вопросы инновдционнои экономики
Том 8 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2018 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
издательство
Креативная экономика
судостроение россии на инновационном пути развития: проблемы и перспективы
Полосков С.С.1
1 Московский государственный областной университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Судостроение, осуществляющее на специализированных предприятиях и верфях постройку судов различного назначения, является стратегической, важной для национальной экономики отраслью. Однако длительность циклов разработки, постройки и эксплуатации судов, их низкая серийность и высокая капиталоемкость создают определенные проблемы, которые могут быть решены только с переходом отрасли на инновационный путь развития с технологической модернизацией предприятий. Предложен механизм управления формированием и развитием инновационной деятельности в судостроении с преимущественным применением экономических, организационных и информационных инструментов. Так как теория и методология решения данных проблем пока недостаточно развита, то предложены пути интенсификации инновационной деятельности, в том числе формирования и развития инновационного потенциала как предприятий, так и всей судостроительной отрасли в целом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: судостроение, инновационный потенциал, инновации, экономический рост, интегрированные компании.
The innovative way of Russia's shipbuilding development: problems and prospects
Poloskov S.S.1
1 Moscow Region State University, Russia
введение
Среди отраслей машиностроения судостроение, осуществляющее на специализированных предприятиях и верфях постройку судов различного назначения, занимает особое место, поскольку Россия является одной из ведущих морских держав со значительной протяженностью морских границ, а также развитой сетью речных магистралей. От эффективности работы отрасли зависит функционирование водного транспорта, охрана границ, реализация внешнеэкономических связей, обеспечение экономической и продовольственной безопасности регионов, а следовательно, решение оборонных и социально-экономических задач страны.
Однако в такой значимой отрасли, как судостроение, накопился целый ряд проблем, решение которых невозможно без ее модерниза-
ции и реформирования, создания благоприятного инвестиционного климата, повышения заинтересованности в реализации инновационного пути развития. Поэтому изучение проблем и перспектив судостроительной отрасли России, путей ее инновационного развития представляет определенный интерес.
Цель работы - рассмотрение особенностей, путей и перспектив инновационного развития судостроительной отрасли России. Основой настоящего исследования стали труды целого ряда ученых и специалистов, применялись также системный и процессный подходы, метод сравнительного анализа и обобщения данных.
Характерные особенности судостроительной отрасли
Судостроительная отрасль, обладая значительным научно-техническим и производственным потенциалом, играет не последнюю роль в обеспечении национальной безопасности. Рост числа конфликтов в приграничных территориях, имеющих выход к морю, развертывание систем вооружений морского базирования требуют увеличения выпуска военно-морской техники. В настоящее время на нее приходится порядка 70% общего объема производства, тогда как гражданской продукции уделяется значительно меньшее внимание [1] (Ьуввпко, 2013).
Следует отметить, что судостроение как высокотехнологичная наукоемкая отрасль обладает рядом характерных особенностей: высокой технологической сложностью продукции, длительностью циклов разработки, постройки и эксплуатации, низкой
ABSTRACT:
The shipbuilding is the strategically important branch of the national economy. However, certain problems created by the length of development, construction and operation cycles of ships and high capital intensity of production could be solved only with the industry transition to the innovative development path supported by technological modernization of the production. The author proposes and describes the methodology of innovations management in shipbuilding. This methodology is primarily based on set of economic, organizational and informational tools. Given the fact that theory and methodology of solving such problems is not deeply developed yet, this work offers the ways to intensify innovations, including the formation and development of innovative potential of both enterprises and the entire shipbuilding industry in general. KEYWORDS: shipbuilding, innovation potential, innovation, the economic growth, integrated companies
JEL Classification: 031, 032, 033, 040 Received: 12.12.2017 / Published: 30.09.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Poloskov S.S. ([email protected])
CITATION:
Poloskov S.S. (2018) Sudostroenie Rossii na innovatsionnom puti razvitiya: problemy i perspektivy [The innovative way of Russia's shipbuilding development: problems and prospects]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 8. (3). - 465-478. doi: 10.18334/vinec.8.3.39404
серийностью; высокой капиталоемкостью продукции, необходимостью закупки части комплектующих за рубежом, зависимостью от технологий [2] (^п^вуа, 2016). Еще одной характерной особенностью отрасли является естественное сочетание крупных организационно-хозяйственных структур, осуществляющих в основном сборку, монтаж и сдачу кораблей и судов, и сформированной вокруг них сети меньших по размерам предприятий, поставляющих комплектующие для конечной продукции, оказывающих проектные и консультационные услуги. Суммарно в отрасли, согласно реестру Минпромторга РФ, насчитывается более 130 судостроительных компаний, а всего для отрасли предоставляют свои услуги более 2000 предприятий.
