Научная статья на тему 'Судьба скульптур Кунцевской усадьбы'

Судьба скульптур Кунцевской усадьбы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КУНЦЕВО / САДЫ / ПАРКИ / СКУЛЬПТУРЫ / ПАМЯТНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прохоров Михаил Федорович

В статье рассматривается история формиро­вания и развития садово-паркового ансамбля в Кунцеве на протяжении XVII и начала ХХ вв. Особое внимание автор уделяет основным скульптурам и памятным обелискам знамени­того парка, акцентируя внимание читателей на временные периоды их возведения и по­следующей судьбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of formation and development of garden and park ensemble in Kuntsevo for XVII century and the beginning of XX century is considered in the article. Particular attention is paid to main sculptures and memorial obelisks of famous park pointing readers up on time periods of their construction and following life.

Текст научной работы на тему «Судьба скульптур Кунцевской усадьбы»

Судьба скульптур Кунцевской усадьбы

DOI: 10.12737/1870 Прохоров М.Ф.

В статье рассматривается история формирования и развития садово-паркового ансамбля в Кунцеве на протяжении XVII и начала ХХ вв. Особое внимание автор уделяет основным скульптурам и памятным обелискам знаменитого парка, акцентируя внимание читателей на временные периоды их возведения и последующей судьбе.

Ключевые слова: история, Кунцево, сады, парки, скульптуры, памятники

History of formation and development of garden and park ensemble in Kuntsevo for XVII century and the beginning of XX century is considered in the article. Particular attention is paid to main sculptures and memorial obelisks of famous park pointing readers up on time periods of their construction and following life.

Keywords: history, Kuntsevo, gardens, parks, sculptures, monuments

Кунцево, расположенное в западной части Москвы, в письменных источниках впервые упоминается в писцовой книге 1627—1629 гг. Это небольшое поселение на речке Хвильке (Фильки) принадлежало инокине Вознесенского монастыря И. И. Мстиславской. В деревне был всего один двор крестьянина Ивашки Иванова и бобыля Кирилки Никитина. К селению «тянулись» земельные угодья площадью 3,5 десятин в одном поле, 2 десятины леса и 15 копен сена. Кунцево входило в состав Филевской вотчины Мстиславских, состоящей из села Фили и деревень Мазилово, Гусарово, Ипское [9, с. 808—812]. Вблизи

деревни Кунцево с северо-западной, западной и юго-западной сторон размещались церковные земли, «что на Городище», а также пустоши Плуткино и Рязанцово, принадлежавшие патриаршему ведомству. После смерти в 1639 г. И.И. Мстиславской Филевская вотчина стала дворцовой.

В последующий период в истории Кунцево происходят существенные изменения. В 1647 г. «утайкой» церковными и патриаршими землями завладел окольничий, начальник Пушкарского приказа П.Н. Траха-ниотов. В челобитной патриарха Иоакима, поданной в 1689 г. дуумвирату царей Ивана и Петра, отмечалось: «И в прошлых, государи, годех окольничий Петр Траханиотов, по-хотя теми домовыми угодьями завладеть вовсе, ... купил из Приказа Большого дворца в вотчину себе утайкой. с малой пустошью Кунцевым. И на тех домовых церковных землях на Москве-реке поселил усадьбу и начал звать сельцом Кунцевым. А пустошь, государи, Кунцево. написана на речке на Хвильке самой малой дачей, а не на Москве-реке» [11, с. 8]. На это указывают и свидетели, бывшие при отказе в 1689 г. церковных земель патриаршему дому: «А по сказке понятых людей, что то сельцо (Кунцево — М. П.) построено на церковной же земле, на пустоши Плут-кино [1, с. 331]. Вероятно, при Траханиото-ве на этом месте возводятся первые барские жилые и хозяйственные постройки. В июне 1648 г. во время Соляного бунта Траханио-тов был убит восставшими, и его кунцевские владения перешли в дворцовое ведомство.

