Судебно-психиатрическая экспертиза: некоторые особенности производства и назначения в рамках расследований преступлений по делам несовершеннолетних
Forensic psychiatric examination: some features of the production and appointment in the
framework of investigations of juvenile crimes
ХасановаДинара Ильнуровна
Студентка 4 курса УУНиТ, Россия, г. Уфа dinara. khasanova.01 @mail. ru
Khasanova Dinara Ilnurovna
4th year student of UUNiT, Russia, Ufa dinara. khasanova.01 @mail.ru
Научный руководитель Файзуллина Алина Анисовна
к.ю.н., доцент кафедры криминалистики
УУНиТ, Россия, г. Уфа alina23100@mail.ru
Scientific Adviser Fayzullina Alina Anisovna
Candidate of Law,
Associate Professor of the Department of Criminology of UUNiT
Russia, Ufa alina23100@mail.ru
Аннотация.
В рамках данной научной работы рассмотрены процессуальные особенности проведения судебно-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних, а равно, и малолетних потерпевших, подозреваемых, обвиняемых в рамках расследования уголовных дел. В научной статье проанализированы некоторые вопросы, возникающие при производстве данного следственного мероприятия, представлены некоторые пути решения возникающих на практике проблем. Кроме того, рассмотрены позиции теоретиков и практиков относительно совершенствования процессуального порядка назначения экспертиз, указаны собственные выводы относительно дальнейшего развития представленного способа использования специальных знаний в рамках судопроизводства.
Annotation.
within the framework of this scientific work, the procedural features of conducting a forensic psychiatric examination in relation to minors, as well as minor victims, suspects, accused in the framework of criminal investigation are considered. The scientific article analyzes some of the issues that arise during the production of this investigative measure, presents some ways to solve problems that arise in practice. In addition, the positions of theorists and practitioners regarding the improvement of the procedural procedure for the appointment of examinations are considered, their own conclusions regarding the further development of the presented method of using special knowledge in the framework of legal proceedings are indicated.
Ключевые слова: несовершеннолетнее лицо, малолетний, судебно-психологическая экспертиза, судебно-психиатрическая экспертиза, комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, потерпевший, обвиняемый, эксперт, экспертное заключение.
Key words: minor, juvenile, forensic psychological examination, forensic psychiatric examination, complex forensic psychological and psychiatric examination, victim, accused, expert, expert opinion.
Из совокупности всех назначаемых судебных экспертиз в рамках расследования по делам с участием несовершеннолетних, наиболее часто производится судебно-психологическая экспертиза. Данный вид
исследования представляется не только самым распространенным, но и важным в силу психологических особенностей несовершеннолетнего участника. Именно при производстве данного вида экспертизы определяется возможность несовершеннолетнего лица правильно воспринимать как свои действия, так и характер волевых актов иных лиц.
М. И. Еникеев под психологией личности преступника понимает совокупность негативных типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние определенного типа и вида. К таким качествам могут быть отнесены характерологические качества, потребности личности, и ценностные позиции и некоторые другие личностные особенности[8]. Анализ психологической структуры преступления предполагает выяснение его мотивов и целей[10]. Они же «приобретают неодинаковую нравственную и юридическую оценку» [11]. По выводам, полученным путем экспертного исследования, решается ряд важных и процессуально значимых вопросов, в частности, возможность привлечения лица к уголовной ответственности, оценить реальные способности ребенка осознавать характер своих действий, их последствия[1].
В настоящее время наблюдается рост количества лиц, имеющих психические патологии, в том числе выражающиеся в нарушении психического развития. В частности, согласно официальной статистике Министерства здравоохранения Российской Федерации, более 612 тысяч граждан страдают психическими расстройствами, а среди несовершеннолетних правонарушителей, факт наличие у них психологических нарушений был подтвержден в 50% случаев. В связи с этим актуальность судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних в судебно-следственной практике растет.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство имеет ряд положений, регламентирующих порядок производства данного вида судебной экспертизы в отношении несовершеннолетних. В силу статьи 421 УПК РФ при производстве расследования по уголовному делу по преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием общеустановленных обстоятельств, определяются и ряд иных, в том числе, касающиеся уровня психологического развития ребенка, а при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается возможность несовершеннолетним в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и возможность руководить ими[2]. В соответствии с данной нормой освидетельствование ребенка проводится на основании постановления следователя или дознавателя, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 259 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа»[4].
