Научная статья на тему 'Судьбы многопартийности в современной России'

Судьбы многопартийности в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
441
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / КАМПАНИЯ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / MULTI-PARTY SYSTEM / MODERN RUSSIA / CAMPAIGN / DYNAMICS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эриашвили Н. Д., Белоновский В. Н.

В статье раскрывается история становления многопартийности в современной России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESTINIES OF MULTI-PARTY SYSTEM IN MODERN RUSSIA

In article the history of formation of multi-party system in modern Russia reveals.

Текст научной работы на тему «Судьбы многопартийности в современной России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

СУДЬБЫ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Н.Д. Эриашвили,

профессор. В.Н. Белоновский,

профессор кафедры публичного права юридического факультета РГГУ. Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Аннотация. В статье раскрывается история становления многопартийности в современной России. Ключевые слова: многопартийность, современная Россия, кампания, динамика развития

DESTINIES OF MULTI-PARTY SYSTEM IN MODERN RUSSIA

N.D. Eriashvili,

professor V.N. Belonovsky,

professor of chair ofpublic law of law department ofRGGU E-mail: professor60@mail.ru

Annotation. In article the history of formation of multi-party system in modern Russia reveals. Keywords: multi-party system, modern Russia, campaign, dynamics of development

I. Особенности становления многопартийности в современной России

Выборы депутатов Госдумы шестого созыва 4 декабря 2011 г. включали в себя несколько интригующих вопросов. Во-первых, впервые выборы проводились на продленный срок легислатуры до пяти лет1. Во-вторых, подспудно стоял вопрос: сумеет ли партия, теперь ее даже называют партией власти, Единая Россия, сохранить свои феноменальные позиции в Госдуме? В-третьих, сумеют ли партии т.н. системной оппозиции, оказать какое-либо конкурирующее действие Единой России в борьбе за депутатские мандаты? В-четвертых, смогут ли на «парламентском небосводе» появиться новые партийные звездочки? В-пятых, смогут ли партии т.н. «не системной оппозиции», или радикальные: левые, правые, центристские и иные, наконец-то, поучаствовать в конкурентной избирательной борьбе за места в Госдуме, или проще — допустят ли их к участию в выборах?

Начнем с последнего вопроса. Нет, не смогли партии «не системной оппозиции» поучаствовать в выборах, в борьбе за депутатские мандаты 4 декабря 2011 г. В этом плане не безынтересно будет

взглянуть на динамику участия партий в выборах в Госдуму, начиная с 1993 г. Но, вначале напомним, что монопартийная (однопартийная) культура в нашей стране началась меняться во второй половине 80-х годов ХХ столетия. Неординарные для советского времени инициативы и конкретные шаги М.С. Горбачева по демократизации общества, быстро привели к тому, что инициативу перехватила «улица», где в центре оказалось хоть и разрозненное, но уже получившее возможность легальной деятельности диссидентское движение, стали заявлять о себе различные политические силы, выражавшие не только оппозиционные КПСС взгляды, но и заявлявшие открыто демократические ценности.. Уже в 1987 г. начали появляться десятки неформальных, постепенно политизировавшихся организаций. Это в первую очередь различные неформальные движения и фронты: отечественные, народные, демократические, национальные, патриотические, объединенные и т.д. Некоторые из них носили двойное название, например, народно-патриотический или национально-демократический и т.д. Не имея жесткой иерархированной структуры, они выводили на улицы десятки тысяч, а то и

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

сотни тысяч граждан, почувствовавших «запах» перемен. В 1988 г. неформальное политическое движение уже насчитывало сотни тысяч участников, членов этих движений. С 1989 г. в различных регионах началась регистрация народных фронтов, и некоторые из них были официально зарегистрированы как общественные организации на республиканском уровне2, например, заявивший о себе в РСФСР активный «Российский народный фронт», «Национально-патриотический фронт "Память" Д. Васильева», Объединенный фронт трудящихся (ОФТ), движение "Коммунистическая инициатива"3. Все это способствовало началу образования оппозиционных и других партий. Этот процесс усилился в 1990 г., когда была отменена (изменена) 6-я и 7 статьи Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе4. Однако, стоит отметить, что законодатель не поспевал за столь динамичными изменениями в политической системе общества, даже созданные блоки на выборах, за исключением двух Респу-блик5, носили неформальный характер, хотя в них входили порой до десятка организаций, например, в блок Общественно-патриотических движений.

