Научная статья на тему 'Судебные органы на территории Чувашии в первые годы советской власти: историко-правовые аспекты'

Судебные органы на территории Чувашии в первые годы советской власти: историко-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельцов Валерий Михайлович

The work is devoted to the analysis of the formation and development of the court system in the Chuvash Republic after the establishment of Soviet power. It shows the stages of the formation of the real justice under new historical conditions. The author thoroughly analyses the activity of tribunals and shows the correlation of their functioning in comparison with civil courts. The idea of the united peoples court is considered and the process of its realization is shown in the article. It is noted that the lack of qualified specialists strongly affected the work of the courts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COURT ORGAN''S IN THE CHUVASH REPUBLIC AFTER THE ESTABLISHMENT OF SOVIET POWER: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS

The work is devoted to the analysis of the formation and development of the court system in the Chuvash Republic after the establishment of Soviet power. It shows the stages of the formation of the real justice under new historical conditions. The author thoroughly analyses the activity of tribunals and shows the correlation of their functioning in comparison with civil courts. The idea of the united peoples court is considered and the process of its realization is shown in the article. It is noted that the lack of qualified specialists strongly affected the work of the courts.

Текст научной работы на тему «Судебные органы на территории Чувашии в первые годы советской власти: историко-правовые аспекты»

из того или иного источника. Судьи считаются не создателями права, а провозгласителями ранее существовавших правовых норм. На самом же деле общее право в значительной мере есть продукт подлинного судебного правотворчества.

С другой стороны, в настоящее время встречаются дела, для которых не находится прецедента. Это дела, разрешаемые «по первому впечатлению» (of first impression). Судья в данном случае действует в соответствии с общими принципами и создает тем самым новый прецедент, то есть творит право, а не просто применяет его.

Доктрина stare decisis имеет как достоинства, так и недостатки. С одной стороны строгое соблюдение прецедентов делает решение суда более «предсказуемым». Стороны могут заранее предположить, чем закончится судебное разбирательство, и отказаться от подачи иска в суд. Зачастую « предсказуемость» решения ведет к досудебному урегулиро-

ванию спора. Однако с другой стороны в случае если суд высшей инстанции допустит ошибку, то создаст прецедент, на основании которого нижестоящие суды будут выносить неверные решения. Это приведет к увеличению числа противоречащих друг другу прецедентов и усложнит судебное разбирательство, не говоря уже о том, что усилит нагрузку на судебную систему в целом.

Тем не менее, говоря о достоинствах и недостатках использования судебного прецедента в качестве источника права, необходимо отметить, что прецедент избавляет законодателя от необходимости заранее предусматривать все возможные жизненные ситуации и дает возможность совершенствовать действующее законодательство по мере необходимости. Кроме того, использование судебного прецедента в процессе рассмотрения и разрешения дел позволяет судьям выносить справедливые и обоснованные (с точки зрения закона) решения.

E.I. Gorbunov. PRECEDENT - ONE OF THE LEGAL SOURCES MOST OFTEN DISCUSSED IN THE LEGAL LITERATURE.

In spite of the fact that precedent is the central element of system of the common law, its application has the features in each of the countries of the given legal system. At present the development of the international cooperation requires that the lawyer well knew these features and was able to use them effectively in practice.

ГОРБУНОВ Евгений Игоревич, родился в 1986 г., окончил Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации (2009). Аспирант Чебоксарского кооперативного института.

УДК 57.3(2Рос=Чув)712

СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В.М. Мельцов

Правовой хаос и нигилизм - так можно охарактеризовать политическую обстановку в России в первые дни после прихода к власти большевиков. Наступил полный кризис государственной судебной системы. Насилие и вседозволенность, прикрываемые революционными лозунгами, стали обычным явлением в октябре-ноябре 1917 г. Участники судебного процесса расследовали дела и судили не по писаным законам, так как их не было, а руководствуясь индивидуальным «революционным правосознанием».

В целях внесения единообразия в систему советских судебных и следственных учреж-

дений СНК принял 24 ноября 1917 г. первый декрет о суде1, которым предписывалось упразднить все существовавшие общие судебные установления, институт судебных следователей, прокуратуру, адвокатуру, приостановить действие института мировых судей и создать местные суды и учредить революционные трибуналы. Была ликвидирована судейская неприкосновенность, так как декрет не содержал норм о неприкосновенности судей, председателей революционных трибуналов и заседателей. Местный суд был

1 СУ РСФСР. 1917. №4.

выборным органом, построенным на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия. Основными принципами работы народных судов стали: 1) избираемость судей, широкое участие в работе судов народных представителей;

2) гласность и публичность судопроизводства;

3) коллегиальность в решении вопросов судебного процесса.

19 декабря 1917 г. Советское правительство издало «Инструкцию Революционному Трибуналу», определившую его структуру, дела, подлежавшие его ведению, налогооблагаемые наказания и порядок ведения его заседателей2. Ревтрибунал избирался Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в составе председателя, двух постоянных его заместителей и сорока заседателей. Состав Ревтрибунала избирался на 3 месяца, заседатели - на 1 месяц.

