Научная статья на тему 'СУДЬБА МУЗЕЕВ И ПАМЯТНИКОВ КАРАБАХА'

СУДЬБА МУЗЕЕВ И ПАМЯТНИКОВ КАРАБАХА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ДОМ-МУЗЕЙ / МОНУМЕНТ / КАРАБАХ / ШУША / БЮЛЬ-БЮЛЬ / НАТАВАН / УЗЕИР ГАДЖИБЕКОВ / ВАГИФ / ШАХБУЛАГ / ЮНЕСКО / ИКОМ / ИСЕСКО / ТЮРКСОЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гафарова Гюнай Низами Гызы, Мирсейбли Сади Айдын Оглы

В статье отражена краткая история взаимоотношений армянского и азербайджанского населения Карабаха, дана краткая хронологическая последовательность переселения армян, но основное внимание уделено последствиям конфликта, длившегося в течение 30 лет. В результате этого конфликта на территории непризнанной Нагорно-Карабахской Республики подверглись разрушению объекты культурного наследия, миллионы жителей потеряли кров, будучи выселенными со своих исконных земель. Исследуемые события принесли азербайджанскому народу много бед и страданий, число жертв исчисляется тысячами, а Ходжалинская трагедия вошла в историю как самая жестокая расправа над мирным населением. Военное столкновение затронуло не только население, но и культурное наследие азербайджанского народа. Карабах был родиной многих корифеев азербайджанской культуры, таких как Узеир Гаджибейли (Гаджибеков), Бюль-Бюль, Рашид Бехбудов и др. До присоединения к Российской империи эти территории входили в состав Карабахского ханства, главным его городом была неприступная крепость Шуша, основное население которой составляли азербайджанцы. Но после присоединения к России на эти территории стали переселяться армяне из Ирана, Турции, Сирии. После создания Азербайджанской Советской Социалистической Республики в ее составе была создана Нагорно-Карабахская автономная область, которая позднее стала яблоком раздора между двумя народами. Особое место в статье уделено уничтоженным в результате конфликта музеям и историческим памятникам. На основе фактов авторы прослеживают вехи уничтожения азербайджанского культурного наследия - археологических памятников, музеев, мавзолеев, усадеб, мечетей, церквей. Арменизации подверглись древние албанские храмы. Авторы обращают внимание на факты нарушения международных конвенций и нормативно-правовых актов о сохранении культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FATE OF MUSEUMS AND HISTORICAL MONUMENTS OF KARABAKH

The article presents a brief history of relations between the Armenian and Azerbaijani population of Karabakh and provides a concise chronological sequence of the resettlement of Armenians. It focuses on the consequences of the conflict that lasted for 30 years. As a result of the conflict, cultural heritage sites were destroyed on the territory of the unrecognized Nagorno- Karabakh Republic and millions of residents lost their homes when they were evicted from their ancestral lands. The investigated events brought a significant amount of troubles and sufferings to the Azerbaijani people, the number of its victims is estimated in the thousands. The Khojaly tragedy went down in history as the cruelest massacre of the civilian population. The military clash affected not only the population, but also the cultural heritage of the Azerbaijani people. Karabakh was the birthplace of many leading figures of Azerbaijani culture, such as Uzeyir Hajibeyli (Hajibeyov), Bulbul, Rashid Behbudov and others. Before joining the Russian Empire, these territories were part of the Karabakh Khanate and its main city was the impenetrable fortress of Shusha, the main population of which was Azerbaijanis. However, after joining Russia, Armenians from Iran, Turkey, and Syria began to move to these territories. After the creation of the Azerbaijan Soviet Socialist Republic, this region was preserved in its structure under the name of the Nagorno - Karabakh Autonomous Region, which later became a bone of contention between the two peoples. Emphasis in the article is given to museums and historical monuments destroyed as a result of the conflict. On the basis of facts, the authors trace the milestones of the destruction of the Azerbaijani cultural heritage - archaeological sites, museums, mausoleums, mosques, and churches. Ancient Albanian temples underwent armenization. Attention is drawn to the facts of violation of international conventions and normative legal acts on the preservation of cultural heritage.

Текст научной работы на тему «СУДЬБА МУЗЕЕВ И ПАМЯТНИКОВ КАРАБАХА»

УДК 069.6

Вопросы музеологии. 2021. Т. 12. Вып. 1

Судьба музеев и памятников Карабаха*

Г. Н. Гафарова1, С. А. Мирсейбли1,2

1 Азербайджанский университет туризма и менеджмента, Азербайджан, 1172, Баку, ул. Кероглы Рагимова, 822/23

2 Музей «Истиглал»,

Азербайджан, 1172, Баку, пр. Нефтчиляр, 123а

Для цитирования: Гафарова Г. Н., Мирсейбли С. А. 2021. Судьба музеев и памятников Карабаха. Вопросы музеологии, 12 (1): 131-145. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.113

В статье отражена краткая история взаимоотношений армянского и азербайджанского населения Карабаха, дана краткая хронологическая последовательность переселения армян, но основное внимание уделено последствиям конфликта, длившегося в течение 30 лет. В результате этого конфликта на территории непризнанной Нагорно-Карабах-ской Республики подверглись разрушению объекты культурного наследия, миллионы жителей потеряли кров, будучи выселенными со своих исконных земель. Исследуемые события принесли азербайджанскому народу много бед и страданий, число жертв исчисляется тысячами, а Ходжалинская трагедия вошла в историю как самая жестокая расправа над мирным населением. Военное столкновение затронуло не только население, но и культурное наследие азербайджанского народа. Карабах был родиной многих корифеев азербайджанской культуры, таких как Узеир Гаджибейли (Гаджибеков), Бюль-Бюль, Рашид Бехбудов и др. До присоединения к Российской империи эти территории входили в состав Карабахского ханства, главным его городом была неприступная крепость Шуша, основное население которой составляли азербайджанцы. Но после присоединения к России на эти территории стали переселяться армяне из Ирана, Турции, Сирии. После создания Азербайджанской Советской Социалистической Республики в ее составе была создана Нагорно-Карабахская автономная область, которая позднее стала яблоком раздора между двумя народами. Особое место в статье уделено уничтоженным в результате конфликта музеям и историческим памятникам. На основе фактов авторы прослеживают вехи уничтожения азербайджанского культурного наследия — археологических памятников, музеев, мавзолеев, усадеб, мечетей, церквей. Арменизации подверглись древние албанские храмы. Авторы обращают внимание на факты нарушения международных конвенций и нормативно-правовых актов о сохранении культурного наследия.

