Список литературы:
1. Шершеневич Г.Ф.Конкурсный процесс .-М:»Статут», 2000. (Классика русской цивилистики). -С. 243-264.
2. Попандопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие.-Москва: Проспект, 2012. -С.217-229.
3. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве). Постатейный / А.Ю.Бушев, О.А.Городов, Н.С.Ковалевская [ и др.]; под ред. В.Ф.Попондопуло. - 3-е изд.перераб. и доп. -Москва: Проспект, 2014.-С.217-254.
Устинов И.Ю., Караванов А.А.
СУДЕБНЫЙ СТРЕСС
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж
Ключевые слова: судебный стресс, психологическая напряженность, судебная безопасность.
Keywords: forensic stress, psychological tension, judicial security.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы психологического напряжения и стрессовых ситуаций у судьи в рамках судебных заседаний.
Abstract: This article deals with the psychological tension and stress from the judge in judicial proceedings.
До последнего времени не уделялось должного внимания проблеме профессионального стресса судьи. Психолог И. Цимерман был первым, кто заговорил об этой проблеме на конференции Верховных судей Соединенных Штатов в 1980 году. С начало 80-х гг. прошлого века постепенно становится обычной практика включения в общую систему подготовки судей программы по судебному стрессу и совладению с ним. В США и Канаде организованы специальные программы психологической поддержки для некоторых категорий судей, например, работающих в сельских районах.
Судебный стресс является следствием психологического напряжения, соответствующей атмосфере судебного заседания. В общем понимании, любой человек находящийся в зале судебного заседания является объектом судебного стресса (истец, ответчик, адвокат, судья, прокурор и даже просто присутствующие лица). В
отношении судей судебный стресс может рассматриваться как имеющий все характеристики профессионального стресса.
«Стрессорами» (факторами стресса) в профессии считаются монотонность трудового процесса, высокое чувство ответственности, быстрое переключение при принятии решений, степень соответствия между ожидаемым и действительным в труде, стимуляция и длительное эмоциональное напряжение. Все эти стрессоры, в той или иной степени, присутствуют в профессиональной деятельности судей.
Причинами судебного стресса является, во-первых, сам характер работы. Элемент дистанции и отдаления от окружающих - обычная часть работы судьи. Многие недавно назначенные судьи отмечают, что круг людей, с которыми они общались, стремительно сокращается с момента их вступления в должности. Часто возникают ощущения неопределенности, сомнения в своей профессиональной успешности и психологическое напряжение.
Существуют определенные ролевые ожидания от образа судьи, созданного обществом. Тот образ, который мы видим перед собой, представляя судью, - это абсолютно холодная, лишенная каких-либо эмоций принимающее решение машина, символ беспристрастности. Это также может стать источником психологического напряжения для многих судей - как следствие желания соответствовать этим ролевым ожиданиям. Ролевой императив профессии судьи подавляет личность, особенно ее эмоциональную составляющую.
Для граждан судья и вне судебного заседания останется судьей и поэтому он «обречен» играть эту роль постоянно, независимо от того, выполняет ли служебные обязанности или пребывает вне службы. Быть готовым к повышенному общественному вниманию со стороны граждан, представителей средств массовой информации или коллег, участвующих в судопроизводстве, означает необходимость постоянной самооценки судьей своих поступков и действий. Верно утверждение, что судьи «работают и живут в стеклянной банке».
В настоящее время, судьи от Верховного и до районного суда подвергаются нападкам со стороны прессы, политиков и т.д. Существует несоответствие между понятием общества о работе судьи и действительностью. С очень не многими людьми судья может разделить свое чувство разочарования или негодования. Комбинация этих факторов приводит к недопустимому уровню стресса у некоторых судей, к цинизму, являющихся реакцией на неспособность справится с возрастающей рабочей нагрузкой и давлением, которое нередко оказывается на судью.
Одним из источников психологической напряженности является недостаток обратной связи о своих действиях. Судья часто не в состоянии оценить, насколько его работа успешна с точки зрения других участников процесса, подчиненных или даже коллег. Судьи практически никогда не критикуют друг друга. Единственным способом, каким судья может как-то оценить качество своей деятельности - подведение статистических итогов работы. Но статистические данные не скажут судье о том, как он воспринимается окружающими как личность, хороши ли его профессиональные навыки.