С 1988 г., в преддверии избирательной кампании по новым правилам6, начали создаваться "клубы избирателей", придерживавшихся "основной демократической" идеологии. Только в Москве действовало 150 таких клуба, да еще 22 в Подмосковье7. Впоследствии они составили ядро сформировавшейся на съезде народных депутатов СССР — Межрегиональной депутатской группы.

Но отношение к возрождающейся многопартийности было неоднозначным даже у лидеров демократического направления. Баллотировавшийся в то время в народные депутаты СССР Б.Н. Ельцин в 1989 г. заявлял, что «сегодня наше общество не готово к созданию других партий»8.

Тем не менее, благодаря электоральной и партийной практике, в СССР, впервые с 20-х г г., начали появляться политические партии помимо КПСС. Первыми стали Демократическая партия (ДП), Республиканская партия Российской Федерации (РПФР), Социал-демократическая партия России (СДПР), Либеральная, Либерально-демократическая (ЛДПР), Союз конституционных демократов (ПКД), позднее переименованный в партию народной свободы, Христианско-демократическая, Российское христианско-демократическое движение (РХДД) во главе с В. Аксючицем, Национально-республиканская партии России Н. Лысенко и Русского национального единства А. Баркашова и др.

Развитие многопартийности получало гарантии и в Декларации о государственном суверенитете

РСФСР9 (п. 12 и др.). Собственно, этому способствовало и изменение 6 статьи Конституции РСФСР10. В октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях»11, который ввел в политическую жизнь принцип многопартийности. С марта 1991 г. началась регистрация партий и общественных организаций, принявшая форму «партийного бума»12. При этом, в соответствии со ст. 6 закона СССР «Об общественных объединениях» общесоюзная политическая партия или профессиональный союз должны были иметь своими членами не менее 5000 тыс. граждан13.

Однако процесс регистрации партий с самого начала принял республиканский характер, т.е. партии регистрировались в республиканских органах, хотя не все партии спешили формализовать свои отношения с государством. Так, например, в 1990 г. для участия в выборах в Грузии было зарегистрировано 35 партий, а всего на этот период, по отдельным источникам, насчитывалось около 200 партий14. Как отмечал С.А. Авакьян, начиная с 1991 г. создание и деятельность различных политических партий активизируется. Уставы многих партий проходят регистрацию в Министерстве юстиции РСФСР15. Всего по различным данным, к июню в 1993 г. было зарегистрировано 35 всероссийских политических партий с зарегистрированными уставами и примерно столько же было незарегистрированных партий16, по другим данным было зарегистрировано около 60 партий и движений17.

В любом случае, в выборах изъявили желание участвовать 35 партий, 11 были зарегистрированы в Центризбиркоме и восемь из них прошли в Госдуму (при 5 процентном избирательном пороге), это:

1. Либерально-демократическая партия России 22,92%

2. Выбор России 15,51%

3. Коммунистическая партия РФ 12,40%

4. Политическое движение "Женщины России" 8,13%

5. Аграрная партия России 7,99%

6. Блок: Явлинский-Болдырев-Лукин 7,86%

7. Партия Российского Единства и Согласия 6,73

8. Демократическая партия России 5,52%

Как видим, на первом месте оказалась ЛДПР, на втором «Выбор России», однако у «Выбора России» в Госдуме было больше голосов за счет мажоритарных кандидатов — 95, тогда как у победителя по пропорциональной системе ЛДПР только 70 мандатов.

В выборной кампании 1995 г. заявили о своем участии в выборах 273 партии, правда, В.В. Лапаева пишет, что имели право участвовать в выборах 258 общественных объединений, в любом случае, 111 из них пытались воспользоваться данным правом18.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

Центризбиркомом было зарегистрировано 43 партии, четыре из них по результатам выборов 17 декабря 1995 прошли в Госдуму:

Коммунистическая партия РФ 22,30%;

Либерально-демократическая партия России 11,8%;

Наш дом — Россия 10,13%;

Яблоко — 6,89%.

На данных выборах полное господство было у коммунистов, как по пропорциональной системе, так и по мажоритарной системе. Окончательные результаты выглядели так:

КПР 22,73 % 9919 + (58) = 157 мандатов;

НДР 10, 32% 45 + (10) = 55 мандатов;

ЛДПР 11,40% 50 + (1) = 51 мандат;

Яблоко 7,02% 31+ (14) = 45 мандатов.