Спустя год, в мае 1649 г., эти земли были проданы тестю царя Алексея Михайловича И.Д. Милославскому (1595—1668)

«за малую плату». После смерти Траханио-това сельцо Кунцево вновь запустело и стало называться пустошью. К сожалению, отсутствуют источники, позволяющие представить хозяйственную деятельность нового владельца. Можно предположить, что обустройство купленных земель он начал на том месте, которое было выбрано еще П. Траханиотовым, то есть на пустоши Плуткино. В документах новое поселение стало называться «сельцо Кунцево, что на реке Москве да на речке Хвильке». Вероятно, при жизни И.Д. Милославского здесь строится господский дом и хозяйственные постройки, упомянутые в документах 70-80-х годов XVII в.

После смерти владельца сельцо Кунцево и пустоши Плуткино и Рязанцово были «отписаны на великого государя». В 1676 г. по указу царя Федора Алексеевича сельцо Кунцево вместе «с вотчинниковым двором и садом», а также церковные земли, «что на Городище», и две пустоши были пожалованы племяннику И.Д. Милославского Ивану Михайловичу (1635—1685) [11, с. 5—6]. После кончины в 1685 г. И.М. Милославского все его владения были переданы его дочери Федосье. По своему завещанию в 1689 г. она передает кунцевские земли во владение патриарха.

Однако в январе 1690 г. патриарх Иоаким принимает решение об обмене сельца Кунцево с пустошами и церковной землей, «что на Городище», на соседнее село Спас, принадлежащее М.М. Матвееву. В феврале 1690 г. Матвеев продает сельцо Кунцево с пустошами дяде Петра I — Л. К. Нарышкину (1664-1705) [6, с. 122-124].

К концу XVII в. сельцо Кунцево представляло вполне сложившейся усадебной подмосковный комплекс, состоящий из многочисленных хозяйственных и жилых построек. В сохранившемся описании 1689 г. упоминается господский дом, на котором «строения: две горницы на глухих подклетях, меж ими сени, на сенях и по горницам чердаки, покрытые тесом; позади хо-

ром баня, кругом двора забор, ворота створчатые; на дворе ж три сарая, поварня, подле поварни погреб да ледник, на них напогреб-ница, покрыты тесом: на дворе ж у ворот изба на глухом подклете с сеньми; на ней три избы людских, конюшня, два сарая, крытые тесом». При барской усадьбе были разведены три сада и выкопан пруд на речке Фильке [1, с. 179-181].

К сожалению, за XVIII в. такого подробного описания Кунцевской усадьбы и господского дома не сохранилось. В источниках содержатся лишь отрывочные и далеко не полные данные. В переписных книгах первой четверти XVIII в. отмечалось: «Сельцо Кунцево на реке Москве и на речке на Хвильке, а в нем двор барский, двор конюшенной и скотной» [8, л. 28]. Каких-либо существенных изменений в усадьбе не произошло.

При сыне Л. К. Нарышкина Александре Львовиче (1694-1746) делаются первые попытки перестроить усадьбу: строится церковь Знамения, появляется парадный двор по оси господского дома и церкви, идет благоустройство парка и сада. В литературе выдвигается версия, что при нем происходит реконструкция барского дома. На это указывают косвенные данные. 25 июня 1744 г. А.Л. Нарышкин пишет «верющее» письмо на имя служителя А. Турченина. В конце письма указывалось: «1744 году июня 25 дня, из села Покровского». Можно предположить, что в Кунцеве в это время шли строительные работы в помещичьем доме. Владелец временно проживал в соседней усадьбе села Покровского, Фили тож [4, с. 5-6].

Активная реконструкция Кунцевской усадьбы происходит при сыне Александра Львовича — Льве (1733-1799). В 1763 г. села Кунцево и Фили двух братьев Нарышкиных — Льва и Александра — посещает Екатерина II. Но в камер-фурьерском журнале упоминаются только ее прогулки по саду и роще Покровской усадьбы, а в Кунцевской усадьбе она была лишь в покоях хозяина [2, с. 109-111].

Иная картина складывается

во время второго приезда Екатерины II в Кунцево в 1775 г. К этому времени по крутому склону рядом с главным домом была прорублена широкая просека с лестницей к Москве-реке. Вокруг барского дома по его периметру была сооружена просторная терраса (крыльцо) со ступеньками, выходившими на парадный двор и сад.

Судя по камер-фурьерскому журналу 1775 г., хозяин и его семья встречали императрицу с парадного крыльца. После торжественного приема и обеда Екатерина II с западной стороны крыльца наблюдала за псовой охотой, организованной специально к ее приезду на противоположном берегу Москвы-реки. Затем императрица со свитой «следовали для гуляния по берегу Москвы-реки и по роще» [13].

