Научная статья на тему 'СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕДУЩИХ ЛИЦ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ЭСТОНИИ'

СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕДУЩИХ ЛИЦ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ЭСТОНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СВЕДУЩИЕ ЛИЦА / ОРГАНЫ И ЛИЦА / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукичев Борис Аркадьевич, Алексеев Сергей Геннадьевич

В статье проведен анализ назначения и производства судебной экспертизы, а также прав, обязанностей, объема и характера процессуальных функций эксперта и специалиста в уголовном судопроизводстве Эстонии. Исследование выполнено на основе комплексного анализа последних редакций Уголовно-процессуального кодекса Эстонии, закона в области организации судебно-экспертной деятельности, подзаконных нормативных актов, а также других первоисточников на языке оригинала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORENSIC EXPERT ACTIVITIES AND LEGAL STATUS OF PERSONS APPLYING SPECIAL KNOWLEDGE IN CRIMINAL PROCEEDINGS IN ESTONIA

The article analyzes the purpose and production of a forensic examination, as well as the rights, obligations, scope and nature of the procedural functions of expert and specialist in Estonian criminal proceedings. The integrated study was carried out on the basis of a comprehensive analysis of the latest editions of the Estonian Criminal Procedure Code, the law on the organization of forensic expert activity, by-laws, as well as other primary sources in the original language.

Текст научной работы на тему «СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СВЕДУЩИХ ЛИЦ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ЭСТОНИИ»

Научная статья УДК 343.13:98

Судебно-экспертная деятельность и правовой статус сведущих лиц в уголовном судопроизводстве Эстонии

Лукичев Борис Аркадьевич, Урало-Сибирская коллегия адвокатов, Екатеринбург, Россия, кандидат юридических наук, доцент

e-mail: lukichev_b@mail.ru

Алексеев Сергей Геннадьевич,

Уральский научно-исследовательский институт ВДПО,

Екатеринбург, Россия,

кандидат химических наук, доцент

e-mail: 3608113@mail.ru

Аннотация. В статье проведен анализ назначения и производства судебной экспертизы, а также прав, обязанностей, объема и характера процессуальных функций эксперта и специалиста в уголовном судопроизводстве Эстонии.

Исследование выполнено на основе комплексного анализа последних редакций Уголовно-процессуального кодекса Эстонии, закона в области организации судебно-экспертной деятельности, подзаконных нормативных актов, а также других первоисточников на языке оригинала.

Ключевые слова: экспертное исследование, сведущие лица, органы и лица, осуществляющие производство по делу

Forensic expert activities and legal status of persons applying special knowledge in criminal proceedings in Estonia

Lukichev Boris Arkad'evich,

Ural-Siberian Bar Association, Ekaterinburg, Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Alekseev Sergey Gennad'evich,

Ural Research Institute of the All-Russian Voluntary Fire Society, Ekaterinburg, Russia, Candidate of Chemistry Sciences, Associate Professor

Abstract. The article analyzes the purpose and production of a forensic examination, as well as the rights, obligations, scope and nature of the procedural functions of expert and specialist in Estonian criminal proceedings.

The integrated study was carried out on the basis of a comprehensive analysis of the latest editions of the Estonian Criminal Procedure Code, the law on the organization of forensic expert activity, by-laws, as well as other primary sources in the original language.

Key words: expert research, persons applying special knowledge, bodies and persons conducting proceedings on the case

Введение

В начале 90-х годов ХХ века в Эстонской ССР были проведены социально-экономические преобразования, которые затронули все без исключения сферы общественно-политической жизни этой прибалтийской республики, в том числе и правовые основы го-

сударственного устройства. Нравственные ценности советского общества уступили «общечеловеческим ценностям», преимущественно либерально-демократического толка.

Реформирование правовой системы, проводимое в Эстонской Республике (далее - Эстония) в этот пе-

риод, было ориентировано на международно-правовые стандарты Европейского союза. В 1992 году была принята новая Конституция Эстонии. Действующий УПК ЭССР, принятый в 1961 г., был приведен в соответствие нормам Конституции и употребляемой в ней юридической терминологии1.

О современном состоянии судебной деятельности и уголовно-процессуального законодательства Эстонии у нас, как правило, имеется ограниченное представление. Отчасти это обусловлено отсутствием официальных первоисточников действующих нормативных актов Эстонии и «дефицитом» научных исследований эстонского законодательства на русском языке. В публикациях российских и зарубежных русскоязычных научных изданий по указанной нами теме статьи ранее рассматривались только отдельные вопросы об истории, развитии и совершенствовании деятельности экспертно-криминалистических учреждений Эстонского государства2. Интегрированного исследования судебно-экспертной деятельности и правового статуса сведущих лиц в уголовном судопроизводстве Эстонии не проводилось.

