Научная статья на тему 'Судьба конфуцианского ученого Гу Яньу (1613-1682)'

Судьба конфуцианского ученого Гу Яньу (1613-1682) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфуцианство / биография / Гу Яньу / китайская философия / династия Цин / каноноведение

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ионов Алексей Юрьевич

В статье представлена краткая биография Гу Яньу (1613-1682), основоположника текстуально-критического метода «канонического учения» эпохи Цин. Патриотизм Гу Яньу предопределил не только его судьбу, но и развитие конфуцианской традиции в последующие века. Главной в учении Гу Яньу стала не идея реформирования маньчжурского государства, но стратегия изменения нравственного состояния китайского общества в соответствии с теми образцами, которые являет древность. Тем самым Гу Яньу возродил интерес к тщательному изучению древнекитайских классических канонов и комментаторской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIFE OF THE CHINESE SCHOLAR GU YANWU

The paper presents a brief biography of Gu Yanwu (1613-1682), the founder of the textual-critical method of the Canon Studies (jingxue) of the Qing period. Gu Yanwu's patriotism determined his destiny and had a strong impact on the development of the Confucian tradition in subsequent centuries. The core idea in Gu Yanwu's teachings was not about reforming the Manchu state, but rather about transforming the moral state of Chinese society in accordance with role models that manifested in the antiquity. Thus Gu Yanwu revived interest in the thorough study of the ancient Chinese classical canon and commentary literature.

Текст научной работы на тему «Судьба конфуцианского ученого Гу Яньу (1613-1682)»

А.Ю. ИОНОВ

СУДЬБА КОНФУЦИАНСКОГО УЧЕНОГО ГУ ЯНЬУ (1613—1682)

В статье представлена краткая биография Гу Яньу (1613—1682), основоположника текстуально-критического метода в каноноведении эпохи Цин. Патриотизм Гу Яньу предопределил не только его судьбу, но и развитие конфуцианской традиции в последующие века. Главной в учении Гу Яньу стала не идея реформирования маньчжурского государства, но стратегия изменения нравственного состояния китайского общества в соответствии с теми образцами, которые являет древность. Тем самым Гу Яньу возродил интерес к тщательному изучению древнекитайских классических канонов и комментаторской литературы.

Ключевые слова: конфуцианство, биография, Гу Яньу, китайская философия, династия Цин, каноноведение

Гу Яньу Ш^Ж (1613—1682), известный также под именем Гу Нинжэнь Ш^Л и литературным псевдонимом Гу Тинлинь яв-

ляется выдающимся китайским ученым второй половины XVII в. Вместе с двумя другими крупнейшими мыслителями патриотической направленности Ван Фучжи (1619—1692) и Хуан Цзунси ^жв (1610—1695) Гу Яньу внес значительный вклад в сохранение конфуцианской традиции и развитие китайской философии периода империи Цин (1644—1912).

В заложенной Гу Яньу традиции «простого учения»1 (пу сюэ ^Ь^) особенно активно разрабатывались следующие направления:

1) толкование канонических книг;

2) поиск и изучение исторических материалов;

3) определение подлинности текстов;

4) сбор сведений об утраченных текстах;

5) сличение редакций текстов;

6) составление комментариев к древним текстам;

7) классификация иероглифов по рифмам;

8) математические знания;

9) составление карт и развитие знаний о земле;

10) изучение древних надписей;

11) компиляции описаний исторических эпох и отдельных провинций;

12) компиляции по предметным рубрикам;

13) переиздания собраний сочинений.

Российскими китаеведами к 2013 г. было опубликовано всего несколько статей, которые затрагивали отдельные аспекты учения Гу Яньу2. В своих исследованиях Гу Яньу упоминали А.А. Бокщанин, Н.Е. Боревская, В.Г. Буров, Ю.В. Власов, Б.Г. Доронин, А.И. Кобзев, В.В. Малявин, А.Г. Юркевич, С.Е. Яхонтов. В Китае исследования деятельности Гу Яньу начались сразу же после его смерти. В XVIII—XIX вв. были созданы биографии Гу Яньу, включавшие описания его сочинений и достижений. С начала XX в. появились критические исследования учения Гу Яньу, основанные на анализе его теорий и практических дополнений к ним.

В области изучения духовного наследия Гу Яньу китайскими учеными было сделано достаточно много. В отличие от ранних исследований результаты современных разработок являются планомерными и следуют подходу, который заложили Лян Цичао (1873—1929) и

Ху Ши ЙЛ® (1891—1962). Специфика данного подхода заключается в

1 Пу сюэ [Простое учение]. ЦКЬ: http://baike.baidu.com/link?url=du54cLku5z9zeC 5LMgUJy6EhWte3bjc38KbsK13GpF5pX2oI9N6224FV-o4xvls2jT_bG4oR0xDXC24a_c уТ№ (дата обращения: 21.05.2016).

2 Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. М., 2006. Т. 1: Философия. С. 215.

том, чтобы сделать предметом изучения не только идеологию, но и метод исследований Гу Яньу.

В двадцатом веке Хоу Вайлу Ш^Ь^ (1903—1987), Цю Ханьшэн Щ (1912—1992) и Чжан Цичжи (1927) развивали критический

подход в исследованиях конфуцианства, характерный для европейской науки. Они опирались на марксистскую методологию в изучении истории китайской мысли и философии. Для них Гу Яньу был одним из представителей эпохи Просвещения, поэтому эти ученые делали акцент на его связи с просветительской деятельностью в эпоху Цин.

