Научная статья на тему 'СУДЬБА: ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИЛИ СВОБОДА ВЫБОРА?'

СУДЬБА: ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИЛИ СВОБОДА ВЫБОРА? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
333
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЬБА / СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА / СВОБОДА / ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / СМЫСЛ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шестаева Анастасия Павловна, Андрейчев Артем Сергеевич

В статье рассмотрены различные точки зрения на понимание судьбы. Авторы провели историко-философский анализ проблемы. Было выявлено две противоположные мировоззренческие позиции относительно свободы выбора и предопределенности жизни человека. На всех этапах развития общества, независимо от общественного устройства и уровня социокультурного развития решение данного вопроса оставалось неоднозначным и остро дискуссионным. Обнаружено, что предопределенность рассматривается либо как «слепая» иррациональная сила, либо как действие объективных естественных закономерностей. В статье приводятся результаты социологического опроса, проведенного с целью изучения представлений о судьбе, распространенных в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FATE: PREDETERMINATION OR FREEDOM OF CHOICE?

The article discusses various points of view on the understanding of fate. The authors carried out a historical and philosophical analysis of the problem. Two opposing ideological positions were revealed regarding freedom of choice and the predetermination of human life. At all stages of the development of society, regardless of the social structure and level of socio-cultural development, the solution to this issue remained ambiguous and sharply controversial. It was found that predetermination is considered either as a «blind» irrational force, or as an action of objective natural laws. The article presents the results of a sociological survey conducted with the aim of studying the ideas about fate prevalent in modern society.

Текст научной работы на тему «СУДЬБА: ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИЛИ СВОБОДА ВЫБОРА?»

УДК 124.6

СУДЬБА: ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИЛИ СВОБОДА ВЫБОРА?

Шестаева Анастасия Павловна, студент, направление подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: anasta-sia9@yandex.ru

Андрейчев Артем Сергеевич, студент, направление подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: from_from2200@mail.ru

Научный руководитель: Парусимова Яна Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологии и социологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: yanaparusimova@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены различные точки зрения на понимание судьбы. Авторы провели историко-философский анализ проблемы. Было выявлено две противоположные мировоззренческие позиции относительно свободы выбора и предопределенности жизни человека. На всех этапах развития общества, независимо от общественного устройства и уровня социокультурного развития решение данного вопроса оставалось неоднозначным и остро дискуссионным. Обнаружено, что предопределенность рассматривается либо как «слепая» иррациональная сила, либо как действие объективных естественных закономерностей. В статье приводятся результаты социологического опроса, проведенного с целью изучения представлений о судьбе, распространенных в современном обществе.

Ключевые слова: судьба, судьба человека, свобода, предопределённость, ответственность, жизненный путь, смысл жизни.

Для цитирования: Шестаева А. П., Андрейчев А. С. Судьба: предопределенность или свобода выбора? // Шаг в науку. - 2020. - № 4. - С. 116-119.

FATE: PREDETERMINATION OR FREEDOM OF CHOICE?

Shestaeva Anastasia Pavlovna, student, training program 42.03.01 Publicity and public relations, Orenburg State

University, Orenburg

e-mail: anasta-sia9@yandex.ru

Andreichev Artem Sergeevich, student, training program 42.03.01 Publicity and public relations, Orenburg State

University, Orenburg

e-mail: from_from2200@mail.ru

Research advisor: Parusimova Yana Viktorovna, PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Sociology, Orenburg State University, Orenburg e-mail: yanaparusimova@mail.ru

Abstract. The article discusses various points of view on the understanding of fate. The authors carried out a historical and philosophical analysis of the problem. Two opposing ideological positions were revealed regarding freedom of choice and the predetermination of human life. At all stages of the development of society, regardless of the social structure and level of socio-cultural development, the solution to this issue remained ambiguous and sharply controversial. It was found that predetermination is considered either as a «blind» irrational force, or as an action of objective natural laws. The article presents the results of a sociological survey conducted with the aim of studying the ideas about fate prevalent in modern society.

Key words: fate, human fate, freedom, predetermination, responsibility, life path, meaning of life. Cite as: Shestaeva, A. P., Andreichev, A. S. (2020) [Fate: predetermination or freedom of choice?]. Shag v nau-ku [Step into science]. Vol. 4, рр. 116-119.

Судьба человека - центральная тема философских размышлений, литературных произведений и работ психологов. Что такое судьба? Конкретного

ответа на этот вопрос не существует. Каждая имеющаяся теория или суждение лишь субъективная точка зрения того или иного мыслителя и не явля-

ется абсолютной истиной. Попробуем рассмотреть понятие «судьба» с разных сторон.

В современном словаре русского языка приводятся следующие определения «судьбы»:

1. «Судьба - это стечение обстоятельств, которые не зависят от воли человека, ход его жизненных событий.

2. Судьба - есть участь человека.

3. Судьба - это будущее» [3, с.. 178].

