Научная статья на тему 'СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕТОДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ИНСТРУМЕНТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарипова Э.Р., Мударисова А.Р., Григорьева М.С.

Данная научная статья посвящена исследованию судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. Целью исследования является рассмотрение методов, проблем и перспектив в области судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. В статье обсуждаются роль и значение судебно-психологической экспертизы в контексте судебной практики и выявляются особенности ее проведения для несовершеннолетних. Рассматриваются различные методы и инструменты, используемые в судебно-психологической экспертизе, а также обсуждаются этические и юридические аспекты этой процедуры. Статья также выявляет основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются специалисты при проведении судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних, включая ограничения существующих методов, учет возрастных особенностей и влияние культурных и социальных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шарипова Э.Р., Мударисова А.Р., Григорьева М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC PSYCHOLOGICAL EXAMINATION OF MINORS

This scientific article is devoted to the study of forensic psychological examination of minors. The purpose of the study is to consider methods, problems and prospects in the field of forensic psychological examination of minors. The article discusses the role and importance of forensic psychological examination in the context of judicial practice and identifies the features of its implementation for minors. Various methods and tools used in forensic psychological examination are considered, as well as ethical and legal aspects of this procedure are discussed. The article also identifies the main problems and challenges faced by specialists during the forensic psychological examination of minors, including the limitations of existing methods, taking into account age characteristics and the influence of cultural and social factors

Текст научной работы на тему «СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 34

Шарипова Э.Р.

студентка 4 курса Институт права Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Россия)

Мударисова А.Р.

студентка 4 курса Институт права Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Россия)

Григорьева М.С.

студентка 4 курса Институт права Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Россия)

Научный руководитель: Ячменева М.А.

ассистент кафедры криминалистики Институт права Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Россия)

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация: данная научная статья посвящена исследованию судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. Целью исследования является рассмотрение методов, проблем и перспектив в области судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. В статье обсуждаются роль и значение судебно-психологической экспертизы в контексте судебной практики и выявляются особенности ее проведения для несовершеннолетних. Рассматриваются различные методы и инструменты, используемые в судебно-психологической экспертизе, а также обсуждаются этические и юридические аспекты этой процедуры. Статья также выявляет основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются специалисты при проведении судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних, включая ограничения существующих методов, учет возрастных особенностей и влияние культурных и социальных факторов.

Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза, несовершеннолетние, психологические исследования, методы экспертизы, психологические аспекты, юридические аспекты, этические вопросы, возрастные особенности, перспективы развития, судебная практика, инструменты экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних является важным инструментом в правовой системе, предназначенным для оценки психологического состояния и психического развития несовершеннолетних лиц в контексте судебных дел. Эта форма экспертизы играет решающую роль в принятии судебных решений, связанных с несовершеннолетними, такими как установление вины, определение наказания или разрешение семейных споров.

Целью данной научной статьи является рассмотрение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних, ее методов, проблем и перспектив. Мы сосредоточимся на анализе особенностей этой формы экспертизы, включая специфические методы и инструменты, используемые при оценке психологического состояния несовершеннолетних. Кроме того, мы рассмотрим этические и юридические аспекты судебно-психологической экспертизы, особенности учета возрастных особенностей и влияние культурных и социальных факторов.

Изучение этой темы имеет важное значение для понимания эффективности и надежности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних, а также для развития инновационных подходов к проведению экспертизы и решения возникающих проблем.

Судебно-психологическая экспертиза представляет собой специализированное психологическое исследование, проводимое с целью оценки психологического состояния, когнитивных способностей, поведения и психического развития лиц, являющихся объектами судебного рассмотрения. Эта форма экспертизы выполняется в соответствии с юридическими требованиями и стандартами и имеет важное значение для принятия судебных решений.

Судебно-психологическая экспертиза играет ключевую роль в судебной практике, особенно при рассмотрении дел, связанных с несовершеннолетними. Ее целью является предоставление объективной и надежной информации о психологическом состоянии и психическом развитии несовершеннолетних, которая может служить основой для принятия судебных решений.

Судебно-психологическая экспертиза может быть применена в различных ситуациях, таких как установление вины несовершеннолетних, определение их способности осознавать последствия своих действий, оценка их состояния для целей определения наказания, разрешение семейных споров, определение опекунства и многих других.

Результаты судебно-психологической экспертизы могут быть использованы в качестве доказательств и имеют вес при принятии решений судебными инстанциями. Они представляются в виде письменного заключения эксперта, которое содержит обоснованные выводы и рекомендации на основе проведенного психологического исследования.

