Научная статья на тему 'Судебный контроль за исполнением принудительных мер медицинского характера, применяемых в отношении осужденных'

Судебный контроль за исполнением принудительных мер медицинского характера, применяемых в отношении осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
673
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА / COMPULSORY MEDICAL MEASURES / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / JUDICIAL REVIEW / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / PROSECUTOR SUPERVISION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ / INSTITUTIONS AND BODIES EXECUTING PUNISHMENT / ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PENITENTIARY LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудовба Оксана Николаевна

Отражены понятие и характеристика субъектов исполнения и принятия решения о применении к осужденным принудительных мер медицинского характера и правовая основа их функционирования; контроль и надзор за исполнением принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных; организационно-правовые меры повышения эффективности исполнения принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных и контроля за их применением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кудовба Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUDICIAL CONTROL OVER THE COMMENDABLE MEASURES EXECUTION OF A MEDICAL NATURE APPLIED TO CONVICTS

The work reflects the concept and characteristics of the subjects of execution and decision-making on the application of coercive measures of a medical nature to convicts and the legal basis for their functioning; control and supervision of the implementation of compulsory medical measures applied to convicts; organizational and legal measures to increase the effectiveness of enforcement of compulsory medical measures to convicts and control over its application.

Текст научной работы на тему «Судебный контроль за исполнением принудительных мер медицинского характера, применяемых в отношении осужденных»

УДК 343.828

ОКСАНА НИКОЛАЕВНА КУДОВБА,

Следственный отдел ОМВД России по г. Батайску Ростовской области, г. Батайск, Российская Федерация, е-mail: [email protected]

СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ

Реферат: отражены понятие и характеристика субъектов исполнения и принятия решения о применении к осужденным принудительных мер медицинского характера и правовая основа их функционирования; контроль и надзор за исполнением принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных; организационно-правовые меры повышения эффективности исполнения принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных и контроля за их применением.

Ключевые слова: принудительные меры медицинского характера, осужденные, судебный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль, учреждения и органы, исполняющие наказание, уголовно-исполнительное законодательство.

OXANA NIKOLAEVNA KUDOVBA, Department of the ministry of Internal Affairs of Russia in the city of Bataysk, Bataysk, the Russian Federation, е-mail: [email protected]

JUDICIAL CONTROL OVER THE COMMENDABLE MEASURES EXECUTION OF A MEDICAL NATURE APPLIED TO CONVICTS

Abstract: the work reflects the concept and characteristics of the subjects of execution and decision-making on the application of coercive measures of a medical nature to convicts and the legal basis for their functioning; control and supervision of the implementation of compulsory medical measures applied to convicts; organizational and legal measures to increase the effectiveness of enforcement of compulsory medical measures to convicts and control over its application.

Keywords: compulsory medical measures, convicts, judicial review, prosecutor supervision, public control, institutions

and bodies executing punishment, penitentiary legislation.

__

Основными формами контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих принудительные меры медицинского характера (ПММХ) одновременно с наказаниями и другими уголовно-правовыми мерами, обычно считают судебный контроль, прокурорский надзор и общественный контроль. Эти виды контроля, безусловно, необходимы ввиду наличия объективных сложностей у лиц, находящихся в условиях изоляции, при защите своих прав. Об этом же говорится и в международных документах (например, в п. 12 Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания). Высшим органом процессуального контроля и надзора за подконтрольными (поднадзорными) субъектами является суд. Формы судебного надзора и контроля разнообразны. Они реализуются как при рассмотрении уголовных дел в рамках функции правосудия, так и вне ее, в рамках отдельных уголовно-процессуальных производств.

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, в том числе исполняющих ПММХ, активно изучается в современной литературе [1, с. 19-24; 2, с. 60-63]. Помимо прочего, судебный контроль осуществляется и за применением ПММХ не только при исполнении приговора, но и в других стадиях уголовного судопроизводства [3, с. 89-92].

Основным недостатком судебного контроля является, по нашему мнению, то, что он осуществляется не по инициативе проверяющих субъектов (как в прокурорском надзоре и общественном контроле), а по инициативе осужденных и реже администраций

© Кудовба О. Н., 2017 © Kudovba O. N., 2017

Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 25(1-4), № 2. С. 93-229

учреждений и органов, исполняющих наказания, поэтому судебный контроль в юридической литературе именуется пассивным [4, с. 61-65].

