Научная статья на тему 'Судьбы реализма в русской литературе первой трети XX века'

Судьбы реализма в русской литературе первой трети XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1758
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карпов А. С.

The article is concerned with the sense and peculiarites of Russian literature in its attempts to withstand the destructive tendences of this period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Карпов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The destiny of realism in Russian literature of the first third

The article is concerned with the sense and peculiarites of Russian literature in its attempts to withstand the destructive tendences of this period.

Текст научной работы на тему «Судьбы реализма в русской литературе первой трети XX века»

СУДЬБЫ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

А.С. КАРПОВ

Кафедра русской и зарубежной литературы Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

"Закат Европы" - слова, вынесенные О. Шпенглером в название его труда (1921 - 1923), выразительно характеризовали мироощущение, все более укреплявшееся в XX веке. Порождалось оно состоянием мира, все отчетливее противостоявшего человеку, характером исторического развития, все более утрачивающего смысл. В результате возникает ситуация выбора и одновременно

- вызова и бунта. Выбора между светом и тьмой, жизнью и смертью, вызова обществу и самому себе, обретающего вселенский размах бунта, направленного против всего мироустройства. В этих условиях было особенно важно - и особенно трудно - не поддаться соблазну убежденности в коренной порче человеческого характера, подкрепляемой послереволюционной ситуацией, воспринимаемой как апогей национального самоотрицания и саморазрушения, а с другой - как сбывшиеся чаяния нового мира. Есть у этой проблемы и другая -важная в особенности для России - сторона, о которой напоминал, например, Н. Бердяев в статье "Русский соблазн": "Россия стоит в центре Востока и Запада, она узел всемирной истории, и в ней только может синтетически разрешиться вековечная распря". И далее: "Новое творческое национальное самосознание не может быть ни славянофильским, ни западническим, оно не рабствует ни у восточной стихии, ни у западного сознания. Преодоление славянофильства и западничества и будет показателем наступления нашей национальной зрелости, национального самосознания" [1, т. 2, с. 437].

Выход к постижению национальной зрелости связывается с возможностью -и необходимостью - осознания того, что позволяет личности выстоять, сохранить в себе душу человеческую. Здесь прежде других вспоминается имя М. Горького, утверждавшего, что настала пора нужды в героическом, создававшего образы людей, способных противостоять силе давящих его обстоятельств. Но и А.Куприн говорил в 1913 году: "Меня влечет к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его" [2]. Стремление постичь, чем обусловлена эта сила, и определяет творческий облик крупнейших русских писателей указанного периода. Разумеется, в первую очередь следует в этом случае говорить о персонажах, которые населяют их произведения и привлекают добротой, душевным теплом ("Веселый двор", "Худая трава"), но еще - незаурядным мужеством, нравственной стойкостью ("Сверчок"), глубокой духовностью натуры, творческим талантом ("Лирик Родион"). Особенно значителен в этом смысле рассказ И. Бунина (а именно о нем идет сейчас речь) "Захар Воробьев", герой которого - крестьянский богатырь, нелепо растрачивающий свои недюжинные силы.

Рассказ этот проясняет характер общефилософской идеи писателя, и не его одного. Пожалуй, наиболее ярко выявлена она в путевых очерках "Тень птицы". Размышляя здесь о страданиях, жертвах, крови, которыми сопровождается исторический путь человечества, писатель не утрачивает веры в постоянное обновление мира, где рядом с гибелью всегда - рождение и ничто не исчезает бесследно: наследие веков формирует опыт поколений. Все великие общества, цивилизации, всегда имели "в основе своей служение только солнцу" [3, т. 2, с.

31].

