тем суды аксакалов только претендуют на роль векового института. Они не являются правопреемниками судов биев ввиду того, что были учреждены и действовали в разные исторические эпохи, их компетенция и порядок деятельности обладали значительной спецификой.
В суде аксакалов можно обнаружить не только отголоски древних традиций кыргызского народа, но и его советское прошлое, а также современные веяния альтернативных механизмов разрешения споров. Если идея этого института была основана на традиции
кыргызов доверять рассмотрение наиболее важных вопросов общественной жизни и решение споров уважаемым людям, то при разработке Временного положения о судах аксакалов [утверждено Указом Президента КР от 25 января 1995 г. № УП-30] использовалась практика работы советских товарищеских судов. Внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс в части взаимодействия суда аксакалов и государственного суда было осуществлено автоматически: слова «товарищеский суд» в тексте Кодекса были заменены на «суд аксакалов»1. Иными словами, суд аксакалов просто занял место товарищеских судов в процессуальном законодательстве.
Потребность в общественном правосудии существовала всегда, поскольку зависимость от государства, направленная на установление закона и порядка в кыргызском обществе, не была исторически обусловленной, импульс всегда шел от народа, а не от государства. На новом этапе необходимо было только «срастить» традицию уважения к аксакалам как хранителям народной мудрости с требованиями времени, в том числе минимальными стандартами отправления правосудия, и тем самым придать традиции новое звучание.
Чтобы понять, чем была вызвана необходимость учреждения этого института, почему для решения современных вызовов в обществе потребовалась апелляция к прошлому, нужно ответить на вопрос о том, распространение каких ценностей и норм поведения этим преследовалось. Возможно, это поможет осмыслить многочисленные противоречия, с которыми столкнулась практика деятельности судов аксакалов, и подскажет пути их преодоления.
Материалы и методы
При проведении исследования использованы общенаучные и специально-юридические методы.
Результаты
Конституцией Кыргызской Республики 2010 г. установлено право граждан учреждать суды аксакалов. Порядок учреждения
судов аксакалов, их полномочия и деятельность регулируются Законом Кыргызской Республики от 5 июля 2002 г. № 113 «О судах аксакалов».
Данный институт находится в постоянном поиске своего места в современном государственном устройстве: статья, определяющая конституционный статус суда аксакалов, «кочевала» по разным разделам Конституции. К примеру, с момента создания и до 1996 г. суды аксакалов имели статус местных судов, за ними признавалось право осуществлять правосудие (ст. 79 Конституции КР 1993 г.). В последующем они были выведены из судебной системы, однако статья о судах аксакалов вплоть до 2003 г. располагалась в главе 6 Конституции «Суды и правосудие». В новой редакции Конституции судам аксакалов было отведено место в главе «Местное самоуправление». Сегодня статья о судах аксакалов закреплена в главе «Гражданство. Права и обязанности гражданина» Конституции.
Суды аксакалов являются общественными органами и создаются без образования юридического лица. Они учреждаются по территориальному принципу: один населенный пункт - один суд аксакалов либо один айыл окмоту - один суд аксакалов. Если количество жителей города не превышает 25 тыс. - один суд аксакалов; если количество жителей составляет от 25 тыс. до 50 тыс. - два суда аксакалов и т. д. В городах, где имеются микрорайоны, суды аксакалов создаются независимо от количества жителей по принципу: один микрорайон - один суд аксакалов. Это позволяет максимально приблизить их к населению и сделать доступной и оперативной правовую помощь в разрешении конфликтов, повысить степень доверия конфликтующих сторон к институту судов аксакалов, в наибольшей степени учесть местные особенности.
По данным 2016 г. в Кыргызской Республике зарегистрировано 795 судов аксакалов2. В среднем они рассматривают 5340 дел в год3.
1 О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики»: Закон КР от 12 июня 1999 г. № 52 // Бюл. Верховного Суда Кыргызской Республики, 1999. № 2.
2 URL: http://dem.kg/kg/article/14610/v-bishkeke-ob-sudili-rol-sudov-aksakalov-i-raspredelenie-kolichestva-su-dov-v-regionah (дата обращения: 22.01. 2017).
3 В 2015 г. в суд аксакалов обратилось 4309 человек, в 2016 г. - 5017 человек, в 2017 г. - 6694 человек (Женщины и мужчины Кыргызской Республики. 20132017: статистич. сб. Бишкек, 2018. С. 129).
Для сравнения: в Кыргызстане 84 государственных суда всех инстанций1, что примерно в девять раз меньше количества судов аксакалов. Таким образом, доступность правосудия (в широком понимании этого слова) в регионах и повышение культуры рассмотрения мелких бытовых конфликтов обеспечиваются сегодня главным образом за счет деятельности судов аксакалов, что снижает нагрузку на суды общей юрисдикции.
Суды аксакалов работают самостоятельно, не образуя единой системы органов. Единственный вопрос, по которому они взаимодействуют, - передача дела из одного суда аксакалов в другой для рассмотрения по месту жительства правонарушителя, потерпевшего или ответчика (ст. 17, 18 Закона о судах аксакалов).
