Научная статья на тему 'СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
595
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / JUDICIARY / ВЕТВЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / BRANCH OF GOVERNMENT / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ / JUDICIAL PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS / НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДОВ И СУДЕЙ / INDEPENDENCE OF COURTS AND JUDGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зенов Виктор Егорович

Судебная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE JUDICIARY IN THE SYSTEM OF SEPARATION OF POWERS IN MODERN RUSSIA

The judiciary is an independent branch of state power of the Russian Federation carried out by independent court in cooperation with other institutions of state and society

Текст научной работы на тему «СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

ЗЕНОВ Виктор Егорович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Юридического института Российского университета дружбы народов 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, каб. 305

e-mail: vizenov@yandex.ru

12.00.11 - судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной

деятельности

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Судебная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества.

Ключевые слова: судебная власть, ветвь государственной власти, судебная защита прав и свобод личности, независимость судов и судей.

ZENOV Victor Egorovich,

candidate of legal Sciences, associate Professor, associate Professor, Department of judicial authority, law-enforcement and human rights activities of the Law Institute of the Russian University of friendship of peoples 117198, Moscow, Miklukho-Maklaya, d. 6, kab. 305

e-mail: vizenov@yandex.ru

THE JUDICIARY IN THE SYSTEM OF SEPARATION OF POWERS IN MODERN RUSSIA

Abstract. The judiciary is an independent branch of state power of the Russian Federation carried out by independent court in cooperation with other institutions of state and society.

Keywords: judiciary, branch of government, judicial protection of rights and freedoms, independence of courts and judges.

УДК - 347 ББК - 67

Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится, по существу, участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, поскольку в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно осуществляться без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что должно в идеале обеспечиваться судебной властью. Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества [6, с. 530].

Судебная власть представляет собой вид государственной власти. А государственную власть осуществляют соответствующие государственные органы. Однако власть — это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и функции, которые им принадлежат, а также их осуществление, реализация. На современном этапе развития демократических начал в Российской Федерации хотелось бы отметить высокую степень ответственности и значимости судебной власти.

Конституция РФ провозглашает право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Одно из условий реализации этого конституционного права связано со спецификой организации и деятельности самой судебной власти как государственного института, на доступ к процедурам и компетенции которого и нацелено конституционное право. Поскольку правосудие в современной России находится на стадии становления, вопрос о его качественном состоянии необходимо рассматривать в контексте проводимой судебно-правовой реформы. От эффективности функционирования судебной власти зависит в конечном счете уровень социальной ценности конституционной декларации о судебной защите прав и свобод личности [3, с. 23].

В главе седьмой Конституции РФ о судебной власти помещены нормы, определяющие не только компетенцию различных судов, но и основы устройства отечественной судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности. В соответствии с Конституцией РФ и другими законами страны термин «судебная власть» наполняется соответствующим содержанием [11, с. 45, 46].

Целями Концепции судебной реформы [8] определялось становление судебной власти в России, а именно развитие организационных основ судебной системы, ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судов и судей [4, с. 13]. Концепция ставила задачи расширения сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствования судопроизводства, повышения доступа к правосудию, приведения российского законодательства в соответствие с современными мировыми стандартами, нормами и принципами международного права [5, с. 2].

Главными задачами концепции были определены:

— обеспечение суверенного права РСФСР осуществлять правосудие и уголовное преследование на своей территории в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом;

— утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятель-

ной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;

— защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;

— закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;

— достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов, соответствующего возлагаемой на эти органы и их работников ответственности;

— обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики.

В качестве важнейших направлений судебной реформы были определены: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; расширение возможностей обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения; организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого; дифференциация форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинение их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

Период, прошедший со времени одобрения российским парламентом Концепции судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР (октябрь 1991 г.), ознаменован утверждением в России судебной власти, которая, как самостоятельная ветвь государственной влас-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2017

ти, характеризуется наличием у нее необходимых властных полномочий, реализуемых только судами; установленным законом механизмом обязательного исполнения вступивших в силу судебных актов; наличием у высших судов страны права законодательной инициативы; функционированием органов судейского сообщества; установленным законом порядком обеспечения судебной деятельности, осуществляемого внутри самой судебной системы; наличием самостоятельного учебного и научно-методического учреждения, каковым является Российская академия правосудия [7, с. 19].

Несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, можно констатировать, что судебная власть состоялась и что она способна защитить права человека, интересы общества и государства [10, с. 23]. Одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий.

Следует согласиться с В.М. Жуйковым, утверждающим, что огромное значение для определения целей судебной реформы имеют положения Конституции РФ о том, что Россия — правовое, социальное государство (ст. 1, 7), что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2), что права и свободы человека обеспечиваются правосудием (ст. 18), что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46) [2, с. 1]. Достижения в деле становления и развития судебной власти очевидны, однако нельзя не отметить, что продвижению судебной реформы препятствует ряд негативных факторов, существенно влияющих на эффективность работы судов и доступность правосудия, что вызывает обоснованные жалобы граждан [9, с. 3-8].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

Концепция судебной реформы затронула различные аспекты судебной деятельности, в том числе и отправление правосудия. Разделение государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную ветви призвано установить верховенство закона в гражданском обществе, определить эффективные пути построения демократического правового государства с развитой рыночной экономикой. Отсутствие в недавнем прошлом сильной, авторитетной судебной власти отрицательно сказывалось на общественной оценке возможности построения правового государства и установления независимости судебной власти. Главным условием эффективного реформирования судебной системы, становления независимости и беспристрастности суда является создание нормативной базы, регулирующей различные сферы судебной деятельности. Для этого идеи судебной реформы должны были воплотиться в федеральных законах, что являлось основным условием их претворения в жизнь. Юридическое оформление указанных направлений нашло отражение в конституционном развитии нашей страны и закрепление их в Основном Законе России. Судебная реформа получила свое развитие и в федеральных законах, которые являются основными источниками в данной области законодательства. Принятие указанных нормативных актов обусловило создание законодательной базы для судебной реформы, которая содержала актуальные правовые идеи.