Особенности проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних связаны с их возрастными и психологическими

особенностями. Вот несколько ключевых аспектов, которые следует учесть при проведении экспертизы несовершеннолетних:

Развитие и возрастные особенности. Несовершеннолетние находятся в процессе физического, психологического и социального развития, и их психологические характеристики могут значительно отличаться от взрослых. Эксперты должны учитывать эти возрастные особенности и применять методы и подходы, соответствующие развитию ребенка или подростка [3, с. 89].

Коммуникация и взаимодействие. Взаимодействие с несовершеннолетними требует особого подхода, учитывая их особенности коммуникации и понимания. Эксперты должны использовать доступный и понятный язык, учитывать когнитивные ограничения и использовать специализированные методы коммуникации, чтобы получить достоверные и полезные данные.

Эмоциональная и психологическая чувствительность.

Несовершеннолетние могут быть более уязвимыми и чувствительными к стрессовым ситуациям и психологическим воздействиям. Эксперты должны проявлять особую эмоциональную поддержку и заботу, чтобы создать доверительную атмосферу и обеспечить комфорт и безопасность несовершеннолетнего во время экспертизы.

Социокультурный контекст. Культурные, социальные и семейные факторы могут сильно влиять на психологическое состояние и поведение несовершеннолетнего. При проведении экспертизы важно учитывать этот контекст и его влияние на развитие и функционирование ребенка.

Междисциплинарный подход. В случаях, когда судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего требует более широкого понимания его проблемы, может потребоваться сотрудничество с другими специалистами, такими как психиатры, педагоги, социальные работники и юристы [4, с. 44]. Междисциплинарный подход позволяет углубить понимание психологического

состояния и контекста несовершеннолетнего, а также предоставить более полную и всестороннюю экспертную оценку.

Методы и инструменты, используемые в судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних, направлены на получение объективной и надежной информации о их психологическом состоянии, развитии и функционировании. Вот несколько распространенных методов и инструментов, применяемых при проведении экспертизы: клинические интервью, наблюдение, психологические тесты и шкалы, психологические игры и задания, анализ документов, консультации с профессионалами, социальные анамнезы [2, с. 92].

Важно отметить, что выбор конкретных методов и инструментов зависит от целей и задач экспертизы, а также от возраста и развития несовершеннолетнего. Комбинация различных методов и инструментов позволяет получить более полную и объективную картину психологического состояния несовершеннолетнего и предоставить качественную экспертную оценку, которая может быть использована в судебной практике.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних

подразумевает соблюдение ряда этических и юридических аспектов, которые направлены на защиту прав и благополучия несовершеннолетнего.

Эксперты обязаны соблюдать конфиденциальность полученной информации о несовершеннолетнем и его семье. Данные, полученные в ходе экспертизы, должны быть использованы только в рамках судебного процесса и не должны раскрываться третьим лицам без согласия сторон или в случаях, предусмотренных законом.

Эксперты должны стремиться к достоверности и объективности в своей работе. Их заключения и выводы должны основываться на научных методах, эмпирических данных и профессиональном опыте. Личные предубеждения или внешние влияния не должны искажать результаты экспертизы.

Основная цель судебно-психологической экспертизы

несовершеннолетних - защитить их интересы. Эксперты должны учитывать

детские права, благополучие и развитие несовершеннолетнего при формулировке своих заключений. Это включает учет его возраста, способностей и индивидуальных особенностей.

При проведении экспертизы несовершеннолетнего необходимо получить информированное согласие его родителей или законных представителей. Им должно быть предоставлено понятное объяснение целей, процедур и последствий экспертизы, а также их право на отзыв согласия.

Судебно-психологическая экспертиза должна быть проведена в соответствии с юридическими требованиями и нормами. Эксперты должны быть знакомы с законодательством, применимым к случаю, и обеспечивать соответствие своих действий и заключений требованиям правовой системы. Они должны учитывать судебные нормы и процедуры, предоставлять объективные данные и аргументы, подкрепленные научной основой [1, с.171].

В судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних часто требуется участие нескольких специалистов различных областей, таких как психологи, педагоги, психиатры, социальные работники и юристы. Многосторонний подход позволяет получить всестороннюю оценку психологического состояния и потребностей несовершеннолетнего.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних может столкнуться с рядом проблем и вызовов, которые заслуживают особого внимания. Некоторые из них включают:

Развитие и возрастные особенности. Несовершеннолетние находятся в процессе активного развития, и их психологические особенности могут быть сложными для оценки. Изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектах могут влиять на результаты экспертизы.

Ограниченная способность коммуникации. Несовершеннолетние могут иметь ограниченные навыки коммуникации и трудности в выражении своих мыслей и чувств. Это может усложнить сбор информации и понимание их психологического состояния.