Суды аксакалов выполняют несколько важных функций: воспитательную, просветительскую и разрешения споров. В последнем случае они обладают ограниченной компе-тенцией2 и рассматривают дела:
по преступлениям небольшой тяжести, предусматривающим наказание, не связанное с изоляцией от общества (кража, захват земель и др.);
административным проступкам (потрава посевов, употребление наркотических средств, мелкое хищение, вовлечение несовершеннолетнего в антисоциальное поведение, нарушение правил содержания непродуктивных домашних животных);
имущественные и семейные споры граждан, установленные ст. 15 Закона о судах аксакалов.
Споры могут быть рассмотрены в суде аксакалов только при наличии согласия сторон. Это же правило действует и при передаче государственными судами и правоохранительными органами материалов на рассмотрение
1 URL: http://sot.kg/structures/bishkek.
2 Здесь необходимо сделать оговорку. После прошедшей судебно-правовой реформы суды аксакалов выпали из так называемых кодексов уголовно-правового блока, вступивших в силу с 1 января 2019 г. Поэтому в настоящее время положения Закона о судах аксакалов о праве этих судов рассматривать дела по преступлениям небольшой тяжести и административные проступки не применяются.
судов аксакалов. Как правило, согласие дается после возникновения спора или совершения проступка, материалы по которому передаются в суд аксакалов. Стороны вправе самостоятельно выбирать, какой именно орган будет рассматривать возникший спор - государственный суд, суд аксакалов или другой орган внесудебного разрешения спора.
Между судами аксакалов установлена территориальная подсудность - дела рассматриваются судом аксакалов по месту совершения правонарушения или по месту жительства ответчика (ст. 17 Закона о судах аксакалов).
Споры рассматриваются открыто и коллегиально. Неоспоримым преимуществом данного института являются его примирительная и воспитательная функции. Основное назначение института суда аксакалов состоит в примирении спорящих сторон, погашении социальных конфликтов на начальном этапе их возникновения. Следовательно, помимо высокой правовой культуры и хороших навыков правоприменения, члены судов аксакалов должны обладать большой гибкостью при принятии решений. Суды действуют путем убеждения, общественного воздействия, достижения примирения сторон и вынесения справедливого, не противоречащего законам и другим нормативным актам Республики решения. Суд аксакалов принимает решение по существу рассматриваемого имущественного и семейного спора, только если он не достиг примирения сторон (ст. 3, 28 Закона о судах аксакалов). Таким образом, эти суды на любой стадии рассмотрения спора должны использовать имеющиеся у них возможности для урегулирования спора мирным путем.
Суды аксакалов были наделены рядом преимуществ по сравнению с судами общей юрисдикции:
1) срок рассмотрения дел (материалов) в судах аксакалов составляет 15 дней. Спор разрешается, как правило, по месту его возникновения. Стороны могут быстро представить соответствующие доказательства, в необходимых случаях может быть произведен осмотр на месте и т. д.;
2) бесплатность рассмотрения споров (оно не облагается пошлиной);
3) отсутствие строгих формализованных процедур рассмотрения дела. Простота рассмотрения споров обеспечивает лингвистическую, коммуникационную, территориальную, культурную доступность рассмотрения споров для местного населения.
Во избежание романтизации суда аксакалов попробуем честно ответить на вопрос о том, смог ли суд реализовать огромный внутренний потенциал и надежду на интеграцию населения, повышение его самосознания, активности и культуры, которую связывали с его созданием? Резкие выступления представителей гражданского общества и экспертов, обращающих внимание на низкий кадровый потенциал, двойственность правового статуса, перекосы законодательства в части компетенции судов аксакалов, снижение их востребованности среди населения [Ибраева 2008; Ranjbar 2012], свидетельствуют о глубоких проблемах внутри данного института, которые отчетливо проявляются при попытке совместить суд аксакалов с государственными институтами.
Обсуждение
Попытка вписать традиционные ценности кыргызского народа в современную структуру общества обернулась серьезными противоречиями, обусловленными не столько шероховатостями законодательства или издержками практики, сколько непроработанностью концепции и отсутствием политической заинтересованности в развитии института. Рассмотрим эти противоречия.
Суд аксакалов - орган, осуществляющий разрешение споров, но не входящий в судебную систему.
Суд аксакалов сегодня не является органом судебной власти. Использование в его наименовании слова «суд» не делает его органом правосудия. Эта позиция изложена в решении Конституционной палаты Верховного суда КР от 9 декабря 2015 г. № 16-р, которое касалось статуса третейских судов. Однако сделанный в решении вывод имеет более общий характер и может быть экстраполирован на другие органы, осуществляющие разрешение споров и конфликтов: «Судеб-
ная защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется судами, входящими в судебную систему Кыргызской Республики, которая устанавливается Конституцией и законами Кыргызской Республики и состоит из Верховного суда и местных судов (части 1 и 3 статьи 93 Конституции Кыргызской Республики). Соответственно другие суды или иные образования, осуществляющие разрешение споров или иных конфликтов, не входящие в судебную систему Кыргызской Республики, не могут осуществлять правосудие в Кыргызской Республике». Такая же правовая позиция содержится в решении Конституционной палаты Верховного суда КР от 11 июня 2014 г. № 33 в отношении товарищеских судов чести: «Наличие в названии общественного органа, предварительно рассматривающего проступки офицеров и прапорщиков, слова „суд" не означает, что товарищеский суд чести является органом правосудия либо чрезвычайным судом».