Ключевые слова: музей, мемориальный музей, дом-музей, монумент, Карабах, Шуша, Бюль-Бюль, Натаван, Узеир Гаджибеков, Вагиф, Шахбулаг, ЮНЕСКО, ИКОМ, ИСЕСКО, ТЮРКСОЙ.

Одна из важнейших составляющих богатой культуры Карабаха — это фольклор, связанный с бытом и повседневной жизнью региона. Бытовые особенности, эстетический вкус — одним словом, национальный образ и самобытность кара-бахцев — особенно ярко проявляются в образцах народного творчества. Сегодня в крупнейших музеях мира можно найти множество прекрасных образцов азер-

* Данная публикация отражает исключительно точку зрения ее авторов, которая не во всем совпадает с мнением редакции журнала.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

байджанского народного творчества на примере искусства Карабаха. В богатых коллекциях Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Лувра в Париже, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, в собраниях Вены, Рима, Берлина, Стамбула, Тегерана, Каира можно увидеть произведения искусства, созданные карабахскими мастерами. В конце XIX — начале XX в. культурные артефакты, обнаруженные зарубежными археологами в различных частях Азербайджана, нередко вывозились за границу. Ситуация усугублялась тем, что в Российской империи вывоз законно приобретенных культурных ценностей не запрещался и не имел никаких ограничений, а сами памятники искусства и старины не рассматривались как имущество или частная собственность, имеющая особый статус. Чтобы предотвратить эту сомнительную практику, были предприняты попытки создать местные музеи по личной инициативе патриотически настроенных деятелей культуры. В период создания Азербайджанской Демократической Республики на Востоке и в мусульманском мире была проделана особая работа по защите культуры Азербайджана. В связи с этим стоит особо упомянуть «Кружок любителей археологии и истории Востока»1.

В смутное историческое время для молодого государства различные организации, занимавшиеся охраной культурного наследия, не смогли по ряду объективных и субъективных причин контролировать перемещение культурных ценностей. Воспользовавшись этим, европейские миссионеры активно собирали и увозили из страны лучшие образцы материального и духовного наследия азербайджанского народа. Гусейн бек Мирза Джамалов и Мухаммед Агаев обратились в парламент Азербайджана с просьбой о создании Национального музея в Баку для предотвращения уничтожения и вывоза национальных сокровищ.

В первую годовщину своей деятельности парламент Азербайджана принял решение о создании Музея независимости (Музей «Истиглал»). За четыре месяца существования музей принял на хранение ценнейшие памятники азербайджанской культуры. После падения Азербайджанской Демократической Республики музей был упразднен. С установлением советской власти его экспонаты составили костяк коллекции Азербайджанского государственного музея, который сыграл важную роль в создании новых музеев в нашей стране. Решение Наримана Нариманова от 18 мая 1920 г. о национализации всех музеев страны привело к созданию сети новых государственных музеев2.

После провозглашения независимости Азербайджанской Республики в 1991 г. был воссоздан Музей независимости. Именно здесь карабахские музеи нашли приют и смогли сохранить свои коллекции. Азербайджан на протяжении всего ХХ в. стремился создать на своей территории музеи различного профиля, чему способствовало богатое культурное наследие. Поэтому начиная с 20-х гг. ХХ в. в разных районах Азербайджана появлялись краеведческие музеи, многие из которых существуют и сегодня. Помимо этого, особое внимание уделялось мемориальным и этнографическим музеям, документирующим жизнь, условия, историческое развитие, экономику, быт и культурное наследие административной территории, региона или населенного пункта3.

1 Ksrimov, 2008. С. 27.

2 Ibid. Р. 26.

3 Ibid. Р. 13.

С целью оказания научной и практической помощи по инициативе Н. Нариманова и А. Хагвердиева в Азербайджан были приглашены видные ученые, работавшие в Москве и Ленинграде, — В. В. Бартольд, И. И. Мешенинов, Б. В. Миллер, Н. Я. Марр и др.4 В мае 1920 г. был организован этнографический кружок под руководством Е. Н. Станевича, сыгравший важную роль в музейном строительстве5. В 50-е гг. ХХ в. краеведческие музеи стали интенсивно создаваться не только в Азербайджане, но и по всему СССР. Во всех городах и районах Азербайджанской ССР появились краеведческие музеи, была усилена их материально-техническая база в соответствии с требованиями времени. В 1960-1980-е гг. количество подобных музеев продолжало расти. Такие музеи были созданы и в Карабахе. В Зангилане, Джебраиле, Физули, Губадлы действовали историко-краеведческие музеи6. Эти музеи плодотворно работали вплоть до формирования непризнанной Нагорно-Кара-бахской Республики.

На протяжении многих лет считалось, что за годы Первой Карабахской войны было уничтожено 22 местных музея, однако в результате недавнего исследования, проведенного С. Мирсейбли, было установлено, что до войны в регионе существовало 26 исторических музеев: краеведческих музеев и их филиалов, а также мемориальных домов-музеев7. После освобождения этих территорий во время Второй Карабахской войны выяснилось, что уничтожены не только культурные ценности, но и целые города. Побывавшие здесь журналисты и представители международных организаций ИСЕСКО и ТЮРКСОЙ были шокированы увиденным. Они увидели руины некогда процветавших городов и селений, оскверненные кладбища, церкви и мечети, в которых содержали свиней8. Визит представителей указанных организаций был широко освещен как в местной, так и в зарубежной печати9.