Здесь стоит обратить внимание на то, что при таком количестве субъектов избирательного права 12— 273, которые пытались провести своих кандидатов в Государственную Думу, в результате непосредственного волеизъявления избирателей, а не своеобразного фильтра административного ресурса, который значительно скорректировал и соответствующее законодательство, в Госдуму прошло только четыре партии, как и в 2003, 2007 и 2011 г г., где изменения избирательного законодательства, предпринятые по инициативе администрации Президента РФ корректировали параметры избирательной системы на получение желательного результата, но в рамках уже искусственно сведенной на нет динамики многопартийности.

Возвращаясь к 1995 года, несмотря на принятый закон «Об общественных объединениях»20, который был призван все-таки упорядочить многообразное политическое и общественное движение, по меткому замечанию С.А. Авакьяна, эту роль, в значительной степени должны были сыграть две новеллы: во-первых, участником избирательного процесса становится только политические общественные объединения; во-вторых, зарегистрироваться им надо не менее чем за год до дня голосования, а не за полгода, как это было до этого21. Тем не менее, по некоторым дынным, к 1997 году партий и общественных движений насчитывалось уже около 30022. Однако, к выборам 1999 года их насчитывалось 139, которые заявили о своем участии в выборах23, а 90 из них реально воспользовались этим правом. Центризбиркомом было зарегистрировано 26 федеральных списков, из них 16 избирательных объединений и 10 избирательных блоков24. В результате выборов депутатов Государственной Думы 19 декабря 1999 года, при том же

пятипроцентном барьере, места распределились следующим образом:

Коммунистическая партия РФ — 24,29%;

Единство —23,32%;

Отечество — вся Россия — 13,33%;

Союз правых сил — 8,52%;

Блок Жириновского — 5,98%;

Яблоко — 5,93%.

Однако, с учетом мажоритарных депутатов, иерархия выглядела по другому:

Избирательное объединение «Медведь» (Единство) 23,79% 64 + (17 мажоритарных депутатов) = 81+ поддерживающая их депутатская группа Народный Депутат (Геннадий Райкова) 58. Итого 139 мандатов.

КПРФ 24, 78% 67 + (26 мажоритарных депутатов) = 93 + поддерживающая их депутатская группа Аграрная партия (Николай.Харитонов) 37. Итого 130 мандатов.

ОВР 13,59% 37 + (9 мажоритарных депутатов) = 46 + поддерживающая их депутатская группа Регионы России (Олег Морозов) 39. Итого 85 мандатов.

Далее расположились партии, которые не могли создать свои депутатские группы:

СПС 8,68% 24 + (8) = 32 мандата.

ЛДПР 6,10% 17 + (0) = 17 мандатов.

Яблоко 6,05% 16 + (5) = 21 мандат.

После объединения партий Единство (Медведи) с ОВР и образования «Единой России» она стала располагать в третьей Думе большинством 224 мандата.

Как известно, в 2001 году был принят долгожданный закон о политических партиях25, объявивший политическую партию единственным видом общественного объединения, которое вправе выдвигать списки кандидатов на выборах. Т.е., политическая партия становилась единственным субъектом избирательного права, правомочным выдвигать федеральный список кандидатов. Стоит отметить, что численность партии для регистрации должна была составлять первоначально 10 тысяч членов. В результате количество партий к выборам 2003 г. значительно сократилось до 64, из них 40 пытались выдвинуть своих кандидатов в Госдуму. Однако, прошло регистрацию только 23 партии, из них прошло в Госдуму, преодолев пятипроцентный барьер только 4 партии, вернее три партии и один блок:

Единая Россия — 37,09%;

Коммунистическая партия РФ — 12,7%;

Либерально-демократическая партия России —11,6%;

Избирательный блок "Родина" — 9,1%.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

Окончательно места в парламенте, после выборов в Госдуме 4 созыва (2003-2007 г г.) выглядели так:

Название фракции Места Проценты

Фракция "Единая Россия" 299 (66.44%)

Фракция КПРФ 47 (10.44%)

Фракция ЛДПР 29 (6.44%)

Фракция "Справедливая Россия — "Родина" (народно-патриотический союз)" 33 (7.33%)

Фракция Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" — Социалистическая единая партия России — "Патриоты России") 11 (2.44%)

Депутаты, не входящие в зарегистрированные депутатские объединения 21 (4.67%)