В «Экономических примечаниях» к Генеральному межеванию 60-70-х гг. XVIII в. по селу Кунцево приводится лаконичная запись: «Господский дом деревянный, при нем сад регулярный с деревьями плодовитыми» [10].

Как полагают специалисты, к концу XVIII в. главный дом представлял двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте и широкой террасой с парапетом вокруг, на крыше был выстроен бельведер. На продольных фасадах дома располагались парные пилястры, вертикальные ниши объединяли окна обоих этажей, а сами окна были оформлены рамочными наличниками. С западной стороны дома в каменном парапете был встроен грот с аркой и колоннами. Здание было построено в стиле раннего классицизма, но с сохранившимися элементами ампира. Однако имя архитектора осталось неизвестно. Л.А. Нарышкин был тонким ценителем изящного искусства и литературы. При нем складывается регулярный садово-парковый ансамбль с первыми скульптурами, наличием верхнего и нижнего парков, оранжерей, садов, посадкой рощ [5, с. 83—87].

Вид грота и скульптур Юпитера и Юноны. Фото конца XIXв. [17]

В первой половине XIX в. Кунцевской усадьбой владели Александр Львович (1760—1826), Кирилл Александрович (1786—1836), Лев Кириллович (1809—1855) и Василий Львович (1841—1909) Нарышкины. После продажи Кунцево в 1865 г. его владельцем становится предприниматель и меценат К.Т. Солдатенков. В первой половине XIX в. окончательно сформировался садово-парковый ансамбль, удачно сочетающий регулярный парк и природный ландшафт. В верхнем и нижнем парках возводятся скульптуры, скульптурные композиции, памятные колонны и обелиски. Центральное место здесь занимают скульптуры Юпитера и Юноны, а также скульптурная группа «Похищение Прозерпины Плутоном».

Скульптуры Юпитера и Юноны располагались в верхнем парке на площадке склона высокого берега Москвы-реки на уровне цоколя западной стороны главного дома Нарышкиных. Скульптуры установлены на постаментах по сторонам грота с аркой и колоннами. Автор скульптур неизвестен. Это были копии с античных скульптур.

Юнона изображена в виде высокой стройной и гордой женщины с суровой красотой и величественными чертами лица.

Юпитер представлен героем физически крепкого телосложения, с широкой грудью, обнаженным по пояс телом, накидкой, покрывающей одно плечо. Скульптор

Грот. Современный вид [18]

изобразил его с открытым лицом, обрам ленным пышными вьющимися волоса ми и густой курчавой бородой. Взгляд Юпитера строгий и благородный, а в осанке сочетаются спокойствие и воинственность [14].

Выбор этих скульптур Нарышкиными был не случаен. Согласно древнейшим легендам и мифам, Юпитер был царем богов и жил на самой высокой горе — Олимпе, наблюдая сверху за тем, что происходит во вселенной. Юнона, его жена, была одной из первых богинь Олимпа, покровительницей святости и нерушимости супружеских браков, защитницей женщин. Представляется, что Нарышкины, выбирая эти скульптуры, хотели лишний раз под-

черкнуть величие своего рода, связанного с царствующей династией. Кроме того, Нарышкины отличались верностью брачным узам и гостеприимством.

Отметим, что Юпитер считался покровителем гостей, наблюдая за тем, чтобы люди не нарушали законы гостеприимства. В нижнем парке была возведена мраморная скульптурная композиция «Похищение Прозерпины Плутоном». Скульптура располагалась в центре прямоугольной площадки уже сформировавшегося нижнего парка и симметрично связана с главным домом.

По сюжетной линии данная скульптурная группа неразрывно связана со статуями Юпитера и Юноны, расположенными на территории верхнего парка. В античной мифологии Прозерпина была дочерью Юпитера и Цереры, богини плодородия. Прозерпину полюбил Плутон, царь подземного мира, брат Юпитера. По легенде Прозерпина гуляла с подругами в цветущей долине. Плутон, с согласия Юпитера, неожиданно нападает на нее, похищает и скрывается в своем подземном царстве.

Юнона.

