Научная статья на тему 'Судебная медицина: опыт мультимедийного обеспечения лекций'

Судебная медицина: опыт мультимедийного обеспечения лекций Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
137
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА / ЛЕКЦИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ЭКСГУМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Грицаенко Петр Петрович

Представлен опыт разработки и применения мультимедийного обеспечения лекций в преподавании курса «Судебная медицина» в Уральской государственной юридической академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судебная медицина: опыт мультимедийного обеспечения лекций»

проблемы юридической науки и образования

п. п.Грицаенко* судебная медицина: опыт мультимедийного обеспечения лекций

Представлен опыт разработки и применения мультимедийного обеспечения лекций в преподавании курса «Судебная медицина» в Уральской государственной юридической академии.

Ключевые слова: судебная медицина, лекции, мультимедиа, эксгумация

Подготовка юридических кадров должна проводиться с учетом возрастающих требований нового государственного образовательного стандарта, что заставляет пересматривать методы обучения, применять новые формы подачи учебного материала, которые способствовали бы формированию у студентов навыков самостоятельного усвоения материала, повышали бы качество и «выживаемость» знаний, так как они понадобятся в сложных ситуациях следственной практики.

Решить эти задачи помогут новые методы преподавания с использованием современных информационных компьютерных технологий, позволяющих сформировать набор учебно-методического материала по предмету для подготовки бакалавров, специалистов, магистров. Данный материал может применяться и для курсов подготовки и повышения квалификации прокурорских работников, адвокатов и судей.

Большое внимание в УрГЮА уделяется разработке мультимедийных учебных пособий, к которым предъявляются особые требования: дидактические, информационнотехнические и психологические. Мультимедийные учебные пособия можно разнообразить красочной графикой, видеосюжетами, звуковым рядом, что позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией, следующих в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что особенно важно при изучении предметов, связанных с запоминанием, таких как необычный для будущих юристов курс «Судебная медицина». Использование мультимедийных презентаций позволяет построить учебновоспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Такие лекции особенно продуктивны в обучении студентов-юристов, так как способствуют формированию у них способности к оценке судебно-медицинских экспертных документов.

На кафедре психологии и судебных экспертиз УрГЮА автором настоящей статьи создан так называемый медианабор по курсу «Судебная медицина».

Он включает:

1) учебники, учебные и методические пособия по курсу «Судебная медицина», в том числе учебные пособия П. П. Грицаенко «Курс судебной медицины» (2004); П. П. Грицаенко, Г. А. Вишневского «Судебно-медицинская экспертиза» (2008); П. П. Грицаенко, Н. И. Неволина «Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения» (1998); учебнометодический комплекс П. П. Грицаенко «Судебная медицина» (2008);

2) научные статьи по вопросам судебной медицины в «Российском юридическом журнале»;

3) электронные пособия и справочные документы для студентов, размещенные на сайте УрГЮА (www.usla.ru): «Судебно-медицинская экспертиза (избранные вопросы):

* Грицаенко Петр Петрович — профессор кафедры правовой психологии и судебных экспертиз УрГЮА, судебно-медицинский эксперт высшей категории (Екатеринбург). E-mail: breze41@yandex.ru.

практическое пособие»; «Судебная медицина: учебно-методический комплекс»; нормативные документы по судебно-медицинскому определению степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека; таблица «Медико-правовые критерии определения тяжести вреда здоровью»; ответы на вопросы, задаваемые по применению Правил и Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека; Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз.

В течение последних семи лет в Академии применяются мультимедийные технологии при чтении лекций по курсу «Судебная медицина». Занятия проходят в форме лекций-презентаций в формате MS PowerPoint с использованием мультимедийного комплекса (ноутбук и мультимедийный проектор) по основным темам курса:

1) введение в специальность;

2) вред здоровью;

3) определение давности наступления смерти (трупные явления);

4) травма тупыми предметами;

5) огнестрельные повреждения;

6) механическая асфиксия;

7) действие физических факторов;

8) экспертиза трупов новорожденных;

9) осмотр места происшествия и трупа;

10) о следственном эксперименте и компетенции судмедэксперта;

11) определение тяжести вреда, причиненного человеку, по медицинским критериям (с использованием таблицы П. П. Грицаенко);

12) судебно-медицинская токсикология;

13) порядок проведения судебно-медицинских экспертиз в ГСМЭУ (приказ МЗиСР от 12 мая 2010 г. № 346-н);

14) ФЗ РФ от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

Пример лекции-презентации см. в приложении.