После выборов 2003 г. были предприняты значительные изменения в избирательном законодательстве, которые ввели новую выборную модель в России, на пропорциональных основах. Партии

оставались основным субъектом избирательного процесса, которые могли выдвигать федеральные списки кандидатов, но численность их для регистрации была поднята до 50 тысяч26, к тому же отменена блокировка партий, а в региональных отделениях партий в субъектах Федерации, члены партий должны были регистрироваться на основе паспортных данных. Избирательный порог был поднят, с точки зрения разумности, совершенно в недопустимых размерах, до 7 процентов27. Эти и другие мероприятия значительно ударили по многопартийности, привели к сокращению числа политических партий. Согласно информации Федеральной регистрационной службы только 15 политических партий соответствовали требованиям пункта 2 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» и, таким образом, имели право участвовать в выборах, да и то одна из них самораспустилась. Центризбиркомом для участия в выборах было зарегистрировано 11 партий. Как известно, в Госдуму на выборах 2007 г., прошло вновь только четыре партии:

Место Партия Федеральная часть списка Голоса % Мест в Думе

1. Единая Россия Путин 44 714 241 64,30% 315

2. КПРФ Зюганов — Алфёров — Харитонов 8 046 886 11,57% 57

3. ЛДПР Жириновский — Луговой — Лебедев 5 660 823 8,14% 40

4. Справедливая Россия Миронов — Горячева 5 383 639 7,74% 38

II. Динамика развития современной модели Российской многопартийности

Введение на Федеральном уровне, в общем-то, неожиданное пропорциональной системы выборов, без широкого народного обсуждения28, поставило вопрос о ее адекватности современным условиям развития России. При более внимательном анализе, налицо некоторая поспешность и довольно определенная нацеленность на результат в интересах лидирующей партии. При массе достоинств пропорциональной системы выборов, она имеет и значительные недостатки, главный из которых даже не деперсонализация кандидатов, затратности и сложности определения результатов голосования, а способность системы на вполне легитимных условиях присваивать голоса и депутатские мандаты других партий, т.е. не обеспеченных волеизъявлением избирателей данной партии, поскольку эти голоса были поданы за другие партии. Рассмотрим ниже это на примерах и результатах выборов 4 декабря 2011 г.

В целом динамика участия политических партий в избирательных процессах 1993-2011 г г. выглядела так:

К выборам 4 декабря 2011 г. политическая обстановка, вроде не вызывала беспокойства у администрации Президента и у лидеров партий, т.н. системной оппозиции. На данных выборах вновь победили партии, представленные и до этого в Госдуме. Теперь попробуем пересчитать результаты выборов, в свете поставленных нами вопросов.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

Итак, число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования (совокупный электорат) — 109 237 780. Число принявших участие в выборах — 65 761 143 или 60,2% (от 109 237 780). Напомним, что 2 декабря 2007 года в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации приняли участие 69 миллионов 537 тысяч человек — или 63,78 процента от общего числа избирателей. По словам господина Чурова В.Е., показатель активности избирателей на выборах 4 декабря 2011 г. на 5% выше, чем на думских выборах в 2003 году (60712299 избирателей, что составляет 55,75 процента29) но на 3% меньше, чем в 2007 году (69 миллионов 537 тысяч человек — или 63,78 процента), т.е. явка на выборах 4 декабря 2011 г. составила 65 761 143 или 60,2% "Это хороший результат, он мог быть больше, если бы не та метель на Сахалине... Но такова наша погода на 4 декабря", -заявил Чуров В.Е. председатель ЦИК.

Интрига в данных о выборах зарождалась и поступала в системе «он лайн». Единая Россия не набирала даже 50 процентов голосов избирателей.

(См. Картинку с сайта Центризбиркома)

Но обратимся к итоговым результатам. Число действительных избирательных бюллетеней по официальным данным (9 декабря 2011 г.) — 64 623 062 или 98.42% (от 65 761 143), т.е. недействительных (испорченных, незаполненных, или заполненных по 2 и более квадратам, что не позволяло установить волеизъявление) оказалось 1 138 081. Теперь, просчитаем результаты голосования вначале без учета 7-процентного проходного барьера для партий. Выведем избирательную квоту30. Избирательная квота (частное) устанавливается путем деления числа всех действительных бюллетеней на количество мест в парламенте. Получаем 64 623 062 / 450 = 143607. Затем набранные голоса партиями (федеральными списками партий) делим на данную избирательную квоту и получаем число мандатов (целая часть от деления) приходящихся на данный федеральный список. Но в результате квотного распределения депутатских мандатов между списками, остается нераспределенными 4 мандата. Они достаются партиям, у которых наибольший остаток (дробная часть) числа полученная от деления набранные голоса партиями на данную избирательную квоту. По методу наибольшего остатка места добавляются Правому делу, Яблоку, Справедливой России и Единой России, поскольку у них дробная часть числа оказалась больше.