Сведущими лицами в эстонском уголовном судопроизводстве являются эксперты и квалифицированные специалисты (далее - специалисты).

Нормативные акты, регламентирующие судебно-экспертную деятельность и правовой статус сведущих лиц в уголовном судопроизводстве Эстонии

Основными источниками, регламентирующими порядок назначения и производства судебной экспертизы, а также правовой статус сведущих лиц в уголовном процессе Эстонии, являются: Конституция Эстонии, Уголовно-процессуальный кодекс Эстонии3 (далее - УПК Эстонии), Закон Эстонии «О судебной экспертизе»4, Рекомендации Европейской комиссии по эффективности правосудия от 12 декабря 2014 г. «О роли назначаемых судом экспертов в судебных процессах государств-членов Совета Европы»5 (далее -

1 Уголовно-процессуальный кодекс Эстонской ССР от 6 января 1961 г. (в ред. от 19.06.2002) [Электронный ресурс]. URL: http://estonia.news-city.info/docs/sistemsf/dok_ierwN/ index.htm (дата обращения: 01.06.2021).

2 См., например: Лалль А. Э. Проблемы развития экспертно-криминалистических учреждений в Эстонской Республике (генезис, состояние и перспективы): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2007; Лалль А., Каугия С. История развития криминалистики и судебной экспертизы в Эстонской Республике // Вестник криминалистики. 2012. Вып. 2 (42). С. 47-55.

3 Kriminaalmenetluse seadustik (Redaktsiooni jöustumise kp: 16.01.2016) / Code of Criminal Procedure (in force from 29.05.2016) [Электронный ресурс] // Riigi Teataja. URL: http:// www.riigiteataja.ee/akt/106012016019 (дата обращения: 01.04.2021).

4 Kohtuekspertiisiseadus (lühend - KES) Vastu vöetud 30.05.2001, RT I 2001, 53, 309, Redaktsiooni jöustumise kp: 08.01.2021 // Riigi Teataja. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.riigiteataja.ee/akt/129122020011 (дата обращения: 07.04.2021).

5 Guidelines on the role of court-appointed experts in judicial

Рекомендации СЕРЕД ведомственные нормативные акты.

УПК Эстонии принят высшим органом законодательной власти Эстонии (Рийгикогу)6 12 февраля 2003 г. и вступил в силу с 1 июля 2004 г. В последующем изменения и дополнения в целях совершенствования и оптимизации уголовного судопроизводства вносились в Кодекс свыше 100 раз. Он состоит из 21 главы, 59 разделов и порядка 781 статьи, именуемых в законе параграфами7.

На момент принятия Кодекса правовая политика эстонского государства была ориентирована на ро-мано-германскую модель процессуального права и международно-правовые нормы и стандарты Европейского союза.

Организация судебно-экспертной деятельности в уголовном судопроизводстве Эстонии

Назначение и производство судебной экспертизы, согласно УПК Эстонии, осуществляется в рамках уголовного судопроизводства по делу, т. е. в ходе досудебного производства и судебного разбирательства, что следует из содержания абз. 1 § 922, п. 1 абз. 1 § 106 Кодекса.

Порядок назначения и производства судебной экспертизы, а также структура и содержание постановления о ее назначении определены в абз. 2-4 § 95, абз. 1-3 § 106 УПК Эстонии.

Правом назначения судебной экспертизы и привлечения по делу сведущих лиц в качестве экспертов, исходя из необходимости доказывания, наделены суд, прокуратура и следственный орган, именуемые в Кодексе в качестве органов и лиц, осуществляющих производство по делу (абз. 1 § 16, абз. 2-4 § 95, абз. 1 § 105, абз. 1 § 295 УПК Эстонии).

Привлечение сведущего лица к производству судебной экспертизы одновременно означает и наделение его правовым статусом эксперта в уголовном процессе.

Производство экспертных исследований, согласно УПК Эстонии и Закона Эстонии «О судебной экспертизе», выполняется государственными и официально сертифицированными судебными экспертами, а также иными физическими лицами, которые обладают соответствующими научными знаниями, опытом и практическими навыками.

При назначении судебной экспертизы лицо, осуществляющее производство по делу, как правило, поручает проведение экспертного исследования государственному судебно-экспертному учреждению (далее - ГСЭУ). Если необходимый вид экспертных ис-

proceedings of Council of Europe's Member States. [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/168074827a (дата обращения: 02.08.2021).

6 Riigikogu - высший законодательный орган государственной власти Эстонии.

7 Уголовно-процессуальный кодекс Эстонской Республики (в ред. 15.07.2021) [Электронный ресурс] // Jurist Aitab. URL: http://v1 .juristaitab.ee/ru/zakonodatelstvo/ugolovno-processualnyy-kodeks (дата обращения: 12.08.2021).