Первоначально создание народных судов в динамике отставало от образования Революционных трибуналов. На местах предпочитали учреждать Ревтрибуналы, и последние в первое время занимались не только делами контрреволюции, но через них чаще всего проходила основная масса общеуголовных дел.

Ревтрибуналы вводили следующие виды наказаний: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики, объявление общественного порицания, объявление виновного врагом народа, лишение виновного всех или некоторых политических прав, конфискация имущества виновного, присуждение к обязательным работам.

Для производства предварительного расследования по судебным делам при ревтрибунале учреждалась следственная комиссия (судебно-следственная комиссия) в составе шести лиц, избираемых Советами. Решение Ревтрибунала считалось окончательным. Постановлением Народного Комиссариата юстиции от 25 января 1918 г. было образовано Кассационное отделение при Наркомате юстиции, в котором стали рассматриваться жалобы на решения Ревтрибунала.

Декрет №2 о суде предусматривал создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, переименованных в местные народные суды. Документ закрепил ведение судопроизводства на языке большинства населения той местности, где слушается дело3.

2 СУ РСФСР. 1917. №12.

3 СУ РСФСР. 1918. №26.

Декрет №3 о суде значительно расширил подсудность дел местным народным судам, передав в их ведение все дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, убийствах, разбое, изнасиловании, спекуляции, взяточничестве и подделке денежных знаков4. Эти преступления были подсудны революционным трибуналам.

Окончательное претворение в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы государства получила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. Оно упраздняло окружные суды, оставив в качестве судебных звеньев народный суд, советы (съезды) народных судей в качестве кассационной инстанции и революционные трибуналы.

Народные судьи избираются Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов из числа кандидатов, предлагаемых исполнительными комитетами Советов. При подборе судебных кадров строго проводится классовый принцип: судьями могли быть только трудящиеся. Представительство сторон в гражданском процессе осуществляли специальные коллегии защитников и обвинителей, создававшиеся при местных Советах и получавшие за свой труд заработную плату, как служащие совучреждений.

В первые месяцы советской власти функции юридического управления на местах, в том числе и в Казанской губернии, в состав которой до 1925 года входила Чувашия, исполнял отдел губисиполкома. Кроме того, в Чувашии при исполкомах уездных Советов в 1918 г. были образованы Ядринское, Ци-вильское и Чебоксарское уездные бюро юстиции, просуществовавшие до 1922 г. Тогда же стали действовать судебно-следственные комиссии, которые рассматривали факты хищения социалистической собственности и нарушения социалистической законности.

Как и в других губерниях, в Чувашии катастрофически не хватало подготовленных кадров. В связи с этим с 1 октября 1919 г. Отдел юстиции организовал трехнедельные курсы для подготовки народных судей в уездах, где «наблюдается недостаток людей, могущих на службе по судебному ведомству проводить в жизнь предначертания Рабоче-Крестьянского правительства».

24 июня 1920 г. было принято постановление ВЦИК (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) и СНК (Совета Народных Комиссаров) РСФСР «Об обра-

4 СУ РСФСР. 1918. №52.

зовании Автономной Чувашской Области». Для руководства новой административной единицей Оргбюро ЦК РКП (б) (Центральный Комитет Российской Коммунистической Партии большевиков) учредило временный советский орган - Революционный Комитет, при котором были созданы отраслевые отделы управления, в том числе Отдел юстиции.

Отдел юстиции Чувашской автономной области был организован при Исполнительном комитете Совета депутатов 1 июля 1920 г. с образованием чувашской государственности. В его состав входили подотделы: общий, судебно-следственный и карательный. Отделу юстиции были подведомствены областные судебно-следственные учреждения: Революционный трибунал, Областной Совет народных судей, 3 уездных Бюро юстиции, 28 народных судов и 12 следователей5. С 1 января 1922 г. в Отделе юстиции произошла реорганизация. В результате в его состав дополнительно вошли следующие подотделы: общий, обще-консультационный, судебно -следственный, исправительно -трудовой, судоустройства и судебного контроля.

К основным задачам Отдела юстиции относились:

1) проведение организационно-административных мероприятий НКЮ в области судоустройства и карательного дела;

2) возбуждение в порядке общественного обвинения, рассмотрения и судебного преследования как в случае обнаружения незакономерных действий органов Советской власти, так и в случаях, когда к раскрытию преступлений, совершенных должностными или частными лицами, надлежащие органы не приняли соответствующих мер;

3) наблюдение за общим направлением деятельности органов юстиции области;

4) обслуживание областного Исполкома, его отделов и учреждений консультационными разъяснениями и систематизацией законодательных актов6.

Кроме того, он обладал правом обжало -вания приговоров народных судов и областного Ревтрибунала, осуществлял организацию обвинения и защиты на суде, создание особых сессий народных судов, дежурных камер, судебно-медицинской экспертизы, оказывал юридическую помощь населению, руководил реализацией декрета об отделении церкви от государства, заведовал местами лишения свободы, осуществлял ор-

5 Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 49. Оп. 1. Д. 25. Л. 36.