№/пп Наименование федерального списка Число голосов поданных В процентах Результат после деления на квоту — 143607 Добавление по одному оставшихся 4 мандатов Всего мандатов без учета 7-ми процентного барьера

1 ЕР 32 379 135 49,32% 225.470 + 1 226

2 КПРФ 12 599 507 19,19% 87.387 87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 СР 8 695 522 13,24% 60.550 + 1 61

4 ЛДПР 7 664 570 11,67% 53.371 53

5 ЯБЛОКО 2 252 403 3,43% 15.64 + 1 16

6 ПР 639 119 0,97% 4.450 4

7 ПД 392 806 0,60% 2.735 + 1 3

Итого 64 623 062. 98.42% 446 + 4 450

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

Теперь проделаем тоже самое, но с учетом 7-ми процентного барьера, установленного на данных выборах нашим законодателем. Итак, число партий, преодолевших этот барьер, составило 4: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР. Совокупность их действительных голосов составила 61 338 734. Избирательная квота, после деле-

ния этой суммы на 450 (число депутатских мест в Госдуме) составила 136 308. Далее, на эту избирательную квоту, делим набранные голоса партиями и получаем, число мандатов приходящихся данным партиям. По методу наибольшего остатка дорас-пределяются 2 мандата. Их получают Справедливая Россия и Единая Россия.

№/пп Наименование федерального списка Число голосов поданных В процентах Результат после деления на квоту — 136308 Добавление по одному оставшихся 4 мандатов Всего мандатов без учета 7-ми процентного барьера

1 ЕР 32 379 135 49,32% 237.543 + 1 238

2 КПРФ 12 599 507 19,19% 92.434 92

3 СР 8 695 522 13,24% 63.793 + 1 64

4 ЛДПР 7 664 570 11,67% 56.229 56

Итого 61 338 734. 93.42% 448 + 2 450

Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов31 и реальное распределение депутатских мандатов на выборах 4 декабря 2011 г.

Н/пп Наименование федерального списка32 Число голосов поданных В процентах Количество полученных мандатов с учетом прохожд. 7% порога Без учета прохождения 7% порога Количество присвоенных мандатов, не обеспеченных легитимным волеизъявлением

1 ЕР33 32 379 135 49,32% 238 226 12

2 КПРФ34 12 599 507 19,19% 92 87 5

3 СР35 8 695 522 13,24% 64 61 3

4 ЛДПР36 7 664 570 11,67% 56 53 3

5 ЯБЛОКО37 2 252 403 3,43% 0 16 -

6 ПР38 639 119 0,97% 0 4 -

7 ПД39 392 806 0,60% 0 3 -

Здесь стоит обратить, что партии участвующие в выборах, но не преодолевшие 7-ми процентный барьер в 2007 г. набрали в совокупности 7,15 процента, это:

Аграрная партия России — 2,30 процента;

ЯБЛОКО — 1,59 процента;

Гражданская Сила — 1,06 процента;

СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ — 0,96 процента,

Патриоты России — 0,89 процента

Партия социальной справедливости» — 0,22 процента,

Демократическая партия России — 0,13 процента.

При отсутствии проходного барьера это в совокупности 32 мандата (450 х 7.15: 100), столько мандатов было присвоено другими партиями в силу конструкции избирательной системы, которая присоединяет мандаты, не обеспеченные волеизъявлением избирателей по данным партиям, т.е. четыре прошедшие в парламент партии присвоили себе 32 мандата других партий и, соответственно, голоса избирателей — 4 971 547 (7,15%), которые голосовали за другие партии

За партии не прошедшие 7-ми процентный барьер на выборах 4 декабря 2011 г. проголосовало, в

общей сложности 3 284 328 или 5 процентов избирателей. Без 7-ми процентного проходного барьера, при избирательной квоте 143607 (64 623 062 / 450), это 23 мандата. Таким образом, партии, преодолевшие 7-ми процентный барьер присвоили себе голоса — 3 284 328 избирателей, которые были отданы за другие партии и, соответственно 23 мандата.