следований отсутствует в перечне экспертиз, выполняемых ГСЭУ, проведение судебной экспертизы поручается официально сертифицированному судебному эксперту, имеющему государственную аккредитацию. Однако экспертом может быть назначено и другое лицо, обладающее соответствующими специальными знаниями, и только тогда, когда этого требуют исключительные обстоятельства дела (абз. 2 § 95 УПК Эстонии). Например, государственные или официально сертифицированные эксперты по каким-либо причинам не имеют возможности для производства экспертного исследования или необходим эксперт с более высокой профессиональной квалификацией. К таким лицам следует относить профессоров (Professors) и доцентов (Associate Professors) высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, а также высококвалифицированных врачей Эстонии, которые на период выполнения экспертных исследований должны быть освобождены от выполнения функциональных обязанностей по месту работы (п. 3 § 24 Закона). Кроме того, УПК Эстонии наделяет лицо, осуществляющее производство по делу, правом ходатайствовать о проведении экспертизы в иностранном судебно-экспертном учреждении (далее - СЭУ), а также использовать ее результаты в качестве доказательства в уголовном процессе (абз. 4 § 95 УПК Эстонии).

Сроки производства судебной экспертизы в эстонском уголовном процессе законодательством не предусмотрены. Они декларируются Рекомендациями CEPEJ и устанавливаются ведомственными нормативными актами. Например, Рекомендации CEPEJ предусматривают, что проведение судебно-экспертного исследования и представление его результатов должно осуществляться в «разумные сроки». Если в установленный судом срок представить экспертное заключение осуществить невозможно, эксперт обязан сообщить об этом в судебный орган, назначивший судебную экспертизу, и согласовать срок его завершения (п. 4.9 и 5.2.3 Рекомендаций).

Конкретные сроки производства экспертных исследований в эстонском судопроизводстве определены в нормативных актах экспертных учреждений. Например, общий срок производства экспертных исследований в Эстонском институте судебной экспертизы составляет порядка 30 календарных дней и зависит от типа и вида экспертизы, очередности поступления запроса на ее проведение, а также других объективных причин и условий1. Тогда, когда объем материалов, направленных для производства экспертизы, является значительным, а также если требуется применение длительных по времени методик исследования, руководителю СЭУ предписывается информировать об этом орган (лицо), назначавшее судебную экспертизу, и согласовывать с ним срок

1 Eesti Kohtuekspertiisi Instituudi [Электронный ресурс]. URL: https://www.ekei.ee/et/ekei-kui-organisatsioon/oiguslik-taust (дата обращения: 20.08.2021).

ее завершения2. Если лицо, осуществляющее производство по делу, поручает проведение судебной экспертизы физическому лицу, назначаемому в качестве эксперта, то сроки представления результатов экспертного исследования должны быть согласованы между должностным лицом и назначаемым экспертом (абз. 3 § 95, абз. 6 § 106 УПК Эстонии).

УПК Эстонии классифицирует виды судебных экспертиз по отраслям знаний (п. 1 абз. 2 § 106 УПК Эстонии), числу экспертов (абз. 8 § 107 УПК Эстонии) и месту их проведения (абз. 2 и 3 § 95, п. 3 абз. 2 § 106, § 295 УПК Эстонии).

По месту проведения судебные экспертизы разграничиваются следующим образом: проводимые в экспертном учреждении (абз. 2 § 95 УПК Эстонии), за пределами экспертного учреждения (абз. 3 § 95 УПК Эстонии), в суде (§ 295 УПК Эстонии). Сущность указанных видов судебных экспертиз в УПК Эстонии, а также Законе Эстонии «О судебной экспертизе» не раскрывается. Исключение составляет регламентируемое в УПК Эстонии производство экспертных исследований в суде. При этом анализ содержания вышеуказанных параграфов Кодекса позволяет сделать вывод, что судебные экспертизы по числу привлекаемых экспертов могут подразделяться на единоличные и комиссионные, отраслям знаний - комплексные, очередности их проведения - первичные, дополнительные либо повторные.

Правовой статус экспертов в уголовном судопроизводстве Эстонии

Правовой статус сведущих лиц в уголовном судопроизводстве определяется объемом прав, обязанностей, характером процессуальных функций, а также обеспечительными мерами по их соблюдению.

Права, обязанности и характер процессуальных функций экспертов в уголовных процессах Эстонии и России во многом сопоставимы, но тождественными они не являются, что вызывает неподдельный исследовательский интерес.

В УПК Эстонии эксперты отнесены к иным лицам, вовлеченным в производство по делу (абз. 3 § 59 УПК Эстонии).

Эксперт, согласно УПК Эстонии, это физическое лицо, применяющее при производстве экспертизы специальные знания, не относящиеся к правовым (абз. 1 § 95 УПК Эстонии).