проблемы адаптации и развития в рыночных условиях
Основные проблемы судостроительной отрасли вытекают из ее особенностей: это длительность сроков постройки судов и значительная их себестоимость. Эти проблемы во многом связаны с тем, что судостроение относится к отраслям машиностроения, которые трудно адаптируются к рыночным реалиям [3] (Ьвукта, Ророуа, 2017). Помимо этого имеется целый ряд других проблем. Во-первых, обусловленных морально устаревшими инфраструктурой производственных мощностей, технологиями и оборудованием и как следствие издержками в их использовании; неудовлетворительными темпами выпуска продукции; дефицитом финансовых ресурсов из-за низкой кредитной и инвестиционной привлекательности проектов; низкими темпами роста смежных отраслей, а зачастую и спадом их производства; неэффективной кооперацией предприятий из-за нарушения технологических связей; дефицитом высококвалифицированных специалистов. Во-вторых, это проблемы улучшения мореходных качеств судов и снижение эксплуатационных ограничений. Отдельную проблему составляют вопросы импортозамещения и взаимоотношения с поставщиками. Поэтому дальнейшее развитие судостроения определяется как внешними (мировые тенденции технико-экономического развития, конкуренция на мировых рынках, возникновение новых источников энергии) и внутренними факторами (приоритетные цели развития, потребности в конкретных видах продукции, уровень организационного и технологического развития и др.), так и решением системных проблем.
основные направления решения проблем судостроительной отрасли
Очевидно, что стоящие перед отраслью проблемы могут быть решены только комплексно, в том числе структурными изменениями, определением перспективных
ОБ АВТОРЕ:_
Полосков Станислав Сергеевич, аспирант кафедры менеджмента и государственного управления, магистр ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Полосков С.С. Судостроение России на инновационном пути развития: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Том 8. - № 3. - С. 465-478. с1о1: 10.18334/утес.8.3.39404
проектов гражданской продукции и увеличением ее доли, расстановкой приоритетов государственной поддержки, изысканием путей дальнейшей интенсификации инновационной деятельности.
Часть этих проблем, в том числе по стимулированию развития смежных отраслей, снята консолидацией большей части отечественного судостроительного комплекса в Объединенную судостроительную корпорацию, крупнейшую в России. Схожие по объемам производства компании действуют и за рубежом, где, как и в России, есть свои ключевые игроки в данном секторе промышленности. Учитывая опыт их успешного функционирования, многие проблемы, связанные с обеспечением дальнейшего развития судостроения, должны решаться путем объединения и других предприятий отрасли в мощные интегрированные компании, объединенные по территориальному либо функциональному принципу. Это позволит не только оптимизировать расходы, но и упростит координацию сквозных процессов и выполнение принятых обязательств в рамках В2В (Business to Buseness) [4] (Ivanov, Yuldasheva, 2004). Поэтому подобные структурные изменения следует рассматривать как один из инструментов развития отрасли.
