Научная статья на тему 'Судебно-почерковедческая экспертиза подписей, выполненных с подражанием подписям другого лица'

Судебно-почерковедческая экспертиза подписей, выполненных с подражанием подписям другого лица Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3992
839
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПОДПИСИ / "КОМПЕТЕНТНОЕ ПОДРАЖАНИЕ" / ФДК / МЕТОДИКА / FORENSIC EXAMINATION OF HANDWRITING / SIGNATURES / "A COMPETENT IMITATION" / FDK / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козочкин Владимир Михайлович, Рыбалкин Никита Андреевич

Авторами разбирается одна из актуальных проблем судебно-почерковедческой экспертизы выполнение подписей с подражанием подписям другого лица (компетентное подражание). В предлагаемой статье рассматриваются основные методики и пути решения указанной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козочкин Владимир Михайлович, Рыбалкин Никита Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC HANDWRITING EXAMINATION SIGNATURES MADE IMITATED SIGNATURES OTHER PERSON

The authors understands one of the urgent problems of the forensic handwriting expertise -Implementation of signatures with signatures imitation of another person (competent imitation). This article discusses the main methods and ways to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Судебно-почерковедческая экспертиза подписей, выполненных с подражанием подписям другого лица»

УДК 343.98

СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПОДПИСЕЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ С ПОДРАЖАНИЕМ ПОДПИСЯМ ДРУГОГО ЛИЦА

В.М. Козочкин, Н.А. Рыбалкин

Авторами разбирается одна из актуальных проблем судебно-почерковедческой экспертизы - выполнение подписей с подражанием подписям другого лица (компетентное подражание). В предлагаемой статье рассматриваются основные методики и пути решения указанной проблемы.

Ключевые слова: судебно-почерковедческая экспертиза, подписи, «компетентное подражание», ФДК, методика.

Тема предлагаемой статьи обусловлена экспертной практикой ФБУ Тульской ЛСЭ Минюста России последних лет. За указанный период структура преступной деятельности даже на примере назначения экспертиз в Тульскую ЛСЭ претерпела значительную эволюцию: стрелять стали меньше, но способы хищений стали изощрённее; таким же стало документальное сопровождение преступных действий, одним из основных реквизитов таких документов стало выполнение подписей от имени ответственных лиц не ими самими, а иными лицами с подражанием подлинным подписям-моделям.

Собственно, данная проблема отнюдь не является новой и существуют давно уже разработанные методики исследования подобных подписей. Что же заставило обратиться снова к этой теме? Ничто не стоит на месте и способы имитации подлинных подписей в настоящее время стали более продуманными. Таких способов с применением современной офисной техники набирается достаточно, но стоит обратить внимание на такой приём как компетентное подражание и способы установления данного факта. Данный способ не связан с применением каких-либо технических средств.

Подпись является особым почерковым объектом - как вид рукописи, для выполнения которой в большинстве случаев вырабатывается специфический ФДК (функционально-динамический комплекс навыков - явление психофизиологической природы, сущность которого составляет система навыков, предназначенных для целевой реализации определенных действий (деятельности)) [1, с. 80] и подписной почерк. Данный вид почерка формируется, как правило, на базе уже в какой-то (часто в большой) мере освоенного письменно-двигательного навыка. Поэтому его формирование значительно облегчается наличием уже сложившихся на фоновых уровнях автоматизмов и коррекций (наличия выраженного динамического стереотипа) [2, с. 133-134].

Для выработки у человека подписного ФДК нет эталона. Поэтому сначала роль ведущего образа выполняет обозначение фамилии данного лица в изображении, освоенном в процессе формирования навыка письма. Далее в этот образ, исполнитель подписи сознательно вносит изменения в целях: с одной

125

стороны - индивидуализации, учитывая, что подпись - его личный удостоверительный знак (она может включать в свою структуру монограмму, в буквы могут вноситься дополнительные украшающие штрихи, либо происходит упрощение программы подписного почерка вплоть до условно читаемых или безбуквенных штрихов); с другой - приспособления ее к очень быстрому, непрерывному (целостному) выполнению, ибо подпись рассчитана на легкую реализацию. Отсюда для подписных почерков высокой и средней степени выработанности обычно в средней ее части возникает переход на безбуквенные элементы - циклические штрихи, завершающиеся росчерком.