Права эксперта определены в абз. 1 § 98 УПК Эстонии.

Эксперт вправе:

- изучать материалы дела, которые необходимы для проведения судебной экспертизы;

- ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов, требуемых для проведения экспертного исследования;

- участвовать по предложению следственного органа или прокуратуры в процессуальных действиях,

2 Eesti Kohtuekspertiisi Instituudi pöhimäärus [Электронный ресурс]. URL: https://www.riigiteataja.ee/akt/106022015003? leiaKehtiv.

а по повестке суда - в судебном процессе для обеспечения полноты материалов, требуемых для производства экспертизы;

- отказаться от проведения экспертизы, если представленные материалы являются недостаточными, или указанные в постановлении о назначении экспертизы задания выходят за пределы его специальных знаний, либо ответы на вопросы не предусматривают проведения экспертных исследований и получения выводов, основывающихся на специальных знаниях;

- ходатайствовать перед лицом, осуществляющим производство по делу, о присутствии при проведении судебной экспертизы лица, способного дать пояснения, необходимые для получения объективных результатов исследования.

Кроме того, УПК Эстонии наделяет эксперта правом на инициативу, которая заключается вправе эксперта «по собственной инициативе ставить и разрешать экспертную задачу, не указанную в постановлении о назначении судебной экспертизы» (п. 6 абз. 1 § 98 УПК Эстонии).

Несомненно, проявление экспертом инициативы очень важно, особенно в вопросах выявления обстоятельств, связанных с совершением преступлений. Однако, как представляется нам, редакция п. 6 абз. 1 § 98 Кодекса является не более чем декларативной нормой, поскольку право на инициативу, т. е. на принятие того или иного самостоятельного решения экспертом, должно быть регламентировано действующим законодательством. Чего, собственно говоря, не усматривается в нормах УПК Эстонии, Законе Эстонии «О судебной экспертизе», а также других нормативных актах.

Закон Эстонии «О судебной экспертизе» не дублирует полномочия эксперта, указанные в Кодексе, но наделяет эксперта правом привлекать при проведении экспертных исследований вспомогательный персонал в качестве ассистентов (§ 24 Закона). Под вспомогательным персоналом понимаются сотрудники (в том числе специалисты), работающие в ГСЭУ, а также эксперты-стажеры1. С полной ответственностью можно утверждать, что данное положение в эстонском законодательстве появилось на основании Рекомендаций СЕРЕ! Так, например, п. 25 Рекомендаций CEPEJ предусматривает, что «при подготовке заключения эксперт вправе привлекать вспомогательный персонал, который по заданию эксперта может проводить не только подготовительную работу, но и составлять экспертное заключение».

УПК Эстонии не содержит перечня действий, которые не дозволено осуществлять эксперту, но определяет, что он обязан хранить в тайне информацию, ставшую известной ему в процессе производства экспертизы, которая не может быть обнародована без письменного согласования с лицом, осуществляющим производство по делу (п. 5 абз. 2 § 98 УПК Эстонии). Кроме того, Закон Эстонии «О судебной экс-

1 Лалль А. Э. Указ. соч. С. 197.

пертизе» также определяет, что эксперты и вспомогательный персонал не должны разглашать информацию, ставшую известной им в процессе проведения экспертиз. Обязательство сохранять конфиденциальность содержит неопределенный срок (§ 241 Закона).

УПК Эстонии указывает, что по результатам экспертного исследования составляется акт экспертизы. Структура и содержание акта экспертизы определены в § 107 Кодекса. Акт должен содержать данные о результатах исследовательской деятельности и обоснование выводов эксперта (п. 2 абз. 3, абз. 8 § 107 УПК Эстонии). Он представляется в письменной форме и подписывается экспертом или экспертами, проводившими судебно-экспертное исследование.

Акт экспертизы - это утверждения (мнения) эксперта, которые он высказывает в результате проведенного им исследования различных объектов (тех или иных данных и обстоятельств дела) по поручению лица, осуществляющего производство по делу. Проводя экспертизу, эксперт изучает материалы уголовного дела, проводит исследование предоставленных ему материалов и вещественных доказательств, дает по ним заключение, т. е. излагает свои выводы и отвечает на поставленные перед ним вопросы. Именно в этом заключается юридическая природа судебно-экспертной деятельности.

В процессе производства по делу эксперт должен быть допрошен по правилам, устанавливающим порядок допроса свидетеля, с учетом особенностей, вытекающих из § 99 Кодекса (§ 109, абз. 2 § 292 УПК Эстонии).

В досудебном производстве по делу эксперт может быть допрошен для получения от него разъяснения содержания акта экспертизы либо акта об отказе от производства экспертизы. При допросе руководствуются абз. 21 § 66, положениями § 68 и 69 Кодекса (§ 109 УПК Эстонии). Разъяснения эксперта, данные им во время допроса, вносятся в протокол (абз. 4 и 5 § 69 УПК Эстонии).