В современных исследованиях наследия Гу Яньу можно выделить историческое направление, уделяющее внимание отражению событий эпохи Гу Яньу в «простом учении» и его исследованиях канонов (Чэнь Цзуу Ц^ШЖ (1943 г.р.), Ван Цзюньи % (1955 г.р.)), и философское направление, делающее упор на изучение содержания его идей и их практического выражения (Сяо Шафу (1924—2008), Сюй Су-

минь гШй (1952 г.р.)).

В 90-е годы XX в. в китайской научной среде появился подход, направленный на комплексное изучение всей традиции, основанной на учении Гу Яньу. В этом ключе написаны «Исследование учения Гу Яньу»3 Шэнь Цзяжуна Ш.ШШ (1948 г.р.) и «Основоположник конфуцианской школы Гу Тинлинь»4 Гэ Жунцзиня ^^^ (1935 г.р.) и Вэй Чан-бао (1968 г.р.).

В книге Шэнь Цзяжуна «Исследование учения Гу Яньу» рассматриваются философская, политическая, юридическая, экономическая, педагогическая, историческая и литературоведческая составляющие в мировоззрения Гу Яньу, а также затрагиваются другие области научного знания. Широта охвата материала делает данное издание одним из наиболее полных описаний учения Гу Яньу. В монографии «Основоположник конфуцианской школы Гу Тинлинь» изложена модель учения Гу Яньу с теоретическим обоснованием, анализом ключевых разделов, краткими характеристиками проблем с привлечением экономических, исторических, политических и литературоведческих произведений великого мыслителя.

3 Шэнь Цзяжун. Гу Яньу лунькао [Исследование учения Гу Яньу]. Цзянсу: Цзянсу жэньминь чубаньшэ, 1994.

4 Гэ Жунцзин, Ван Чанбао. И дай жуцзун Гу Тинлинь [Основоположник конфуцианской школы Гу Тинлинь]. Тайвань: Вэньцзинь чубаньшэ, 2000.

С 1990 г. исследователь китайской философии Чжоу Кэчжэнь ^^ Ж (1958 г.р.) начал работу над «Биографией Гу Яньу»5, которая была издана университетом Сучжоу в 1998 г. В процессе написания биографии Чжоу Кэчжэнь использовал большое количество документов для более точного и яркого воссоздания исторического контекста.

В 1996—1999 гг. Чжоу Кэчжэнь написал докторскую диссертацию «Философская мысль Гу Яньу», результаты которой изложил в монографии «Исследование философской мысли Гу Яньу»6. В «Биографии Гу Яньу» Чжоу Кэчжэнь делает упор на внутреннюю логику поступков ученого, а в диссертации «Философия Гу Яньу» — на его мировоззрении и философских взглядах.

Прагматизм Гу Яньу привел его к независимости от признанных авторитетов конфуцианства XVII в. На этом фоне изучение истоков конфуцианской традиции стало основанием критического осмысления современной ему науки, имеющей непосредственное отношение к задачам государственного управления.

Своеобразие Гу Яньу в немалой степени связано с тем, что он происходил из аристократической семьи Восточного Китая, представители которой неоднократно становились видными политическими деятелями и занимали высшие посты в государственной иерархии. Согласно сочинению Гу Яньу «Исследование генеалогии рода Гу»7, у истоков его знаменитого рода стоял Гоу Цзянь (ок. 520—465 до н.э.), который правил землями Юэ в 496—465 гг. до н.э. Потомок Гоу Цзяня в седьмом поколении по имени Яо был правителем земель Миньюэ (на территории провинции Фуцзянь). Его сын Гу Юйцзи и последующие поколения жили рядом с алтарем рода у горы Гуйцзи, которая находится недалеко от города Шаосин (пров. Чжэцзян).

На территории провинции Цзянсу история рода Гу начинается с военного советника Гу Евана, жившего при династии Лян (502—557). Гу Еван участвовал в подавлении мятежей, был похоронен в Сучжоу и считается основателем всех линий рода Гу, проживавших в Куньшане. Од-

5 Чжоу Кэчжэнь. Гу Яньу няньпу. [Биография Гу Яньу]. Сучжоу: Сучжоу да-сюэ чубаньшэ, 1998.

6 Чжоу Кэчжэнь. Гу Яньу дэ чжэсюэ сысян [Философские взгляды Гу Яньу]. Пекин: Дандай Чжунго чубаньшэ, 1999.

7 Гу-ши пуси као [Исследование генеалогии рода Гу] // Гу Яньу цюань цзи [Полное собрание сочинений Гу Яньу]. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2011. Т. 5.

нако документально подтверждаемая родословная начинается лишь с Гу Цина, потомком которого в шестнадцатом поколении является Гу Яньу.

Прадед Гу Яньу, Гу Чжанчжи (1523—1586) получил высшую ученую степень цзиньши, служил в Цзянси, Хугуане, Гуанси, Гуйчжоу, Шаньдуне и Нанкине, в своей карьере дошел до должности заместителя военного министра, командующего войсками Южного Китая. Именно Гу Чжанчжи собрал большую библиотеку, которая считалась подлинным богатством семьи. У Гу Чжанчжи было трое детей — Гу Шаофан, Гу Шаофу и Гу Шаофэнь.

Родной дед Гу Шаофан при императоре Шэнь-цзуне (1573—1619) получил высшую ученую степень цзиньши (1577) и занял пост императорского лектора по канонам и редактора при академии Ханьлинь, а также был назначен помощником воспитателя наследника престола. В год смерти Гу Шаофана его сыну Гу Тунъину исполнилось десять лет. Он получил хорошее образование, на государственных экзаменах не добился успеха, что не помешало ему стать влиятельным человеком в Куньшане. В браке Гу Тунъина с госпожой Хэ родились пять сыновей и четыре дочери. Гу Яньу был вторым сыном и пятым ребенком в семье. Он появился на свет в уезде Цяньдэн Куньшаня 15 июля 1613 г.