В процессе формирования подписи образуется ее своеобразный зрительно-двигательный образ, который в большей или меньшей мере отличается от соответствующей письменно-двигательной программы привычного почерка того же лица. При этом если в нем сохранены буквы, то для выполнения их сочетаний может использоваться соответствующая двигательная нейропрограмма, взятая из сформировавшегося ФДК навыков письма. Для безбуквенной части могут заимствоваться фоновые почерковые компоненты - преобладающие форма и направление движения. Таким образом, подписной почерк заключает в себе и общие компоненты и специфичные. Однако возможно формирование подписного почерка и при полном отказе от выработанных ранее почерковых свойств, что бывает реже.

Поскольку подпись является краткой почерковой реализацией, трудно говорить об избыточности заключенной в ней индивидуальной информации. Поэтому здесь актуальны научные труды о проблемах и путях изучения системных свойств малообъемных почерковых объектов [3].

В частности хорошим подспорьем для экспертов-почерковедов стала методика исследования интегральных характеристик и кривизны, разработанная во ВНИИСЭ МЮ СССР (ныне - РФЦСЭ при Минюсте России) данная методика, получившая название «ОКО», используется для исследования простых и кратких подписей, наиболее трудоёмких для решения в рамках традиционной компаративной методики; расчёт характеристик подписей производится с применением компьютерного алгоритма, методика постоянно подвергается модернизации, в настоящее время эксплуатируется её восьмой вариант, в котором сделана попытка автоматизации процесса денситометрии (исследование нажимных характеристик). Конечно, данная методика имеет свои ограничения в применении, но с другой стороны, при корректном применении она позволяет получить результаты, на которые не способна традиционная методика [4, с. 392-393].

В отношении малообъемных почерковых объектов, в особенности подписей и кратких записей, «не работают» традиционные представления об относительной устойчивости - стереотипности, вариационности и избирательной изменчивости почерка. Происходит это в силу того, что в них может не оказаться повторяющихся письменных знаков и их элементов, в теории и практике судебно-почерковедческой экспертизы опосредованной «гарантией» устойчивости считается отсутствие в малом рукописном объекте

таких признаков необычного выполнения, как снижение координации движений 1-й группы и замедления темпа. Не случайно, поэтому при реализации нетрадиционных подходов (см. выше) центр тяжести в исследовании разброса и вариационности признаков переносится на образцы почерка предполагаемых исполнителей малообъемных почерковых объектов. Чем устойчивее изучаемые параметры, чем меньше их вариационность с учетом последовательных зависимостей, тем более они значимы как отражения свойств конкретного почерка. «Жесткость» почерковой системы, узкие пределы колебания параметров неблагоприятны для случайного и неслучайного попадания в них «чужеродных» признаков. Напротив, чем меньше стереотипность и больше вариационность, тем реальнее такого рода попадание. Однако далеко не всегда возможно изучение устойчивости свойств почерка по образцам, как, например, при решении задачи установления факта выполнения разных подписей одним лицом. В связи с этим существенно повышается степень сложности решения такой задачи.

Отдельного внимания заслуживают подписи, выполненные с подражанием, как наиболее сложные объекты криминалистического идентификационного исследования, они требуют комплексного-традиционного и нетрадиционного методического подхода при изучении. Аналитический обзор работ по данной проблеме, обобщение экспертной практики, в т.ч. практики Тульской ЛСЭ и сопредельных лабораторий, свидетельствуют о том, что возможности экспертизы зависят от целого ряда условий, наиболее существенными из которых являются следующие: конструктивная сложность движений, отразившаяся в неподлинной подписи, и объем графического материала, содержащегося в ней; вид подражания; развитие письменно -двигательного навыка подражателя; соотношение почерковых характеристик в неподлинной подписи и в почерке (в т.ч. подписном) подражателя.