Между тем на заре создания судам аксакалов отводилась принципиально иная роль.
В ст. 79 Конституции КР от 5 мая 1993 г. было закреплено, что «правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом. Судами Кыргызской Республики являются Конституционный суд Кыргызской Республики, Верховный суд Кыргызской Республики, Высший Арбитражный суд Кыргызской Республики и местные суды (суды областей, города Бишкека, районов, городов, арбитражные суды областей, военные суды, а также суды аксакалов и третейские суды)».
Временное положение о судах аксакалов КР также закрепляло статус судов аксакалов как общественных органов, призванных осуществлять правосудие в пределах предоставленных им прав и полномочий.
Таким образом, суд аксакалов не является органом, осуществляющим правосудие. Тем не менее в соответствии с правоприменительной практикой (решение Конституционной палаты Верховного суда КР от 9 декабря 2015 г. № 16-р) внесудебные органы по разрешению споров, осуществляющие свои функции в пределах своей компетенции и соблюдающие необходимые гарантии правового
процесса удовлетворяют понятию суда, определенному международными стандартами (ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.).
Члены суда аксакалов не обязательно аксакалы.
Исходя из буквального значения слова «аксакал» (кырг. белая (седая) борода) суд аксакалов в большей степени соответствует значению «суд старейшин», что формирует определенные стереотипы относительно возраста его членов, их половой и этнической принадлежности. Образ белобородого старейшины менее всего ассоциируется с молодым человеком или женщиной.
Однако законодательство до последнего времени не предусматривало специальных требований к членам суда ни по полу, ни по возрасту. То есть членами суда аксакалов могли быть и не аксакалы (в буквальном значении этого слова). Нет в законодательстве ограничений для членов судов аксакалов и по этнической принадлежности. Более того, позволяя судам аксакалов использовать традиции и обычаи народов Кыргызстана, закон тем самым подспудно указывает на этническую диверсификацию их членов. Многонациональный состав указанных судов, учитывающий компактное проживание различных этносов в том или ином населенном пункте, а соответственно и знание языка, уклада жизни, обычаев, положительно воспринимается спорящими сторонами [Аленкина 2016].
Между тем несколько лет назад в Закон о судах аксакалов были включены возрастной ценз (возраст не моложе 50 лет), ценз оседлости (проживание в данной местности не менее пяти лет), а также необходимость наличия у членов судов аксакалов оконченного среднего общего образования (Закон КР от 30 июля 2013 г. № 169 «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты КР»). Гендерные эксперты скорректировали качественный состав членов судов аксакалов, уточнив, что последними могут быть как мужчины, так и женщины, пользующиеся уважением и авторитетом среди местного населения, по деловым и моральным качествам способные выполнять задачи, поставленные
перед судами аксакалов. Нужно отметить, что примеров, когда членами судов аксакалов избирают женщин, более чем достаточно. Есть суды аксакалов, где председателем является женщина. Например, председатель Аламудунского суда аксакалов - этническая немка Розалия Брониславовна Проскурякова.
Если принять во внимание, что основой легитимности суда аксакалов является доверие к авторитету его членов (тот самый импульс от народа), который нарабатывается образом жизни, поступками, ценностными установками и реализуется через выборность членов суда аксакалов, то такие критерии как возраст, образование, оседлость, могут лишь опосредованно способствовать формированию доверия населения к аксакалам.
Сегодня члены суда аксакалов - это не обязательно убеленные сединами старцы. Ими могут быть лица обоего пола, различной этнической принадлежности, включая пятидесятилетних граждан, достаточно молодых для выполнения данной работы.
Суд аксакалов имеет статус общественного органа, и при этом государство может делегировать ему какие-либо функции.
Как уже отмечалось, с одной стороны, суды аксакалов являются общественными органами. С другой стороны, государство делегировало им публично значимую функцию по разрешению споров между гражданами и рассмотрению отдельных категорий дел, направляемых государственными органами и их должностными лицами.
Казалось бы, осуществление публичной власти - прерогатива государства, где делегирование, как правило, невозможно1. Государство допускает приватизацию вспомогательных функций, оставляя за собой ключевую роль, а также контроль и ответственность за деятельностью частных структур.
В рассматриваемой нами сфере сложилась неоднозначная ситуация: одну часть деятельности судов аксакалов, а именно разрешение имущественных и семейных споров, а также
1 Kaidatzis A. A typology of the constitutional limitations on privatization // URL: https://www.constitutiona-lism.gr/1861-a-typology-of-the-constitutional-limitations-on-pr.