При обращении к русской литературе первой трети XX века, наследующей и продолжающей великие традиции реализма, к сложившимся здесь представлениям о родственной человеку, единокровной ему мировой жизни, о мировой душе, раньше других вспоминается имя Вл. Соловьева, утверждавшего "всеединство" абсолютных величин: Бога, Природы и Человека, но прежде всего Истины, Добра и Красоты. Наиболее полно это мироощущение реализуется при изображении природы: звезды, небо, широкие открытые пространства способствуют выявлению истинных масштабов, системы ценностей создаваемого писателем художественного мира. Но даже если на первом плане повествования открывается окружающий человека мир, то он, как правило, -лишь средство, способствующее развитию темы "космического бытия", выявлению трагедийно-экзистенциалистской концепции мира. Это в особенности характерно для И. Бунина, в эсхатологических категориях "космизма" в самый разгар перовой мировой войны обнаруживающего катастрофичность своей эпохи ("Господин из Сан-Франциско"). Стремление, ни в чем не нарушая правды жизни, выйти к ощущению и осознанию ее целостности свойственно и входившему в литературу в начале XX века Б. Зайцеву. Ю. Айхенвальд - критик, который проникновеннее и точнее многих других судил о творчестве писателя, - заметил: "Зайцев - и человек, и мир, слитые в единой жизни. При этом показано, как мир входит в человека, как стихия пробирается в единичный мозг, раскалывается на отдельные личности... Зайцев переживает проникновение человека единой жизнью, великим Всем... И крупное, и деталь Зайцев неуклонно вплетает в универсальное целое, и при таком мировоззрении из мира исчезает мелкое: все важно, все значительно, все свято" [4, с. 502, 504].

Стремление к выявлению универсального смысла воссоздаваемых писателем коллизий - характерная особенность русской реалистической литературы уже в начале XX века. Показательная в этом смысле фигура - А. Куприн, в произведениях которого возникает мотив человека, вступающего в противоречие с человечеством. При этом писатель не теряет веры в возможность достижения отдельной личностью поставленной ею пере собой благородной цели. Не теряет веры в то, что начало полноценного Я, свойственное лишь избранникам духа, присутствует как возможность, хотя и глубоко схороненная, в каждом человеке, и что историческому процессу доступно пробудить эти возможности. Отсюда - переоценка "маленького" человека, например, в рассказе Тамбринус". Традиционный "маленький" герой, кроткий, беззащитный, способный внушать лишь сострадание ("Святая ложь", "Телеграфист"), не исчезает из творчества писателя, но теперь в персонаже, который изображается им, живет и пафос гордого человека, способного не только на красивые слова, но

и на смелый поступок. Примечательно, однако, что смысл его качественно иной, нежели, например, у Горького: просветленная мысль, творческий талант, душевная мощь - во всех этих свойствах крупной личности Куприн видит проявление не верности единственно верной идее, а - творящей силы природы, силы, на пути которой стоит история. Так, в фантазии "Королевский парк" "гений человека смягчил самые жестокие климаты, осушил болота, прорыл горы, соединил моря, превратил землю в пышный сад и в огромную мастерскую и удесятерил ее производительность", но все это обернулось "скучной социалистической идиллией, вслед за которой все человечество в каком-то радостно-пьяном безумии бросилось на путь войны, крови, заговоров, разврата и жестокого, неслыханного деспотизма" [5, т. 4, с. 481].

Замечательный русский мыслитель В. Розанов, игравший заметную роль в литературном процессе начала XX века, характеризуя три фазы развития человечества, определял их как периоды "непосредственной первоначальной ясности, падения, возрождения..." [6, с. 66]. Это находит своеобразное отражение в русской литературе: если Толстой, изображая хаотические состояния, тяготел к органике, к ладу, показывая, как созидается новый национальный мир, то внимание Достоевского привлекают более всего ситуации неопределенности, непредсказуемости - те, где верх одерживают силы хаоса. В русской реалистической литературе начала XX века запечатлен мир, где гармония разрушена, царит беспокойство, раздражение. В этих условиях лучшие умы - и в литературной среде тоже - не могли не задумываться о путях, которые могут привести к возрождению, торжеству светлых начал жизни.