Несмотря на то что Российская Федерация всегда признавала территориальную целостность Азербайджана, некоторые ее представители, деятели искусства и культуры односторонне трактовали Карабахский конфликт, обращаясь в ЮНЕСКО в ноябре 2020 г.: «Мы, представители международного культурного сообщества и общественные деятели... глубоко обеспокоены судьбой памятников христианского культурного, художественного и архитектурного наследия Нагорного Карабаха, которые находятся в опасности и могут подвергнуться уничтожению, разрушению и вандализму и после окончания военных действий. Мы просим ЮНЕСКО использовать весь свой авторитет и полномочия для спасения памятников. придания им необходимого статуса и включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО»10.

При этом в обращении не указано, что данные памятники еще в советское время находились под охраной государства и имеют инвентарные номера и что на

4 Ksrimov, 2008. С. 27.

5 Ibid.

6 Mssimov, 2004. С. 6.

7 Мирсейбли, 2017.

8 Гендиректор ИСЕСКО: Разрушенный до основания город — бесчеловечное деяние. Москва — Баку.т. URL: https://moscowbaku.ru/news/voyna/gendirektor_isesko_razrushennyy_do_osnovaniya_ gorod_beschelovechnoe_deyanie/ (дата обращения: 20.01.2021).

9 Члены делегации ТЮРКСОЙ посетили Физули. Москва — Баку.т. URL: https://moscow-baku. ru/news/society/chleny_delegatsii_tyurksoy_posetili_fizuli/ (дата обращения: 20.01.2021).

10 Российские деятели культуры обратились к ЮНЕСКО по христианским памятникам Карабаха. Sputnik. URL: https://ru.armeniasputnik.am/russia/20201119/25409870/Rossiyskie-deyateli-kultury-obratilis-k-YuNESKO-po-khristianskim-pamyatnikam-Karabakha.html (дата обращения: 12.01.2021).

территории Карабаха расположены не только христианские, но и мусульманские памятники. Стоит отметить, что в период преобладания атеистической идеологии Советского государства в Азербайджане количество уничтоженных религиозных сооружений было наименьшим11.

Ответом на это обращение стало заявление заместителя главы Духовного управления мусульман России Д. Мухетдинова: «Меня поразил избирательный подход деятелей культуры... указавших, что культурным достоянием... они считают только христианские храмы Нагорного Карабаха. закрывая глаза на поругание и уничтожение мусульманских памятников»12. По словам Мухетдинова, за десятилетия существования непризнанной Нагорно-Карабахской Республики были разрушены 63 из 67 мечетей региона, в то время как Азербайджан неуклонно позиционирует себя как мультикультурное государство, одинаково уважительно относящееся ко всем религиозным традициям13.

За обращением деятелей культуры и искусства Российской Федерации последовало аналогичное по содержанию обращение от деятелей культуры и искусства Франции. Между тем Баку является активным участником и спонсором всех культурно-исторических программ ЮНЕСКО, которые широко освещаются как в республиканской, так и в международной печати14. Достаточно назвать те из них, которые относятся именно к христианским памятникам. Фонд Гейдара Алиева оказал помощь в реставрации ряда французских церквей Х-Х11 вв. в населенных пунктах Сантийи, Френе-о-Соваж, Сан-Илер ля Жерар, Танвиль, Кур-жуст, Ревойон и Мал департамента Орн, а также части витражей Страсбургско-го кафедрального собора XIV в. Кроме того, фонд реализовал ряд проектов по сохранению исторических и культурных объектов в Италии и Ватикане. В 2016 г. им были начаты реставрационные работы в катакомбах святого Себастьяна. Уже через два года первый вице-президент Азербайджана, президент фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиева приняла участие в церемонии открытия катакомб, имеющих важное культурно-историческое значение. В 2016 г. фондом Гейдара Алиева были отреставрированы катакомбы святых Марчеллино и Пьетро, а также Зал философов в Капитолийском музее.

Необоснованным и несправедливым представляется сложившееся мнение о том, что специалисты Азербайджана не смогут сохранить и отреставрировать христианские и албанские церкви на своих освобожденных территориях. За тридцать лет противостояния многие албанские и христианские памятники были переделаны под нужды армяно-григорианской церкви. Среди них — церковь Газанчи в Шуше, ставшая поводом для обращения российских деятелей культуры в ЮНЕСКО. На основе исторических документов профессор Ф. Исмайлов пишет: «.. .фун-

11 Обратившимся в ЮНЕСКО российским деятелям культуры направлено письмо. Министерство культуры Азербайджанской Республики. URL: http://mct.gov.az/ru/obshie-novosti/13359 (дата обращения: 12.01.2021).

12 Замглавы Духовного управления мусульман РФ — об уничтоженных мечетях Карабаха. 1 News. URL: https://1news.az/news/zamglavy-duhovnogo-upravleniya-musul-man-rf---ob-unichtozhen-nyh-mechetyah-karabaha (дата обращения: 12.01.2021).

13 Там же.

14 15 лет Фонду Гейдара Алиева: 10 важных проектов Фонда за рубежом. Москва — Баку.т. URL: https://moscowbaku.ru/news/society/k_yubileyu_fonda_geydara_alieva_10_vazhnykh_proektov_ osushchestvlennykh_za_rubezhom_/ (дата обращения: 12.01.2021).