Последние 20 лет меры государственной поддержки судостроения были в основном направлены на развитие военно-морского потенциала Российской Федерации. Однако с целью повышения конкурентоспособности судостроительной отрасли и удовлетворения потребностей государства в современной гражданской продукции рассмотрена и одобрена государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» [5]. Планируется, что в результате ее выполнения будут полностью удовлетворены потребности государства и бизнеса в современной конкурентоспособной продукции отрасли. В связи с этим государственная поддержка также является эффективным инструментом развития отрасли. В то же время такая массированная поддержка имеет и отрицательные стороны, так как государственный заказ может быть резко сокращен под действием макроэкономических, политических и даже субъективных факторов. Помимо этого, такой подход консервирует неэффективные производства, а следовательно, приводит к снижению конкурентоспособности продукции и стагнации негативных явлений.
Однако самым эффективным путем решения проблем судостроительной отрасли является изыскание путей интенсификации инновационной деятельности. Известно [6] (Abramov, Aleksandrov, Gorelik i dr., 2016), что инновации становятся не только важнейшим средством конкурентной борьбы, но и фактором устойчивого развития. Однако специфика сложившейся в России инновационной системы характеризуется комплексом структурных и институциональных проблем [7] (Gokhberg, Kuznetsova, 2010), поэтому результаты ее реализации пока крайне скромны. По этой причине, несмотря на то, что машиностроительный комплекс России обладает огромными резервами и должен стать одним из главных источников инновационных инициатив, его текущее состояние характеризуется неудовлетворительной работой иннова-
ционно-инвестиционного механизма и снижением доли наукоемкой продукции [8] (Avdonin, Khrustalev, 2010). Остановимся подробнее на путях совершенствования инновационной деятельности в отрасли.
пути совершенствования инновационной деятельности в отрасли
Проблемы неудовлетворительной работы инновационно-инвестиционного механизма машиностроительного комплекса России не могли не затронуть и судостроение. При переходе отечественного судостроения к работе в новых условиях стало очевидно, что требуется активизация инновационной деятельности, которая должна заканчиваться не исследованиями, а коммерциализацией и выходом на рынок продукции, имеющей потребительский спрос, и изменение подходов к ее организации. Для этого в практическом плане должна быть выстроена последовательность взаимосвязанных действий по созданию инновационной продукции, в том числе построению концепции инновационного проекта, проведению прикладных исследований с разработкой технологий, проектированию и производству конечной продукции, ее коммерциализации с принятием мер по обеспечению рынков сбыта [9] (Pashin, 2011).
Очевидно, что одним из эффективных путей дальнейшего развития инновационной деятельности мог бы стать организационно-экономический механизм управления ею [10] (Dedahanov, Rhee, Yoon, 2017). Подобные механизмы уже успешно применяются как на уровне отраслей народного хозяйства [11] (Makoveev, Gubanova, 2015), так и отдельных предприятий, ибо «организационно-экономический механизм» является основой структурирования различных систем и способов управления ими. Надо отметить, что составляющие подобных механизмов как элементы любой экономической системы должны обеспечить основные функции управления, в том числе планирование и организацию деятельности, стимулирование и контроль. Принимая это во внимание, следует считать, что формирование и развитие организационно-экономического механизма инновационной деятельности в судостроении должно быть направлено на планирование и организацию мероприятий по интенсификации и стимулированию инновационной деятельности, а также мониторинга, оценки и контроля ее результатов. При формировании механизма использовалось сочетание системного и процессного подходов, так как при системном подходе инновационная деятельность рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (структур и методов), а при процессном подходе управление любой деятельностью необходимо рассматривать как непрерывные взаимосвязанные действия по выполнению функций управления.
Структурная схема предлагаемого организационно-экономического механизма представлена на рисунке 1.