Функция судебного контроля в производстве по применению принудительных мер медицинского характера осуществляется в следующих формах:

1) традиционные (классические) формы реализации:

а) рассмотрение и разрешение ходатайств органов предварительного расследования о проведении следственных действий или применении мер процессуального принуждения, способных ограничить (нарушить) существенные конституционные права и свободы граждан (например, ходатайство о помещении в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы);

б) последующая проверка судом действий и решений дознавателя, следователя, прокурора, проводимых (принятых) в случаях, не терпящих отлагательств, без решения суда на предмет их законности и обоснованности;

в) рассмотрение судом жалоб на неправомерные действия властных субъектов уголовного процесса. Что характерно, рассматриваемая категория лиц не названа в УПК РФ в числе субъектов обжалования, но это право признано за ними Конституционным Судом РФ в постановлении от 20 ноября 2007 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности ряда положений ст. 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С. Г. Абламского, О. Б. Лобашовой и В. К. Матвеева». Как указывает Конституционный Суд РФ, «...лицо, признанное невменяемым, как правило, не только автоматически считается неспособным лично осуществлять указанные в этих нормах процессуальные действия, но и лишается остальных прав, предоставленных в уголовном судопроизводстве лицам, в отношении которых ведется уголовное преследование, а именно: знать, в совершении какого общественно опасного деяния его уличают, давать объяснения по обстоятельствам дела, заявлять ходатайства, участвовать в производстве следственных действий и судебном разбирательстве, приносить жалобы на действия и решения следователя, прокурора и суда, знакомиться с заключением экспертов и др.» [5];

2) особая форма судебного контроля - контроль качества доказательств. В данном случае суду следует обратить внимание на то, что предмет доказывания в уголовном судопроизводстве по применению принудительных мер медицинского характера согласно ч. 2 ст. 434 УПК РФ имеет определенные особенности по сравнению с общим, определенным ст. 73 УПК РФ для всех уголовных

дел предметом доказывания. По данной категории дел подлежат доказыванию следующие специфические обстоятельства:

а) наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характер психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по уголовному делу;

б) связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда. Эти и иные обстоятельства согласно требованиям ст. 439 УПК РФ должны быть изложены следователем в постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, которое утверждается прокурором. По справедливым замечаниям некоторых авторов, функция судебного контроля должна охватывать сферу наиболее значимых и существенных прав и свобод граждан, то есть распространяться на все действия (бездействие) и решения органов уголовного преследования, которые могут непосредственно ограничить (или нарушить) личную неприкосновенность, тайну частной жизни, собственность либо затруднить доступ к правосудию и судебной защите гражданами своих прав [6, с. 336-337]. У лиц, в отношении которых поставлен вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, доступ к правосудию и без того ограничен в силу болезненного состояния психики, поэтому судебный контроль при особом порядке уголовного судопроизводства о применении принудительных мер медицинского характера, по нашему мнению, представляется важной гарантией защиты прав и законных интересов указанной категории лиц.

В соответствии со ст. 20 УИК РФ судебный контроль осуществляется в трех формах.

1. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со ст. 397 (включая вопросы о назначении, продлении, изменении или прекращении применения ПММХ в соответствии со ст. 102 и 104 УК РФ) и 398 УПК РФ.

2. В соответствии с законодательством России суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказаний в виде принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде принуди-

тельных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, смертной казни.

Рассмотрение жалоб осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, - одна из все более активно применяемых на практике форм судебного контроля. Она является весьма значимой ввиду того, что любое лицо - участник уголовно-исполнительных правоотношений - обладает правом обратиться в суд для разрешения того или иного вопроса, возникшего при исполнении наказания.

Как показывают результаты нашего исследования, осужденные и иные лица практически не обращаются в суд с жалобами по вопросам применения ПММХ (по крайней мере, нам не встретился ни один подобный случай). Представляется, что это происходит из-за недостатков регулирования правового положения самих осужденных в этой области и стремлением администрации исправительных учреждений самим, без привлечения суда, «решать» возникающие проблемы. Например, если в среде осужденных появляется лицо, страдающее психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с опасностью для себя или других лиц (к которому можно было бы применять ПММХ в соответствии с ч. 2 ст. 18 УИК РФ), то администрация исправительного учреждения для нормализации («приукрашивания») обстановки может не составлять документы в суд для применения к нему ПММХ, а самостоятельно его перевести в другой отряд (камеру) либо изолировать путем реализации права на личную безопасность согласно ст. 13 УИК РФ. Если у осужденного, к которому уже применяются ПММХ, возникли жалобы, которые он планирует направить в суд, то администрация исправительного учреждения может его «уговорить» отложить их до ближайшего судебного разбирательства по поводу применения к нему ПММХ.

Таким образом, у администрации исправительного учреждения имеются возможности по неофициальному разрешению проблемных ситуаций в области применения ПММХ, чтобы не допускать «официального» рассмотрения жалоб судом.