Помимо этого, на несовершеннолетних в равной мере распространяются положения общих норм. Так, необходимость назначения и производства психолого-психиатрического исследования несовершеннолетнего отражено в положениях статей 195 и 196 УПК РФ, в силу которых при наличии достаточных сведений, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, суду, следователю следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу [9, с. 260].
При изучении вопроса относительно особенностей назначения и проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних, целесообразно раскрыть сущность самого понятия «отставания в психическом развитии». Процессуальное законодательство не содержит легального определения данной категории, в связи, с чем данное понятие является предметом дискуссий среди авторов и экспертов. Большинство теоретиков и практиков поддерживают позицию, в соответствии с которой отставание в психическом развитии - это несоответствие психического развития паспортному возрасту. Отсутствие легального или судебного
определения данной категории порождает сложность в процессе решения вопроса относительно того, какую из трех экспертиз: судебно-психологическую, судебно-психиатрическую, комплексную судебная психолого-психиатрическая экспертизу, следует назначить при каждом конкретном случае [3].
Множество авторов, основываясь на изучение следственной, судебной, экспертной практики, в качестве отставания в психическом развитии, имеющем прямую связь с психическим расстройством, относят, например, глубокую и тяжелую степень умственной отсталости, выраженную деменцию, а к не имеющим связи с психическими расстройствами - задержку психического развития, социальную и педагогическую запущенность. Таким образом, законодательное закрепление понятие и критериев отнесения того или иного нарушения психики несовершеннолетнего к отставанию в развитии, позволило бы исключить или минимизировать ошибки и применять судебно-психологическую экспертизу, в качестве способа установления объективных данных, наиболее эффективно. Для изучения случаев назначения представленных видов экспертиз, рассмотрим каждый из них.
Судебно-психологическая экспертиза - это исследование, производимое для оценки способности подростков, имеющих признаки умственной отсталости, не связанной с душевными (психологическими) заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими. Объектом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические проявления несовершеннолетнего, которые выходят за пределы нормального поведения. Данный вид исследования проводится в случае, когда ребенок не в полной мере осознает происходящее, не понимает характер и особенности своих действий. Например, в случаях, когда следователь, путем проведения опроса преподавателей, сверстников получил сведения относительно того, что несовершеннолетний неоднократно оставался на второй год, можно предположить, что он отстает от сверстников в психическом развитии. В этом случае рекомендуется назначить именно судебно-психологическую экспертизу на предмет определения степени психического развития, не обусловленного наличием заболеваний центральной нервной системы, патологическими, врожденными психическими аномалиями [7 с. 59].
Важно отметить, что при установлении признаков отставания в психическом развитии ребенка, следует разграничивать условную норму и патологии (болезни ЦНС). При ответе на вопрос о наличии или отсутствие признаков отставания, судебно-экспертная оценка в ряде случаев должна опираться не только на психологическое, но и психиатрическое знание. В связи с этим назначается и производится судебно-психиатрическая экспертиза. Т.В. Клименков в своей работе указывает, что судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних - это специальное исследование, осуществляемое одним или группой судебно -психиатрических экспертов, основной целью которого является дача заключения о психическом состоянии субъекта в уголовном судопроизводстве [6, с. 255].
Проведение судебно-психиатрической экспертизы обязательно при проведении заседания на каждой из стадий, если ставится вопрос относительно психологического здоровья несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Так, Апелляционным Постановлением Верховного суда Республики Крым от 19 мая 2020 года по делу № 3/5-3/2020, при разрешении вопроса о помещения несовершеннолетнего в психиатрической стационар, было установлено, что проведение экспертизы в отношении лица в суде первой инстанции не исключает возможности повторного назначения экспертизы [5]. Это связано с тем, что отрицательные выводы эксперта о наличии психологических патологий в суде первой инстанции не исключает возможности изменения психологического здоровья лица в последующем.
Следует отметить, что данный вид экспертизы производится не только в отношении обвиняемых или подозреваемых. Как указывает в своей диссертационной работе А.Ф. Халиуллина, при расследовании насильственных действий сексуального характера, в отношении малолетних и несовершеннолетних
потерпевших, а в некоторых случаях, и свидетелей, требуется назначить судебно-психиатрическую экспертизу [12, с. 57]. Данное исследование позволит определить степени тяжести вреда здоровью, повлекшего психическое расстройство, поскольку диагностика и определение наличия причинно-следственной связи между психической травмой и развившимся психическим расстройством относятся к компетенции указанной экспертизы, в частности, и при применении насилия в отношения лица. Зачастую потерпевшие не обращаются за помощью, боясь за свою безопасность, в таких случаях данная экспертиза позволит выявить указанное противодействие лица [13, с. 145]. Указанные факты определяются в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом-психиатром.