Рис. 1. Православная церковь в Шуше до и после военного конфликта в Нагорном Карабахе. [Фото из личного архива Ф. Исмайлова]

дамент церкви заложили русские военные, на месте местной диванхане в 1806 г., — сначала повесили на здание колокол, а позже построили рядом колокольню. Постепенно здание приобрело вид православной церкви. Полностью ее строительство было завершено в 1887 г.»15. В советский период, когда церкви и храмы разрушались или превращались в различные государственные учреждения, о ее использовании по прямому назначению не могло быть и речи. Ее не ремонтировали и не реставрировали. После оккупации Шуши данный памятник культуры, имеющий регистрационный инвентарный № 358 (именно под этим номером он числился в реестре памятников Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики), стал превращаться из православной церкви в армяно-григорианский храм16. Сохранились фотографии церкви, относящиеся к 1950-1960-м гг., а также фотографии последствий ее «реставрации», произведенной в годы оккупации. Сличение фотодокументов позволяет увидеть новые элементы, включая шатровый купол церкви. Изменения коснулись не только внешнего и внутреннего убранства церкви, но и ее названия. Она была переименована в церковь Казанчицоц, точно так же как Шуша превратилась в Шуши, древний город армянской культуры (рис. 1).

К более масштабным и безвозвратным потерям привело уничтожение музеев и их коллекций. В освобожденном Агдамском районе когда-то работали четыре музея. Агдамский историко-этнографический музей был основан в 1962 г., его первоначальное собрание насчитывало 500 предметов, но к концу 1980-х гг. их количество увеличилось до 2500. Среди экспонатов музея были средневековые рукописи, каменные изваяния, глиняная посуда и образцы керамики, отражающие материальную и духовную культуру жителей Агдама.

В мире существует несколько музеев хлеба, они стали создаваться с середины прошлого века. В настоящее время известны более двадцати музеев в пятнадцати странах, в том числе в Швейцарии, Германии, Франции, России, на Украине. Музеи хлеба различаются по форме и содержанию. Следует отметить, что первый в мире музей-пекарня был основан в 1940 г. в Цюрихе, Швейцария, Мишелем Вереном. Открытый в частной квартире М. Вера музей до сих пор демонстрирует образцы хлеба, испеченного в Древнем Египте, Риме и других странах мира. Среди упомя-

15 ЬшауЬу, 2013. С. 175.

16 1Ыа. Р. 155.

нутых нами музеев самым нетрадиционным был Музей хлеба, созданный в Агдаме. В 1982 г. первый секретарь тогдашнего районного комитета партии С. Муртузаев выдвинул идею создания данного музея17. Карабах всегда был аграрным регионом и отличался высоким качеством производимого зерна. Знаменитый Музей хлеба Агдама был открыт для посетителей в конце 1983 г. в капитально отреставрированном здании мельницы, построенной в конце XIX в. Мухаммедом Гараевым, представителем известного в этом районе рода. Мельница охранялась государством как памятник истории местного значения.

Агдамский музей хлеба стал первым музеем подобного типа на территории бывшего СССР, получившим официальный статус. Среди около 2800 экспонатов музея была окаменевшая пшеница, обнаруженная во время археологических раскопок на холме Чалаган в Агдамском районе, возраст которой составляет более 3000 лет. Благодаря усилиям известного археолога И. Нариманова она была передана музею академиком, ученым-селекционером Имамом Мустафаевым, создателем твердых сортов пшеницы. В музее было выставлено более 300 образцов хлеба, испеченного в столицах бывшего СССР18. Еще один знаменитый экспонат — опаленный войной кусочек хлеба, привезенный из Ленинграда россиянкой Галиной Андреевной Канаевой, хлебопеком по профессии, пережившей блокаду. Это маленькая 125-граммовая пайка, которая выдавалась в годы войны блокадникам. Тогда хлеб был высшей ценностью, дороже золота. Этот кусочек не съеденного тогда хлеба занял почетное место в музее19. Об этом уникальном музее снят фильм, который отражает его интересную и неповторимую коллекцию. В 1992 г. в ходе атак вооруженных сил Армении музей дважды пострадал от снарядов. Он проработал всего 10 лет: вспыхнувший пожар положил конец этому уникальному музею и его экспонатам. От здания музея остались одни стены (рис. 2).

На территории Карабаха еще до политического конфликта были созданы музеи, призванные увековечить память государственных деятелей, а также представителей азербайджанской литературы и искусства. Среди них Мемориальный музей Гурбана Примова в Агдаме, Мемориальный музей Буняда Сардарова в Физу-линском районе, Мемориальный музей Сары Ашуга в Лачинском районе, филиал Дома-музея Бюль-Бюля, Мемориальный музей Мир Мохсума Навваба, Дом-музей Узеира Гаджибекова в Шуше и др. Все они были внесены в туристические маршруты по данному региону.

В 1989 г. в селе Гулабирд Лачинского района был создан мемориальный музей, чтобы увековечить память о Сары Ашуге, мастере баяты, жившем в XVII в. Мемориальный музей имел регистрационный инвентарный № 5670, именно под этим номером он числился в реестре памятников Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики20. При создании музея ему было передано в дар 150 предметов, связанных с Сары Ашугом. В настоящее время музей продолжает свою деятельность в поселке Пирекюшкюль Абшеронского района21.

17 Буланова О. Горькая история Музея хлеба в Агдаме. Azer History. URL: https://azerhistory. com/?p=13576 (дата обращения: 12.01.2021).

18 Там же.

19 Там же.

20 Ismaylov, 2013. С. 157.

21 Тофигли В. Мемориальный музей Сары Ашуга. 1905.az. URL: https://1905.az/ru (дата обращения: 12.01.2021).

Рис. 2. Агдамский музей хлеба, до и после военного конфликта в Нагорном Карабахе. [Фото из личного архива Ф. Исмайлова]

Один из видных представителей классической азербайджанской народной поэзии Сары Ашуг Абдулла родился в округе Гарадаг Южного Азербайджана в 1605 г. Еще в юном возрасте он вместе с семьей переехал в Карабах, в местечко Гюлебирд (на территории Лачинского района Азербайджана). Здесь Сары Ашуг встретил девушку из села Магсудлу, полюбил ее и воспевал в своих четверостишиях — баяты. Но взаимные чувства молодых людей не нашли поддержки со стороны родителей девушки, поскольку Абдулла был «пришлым» и не из зажиточной семьи. Разлученная с возлюбленным юная Яхшы (в переводе означает «хорошая») заболела от тоски и покинула этот мир, так и не познав счастья земной любви. Она была погребена на берегу реки Хакари, близ села Гарадаг22. Почувствовав приближение конца, поэт завещал, чтобы его похоронили рядом с любимой, на склоне холма, где он годами воспевал их взаимную, но несчастную любовь23. Его желание было исполнено. Журналисты, посетившие могилу Сары Ашуга, воочию убедились в том, что памятник был полностью стерт с лица земли24 (рис. 3).

