Научная статья на тему 'СУДЬБА КОЛЛЕКЦИИ ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА САРКИЗОВА-СЕРАЗИНИ'

СУДЬБА КОЛЛЕКЦИИ ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА САРКИЗОВА-СЕРАЗИНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
219
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИММЕРИЯ / ФЕОДОСИЯ / К.Ф. БОГАЕВСКИЙ / М.А. ВОЛОШИН / И.М. САРКИЗОВ-СЕРАЗИНИ / КОЛЛЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сиренко А.С.

Статья посвящена коллекции известного советского ученого, основоположника отечественной спортивной медицины и лечебной физкультуры в СССР Ивана Михайловича Саркизова-Серазини. Приведены итоги исследования, основой которого стал комплексный анализ опубликованных и неопубликованных материалов, касающихся формирования собрания. Источниковедческой базой стали архивные материалы, хранящиеся в Историко-спортивном музее Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Рассказывается о личности ученого, его творческих увлечениях, приводится список картин и книг, полученных музеями из собрания И.М. Саркизова-Серазини. Уточняется перечень музеев-наследников, где хранятся произведения, подаренные коллекционером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FATE OF THE COLLECTION OF IVAN MIKHAILOVICH SARKIZOV-SERAZINI

The article is devoted to the collection of Ivan Mikhailovich Sarkizov-Serazini, a famous Soviet scientist, the founder of national sports medicine and physiotherapy exercises in the USSR. The results of the research are presented as a methodological basis which became a comprehensive analysis of published and unpublished materials related to the formation of the collection. The archival materials stored in the Historical and Sports Museum of the Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism became the source base for the study. It tells about the personality of the scientist, his creative hobbies, provides a list of paintings and books received by museums from the collection of I.M. Sarkizov-Serazini. The list of heir museums where the works donated by the collector are kept, is being specified.

Текст научной работы на тему «СУДЬБА КОЛЛЕКЦИИ ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА САРКИЗОВА-СЕРАЗИНИ»

Sirenko, Anastasia Sergeevna

*

The State Museum and Exhibition Center "ROSIZO",

Moscow, Russian Federation

Сиренко Анастасия Сергеевна

Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», г. Москва, Российская Федерация

THE FATE OF THE COLLECTION

OF IVAN MIKHAILOVICH

SARKIZOV-SERAZINI

СУДЬБА КОЛЛЕКЦИИ ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА САРКИЗОВА-СЕРАЗИНИ

о

о сч

со <

ОС

э ш

I-

Π<

0D (О

ъ о

О О

о

CD г-^

The Art of Eurasia

No. 1 (20) 2021

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена коллекции известного советского ученого, основоположника отечественной спортивной медицины и лечебной физкультуры в СССР Ивана Михайловича Сар-кизова-Серазини. Приведены итоги исследования, основой которого стал комплексный анализ опубликованных и неопубликованных материалов, касающихся формирования собрания. Источниковедческой базой стали архивные материалы, хранящиеся в Историко-спортивном музее Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Рассказывается о личности ученого, его творческих увлечениях, приводится список картин и книг, полученных музеями из собрания И.М. Саркизова-Серазини. Уточняется перечень музеев-наследников, где хранятся произведения, подаренные коллекционером.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Киммерия; Феодосия; К.Ф. Богаевский; М.А. Волошин; И.М. Саркизов-Серазини; коллекция.

ABSTRACT

The article is devoted to the collection of Ivan Mikhailovich Sarkizov-Serazini, a famous Soviet scientist, the founder of national sports medicine and physiotherapy exercises in the USSR. The results of the research are presented as a methodological basis which became a comprehensive analysis of published and unpublished materials related to the formation of the collection. The archival materials stored in the Historical and Sports Museum of the Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism became the source base for the study. It tells about the personality of the scientist, his creative hobbies, provides a list of paintings and books received by museums from the collection of I.M. Sarkizov-Serazini. The list of heir museums where the works donated by the collector are kept, is being specified.

KEYWORDS:

Cimmeria; Feodosia; Konstanin F. Bogaevsky; Ivan M. Sarkizov-Serazini; collection.

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

1. Иван Михайлович Саркизов-Серазини (1887-1964).

Фотография. 1960-е.

Историко-спортивный музей РГУФКСМиТ

Исследование малоизученных частных коллекций всегда представляется интересным и актуальным, позволяет расширить проблемное поле современного искусствознания, узнать не только о судьбе мецената и его собрании, но и в значительной степени обогащает сведения о художниках и развитии их творческих методов.