У Гу Тунъина был двоюродный брат Гу Тунцзи, который умер в возрасте семнадцати лет и не оставил наследников. Во время прощания с покойным оказалось, что он был помолвлен с шестнадцатилетней девушкой по фамилии Ван. Семья Гу приняла ее в качестве вдовы Гу Тунцзи, а Гу Тунъин отдал ей на воспитание своего второго сына Цзи-шэня. Имя ребенка для всех домочадцев в соответствии с конфуцианской традицией ритуального усыновления было изменено на новое — Цзян, так Гу Яньу начал свой жизненный путь. По конфуцианским обычаям он должен был продолжить род своего дяди Гу Тунцзи. Вдовствующая матушка Ван Чжэньгу, известная также по именам Сувэнь и Чжэньсяо, с шестнадцати лет блюла вдовство, оставалась верной умершему жениху.

И родная мать, и приемная жили в пределах одной усадьбы, что наложило отпечаток на формирование характера будущего ученого. Родная мать тоже любила книги, много читала, но в общении была немногословна. В основном воспитанием мальчика занималась его приемная мать, которая с раннего возраста прививала Цзяну патриотические чувства. С одной стороны, она учила его находить новые знания в конфуцианских текстах, а с другой — считала примером для подражания под-

виги полководца Юэ Фэя (1103—1141), чиновника Вэнь Тяньсяна (1236—1283) и ученого Фан Сяожу (1357—1402).

В возрасте двух лет Цзян заболел оспой. Заболевание протекало крайне тяжело, и хотя после выздоровления коросты на его лице сошли, на один глаз Цзян почти ослеп. Физические недостатки не ослабили интерес мальчика к ученым занятиям, уже в возрасте шести лет в 1618 г. он приступил к изучению «Великого учения» (Да сюэ), второй книги конфуцианского «Четверокнижия» (Сы шу), это значит, что он уже освоил азы грамоты. В 1621 г. Цзян начал изучать «Канон перемен» (И цзин), что заложило фундамент для дальнейшего постижения конфуцианства. Освоение «Девятиканония» (Цзю цзин) позволило ему рано прийти к глубокому пониманию конфуцианской классики. Помимо этого, он увлекался поэзией и каллиграфией.

Двоюродный дед Гу Шаофу, отец Гу Тунцзи, в молодости был студентом Государственного училища (го цзы цзянь Ш^Ж). В 1622 г. Гу Шаофу начал обучать Цзяна военным канонам «Сунь-цзы» и «У-цзы», а также историческим текстам: «Комментарии Цзо» (Цзо чжуань), «Речи царств» (Го юй), «Планы царств» (Го цэ) и «Исторические записки» (Ши цзи). Через год Гу Шаофу подарил Цзяну «Всеобщее зерцало, управлению помогающее» (Цзы чжи тун цзянь), а затем в доме появились приглашенные учителя — Цзянь Вэньчэн, Фан Чжунле и Юй Чжунсу. Процесс обучения выглядел следующим образом. Цзян в центре и его учителя по сторонам сидели и читали каноны вслух по очереди. После двадцати листов читать начинал следующий человек. За день они проходили около двухсот листов, на следующий день все повторялось. Гу Шао-фу также заставлял Цзяна читать правительственный вестник. Дед готовил внука к государственной службе. Когда Цзяну исполнилось двенадцать лет, его целенаправленно стали обучать написанию сочинений, обязательных для сдачи государственных экзаменов.

Еще через год Цзян был официально допущен к подготовке к государственным экзаменам и получил звание «стипендиат» (ци сюэ Щ^), что предполагало соответствующее жалованье в виде продовольственного пайка. В четырнадцать лет Цзян сдал первый отборочный «юношеский экзамен» (тунцзы ши м^Среди двадцати двух юношей, получивших право поступать в Куньшаньское уездное училище, было упомянуто и имя Гу Цзишэня, удостоившегося похвалы правителя области Сучжоу. В этом возрасте Цзян уже освоил «Канон документов»

(Шу цзин), известный также под названием «Чтимая книга» (Шан шу), «Канон поэзии» (Ши цзин) и летопись «Весны и Осени» (Чунь цю).

В 1629 г. шестнадцатилетний студент Гу вступил в «Общество возрождения» (Фу шэ и позднее многие современники знали его по поэтическому псевдониму Гу Тинлинь. В этот период он познакомился с Гуй Чжуаном из города на воде Тунли, находящегося недалеко от Сучжоу, который также участвовал в деятельности «Обществе возрождения». Земляки называли их «чудаковатый Гуй и диковинный Гу» (гуй ци гу гуай Гуй Чжуан с детства был приверженцем даосизма, любил изучать даосские трактаты. Гу Тинлинь, наоборот, увлекался конфуцианскими канонами. Оба они одинаково высмеивали буддизм и иногда для потехи наряжались буддийскими монахами. Эти годы были самым беспечным временем в их судьбах.

