Научная статья на тему 'СУДЬБЫ НАСЛЕДИЯ М.И. ГЛИНКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ'

СУДЬБЫ НАСЛЕДИЯ М.И. ГЛИНКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
600
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
М.И. Глинка / композитор / творческое наследие / русская музыка / память. / M.I. Glinka / composer / сreative heritage / Russian music / memory.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабенко О. В.

В статье рассматриваются судьбы музыкального и литературного наследия известного русского композитора М.И. Глинки. Затрагивается вопрос о том, были ли у Глинки наследники. Автор рассказывает также, как сохраняется память о нем. Делается вывод о необходимости сохранять эту память.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FATE OF THE HERITAGE OF M.I. GLINKA IN HISTORICAL RETROSPECT

The article examines the fate of the musical and literary heritage of the famous Russian composer M.I. Glinka. The question is raised whether Glinka had heirs. The author also tells how the memory of him is preserved. It is concluded that it is necessary to preserve this memory

Текст научной работы на тему «СУДЬБЫ НАСЛЕДИЯ М.И. ГЛИНКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ»

HISTORICAL SCIENCES

СУДЬБЫ НАСЛЕДИЯ М.И. ГЛИНКИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Бабенко О.В.

старший научный сотрудник, кандидат исторических наук Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН)

г. Москва, Россия

FATE OF THE HERITAGE OF M.I. GLINKA IN HISTORICAL RETROSPECT

Babenko O.

Senior Researcher, Candidate of Historical Sciences Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAS)

Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются судьбы музыкального и литературного наследия известного русского композитора М.И. Глинки. Затрагивается вопрос о том, были ли у Глинки наследники. Автор рассказывает также, как сохраняется память о нем. Делается вывод о необходимости сохранять эту память.

ABSTRACT

The article examines the fate of the musical and literary heritage of the famous Russian composer M.I. Glinka. The question is raised whether Glinka had heirs. The author also tells how the memory of him is preserved. It is concluded that it is necessary to preserve this memory.

Ключевые слова: М.И. Глинка, композитор, творческое наследие, русская музыка, память.

Keywords: M.I. Glinka, composer, сreative heritage, Russian music, memory.

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - основоположник всех основных жанров отечественной профессиональной музыки. Как писал известный музыкальный критик Л.Л. Сабанеев, «с Глинки обычно начинают русскую историю музыки» [10, а 26]. Употребив художественные аналогии, его с уверенностью можно назвать Пушкиным в музыке. Глинка не утратил свой статус первого русского композитора-классика в XX - XXI вв. Его личность всегда вызывала интерес исследователей, поэтому ему посвящено большое количество научных трудов, научно-популярных книг и мемуарных источников. Только в одной серии - «Жизнь замечательных людей» - вышло несколько разных биографий Глинки, написанных в духе времени, с учетом смены научных парадигм и личных научных открытий авторов. Кроме того, в XIX веке о нем много писали в прессе. Так, например, в «Русской музыкальной газете» существовал раздел «Глинкиана», в котором публиковалось все, что было связано с М.И. Глинкой.

К вопросу о творческом наследии М.И. Глинки обращалась современный музыковед Е.В. Лобан-кова [5]. Однако ей не удалось осветить этот вопрос в полной мере. Существуют также отдельные публикации, отчасти касающиеся рассматриваемой проблематики [4;11]. Принимая во внимание материалы, опубликованные по данному вопросу, мы можем констатировать, что к проблеме творческого наследия Глинки нужен комплексный подход.

Как известно, М.И. Глинка оставил после себя солидное для его эпохи творческое наследие - две

оперы, музыку к трагедии «Князь Холмский», вокальный цикл «Прощание с Петербургом», 70 сочинений для голоса с фортепиано, включая 58 романсов, 43 произведения для фортепиано-соло, две испанские увертюры, «Вальс-фантазию», «Камаринскую» и другие сочинения. Кроме того, сохранилось литературное наследие - «Записки» М.И. Глинки [3] и его многочисленные письма, опубликованные в «Полном собрании сочинений» композитора.