В своей работе Литвинова А.А. выделила три подхода в части соотношения и порядка производства указанных исследований:
1. Назначение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы;
2. Назначение сначала психиатрической, а затем психологической экспертизы;
3. Назначение только психологической (психиатрической) экспертизы
Личность преступника является неотъемлемым элементом криминалистической структуры преступления, так как несет в себе большой массив криминалистически значимой информации [11].
По нашему мнению, наиболее эффективным является назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы, поскольку при одновременном исследование всех особенностей несовершеннолетнего эксперту легче выделить и установить наличие или отсутствие психических патологий, заболеваний, отставания в развитии. Комплексная экспертиза обеспечит полноту и всесторонность оценки и изучения личности, его психологии, позволит сократить количество времени, которое затрачивается на экспертное исследование. Именно данная экспертиза суммирует возможности психиатрический и психологической экспертиз, тем самым, позволяя эксперту установить системные свойства объекта.
Таким образом, судебно-психиатрическая, судебно-психологическая, комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертизы представляются одними из самых сложных и значимых при расследовании преступлений несовершеннолетних. Для правильного разрешения поставленных вопросов, требуется привлечение эксперта, владеющего знаниями в целом ряде смежных отраслей психологии и психиатрии, в том числе в общей и клинической психологии, возрастной психологии, специальной психологии, патопсихологии и иных. Главным образом, в данном случае, эксперту важно определить не сколько психолого-психиатрические особенности личности, сколько его возможность воспринимать происходящее, осознавать характер и значение своих действий. Только при правильном установлении указанного обстоятельства, следователь, суд, смогут привлечь несовершеннолетнего к уголовной ответственности. В противном же случае, государство должно обеспечить лечение данному лицу, путем помещения в специализированные учреждения, для исключения дальнейшей преступной деятельности. Следует отметить, что отсутствие законодательной регламентации процессуального порядка производства и назначения данных видов экспертиз порождает сложности в практической реализации данного способа получения значимых данных при расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Именно поэтому предлагается закрепить понятие «отставание в психическом развитии», «отставание в психическом развитии, обусловленное наличием патологий» для правильного разграничения случаев привлечения того или иного эксперта.
Список используемой литературы:
1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. 24 сентября 2022 г. № 365-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 29.11.2022).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.№174-ФЗ (с посл. изм. и доп. 07 ноября 2022 г. № 384-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 14.12.2022).
3. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 19.12.2022).
4. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 259 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 19.12.2022).
5. Апелляционное постановление Верховного суда Республики Крым от 19 мая 2020 года по делу № 3/53/2020// Официальный сайт судебных решений [Электронный ресурс]. URL:http://www.sudact.ru/ (дата обращения: 19.12.2022).
6. Бакурадзе Н. С. Судебная экспертиза в уголовном судопроизводстве // Молодой ученый. 2020. № 24. С. 252-255.
7. Бурвиков Н.В. К вопросу о понятии предмета судебной экспертизы // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. №2. С. 58-62.
8. Еникеев М.И. Юридическая психология: краткий учебный курс. М.: Норма, 2005. С. 23.
9. Макаренко И.А., Эскархопуло А.А. Криминалистика: Учебник для бакалавриата. М.: Юрлитинформ, 2014. 520 с.
10. А. А. Файзуллина. Психологические особенности личности преступника по делам о поджогах чужого имущества // Доклады Башкирского университета. 2017. № 2. С. 339-343.
11. А. А. Файзуллина. Психология личности преступника по делам об умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества путем поджога // Вестник ВЭГУ. 2012. № 6. С. 187-192.
12. Халиуллина А. Ф. Особенности расследования насильственных действий сексуального характера, совершенных в отношении несовершеннолетних: диссертация ... кандидата юридических наук. Рост. юрид. ин-т МВД РФ]. 2018. 180 с.
13. Халиуллина А. Ф. Следственные ситуации и алгоритм расследования насильственных преступлений в семье // Правовое государство: теория и практика. 2019. №4 (58). С. 145-148.