В ходе судебного разбирательства суд по собственной инициативе или ходатайству одной из сторон судопроизводства2 может провести допрос эксперта для уяснения содержания акта экспертизы или его дополнения. При допросе эксперта руководствуются положениями § 2862-2891 и 291 Кодекса, правила перекрестного допроса, установленные в абз. 1, 5 и 6 § 288 УПК Эстонии, не применяются. Сведения, сообщаемые экспертом в ходе допроса, вносятся в протокол секретарем суда. Если заключение излагается в отдельном документе, он приобщается к протоколу судебного заседания (абз. 2 и 3 § 292 УПК Эстонии).

Очень интересным решением УПК Эстонии является регламентация порядка проведения дистанционного допроса эксперта при помощи технических средств коммуникации (телефонной либо аудиовизуальной связи).

2 Сторонами судопроизводства являются: прокуратура, обвиняемый и его защитник, потерпевший, гражданский ответчик и третьи лица (абз. 1 § 17 УПК Эстонии).

В досудебном производстве по делу дистанционный допрос эксперта допустим в случаях, если общепринятый непосредственный допрос затруднен по каким-либо причинам, может повлечь за собой чрезмерные материальные траты, либо при необходимости защиты эксперта и его персональных данных (абз. 1 § 69 УПК Эстонии). В ходе судебного производства суд может провести дистанционный допрос эксперта по собственной инициативе или ходатайству одной из сторон судопроизводства в порядке, предусмотренном § 69 Кодекса (абз. 5 § 287 УПК Эстонии).

Посредством телефонной связи участники процесса отчетливо слышат показания эксперта при «включенной кнопке громкой связи». При использовании аудиовизуальной связи они не только слышат показания эксперта, но и видят его в прямой трансляции. В процессе проведения телефонного и аудиовизуального дистанционного допроса эксперта участники процесса могут задавать ему вопросы через лицо, осуществляющее производство по делу (абз. 2 и 3 § 69 УПК Эстонии).

При допросе эксперта, находящегося в иностранном государстве, в ходе сотрудничества между государствами-членами Европейского союза должны соблюдаться положения § 48941 в иных случаях положения § 468 УПК Эстонии. Указанные нормы Кодекса регламентируют соответствующий порядок дистанционного допроса при помощи технических средств коммуникации.

Правовой статус специалистов в уголовном судопроизводстве Эстонии

Правовой статус специалистов в уголовных процессах Эстонии и России во многом сопоставимый, но идентичным он не является. И, несмотря на трансформацию уголовно-процессуального законодательства Эстонии, в соответствии с международно-правовыми стандартами Европейского союза, в эстонском уголовном процессе было сохранено положение советского права о применении специалистом специальных знаний и профессиональных навыков в судопроизводстве. Следует также отметить, что в ро-мано-германской и англо-саксонской системах уголовно-процессуального права понятия «специалист» нет1. Вместе с тем в УПК Эстонии ФРГ существует категория лиц, которые именуются как сведущий свидетель (Sachverständige Zeugen). Сведущий свидетель, в соответствии с § 85 УПК Эстонии ФРГ, это «лицо, обладающее специальными познаниями», что собственно и позволяет относить его к категории сведущих лиц в судопроизводстве2.

1 См., например: European Criminal Procedures / by ed. M. Delmas-Marty, J. R. Spencer. Cambridge: Cambridge University Press, 2004; Bohlander M. Principles of German Criminal Procedure. Oxford: Hart Publishing Ltd, 2012; Handbook of European Criminal Procedure / by ed. R. E. Kostoris. Cham: Springer, 2018.

2 См.: Головенков П., Спица Н. Уголовно-процессуальный кодекс Федеративной Республики Германия -Strafprozessordnung (StPO) - Научно-практический комментарий и перевод текста закона. Потсдам: Университетское

В УПК Эстонии специалисты в качестве самостоятельных субъектов судопроизводства не рассматриваются. Специалист, согласно УПК Эстонии, это физическое лицо, имеющее специальные знания и профессиональные навыки, но не привлеченное в судопроизводство в качестве эксперта. Он применяет свои знания и может быть привлечен к участию в процессуальных действиях в случаях, которые установлены Кодексом (абз. 1 и 2 § 1091 УПК Эстонии).

УПК Эстонии не содержит норм о правах и обязанностях специалиста, определяя только характер его процессуальных функций в судопроизводстве.