У «Записок» Глинки в XX веке была не слишком счастливая судьба: их издали единожды (в 1930 году в Ленинграде) и впоследствии не переиздавали. За переиздание взялись только в XXI столетии - в 2004 году вышло долгожданное современное издание «Записок» в связи с 200-летием композитора. Следует отметить, что они были забыты совершенно незаслуженно. Ведь это ценный источник, представляющий собой скорее воспоминания, а не записки в нашем понимании этого слова, не только о М.И. Глинке и музыкально-театральной жизни России его времени, но и об эпохе Глинки в целом. Композитор был современником А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и других выдающихся русских писателей. Он жил в славную эпоху Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов 1825 года, застал Крымскую войну и имел возможность проследить за попытками царизма решить крестьянский вопрос. Да и сама жизнь Глинки - это повседневный мир русского дворянства первой половины XIX века с его традициями и обычаями, определенным уровнем образования и особыми манерами поведения.

Тем не менее для нас Михаил Иванович прежде всего музыкальный деятель. Наиболее весомым был его вклад в оперное искусство, ведь Глинка создал две разновидности национальной оперы — патриотическую («Жизнь за царя») и сказочную («Руслан и Людмила»). В то же время он работал во всех популярных тогда музыкальных жанрах: в его творческом багаже имеются вариации, мазурка, вальс, галоп, полька, котильон, кадриль, полонез, ноктюрн, баркарола и др. После смерти Глинки его произведения часто звучали, а обе оперы почти не сходили со сцены. «Патриотическая песня» М.И. Глинки была официальным гимном России с 1990 по 2000 г. Глинка занимался и церковной музыкой, интерес к которой был впитан им в детстве вместе с православием. Правда, опыты композитора в духовной музыке не носили постоянного характера, но считается, что они «оказали большое влияние на последующую стилевую реформу богослужебного пения» [5, с. 520]. В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранятся черновые заметки протоиерея Димитрия Васильевича Разумовского, убежденного в том, что современный этап развития церковной музыки начался с М.И. Глинки [5, с. 520-521].

Даже в то время, когда слабый здоровьем Михаил Иванович лечился, он все равно не расставался с музыкой: изучал работу оркестра, сочинял собственные произведения, слушал музыку других композиторов и т. д. Он постоянно работал, оттачивал свой талант, что и позволило ему достичь прекрасных результатов в сфере музыки. Его творческие достижения были результатом прежде всего огромного трудолюбия, большой силы воли. Глинка обучал вокалу певчих Придворной капеллы, молодых оперных солистов Гулак-Артемов-ского, Петрова, Петрову-Воробьеву и других — исследователи называют около 40 имен [5, с. 521].

Таким образом, Михаил Иванович Глинка — это фигура, стоящая особняком в истории русской музыки. Безусловно, в России были свои композиторы и до Глинки, но можно смело утверждать, что русская композиторская школа ведет свое начало от него, равно как и русская национальная опера. Последующее поколение композиторов воспринимало Глинку как своего учителя, хоть и не воздерживалось от критики его отдельных произведений. Как писал Л.Л. Сабанеев, «Глинка исторически двойственен: он зачинатель русского национального художественного стиля. Своего музыкального мастерства он не создавал; он взял его готовым: это было европейское мастерство композиторов начала XIX в.» [10, а 26]. С этим утверждением можно поспорить. Глинка действительно испытал влияние европейских композиторов, но нельзя забывать и о том, что в его творчестве сильны русские народные мотивы. Последние перерабатывались композитором для классических произведений, но они были именно русскими, а не европейскими. На наш взгляд, русская составляющая в творчестве Михаила Ивановича достаточна велика и значима.

Кроме того, Глинка показал и профессионалам, и зрителям какой должна быть национальная

опера. «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» прошли проверку временем. Его музыка всегда была востребована слушателями. Стараясь суммировать достижения композитора, Н.А. Римский-Корсаков писал о «чрезвычайности исторической заслуги Глинки» [8, с. 9]. А академик Б.В. Асафьев отмечал, что «в Глинке прежде всего бросается в глаза рациональная организованность его музыки, ее глубокий интеллектуализм и тонкий артистизм - явления до него небывалые в "музыке россиян"» [1, c. 12].