6 Там же. Д. 1. Л. 104.

ганизацию исправительно-трудовых работ7.

Ответственные посты в учреждениях Отдела преимущественно занимали лица чувашской национальности. Старый чиновничий контингент составлял незначительный процент служащих. Судебно-следствен-ные учреждения ЧАО регулярно представляли доклады о своей деятельности Отделу юстиции, который передавал сведения в НКЮ РСФСР. В докладах отмечались положительные моменты и недостатки в деятельности областных судебно-следственных органов. Отмечались задержки в работе Отдела юстиции в первый год своего функционирования, вызванные недостатком квалифицированных работников и слабым материальным обеспечением8. Канцелярская волокита в деятельности судебно-следственных органов была вызвана отсутствием четкой регламентации подсудности. Дела о спекуляции, должностных преступлениях и земельных спорах рассматривали практически все органы власти: карательные (ВЧК), судебно-следственные и государственного контроля (рабоче-крестьянская инспекция).

В докладах Отдела юстиции ЧАО отмечался саботаж и бюрократизм дипломированных юристов, обладавших многолетней практикой, составлявших очень малый процент судебных работников, и подчеркивалась необходимость создания новых советских кадров работников юстиции.

За отчетный период в Ревтрибунале ЧАО преобладали дела о должностных преступлениях. Ярким примером может послужить приговор заведующему Чебоксарским уездным отделом здравоохранения В. П. Никитину к тюремному заключению сроком на 5 лет за расхищение казенного имущества9 .

В народных судах преобладали дела о лесных порубках, изготовлении и сбыте самогона, краже, главным образом, продуктов и предметов первой необходимости из складов продорганов, потребсоюзов и железнодорожных складов, явившихся следствием неурожая и голода в Поволжье. В Ревтрибунале к суду привлекались в основном представители крестьянства и интеллигенции, в народных судах - рабочие. Преобладающей мерой наказания являлись общественные принудительные работы10.

7 Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 49. Оп. 1.Д. 25. Л. 2.

8 Там же. Л. 36.

9 Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 49. Оп. 1. Д. 25. Л. 42.

10 Там же. Л. 42, 58.

В связи с окончанием гражданской войны и переходом к НЭПу потребовалось проведение судебной реформы. Необходимость ее осуществления наиболее удачно сформулировал Н.В. Крыленко: «Для уголовной репрессии имелись ВЧК и революционные трибуналы, а для гражданских дел ничего не было»11.

В решениях I съезда деятелей советской юстиции ЧАО (25-27 декабря 1921 г.) целиком поддерживался данный курс. Перед судебно-следственными органами ЧАО в числе приоритетных задач ставились полная укомплектованность аппарата квалифицированными специалистами; подготовка кадров из числа чувашской нации; эффективная организация юридической помощи населению; улучшение материального положения работников судов12.

Взаимодействие судов и органов юстиции строилось весьма своеобразно: суды подчинялись органам юстиции, которые непосредственно упраздняли или образовывали их, издавали обязательные к исполнению распоряжения. Только после гражданской войны суды стали обособляться от органов юстиции. 1 августа 1922 г. в ходе судебной реформы

Областной отдел юстиции с его местными органами - уездными Бюро юстиции - был упразднен. В связи с этим часть функций перешла в Областной Совет народный судей и созданную Областную Прокуратуру.

Таким образом, к концу 1922 г. в стране параллельно существовали две системы судебных органов (общие суды и революционные трибуналы), что объяснялось необходимостью иметь специальный судебный орган, способный подавить сопротивление оппозиционных и враждебных сил. При этом Верховный революционный трибунал одновременно являлся и судом первой инстанции и кассационным органом, что нередко приводило в годы гражданской войны к нарушению прав граждан. Положение усугублялось отсутствием четких признаков составов уголовно наказуемых преступлений и санкций за них. Решения революционных трибуналов объявлялись окончательными с момента их провозглашения. Обилие нормативных актов, создававших, упразднявших и реорганизовывавших судебные органы, на наш взгляд, вызывалось необходимостью поиска наиболее эффективной формы судебной организации принципиально нового типа государства.

V.M. Meltzov. COURT ORGAN'S IN THE CHUVASH REPUBLIC AFTER THE ESTABLISHMENT OF SOVIET POWER: HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS.

The work is devoted to the analysis of the formation and development of the court system in the Chuvash Republic after the establishment of Soviet power. It shows the stages of the formation of the real justice under new historical conditions. The author thoroughly analyses the activity of tribunals and shows the correlation of their functioning in comparison with civil courts. The idea of the united peoples court is considered and the process of its realization is shown in the article. It is noted that the lack of qualified specialists strongly affected the work of the courts.

МЕЛЬЦОВ Валерий Михайлович, родился в 1975 г., окончил Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1998), канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры философии и политологии Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России. Автор 30 работ.

11 Крыленко Н.В. Судоустройство РСФСР. - М., 1923. С. 151.

12 ГИА ЧР. Ф. 49. Оп. 1. Д. 18. Л. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.