Проведенными ранее исследованиями и экспертной практикой доказано, что чем сложнее подпись по своему строению и больше по объему, тем труднее ее воспроизвести, и наоборот. Между видом подражания (наличие или отсутствие оригинала подписи при подражании, наличие предварительной тренировки и ее продолжительность) и его успешностью также имеется определенная зависимость: наличие или отсутствие оригинала подписи существенно влияет на достижение конечной цели - выполнение неподлинной подписи с наибольшим сходством с оригиналом.

В зависимости от продолжительности тренировки, предшествующей выполнению неподлинной подписи, все подписи, выполненные с подражанием, по механизму их генерации можно разделить на 3 группы:

1) кратковременная предварительная тренировка перед выполнением неподлинной подписи, как правило, не обеспечивает выработку устойчивого двигательного навыка (кроме случаев сходства системы движений и переноса навыков), о чем свидетельствуют навыки замедленности и раскоординированности движений, увеличенная по сравнению с подлинными подписями протяженность элементов неподлинных подписей и

недифференцированность нажима. При этом зрительный образ воспроизводимой подписи неустойчив, легко разрушается, а функции зрительного и двигательного анализаторов не обеспечивают единую систему согласованных движений, в результате чего подражатель не может воспроизвести подпись без обращения к оригиналу.

2) в случае продолжения тренировки при наличии подписи-оригинала исполнитель может добиться выработки определенного двигательного навыка в выполнении объекта подражания, который может быть неустойчивым, если подражатель воспроизводит подпись небольшое число раз, или же относительно устойчивым - при частом ее выполнении.

3) дальнейшие упражнения в воспроизведении неподлинной подписи приводят к выработке устойчивого двигательного навыка, который позволяет закрепить в памяти образ воспроизводимой подписи и выполнить подпись без обращения к оригиналу.

Каждому этапу предварительной тренировки соответствует свой зрительный образ подписи-оригинала, закрепленный в долговременной или кратковременной памяти. В зависимости от продолжительности предварительной тренировки образ подлинной подписи может стать объектом воспроизведения по памяти и эталоном при отсутствии подписи-оригинала. Сформироваться зрительный образ подписи от имени другого лица может также и в результате преднамеренного и целенаправленного запоминания, когда подражатель не располагает оригиналом и вынужден запоминать отдельные признаки либо подпись в целом для того, чтобы в дальнейшем ее воспроизвести, или же в результате непроизвольного запоминания, вызванного многократным наблюдением подражаемой подписи (подписи-модели), например, при совместной работе обоих лиц (т.н. «фотоэффект»). В своем развитии эти объекты также могут проходить путь от воспроизведения без предварительной тренировки до выработки устойчивого двигательного навыка.

Результаты специальных исследований показали, что легче изменяют и приспосабливают свой навык к особенностям подписи другого лица исполнители, владеющие высокой степенью совершенства системы движений и почерком простого строения. Естественно, при разных групповых характеристиках почерка подражателя и подражаемого возможности «успешного» воспроизведения поддельной подписи снижаются.

Таким образом, сложность идентификации исполнителя неподлинных подписей, выполненных с подражанием, определяется следующими факторами:

- по своим структурно-геометрическим и качественным характеристикам данные объекты исследования часто очень близки или входят по определенным параметрам в пределы вариационности подлинных подписей конкретных лиц.

- кратковременно сформировавшийся двигательный навык выполнения неподлинной подписи со временем разрушается, а обобщенный образ -забывается.