Однако судьба наследия Глинки была весьма непростой. После смерти композитора его рукописи находились на хранении у разных людей и организаций. Единого архива Глинки не существовало, поскольку при жизни Михаила Ивановича никто не занимался его созданием. Вскоре после смерти композитора систематизацией и сохранением его наследия занималась сестра Глинки Л.И. Шестакова. Свою лепту в создание этого архива внесли В. Энгельгардт, обладавший автографами Глинки, В.В. Стасов и З. Ден, собравший немецкие материалы, отправившиеся впоследствии в фонд композитора в Берлинской государственной библиотеке. В.В. Стасов, пользуясь своим серьезным весом в мире музыкальной критики, назвал главным творческим наследником Глинки композитора М.А. Балакирева, который, по поручению Шестако-вой, редактировал последующие издания его произведений. Балакирев был пропагандистом музыки Глинки в России и за рубежом. Он же добился открытия мемориальной доски на доме в Берлине, где скончался Михаил Иванович. Глинка и сам выделял Балакирева, говоря о нем следующее: «.. .в первом Балакиреве я нашел взгляды так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки» [9, с. 863]. Публикацией глинкинского наследия занимался также создатель «Русской музыкальной газеты» Н.Ф. Финдейзен.

В 1877-1878 гг. предприниматель П.И. Юрген-сон начал издавать сочинения композитора. В его издательстве вышло «Полное собрание сочинений» М.И. Глинки под редакцией Милия Балакирева и Сергея Ляпунова. В 1901 г. начало еще одному изданию сочинений Глинки положил меценат Митро-фан Беляев.

Сегодня наиболее значимый фонд автографов, документов и материалов М.И. Глинки находится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, куда Шестакова, Энгельгардт и Стасов передали свои личные архивы. Значительные собрания материалов имеются также в Отделе рукописей Российского института истории искусств (здесь находится архив Музея Глинки, созданного в 1896 г.), в Санкт-Петербургской консерватории и в Российском национальном музее музыки в Москве.

Процесс издания всех сочинений Глинки начался при его жизни. Права на издание переходили из рук в руки. Его сестра вспоминала об этом так: «В самом начале брат продавал свои произведения Смирдину, потом г. Гурскалину, собственнику музыкального магазина под фирмою «Одеон»,

от которого они перешли к г. Стелловскому, впрочем не все; есть романсы, проданные г. Бернарду и другим» [7, с. 261]. К примеру, в 1826 г. петербургская фирма Пеца выпустила вариации для фортепиано Глинки. Сохранилась расписка Глинки в получении им 5 мая 1842 г. от Бернарда 300 рублей ассигнациями за проданные ему романсы «Я помню чудное мгновенье» и «Как сладко с тобою мне быть». В 1834-1850 гг. фирмой Бернарда было издано 13 романсов Глинки и его же переложение «Элегии» на стихи М. Яковлева [4]. С 1855 г. его главным издателем стал Ф.Т. Стелловский, получивший от Глинки право собственности на все его произведения. Однако у издателя возникли противоречия с сестрой композитора Шестаковой, и партитуры двух опер вышли только после смерти Глинки. Шестакова писала об этом следующее: «Цель моя после смерти брата всегда состояла в том, чтобы стараться распространить его музыку. Для этого сделала я условие с г. Стелловским, по которому передала ему все не проданные прежде братом и мною сочинения за 25 руб.» [7, с. 261]. Однако Стелловский не выполнил условий договора, а впоследствии проиграл судебный процесс, но сохранил за собой права на издание произведений Глинки. Он задерживал выпуск в свет партитур, не печатал их полностью, что можно было трактовать как вредительство. Лишь после смерти издателя Шестаковой удалось заключить договор с его наследниками, согласно которому издание партитур опер передавалось ей и должно было осуществляться на ее средства.