Фото 1980-х гг. [19]

Юнона.

Современный вид [20]

Юпитер.

Фото нач. XXв. [21]

Юпитер.

Современный вид [22]

В скульптурной композиции Плутон широким шагом несет сопротивляющуюся Прозерпину. Его фигура напряжена, выражение лица сосредоточено. Прозерпина стремится вырваться из объятия Плутона, левой рукой она пытается оттолкнуть его, а правая безвольно заломлена над головой. В ногах Плутона Кербер, пес, страж подземного мира [15].

Автором композиции был скульптор-декоратор Паоло Три-скорни, работавший в Москве и Петербурге в первой четверти XIX в. Прототипом послужила скульптура с аналогичным названием французского ваятеля Ф. Жирардона. Загадочной оказалась последующая судьба указанных скульптур, простоявших в кунцевском парке не менее 150 лет. В 1995 г. сильно поврежденные скульптуры неожиданно исчезли. Считалось, что они безвозвратно утеряны.

Однако несколько лет назад выяснились, что скульптуры были спасены от полного разру-

шения и гибели. Они были демонтированы в середине 1990-х годов из Филевского парка и размещены в музее «Дом Бурганова» в арбатских переулках, где находятся по настоящее время. Документы не содержат точных данных о времени возведения этих скульптур в Кунцевской усадьбе. Исследователи обычно указывают две датировки: вторая половина XVIII в. и конец 10-х — начало 40-х годов XIX в.

Первая дата связана с формированием садово-паркового ансамбля, а вторая — с реконструкцией господского дома и окружающего парка. Косвенные данные подтверждают вторую датировку. На картах Генерального межевания второй половины XVIII в. и Топографических описаний первой четверти XIX в. отсутствуют какие-либо обозначения о наличии скульптур в Кунцевском парке. Но на Топографической карте окружностей Москвы, датируемой 1839 г., в нижнем парке Кунцевской усадьбы имеется отметка «скульптура» [16]. Речь идет о скульптурной композиции «Похищение Прозерпины Плутоном».

Похищение Прозерпины Плутоном [23]

Современный вид скульптуры [24]

В письмах Н.М. Карамзина приводится описание Кунцевской усадьбы, но отсутствуют данные о скульптурах в нижнем и верхнем парках имения. Эти сведения не упоминаются в письмах и воспоминаниях Н. Огарева,

А. Герцена и Т. Пассек, посещавших Кунцево в конце 1820-х гг.

В воспоминаниях «Моя исповедь» Н.П. Огарев, подробно описывая свое пребывание в этот период в Кунцеве, упоминает широкую просеку, идущую по крутому склону вниз в нижний сад, грот с родником на «проклятом месте», обветшалый господский дом, но в них ничего не говорится о скульптурах в усадьбе Нарышкиных. Однако иную картину в усадьбе видит Огарев после того, как побывал здесь в мае 1840 г. В письме к жене от 30 мая 1840 г. он с досадой и грустью сообщает, что в результате перестройки Кунцевского парка «гору

Современный вид места, где стояла колонна [27]

Колонна с вензелем Екатерины II, фото начала ХХ в. [26]

обрыли для грота, под огромной горой наставили статуй» [7, с. 13].

Действительно, в имении строят два каменных флигеля, на территории парка возводят беседки, устанавливают скамейки для отдыхающих, разбивают прогулочные аллеи и дорожки, ставят статуи. На «проклятом месте» сооружается грот, а в дупле большого дуба помещают беседку и каменную бабу, привезенную из далеких южных степей. Впоследствии эту каменную фигуру перенесли ближе к главному дому.

Рядом с господским домом, с левой стороны, близ оранжерей, была сооружена памятная плита с записью посещения в 1818 г. села Кунцево прусским королем Фридрихом Вильгельмом III. С одной стороны плиты были изображены двуглавый орел и вензельное имя императора Александра I, который встречался с королем.