- выполнение неподлинной подписи в каждом конкретном случае является кратковременным процессом реализации двигательного навыка в необычных

психофизиологических условиях, вызванных как относительной непривычностью подражания, так и самим фактом противоправных действий, что усиливает и без того их существенное влияние на двигательный навык исполнителя и процесс воспроизведения графического объекта в целом;

- результаты ранее проведенных исследований, обобщение экспертной практики и специальные экспериментальные разработки свидетельствуют о том, что идентифицировать исполнителя неподлинной подписи легче по объектам, содержащим относительно большой объем почеркового материала и выполненным высоковыработанными движениями. Соответственно, значительно труднее или практически невозможно это сделать по объектам конструктивно простым, кратким, либо выполненным маловыработанными движениями с отчетливо выраженными признаками нарушения координации.

В последнее время в экспертной практике стали чаще появляться такие неподлинные подписи, которые получили у экспертов название как «компетентное подражание» (впрочем, этот термин не новый). Подобные подписи выполняются не просто лицами, обладающими хорошим письменно-двигательным навыком (высокая степень выработанности, высокая координация и система совершенства движений), но при этом исполнитель неподлинной подписи (подражатель) достаточно осведомлён о методах анализа, к которым прибегают эксперты-почерковеды. Как правило, такие подписи появляются в документах, за которыми стоят либо значительные денежные суммы, либо значительные объёмы имущества. Поэтому подобные почерковые объекты требуют крайне высокой бдительности со стороны эксперта, проводящего исследование. Соответственно, количество и качество сопоставимого материала (образцов) требует также крайне внимательного отношения эксперта. В теоретическом плане данный вопрос (качество образцов) однозначно решён ещё Е.Ф. Буринским: существенным признаком образцов является их точное происхождение от конкретных лиц или предметов (в нашем случае - лиц).

Поэтому вопрос достоверности образцов при решении задачи о компетентном подражании кратно усиливается. На практике эксперту приходится проводить внутренний анализ образцов на предмет их достоверности, т.к. в последние несколько лет приходится сталкиваться в феноменом подмены сравнительного материала.

Список литературы

1. Словарь основных терминов судебно-почерковедческой экспертизы / В.Ф. Орлова и др. М.: РФЦСЭ, 2003.

2. Судебно-почерковедческая экспертиза: общая часть: теоретические и методические основы / под науч. ред. В.Ф. Орловой. М., 2006.

3. Судебно-почерковедческая экспертиза малообъемных почерковых объектов. Выпуск 3. Методика исследования подписей: Методическое пособие для экспертов. М., 1997.

4. Судебно-почерковедческая экспертиза: особенная часть: исследование малообъемных почерковых объектов / под науч. ред. В.Ф. Орловой. М., 2011.

Козочкин Владимир Михайлович, начальник Федерального бюджетного учреждения Тульской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, стаж экспертной работы в области почерковедения - 35 лет, tulasudexpert@gmail. com, Россия, Тула,

Рыбалкин Никита Андреевич, студент группы 741051/01, кафедра судебной экспертизы и таможенного дела, nikitarybalkin@rambler. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

FORENSIC HANDWRITING EXAMINATION SIGNATURES MADE IMITATED SIGNATURES OTHER PERSON V.M. Kozochkin, N.A. Rybalkin

The authors understands one of the urgent problems of the forensic handwriting expertise -Implementation of signatures with signatures imitation of another person (competent imitation). This article discusses the main methods and ways to solve this problem.

Keywords: forensic examination of handwriting, signatures, "a competent imitation", FDK, technique.

Kozochkin Vladimir Mikhailovich, Head of the Federal budget institution Tula forensic laboratory of the Ministry of Justice of the Russian Federation, the experience of an expert in the field of handwriting - 35 years, tulasudexpert@gmail. com, Russia, Tula.

Rybalkin Nikita Andreevich, student group 741051/01, department of forensic and customs, nikitarybalkin@rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 343

ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.К. Новиков

Данная статья описывает рекомендация ГРЕКО, направленные на необходимость принятия законодательных мер в части установления уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления. Анализируется перспектива введения уголовной ответственности юридических лиц в национальное законодательство. Сравниваются подходы в понимании необходимости установления уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления.

Ключевые слова: рекомендация, законодательные меры, юридическое лицо, ответственность, коррупционные преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.