Специалист привлекается для участия в следующих процессуальных действиях:

- проведение осмотра места происшествия (абз. 3 § 83 УПК Эстонии);

- определение стоимости арестованного имущества (абз. 6 § 142 УПК Эстонии);

- изготовление рисунка, прилагаемого к протоколу, для обеспечения наглядности условий и результатов следственного действия (абз. 3 § 151 УПК Эстонии). Кроме того, специалист, наряду с судебным врачом, может быть привлечен:

- к освидетельствованию (абз. 2 § 88 УПК Эстонии);

- сбору сравнительного материала, нарушающего телесную неприкосновенность (абз. 4 § 100 УПК Эстонии);

- эксгумации трупа из мест его захоронения (абз. 3 § 103 УПК Эстонии);

- осмотру трупа (абз. 3 § 85 УПК Эстонии).

В ходе досудебного производства и судебного разбирательства специалист должен быть допрошен по правилам, устанавливающим порядок допроса свидетеля, с учетом особенностей, вытекающих из требований § 1091 Кодекса (абз. 4 § 1091, абз. 1 § 2921 УПК Эстонии). Допрос специалиста, в соответствии с абз. 3 § 1091 УПК Эстонии, проводится по поводу следующих обстоятельств:

- порядок процессуального действия, проведенного при его участии;

- иные обстоятельства дела, по которым специалист может дать разъяснения, исходя из своих специальных знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При допросе специалиста в суде руководствуются положениями § 2862-2891 и 291 Кодекса (абз. 1 § 2921 УПК Эстонии). Если обнаружится, что специалист может знать обстоятельства, имеющие значение по делу и подлежащие проверке, он объявляется свидетелем. В ходе одного следственного действия одно и то же лицо может быть допрошено в качестве специалиста и свидетеля (абз. 5 § 1091 УПК Эстонии).

Специалист, как известно, отличается от свидетеля, поскольку их правовой статус в судопроизводстве различен. Специалист не может быть приравнен свидетелю, а его показания к свидетельским показаниям. В ходе досудебного производства и судебного разбирательства свидетель дает показания об об-

издательство Потсдама, 2012. С. 136.

стоятельствах дела именно потому, что ему что-либо известно по данному делу. Тогда как специалист, в результате его привлечения к участию в производстве по делу, дает показания о своем восприятии обстоятельств дела, исследованных им на основании систематизированных научных знаний, образования и опыта, лежащих в основе его профессиональной деятельности. При допросе специалист способен не только сообщить суду подлинную информацию по делу, но и указать причины и последствия конкретного происшествия. Например, врач может сделать квалифицированные выводы о характере и степени вреда, нанесенного здоровью человека в результате противоправных действий; автомеханик, имеющий практический опыт технического обслуживания определенной марки автотранспортного средства -причины его неисправности, приведшие к ДТП; ветеринар - причины подежа птицы или животных, вследствие эпизоотии либо стихийных бедствий и т. п.

Юридическая ответственность эксперта и специалиста, установленная законодательством Эстонии

Меры юридической ответственности и принуждения, которые могут быть назначены эксперту за неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, предусмотрены в Уголовном кодексе Эстонии (далее - УК Эстонии), УПК Эстонии и Законе Эстонии «О судебной экспертизе».

УК Эстонии устанавливает уголовную ответственность эксперта за заведомо ложное заключение, а также за заведомо ложное заключение с искусственным созданием доказательств обвинения (§ 175 УК Эстонии).

Государственный судебный эксперт при поступлении на работу (службу) в ГСЭУ предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение в соответствии с § 175 УК Эстонии, принося присягу работодателю. Подписанный документ с текстом присяги прилагается к экземпляру его трудового договора (§ 7 Закона Эстонии «О судебной экспертизе»).

Официально сертифицированный судебный эксперт до включения его в список экспертов, имеющих государственную аккредитацию, предупреждается об уголовной ответственности и приносит присягу Министру юстиции Эстонии (§ 17 Закона Эстонии «О судебной экспертизе»).

Анализ содержания вышеуказанных параграфов позволяет сделать вывод, что государственные эксперты, принявшие присягу при поступлении на работу, либо официально сертифицированные судебные эксперты, имеющие государственную аккредитацию, не предупреждаются в каждом новом уголовном процессе об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Если экспертом назначается физическое лицо, не приведенное к присяге, то оно предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение лицом, осуществляющим производство по

делу, и приносит ему присягу (абз. 3 § 95, § 283 УПК Эстонии).

В случае неявки эксперта без уважительной причины к лицу, осуществляющему производство по делу, судья предварительного следствия либо суд, по ходатайству прокуратуры, может подвергнуть его штрафу (абз. 3 § 98 УПК Эстонии). Размер штрафа может составлять до 3200 евро (абз. 1 § 1381 УПК Эстонии).

Меры юридической ответственности и принуждения, которые могут быть назначены специалисту за невыполнение либо уклонение от исполнения возложенных на него обязанностей, предусмотрены в УК и УПК Эстонии.