Лачинский краеведческий музей, где также хранились экспонаты, связанные с творчеством известного ашуга, был разграблен и полностью разрушен (рис. 4).

Город Шушу справедливо называли колыбелью азербайджанской культуры, консерваторией Кавказа. Столица Карабахского ханства, она раньше называлась Панахабад (в честь хана, основавшего этот город). Шушинская крепость связана с другими городами Азербайджана тремя воротами: Иреванские ворота, Гян-джинские ворота, ворота Агоглан. После присоединения к Российской империи Карабахское ханство было упразднено (1822) и вошло в состав Елизаветпольской губернии. Естественно, после этих событий демографический состав местного населения начал меняться: сюда с территории Ирана и Османской империи стали переселяться армяне. До 90-х гг. ХХ в. азербайджанское и армянское население мирно

22 Багиров А. Сары Ашуг — Певец несчастной любви. Azer History. URL: https://azerhistory. com/?p=15091 (дата обращения: 12.01.2021).

23 Журналисты посетили могилы Сары Ашуга и шехидов Гюлебирда. APA.az. URL: https:// apa.az/ru/nagornyj_karabakh/Zhurn alisty-posetili-mogily-Sary-Ashyga-i-shehidov-Gyulebirda-colorredF0T0color-438160 (дата обращения: 12.01.2021).

24 Там же.

Рис. 3. Мавзолей — музей Сары Ашуга в селении Гюлябирд Лачинского района до и после военного конфликта в Нагорном Карабахе. [Фото из личного архива Ф. Исмайлова]

Рис. 4. Лачинский краеведческий музей до и после военного конфликта в Нагорном Карабахе. [Фото из личного архива Ф. Исмайлова]

сосуществовало; хотя периодически возникали различные столкновения, но они не носили массового характера. 1990-е гг. стали самыми трагическими в истории взаимоотношений Азербайджана и Армении. Потеря Азербайджаном в ходе первой Карабахской войны более 20 % своей территории и города Шуши отрицательно сказалась на взаимоотношениях двух стран.

Шуша была культурным центром Азербайджана. Она была богата историческими памятниками и мемориальными музеями знаменитостей. На данный момент большинство из них утрачено или находится в полуразрушенном состоянии. После освобождения Шуши президент Азербайджанской Республики И. Алиев объявил ее культурной столицей страны25.

25 Алиев объявил Шушу культурной столицей Азербайджана. Интерфакс. URL: https://www. interfax.ru/world/744095 (дата обращения: 12.01.2021).

Рис. 5. Уничтоженная экспозиция Дома-музея Бюль-Бюля. [Фото из личного архива Ф. Исмай-

лова]

Шушинский филиал Дома-музея азербайджанского певца и народного артиста СССР Бюль-Бюля был открыт 29 июля 1983 г. Он представлял собой небольшой двухкомнатный дом, но обладал уникальной коллекцией экспонатов. Именно в этом доме родился Бюль-Бюль (Муртуза Мешади Рза оглы Мамедов). Здесь прошли его детские годы, здесь он впервые приобщился к миру музыки, слушал известных ханенде. Это также родовой дом посла Азербайджана в России, народного артиста Азербайджанской Республики Полада Бюль-Бюль-оглы. Дом-музей (зарегистрирован под инвентарным № 37426) был разрушен вандалами (рис. 5). Его скорейшее восстановление назвал своей задачей министр культуры Азербайджана Анар Керимов27.

Наряду с Домом-музеем Бюль-Бюля нельзя не отметить и Дом-музей основоположника азербайджанской музыки, гениального композитора Узеира Гаджибейли (Гаджибекова). Шушинский филиал дома-музея был зарегистрирован под № 35128. Дом находится в квартале Базарбашы, после оккупации города от дома остались только руины. В разное время в этом доме проживали брат великого композитора З. Гаджибеков и не менее известный ханенде Хан Шушинский. Последний надстро-

26 Ismaylov, 2013. С. 175.

27 Сотрудники Министерства культуры находятся в Шуше, где документируют состояние всех памятников, разрушенных армянской стороной за годы оккупации. Sputnik. URL: https:// az.sputniknews.ru/karabakh/20201119/425504434/Anar-Kerimov-prodemonstriroval-sostojanie-doma-muzeja-Bjulbjulja-v-Shushe.html (дата обращения: 12.01.2021).

28 Ismaylov, 2013. С. 175.

Рис. 6. Оскверненная могила Хуршудбану Натаван на кладбище Имарет в Агдаме. [Фото из личного архива Ф. Исмайлова]

ил в доме второй этаж. В 1982 г. к столетию композитора дом был полностью реконструирован и теперь составляет единый ансамбль с окружающими постройками.

В музее была собрана обширная коллекция, которая демонстрировалась в четырех залах. Экспозиция воспроизводила мемориальную обстановку дома Гаджи-бековых. Отец композитора был личным секретарем дочери последнего Карабахского хана Хуршудбану Натаван, и жили они недалеко друг от друга. Среди уникальных экспонатов следует отметить свадебное платье матери композитора, его скрипку, ручку и др. Накануне оккупации Шуши директору музея Н. Эйвазовой удалось спасти наиболее ценные вещи Гаджибейли. По собственной инициативе она вывезла предметы музея сначала в Агдам, а оттуда — в Баку. До оккупации собрание музея насчитывало 1700 предметов, выставленных на всеобщее обозрение. Удалось спасти только 136 личных вещей композитора. В настоящее время спасенные предметы выставлены в Доме-музее Гаджибейли в Баку29 К сожалению, дом Натаван в период оккупации пришел в негодность, от него остались одни руины, а ее могила была осквернена (рис. 6).