Профессор В. Э. Чудновский, к примеру, выделял три основных значения исследуемого понятия: «1. Случайное стечение обстоятельств, зависящее от «капризов» фортуны, которые невозможно предсказать. 2. Ход жизненных событий, не зависящих от человека, но заранее предопределенных, преду-роченных, которые с необходимостью должны исполняться и, следовательно, могут быть предсказаны. 3. Удел, доля, участь человека, т. е. его индивидуальная, неповторимая линия жизни, включающая в себя как «хаос случайностей», так и предопределенные, предустановленные события и поступки» [7, с. 175].

Одним из характерных признаков судьбы является тотальность, неспособность к познаваемости и её предопределенность, корни которой, как полагает В. Э. Чудновский, лежат в различных «составляющих» нашей судьбы.

Под первым пунктом он выделяет планетарно-космическую составляющую. Ведь судьба человека предопределена тем, что он является жителем Земли. Главной характеристикой этой составляющей выступает тот факт, что мир — это определенная целостность и единство, порядок и последовательность, который выражает соотношение между тем, что было, есть и будет [7, с. 177].

Во-вторых, самым веским аргументом в пользу существования предопределенности судьбы человека является предопределенность его жизни как биологического существа. Биологическая составляющая судьбы предопределяет рождение, развитие и смерть человека [Там же].

Начиная с античности проблема судьбы реф-лексируется философами в качестве трёх взаимосвязанных дилемм: «мировая причинность как необходимость и целесообразность (телеологич-ность или божественная провиденциаль-ность), необходимость и случайность, необходимость и свобода» [5].

Гераклит был первым среди философов, употребившим слово «судьба». Согласно философским идеям Гераклита - все события совершаются согласно судьбе, «которая есть «логос, создающий сущее через противонаправленное движение», и «тождественна необходимости», поскольку все предопределено» [Там же].

Похожая точка зрения была у древнегреческих философов Парменида и Демокрита. Согласно их

взглядам, все происходит в силу предначертанно-сти, чем и является судьба.

То есть, судьба - это либо незримое для субъекта действие законов необходимости (Логос в античной философии, Дао в китайской), либо действие иррациональных сил (богини Мойры или Парки, Бог в монотеистических религиях).

По словам экзистенциалиста Мартина Бубера, «свобода и судьба вверены друг другу и объемлют друг друга...» [1, с. 49].

Можно просто принять судьбу, можно попытаться ее обмануть, пытаться познать ее, но все попытки построить свой жизненный путь самостоятельно отдельно от судьбы - невозможны. Некоторые авторы полагают, что попытка преодолеть судьбу есть попытка преодолеть небытие. Поскольку отсутствие свободы, возможности повлиять на свою жизнь, «полная предрешенность человеческого бытия и есть небытие», [2, с. 386].

Согласно философским взглядам Гераклита, Парменида, Демокрита и Бубера: судьба - это жизнь, судьба - это закономерная последовательность событий, из которых строиться жизнь человека, подчиненная чётким законам. В. Гюго писал: «С судьбой не ведут предварительных переговоров». Что лишний раз подтверждает, что человек является заложником своей судьбы.

Существует и другая точка зрения, которая гласит: «Судьбы нет. Есть лишь свобода выбора».

Сартр сказал: «... человек сам полностью определяет, каким ему быть и как поступать, он же и придаёт смысл совершившемуся. А если судьба - это наш мысленный конструкт, то, выходит, мы сами этот конструкт» [4, с. 324]. То есть, философ говорит о том, что человек сам создаёт себя, он виновник того, что с ним будет, куда попадёт и чего добьется.

Часто, люди оправдывают свои неудачи «судьбой». Не смог построить карьеру, не добился значительных успехов в своём деле, не состоялся как личность: «Ну, что ж, не судьба» - как говорят многие. Отсутствие предопределенности жизни означает свободу выбора (выбор своего жизненного пути, и в целом, каждого человеческого шага). Но свобода немыслима без ответственности. Когда люди говорят, что их неудачи есть непосредственное следствие судьбы, это означает лишь то, что человек боится брать на себя ответственность за свою жизнь. Ему легче всё свалить на неблагодарную судьбу, которая не наградила его тем, о чём он мечтал.

Вера в предопределённость жизни снижает и принижает активность личности. Это причина развития пессимизма и неверия в собственные силы, что является деструктивным фактором для психики человека. Судьба есть несвобода, ограничение.

Альберт Камю был сторонником того, что мир человека, в котором он живёт, лишён всякого смысла. Сам А. Камю является представителем атеистического экзистенциализма. То есть, он считал, что для индивида не существует некой божественной морали, он живёт в абсолютном дозволении. Получается, если морали нет, отсюда следует, что все поступки человека становятся равноценными. Философ считал, что человек сам ответственен за себя, он и только он является судьёй самому себе. А. Камю считал, что нет никакой предначертанной Богом судьбы: мир есть абсолютная свобода, а потому - абсурд.