Профессиональные этические ограничения, налагаемые на судью с момента вступления в должность, для многих становятся тяжелым психологическим бременем. Судьи должны быть осторожны в отношениях с окружающими, соблюдать соответствующую дистанцию. Неформальное общение, невинные шутки могут стать губительными для репутации судьи, подвергнуть сомнению его беспристрастность. Такие ограничения создают особый «сухой» стиль общения с окружающими.
Во-вторых, это постоянно увеличивающаяся рабочая нагрузка. Этот феномен характерен для большинства экономически развитых стран. В Российской Федерации за последние 10 лет вследствие существенного изменения законодательства нагрузка по рассмотрению дел возросла в несколько раз при практическом не измененном штатном расписании. Это создает психологический дискомфорт. И значительно ухудшает положение и то, что как бы много не работал судья, ускорить рассмотрение дела иногда невозможно вследствие как плохой работы почты, так и процессуальных проволочек со стороны других участников процесса.
В-третьих, существует ряд дополнительных факторов, касающихся личной жизни судей и делающих их уязвимыми для стресса как раз в тот момент, когда они вступают в должность, - личностные факторы («кризис среднего возраста»). Вновь назначенные судьи получают достаточную психологическую нагрузку в зале судебных заседаний, поэтому получение дополнительного стресса в личной жизни может стать фатальным. На практике это находит отражение в различных феноменах: постоянном ухудшении настроения в зале судебных заседаниях, в значительных задержках в рассмотрении дел, затруднение в принятии решения и во враждебном отношении к окружающим в целом.
В-четвертых, изменения в законодательстве, нестабильность судебной практики, влечет психологический дискомфорт судьи при
принятии решений. При этом новые правила проведения процесса заставляют судей постоянно следить за новыми веяниями, а для судей, давно находящихся в должности, это может быть затруднительно. Судьи действуют в быстро меняющемся обществе, где жизненные ценности значительно изменились за последние 20-30 лет. Судьи должны научиться адаптироваться к быстрым социальным изменениям. Они должны быть в курсе новых веяний в законодательстве о правах женщин, правах этнических и социальных меньшинств, инвалидов и т.д. Одни судьи реагируют позитивно на изменение в законодательства, а для других это может стать источником напряжения, особенно для судей старшего поколения, имеющих иную ценностную ориентацию.
Также судьи осуществляют контроль над правовым содержанием закона, потому что нередко возникает необходимость разрешать не урегулированную законом ситуацию. Следует учитывать, что быстро развивающиеся общественные отношения опережают законодательную деятельность и создают правовой вакуум, который восполняется в ряде случаев с помощью механизма судейского усмотрения. Преодоление коллизий между нормами законов означает, что судья в процессе их толкования должен использовать весь арсенал своей правовой и общей эрудиции, а так же личный опыт для того, чтобы принять решение не только на основе закона, но и личного усмотрения.
Еще одним из факторов является проблема судебной безопасности, которая стала объектом пристального внимания только в последние два десятилетия. Как следует из постановления V Всероссийского съезда судей, за последние годы число фактов умышленного причинения телесных повреждений судьям возросло в 22 раза, количество пожаров, угроз террористических актов в зданиях судов - в 18 раз, хищений из зданий суда - в 20 раз.
Для того чтобы понять, как преступники относятся к возможности и готовности оказать противоправное воздействие на судью, было проведено анкетирование лиц, находящихся в местах лишения свободы (54человека). Среди опрошенных 23,4% респондентов указали на возможность такого давления. Наиболее распространенным способом воздействия - угроза уничтожения ценного имущества (21,8%) между тем 18,7%осужденных считают возможным избиение или убийство судьи. Угрозу убийством отметили 15,6% опрошенных. Такие факторы и способы воздействия, как угроза по телефону, подтверждение угрозы конкретными действиями, учет субъективных
качеств и тяжесть предъявленного обвинения, упомянули 9,3% респондентов.
В зависимости от специфики профессиональной деятельности воздействие судебного стресса несколько различно у ряда категорий судей.