Пути исканий субстанциональной истины в русской реалистической литературе предреволюционных лет были у писателей сходными в главном и вместе с тем глубоко индивидуальными. Разным было, например, отношение к исторической истине. У И. Бунина сложно переплетаются пристрастие к вечному и привязанность к временному, отчуждение от истории и захваченность ее потоком, мрачно катастрофическая философия истории (в особенности в годы первой мировой войны) и светло пантеистическая философия природы, и поиск пути, на котором они могли бы примириться. А. Куприн же все меньше верит в исторический прогресс, ему не чужда мысль о "естественном", удаленном от цивилизации состоянии, о прошлом, "когда так радостно и легко жили люди, веселые, радостные, свободные и мудрые, как звери!" ("Листригоны"). Писателя все более занимает мысль о непостижимой сложности России и русского национального характера. "Нет, Россия это не Европа и не Азия, - говорил он, -это страна самых неожиданных решений, это страна Степана Тимофеевича, где жадность и самоотвержение, подлость и бесстрашие, трусость и презрение к смерти так удивительно переплелись, как нигде в мире" [7, с. 145}. Писатель обращается к самым трудным проблемам эпохи. В рассказе "Мелюзга" учитель Астреин и фельдшер Смирнов спорят о русском народе, о русской истории, о загадочности психики русского мужика, о его надежде на чудо. Этот спор заставляет вспомнить о других нескончаемых спорах, что ведут в бунинской "Деревне" Тихон и Кузьма Красовы, "базарный вольнодумец и чудак, старик-гармонист" Балашкин с его словами: "Теперь-то уж и впрямь шабаш, во весь дух ломим назад, в Азию!"

Но горечь, порождаемая осознанием того, сколь скорбным является исторический путь человечества, отступает перед отрадным чувством: мир постоянно обновляется, рядом с гибелью всегда - рождение. И хотя "время разрушает стены, мечети, кладбища, - как говорится в "Тени птицы" И. Бунина,

- жизнь творит неустанно". Но осознание этого приходит лишь с укрупнением масштабов художественного мышления, что свойственно русской реалистической литературе предреволюционного периода. Даже у "бытовика", как называла его критика, И Шмелева главный персонаж повести "Человек из ресторана" (1911) официант Скороходов начинает видеть гораздо шире и глубже, нежели ранее, - происходит "проникновение наскрозь".

Упомянутое выше укрупнение масштабов художественного мышления в русской литературе начала XX века впрямую обусловлено ощущением неизбежно надвигающихся коренных перемен в жизни народа, общества. Об этом писал Толстой в статье "Конец века" (1905): "Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения" [8, т. 36, с. 231 ]. Об этом размышлял и М. Горький в письме к К. Пятницкому в январе 1901 года, предсказывая скорое наступление времени, когда "в конце концов - одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека" [9, т. 28, с. 150]. О том, что значительность пережитого нами мгновения истории равняется значительности промежутка времени в несколько столетий, писал и А. Блок [10, т. 6, с. 154].

Важно было в условиях этих глобальных по своей масштабности сдвигов не утерять антропологическую тенденцию, которая является неотъемлемой чертой русского реализма XIX века. Человек всегда был в центре внимания литературы, но в эпоху, о которой идет здесь речь, убежденность в его самоценности требовала новых доказательств. Значение человека как природного существа все более подвергается сомнению, судьба его все более осознанно и отчетливо вписывается в сферу духовно напряженного жизненного и нравственного опыта человечества. Это нашло выражение уже в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского с их страстными поисками универсальных решений проблемы бытия и человека. Отсюда - свойственная русской литературе начала XX века убежденность в органической связи индивидуального с универсальным, лежащим в основании личности, в которой эгоистическое уступает место всечеловеческому. Конкретно-историческое на новом этапе литературного развития не исчезает, более того, проявляется чрезвычайно ярко, выразительно, но впрямую выводит к субстанциальному.