Специалист, до начала производства допроса лицом, осуществляющим производство по делу, предупреждается о последствиях отказа от дачи показаний и дачи заведомо ложных показаний в соответствии с § 175 УК Эстонии. Специалисту также разъясняется, что умышленное сокрытие информации либо умолчание об известных ему обстоятельствах рассматривается как отказ от дачи показаний (абз. 2 § 68 УПК Эстонии).

В случае неявки специалиста без уважительной причины к лицу, осуществляющему производство по делу, судья предварительного следствия либо суд, по ходатайству прокуратуры или собственной инициативе, может подвергнуть его штрафу или заключению под стражу на срок до пяти суток (абз. 1 § 138 УПК Эстонии).

Отстранение эксперта от участия по делу в уголовном судопроизводстве Эстонии

Отстранение эксперта от участия в уголовном процессе по делу, лишающее его правового статуса в судопроизводстве, является вынужденной мерой процессуального реагирования, которая применяется в ходе досудебного производства прокуратурой, судебного разбирательства - судом.

Основания отстранения эксперта, а также его обязанность устраниться от участия в судопроизводстве по делу определены в § 96 и 97 УПК Эстонии.

Кодекс определяет следующие основания отстранения эксперта от участия в судопроизводстве:

- если эксперт находится в подчинении или ином зависимом положении от должностного лица следственного органа, осуществляющего производство по делу, либо иного участника судопроизводства;

- если эксперт находится или находился в родственных и иных близких отношениях с одним из членов экспертной комиссии либо с обвиняемым, потерпевшим или гражданским ответчиком.

Ходатайство об отстранении эксперта может быть заявлено подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским ответчиком или защитником (абз. 1 § 97 УПК Эстонии).

Если эксперт считает, что он не может быть беспристрастным по основаниям, указанным в § 96 и 97 Кодекса, он подает ходатайство о своем устранении (самоустранении) от участия в судопроизводстве.

Участие эксперта в данном судопроизводстве в качестве специалиста не является основанием для его отстранения (абз. 3 § 96 УПК Эстонии).

Ходатайство об отстранении либо устранении эксперта от участия в судопроизводстве должно быть оформлено на основании аргументированного заявления, приобщаемого к материалам дела (абз. 4 § 96 УПК Эстонии). В ходе досудебного производства ходатайство об отстранении либо устранении эксперта рассматривается прокуратурой (абз. 5 § 59 УПК Эстонии), судебного производства - судом (абз. 6 § 59 УПК Эстонии).

УПК Эстонии не содержит норм, регламентирующих порядок отстранения либо устранения специалиста от участия в судопроизводстве.

Заключения и показания сведущих лиц как виды доказательств в уголовном судопроизводстве Эстонии УПК Эстонии не наделяет должностных лиц прокуратуры и следственного органа полномочиями по оценке доказательств. Только суд, согласно положениям Кодекса, имеет право оценивать доказательства в уголовном судопроизводстве. Именно судьи наделены полномочиями по вынесению итогового (заключительного) определения по уголовным делам.

Показания специалиста, акт экспертизы и показания эксперта, данные при разъяснении акта экспертизы, относятся к самостоятельным видам доказательств (абз. 1 § 63 УПК Эстонии). Вместе с тем в УПК Эстонии указано, что заключение и показания эксперта, а также показания специалиста не являются неоспоримыми доказательствами. Ни одно доказательство в судопроизводстве не имеет заранее установленной силы (абз. 1 § 61 УПК Эстонии). Суд принимает только такое доказательство либо их совокупность, которые имеют значение по делу (абз. 1 § 2861 УПК Эстонии). Каждое доказательство должно быть всесторонне проверено и подтверждено в результате его непосредственного исследования в суде, все сомнительное и недостоверное должно быть отвергнуто и исключено.

Доказанностью в процессе судопроизводства является сформировавшаяся у суда убежденность в наличии или отсутствии обстоятельств, определяющих предмет доказывания (абз. 2 § 60 УПК Эстонии). Суд оценивает доказательства в их единстве и целостности согласно своей внутренней убежденности в виновности лица, доказанности события противоправного деяния и сопутствующих ему обстоятельств (абз. 2 § 61 УПК Эстонии).

Процесс формирования внутренней убежденности есть процесс познания судьями всех обстоятельств дела, т. е. процесс познания истины. Именно в ходе судебного разбирательства по делу достигается объективная истина.

Выводы

Содержание норм эстонского и российского уголовно-процессуального законодательства, регламентирующее организацию судебно-экспертной

деятельности, в нынешнем их изложении во многом аналогичное. Но эстонское законодательство имеет свою определенную специфику, поскольку однозначно ориентировано на германский судебный уголовный процесс (Strafprozess) и между на родно-право-вые стандарты Европейского союза.