Изучение медицинской, воспитательной и иной документации в отношении осужденных, страдающих психическими расстройствами, показало, что факты, например, членовредительства нередко отражаются лишь в журналах приема больных осужденных в медсанчасти учреждения, без записей в его медкарту, что не влечет за собой применение к нему мер дисциплинарного воздействия. Формально осужденный, имеющий психическое расстройство, не совершает действия по причинению вреда себе (как в данном случае), поэтому нет юридических оснований для подачи материалов в суд с целью назначения ему ПММХ. Вместе с тем большинство опрошенных респондентов полагают, что такие больные осужденные представляют опасность причинения вреда себе или другим лицам.

Имеется ряд проблем в осуществлении судебного контроля за исполнением ПММХ: в случае выявления нарушений законодательства суд обычно не акцентирует на них внимание; четко не урегулирован предмет судебного контроля за исполнением уголовных наказаний; в УИК РФ и УПК РФ не предусмотрено право суда затребовать для проверки иные документы, кроме тех, которые представлены администрацией исправительного учреждения и пр. Наличие подобных проблем подтверждает необходимость усиления судебного контроля за исполнением уголовных наказаний вообще и ПММХ в частности (за это выступают около 90 % респондентов). В связи с этим предлагаем включить в ст. 20 УИК РФ новую ч. 3.1 для закрепления указанного выше полномочия судьи.

Очевидно, что суд должен осуществлять постоянный «сквозной» контроль законности (не-) применения ПММХ в отношении осужденных, имеющих психические расстройства, вне зависимости от того, какие вопросы решаются в процессе исполнения уголовного наказания. Для этого требуется законодательно закрепить, что при досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания, к которому применяются ПММХ или который страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, связанным с опасностью для себя или других лиц, суд должен с решением соответствующего вопроса в стадии исполнения приговора одновременно принять решение о постпенитенциарном (не-) применении ПММХ.

Список литературы

1. Давыдов Д. А. История развития судебного контроля в пенитенциарной сфере в российском законодательстве // Образование. Наука. Научные кадры. 2010. № 4. С. 19-24.

2. Тепляшин П. В. Перспективы расширения судебно-правового регулирования уголовно-исполнительных отношений // Рос. юстиция. 20i0. № 4. С. б0-б3.

3. Мищенко Е. В. Судебный контроль в досудебном производстве по делам о применении принудительных мер медицинского характера // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2009. № 3. С. 89-92.

4. Камардина А. А. Уголовно-процессуальная деятельность суда на стадии исполнения приговора // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 20ii. № i22. С. 61-65.

5. Собрание законодательства Рос. Федерации. 2007. № 48. Ст. 6030.

6. Азаров В. А., Таричко И. Ю. Функция судебного контроля в истории, теории и практике уголовного процесса России. Омск, 2004. 379 с.

References

1. Davydov D. A. Istorija razvitija sudebnogo kontrolja v penitenciarnoj sfere v rossijskom zakonodatel'stve // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2010, no. 4, рр. 19-24.

2. Tepljashin P. V. Perspektivy rasshirenija sudebno-pravovogo regulirovanija ugolovno-ispolnitel'nyh otnoshenij // Rossijskaja justicija. 2010, no. 4, рр. 60-63.

3. Mishhenko E.V. Sudebnyj kontrol' v dosudebnom proizvodstve po delam o primenenii prinuditel'nyh mer medicinskogo haraktera // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009, no. 3, рр. 89-92.

4. Kamardina A. A. Ugolovno-processual'naja dejatel'nost' suda na stadii ispolnenija prigovora // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011, no. 122, рр. 61-65.

5. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2007, no. 48, ct. 6030.

6. Azarov V. A., Tarichko I. Ju. Funkcija sudebnogo kontrolja v istorii, teorii i praktike ugolovnogo processa Rossii. Omsk, 2004. 379 р.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кудовба Оксана Николаевна - старший следователь следственного отдела ОМВД России по г. Батайску Ростовской области, г. Батайск, Российская Федерация, е-шаЛ: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Кудовба, О. Н. Судебный контроль за исполнением принудительных мер медицинского характера, применяемых в отношении осужденных / О. Н. Кудовба // Уголовно-исполнительное право. - 2017. -Т. 25(1-4), № 2. - С. 182-185.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kudovba Oxana N. - senior investigator of the investigation department of the department of the ministry of Internal Affairs of Russia in the city of Bataysk, the Russian Federation, е-mail: oxana. [email protected].

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Kudovba O. N. Sudebnyj kontrol' za ispolneniem prinuditel'nyh mer medicinskogo haraktera, primenj-aemyh v otnoshenii osuzhdennyh [Judicial control over the commendable measures execution of a medical nature applied to convicts]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2017, vol. 25, no.2, pp.182-185.

Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 25(1-4), № 2. С. 93-229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.