Укрупнение проблематики, прямой выход к решающим - вечным - проблемам человеческой жизни, к осмыслению сущностей бытия особенно заметно в творчестве русских писателей, оказавшихся в вынужденной эмиграции, сполна познавших, что такое одиночество, и пытавшихся преодолеть его. Неизменным остается для них сознательная ориентация на реализм классического типа: они нигде не выходят за рамки правдоподобия, стремясь к художественному познанию первооснов бытия и психологической сущности личности. Свойственный, например, В. Набокову интерес к подсознанию, к исследованию разрушаемой происходящими в жизни процессами человеческой психики (а это

тоже - существенная примета времени) остается чуждым для писателей, сформировавшихся в дореволюционную эпоху: для И. Бунина и Б. Зайцева, для И. Шмелева и А. Куприна... Особенно ярко проявляется это в их созданных на автобиографическом материале произведениях: в "Жизни Арсеньева" И. Бунина, "Лете Господнем" И. Шмелева", тетралогии "Путешествие Глеба" Б. Зайцева, "Юнкерах" А. Куприна. Эти произведения представляют собою не просто рассказ об одной (подчеркнем: в главном ее содержании - собственной) жизни, но - о жизни человека, формирующегося и живущего в условиях XX века. Вот почему столь явственно выражено в их творчестве желание, рассказывая о прожитом каждым из них, любовно восстанавливая (но также - сохраняя в памяти потомков) милые сердцу детали, подробности стремительно уходящего в прошлое времени, вместе с тем выявить истинный, основополагающий в жизни человека смысл этих мелочей. Временное, как было сказано выше, буквально просвечивает вечным, а за этим встает столь чаемое бессмертие. Русская литература в ее лучших образцах всегда была философична, расширяя не только пространственно-временные, но и онтологические рамки изображаемого мира. А это в значительной мере предопределяет пути, которыми пойдет отечественная литература в XX веке. Столь явственно обнаруживающейся в эту эпоху тенденции к разрушению быта (а затем и разрушения бытия), отзывающейся разрушением личности, болезненно переживающей ситуацию отчуждения от мира, писатели стремятся противопоставить идею "всесветного единения" (Вяч. Иванов). Но свое осуществление она находит не в отвлеченных (логических) построениях, а в изображении жизни, какой она была и должна быть: реальное и идеальное соединяются в таком случае органически. Происходит это потому, что само стремление понять смысл назначения человека и его место в мире обостряется в эпоху, когда у него (человека) буквально начинает ускользать почва из-под ног - а именно это характерно для XX века. Процессы, происходившие в послереволюционной России, приводят Н. Бердяева ("Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа", 1923) к убеждению в том, что здесь "кризис гуманизма острее, чем где бы это ни было на Западе", и объясняет он это тем, что здесь человек "себя освобождает от высшего, сверхчеловеческого содержания и ничего в себе не находит, кроме своего замкнутого человеческого мирка. Утверждение человеческой индивидуальности предполагает универсализм” [1, т. 1, с. 405, 402].

Последнее особенно важно: человек оказывается для философа, чьи позиции были близки персонализму, высшей мерой оценки состояния мира в пору, когда сомнению подвергались гуманистические основы его существования. Свобода и личность - вот главные продукты духа, обретающие для Н. Бердяева абсолютную ценность. На этой позиции стоят и русские писатели: их убежденность в самоценности личности основывалась на понимании того, что индивидуальный (личностный) мир неисчерпаемо широк, потому что процесс становления (жизни) человека есть, в сущности, процесс освоения им мира, процесс преодоления первородного одиночества. Поэтому-то и у И. Бунина, и у Б. Зайцева, и у И. Шмелева пространство повествования расширяется до бесконечности, а возникающий на его страницах человек предстает - с большей или меньшей отчетливостью - в качестве человека как такового. Если говорить о И. Бунине, то это отчетливо сказывается и в "Жизни Арсеньева", и в рассказах,

собранных в книге "Темные аллеи": в отличие, например, от "Деревни" или "Суходола", здесь воспроизводится не просто эпоха, но - жизнь человеческая, в которой находит воплощение идея завершенности "круга земного бытия".