Изучение судеб творческого наследия Глинки тесно связано с вопросом о том, были ли у М.И. Глинки прямые наследники. По официальной информации, композитор не имел детей. Михаил Иванович был женат на Марье Петровне Ивановой, «особе без состояния и без образования, совсем не хорошенькой...» [2, с. 56]. В этом браке детей не было. Роман композитора с дочерью музы А.С. Пушкина Анны Петровны Керн Екатериной Ермо-лаевной закончился беременностью последней, но Глинка дал ей «значительную сумму на "освобождение" (под этим словом в те времена подразумевали аборт)» [6]. Следует сказать, что многие биографы Глинки предпочитают об этом молчать. Однако после его смерти распространились слухи о том, что у Глинки был внебрачный ребенок. Убедительных доказательств этого мы не имеем, подробности личной жизни композитора скрывала его сестра Л.И. Шестакова, правившая письма брата. Косвенные доказательства наличия ребенка можно найти в письмах самого Михаила Ивановича к сестре. Исследователи предполагают, что у Глинки мог быть ребенок (девочка) от певицы Дарьи Леоновой, с которой у него были отношения в Петербурге [5, а 526]. Однако, если предположить, что внебрачный ребенок действительно существовал, то он не был признан композитором и юридически не имел прав на его наследие.

М.И. Глинка оставил о себе и память, увековеченную в разного рода памятниках и посвящениях.

Имя его до сих пор встречается в названиях учреждений культуры, конкурсов, улиц и обществ, что говорит об огромной значимости его творчества. С 1884 по 1917 гг. русским композиторам вручалась Глинкинская премия, учрежденная меценатом М.П. Беляевым. Глинкинские премии Беляева присуждались анонимно и выдавались В.В. Стасовым. Первыми лауреатами этой премии стали М.А. Балакирев, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи и А.К. Лядов. В 1885 г. в Смоленске был открыт мемориал Глинке. В 1885 и 1906 гг. появились памятники композитору в Петербурге. В 1896 г. в Санкт-петербургской консерватории открылся музей М.И. Глинки, просуществовавший до революции 1917 г. Позднее в разных городах России и за рубежом начали появляться памятники композитору и мемориальные доски на домах, где он жил. Его именем названы улицы в России и Германии. В Берлине существует Общество друзей памяти М.И. Глинки.

В 1950-1960-е гг. в СССР проходили первые музыкальные фестивали памяти М.И. Глинки, которые до 10 фестиваля назывались «Декада музыки и песни» [11]. С 1960 г. в России проводится Международный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки, второй по значимости после конкурса имени П.И. Чайковского. С 1966 по 1991 гг. присуждалась Государственная премия РСФСР имени М.И. Глинки. В 1982 г. в усадьбе Новоспасское был открыт Дом-музей М.И. Глинки. Музей работает и в наши дни, принимая туристов и гостей Международного музыкального фестиваля им. М.И. Глинки. Как пишет Е.В. Лобанкова, «и сегодня здесь можно услышать легендарных новоспасских соловьев, а также погулять вокруг многовековых дубов, которые восхищали самого Михаила Ивановича Глинку» [5, c. 529].

Имя М.И. Глинки носят Новосибирская государственная консерватория и Челябинский театр оперы и балета. До 2018 г. Российский национальный музей музыки в Москве носил имя Глинки, но по непонятным причинам его имя было убрано из названия. Кроме того, двое племянников Глинки выбрали музыкальную карьеру, продолжив дело дяди: Александр Николаевич Измайлов (сын сестры композитора Ольги) занимался развитием музыкального образования в Смоленской губернии, а Николай Дмитриевич Бер (сын сестры Марии) работал хормейстером Большого театра в Москве. Последователями Глинки были композиторы «Могучей кучки» - М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи. П.И. Чайковский восхищался музыкальным гением Глинки, считая его равным Моцарту, Бетховену и другим великим композиторам, и, безусловно, испытал его влияние. Тем не менее отношение Чайковского к Глинке было весьма противоречивым. Петр Ильич называл Михаила Ивановича «чистейшим дилетантом» и считал, что «его Na-chless (наследие. - О.Б.) не мог никогда быть тем, что он был у Шуберта, Шумана, Шопена» [12, c. 32].