В восемнадцать лет Тинлинь сдал «предварительный экзамен» (кэ ши на котором занял двадцатое место. Это означало, что он сде-

лал первый шаг к карьере чиновника. Чтобы получить высшую ученую степень цзиньши, предстояло еще пройти провинциальные экзамены (сян ши ^^), столичные экзамены (хуй ши ^^) и дворцовые экзамены (дянь ши

В 1631 г. в возрасте девятнадцати лет Гу Тинлинь женился на девушке по фамилии Ван, племяннице приемной матери, выросшей в городе Тайцан. В этом же году он сдал «годичный экзамен» (суй ши который проводился для повышения разряда студентов раз в три года (всего нужно было последовательно получить шесть разрядов), заняв одиннадцатое место. Затем в двадцать лет — очередной «годичный экзамен», четырнадцатое место; в двадцать один год — «предварительный экзамен», третье место; в двадцать три года — «годичный экзамен», второе место; в двадцать четыре года — «предварительный экзамен», второе место. В этом же году он должен был участвовать в «провинциальном экзамене» (сян ши который являлся первым среди итоговых государственных экзаменов. В двадцать шесть лет Гу Тинлинь на «годичном экзамене» занял третье место, на «предварительном экзамене» — также третье место. В двадцать семь лет — второе место во «втором туре государственных экзаменов» (фу ши кэ цзюй В двадцать восемь лет Тинлинь получил второе место на «годичном экзамене». После тринадцати лет бесконечной подготовки и сдачи экзаменов, он все еще оставался обычным студентом без степени.

Напряжение сил и отсутствие осуществления замыслов подвели черту под дальнейшим участием в экзаменационной гонке. Гу Тинлинь разочаровался в системе государственных экзаменов, но при этом осознавал необходимость досконального изучения конфуцианской классики. Произошло это в 1639 г., а еще раньше он покинул «Общество Возрождения». Гу Тинлинь пришел к выводу, что существовавшая в Минской империи практика государственных экзаменов вредна для кадровой политики страны, так как не обеспечивала получения знаний, необходимых для участия в государственном управлении. К тому же, практика восьмичленных экзаменационных сочинений выхолащивала знание конфуцианских канонов.

Гу Тинлинь категорически отказался от обучения только для сдачи экзаменов. Он углубился в изучение исторических сочинений, истори-ко-географических описаний областей и уездов, а также такие источники, как собрания сочинений и опубликованные доклады на высочайшее имя. В связи с этим увлечением Гу Тинлинь стал также собирать тексты и документы, имеющие отношение к агрономии, гидрологии, геологии, транспорту и коммуникациям. Таким образом, постепенно сложилась оригинальная методология освоения конфуцианской традиции. Со временем Гу Тинлинь включил этот разнообразный материал в свои многотомные сочинения «Описания границ» и «Книга преимуществ и недостатков областей и княжеств Поднебесной».

Основную цель занятий науками Гу Тинлинь определил как приобретение нравственных качеств, критерием чего служила бы скромность в поведении, а также расширение общей эрудиции, поскольку во многих жизненных ситуациях прийти к правильному решению помогают энциклопедические познания. Обучение должно быть постоянным, регулярным и систематическим. Так при стрельбе или при игре на музыкальных инструментах без многократного повторения нельзя попасть в цель или взять правильную ноту. Гу Тинлинь не хотел обладать теми недостатками и изъянами, которые были характерны для людей, считавших себя знатоками канонов.

В начале 1641 г. дед Гу Шаофу умер от болезни, а затем сгорела и его богатая усадьба. После череды этих печальных событий закончилась спокойная жизнь Гу Тинлиня. Летом 1643 г. Гу Тинлинь заложил усадьбу, внес пожертвование и стал студентом наиболее престижного учебного учреждения империи Мин — Государственного училища. Однако уже в следующем 1644 г. столица была захвачена повстанческими вой-

сками Ли Цзычэна. Последний минский император Чуньчжэнь (1627— 1644) повесился в Пекине у подножия горы Цзиншань. Очень скоро повстанцы были разгромлены и отброшены от столицы маньчжурской конницей, и к власти пришел первый маньчжурский император Шунь-чжи (1644—1661). Войска «восьми знамен» (ба ци ЛШ) династии Цин начали быстрое наступление на юг, при этом они уничтожали местное население везде, где встречали малейшее сопротивление. Часть семьи Гу, в которой теперь старшим был Тинлинь, решила переждать время перемен в маленьком городке Тан уезда Чаншу. Однако администрация Южной Мин призвала Гу Тинлиня на военную службу.

За несколько месяцев им были написаны теоретические труды по военному делу под общим названием «Четыре рассуждения о знаках И и Ю». В этот сборник вошли «Рассуждения об управлении войсками», «Рассуждения о ландшафтах», «Рассуждения о земледелии» и «Рассуждения о денежной системе». Содержание этих произведений составили вопросы военной организации, снабжения и стратегии. К своему большому удивлению, со стороны начальства Гу Тинлинь встретил равнодушное отношение к проблемам государства.

Боевые действия к тому времени уже шли на территории Цзянсу. В 1645 г. Гу Тинлинь отправился через округ Чжэньцзян в Нанкин, чтобы приступить к исполнению служебных обязанностей. Он все еще находился в пути, когда Нанкин без штурма был взят войсками Цин. Император Чжу Юсун был захвачен в плен, войска Южной Мин были разгромлены, а тяжелая маньчжурская конница уже выступила к Сучжоу и Ханчжоу. Повсеместно захватчики встречали отчаянное сопротивление, на занятых цинскими войсками территориях вновь поднималась вооруженная борьба. Гу Тинлинь и его старый друг Гуй Чжуан, а также У Цихан взялись за оружие и вступили в ополчение под командованием Ван Юнцзо. Предполагалось, прежде всего, отбить Сучжоу, дойти до Ханчжоу, Наньцзина и Яньхая. Ополчение смогло ворваться в Сучжоу, но не смогло отбить его и удержать. Сунцзян и Цзядин пали вслед за неудачной попыткой контрнаступления.