Подтверждение древней традиции ковроткачества в Азербайджане обнаруживается в исторических источниках. О коврах, происходивших с территории современного Азербайджана, есть сведения у Геродота и Ксенофонта. Азербайджанские ковры — отрасль восточного ковроткачества — внесены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня в Баку действует Национальный му-

29 Mirseyibli, 2017. С. 56.

зей ковра. До военного конфликта в Карабахе в Шуше существовал филиал Музея ковра. Он был основан в 1987 г. в имении генерала Самед-бека Мехмандарова, которое считается историко-архитектурным памятником XVIII в. и имеет регистрационный № 34730. Имение представляло собой комплекс, состоящий из усадьбы, хозяйственных пристроек и мечети. Здесь демонстрировались редкие образцы карабахской школы ковроткачества, представленные также в крупных музеях мира. Национальный музей ковра (называвшийся в то время Музеем ковра и коврового искусства им. Л. Керимова) смог вывезти из пламени войны свои экспонаты31.

Рисунок карабахских ковров имел разнообразную и яркую композицию. Наиболее известными являются ковры из Малыбейли, Мурадханлы, Джебраила, Го-радиза. Чаще всего на них можно встретить композицию «Кянаря» или «Лямпя», украшавшую интерьеры всех знатных домов Шуши. Карабахские ковры были запечатлены на рисунках русского художника В. Верещагина, посвятившего целую серию своих работ Шуше. Особой популярностью пользовалась также композиция «Атлы Итли», еще одним неотъемлемым элементом карабахских ковров является распустившаяся красная роза. Шелковые карабахские ковры считаются украшением любой коллекции. Шушинские ковроделы были награждены медалями и дипломами на Парижской выставке 1867 г.32

Накануне боев в Карабахе и его окрестностях директор Шушинского филиала Музея ковра Х. Алиева отправила телеграмму в Баку директору Музея ковра Р. Тагиевой, отметив необходимость эвакуации коллекции. Тагиева, несмотря на обращения в вышестоящие организации, не смогла получить разрешение на вывоз и приняла соответствующее решение самостоятельно (29 февраля 1992 г.)33. Сегодня вывезенная из Шушинского музея коллекция, насчитывающая 246 предметов, временно разместилась в здании Национального музея ковра, построенном по современным стандартам. В частности, от рук вандалов было спасено 80 ворсовых и 35 безворсовых ковров, 29 предметов вышивки и различные образцы одежды34.

Неоднозначную оценку вызывает решение Армении о проведении в Ереване в Национальном музее-институте архитектуры им. А. Туманяна выставки так называемых арцахских ковров, незаконно вывезенных из Шуши за три дня до ее освобождения азербайджанскими войсками (выставка открыта 20 февраля 2021 г.). В ответ на это решение Азербайджан выступил с заявлением: «Подобная выставка ковров, незаконно вывезенных из Музея ковров в Шуше, является очевидным случаем неуважения Арменией международных конвенций, участницей которых она является и по которым взяла на себя обязательства. Со стороны ЮНЕСКО должна последовать реакция на подобное отношение»35. По мнению Министерства культуры Азербайджана, фактом вывоза предметов культурного наследия Армения

30 Ismaylov, 2013. С. 175.

31 Ibid. Р. 58.

32 Azarbaycan Xal^asi va Xalq Tatbiqi Sanati Dövlat Muzeyi §u§a filiali. 2016. Azarbaycan Xalga Muzeyi 100: 23.

33 Mirseyibli, 2017. С. 54.

34 Ibid.

35 Баку ждет реакции ЮНЕСКО на присвоение Ереваном азербайджанских ковров. Sputnik. URL: https://az.sputniknews.ru/politics/20210218/426260128/azerbaijan-unesco-armenia-prisvoila-azerbaidzhanskie-kovry.html (дата обращения: 12.02.2021).

нарушает Гаагскую конвенцию 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и Конвенцию 1970 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, а также осуществляет фальсификацию истории Карабахского региона Азербайджана, присваивая его культурное наследие36.

Эти заявления были сделаны накануне открытия выставки азербайджанских ковров в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге (18 февраля 2021 г.). Здесь было представлено более четырех десятков уникальных ковров. В одном из залов была воссоздана атмосфера традиционного азербайджанского жилища, представлены 120 предметов, многие из которых никогда не выставлялись. Особый интерес вызвал ковер «Сураханы», сотканный вручную в XVIII в.37

По словам председателя ИКОМ Азербайджана и по совместительству директора Национального музея ковра Ш. Меликовой, с начала Второй Карабахской войны комитетом были распространены четыре заявления о защите культурного наследия. 1 октября 2020 г. было подготовлено заявление, в котором отмечено, что сотни культурных учреждений, расположенных на территории Карабаха, стали объектами вандализма, в документе также содержится призыв к мировому сообществу положить конец этому варварству38.

Помимо музеев, на территории Карабаха были уничтожены прекрасные мавзолеи, возведенные над могилами выдающихся людей. Мавзолей Моллы Панаха Вагифа был сооружен в 1982 г. архитекторами А. В. Саламзаде, Э. И. Кануковым и А. З. Мустафаевым на месте казни поэта и государственного деятеля. Архитектурный памятник имел инвентарный № 368 в реестре памятников Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики. Молла Панах Вагиф был главным визирем при дворе карабахского хана, пробыв на этой должности до конца своих дней. Он был одним из инициаторов дружественных отношений между Российской империей и Карабахским ханством. Екатерина II высоко ценила политические способности Вагифа. Историки утверждают, что представители царицы преподнесли ему украшенную драгоценными камнями трость39. Монументальные стены и пилоны четырехгранной башни были облицованы плитами красновато-розового мрамора местных пород, а внутренняя отделка выполнена из светло-серого полированного мрамора. В центре мемориального зала над могилой Вагифа был установлен прямоугольный саркофаг из темно-зеленого мрамора, а в глубине зала, на противоположной стене, — стела с беломраморным скульптурным портретом поэта. К сожалению, после захвата города 8 мая 1992 г. мавзолей был сильно разрушен и разграблен, уцелели только несущие стены.