Таким образом, формальные результаты выборов 4 декабря 2011 г. показывают, что т.н. партия власти, т.е. Единая Россия, набрала на 14, 98 сотых процента меньше голосов, чем на предыдущих выборах и соответственно не добрала 77 мандатов. Что касается других партий, преодолевших 7-ми процентный барьер, то они все прибавили и укрепили свои позиции. Но потеряла ли свои позиции Единая Россия? Анализ показывает, что нет. Во-первых, она сохранила абсолютное большинство в парламенте — 238 мандатов, при необходимых 225 мандатов, что дает ей возможность самостоятельно решать большинство вопросов парламентской практики. Что касается квалифицированного большинства 300 голосов, то здесь, действительно потери налицо. Но учитывая, что 64 места в парламенте принадлежит Справедливой России, партии, по взглядам во мно-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

гом родственной Единой России, да и 56 мандатов ЛДПР, которая во многих принципиальных голосованиях встает рядом с Единой Россией, представляется, что решение конституционных вопросов, где требуется квалифицированное большинство также

для партии власти не создаст проблем. Для этого, кстати, нет необходимости создавать постоянное квалифицированное большинство 238+64 (или еще 56) = 302 (358), достаточно будет согласованного голосования по конкретному вопросу.

Сравнительная таблица выборов 2007/2011 г г

№/пп Название партии Набрано голосов в абсолютном выражении и процентах на выборах 2007 г. Набрано голосов в абсолютном выражении и процентах на выборах 2011 г. Получили депутатских мандатов в 2007 г. Получили депутатских мандатов в 2011 г. Разница в количестве мандатов 2007/2011

1 ЕДИНАЯ РОССИЯ 44 714 241 (64,30 %) 32 379 135 (49, 32%) 315 мандатов 238 мандатов - 77

2 КПРФ 8 046 886 (11,57 %) 12 599 507 (19,19 %) 57 мандатов 92 мандата + 35

3 СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 5 383 639 (7,74 %) 8 695 522 (13, 24%) 38 мандатов 64 мандата + 26

4 ЛДПР 5 660 823 (8,14 %) 7 664 570 (11, 67%) 40 мандатов 56 мандатов + 16

В заключение посмотрим процент голосования за партии 4 декабря 2011 г. по сравнению с процентом голосования 2 декабря 2007 г.

№/пп Название партии Набрано голосов в абсолютном выражении и процентах на выборах 2007 г. Набрано голосов в абсолютном выражении и процентах на выборах 2011 г. Получили депутатских мандатов в 2007 г.

1 ЕДИНАЯ РОССИЯ 64,30 % 49, 32% на 14.98% меньше

2 КПРФ 11,57 % 19,19 % на 7.62% больше

3 СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 7,74 % 13, 24% на 5.5% больше

4 ЛДПР 8,14 % 11, 67% на 3.53% больше

Что касается судеб многопартийности, представляется, современная электоральная и партийная практика, не сможет как-то усовершенствовать и рационализировать существующую модель. Электоральный приоритет партии власти и трехсоставной системной оппозиции налицо, существующие законодательные правила, вряд ли позволят, во всяком случае, в ближайшем будущем потеснить эти партии и допустить в парламент т.н. партии внесистемной оппозиции.

Тем не менее, как известно, в своем последнем ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию 22 декабря 2011 года, Д.А. Медведев предложил «комплексную реформу нашей политической системы». Основными ее моментами должны стать:

— переход к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов,

— упрощенный порядок регистрации партий по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны,

— отмена необходимости собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы,

— сокращение количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий — до 100 тысяч.

Как известно, все эти предложения сейчас ре-ализованы40. Некоторые предложения этих законов действительно имеют фундаментальный характер и могут повлиять на существующую партийную систему и федеральную выборную модель, что вызывает заинтересованную дискуссию у лидеров политических партий, а также правоведов, государственных деятелей и политологов.

Кроме того, Президент предложил изменить систему выборов в Государственную Думу, считая целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера, по мнению бывшего Президента РФ, а сейчас Председателя Правительства России Д.А. Медведева, позволит каждой

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте. Сейчас, к сожалению, все это знают, заметил Дм. Медведев, что некоторые субъекты Федерации не имеют даже одного депутата, избранного местными жителями.