За время реформы созданы очень эффективные юридические гарантии независимости судей. Они закреплены в Конституции РФ и развиты в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» [1].

Работа по реформированию судебной власти, судебной системы продолжается, хотя официальные лица государства констатировали, что с принятием новых УПК и ГПК РФ судебная реформа, предусмотренная Концепцией 1991 г., считается завершенной. Однако то обстоятельство, что спустя десятилетие с начала ее реализации был выполнен лишь 41% от намеченных мероприятий, говорит о том, что не-

решенных проблем у создаваемой судебной власти осталось много. Они-то и беспокоят практиков, ученых, общественность и заставляют задуматься над ее совершенствованием.

Некоторые из них открыто называются гражданами. Население России, привыкшее при партийно-советском режиме обращаться за разрешением своих вопросов во всесильную исполнительную власть и в партийные комитеты, все еще считает, что суды находятся на втором плане, что отбивает у некоторых желание обращаться за защитой своих прав в суд. Продолжающаяся работа по развитию системы судебных органов и сопровождающая это противоречивая информация о возможных вариантах ее развития, недостаток судебных кадров, их перегруженность и длительность разбирательства дел, неисполнение судебных решений и бессилие судов в отстаивании вступивших в законную силу решений в спорах с органами исполнительной власти отвращают многих граждан от обращения за судебной защитой. Некоторые граждане убеждены в корпоративной зависимости судей от руководителей судов.

Список литературы:

[1] Ведомости СНД и ВС РФ. 30.07.1992. № 30. Ст. 1792.

[2] Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М.: Издательство «Статут», 2006.

[3] Крутиков М.Ю. Проблемы функционирования судебной системы в Российской Федерации // Современное право. 2007. № 6.

[4] Кузьмина М.А. Некоторые аспекты гласности правосудия по гражданским делам в свете судебно-правовой реформы // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 2.

[5] Лебедев В. Расширение доступа к правосудию - дна из целей судебной реформы // Российская юстиция. 1999. № 9.

[6] Научно-практический комментарий (постатейный) к Конституции Российской Федерации / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2007.

[7] Плигин В.Н. Судебная реформа завершена? // Эж-Юрист. 2006. № 37.

[8] Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 «О концепции судебной реформы в

РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.

[9] Постановление V Всероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г. «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы» // Российская юстиция. 2001. № 2.

[10] Радченко В.М. Защита прав граждан -основная цель судебной реформы // Юридический мир. 2005. № 12.

[11] Энеев А.Х. Организационно-правовые основы деятельности института суда присяжных заседателей в России: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

Spisok literatury:

[1] Vedomosti SND i VS RF. 30.07.1992. № 30. St. 1792.

[2] Zhujkov V.M. Sudebnaya reforma: prob-lemy' dostupa k pravosudiyu. M.: Izdatel'stvo «Statut», 2006.

[3] Krutikov M.Yu. Problemy' funkcionirova-niya sudebnoj sistemy' v Rossijskoj Federacii // Sovremennoe pravo. 2007. № 6.

[4] Kuz'mina M.A. Nekotory'e aspekty' glasnosti pravosudiya po grazhdanskim delam v svete sudebno-pravovoj reformy' // Arbitrazh-ny'j i grazhdanskij process. 2007. № 2.

[5] Lebedev V. Rasshirenie dostupa k pravo-sudiyu - dna iz celej sudebnoj reformy' // Rossijskaya yusticiya. 1999. № 9.

[6] Nauchno-prakticheskij kommentarij (postatejny'j) k Konstitucii Rossijskoj Federacii / Pod red. Yu.A. Dmitrieva. M.: ZAO «Yusticinform», 2007.

[7] Pligin V.N. Sudebnaya reforma zaver-shena? // E'zh-Yurist. 2006. № 37.

[8] Postanovlenie VS RSFSR ot 24.10.1991 № 1801-1 «O koncepcii sudebnoj reformy' v RSFSR» // Vedomosti VS RSFSR. 1991. № 44. St. 1435.

[9] Postanovlenie V Vserossijskogo s»ezda sudej ot 29 noyabrya 2000 g. «O xode sudebnoj reformy' v Rossijskoj Federacii i perspektivax razvitiya sudebnoj sistemy'» // Rossijskaya yusticiya. 2001. № 2.

[10] Radchenko V.M. Zashhita prav grazhdan - osnovnaya cel' sudebnoj reformy' // Yuridicheskij mir. 2005. № 12.

[11] E'neev A.X. Organizacionno-pravovy'e osnovy' deyatel'nosti instituta suda prisyazhny'x zasedatelej v Rossii: Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2007.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.