примирение сторон по уголовным делам небольшой тяжести, можно условно рассматривать как преобразование государством публичной деятельности в частную, поскольку она основана исключительно на соглашении сторон. В этом случае стороны отказываются от обращения в суд в пользу рассмотрения спора либо примирения судом аксакалов. Другая же часть споров - административные дела - являются публично-правовыми, и право суда аксакалов налагать административные штрафы по делам, отнесенным к его компетенции, является публичной функцией. И в этом усматривается скрытый конфликт, негативным последствием которого нам видится либо утрата государством контроля над данной сферой общественных отношений, либо огосударствление анализируемого института. Сегодня можно наблюдать симптомы и одной, и другой крайности.
В регионах суд аксакалов часто олицетворяется с государством, а члены судов аксакалов - с судьями судов. Это объясняется многими факторами: используемый в названии организации термин «суд», обеспечение местной государственной администрацией судов аксакалов помещениями, привлечение членов судов аксакалов местной властью к различным акциям локального масштаба (выборы, совещания в местной администрации, пропагандистская и профилактическая работа среди местного населения, участие в различного рода комиссиях и пр.), помощь участковых инспекторов милиции в приглашении на заседание суда аксакалов необходимых лиц, поддержка государством исполнения решений судов аксакалов, методическая помощь судов общей юрисдикции и пр.
Юдит Байер отмечает, что в то время как государственные суды становятся практически недоступными для сельских жителей в силу их дороговизны и недоверия к чиновникам, которые считаются коррумпированными и неосведомленными о каждодневной жизни в селе, суды аксакалов выступают государственными судами в смысле порядка осуществления разбирательства, поведения в зале заседаний, юридических «ритуалов», которые являются символами государственной
судебной власти и ее легитимности. Делая так, они могут восприниматься как продолжение государственных судов, которые осуществляют государственную юридическую власть в сельской местности [Beyer 2015: 60].
Вместе с тем деятельность судов аксакалов остается в так называемой серой зоне: сегодня нет точной статистики по количеству вынесенных судам аксакалов решений, по тому, сколько из них обжаловано в государственном суде, по каким из них стороны обращались за принудительным исполнением и т. д.
Суды аксакалов могут опираться, с одной стороны, на рациональное право, а с другой - на обычаи и традиции.
В отличие от государственных судов, которые осуществляют свою деятельность только на основании закона, суды аксакалов руководствуются также своей совестью, личными убеждениями, нормами морали и нравственности, исторически сложившимися на основе обычаев и традиций народов Кыргызстана, не противоречащими законодательству Кыргызской Республики. Конституция КР прямо допускает правовой плюрализм, устанавливая в ст. 37 оказание государственной поддержки народным обычаям и традициям, не ущемляющим права и свободы человека. Указанная конституционная норма получила развитие в отраслевом законодательстве. В 2007 г. был принят Закон КР «Об охране традиционных знаний». Местные традиции и обычаи используются как источник правового регулирования, к примеру, в гражданском праве при определении места исполнения обязательства (ст. 306 Гражданского кодекса КР), семейном законодательстве при определении имени ребенка (ст. 36 Семейного кодекса КР), трудовом законодательстве при определении праздничных дней и оснований для отзыва работника дипломатической службы (ст. 113 и 386 Трудового кодекса КР) и др.
Такая свобода усмотрения предъявляет большие требования к членам судов аксакалов: не только безупречное знание законов, кристально чистые личностные характеристики, но и хорошее понимание обычаев и традиций разных этнических групп, проживающих
в Республике, способность оценить их соответствие действующему законодательству. При этом нужно принимать во внимание, что традиции и обычаи у одной этнической группы могут меняться в зависимости от региона внутри страны. Кроме того, если законодатель предусмотрел возможность использования судами аксакалов обычаев и традиций народов Кыргызстана, то необходимо решить вопрос и о представительстве в суде делегатов от различных народов.
Отрицательно к подобной широте источников, используемых судами аксакалов, относится Клара Сооронкулова. Она пишет: «...Современное законодательство Кыргызстана построено по западному образцу и бесспорно принадлежит к правовым системам романо-германского типа, то есть к обычному праву кыргызов не имеет почти никакого отношения. Возможность вынесения решения на основе действующего законодательства, руководствуясь при этом исторически сложившимися обычаями и традициями народа, превращается в фикцию». Если аксакалы будут руководствоваться нормами обычного права, их решение не только не будет иметь законной силы, но будет явно противоречить нормам действующего законодательства [Сооронкулова 2009].
Государство пытается встроить суды аксакалов в существующую систему, отрегулировать их взаимодействие с государственными органами, органами правосудия, местного самоуправления. Точек соприкосновения судов аксакалов с государственными органами и органами местного самоуправления достаточно много: решения судов аксакалов обжалуются в государственные суды, государственные судебные исполнители исполняют решения судов аксакалов, местные власти выделяют им помещения, судьи и юристы местных администраций оказывают методическую помощь их членам.