На другой стороне плиты, под одноглавым орлом и вензелем, была выбита надпись: «1818 года июля 4-го дня король прусский Фридрих Вильгельм III, узрев из Кунцева Москву, благодарствовал ей за спасение своего государства» [3, с. 250—253]. Сложно судить о судьбе памятной плиты. Известно, что она упоминается в мемуарных источниках за 1910-е годы [12, с. 111]. Но когда плита исчезла из парка, до сих пор неизвестно. В 1841 г. в центре парадного двора по оси церкви Знамения была установлена на по-

стаменте мраморная колонна синеватого цвета с вензелем Екатерины II наверху, подаренная императрицей в 1769 г. Л.А. Нарышкину. На столбе были выбиты две надписи. Со стороны въезда в усадьбу на постаменте указано: «Столб первой сибирской мраморный привезенной в С. Петербург в 1769 году. Поставлен в селе Кунцеве в 1841 году». Со стороны главного дома надпись гласит: «Пожаловано Ея императорским величеством Екатериною Второй в 1769 году г-ну обер — шталмейстеру Льву Александровичу Нарышкину» [3, с. 254—256].

Вокруг столба была разбита цветочная клумба и высажен декоративный кустар-

Литература

1. Горчаков М. О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода. СПб., 1871.

2. Журналы камер-фурьерские 1763 года. СПб., 1763.

3. Забелин И.Е. Черты московской самобытности. Состав. В.Б. Муравьева. М., 2007.

4. Мазин К.А., Прохоров М.Ф. Церковь Знамения в Кунцеве как объект регионального туризма // Туризм и сервис в панораме тысячелетий. М., 2009.

5. Памятники архитектуры Москвы. Т. 7. М., 2004.

6. Прохоров М.Ф. Из истории подмосковного Кунцево // Историческая наука на рубеже веков. Екатеринбург, 2000.

7. Прохоров М.Ф. Литературные места Кунцево и его окрестностей: вторая половина XVIII — первая половина Х!Х в. // Современные проблемы сервиса и туризма. 2001. № 3.

8. РГАДА. Ф. 350. Оп.1. № 259.

9. РГАДА. Ф. 1209. Оп.1. № 9807.

10. РГАДА. Ф. 1320. Оп.1. № 1002.

11. ЧОИДР. М.,1893. Т. 2. Смесь.

12. Щукин П.И. Воспоминания. М.,1997.

13. URL:http://www.kuncevo-onlain.ru/istoriya -ekaterina-mazilovo.php (дата обращения:

14.10.2013).

14. URL:http://www.zoroast-rigan.ru/en/node/779 (дата обращения: 16.10.2013).

15. URL:http://s-pb.in/gorniy-instutut/ (дата обращения: 16.10.2013).

16. URL:http://www.kuncevo-onlain.ru/images/

ник. Предположительно колонна была демонтирована в 1975 г. после пожара в бывшем господском доме. На сохранившемся постаменте была поставлена ваза.

Такова судьба скульптур и памятных обелисков, которые когда-то располагались в Кунцевской усадьбе. В настоящее время в Филевском парке об их существовании напоминают лишь оставшиеся постаменты и каменные фундаменты площадок, на которых они стояли. Можно надеяться, что со временем главный дом, нижний и верхний парки будут восстановлены и сохранившиеся скульптуры достойно займут свое место.

usadba-narishkina/7.jpg (дата обращения:

17.10.2013) .

17. URL:http://www.kuncevo-onlain.ru/ images/narishkina/znam/7.jpg (дата обращения: 11.10.2013).

18. URL:http://www.kuncevo-onlain.ru/images/

usadba-narishkina/3.jpg (дата обращения:

11.10.2013) .

19. URL:http:/odintsov grigori.vcoz.ru/indet/ usadba-/0-156 (дата обращения: 14.10.2013).

20. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/ usadba.narishkina/skulpturi/13.jpg (дата обращения: 11.10.2013).

21. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/ usadba.narishkina/skulpturi/11.jpg (дата обращения: 11.10.2013).

22. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/ usadba.narishkina/skulpturi/19.jpg (дата обращения: 11.10.2013).

23. URL: http:/postvi.com/#p/74964 (дата обращения: 14.10.2013).

24. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/ usadba.narishkina/skulpturi/1.jpg (дата обращения: 11.10.2013).

25. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/ narishkina/znam/03.jpg (дата обращения:

16.10.2013) .

26. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/na-rishkina/znam/8.jpg (дата обращения: 11.10.2013).

27. URL: http://www.kuncevo-onlain.ru/images/ usadba-narishkina/28.jpg (дата обращения:

11.10.2013) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.