Гу Тинлинь тайно вернулся в Куньшань, чтобы защищать родной город. Гуй Чжуан, как и он сам, был готов снова сражаться с врагом. Городские власти бросили город на произвол судьбы. В начале лета 1645 г. маньчжуры назначили новых начальников и издали распоряжение, согласно которому мужское население в знак лояльности к новой власти должно выбрить виски и заплести волосы в косы. Всем, кто

опаздывал это сделать к указанному сроку, грозила смертная казнь. Народному возмущению не было предела, Куньшань восстал. Начальство уезда мгновенно было перебито, а управа сожжена. Местные жители стали вступать в ополчение, ремонтировать старые и возводить новые укрепления. Куньшань с древности славился своими мечами и искусными фехтовальщиками. Были созданы запасы продовольствия, а старикам, женщинам и детям было предложено покинуть город.

В начале июля 1645 г. армия «восьми знамен» начала штурм города. Ополчение оказывало стойкое сопротивление. Гуй Чжуан непосредственно принимал участие в схватках, Гу Тинлинь организовывал снабжение продовольствием и служил вестовым. За несколько дней боев противник понес большие потери и потому вынужден был активно использовать огнестрельное оружие и артиллерию. Орудийные расчеты методично разрушали городскую стену в разных местах, потом через проломы двинулись штурмовые отряды. В Куньшане завязались уличные бои, за которыми последовала трехдневная резня. Друг У Цихан, с которым Гу Тинлинь вступил в ополчение, погиб в бою. Маньчжурский всадник отрубил правую руку родной матери Гу Тинлиня, а два его младших брата были убиты. Всего в Куньшане погибло более сорока тысяч человек. Гуй Чжуан переоделся в одкжду странствующего буддийского монаха и покинул город. Сам Гу Тинлинь ушел по речным протокам, заросшим густой травой, и благодаря этому чудом избежал гибели.

Спустя девять дней пал и город Чаншу, где находилась приемная мать Гу Тинлиня госпожа Ван. Она отказалась от еды и умерла от голода. В предсмертном завещании она просила Гу Тинлиня никогда не идти на службу к врагам, но всегда помнить наставления предков. Этому обещанию он следовал всю жизнь. В знак готовности сражаться за родину до конца Гу Тинлинь изменил свой поэтический псевдоним на боевое прозвище Гу Яньу, однако с 1645 по 1654 г. он был вынужден скрывать и это имя.

Тем временем в Фучжоу Чжу Юйцзянь был объявлен новым императором Южной Мин с девизом правления Лунъу. Чжу Юйцзянь заочно назначил Гу Яньу начальником топографического управления военного ведомства. Известно, что Гу Яньу был выдвинут на столь ответственную военную должность советником императора в ранге министра Лу Чжэньфэем (1590—1647). За время участия в боевых действиях Гу Яньу проявил себя как человек решительный и храбрый, что позволило ему в

дальнейшем действовать самостоятельно. Помимо этого, в распоряжении Гу Яньу находились полученные от прадеда Гу Чжанчжи документы и карты, имеющие отношение к вопросам военно-географического и военно-исторического характера. Однако две попытки Гу Яньу отправиться в ставку императора Южной Мин в условиях военного времени не увенчались успехом.

Сопротивление маньчжурам приобрело характер партизанской войны, еще оставались не сложившие оружие войска династии Мин, но управление ими было нарушено. Частью сил сопротивления командовал У Шэнчжао. Бывшие военный советник Чэнь Цзылун, судебный чиновник Гу Сяньчжэн и начальник военного ведомства Ян Яньшу тайно готовили восстание, в котором решили сделать ставку на отряды У Шэн-чжао. Гу Яньу был родственником Гу Сяньчжэна и исполнял поручения Чэнь Цзылуна в качестве связного. Летом 1647 г. планы заговорщиков стали известны маньчжурским властям. У Шэнчжао был схвачен, под конвоем отправлен в Нанкин и обезглавлен. Сразу же были арестованы или объявлены в розыск все его родственники и друзья. Чэнь Цзылун в это время отослал Гу Яньу с очередным поручением.

Чэнь Цзылун обратился за помощью к сыновьям Гу Сяньчжэна, Гу Тяньлиню и Гу Тянькую. Втроем они и были схвачены в доме Гу Тянь-куя. Гу Яньу пытался спасти их, но его попытки не увенчались успехом. Чэнь Цзылун воспользовался невнимательностью охранников, бросился в воду и утонул. Ян Яньшу, Гу Сяньчжэн и его сыновья были убиты, всего было казнено более сорока человек.

Одновременно с участием в подготовке переворота У Шэнчжао Гу Яньу играл важную роль и в другой повстанческой деятельностьи. Изначально он хотел отправиться в Фуцзянь, чтобы там исполнять обязанности военного топографа. Однако военные из окружения Лу Чжэньфэя, бывшего академика и советника императора, решили, что было бы лучше оставить его связным между разными группами сопротивления как раз на территории Цзянсу. Поэтому следующие пять лет Гу Яньу постоянно находился в разъездах по Восточному Китаю. Кроме подпольной деятельности в прибрежной зоне дельты Янцзы он также через протоки Хуайхэ поддерживал контакты с повстанцами из провинции Аньхой. В результате благодаря Гу Яньу две группы сопротивления были связаны около пяти лет.

