Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 4 (359). Право. Вып. 41. С. 145-148.
УДК 343.9 ББК 67.73
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СКЕЛЕТИРОВАННЫХ И МУМИФИЦИРОВАННЫХ ТРУПОВ КАК ИСТОЧНИК КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
Д. А. Натура
ФГБОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России», Краснодар, Россия
Затрагиваются проблемные вопросы, связанные с назначением и производством экспертных исследований таких сложных объектов, как скелетированные и мумифицированные трупы.
Ключевые слова: экспертиза трупов, скелетированный труп, мумифицированный труп, давность захоронения, эндогенные факторы, экзогенные факторы.
Одним из наиболее значимых источников доказательственной информации по уголовному делу всегда являлось заключение эксперта. Порой при наличии выводов, изложенных экспертом, следователю (дознавателю) удавалось найти отправную точку в процессе расследования и установить истину по делу.
Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых организационно-тактических вопросах, связанных с назначением и производством судебно-медицинского исследования эксгумированного трупа. Как показывает практика, наибольшую сложность представляет экспертное исследование трупов в скелетированном и мумифицированном состояниях.
Особенности состояния измененных трупов определяют круг вопросов, предлагаемых на разрешение эксперту. Опыт показывает, что возможности исследования таких объектов нередко, по разным причинам, не используются до конца.
Итак, какие же типичные вопросы, подлежащие разрешению в связи с проведением экспертизы трупов и их частей, находящихся в состоянии скелетирования или мумифицирования, ставятся перед экспертом?
Характер сведений, подлежащих выяснению при исследовании скелета, отдельных костей или их фрагментов, зависит от объекта исследования. Так, в случае исследования целого, не разрозненного скелета (мумифицированного трупа) на разрешение эксперту ставятся следующие типичные вопросы:
- когда наступила смерть (как правило, в случае эксгумации из «криминальных» могил)?
- какова причина смерти?
- каков возраст покойного?
- каковы его рост, телосложение и размер обуви?
- какова его расовая принадлежность (в отдельных случаях)?
- принадлежит труп мужчине или женщине?
- нет ли на трупе каких-либо индивидуальных особенностей?
- имеются ли на трупе повреждения или следы перенесенных заболеваний?
- какие из повреждений носят прижизненный, а какие — посмертный характер?
- не обнаружены ли при исследовании костей трупа какие-либо физические недостатки (например, отсутствие или искривление носовой перегородки)?
При обнаружении костей скелета, необходимо определить, принадлежат они человеку или животному. Если кости не человека, а животного, то иногда требуется установить, какого именно животного.
В отношении разрозненных частей человеческого скелета необходимо далее установить, относятся ли они к одному скелету и все ли кости этого скелета обнаружены? Затем — произошло ли их разделение вследствие разложения трупа или по другим причинам? Если да, то каким именно?
Если разделение произошло вследствие расчленения трупа каким-либо орудием, то дополнительно могут быть поставлены следующие вопросы:
- каким орудием было произведено расчленение?
- через сколько времени после смерти оно было произведено?
146
Д. А. Натура
- можно ли по способу расчленения сказать что-либо о профессиональных навыках и физических свойствах человека, расчленившего труп?
Исследование отдельных костей и их фрагментов сопряжено с дополнительными трудностями и требует постановки специальных вопросов. Прежде всего приходится выяснять, является ли объект исследования костью, а затем уже решать и такие вопросы [4. С. 11]:
- человеку какого пола и возраста принадлежит данная кость (стопа, кисть и т. д.)?
- не имеется ли на кости перелома или иного повреждения?
- если повреждения есть, то чем они причинены?
- какова примерная степень тяжести повреждения? И т. п.
Как известно, при обнаружении измененных (скелетированных, мумифицированных) трупов и их частей основная задача следователя заключается в том, чтобы идентифицировать личность погибшего по трупу или его остаткам. Поэтому естественно, что для следователя будут особенно важными сведения об общих и индивидуальных признаках эксгумированного трупа [3. С. 26]. Так, если у скелетированного (мумифицированного) трупа или на отдельно найденном черепе обнаружены волосы, то следователя, конечно, заинтересует их первоначальный цвет. Для получения важных данных об особенностях костей оказывается необходимым произвести их рентгенологическое исследование. Еще более ценные сведения для идентификации погибшего может дать исследование зубов (даже отдельно обнаруженных). Они зачастую позволяют идентифицировать личность человека или хотя бы установить его пол и возраст.