Монументы трех великих азербайджанских деятелей культуры: Узеира Гад-жибейли, Бюль-Бюля и Натаван — подверглись осквернению. Украшавшие их

36 Баку ждет реакции ЮНЕСКО...

37 В Санкт-Петербурге открылась выставка старинных азербайджанских ковров. Day.az. URL: https://news.day.az/culture/1317925.html (дата обращения: 20.02.2021).

38 Ширин Меликова: Мы постоянно работаем над тем, чтобы донести до мирового сообщества факты об армянском вандализме. Азербайджанское государственное информационное агентство. URL: https:аzertag.az/ru/xeber/SHirin_Melikova_My_postoyanno_rabotaem_nad_tem_chtoby_donesti_ do_mirovogo_soobshchestva_fakty_ob_armyanskom_vandalizme-165 (дата обращения: 12.01.2021).

39 Видные азербайджанцы. Preslib.az. URL: https://files.preslib.az/projects/azerbaijan/rus/gl6.pdf (дата обращения: 12.02.2021).

бюсты были вывезены из Шуши в неизвестном направлении, через некоторое время они были обнаружены в Грузии. Существует интересная история, связанная с поиском статуй. Томас де Ваал в своей книге о Карабахе пишет: «Войдя в город, армяне в отместку снесли бронзовые бюсты трех азербайджанских музыкантов и поэтов, родившихся в Шуше. Эти статуи лишь чудом не были потеряны — на этот раз их спас торговец металлоломом в Тбилиси (Грузия). Я видел эти три бронзовых бюста в ужасном состоянии — во дворе Комитета Красного Креста в Баку — со следами от пуль: Натаван, поэтесса с книгой в руке, без большого пальца, бюст композитора Гаджибекова в двубортном пиджаке был пробит пулями, а его очки разбиты. Певцу Бюль-Бюлю прострелили голову и торс в нескольких местах»40.

Непризнанная Нагорно-Карабахская Республика в обход международных деклараций и конвенций, принятых ЮНЕСКО, проводила несанкционированные раскопки в Азыхской пещере и в Агдамском районе, в крепости Шахбулаг XVIII в. и вокруг нее. Все обнаруженные предметы были вывезены в Армению. Об этом первым сообщил научный сотрудник Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана Сабухи Гусейнов. В раскопках участвовали зарубежные специалисты, которые прямо или косвенно стали соучастниками неправомерных действий. В результате были нарушены положения второго протокола Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1999 г., который помимо Азербайджана подписала также Армения41; Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.42 и Европейской конвенции об охране археологического наследия 1992 г.43 Азербайджанским национальным комитетом ИКОМ на протяжении длительного времени ведется работа по выявлению и преданию гласности фактов вандализма в отношении памятников истории и культуры на указанных территориях44.

В начале января 2021 г. заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры Эрнесто Оттоне посетовал, что «.организация многократно обращалась к властям Азербайджана по вопросу отправки экспертной комиссии в Нагорный Карабах, но ответа из Баку так и не последовало»45. Официальный Баку считает заявления представителя ЮНЕСКО не соответствующими духу сотрудничества. Министерство иностранных дел Азербайджана выражает надежду на то, что представители ЮНЕСКО не допустят политизации вопроса охраны куль-

40 Tomas, 2008. С. 222.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41 Армения подписала протокол 22.10.1999. Протокол вступил в силу с 2004 г.

42 Армения подписала конвенцию 19.11.1993, дата ее вступления в силу для страны — 14.08.1994.

43 Армения подписала конвенцию 26.05.2000, ратифицировала — 17.12.2004, дата ее вступления в силу для страны — 18.06.2005.

44 Ширин Меликова: Мы постоянно работаем над тем, чтобы донести до мирового сообщества факты об армянском вандализме. Азербайджанское государственное информационное агентство. URL: https://аzertag.az/ru/xeber/SHirin_Melikova_My_postoyanno_rabotaem_nad_tem_chtoby_dones-ti_do_mirovogo_soobshchestva_fakty_ob_armyanskom_vandalizme-165 (дата обращения: 12.01.2021).

45 Баку пригрозил ЮНЕСКО прекращением сотрудничества из-за Карабаха. Информационное агентство «Красная Весна». URL: https://rossaprimavera.rU/news/9294e6a9https://rossaprimavera.ru/ news/9294e6a9 (дата обращения: 12.02.2021).

турного наследия46. В ходе встреч с представителями Азербайджана и Армении Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле предложила направить экспертную миссию в Нагорный Карабах для защиты объектов культурного наследия региона. Азербайджанская сторона выразила надежду, что представители ЮНЕСКО «могли бы выполнить миссию на местности с согласия всех заинтересованных сторон, чтобы составить предварительный учет наиболее значимых культурных ценностей для эффективной защиты наследия региона»47.

Остается только надеяться, что в результате этих усилий закон о реституции культурных ценностей вступит в действие и позволит вернуть все незаконно вывезенные с нашей территории культурные ценности, которые займут достойное место в музеях Азербайджана.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что тридцатилетний военный конфликт в Нагорном Карабахе не только стал причиной изгнания около миллиона местных жителей с родных земель, но и привел к массовой утрате азербайджанских национальных культурных ценностей. Правовые и нормативные акты, принятые международными организациями как в культурной, так и в политической сфере, нередко существуют лишь на бумаге. Однако архивные материалы хранят ценные исторические сведения, которые проливают свет на спорные вопросы данной проблемы.