В этот период жизни и тайной борьбы основной задачей Гу Яньу была подготовка повсеместного антиманьчжурского выступления. Од-

нако движение стало распадаться на разрозненные отряды, которые постепенно все больше и больше напоминали банды. Попытки организовать партизанскую войну снова потерпели неудачу. Гу Яньу координировал действия тех сил ополчения, которые сохраняли моральный дух и боеспособность, повсеместно старался использовать любую возможность для достижения целей сопротивления. Несмотря на то, что власть Южной Мин ослабевала, а выступления редко заканчивались удачно, Гу Яньу продолжал выполнять свой долг. Базы тайных отрядов, как правило, находились в горах или недалеко от побережья.

Неожиданно перед Гу Яньу возникла проблема, которая кардинальным образом изменила его жизнь. Еще до маньчжурского завоевания, когда Гу Шаофу, приемный дед, и Гу Сян, старший брат, умерли, Гу Яньу заложил 800 му земли (более 53 гектаров) богатому и влиятельному человеку Е Фанхэну. Пока Гу Яньу воевал, его родственники по отцу затеяли дележ наследства. Часть имущества потратили, часть присвоили. Затем они вступили в сговор с Е Фанхэном и сожгли дом Гу Яньу. Несколько раз эти люди также грабили и поджигали жилище Гу Яньу в городе Чаншу, находящемся в 35 км к северо-западу от Куньшаня. До 1650 г. Е Фанхэн разными способами пытался вредить Гу Яньу и за пределами Куньшаня, поскольку знал о его участии в антиманьчжурской борьбе. Гу Яньу стал для всех окружающих Цзян Шаньюном, занимавшимся торговлей и потому проводившим большую часть времени в разъездах.

Торговец Цзян Шаньюн не вызывал подозрений, а ремесленные поселения, которые он навещал, интересовали маньчжур меньше, чем богатые поместья или крупные города. В то же время именно в ремесленных районах всегда были сильны антицинские настроения. К тому же фамилия Цзян Ш звучала, как имя Цзян Щ, к которому Гу Яньу привык с детства. Так Гу Яньу на некоторое время обезопасил себя.

В 1653 г. флотоводец Чжан Минчжэнь во главе ста кораблей в устье Янцзы разгромил морские силы династии Цин и в десять раз увеличил численность своей эскадры. Этот неожиданный успех морской разведки боем был бы невозможен без поддержки ополчения в береговых районах. Однако главнокомандующий минского флота Чжэн Чэнгун не поддержал продвижение Чжана Минчжэня вверх по течению Янцзы. Многим патриотам, которые начали подготовку нового восстания, стало понятно, в чем заключается преимущество системы восьми знамен. В стане китайского сопротивления постоянно шла борьба за власть,

маньчжуры же были объединены осознанием того, что в Китае они являются национальным меньшинством.

В 1655 г. Гу Яньу вынужден был вернуться в Куньшань. За годы его отсутствия за родовой усадьбой следил потомственный слуга Лу Энь. Гу Яньу не знал, что Лу Энь давно уже предал его и переметнулся на сторону землевладельца Е Фанхэна. Лу Энь и Е Фанхэн решили донести маньчжурским властям о том, что он связан с повстанцами. Таким образом они хотели устранить Гу Яньу и полностью завладеть его имуществом. Однако Гу Яньу их опередил и захватил Лу Эня врасплох, после чего утопил его в пруду. После этого возмездия предателю семьи Гу Яньу выследили и схватили люди Е Фанхэна, а зять Лу Эня донес на него в управу. Е Фанхэн предлагал местным чиновникам деньги за немедленную казнь Гу Яньу без разбирательства. Стойкость Гу Яньу привела к тому, что его передали маньчжурам как заговорщика.

Гу Яньу был брошен в тюрьму, на что и надеялся Е Фанхэн со своими подручными. Однако расправиться с ним без суда и следствия не получилось. Храбрость Гу Яньу, а также заступничество влиятельных друзей повернули дело так, что планы Е Фанхэна не осуществились. После того, как вмешались китайские чиновники, поддержавшие маньчжурскую династию Цин, которые знали Гу Яньу по учебе, делу был дан официальный ход. В ходе расследования выяснилось, что имело место наказание слуги, нарушившего долг, и заговорщиком был признан Лу Энь. Пока Гу Яньу находился в тюрьме, его старый друг Гуй Чжуан обратился за помощью к известному в литературных кругах человеку Цянь Цяньи (1562—1664). Цянь Цяньи и Е Фанхэна связывала дружба, завещанная предками. Цянь Цяньи знал о поэтическом таланте Гу Яньу, поэтому решил использовать данную ситуацию в своих интересах. Чтобы спасти Гу Яньу, друзья обманули его, и он поставил свою подпись под заявлением, где было объявлено, что он поклонился Цянь Цяньи как учителю. Тем самым был нанесен удар по репутации Гу Яньу, и сам он потерял свое имущество, которое было присвоено Е Фанхэном, но весной 1656 г. Гу Яньу, наконец, вышел из тюрьмы.

Сразу же по следу Гу Яньу к большой радости Е Фанхэна представители местной знати, которые ненавидели еще его приемного деда Гу Шаофу, направили наемного убийцу. Нападение убийцы на Гу Яньу произошло в Нанкине, с внешней стороны ворот Великого Спокойствия, но оказалось неудачным. Гу Яньу был ранен в голову, но остался жив. В дальнейшем эти попытки могли повториться, поэтому Гу Яньу отка-

зался от идеи отправиться на юг, где ситуация для его врагов была бы еще более благоприятной, чем в Цзянсу. Не мог он также оставаться на месте, где находился в поле зрения и властей, и бандитов. Поэтому осенью 1657 г. Гу Яньу в возрасте сорока пяти лет перебрался из Цзянсу на север, чтобы найти в горных районах Северного Китая единомышленников по антиманьчжурской борьбе. Он распродал большую часть имущества, что-то оставил жене и навсегда покинул родные места, забрав с собой только книги.