Что касается этих предложений о совершенствования закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», то они еще находится в работе в Госдуме, и судьба их, скорее всего, окажется печальной, поскольку, в ежегодном послания Президента РФ, Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года 41 В.В. Путин поддержал предложение о возврате к модели выборов депутатов Госдумы 1993 года.

1 Закон Российской Федерации о поправке в Конституцию Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ. «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1.

2 http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/ History/13403/13747/13754

3 Последние две стали основными организациями "неформальных коммунистов" .

4 Закон СССР от 14 марта 1990 г. № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР» //ВСНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189.

5 Эстонии и Грузии, где соответствующие нормы о регистрации появились в законодательных актах о выборах.

6 Закон СССР от 1 декабря 1988 г. № 9855-Х1 «О выборах народных депутатов СССР» // ВВС СССР. — 1988. № 49. Ст. 729

7 См.: Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы. / Под ред. проф. Васильева В.И. — М.: Независимое издательство «Манускрипт» 1993. — С. 176

8 См.: Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. — М., 1999. — С. 2

9 Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 года № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1990. № 2. Ст. 22.

10 Закон РСФСР от 16 июня 1990 г. № 38-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // ВСНД и ВС СССР. 1991. № 3. Ст. 25.

11 Закон СССР от 9 октября 1990 г. № 1708-1 «Об общественных объединениях» //ВСНД и ВС СССР. 1990. № 42. Ст. 839.

12 http://kulturoznanie.ru/politology/partijnye-sistemy/

13 ВСНД и ВС СССР. 1990. № 42. Ст. 839.

14 См.: Избирательная реформа: опыт, проблемы, перспективы. / Под ред. проф. Васильева В.И. — М.: Независимое издательство «Манускрипт» 1993. — С. 172.

15 См.: Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России: учеб. пособие. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — С. 69.

16 См.: Шутько Д.В. Становление многопартийной системы в Российской Федерации (политико-правовые вопросы) //Политические проблемы теории государства. — М., 1993. — С. 76.

17 http://kulturoznanie.ru/politology/partijnye-sistemy/

18 См.: Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. — М., 1999. — С. 26.

19 В первой колонке количество мандатов набранных по пропорциональной системе выборов, а в скобках, приплюсованные к ним мондаты завоеванные по мажоритарной ситеме.

20 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объ-единениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; с посл. изм. и доп. СЗ РФ. 2011. № 27. Ст. 3880.

21 См.: Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России: учеб. пособие. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — С. 80.

22 http://kulturoznanie.ru/politology/partijnye-sistemy/

23 См.: Государственная Дума России: энциклопедия: в 2 т. Т. 2. — С- 145.

24 См.: Авакьян С.А. Указ соч. — С. 82

25 Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; с послед. изм. и доп. //СЗ РФ. 2012. № 15. Ст. 1721 (На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 5 апреля 2012 г.).

26 Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 168-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях»» // СЗ РФ. 2004. № 52. (Ч. 1). Ст. 5272.

27 См.: Белоновский В.Н. Электоральное право Российской Федерации. — М.: РГГУ 2010. — С. 39-65.

28 Здесь уместно обратить внимание на тот факт, что попытка введения новой избирательной системы, альтернативной, вместо традиционной мажаритарной относительной, однотуровой и одномандатной системы в Англии, потребовала проведения общегосударственного референдума в мае 2011 г., в результате которого народ сказал нет новой системе, отдав предпочтенье традиционной

29 В скобках пояснения автора — В.Б.

30 О методиках определения голосования и распределения депутатских мандатов см.; Избирательное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ [В.О. Лучин, В.Н. Белоновский, Т.М. Пряхина, В.В. Шу-ленин и др.]; под ред. В.О. Лучина — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — С.465-520.

31 В абсолютных значениях и в процентах от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

32 Партии расположены с учетом количества распределенных мандатов, по убывающей

33 Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

34 Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»

35 Политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»

37 Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»

38 Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

39 Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»

40 Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях». // СЗ РФ. 2012. № 15. Ст. 1721 (на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 5 апреля 2012 г.); Федеральный закон от 2 мая 2012 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» //СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2275 (на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 3 мая 2012 г.); Федеральный закон от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2279 (на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 3 мая 2012 г.).

41 http://news.kremlin.ru/news/17118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.