Научная статья на тему 'СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
стратегия развития / судебная политика / судебная практика / механизм судебной защиты прав.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О.А. Бердышева

Актуальность рассматриваемых в предлагаемой статье проблем обусловлена ростом и разнообразным регулированием общественных отношений в сферах предпринимательского права. В статье приводятся некоторые примеры, иллюстрирующие реализацию судебно-правовой политики, достоинства и недостатки, их последующее значение. Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу содержания и сущности судебной формы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

О.А. Бердышева

СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность рассматриваемых в предлагаемой статье проблем обусловлена ростом и разнообразным регулированием общественных отношений в сферах предпринимательского права. В статье приводятся некоторые примеры, иллюстрирующие реализацию судебно-правовой политики, достоинства и недостатки, их последующее значение. Результаты исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу содержания и сущности судебной формы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: стратегия развития, судебная политика, судебная практика, механизм судебной защиты прав.

Регулирование развития экономических отношений, а также их судебно-правовая защита всегда было в центре внимания государственного аппарата. В целом, правовая политика есть обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов сознательно- волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни [1]. А судебно-правовую политику в нашем ключе определяют в науке как практическую деятельность государства и других субъектов политической системы по регулированию механизма судебной защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности [2].

Судебно-правовая политика не только определяет статус судей, положение органов судейского сообщества, закрепляет формы судебной практики высших судебных инстанций, устанавливает систему судоустройства, правила судопроизводства по рассмотрению дел, но и вырабатывает стратегические направления судебной политики в системе государственной власти, стимулирует принятие законов о совершенствовании правосудия [3].

В судебно-правой политике имеются определенные стратегические документы, определяющие основные направления развития. Это документы по развитию судебной системы[4], Стратегия развития малого и среднего предпринимательства^]. Указанные акты являются документами стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства, по созданию мобильного правосудия, электронного правосудия, внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности, формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел и является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

В научной среде и среди практикующих юристов не раз выдвигались предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации. Одним из последних крупных предложений было выдвинуто в формате доклада Центром стратегических разработок совместно с Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге [6].

Указанный документ содержит анализ основных проблем в работе судебной системы и предлагает комплекс мер по ее реформированию. Подготовка доклада проходила во взаимодействии с Верховным Судом РФ и ведущими представителями юридического сообщества. В докладе были выявлены такие проблемы, как высокая нагрузка на судей, низкое качество и непрозрачность кадрового отбора в судейском корпусе, избыточная репрессивность и слабый контроль над обвинением в уголовном процессе. Кроме того, докладчиками предложены варианты решения указанных проблем путем изменения законодательства о судебной системе.

В частности, это создание Федерального центра подготовки судей еще до их назначения на должность, существенное изменение правил о квалификационном экзамене на должность судьи, упразднение экзаменационных комиссий по приему этого экзамена, регламентация деятельности Кадровой комиссии при Президенте РФ.

© О.А. Бердышева, 2022.

В качестве мер изменения законодательства в целях снятия организационных ограничений независимости судей были предложены идеи сокращения срока полномочий председателя (заместителя председателя) суда, введение выборности председателей районного суда или процедуры выдвижения председателя коллективом суда, изменение полномочий председателя суда в процессе назначения судей, распределения дел и материального вознаграждения, совершенствование механизма привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Дополним, что докладчиками были предложены меры по снижению судебной нагрузки и рационализации судебного процесса. Такие как уменьшение количества поступающих в суды дел и издержек, связанных с судопроизводством для его участников, существенное повышение госпошлины и ее дифференциация (в особенности для обращения в суды апелляционной, кассационной инстанции), аудиозапись как основное средство фиксирования хода судебного заседания в гражданском и уголовном процессе.

Вместе с этим, указанный доклад подвергся критике со стороны практикующих юристов и теоретиков. В частности, эксперты отмечают рациональность предложенных изменений, но указывают лишь на точечное решение проблем, а не глобальное изменение.

Применительно к судебно-правовой политике в области судебной защиты стоит согласиться с мнением Абакумовой Е.Н о необходимости гарантий защиты прав предпринимателей в случае их нарушения со стороны представителей публичной власти как основным стратегическим положением. Эта необходимость обусловлена тем, что вмешательство государства в экономическую сферу влечет за собой объективную возможность причинения вреда субъектам предпринимательства [7].