Сначала Гу Яньу отправился в провинцию Шаньдун, где познакомился с известным ученым Сюй Е (1611—1683) и помог ему отредактировать географическое описание провинции. В городе Цзинани Гу Яньу познакомился с Чжан Эрци (1612—1678), знатоком текста «Церемонии и ритуалы» (И ли). На родине Конфуция Гу Яньу также участвовал в редактировании «Комментариев Цзо» и многотомной «Истории И» (И ши Ма Су. Эти контакты расширили кругозор Гу Яньу как ученого.

В 1658 г. Гу Яньу поднялся на гору Тайшань, побывал в Цюйфу, где поклонился родовому храму Конфуция. Затем он навестил уезд Цзоу, где посетил храм Чжоу-гуна. В деревне Сан уезда Чжанцю Гу Яньу купил небольшой участок земли, где построил небольшую сельскую усадьбу. Из этого опорного пункта ему было удобно поддерживать контакты с провинциями Хэбэй, Шаньдун, Цзянсу и даже Чжэцзян.

В 1659 г. Гу Яньу получил известие, что флотоводцы Чжэн Чэнгун и Чжан Хуанянь захватили устье Янцзы, и сразу же отправился на юг. Однако после того как десантная операция не увенчалась успехом, Гу Яньу снова вернулся на север. Поскольку его могли заметить и выследить, Гу Яньу решил оставить свое пристанище в Шаньдуне. Он отправился в те места, где его точно никто не знал, и таким образом достиг заставы Шаньхайгуань в провинции Хэбэй. В 1662 г. Гу Яньу исполнилось пятьдесят лет, он приехал в Пекин, где поклонился императорским гробницам династии Мин. Летом этого года он начал движение на северо-запад. На каждом новом месте он задерживался не более трех месяцев.

Последующие двадцать лет он на двух лошадях, одна из которых везла его книги, путешествовал в пределах провинций Шаньдун, Хэбэй, Шаньси и Хэнань. Знание географии и истории Китая помогало Гу Яньу в его поисках нужных людей и собирании разнообразных текстов. При этом ему никто не оказывал финансовой поддержки, он сам привык за-

ниматься мелкой торговлей. Практически везде он встречал единомышленников, которые высоко оценивали его усилия по сохранению культурного наследия Китая.

В 1663 г. Гу Яньу прибыл в Тайюань, где остановился у Фу Шаня (1607—1684), известного философа, литератора, художника и каллиграфа. Фу Шань владел искусством врачевания, помогал нуждающимся, но имел одну особенность — с большим недоверием относился к южанам. Гу Яньу удалось изменить негативное представление о своих земляках. Через Фу Шаня Гу Яньу познакомился с Ли Иньду (1632—1692), имевшим широкие связи среди конфуцианцев Шаньси. В провинции Шэньси хорошим другом Гу Яньу стал Ван Хунчжуань (1622—1702). Ван Хунчжуань был знатоком «Канона перемен», что сближало его с Гу Яньу. Он был жителем города Хуаинь, где Гу Яньу постоянно жил в преклонные годы.

В 1664 г. Гу Яньу решил вернуться в Шаньдун, чтобы постепенно перейти к оседлой жизни. Хозяин участка, который Гу Яньу приобрел в собственность, решил получить двойную выгоду от сделки. Он сделал ложный донос о том, что Гу Яньу является составителем «Записей о верности и чести» (Чжун цзе лу направленных против дина-

стии Цин. Доклад об этом сразу же был послан в Пекин. Императорский двор санкционировал расследование, личность подозреваемого преступника была установлена, в Куньшань был отправлен приказ срочно задержать Гу Яньу. Никому и в голову не могло прийти, что Гу Яньу находился в это время в Пекине.

В 1668 г. Гу Яньу после возвращения в Цзинань сразу же был схвачен и попал в тюрьму. В результате доноса он стал обвиняемым по уголовному делу о пагубных текстах Хуан Пэя (1604—1669), по которому в течение 4 лет было арестовано 217 человек. В историю оно вошло как одно из крупнейших разбирательств начального периода правления династии Цин (1644—1912). Донос на Гу Яньу был выделен в отдельное производство, ему грозила смертная казнь за создание антиманьчжурского памфлета «Записи о верности и чести». Но ситуацию несколько разрядило иное обстоятельство. Цинский двор крайне агрессивно воспринял попытки сторонников Хуан Пэя влиять на ход разбирательства через столичных чиновников и придворных. Император Канси лично утвердил постановление судебной комиссии о казни Хуан Пэя через повешение, которая состоялась в Цзинани в 1669 г. Гу Яньу был оправдан и благополучно вышел из заключения.

В 1671 г. Гу Яньу снова приехал в Пекин, где жил его племянник Сюй Ганьсюэ. Авторитет Гу Яньу среди конфуцианского сообщества был крайне высок. Однако до конца жизни он отказывался от всех предложений сотрудничать с династией Цин. Так, например, он отказался от приглашения Сюн Цылюя редактировать «Историю Мин». В 1678 г. император Канси устроил торжественный прием в честь конфуцианских ученых, куда были приглашены и оставшиеся в живых потомки династии Мин, но Гу Яньу и в этот раз ответил отказом. В 1679 г. Гу Яньу отказался принять участие в церемонии открытия дворца истории династии Мин, на которой его хотели видеть члены императорской семьи. Он решил, что его верность династии Мин заключается в исполнении воли умершей много лет назад госпожи Ван, воспитавшей своего приемного сына в патриотическом духе конфуцианского учения.