Исключительность, художественная оригинальность произведений, принадлежащих названным выше художникам, которые живут и творят в пред- и послереволюционную эпоху, объясняется тем, что они работали на границах быта и бытия, мига и вечности. Мгновение человеческой жизни невозвратно и для Алексея Арсеньева ("Жизнь Арсеньева"), и для маленького Вани ("Лето Господне"), и для Глеба ("Путешествие Глеба"), а бесценность обусловлена тем, что она единственна и неповторима. Все внутренние ресурсы писателя вложены им в одно душевное движение, в одну мысль. Для обретения всеобъемлющего, полноценного представления о действительности автор погружается (здесь уместно вспомнить об автобиографической трилогии Л. Толстого) в сознание героя, наделенного поэтическим мироощущением, которое выявляется в образах "незаметных" (созерцание окружающего) и открытых (музыка, литература). Эпическая экстенсивность описания в этом случае соединяется (в особенности у И. Бунина и Б. Зайцева) с лирической недоговоренностью. В нравственноэстетическом звучании "Жизни Арсеньева", в философской "Ночи", в грустной "Розе Иерихона" - во всех этих произведениях И. Бунина с огромной силой выражено чувство, без остатка владеющее им, - чувство любви к Родине, источнику всех надежд, радостей и тревог. Но им же рождена и память о прошлом, которая оказывается для человека источником знаний о мире и одновременно обусловливает его творческий потенциал. Память является залогом вечности жизни, безмерно широко раздвигая рамки отпущенного ему времени. Важно и другое: именно благодаря памяти человек - у И. Бунина, И. Шмелева, Б. Зайцева и др. - способен обнаружить универсальность всеобщих связей в мире.

В русской литературе XX века проза частично утрачивает (и это особенно заметно при обращении к произведениям, созданным на автобиографической основе) эпические свойства, обретая признаки лирических произведений, со свои субъектом, явное присутствие которого в тексте - даже если повествование ведется от третьего лица - в значительной мере определяет его (повествования) смысл и тональность. Так сказывается одна из существенных закономерностей развития литературы в новое время - усиление в ней личностного, авторского начала [См.:11, с. 172]. Характерный пример тому - повесть Б. Зайцева "Голубая звезда" (1918), где главное - постижение внутреннего мира центрального героя в его сложной соотнесенности с миром - природой, космосом и внутренними мирами других героев. В таком повествовании на роль доминирующего претендует - и в этом сказывается характерная особенность нового времени - не историческое, а личностное время: историческое время (напомним об эпохе, в которую создавалась эта повесть Б. Зайцева) еще стабильно, исторические потрясения, которые наступят скоро, лишь предчувствуются.

Отмеченная особенность прозы нового времени по-своему проявляются и у И. Бунина. На это обратил внимание, подводя итоги творчества писателя, В. Вейдле: в сравнении с "предельно-предметным и плотным" стилем "Деревни", "Суходола", "Хорошей жизни", "Веселого двора" в зрелой прозе И. Бунина открывается новая грань его стиля, проникнутая особенным - "сверхвещным",

"сверхпредметным" лиризмом. Бунин пытается выразить происходящее в нем посредством того, что происходит вне его, во внешнем мире... И клубничный нос нищего, и перламутровые щеки селедки становятся выражением чего-то происходящего в душе героя, да и весь опыт молодой жизни переливается в "повесть о самом себе", где и в самом деле "выражена только поэтичность или, лучше сказать, поэзия этого опыта" [12, с. 90].

В русской реалистической литературе XIX века утвердилось представление о слове как форме выражения сознания человека. Исходной в филологическом осмыслении этого является концепция диалога, которая начинает разрабатываться М. Бахтиным в 20-е годы. В ее основе лежит понятие "субъект", а исходным здесь оказывается содержащееся в трудах А.А. Потебни представление о слове как смысле. В художественном произведении в этом случае выделяются два равноправных субъекта речевой деятельности - автор речевого акта и слушающий. Произведение, таким образом, оказывается местом, где встречается "свое" и "чужое" слово и сознание.