Определение пола и возраста человека при наличии полного скелета возможно в 100 % случаев, одного черепа — в 90 %, одного таза — в 95 %, черепа и таза — в 98 %, длинных костей — в 80 %, длинных костей и черепа — до 95 % случаев. Все это относится к костям скелета взрослых. Довольно подробно разработаны данные и для ранних возрастных групп.
Определение давности наступления смерти представляет значительные трудности, требует знания и учета влияния среды, в которой находились кости (в частности почвы), и ее особенностей. Исследования А. Ф. Рубежанского и др. приближают нас к решению данного вопроса.
Рассматривая названные особенности в аспекте преимущественно судебно-медицинской диа-
гностики давности наступления смерти (ДНС), отметим, что условия среды пребывания трупа в почве резко отличаются от условий на открытом воздухе и в воде. В них по-разному происходят посмертные процессы, главным образом в плане их временного, а затем качественного развития [2. С. 11]. Со времен Каспера (1878) полагают (это подтверждается практикой судебной медицины), что при равной средней температуре изменения, наблюдавшиеся в трупе, пролежавшем на открытом воздухе неделю, соответствуют двум неделям пребывания его в воде и восьми неделям — в земле. Развивающиеся в трупе процессы разложения, особенно в земле, весьма трудно уложить в строгие рамки времени из-за многообразия эндогенных и экзогенных факторов, определяющих развитие поздних посмертных явлений [1. С. 28]. Опыт показывает, что главными из них являются:
1) температура среды, степень влажности, другие физико-химические свойства почвы и глубина захоронения;
2) состояние мертвого тела (как скоро после смерти захоронен труп, его масса, наличие одежды, ее характер, в гробу или нет и т. д.), вид и причина смерти;
3) влияние химических веществ, попавших в организм при жизни (антибиотики, сульфамиды и т. п.).
Характер одежды, особенности погребения (в гробу или без него), морфологические и физико-химические свойства почвы также сказываются на динамике разложения. Одежда, особенно малопроницаемая, плотная, прорезиненная, замедляет гниение мягких тканей, поскольку препятствует доступу воздуха и тем самым увеличивает недостаток кислорода, затрудняет попадание на тело микробной флоры и трупной фауны. В практике нередко можно наблюдать наличие гнилостных изменений на лице, шее и других открытых частях трупа, в то время как под одеждой и обувью этого же трупа гнилостные изменения выражены значительно меньше.
Обыкновенные деревянные гробы также задерживают распад трупа примерно в три-четыре раза. В таких случаях разложение происходит без доступа воздуха, что вызывает в основном колликвацию (изменение) тканей и внутренних органов. Это в еще большей степени относится к металлическим гробам (в одном случае эксгумации через десять лет труп был найден в гнилостном состоянии, плавающим в зловонной массе трупной жидкости). В подобных условиях может
Судебно-медицинская экспертиза скелетированных и мумифицированных трупов
147
образоваться и жировоск. И. В. Попов приводит случай сохранения в состоянии жировоска трупа пианиста Р., пролежавшего в свинцовом гробу 53 года. Резкий запах аммиака от трупа ощущался в течение полугода после вскрытия гроба, в основном от опилок, впитавших в себя влагу. Вся одежда (сюртук, белая шелковая рубашка) сохранились и были в пригодном состоянии.
Одежда не только сама задерживает гниение, но и разрушается медленнее трупа. В первую очередь разрушается одежда из хлопчатобумажной ткани, затем шерсть и, наконец, шелк и кожа.
Давность захоронения трупа определяется экспертом на основе:
1) изучения протокола эксгумации и осмотра трупа;
2) исследования эксгумированного трупа (останков) в лабораторных условиях.
Особое внимание следует обратить на наличие и характер насекомых или их остатков на костях. Их энтомологическое изучение (определение вида, стадии развития и др.) позволяет судить о времени года, стоявшем когда был захоронен труп. Забор проб для такого рода исследований осуществляется по правилам энтомологии (материал помещают в пробирку с 70 %-м этанолом).
Таким образом, с помощью современных методов исследования возможно обоснованное опре-
деление давности захоронения трупа, что повышает степень достоверности выводов по сравнению с методом визуального изучения костей. Однако мы еще далеки от полного разрешения проблемы определения времени наступления смерти и давности захоронения по костным и другим плотным тканям трупа, которые сохраняются в течение длительных сроков после разрушения мягких тканей и не так уж редко становятся объектом судебно-медицинской экспертизы [4. С. 40].
Что же касается причин смерти, то их на ске-летированном трупе можно установить в случае выявления прижизненных повреждений костей спустя полтора года после смерти и после трех эксгумаций.