Здесь признаваемые государством нормы права и те нормы, которыми руководствовался суд аксакалов, могут противоречить друг другу. Поэтому закон сужает поле для правового плюрализма для судов аксакалов - они вправе руководствоваться только теми тради-
циями и обычаями, которые не противоречат закону. Суды аксакалов должны тестировать обычаи, которые они применяют, на соответствие закону, что практически невыполнимо хотя бы в силу отсутствия в законе требований к юридической квалификации их членов. Большинство последних отрицают свою юридическую компетенцию, заявляя, что они «всего лишь обычные люди», которые «не знают [официальных] законов» [Beyer 2015: 59].
Решения судов аксакалов могут быть обжалованы или оспорены.
Решения суда аксакалов можно обжаловать в государственном суде, на территории которого находится суд аксакалов. Процедура обжалования в гражданском процессуальном законодательстве не предусмотрена. На практике она осуществляется по правилам искового производства для рассмотрения дел судом первой инстанции.
Сама по себе процедура обжалования, как правило, предусматривает обращение лица, не согласного с решением, в вышестоящий орган. Суды аксакалов сегодня не входят в судебную систему, поэтому выбор этой формы контроля над деятельностью судов аксакалов представляется спорным. И дело здесь не только в терминологической неточности. Суд в силу ст. 30 Закона о судах аксакалов проверяет соответствие решения суда аксакалов законодательству и обстоятельствам дела. Тем самым он пересматривает существо принимаемых судом аксакалов решений, переоценивает фактические обстоятельства, на которых они основаны. Следовательно, обжалование решений суда аксакалов всегда влечет новое рассмотрение спора в суде. Это дает повод усомниться в отношении к суду аксакалов как к альтернативному способу разрешения споров. Мы уже отмечали, что он, по сути, составляет одну вертикаль с государственными судами, являясь судом низового уровня [Аленкина 2015].
Широкий круг лиц, которым предоставлено право обжалования (лица, в отношении которых вынесено решение, а также иные лица, участвующие в деле ст. 30 Закона о судах аксакалов), короткие сроки обжалования (10 дней со дня вынесения решения - ст. 30 За-
кона о судах аксакалов) и сроки рассмотрения жалобы судом - нормы, воспроизведенные в законодательстве о судах аксакалов по примеру товарищеских судов (Положение о товарищеских судах: утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 марта 1977 г.). Сегодня они ничем не оправданы ввиду разной культурной природы этих институтов.
Так, решение суда аксакалов может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения решения. С учетом того, что срок вынесения решения и срок получения его сторонами могут не совпадать, стороны часто упускают возможность для его обжалования. Сегодня это наиболее распространенное основание для возвращения судом жалобы на решение суда аксакалов.
Если предоставление права на обжалование решения товарищеского суда всем лицам, участвующим в деле, предопределялось общественным характером товарищеских судов, возложенными на них задачами по повышению активности трудящихся в борьбе за ликвидацию и предупреждение правонарушений [Воложанин 1968], то обращение в суд аксакалов, напротив, связано с намерением сохранить приватность спора и нежеланием «выносить сор из избы» [Beyer 2015: 59]. Поэтому случаи обжалования решений суда аксакалов иными лицами, помимо сторон спора, не встречаются.
Если суд сочтет жалобу обоснованной, то он мотивированно отменяет решение суда аксакалов и возвращает материалы для повторного рассмотрения либо прекращает производство. Новое решение, несмотря на то что дело рассматривается по правилам искового производства, суд не принимает, поскольку обжалуемое решение все же принято органом, не принадлежащим системе государственных судов.
В процессе обжалования решений суда аксакалов проявляется вся противоречивость «спайки» государственной и негосударственной систем правосудия. Абсолютно неясно, как проверить законность и обоснованность решения суда аксакалов, опирающегося на нормы морали, нравственности, обычаи и традиции. Если стороны доверились авторитету
аксакалов, положились на их опыт и знания, следовательно, они должны принять их решение и следовать ему, каким бы оно ни было. В таких случаях едва ли можно говорить о правильности или неправильности с позиции права решения, вынесенного аксакалами по совести.
Кажущаяся широта используемых источников и гибкость процесса рассмотрения спора на поверку ограничивается требованиями, предъявляемыми к содержанию и оформлению решения, а также проверкой государственным судом соблюдения формальных процедур ведения процесса.
Обзор судебной практики обжалования решений суда аксакалов показывает, что оспорить можно любое нарушение законодательства, допущенное судом аксакалов при вынесении решения, а за скупыми формулировками судебного акта, фиксирующего упущения суда аксакалов, не видна суть противоречия: ценностная несовместимость государственного и негосударственного правосудия. Типичными основаниями для отмены решения суда аксакалов являются вынесение решения в форме протокола, рассмотрение спора без участия одной из сторон, отсутствие согласия сторон на передачу спора суду аксакалов, отсутствие протокола заседания, отсутствие подписи секретаря на протоколе, рассмотрение неподведомственных споров. Зафиксировав любое из указанных нарушений, суд далее уже не принимает во внимание само решение суда аксакалов, каким бы справедливым оно ни было [Аленкина 2016].