Лекции-презентации состоят из 286 слайдов, включающих текстовую часть в небольшом объеме, а также рисунки и фотографии. Разделы курса «Судебная медицина» выполнены в едином стиле. Для создания презентации было использовано универсальное и эффективное приложение MS PowerPoint, которое позволяет вставлять в слайды графическую информацию (таблицы, схемы, рисунки и пр.), видеофильмы, фотографии, добавлять новые компоненты и проводить их модификацию. Программа PowerPoint предусматривает функцию фиксации слайда на экране, что также расширяет возможности мультимедийного сопровождения лекций. Такая форма подачи материала эффективна, она способствует лучшему усвоению медицинской дисциплины, несколько необычной для юридических вузов.

При создании лекций-презентаций учитывались сложность восприятия материала аудиторией, не имеющей медицинского образования, особенности мотивации учебнопознавательной деятельности студентов, необходимость обеспечения единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Считаем, что при создании лекций-презентаций нужно учитывать следующее:

1) желательно сокращать до минимума объем текстовой информации. Однако это требует от преподавателя чтения лекции без конспекта (т. е. глубокого знания структуры и содержания темы лекции);

2) часть лекционного материала сложно подкрепить схемой, таблицей или рисунком, часто трудно подобрать иллюстративный материал, возможно, в силу специфики предмета и уровня подготовки аудитории;

3) нужно соблюдать баланс между количеством иллюстративного и текстового материала, так как преобладание одной из составляющих ухудшает его восприятие;

проблемы юридической науки и образования

проблемы юридической науки и образования

4) материал слайдов должен соответствовать программе курса;

5) для чтения лекций с использованием мультимедийного комплекса необходима аудитория, позволяющая разместить экран и другое оборудование.

Чтобы больше заинтересовать студентов работой с мультимедийными программами, расширить их кругозор, закрепить полученные знания, в курсе «Судебная медицина» выделяются темы для самостоятельного изучения. Также предусмотрено написание внеаудиторной контрольной работы, при подготовке которой студенты широко используют материалы из Интернета.

Для большей наглядности студентам показывают подготовленные П. П. Грицаенко видеофильмы («Осмотр трупа на месте происшествия», «Чемодан судебно-медицинского эксперта», «Судебно-медицинская экспертиза трупа», «Генетическая экспертиза» и др.) и иные материалы, раскрывающие современные возможности судебно-медицинской экспертизы. Для каждой группы курса изготавливается DVD-диск со всеми перечисленными материалами, он раздается студентам на первой лекции.

Таким образом, представляется, что:

1) информационная культура преподавателей — определяющее условие совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности;

2) популярность Интернета у студентов требует от преподавателя использования педагогики нового поколения: педагогики сотрудничества, помогающей студентам изучать и «обживать» это пространство, формируя информационную культуру;

3) информационная культура преподавателя становится частью его общей педагогической культуры.

В период с 11 по 13 июля 1991 г. по постановлению старшего помощника прокурора Свердловской области В. А. Волкова было произведено официальное следственное действие — эксгумация, т. е. вскрытие места массового захоронения останков людей,

приложение

Эксгумация останков из захоронения на старой Коптяковской дороге в 1991 г. (доклад на научно-практической конференции «Экспертиза останков семьи Романовых: эпилог»)

Слайд 1

обнаруженного А. Н. Авдониным и его товарищами в 1979 г., их извлечение из земли для последующего исследования.

Эксгумация проводилась в строгом соответствии с нормами существовавшего в тот период процессуального законодательства СССР. Соблюдались характерные для советского времени секретность и закрытость проводимых мероприятий, обусловленные также юридической ответственностью за неразглашение данных этого следственного действия. Место эксгумации было огорожено высоким деревянным забором. Привлеченные участники все три дня работы жили на месте.

Слайд 2. Участники эксгумации 11-13 июля 1991 г.

Это были судебные медики (судебно-медицинские эксперты П. П. Грицаенко и В. С. Громов), археологи (Л. Н. Корякова, А. В. Коряков), криминалисты и другие специалисты. Активное участие в работе также принимали председатель фонда «Обретение» Александр Николаевич Авдонин, члены фонда Г. П. Васильев, Г. П. Авдонина, В. Н. Шевелин, Н. П. Начапки н.

Слайд 3

Процесс эксгумации проходил в пасмурную погоду при температуре воздуха +7... +9°С. Изредка шел моросящий дождь. Место работы освещалось прожекторами.

В указанном А. Н. Авдониным месте был снят поверхностный слой земли. Под ним обнаружены хаотично расположенные хворост, палки и полусгнившие шпалы. Археологами по состоянию грунта определены границы раскопа.

проблемы юридической науки и образования

проблемы юридической науки и образования

Слайд 4

В верхней части захоронения был обнаружен деревянный! ящик, где в полиэтиленовых плотных пакетах находились три черепа и несколько костей.