Для обеспечения большей эффективности структура организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью в судостроении должна состоять из ряда ключевых модулей. Первый модуль - это техническое обеспечение
Фу нкции, принципы, пели и Субъекты управления пнновашюнной деятельностью в судостроительной Факторы внешней и
задачи промышленности внутренней среды
т
Модули обеспечения пнновашюнной деятельности
Техническое обеспечение Финансово-экономическое обеспечение Правовое обеспечение Информационное обеспечение Организационное обеспечение
1 1 1 1
Организационно-экономический механизм управления инновационной деятельностью
1 1 1 1
Регламенты Методы Инструменты Процедуры
о
73
IЛ 1Л
О <=
>
I-
О
О £
О
о
о
1Л
чс
со го о
с
I
со ф
"О
ф
3
О"
ф
Целевые федеральные программы
Целевые региональные программы
Программа инновационного развития отрасли
Стратегия инновационной деятельности предприятий
Социально-экономические
Организационно-технические
Правовые
Информационные
Законодательство в инновационной сфере
Налоговые льготы и стимулирование
Стимулирование и мотивация персонала
Оперативное итанпрование. мониторинг, контро ль и учет
Процесс создания пнновашш
Процесс выполнения НИОКР
Процесс коммерциализации пнновашш
Процесс развития инновационного потенциала
—1—1—1—1 Активизация
Технологии управления пнновашюнной деятельностью инновационной
деятельности
Рисунок 1. Структурная схема организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью в
судостроении Источник: составлено автором
инновационной деятельности. Он определяет технологии и оборудование, которые могут использоваться при создании инновационной продукции, состояние основных производственных фондов, их технологическое обслуживание, перспективные планы их обновления. Второй - финансово-экономическое обеспечение инновационной деятельности. В него входят необходимые финансовые и управленческие ресурсы, которые могут быть вовлечены в инновационную деятельность, а также необходимые условия для их рационального использования, формирование предложений по необходимым структурным изменениям. Третий - правовое обеспечение. Он гарантирует юридически грамотное сопровождение инновационной деятельности. Четвертый -информационное обеспечение. Данный модуль позволяет субъектам управления своевременно получить необходимую информации, касающейся создания и коммерциализации инноваций в сплошной цепочке создания ценностей, оказания консалтинговых услуг. Пятый модуль - организационное обеспечение - отвечает за создание оптимальных условий по достижению поставленных целей инновационной деятельности, обеспечение контроля за ее осуществлением на предприятиях и верфях. Состав перечисленных модулей организационно-экономического механизма реализуется с помощью социально-экономических, организационно-технических, информационных и правовых методов, объединенных по характерным признакам в правила, методы, инструментарий и процедуры.
Нельзя не отметить, что никакой механизм не может сам создавать инновации, он только способствует улучшению условий их создания в крупных корпорациях и холдингах, на многочисленных меньших по размерам предприятиях. Развитие механизма позволило бы малым и средним предприятиям внести свой вклад в инновационное развитие крупных объединений и самим почерпнуть недостающие интеллектуальные ресурсы путем диффузии инноваций и знаний [12] (Rodgers, 2003). Следует отметить, что крупные организационно-хозяйственные структуры, обладающие достаточными ресурсами для осуществления инновационной деятельности, часто страдают от низкой восприимчивости своего менеджмента к нововведениям, а главными драйверами инновационной активности в отрасли становятся меньшие по размерам высокотехнологичные наукоемкие предприятия, в том числе малые инновационные предприятия при ВУЗах. Именно они, как более мобильные, должны обеспечить наиболее значимые результаты в инновационной деятельности для отрасли.
По мнению аналитиков [13] (Dekhtyaruk, Karyshev, Korableva i dr., 2014, 2014), наиболее значимые инновации в судостроении возможны в областях, связанных с экологией и защитой окружающей среды; совершенствованием судовых двигателей и механизмов; изменением конструкции судов; разработкой и использованием новых материалов; расширением сфер использования информационных технологий и автоматизированных систем управления; переходом на новейшие средства навигации, телекоммуникаций и связи; улучшением энергетического обеспечения и энергосбережения; повышением безопасности и защиты судов; модернизацией систем управле-
ния и контроля; изменением подходов к жизненному циклу продукции; разработкой и внедрением принципиально новых производственных технологий. Однако значимых достижений пока нет.