По словам А. Потебни "... дух без языка невозможен, потому что сам образуется при помощи языка, и язык в нем есть первое по времени событие" [13, с. 57]. Обнаруживаемая таким образом онтологическая природа слова служит утверждению столь важной для понимания идеи всеобщей диалогической связанности внутри текста, где семантико-стилистическим центром является автор. Существенно важным оказывается при этом принадлежащее М. Бахтину разделение слов, которые вместе и составляют текст, на авторитарные и внутренне убедительные. "Авторитарное слово требует от нас признания и усвоения, оно назязывается нам независимо от степени его внутренней убедительности для нас", "требует от нас безусловного признания", оно "не изображается - оно только передается". Иная роль у внутренне убедительного слова. Как сказано в статье "Слово в романе" (1934 - 1935), "творческая продуктивность его заключается именно в том, что оно пробуждает самостоятельную мысль и самостоятельное слово", "оно обращается к современнику и к потомку как к современнику; для него конституитивна особая концепция слушателя - читателя - понимающего" [14, с. 155-157].

Внутренняя убедительность слова свойственна реалистическому искусству, и обусловливается это стремлением автора, обращаясь к читателю, активизировать его сознание. Эта традиция подхвачена и получает развитие в новую эпоху. Обнаруживается это прежде всего в том, что все конфликты - социальные, эпические и даже эстетические - подчинены теперь раскрытию человеческой судьбы. Но сама эта судьба (точнее - судьбы) складывается иначе, нежели это было в XIX веке, иным содержанием наполняется жизнь, качественно иной характер обретают драмы, лежащие в основании произведений. Драматизм этот объясняется резкими разломами в жизни тех, кому пришлось жить в эпоху войн и революций, ощущая себя представителями поколения, которому нужно искать свое место в новой истории. Но острота такой ситуации усиливается еще и тем, что в каждом из них девятнадцатый век объединен с двадцатым, русский человек, вполне сформировавшийся в иной по времени и содержанию эпохе, - с человеком, выросшим в условиях европейской духовной жизни 20-30-х годов нового века. Выведенные в произведениях писателей нового времени персонажи могут жить в относительно замкнутом пространстве, но уже, с авторской точки

зрения, принадлежат к поколению, которое в двадцатом веке будет названо "потерянным". Развитие, обогащение реализма, таким образом, имеет в своей основе стремление художников к раскрытию новых черт складывающейся в XX веке личности, ее отношения не только к настоящему, но и к прошлому, отмеченному полнотой восприятия жизни, насыщенностью жизненными впечатлениями. Осознающие трагизм положения человека в XX веке писатели пытаются преодолеть его обращением к духовной жизни, к памяти, поэтизацией быта. И потому-то, продолжая реалистические традиции русской литературы, они выходят к экзистенциальной проблематике, столь мощно представленной в мировой - в том числе и в отечественной, литературе XX века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В двух томах. - М., 1994.

2. Фрид С. У А.И. Куприна // Биржевые ведомости. -1913.-21 сентября.

3. Бунин И. Собрание сочинений: В 4 томах. - М. - 1988.

4. Айхенвапьд Ю Борис Зайцев // Зайцев Б. Собрание сочинений: Улица святого Николая. - М.: 1999.

5. Куприн А. Собрание сочинений: В 6 томах. - М.: 1957-1958.

6. Розанов В. О Достоевском // Творчество Достоевского в русской мысли 1881 -1931 годов. - М.: 1990.

7. Горьковские чтения: 1964-1965. - М.: 1966.

8. Толстой Л. Полное собрание сочинений: В 90 томах: Юбилейное издание. - М.-Л.:

1928-1958.

9. Горький М. Собрание сочинений: В 30 томах - М.: 1949-1956.

10. Блок А. Собрание сочинений: В 8 томах. - М.-Л. - 1960-1963.

11. Лихачев Д. Будущее литературы как предмет изучения // Новый мир. -1969. - № 9.

12. Вейдле В. На смерть Бунина // Опыты. - Нью-Йорк. - 1954. - № 3.

13. Потебня А. Эстетика словесного творчества. - М.: 1976.

14. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М. -1975.

THE DESTINY OF REALISM IN RUSSIAN LITERATURE OF THE FIRST THIRD XX-th CENTURE

A.S. KARPOV Department of World Literature Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya St., 6, 117198, Moscow, Russia

The article is concerned with the sense and peculiarites of Russian literature in its attempts to withstand the destructive tendences of this period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.