Получение ответов на вопросы, возникающие при исследовании измененных, скелетированных трупов и их частей, требует применения очень сложных, специальных методов исследования. В частности, исследование костей для определения пола, возраста, роста, расы, болезненных изменений и других данных требует применения знаний из области сравнительной, нормальной и патологической анатомии, антропологии, расовой морфологии, антропо- и остеокраниометрии, гистологии, рентгенологии, спектрального анализа и других наук.
Список литературы
1. Авдеев, М. И. Организация судебно-медицинской экспертизы измененных трупов и их частей / М. И. Авдеев // Раскрытие тяжких преступлений против личности : в 2 ч. Ч. 2. М., 1973. 330 с.
2. Громов, А. П. Курс лекций по судебной медицине / А. П. Громов. М., 1970. 440 с.
3. Натура, Д. А. Эксгумация на предварительном следствии и особенности тактики следственных действий, связанных с эксгумированным трупом : дис. ... канд. юрид. наук / Д. А. Натура. Волгоград, 2002. 190 с.
4. Натура, Д. А. Эксгумация: уголовно-процессуальные, криминалистические и экспертные проблемы теории и практики проведения и использования ее результатов : монография / Д. А. Натура. Краснодар, 2003. 300 с.
5. Попов, Н. В. Основы судебной медицины / Н. В. Попов. М. ; Л., 1938. 660 с.
6. Рубежанский, А. Ф. Новый метод объективной регистрации степени минерализации эксгумированной костной ткани / А. Ф. Рубежанский, Е. С. Недилько // Физико-технические методы в судебной медицине. М. ; Ставрополь, 1972. 400 с.
Сведения об авторе
Натура Денис Александрович — кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры предварительного расследования Краснодарского университета МВД России, Кораснодар, Россия. [email protected]
148
ff. A. Hamypa
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 4 (359). Law. Issue 41. P. 145-148.
A FORENSIC MEDICAL EXAMINATION OF THE SKELETAL AND MUMMIFIED CORPSES, AS A SOURCE CRIMINALISTIC SIGNIFICANT INFORMATION IN THE COURSE OF PROOF ON CRIMINAL CASE
D. A. Natura
Candidate of legal Sciences, Professor, head of Department ofpreliminary investigation of the Krasnodar University of MIA of
Russia, Krasnodar, Russia. [email protected]
In the article addressed issues connected with the appointment of expert research and production of complex objects such as skeletalized and mummified corpses.
Keywords: the examination of corpses, skeletal corpse, mummified corpse, prescription disposal, endogenous factors, exogenous factors.
References
1. Avdeev M.I. Organizatsiya sudebno-meditsinskoj ekspertizy izmenennyh trupov i ih chastej [Organization of a forensic medical examination of the changed corpses and their parts]. Raskrytie tyazhkih prestuplenijprotiv lichnosti v 2 ch. Ch. 2 [Disclosure of serious crimes against the personality in 2 pt. Pt. 2]. Moscow, 1973. 330 p. (In Russ.).
2. Gromov A.P. Kurs lektsijpo sudebnoj meditsine [A course of lectures on forensic medicine]. Moscow, 1970. 440 p. (In Russ.).
3. Natura D.A. Eksgumatsiya na predvaritel'nom sledstvii i osobennosti taktiki sledstvennyh dejstvij, svya-zannyh s eksgumirovannym trupom: dis. ... kand. yurid. nauk [Exhumation on preliminary investigation and feature of tactics of the investigative actions connected with the exhumed corpse. Thesis]. Volgograd, 2002. 190 p. (In Russ.).
4. Natura D.A. Eksgumatsiya: ugolovno-protsessual'nye, kriminalisticheskie i ekspertnye problemy teorii ipraktikiprovedeniya i ispol'zovaniya ee rezul'tatov [Exhumation: criminal procedure, criminalistic and expert problems of the theory and practice of carrying out and use of its results]. Krasnodar, 2003. 300 p. (In Russ.).
5. Popov N.V. Osnovy sudebnoj meditsiny [Fundamentals of forensic medicine]. Moscow, Leningrad, 1938. 660 p. (In Russ.).
6. Rubezhanskij A.F., Nedil'ko E.S. Novyj metod ob"ektivnoj registratsii stepeni mineralizatsii eksgumirovan-noj kostnoj tkani [A new method of objective registration of degree of a mineralization of the exhumed bone tissue]. Fiziko-tekhnicheskie metody v sudebnoj meditsine [Physics and technology methods in forensic medicine]. Moscow, Stavropol', 1972. 400 p. (In Russ.).