Литература

Ismaylov F. 2013. Tarix vs msdsniyyst abidslsri. [Памятники истории и культуры]. Баку: Б. и. Ksrimov B. 2008. Azsrbaycanda tarix — diyar$ünasliq muzeylsrinin ts$skkülü vs inki$af tarixi. [История в Азербайджане — история становления и развития этнографических музеев]. Baki: Ns^riyyat — Ziya — Nurlan. Mssimov S. 2004. Hsr muzey bir abidsdir. [Каждый музей — памятник]. Baki: Ns^riyyat — Tshsil. Mirseyibli S. A. 2017. Qarabag müharibssi zamani xilas edilmi$ muzey ssrvstlsrimiz. [Наши музейные сокровища спасены во время Карабахской войны]. Baki: Б. и. Qsdirova N. 2014. Berlin muzeyinin Qafqaz kolleksiyasi. [Кавказская коллекция Берлинского музея].

Azsrbaycan Arxeologiyasi jurnali 17 (2): 82-92. Tomas D. V. 2008. Qarabag Ermsnistan vs Azsrbaycan Sülh vs Sava$ Yollarinda. [Карабах на пути мира и войны в Армении и Азербайджане]. Baki: Ns^riyyat — Hay MMC.

Статья поступила в редакцию 22 февраля 2021 г.;

рекомендована к печати 29 марта 2021 г.

Контактная информация:

Гафарова Гюнай Низами гызы — д-р философии в области искусствоведения (PhD), доц.; gunay_gafarova@mail.ru

Мирсейбли Сади Айдын оглы — исполняющий обязанности директора музея «Истиглал», диссертант; sedimirseyibli@gmail.ru

46 Азербайджан представит в ЮНЕСКО предложения по параметрам миссии в Карабах. Информационное агентство Интерфакс — Азербайджан. URL: http://interfax.az/view/823936 (дата обращения: 12.01.2021).

47 ЮНЕСКО может направить миссию в Нагорный Карабах. Вестник Кавказа. URL: https://ves-tikavkaza.ru/news/unesko-mozet-napravit-missiu-v-nagornyj-karabah.html (дата обращения: 12.01.2021).

The fate of museums and historical monuments of Karabakh

G. N. Qafarova1, S. A. Mirseyibli1'2

1 Azerbaijan University of Tourism and Management, 822/23, ul. Kerogly Rahimov, Baku, 1172, Azerbaijan

2 Independence Museum of Azerbaijan,

123a, pr. Nefcilar (Oilmen), Baku, 1172, Azerbaijan

For citation: Qafarova G. N., Mirseyibli S. A. 2021. The fate of museums and historical monuments of Karabakh. The Issues of Museology, 12 (1): 131-145. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.113 (In Russian)

The article presents a brief history of relations between the Armenian and Azerbaijani population of Karabakh and provides a concise chronological sequence of the resettlement of Armenians. It focuses on the consequences of the conflict that lasted for 30 years. As a result of the conflict, cultural heritage sites were destroyed on the territory of the unrecognized Nagorno-Karabakh Republic and millions of residents lost their homes when they were evicted from their ancestral lands. The investigated events brought a significant amount of troubles and sufferings to the Azerbaijani people, the number of its victims is estimated in the thousands. The Khojaly tragedy went down in history as the cruelest massacre of the civilian population. The military clash affected not only the population, but also the cultural heritage of the Azerbaijani people. Karabakh was the birthplace of many leading figures of Azerbaijani culture, such as Uzeyir Hajibeyli (Hajibeyov), Bulbul, Rashid Behbudov and others. Before joining the Russian Empire, these territories were part of the Karabakh Khanate and its main city was the impenetrable fortress of Shusha, the main population of which was Azerbaijanis. However, after joining Russia, Armenians from Iran, Turkey, and Syria began to move to these territories. After the creation of the Azerbaijan Soviet Socialist Republic, this region was preserved in its structure under the name of the Nagorno — Karabakh Autonomous Region, which later became a bone of contention between the two peoples. Emphasis in the article is given to museums and historical monuments destroyed as a result of the conflict. On the basis of facts, the authors trace the milestones of the destruction of the Azerbaijani cultural heritage — archaeological sites, museums, mausoleums, mosques, and churches. Ancient Albanian temples underwent armenization. Attention is drawn to the facts of violation of international conventions and normative legal acts on the preservation of cultural heritage. Keywords: museum, Karabakh, Shusha, Bul Bul, Natavan, Uzeyir Hajibeyov, Vagif, Bread Museum, Shahbulag, monuments, UNESCO, ICOM, ISESCO, TURKSOY.

Refere^es

Gadirova N. 2014. Caucasian collection of the Berlin Museum. Zhurnal Azerbaidzhanskoi arkheologii 17 (2):

82-92. (In Azerbaijani) Ismaylov F. 2013. Historical and cultural monuments. Baku: S. l. (In Azerbaijani)

Karimov B. 2008. History of formation and development of history and ethnography museums in Azerbaijan.

Baki: Ns^riyyat — Ziya — Nurlan Publ. (In Azerbaijani) Masimov S. 2004. Every museum is a monument. Baki: Ns^riyyat — Tshsil Publ. (In Azerbaijani) Mirseyibli S. A. 2017. Our museum treasures saved during the Karabakh war. Baki: S. l. (In Azerbaijani) Thomas D. V. 2008. Karabakh on the Ways of Peace and War in Armenia and Azerbaijan. Baki: Ns^riyyat — Hay MMC Publ. (In Azerbaijani)

Received: February 22, 2021 Accepted: March 29, 2021

Authors' information:

Gunay N. Qafarova — Dr. Sci. in Philosophy in Art (PhD), Associate Professor; gunay_gafarova@mail.ru Sadi A. Mirseyibli — Postgraduate Student; sedimirseyibli@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.