Нами были обобщены мнения специалистов, полученные методом опроса на тему: «Что мешает им в достижении значимых результатов в инновационной деятельности?» на предприятиях отрасли, включая высокотехнологичные наукоемкие предприятия, специализирующиеся на инновационной продукции.
Было установлено, что основными причинами можно назвать:
• ограниченность информации по внедрению инноваций;
• ограниченность финансовых ресурсов предприятия и приоритет других, более первоочередных затрат;
• рискованность внедрения инноваций, из-за высокой вероятности неполучения запланированных эффектов;
• отсутствие лидеров, которые могли бы организовать процессы создания, коммерциализации инноваций
• несоответствие кадровых ресурсов задачам инновационной деятельности;
• отсутствие мотивации в инновационной деятельности из-за отсутствия механизмов ее стимулирования.
Проведенный опрос позволил более четко очертить круг проблем развития инновационной деятельности, однако, по нашему мнению, главная из них - разрыв между целями и их практическим воплощением.
На основе представленного на рисунке 1 организационно-экономического механизма управления инновационной деятельности в судостроительной отрасли был выделен необходимый инструментарий для управления инновационной деятельностью непосредственно предприятий отрасли (рис. 2) в виде методов управления и необходимых управленческих ресурсов.
Данный инструментарий обеспечивает выполнение значимых процессов инновационной деятельности предприятия путем реализации конкретных технологий управления.
пути интенсификации инновационных процессов
Критический анализ ситуации показал, что ее изменение и достижение значимых результатов должно обеспечиваться, в первую очередь, формированием потребности в инновациях, а уже потом эта потребность вызовет необходимость интенсификации инновационной деятельности, создания условий для разработки новых методологических инструментов и организационных технологий.
Одновременно эффективным путем изменения ситуации будет завершение наблюдаемых сегодня организационных и структурных преобразований предприятий отрасли с консолидацией активов, объединения и слияния предприятий в крупные интегрированные структуры с развитием их инфраструктуры в едином экономиче-
Рисунок 2. Организационный инструментарий управления инновационной деятельностью
предприятий Источник: составлено автором
ском пространстве. При этом следует также учитывать, что «...все новые достижения имеют одну общую особенность: они эффективно используют всепроникающую силу цифровых и информационных технологий...» [14] (Shvab, 2017). В работе [15] (Leventsov, Radaev, Nikolaevskiy, 2017) отмечается, что успешное развитие судостроительной и других отраслей отечественной промышленности в ближайшие десятилетия во многом зависит от того, как будет реализовываться Национальная технологическая инициатива, ориентированная на построение новой экономики, в рамках концепции «Индустрия 4.0». Эти успехи станут более наглядными, когда результаты производственной и инновационной деятельности почти полностью станут отображаться в цифровой среде, а превращение знаний в инновации и последующая их коммерциализация станут рутинными процедурами, так как цифровые технологии создадут отличные условия реализации продукта от дизайнерской концепции и конструирования до планирования производства, продаж и последующего обслуживания. Данные тенденции несомненно должны учитываться в стратегических планах развития отрасли, поэтому с учетом перспектив цифровой экономики активизация инновационной деятельности будет сопровождаться не только методической и организационной поддержкой в создании и продвижении на рынок инноваций, но и помощью во внедрении цифровых технологий на конкретных предприятиях и верфях в рамках концеп-
ции «Индустрия 4.0», в том числе по управлению жизненным циклом продукции от проектирования до реализации, обоснования необходимых решений. Помимо этого, должна быть изменена и сама система стимулирования в отрасли, с адресной поддержкой предприятий в зависимости от их успехов в инновационной деятельности.