Решения судов аксакалов могут исполняться принудительно.
Другой формой судебного контроля за решениями судов аксакалов является выдача исполнительных листов для принудительного исполнения решений судов аксакалов. На этом этапе, как и на этапе обжалования, суды осуществляют полную ревизию решений судов аксакалов и вправе отказать в выдаче исполнительного листа в случае нарушения законодательства.
Безусловно, не все решения судов аксакалов подлежат принудительному исполнению. К примеру, исполнение решений о пре-
дупреждении ответчика, об объявлении общественного порицания, об обязании публично извиниться контролируются самим судом аксакалов. Это может выражаться в вызове им стороны, уклоняющейся от исполнения решения, для беседы с целью узнать о причинах неисполнения и, возможно усовестить ее. Как правило, это действует. Уже сам факт обращения в суд аксакалов зачастую оказывает сильный психологический эффект на стороны: они либо соглашаются с требованиями, либо находят приемлемый компромисс.
Если же решение, тем не менее, добровольно не исполняется, суд аксакалов оказывает лицу, в пользу которого вынесено решение, содействие в выполнении необходимых формальностей для его принудительного исполнения. Например, он может выдать для государственного суда справку о том, что решение суда аксакалов фактически не было исполнено, либо принять участие в слушаниях о выдаче исполнительного листа.
Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения суда аксакалов рассматривается судом в месячный срок со дня его получения. Срок для подачи заявления короткий - один месяц со дня окончания срока исполнения решения суда аксакалов.
Судья проверяет соответствие данного решения действующему законодательству Кыргызской Республики и выносит определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в его выдаче. Гражданское процессуальное законодательство предусматривает возможность обжалования каждого из этих определений. Однако обжалование определения о выдаче исполнительного листа по существу может означать несогласие с решением суда аксакалов, которое должно быть реализовано посредством обжалования указанного решения в установленном порядке. В противном случае устанавливается двойной контроль за решениями суда аксакалов: пропустив срок для обжалования, несогласная сторона может уклоняться от исполнения, реализовав свое несогласие на стадии выдачи исполнительного листа.
На этом этапе сложность сосуществования судов классического типа и нетрадиционных институтов разрешения спора проявляется с той же силой, что и на этапе обжалования. Поскольку государственная система правосудия и негосударственные суды организованы по разной логике, стадия государственного контроля становится серьезным испытанием для решений суда аксакалов. Справедливое по своей сути, вынесенное по совести и с учетом местных особенностей и традиций решение не будет поддержано государственным судом при обнаружении любых нарушений закона.
Вот лишь один пример из судебной практики. Бывшая супруга обратилась в суд аксакалов с требованием о разделе общего совместного имущества - жилого дома. Поскольку дом был разрушен для строительства нового дома, бывшая свекровь в процессе рассмотрения спора дала согласие на выплату невестке 80 000 сомов, что и было закреплено решением суда аксакалов с предоставлением срока для добровольного исполнения решения.
Поскольку кыргызская женщина, выходя замуж, становится частью большой семьи мужа, которая несет за нее ответственность и которой принадлежало совместно нажитое имущество [Тегизбекова 2017: 155-156], суд аксакалов, по всей видимости, положился на согласие матери супруга и присудил истице часть стоимости имущества. В последующем супруг, не согласный с решением суда аксакалов, стал уклоняться от его исполнения. Супруга подала в суд за принудительным исполнением решения. Суд первой инстанции удовлетворил ходатайство и выдал исполнительный лист, вторая инстанция поддержала это решение, а Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение, указав, что решение суда аксакалов не было проверено на соответствие закону (Определение Верховного суда КР от 18 января 2018 г. № 05-500/17 СГ).
Эта история довольно типична: суд аксакалов, руководствуясь справедливостью, принимает сторону женщины, которая прожила много лет в браке, наравне с супругом принимала участие в улучшении благосостояния семьи (уезжала с ним на заработки в Россий-
скую Федерацию), растила детей. Суд аксакалов присуждает ей часть стоимости имущества при согласии матери мужа, на которую дом был записан. Казалось бы, справедливость и мир среди родственников восстановлены. Но при попытке принудительно исполнить это решение оно столкнется с непреодолимым барьером: проверкой на соответствие закону. Суды аксакалов редко ссылаются на закон, они стараются примирить стороны, рассудить по справедливости, взывая к этическим установкам, которые принимаются обществом, но могут не соответствовать закону. Тем более к членам суда аксакалов не предъявляется требование о юридическом образовании. Обжалование либо возражения на стадии выдачи исполнительного листа в большинстве случаев оказываются фатальными для решения суда аксакалов. Это не может не подрывать их авторитета в обществе.
Выводы
Таким образом, суд аксакалов сегодня - это клубок неразрешимых противоречий. Очевидно, что он является как старым институтом, так и новым: к традиции обращаться за разрешением спора к старейшинам рода подсоединена советская практика разрешения споров товарищескими судами. А сейчас суд аксакалов облачен в современные одежды альтернативных способов разрешения споров и поставлен в один ряд с третейскими судами, медиацией и переговорами.