Слайд 5. Пакеты, извлеченные из обнаруженного ящика

Как пояснили А. Н. Авдонин и Г. П. Васильев, после обнаружения ими совместно с Г. Т. Рябовым в результате частных поисков 1 июня 1979 г. этого места три черепа и несколько костей были изъяты с целью последующей идентификации. Но поскольку в тот период никто из судебно-медицинских экспертов, к которым они обращались, не решался внепроцессуально проводить частные идентификационные исследования, в июле 1980 г. все объекты были упакованы в ящик, вновь помещенный участниками группы Авдонина — Рябова в землю рядом с другими останками.

Слайд 6 Слайд 7

Там же находилось и бронзовое распятие, где на оборотной стороне креста было написано «Претерпевший до конца спасется». На ящике указаны дата обнаружения захоронения и дата возвращения изъятых объектов назад.

Слайд 8. Оборудование площадок Слайд 9. Составление

вокруг места обнаружения останков археологической схемы

расположения останков

При последующей выборке грунта место сокрытия останков представляло собой яму с неровными отвесными стенками, близкую к прямоугольной форме, размерами 2,2 х 1,6 м, глубиной от 80 до 122 см.

На расстоянии 30—40 см от поверхности грунт состоял из коричневато-синего мелкозернистого суглинка. Дно ямы имело пологий наклон, южная часть его располагалась на 25—30 см ниже северной, где наблюдался выход твердых пород.

В захоронении на глубине от 70 см до 1 м на разных уровнях находились беспорядочно сложенные друг на друга, а также отдельно лежащие скелетированные останки людей. В одном месте наблюдалось беспорядочное смешение костей скелетов, частично сопровождавшееся нарушением их целостности (по краю ямы был проложен электрический кабель).

После составления археологической схемы захоронения и условной нумерации скелетов было произведено их извлечение исходя из анатомической принадлежности.

проблемы юридической науки и образования

проблемы юридической науки и образования

о ю го сґі

Слайд 11

Были извлечены скелетированные останки девяти человек со следами множественных повреждений на различных костях. Предметов одежды не обнаружено, что могло свидетельствовать о том, что тела были помещены в яму в обнаженном виде. В связи с хрупкостью костей и загрязненностью их влажным вязким глинистым грунтом изъятие проводилось без какой-либо очистки. Однако уже при первоначальном предварительном осмотре было отмечено отсутствие волос. Для большей сохранности черепа сразу помещались вместе с налипшим грунтом в полиэтиленовые пакеты.

Слайд 12 Слайд 13

Кости каждого изъятого скелета выкладывались на плотную бумагу по отдельности. Нумерация скелетов проводилась по мере извлечения из разных уровней захоронения. Первые номера соответствовали более поверхностному расположению, остальные -более глубокому.

Отмечался серо-коричневый оттенок поверхности длинных трубчатых костей. Плоские и губчатые кости типа «размокшего картона» имели множество дефектов костной ткани.

Мягкие ткани на всех скелетах полностью отсутствовали за исключением тазовой области скелета № 2 (они находились в состоянии жировоска в виде крошащегося конгломерата). В спинномозговых каналах позвоночников у ряда скелетов сохранились фрагменты спинного мозга также в состоянии жировоска.

Было изъято большое количество проб грунта с различных участков и уровней расположения скелетов. Здесь же обнаружены фрагменты веревки, а на дне раскопа найдены многочисленные (около 40), но расположенные компактно фрагменты керамики.

Слайд 14

Предположительно, они могли быть частями керамического сосуда, о чем свидетельствует наличие ручек, горловины и пробки. Именно в этой области грунт имел аспидно-черную окраску, характерную для реакции с кислотой.

проблемы юридической науки и образования

проблемы юридической науки и образования

Слайд 15

Все перечисленное исследователи поместили порознь в 12 деревянных ящиков.

Костные останки упаковывались в оберточную бумагу, полиэтиленовые мешки и для исключения дополнительных повреждений при транспортировке перекладывались внутри ящиков обрезками поролона. В каждый из ящиков помещались останки одного человека. Обнаруженные пули, фрагменты веревок, конгломераты и фрагменты земли вокруг и под останками, керамика укладывались отдельно. Ящики маркировались и опечатывались.

Весь процесс эксгумации протоколировался прокурором В. А. Волковым. Постоянно велась следственная фото- и видеосъемка двумя видеокамерами. Фотосъемка индивидуального характера была запрещена.

В октябре того же года с целью поиска дополнительных объектов исследования грунт из места сокрытия останков вновь изъят и промыт. Было обнаружено примерно 300 мелких фрагментов костей, 11 пуль, 14 мелких фрагментов керамики, примерно 150 конгломератов мягких тканей и фрагменты веревок. Эту трудоемкую работу провел судебно-медицинский эксперт, кандидат медицинских наук, доцент Владислав Иванович Лысый (Красноярск). 28 октября 1991 г. данные объекты также поступили для проведения исследования. Таким образом, на судебно-медицинскую экспертизу были представлены костные останки девяти человек. Остальные выявленные объекты переданы для проведения криминалистических и других видов экспертиз.

Слайд 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.