В научной литературе выделяют несколько направлений судебно-правовой политики: правотворческое, правоприменительное, интерпретационное, доктринальное. В рамках статьи стоит остановиться на первых двух направлениях.

Правотворческим направлением признается особая разновидность правотворчества высших органов судебной власти с целью создания необходимых условий для осуществления правосудия, не противоречащих Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права, направленных на внесение вторичных изменений в действующую систему права. Его определяют как комплекс политико-правовых мер в сфере предпринимательства, осуществляемых путем непосредственного влияния на формирования законодательства [8].

Примером реализации правотворческого направления в судебной политике являются, в частности, изменения, внесенный в Арбитражный процессуальный кодекс РФ Федеральным законом № 451-ФЗ [9]. Указанный документ положил начало работы новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, исключил термин подведомственность, ввел обязательные требования к представителям в судебном процессе. Данные изменения были выработаны в ходе многолетней работы судейского сообщества, а также подкреплены постановлениями Всероссийских съездов судей, что позволяет сделать вывод об учете мнения представителем судейской практики при выработке законодательных положений.

Кроме того, изменениям подвергается и законодательство об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации. В частности, Федеральным законом от 02.11.2013 №2 294-ФЗ уполномоченным были расширены полномочия по судебному обжалованию актов. Данные лица получили право выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта. А с 30.11.2019 г. на рассмотрении ответственного комитета Государственной Думы РФ находится законопроект, предоставляющий право региональным уполномоченным беспрепятственно посещать места временного содержания и исполнения наказания в виде лишения свободы в целях защиты предпринимателей.

Следующим рассматриваемым направлением является правоприменительное направление судебной политики. Оно призвано выработать основные государственные приоритетов в сфере осуществления права, основные принципы взаимодействия государства, общества и личности в правореализационной сфере. Примером изменения и уточнения судебной практикой действующего законодательства является Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.10.2017 N 33. Разъяснения Пленума направлены на строгое соблюдение установленных законом гарантий прав предпринимателей при возбуждении в отношении их уголовного преследования, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, признании изъятых в ходе следствия предметов и документов вещественными доказательствами, а также при решении вопроса об освобождении их от уголовной ответственности или о назначении виновным справедливого наказания. А Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № 23 законодательные нормы о незаконном предпринимательстве были фактически дополнены новыми положениями, утоняющими признаки осуществления незаконной предпринимательской деятельности.

Таким образом, как справедливо отмечает В.С. Белых, «.. .формально судебная практика не является источником права, тем не менее отмечает, что она играет роль фактора, оказывающего существенное влияние на совершенствование и развитие предпринимательского законодательства» [10].

В заключение следует сказать, что процессуальные нормы, определяющие правила разрешения экономических и иных споров, затрагивающих интересы бизнеса, должны учитывать как положения о необходимости обращения за судебной защитой только в отсутствие других реальных способов разрешения противоречий, так и необходимость предоставления гарантий судебной защиты бизнесу.

Библиографический список

1.Правовая политика России на современном этапе: Учебное пособие / Ю. К. Краснов; Моск. гос. ин-т между-нар. отношений (у-нт) МИД России. — М.: Прометей. 2019

2.М.Н. Марченко «Правовая политика: понятие, субъекты, механизм реализации»//Вестник Московского университета № 5. 2013.

3.Д. И. Артёмова, Е. В. Личко Влияние судебной политики на судебное реформирование в России//Вестник Пензенского государственного университета.2014.

4.Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406 «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы» //СПС Консультант Плюс

5.Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») //СПС Консультант Плюс

6. Доклад «Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменению нормативных актов в целях их реализации» //СПС Консультант Плюс

7.Абакумова Е.Б. Государственно-правовая защита прав предпринимателей в публичных правоотноше-ниях/ZRussian Journal of Economics and Law.2018.

8.Малько А.В., Мазуренко А.П., Струсь К.С. «Приоритеты правотворческой политики в сфере предпринима-тельства»//Правовая политика и правовая жизнь.2010.

9.Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.11.2018 № 451-ФЗ//СПС Консультант Плюс

10.Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М. Проспект, 2010.

БЕРДЫШЕВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Удмуртский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.