Стивен Хоккинг однажды сказал: «Я заметил, что даже люди, утверждающие, что все предопределено и что мы не можем ничего изменить, всегда смотрят по сторонам, переходя дорогу» [6, с. 54]. Если всё предопределено, то зачем человеку стараться, зачем достигать чего-то, зачем самосовершенствоваться? Можно же тогда просто сесть на диван и ждать, когда нужные знания появятся в голове, когда все цели будут выполнены сами по себе. А почему нет, ведь всё это предопределено. Почему человек, который боится потерять свою работу, не может просто в один момент перестать переживать об этом и отдаться «воле судьбы»? Возможно, он просто не хочет с этим смириться. Надеется, что от него что-то зависит, что он - хозяин своей жизни, что лишь от его действий зависит вся его жизнь.

Дж. Локк говорил, что человек как tabula rasa, то есть, чистая доска. И лишь ему решать, что на ней

При изучении полученных данных была выявлена следующая тенденция, люди преклонного возраста склонны к мнению, что судьба заранее предопределена и не зависит от воли человека, то есть, как говорится в народной поговорке: «От судьбы не уйдешь». Иной позиции придерживается «совре-

будет написано. Бездельничество, лень, страх ответственности, нежелание трудиться, нельзя оправдывать красивым словом «судьба». Ибо судьба, это то, что мы создаём, через что проходим. Судьба - это то, что идёт после наших действий, а не перед ними.

Если обратиться к Библии, то можно уловить мысль о том, что судьба относительна. Судьба - это результат действий человека, награда или наказание, чтобы что-то понять и усвоить. Если бы судьба была предопределена однонаправленно и безоговорочно, то не было бы смысла ни в Библии, ни в Законах Божьих. Те, кто соблюдает Законы Божьи -следуют одним путём, кто не соблюдает - другим. То есть, человек сам решает, какой путь ему выбрать, в этом и заключается смысл.

Судьба: предопределенность или свобода выбора? Для более полного ответа на этот вопрос мы решили провести социологическое исследование и выяснить, как современное общество относится к пониманию термина «судьба».

Исследование проводилось при помощи социологического опроса в сети Instagram. В исследовании приняло участие 4000 респондентов различных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Краснодар, Казань, Самара и др.) из них 3937 девушки (98,4%) и 63 молодых людей (1,6%). Анализ результатов показал, что наибольшее число респондентов (3549 /88,7%) верят в существование судьбы и только малая доля (451/11,3%) опровергают её существование. Все полученные данные приведены в таблице 1.

менная молодёжь», которая считает, что предопределенность судьбы - выдумка.

И. Кант охарактеризовал данную проблему как антиномию, неразрешимое противоречие, предел возможностей для нашего разума. Мы тоже не смогли прийти к однозначному выводу относительно

Таблица 1. Результаты социологического опроса.

№ п/п Вопрос Полученные варианты ответа

количество человек / %

1 Верите ли Вы в судьбу? Да (3549/88,7%) Нет (451/11,3%)

2 Согласны ли вы с высказывание В. Гюго «С судьбой не ведут предварительных переговоров»? Да (2199/54,9%) Нет (1801/45,1%)

3 Согласны ли Вы с высказыванием Ж.-П. Сартра: «... человек сам полностью определяет, каким ему быть и как поступать, он же и придаёт смысл совершившемуся. А если судьба - это наш мысленный конструкт, то, выходит, мы сами этот конструкт»? Да (2742/68,5%) Нет (1258/31,5%)

4 Укажите Ваш пол? Мужской (63/1,6%) Женский (3937/98,4%)

5 Укажите Ваш возраст? До 18 18-25 (296/7,4%) (1651/41,3%) 26-34 35+ (1884/47,1%) (528/4,2%)

вопроса: «Судьба - это предопределенность или свобода выбора?». Но наше исследование показало, что вопрос продолжает волновать людей разных по-

колений сегодня, как и на протяжение многих предыдущих веков.

Литература

1. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр8:// www.litmir.me/br/?b=125012&p=1 (дата обращения 11.05.2020).

2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия. - М.: ЭКСМО, 2003. - 672 с. [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://lib.mdpu.org.ua/load /filosofiya/kirilenko_g_g_shevtsov_e_v.pdf (дата обращения

12.05.2020).

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир И образование, 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/ гесог^01007865158 (дата обращения 12.05.2020).

4. Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319344 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/sartr01/ (дата обращения 11.05.2020).

5. Столяров А. А. Судьба // Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С. 715-721. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/ greekdic/document/ HASHcc0fc45c9cd46í35f11d44?p.s=TextQuery (дата обращения 14.05.2020).

6. Хокинг Ст. Черные дыры и молодые вселенные: сборник эссе / [пер. с англ. Н. А. Липуновой]. - М.: ОГИЗ : АСТ, 2019. - 174 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.libfox.ru/682014-stiven-hoking-chernye-dyry-i-molodye-vselennye.html (дата обращения 12.05.2020).

7. Чудновский В. Э Смысл жизни и судьба человека // Общественные науки и современность. -1998. - № 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/154/128/1218/017Chudnov skij.pdf (дата обращения 13.05.2020).

Статья поступила в редакцию: 19.05.2020; принята в печать: 15.12.2020.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.