Очевидно, что в ближайшие годы значительные усилия должны быть сконцентрированы также на решении целого ряда научно-методических проблем. Так, до сих пор в полном объеме не проанализированы факторы и условия, определяющие инновационное развитие предприятий отрасли, не сформулированы определения и понятия сущности инновационного потенциала не только вертикально интегрированных крупных и особо крупных компаний, но даже малых и средних предприятий судостроительной отрасли. Различные по сути определения инновации, инновационной деятельности, высокотехнологичных продуктов и услуг, критерии статуса предприятий и их инновационного потенциала, других характерных компонентов не позволяют однозначно описать процедуры, необходимые для эффективной деятельности предприятий судостроения в сфере инноваций. Помимо этого, нуждаются в совершенствовании и инструменты стимулирования инновационной деятельности, методы оценки ее эффективности, особенно с учетом ранжирования приоритетов в конкурентной среде.
Обобщая изложенное, можно констатировать, что перечисленные вопросы и проблемы требуют более подробной разработки теоретической базы и методологии инновационного развития как предприятий, так и всей судостроительной отрасли в целом.
Заключение
Так как на успешное развитие судостроения оказывает влияние целый ряд системных проблем, то до их решения государство по-прежнему должно обеспечивать влияние на развитие отрасли: как прямое в виде заказов на продукцию, так и косвенное -в виде законодательных преференций по снижению налогового бремени, недорогих кредитов, возведения законодательных барьеров для импортеров и т. д.
Критический анализ результатов опросов позволил более четко очертить круг проблем развития инновационной деятельности, главная из которых, по нашему мнению, заключается в разрыве между целями и их практическим воплощением. В результате проведенных исследований предложен специальный организационно-экономический механизм управления, который может стать эффективным инструментом совершенствования инновационной деятельности в судостроительной отрасли. При этом активизация инновационной деятельности должна сопровождаться не только методической и организационной поддержкой в создании и продвижении на рынок инноваций, но и помощью во внедрении цифровых технологий на конкретных предприятиях и верфях в рамках концепции «Индустрия 4.0», в том числе по управлению жизненным циклом продукции, планированию ресурсов и производству продукции.
Очевидно, что в ближайшие годы необходимо сконцентрироваться на решении целого ряда научно-методических проблем, в том числе по критериям определения
статуса предприятий как инновационных, оценке и мониторингу их инновационного потенциала. Так как теория и методология данных исследований пока недостаточно развита, то необходимо будет также уточнить многие аспекты инновационной деятельности в судостроительной отрасли, которые пока неполно отражены в литературе. Особую актуальность приобретет и научно-методическое осмысление вопросов более эффективного управления инновационными процессами.
Однако можно уверенно утверждать, что выявленные проблемы совершенствования инновационной деятельности в судостроительной отрасли в ближайшее время будут успешно решены.
ИСТОЧНИКИ:
1. Лысенко П.В. Современные приоритеты развития гражданского и военного судо-
строения в Российской Федерации // Вестник южно-российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки, 2013. - № 5.
2. Игнатьева Н.А. Современное состояние и перспективы развития судостроения в
Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. - №№ 4-6.
3. Левкина Е.В., Попова Е.Г. Проблемы и перспективы развития судостроительной от-
расли в России // Карельский научный журнал, 2017. - № 2.
4. Иванов А.Г., Юлдашева О.У. Маркетинг взаимоотношений и управление потенциа-
лом покупателя на рынках В2В. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы». (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 304 (в редакции от 31 марта 2017 г. N 374). Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 09.12.2017).
6. Абрамов А.В., Александров В.Л., Горелик Б.А. и др. Конкурентоспособность и инно-
вационный потенциал судостроительной промышленности // Региональные проблемы преобразования экономики, 2016. - № 5(67).
7. Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е. Новая инновационная политика в контексте модерни-
зации экономики // Журнал новой экономической ассоциации, 2010. - № 7.
8. Авдонин Б.Н., Хрусталев Е.Ю. Методология организационно-экономического раз-
вития наукоемких производств. - М.: Наука, 2010.
9. Пашин В.М. Инновации и перспективы создания морской техники // Инновации,
2011. - № 7.
10. Dedahanov A., Rhee C, Yoon J. Organizational structure and innovation performance // Career Development International, 2017. - № 4.