Влияние внешних факторов. Судебно-психологическая экспертиза может проводиться в условиях, когда несовершеннолетний подвергается стрессу, воздействию среды или другим внешним факторам. Это может оказывать влияние на его поведение и психологическое состояние, что требует аккуратной интерпретации результатов экспертизы.

Непоследовательность между различными экспертами. Различные эксперты могут прийти к разным заключениям при оценке одного и того же несовершеннолетнего. Это может быть связано с разными методами, подходами или толкованиями данных, что может создавать сложности при принятии судебных решений.

Этические и юридические вопросы. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних требует соблюдения строгих этических и юридических норм. Ответственность эксперта заключается в защите прав и благополучия несовершеннолетнего, а также в соблюдении конфиденциальности и объективности [5, с. 217].

Недостаток специалистов и ресурсов. Некоторые регионы могут столкнуться с ограничениями в доступе к опытным судебно-психологическим экспертам, что может создавать проблемы в проведении качественных и своевременных экспертиз. Ограниченные ресурсы, как финансовые, так и человеческие, могут ограничивать возможности проведения полноценных и всесторонних экспертиз.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних имеет значительный потенциал для развития в будущем. Несмотря на некоторые проблемы и вызовы, существуют перспективы, которые могут способствовать улучшению этой области. Некоторые из них включают: развитие методологии, технологический прогресс, междисциплинарное сотрудничество, обучение и повышение квалификации, защита прав несовершеннолетних, исследования и академический обмен, сознательность и осведомленность общества.

Перспективы развития судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних связаны с постоянным стремлением к улучшению процесса, методологии и этических стандартов. Использование новых технологий, сотрудничество междисциплинарных команд, обучение и академический обмен, а также защита прав несовершеннолетних и общественное осведомление играют важную роль в достижении этой цели. Развитие судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних позволит эффективно поддерживать справедливость, защищать интересы несовершеннолетних и создавать лучшие условия для их благополучия и развития.

В заключение, судебно-психологическая экспертиза

несовершеннолетних является важным инструментом в судебной практике, направленным на оценку психологического состояния и способностей несовершеннолетних, а также на определение их правовой ответственности. Эта область имеет свои особенности, методологию и этические стандарты, которые требуют внимания и постоянного развития.

Были рассмотрены различные аспекты судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних, включая методологические подходы, особенности проведения экспертизы, использование методов и инструментов, этические и юридические аспекты, а также проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются эксперты.

Важно отметить, что судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних имеет свои перспективы развития. Продвижение и совершенствование методологии, использование современных технологий, междисциплинарное сотрудничество, обучение и повышение квалификации экспертов, защита прав детей и общественное осведомление - все эти факторы способствуют улучшению качества и эффективности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Клименко, Т. В. Судебная психиатрия : учебник для вузов / Т. В. Клименко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 410 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16113-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530447 (дата обращения: 09.06.2023).

2. Криминалистическая методика для дознавателей : учебник для вузов / А. Г. Филиппов [и др.] ; под общей редакцией А. Г. Филиппова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5534-02369-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511238 (дата обращения: 09.06.2023).

3. Макаренко, И. А. Общетеоретические основы расследования преступлений несовершеннолетних : учебник и практикум для вузов / И. А. Макаренко, Р. И. Зайнуллин, А. Ф. Халиуллина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 205 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03136-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514592 (дата обращения: 09.06.2023).

4. Сафуанов, Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза : учебник для вузов / Ф. С. Сафуанов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 379 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14487-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511146 (дата обращения: 09.06.2023).

5. Сорокотягин, И. Н. Юридическая психология : учебник и практикум для вузов / И. Н. Сорокотягин, Д. А. Сорокотягина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 360 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05389-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510629 (дата обращения: 09.06.2023).

Sharipova E.R.

Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)

Mudarisova A.R.

Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)

Grigorieva M.S.

Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)

Scientific advisor: Yachmeneva M.A.

Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)

FORENSIC PSYCHOLOGICAL EXAMINATION OF MINORS

Abstract: this scientific article is devoted to the study of forensic psychological examination of minors. The purpose of the study is to consider methods, problems and prospects in the field of forensic psychological examination of minors. The article discusses the role and importance of forensic psychological examination in the context ofjudicial practice and identifies the features of its implementation for minors. Various methods and tools used in forensic psychological examination are considered, as well as ethical and legal aspects of this procedure are discussed. The article also identifies the main problems and challenges faced by specialists during the forensic psychological examination of minors, including the limitations of existing methods, taking into account age characteristics and the influence of cultural and social factors.

Keywords: forensic psychological examination, minors, psychological research, examination methods, psychological aspects, legal aspects, ethical issues, age characteristics, development prospects, judicial practice, examination tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.