Как справедливо отметил Л.Л. Сабанеев, у Глинки уже были элементы «кучкизма» и «чайко-визма»: «он провидел и лирический славянский ме-лодизм Чайковского, и весь "ориентализм" "кучки" - он создал типы мелодий, которые "кучкистами" только варьировались и которые все в зародыше у него имеются. <...> Есть у него и качества, в которых он определенно выше своих музыкальных потомков. К числу их принадлежит и изящество и тонкость всей музыкальной фактуры - от мелодических линий и до гармонии и оркестровки. Мелодика Глинки как бы предваряет порой даже мелодику Шопена по изысканности рисунка.» [10, а 26-27].

Таким образом, судьба наследия М.И. Глинки складывалась по-разному в зависимости от обстоятельств. Однако большая часть этого наследия дошла до наших дней. Музыкальные произведения композитора хорошо известны: симфоническая музыка и романсы исполняются в концертах, оперы ставятся в театрах, культурная публика их прекрасно воспринимает. И если Л.Л. Сабанеев в статье к 150-летию со дня рождения М.И. Глинки писал, что он «не может казаться современному уху, не контролируемому исторической перспективой, примитивным и устарелым» [10, а 27], то мы и в XXI веке можем это подтвердить. Глинкинские письменные источники исследованы либо продолжают исследоваться: российские архивы Глинки изучены, зарубежные архивные материалы находятся на стадии изучения. Кроме того, Глинка оставил о себе большую вещественную память в виде различных памятников и духовную - в качестве своего имени, которое носят улицы, учреждения, конкурсы и общества. И эту память необходимо всячески сохранять и преумножать по причине исключительности фигуры Глинки в русской истории и культуре. Ее сохранение имеет просветительское, воспитательное и эстетическое значение. Со временем все новые и новые специалисты и любители будут приобщаться к творческому наследию Глинки, учиться на его примере, использовать воспоминания и письма композитора в своих научных трудах.

Литература

1. Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX века. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1979. -344с.

2. Глинка М.И. Полное собрание сочинений / подготовка текста: А.С. Ляпунова, А.С. Розанов. -М.: Музыка, 1975. - Т. 2 (А): Литературные произведения и переписка. - 414 с.

3. Записки М.И. Глинки. - М.: Гареева, 2004. - 448 с.

4. Лаврухина Е.М. Об издании музыкального наследия М.И. Глинки // Глинковские чтения. - URL:nasledie.admin-smolensk. ш/personaИi/gИnka-mihail-ivaшvich/gИnkovskie-chteniya/e-m-lavruЫna-ob-izdanii-muzykalnogo-naslediya-m-i-glinki (дата обращения: 24.02.2021 г.).

5. Лобанкова Е.В. Глинка: Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни. - М.: Молодая гвардия, 2019. -591с.

6. Михаил Глинка: «Я помню чудное мгновенье» // АиФ Дочки-Матери. - 21.11.2006. -№ 22. - URL: aif. ru/archive/1692158 (дата обращения: 01.03.2021 г.).

7. Последние годы жизни и кончина М.И. Глинки (Воспоминания сестры его, Л.И. Шестаковой; 1854-1857 гг.) // Записки М.И. Глинки. - М.: Гареева, 2004. - С. 239-262.

8. Римский-Корсаков Н.А. М.И. Глинка и его «Записки» // Записки М.И. Глинки. - М.: Гареева, 2004. - С. 9-22.

9. Русская музыкальная газета. - 1910. - № 41. 9 октября.

10. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. -М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2018. -268с.

11. Чаевская Н.С. Из истории первых музыкальных фестивалей памяти М.И. Глинки // Глинковские чтения. - URL:nasledie.admin-smolensk. ru/personalii/glinka-mihail-ivaшvich/gИnkovskie-chteniya/n-s-chaevskaya-iz-istorii-pervyh-muzykalnyh-festivalej-pamyati-m-i-glinki (дата обращения: 25.02.2021 г.).

12. Чайковский П.И., Юргенсон П.И. Переписка: В 2 т. / Ред.-сост. П.Е. Вайдман. - М.: П. Юргенсон, 2011. - Т. 1: 1866-1885. - 687 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.