11. Маковеев В.Н., Губанова Е.С. Управление инновационной деятельностью в обрабатывающей промышленности: региональный аспект. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015.
12. Rodgers E.M. Diffusion of Innovations. 5th Edn. - New York: Simon and Schuster, 2003.
13. Дехтярук Ю, Карышев И, Кораблева М и др. Форсайт гражданского судостроения - 2030 // Форсайт, 2014. - № 2.
14. Шваб К. Четвертая промышленная революция / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2017.
15. Левенцов В.А., Радаев, А.Е., Николаевский Н.Н. Аспекты концепции «Индустрия 4.0» в части проектирования производственных процессов // Научно-технические ведомости Санкт-петербургского государственного политехнического университета. экономические науки, 2017. - № 1. - doi: 10.18721/JE.10102.
REFERENCES:
Abramov A.V., Aleksandrov V.L., Gorelik B.A. i dr. (2016). Konkurentosposobnost i innovatsionnyy potentsial sudostroitelnoy promyshlennosti [Competitive ability and the innovative potential of the shipbuilding industry]. Regional problems of transforming the economy. (5(67)). (in Russian). Avdonin B.N., Khrustalev E.Yu. (2010). Metodologiya organizatsionno-ekonomicheskogo razvitiya naukoemkikh proizvodstv [Methodology of organizational and economic development of high-tech industries] M.: Nauka. (in Russian).
Dedahanov A., Rhee C, Yoon J. (2017). Organizational structure and innovation
performance Career Development International. 22 (4). Dekhtyaruk Yu, Karyshev I, Korableva M i dr. (2014). Forsayt grazhdanskogo sudostroeniya - 2030 [Foresight of civil shipbuilding - 2030]. Foresight. 8 (2). (in Russian).
Gokhberg L.M., Kuznetsova T.E. (2010). Novaya innovatsionnaya politika v kontekste modernizatsii ekonomiki[New innovative policy in the context of economic modernization]. The Journal of the New Economic Association. (7). (in Russian). Ignateva N.A. (2016). Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya sudostroeniya v Rossiyskoy Federatsii[Current status and prospects of shipbuilding development in the Russian Federation]. International Journal of Applied and Fundamental Research. (4-6). (in Russian). Ivanov A.G., Yuldasheva O.U. (2004). Marketing vzaimootnosheniy i upravlenie potentsialom pokupatelya na rynkakh V2V [Marketing relationships and managing the potential of the buyer in B2B markets] SPb.: Izd-vo SPbGUEF. (in Russian). Leventsov V.A., Radaev, A.E., Nikolaevskiy N.N. (2017). Aspekty kontseptsii «Industriya 4.0» v chasti proektirovaniya proizvodstvennyh protsessov [The aspects of the "Industry 4.0" concept within production process design]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. 10 (1). (in Russian). doi: 10.18721/JE.10102 .
Levkina E.V., Popova E.G. (2017). Problemy i perspektivy razvitiya sudostroitelnoy otrasli v Rossii [Problems and prospects of shipbuilding industry in russia]. Karelskiy nauchnyy zhurnal. (2). (in Russian).
Lysenko P.V. (2013). Sovremennye prioritety razvitiya grazhdanskogo i voennogo sudostroeniya v Rossiyskoy Federatsii [Current priorities for the development of civil and military shipbuilding in the Russian Federation]. Vestnik of South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute) Series: Social and Economic Sciences. (5). (in Russian).
Makoveev V.N., Gubanova E.S. (2015). Upravlenie innovatsionnoy deyatelnostyu v obrabatyvayuschey promyshlennosti: regionalnyy aspekt [Management of innovation in manufacturing: the regional dimension] Vologda: ISERT RAN. (in Russian).
Pashin V.M. (2011). Innovatsii i perspektivy sozdaniya morskoy tekhniki [Innovations and prospects for the creation of marine technology]. Innovations. (7). (in Russian).
Shvab K. (2017). Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The Fourth Industrial Revolution] M.: EKSMO. (in Russian).