Сведущими лицами в эстонском уголовном процессе являются эксперты и специалисты. Правовой статус экспертов и специалистов в уголовных процессах Эстонии и России во многом сопоставимый, но нетождественный. И, несмотря на трансформацию уголовно-процессуального законодательства Эстонии, в эстонском уголовном процессе было сохранено положение советского права о применении сведущими лицами специальных знаний в судопроизводстве.

Эксперты в УПК Эстонии отнесены к иным лицам, вовлеченным в производство по уголовному делу. Они привлекаются в уголовный процесс для дачи заключения и выполнения обязанности по обеспечению доказательств.

Специалисты в качестве самостоятельных субъектов судопроизводства не рассматриваются и вовлекаются в уголовный процесс для содействия в осуществлении отдельных процессуальных действий, т. е. практически сведены до роли «вспомогательного персонала, обеспечивающего получение судебных доказательств».

Интересным предписанием УПК Эстонии является регламентация порядка проведения дистанционного допроса эксперта при помощи технических средств коммуникации (телефонной либо аудиовизуальной связи). Не менее интересным решением Кодекса является право эксперта ходатайствовать о присутствии при проведении судебной экспертизы лица, способного дать пояснения, необходимые для получения объективных результатов исследования. Несколько иначе об этом сформулировано в Законе Эстонии «О судебной экспертизе», указывающем на возможность вовлечения экспертом специалиста в производство судебной экспертизы. Данные предписания УПК Эстонии с учетом особенностей развития отечественного законодательства заслуживают внимания и могли бы быть законодательно закреплены и положены в практику российского уголовного судопроизводства.

Исследования отдельных институтов романо-гер-манской и англо-саксонской систем уголовно-процессуального права являются необходимым условием расширения нашего представления об уголовном судопроизводстве в зарубежных государствах, позволяют критически оценить отечественное уголовно-процессуальное законодательство с целью его дальнейшего совершенствования и оптимизации.

Библиографический список

1. Головенков П. Уголовно-правовой кодекс Федеративной Республики Германия - Strafprozessordnung (StPO) - Научно-практический комментарий и перевод текста закона со вступительной статьей проф.

Хелльманна «Введение в уголовно-процессуальное право ФРГ» / П. Головенков, Н. Спица. - Потсдам: Университетское Издательство Потсдама. - 2012. - 404 с.

2. Лалль А. История развития криминалистики и судебной экспертизы в Эстонской Республике / А. Лалль, С. Каугия // Вестник криминалистики. - 2012. -Вып. 2 (42). - С. 47-55.

3. Лалль А. Э. Проблемы развития экспертно-кри-миналистических учреждений в Эстонской Республике (генезис, состояние и перспективы): дис. ... канд. юрид. наук / А. Э. Лалль. - СПб., - 2007. - 213 с.

4. Bohlander M. Principles of German Criminal Procedure / M. Bohlander. -Oxford: Hart Publishing Ltd, 2012. - 326 p.

5. European Criminal Procedures / by ed. M. Delmas-Marty, J. R. Spencer. - Cambridge: Cambridge University Press. - 2004. - 775 p.

6. Handbook of European Criminal Procedure / by ed. R. E. Kostoris. - Cham: Springer, 2018. - 465 p.

Bibliograficheskij spisok

1. Golovenkov P. Ugolovno-pravovoj kodeks Federativnoj Respubliki Germaniya -Strafprozessordnung (StPO) - Nauchno-prakticheskij kommentarij i perevod teksta zakona so vstupitel'noj stat'ej professora Hell'manna «Vvedenie v ugolovno-processual'noe pravo FRG» / P. Golovenkov, N. Spica. -Potsdam: Universitetskoe Izdatel'stvo Potsdama. - 2012. - 404 s.

2. Lall' A. Istoriya razvitiya kriminalistiki i sudebnoj ekspertizy v Estonskoj Respublike / A. Lall', S. Kaugiya // Vestnik kriminalistiki. - 2012. - Vyp. 2 (42). - S. 47-55.

3. Lall' A. E. Problemy razvitiya ekspertno-kriminalisticheskih uchrezhdenij v Estonskoj Respublike (genezis, sostoyanie i perspektivy): dis. ... kand. yurid. nauk / A. E. Lall'. - SPb., - 2007. - 213 s.

4. Bohlander M. Principles of German Criminal Procedure / M. Bohlander. -Oxford: Hart Publishing Ltd, 2012. - 326 p.

5. European Criminal Procedures / by ed. M. Delmas-Marty, J. R. Spencer. - Cambridge: Cambridge University Press. - 2004. - 775 p.

6. Handbook of European Criminal Procedure / by ed. R. E. Kostoris. - Cham: Springer, 2018. - 465 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.