Суд аксакалов, как мы смогли убедиться, не является судом «классического типа». Его члены только по наименованию аксакалы, на деле могут таковыми и не быть. Сегодня достаточно примеров, когда членом судов аксакалов избираются женщины, сравнительно молодые люди и представители различных этносов.
Суд аксакалов вправе использовать традиции и обычаи, хотя практическая значимость этого при разрешении правовых споров минимальна, что особенно заметно при обжаловании решения суда аксакалов в государственном суде либо обращении в суд за выдачей
исполнительного листа. Суд осуществляет проверку решения суда аксакалов на соответствие законодательству, чего трудно достичь, если учесть что члены судов аксакалов не юристы, да и сами народные обычаи и традиции могут не соответствовать закону.
Большие ожидания, которые государство связывало с деятельностью этого института, зачастую не оправдываются. Закон предъявляет высокие требования к членам судов аксакалов: от них требуется особый уровень профессиональной подготовки, который позволял бы не только обеспечивать законность своих решений средствами интерпретационной техники, но и обосновывать их в соответствии с нормами морали и нравственности. На практике же это обычные люди, как правило, среднего и преклонного возраста, порой без специального образования.
Вместе с тем считаем, что потенциал и ресурсы данного института далеко не исчерпаны, особенно в сельской местности. Суд аксакалов может развиваться как негосударственный механизм урегулирования споров между членами общины. Если решение аксакалов не будет иметь юридически обязательного характера, это оправдает рассмотрение аксакалами споров по совести и традиции. Задача такого суда заключается в определении справедливости с точки зрения общины. По сути, речь идет о выражении общественного мнения по какому-либо вопросу, а также о содействии в поиске компромисса, улаживании разногласий и примирении сторон. Это снимет конфликт между рациональным и обычным правом: аксакалов в подобном случае не нужно обучать праву. Если сторона недовольна решением суда аксакалов, то у нее всегда есть доступ к государственному правосудию. Важно, что отсутствие государственно-властных полномочий не обессмыслит существование судов аксакалов, поскольку в Центрально-Азиатском регионе община фактически выполняет примирительные функции. Речь идет о рационализации и легитимизации этой данности.
Список литературы
Акаев А. История, прошедшая через мое сердце. М.; Бишкек: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», Илим, 2003. 287 с.
Аленкина Н. Совместимость процедур разрешения споров государственных и негосударственных судов в Кыргызстане: на примере судов аксакалов // Вестник Кыргызско-Российского (Славянского) Университета. 2016. Т. 16. № 6. С. 46-53.
Аленкина Н. Суд аксакалов: вне (не)государственный орган по рассмотрению споров. Возможны ли параллели с третейским и товарищеским судом? // Сравнительное конституционное обозрение (Российская Федерация). 2015. № 1. С. 11-28.
Ашимова Д. Роль судов аксакалов в местном сообществе Кыргызской Республики // Общество и этнополитика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (24-26 сентября 2015 г.): в 3 ч. / под науч. ред. Л. В. Савинова. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. Ч. 3. С. 13-22.
Воложанин В. П. Проверка законности и обоснованности решений товарищеского суда // Правоведение. 1968. № 3. С. 127-128.
Женщины и мужчины Кыргызской Республики 2013-2017: статистич. сб. Бишкек: Национал. стати-стич. комитет Кыргызской Республики, 2018. 150 с.
Ибраева Г. Из опыта поисков национальной идентичности и легитимных структур управления в Кыргызстане // Социологические исследования. 2008. № 1. С. 85-91.
Сооронкулова К. С. Обычное право и современная правовая система Кыргызской Республики: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Бишкек, 2009. 23 с.
Тегизбекова Ж. Ч. Обычное право кыргызов: брак и семья. Бишкек: Ататюрк - Ала-Тоо, 2017. 218 с.
Турсунбаева Н. С. Деятельность судов аксакалов в Кргызской Республике // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2015. Т. 15. № 2. С. 155-158.
Alenkina N., Tursunbaeva N. Courts of Biys and Aksakals in Kyrgyzstan: What the History Teaches About? // Russian Journal of Comparative Law. 2017. № 4. P. 3-8.
Beyer J. Customization of Law: Courts of Elders (Aksakal Courts) in Rural and Urban Kyrgyzstan // Journal of the Association for Political and Legal Anthropology. 2015. Vol. 38. № 1. P. 60.
Kaidatzis A. A Typology of the Constitutional Limitations on Privatization // URL: https://www. constitutionalism.gr/1861-a-typology-of-the-constitutional-limitations-on-pr/ (access date: 01.10.2017).
Ranjbar A. The Declining Use of Aksakal Courts in Kyrgyzstan, Eurazia Foundation // URL: http:// equalbeforethelaw.org/sites/default/files/library/The_Declining_Use_of_Aksakal_Courts_in_Kyrgyzstan.pdf (access date: 01.10.2017).
Temirkulov A. Formalization of Traditional Institutions and State-Building in Transitional Countries (on the Example of «Acsacals» in Kyrgyz Republic) // Academic Review Journal. 2010. № 2. P. 82-97.