В последние годы жизни Гу Яньу решил обосноваться в Шэньси, чтобы закончить редактирование рукописей и встретить старость у подножья горы Хуашань. Прославленный конфуцианский наставник Гу Яньу мог рассчитывать на поддержку и дружелюбное отношение к нему. К тому же цены в Шэньси были в полтора раза ниже, чем на юге и на востоке страны. В 1680 г. в Куньшане умерла жена Гу Яньу, с которой он был разлучен долгие годы. Его сын умер еще раньше, когда вернуться в родные места было невозможно. В 1682 г. Гу Яньу отправился к друзьям в уезд Цюйво на юге провинции Шаньси, чтобы пригласить их на свадьбу своего приемного сына. Во время этой поездки он упал с лошади и получил смертельную травму. Гу Яньу умер на следующий день, а перед смертью написал прощальное стихотворение. Гроб с его телом был доставлен в Куньшань, где до сих пор находится его могила. Его похоронили на родовом кладбище рядом с могилой жены, в чем также проявилась верность конфуцианской традиции.

Судьба Гу Яньу стала выражением его духовной жизни, насыщенной горькой правдой эпохи перемен и любовью к древности. Его можно считать настоящим «конфуцианским рыцарем» (жу ся возродив-

шим патриотизм китайской интеллектуальной элиты. Гу Яньу имел глубокие познания в истории, философии, географии, литературе и других областях знания, во всем последовательно достигал хороших результатов и являлся одним из тех, кто смог досконально изучить конфуцианское учение через письменное наследие. Гу Яньу настаивал на необходимости сохранения конфуцианской традиции в чистоте, отрицал синтез конфуцианства с другими учениями. Свою жизнь он посвятил идео-

логической борьбе, благодаря которой конфуцианство добилось моральной победы над маньчжурскими завоевателями. Он отказался от любого сотрудничества с новым правительством, за что получил прозвище «господин, избегающий Цин» (би Цин сяньшэн Его верность империи Мин (1368—1644) служила вдохновляющим примером самоотверженного служения для потомков.

Образованность и эрудиция Гу Яньу завоевали уважение среди китайских ученых, чему способствовала разработанная им эмпирико-критическая методология. Гу Яньу расширил круг изучаемых исторических и литературных источников, а также привлек внимание конфуцианского сообщества к тем вопросам, которые современные ученые отнесли бы к сфере филологии, географии, археологии и палеографии. Его интересовали почти забытые к XVII в. представления, восходящие к проектам «школы старых письмен» (гу вэнь цзя ^^.Щ), занимавшейся версиями текстов, написанных до унификации древнекитайской иерог-лифики по образцам княжества Цинь, осуществленной министром-реформатором Ли Сы (280 до н.э. — 208 до н.э.).

Гу Яньу стал создателем «простого учения», которое заключалось в рациональном исследовании содержания конфуцианских текстов в противовес интуитивному истолкованию конфуцианского учения без опоры на первоисточники представителями неоконфуцианства. От «простого учения» произошла историко-филологическая традиция источниковедения, известная как «каноническое учение» (цзин сюэ Ш^) или каноно-ведение. «Каноническое учение» апеллирует к конфуцианству эпохи Хань как к образцу, поэтому оно также называется «ханьское учение» (хань сюэ Щ^). Во многом благодаря усилиям Гу Яньу каноноведение осуществило ревизию неоконфуцианства, заменило собой возникшее при династии Сун (960—1279) и популярное при династии Мин (1368— 1644) «учение о принципе» (ли сюэ Й^) и завоевало широкое признание как продолжение традиции изучения канонов эпохи Хань.

«Простое учение» Гу Яньу опиралось на скрупулезное изучение канонов, по этой причине оно также называлось «учением о проверке оснований» (као цзюй сюэ ЩЩ^). В его рамках сформировался метод проверки ссылок на авторитетные источники, получивший широкое распространение при династии Цин. Иногда «простое учение» также называют «прилежное учение» (цинь сюэ Ш^), что указывает на усердное отношение к учебным занятиям. Гу Яньу считал, что изучение канонов должно быть предметно-практическим. Ученик должен осваивать

не каноны вообще, но конкретный текст, понимание которого и есть конфуцианское «мастерство» (г>>н фу Й^)- Знание канонического текста делает конфуцианского ученого не только знатоком канонов, но и знатоком человеческой природы.

В дальнейшем филологическая школа периода императорских правлений под девизами Цяньлун (1736—1796) и Цзяцин (1796—1820) (цянь цзя сюэ пай ШШ^Ж) внедряла метод Гу Яньу. В отличие от предшественников Гу Яньу сфокусировал внимание на социальном и теоретико-познавательном аспектах научного знания, с древности накапливаемого конфуцианством в канонах, хрониках и собраниях сочинений. Перспективы эволюции конфуцианской мысли были описаны Гу Яньу в его философских произведениях. Это также наложило отпечаток на всю последующую традицию «канонического учения», представленную такими именами, как Цянь Дасинь Щ^Ш (1728—1804), Ван Мин-шэн (1722—1797), Чжао И ЙШ (1727—1814), Ван Няньсунь £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1744—1832) и Ван Иньчжи (1766—1834).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.