Категория судей, работающих в сельских и отдаленных от крупных городов районах, признана в США особенно уязвимой к воздействию стресса. Для большинства судей назначение в отдаленные сельские районы вызывает чувство острой изоляции. Постоянное ощущение своей чуждости окружению вызывает затруднения и судебную дисквалификацию в принятии решений. Помимо этого существует актуальная проблема потери личной анонимности.
Судьи в апелляционной и кассационной коллегиях также имеют собственные источники стресса, включая крайне высокий уровень конкуренции между членами коллегии, приводящий к столкновению личностей, иногда к неадекватному поведению. Профессиональный уровень и юридическая эрудиция здесь, как правило, очень высоки. В любой группе талантливых, способных профессионалов работающих рядом и постоянно сталкивающихся с сомнительными случаями, напряжение в межличностных отношениях выходит на поверхность в виде конфликтах по службе.
Одним из значимых показателей психологического и социального благополучия является семейное положение. Интересные данные были получены при исследовании судей архангельской области и ряда других регионов. И исследованием было установлено значительное число одиноких (разведенных или никогда не состоящих в браке) -20,1%, а в их числе, обращает на себя внимание, подавляющее преобладание женщин (82,8%). Из этого числа 50% женщин-судей не находятся замужем, а 16%из них никогда не были замужем.
При исследовании функционирования одиноких женщин-судей в профессиональной среде выявляется их меньшая «беспристрастность» и эмоциональная устойчивость при рассмотрении дел. К примеру, угрозы со стороны обвиняемых действует на них в большей степени. Одинокие часто признают, что существуют определенные статьи уголовного кодекса, по которым они выносят максимально суровый приговор, независимо от обстоятельств дела (в основном дела об изнасилованиях и насильственных действиях сексуального характера), и отмечают, что их личные переживания во время рассмотрения дела оказывают влияние на характер приговора. Как показало исследование, женщины в большей степени подвержены воздействию судебного стресса, а одинокие женщины судьи в особенности.
Оценка степени психической нагрузки имела субъективный характер в виде самооценки судьями степени влияния профессиональной деятельности на их психическое состояние. Исследование показало, что лишь каждый четвертый оценил степень психической нагрузки как «среднюю» (27%), в то время как остальные испытывают «предельную» (52%) и даже «запредельную» нагрузку (20%). То есть, более 70% считают себя неспособными длительное время поддерживать заданный темп работы без ущерба для своего психического здоровья.
Среди оценивших степень своей психологической нагрузки как «предельную» и «запредельную» отчетливо преобладали судьи, специализирующиеся на рассмотрении гражданских дел. Как показало исследование, значительная часть судей степень психической нагрузки объясняют в большей мере количеством и сложностью рассматриваемых дел, нежели их характером.
При длительном воздействии судебного стресса на организм это приводит к тому или иному психосоматическому заболеванию. Большая часть судей (51.7%) отмечают связь возникающих обострений хронических соматических заболеваний с повышенной служебной нагрузкой.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо проведение психофизиологического обследования кандидата на должность судьи, так как речь идет в целом о состоянии его здоровья. Степень воздействия судебного стресса, подверженность личности его негативным проявлениям во многом зависит от исходных, начальных особенностей человека, желающего стать судьей.
Совершенствование системы отбора и подготовки кадров для судебной системы неизбежно связано с созданием института кандидата на судебную должность, который эффективно функционирует в целом ряде зарубежных правовых систем. Его полезность состоит не только в предварительной надлежащей подготовки к судебной деятельности, но и в апробировании в ходе учебы возможностей кандидата выполнять роль «вершителя правосудия».
Для того чтобы скорректировать правовое мировоззрение и привить необходимые навыки кандидату на должность судьи, а также, для того чтобы он в будущем наиболее эффективно и качественно выполнял свои профессиональные обязанности необходимо ввести профессиональную подготовку на должность судьи, которая в настоящее время не проводится. Подготовка кандидатов на должность судьи должна проводиться на последнем этапе отбора кандидатов,
после сдачи кандидатом квалификационного экзамена, когда количество желающих не будет превышать число вакансий.
Профессия судьи, в отличие от других, это образ жизни. Избрание профессии судьи, прежде всего - добровольный отказ от личного, того, что дает ощущение свободы в повседневной жизни. Несогласие с этим - путь в другую профессию