References
Akaev A. Istoriya, proshedshaya cherez moe serdtse [The Story that Passed through my Heart], Moscow, Bishkek, IPTs «Dizain. Informatsiya. Kartografiya», Ilim, 2003, 287 p.
Alenkina N, Tursunbaeva N. Courts of Biys and Aksakals in Kyrgyzstan: What the History Teaches About? Russian Journal of Comparative Law, 2017, no. 4, pp. 3-8.
Alenkina N. Sovmestimost' protsedur razresheniya sporov gosudarstvennykh i negosudarstvennykh sudov v Kyrgyzstane: na primere sudov aksakalov [Compatibility of Dispute Resolution Procedures of State and NonState Courts in Kyrgyzstan: on the Example of Aksakal Courts], Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo (Slavyanskogo) Universiteta, 2016, vol. 16, no. 6, pp. 46-53.
Alenkina N. Sud aksakalov: vne (ne) gosudarstvennyi organ po rassmotreniyu sporov. Vozmozhny li paralleli s treteiskim i tovarishcheskim sudom? [Aksakal Court: Outside the (Non) State Dispute Resolution Body. Are Parallels with the Arbitration and Comradely Courts Possible?], Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie (Rossiiskaya Federatsiya), 2015, no. 1. pp. 11-28.
Ashimova D. Rol' sudov aksakalov v mestnom soobshchestve Kyrgyzskoi Respubliki [Role of Aksakal Courts in the Local Community of the Kyrgyz Republic], Savinova L. V. (ed.) Obshchestvo i etnopolitika [Society and Ethnic Politics]: conference papers, in 3 vols., Novosibirsk, Izd-vo SibAGS, 2015, vol. 3, pp. 13-22.
Beyer J. Customization of Law: Courts of Elders (Aksakal Courts) in Rural and Urban Kyrgyzstan, Journal of the Association for Political and Legal Anthropology, 2015, vol. 38, no. 1, pp. 60.
Ibraeva G. Iz opyta poiskov natsional'noi identichnosti i legitimnykh struktur upravleniya v Kyrgyzstane [From the Experience of Searching for National Identity and Legitimate Governance Structures in Kyrgyzstan], Sotsiologicheskie issledovaniya, 2008, no. 1, pp. 85-91.
Kaidatzis A. A typology of the constitutional limitations on privatization, URL: https://www.constitutionalism. gr/1861-a-typology-of-the-constitutional-limitations-on-pr/ (access date: 01.10.2017).
Ranjbar A. The Declining Use of Aksakal Courts in Kyrgyzstan, Eurazia Foundation, URL: http:// equalbeforethelaw.org/sites/default/files/library/The_Declining_Use_of_Aksakal_Courts_in_Kyrgyzstan.pdf (access date: 01.10.2017).
Sooronkulova K. S. Obychnoe pravo i sovremennaya pravovaya sistema Kyrgyzskoi Respubliki [Customary Law and the Modern Legal System of the Kyrgyz Republic]: auto-abstract of a cand. jur. sc. thesis, Bishkek, 2009, 23 p.
Tegizbekova Zh. Ch. Obychnoe pravo kyrgyzov: brak i sem'ya [Customary Law of the Kyrgyz: Marriage and Family], Bishkek, Atatyurk - Ala-Too, 2017, 218 p.
Temirkulov A. Formalization of Traditional Institutions and State-Building in Transitional Countries (on the Example of «Acsacals» in Kyrgyz Republic), Academic Review Journal, 2010, no. 2, pp. 82-97.
Tursunbaeva N. S. Deyatel'nost' sudov aksakalov v Krgyzskoi Respublike [Activity of Aksakal Courts in the Kyrgyz Republic], Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo Slavyanskogo universiteta, 2015, vol. 15, no. 2, pp. 155-158.
Volozhanin V. P. Proverka zakonnosti i obosnovannosti reshenii tovarishcheskogo suda [Verification of the Legality and Validity of Decisions of a Friendly Court], Pravovedenie, 1968, no. 3, pp. 127-128.
Zhenshchiny i muzhchiny Kyrgyzskoi Respubliki 2013-2017 [Women and Men of the Kyrgyz Republic 2013-2017]: statistical compilation, Bishkek, Natsional. statistich. komitet Kyrgyzskoi Respubliki, 2018, 150 p.
Информация об авторе
Наталья Борисовна Алёнкина - кандидат юридических наук, доцент, Американский Университет в Центральной Азии (ул. Аалы Токомбаева, д. 7/6, Бишкек, Кыргызская Република 720060; e-mail: alenkina_n@mail.ru)
Information about the author
Natal'ya B. Alenkina - candidate of juridical sciences, associate professor, American University of Central Asia (7/6 Aaly Tokombaev St., Bishkek, 720060, Kyrgyz Republic; e-mail: alenkina_n@mail.ru)
Дата поступления в редакцию / Received: 13.05.2019
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 28.08.2019
© Н. Б. Алёнкина, 2019