Известный ученый Иван Михайлович Саркизов-Серазини (1887-1964) — основоположник отечественной спортивной медицины и лечебной физкультуры в СССР, страстно увлеченный коллекционер, доктор медицинских наук (1938), профессор (1946), заслуженный деятель науки РСФСР (1957). Он был заведующим кафедрой физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры (сегодня носит его имя) в Государственном центральном институте физической культуры (1944-1964). Он внедрял в науку знания о закаливании солнцем, воздухом и водой, выпустил 250 научных работ и 50 монографий. Иван Михайлович родился в Ялте и провел свое детство в Феодосии, и Крым навсегда остался в его сердце, именно здесь он проводил каждый свой

отпуск. «Саркизов-Серазини стал одним из основателей Всероссийского общества по изучению Крыма, был знатоком литературы об истории этих мест, будучи страстным коллекционером, снабжал библиотеки крымских музеев букинистическими книгами. Выпустил ряд изданий, написанных им самим об истории и культуре Крыма. В путеводителе по Восточному Крыму в 1958 году ученый писал: "Где еще можно встретить в Европе такое количество самых разнообразных пейзажей, различных по своему характеру и стилю, какие имеются на небольшом отрезке земли восточного Крыма? Может быть, не случайно бывшему городу киммерийцев, потом милетской колонии ионических греков, виднейшему порту Боспорского царства, генуэзской фактории итальянских колонистов, малому Стамбулу турок — Феодосии суждено было сделаться колыбелью, из которой вышло много крупных русских художников, сделавших имя Феодосии широко известным и у нас, и по всему миру?" Одной из самых значимых частей его коллекции, состоявшей из книг, рукописей, писем и автографов известных людей, стала живопись»

[20, с. 124] (отрывок путеводителя «По восточному Крыму» — см. [19, с. 52]).

В рамках данной статьи освещается ранее практически неизученная коллекция И.М. Саркизова-Серазини. Цель данного исследования —обзор и систематизация сведений о формировании собрания и его дальнейшей судьбе. Источниковедческой базой стали архивные материалы, хранящиеся в Историко-спортивном музее Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ), опубликованные воспоминания учеников И.М. Саркизова-Серазини А.А. Бирюкова [3] и А.А. Салуцкого [16]. В поисках сведений неоценимую помощь оказала Н.Л. Иванова, доцент кафедры физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры имени И.М. Саркизова-Серазини РГУФКСМиТ. Наиболее значимыми источниками стали «Автобиография» и «Воспоминания о Феодосии» И.М. Саркизова-Серазини.

В автобиографии И.М. Саркизова-Серазини так отмечено начало собирательского пути: «С 1925 года я пристрастился к коллекционированию картин знаменитых художников, редчайших книг, авторов и рукописей великих ученых, поэтов, писателей и т.д. Я был несколько странным коллекционером. Я значительную часть своих приобретений раздавал безвозмездно музеям страны. За 35 лет своего коллекционирования я собрал редчайшую коллекцию полотен кисти таких художников, как Айвазовский (24 картины), Семирадский (3 полотна из 11 полотен, имеющихся в СССР), Поленов, Маковский, Верещагин, Репин, Боголюбов, Богаевский (6 полотен), Лагорио (4 полотна), Дубов-ской, Саврасов, Волошин, А.М. Герасимов, Струнников, Архипов, Кукрыниксы, Суриков и многих других. Из своего собрания 90 картин я подарил Третьяковской галерее, 7 картин в Феодосийскую галерею им. Айвазовского и 3 редчайших картины — фламандца Ван дер Неера и двух французских классиков Добиньи и Гринье — в Алупкин-ский музей. Свою библиотеку, насчитывавшую 10 тысяч редчайших и в значительном количестве уникальных книг, я передал в основном Московскому историческому музею, Музею А.С. Пушкина в Москве, в Дом Пушкина и Военно-Морской музей в Ленинграде, в Музей истории медицины в Риге, в Музей им. Белинского, Публичную библиотеку и Академию наук в Тбилиси и др. Кроме того, на протяжении многих лет я посылал книги во все музеи Крыма, в музей им. Тургенева, Достоевского, Суворова в селе Кончанском, в Музей Лермонтова в Пятигорске и Тарханах, им. Шевченко в Киев и в другие музеи страны. Мною было собрано около 500 рукописей, автографов и писем Пушкина, Чехова, Достоевского, Гоголя, Горького,

Лескова, Державина, Репина, Тургенева, Чайковского, Бородина, Листа, Бальзака и множества других великих людей, которые я также передал в различные музеи страны. В музеи страны я передал письма, адресованные лично мне Станиславским, Ермоловой, Южным, Садовским, Мичуриным, Андреем Белым, Вл. Гиляровским, М.П. Чеховой, художниками Архиповым, Богаевским, артисткой МХАТа М. Лилиной и артистом того же театра А.Л. Вишневским, писателями А. Яковлевым, Сергеем Малашкиным, Малышкиным, Соболем и другими моими друзьями и знакомыми. Много автографов, принадлежавших историческим лицам, я подарил Московскому историческому музею и среди них автографы Петра Великого, Екатерины, Меньшикова, Миниха, Суворова, Кутузова, Багратиона, палачей Пушкина — Бенкендорфа, Дубельта и Николая I, Скобелева, Барклая де Тол-ли и множества других исторических личностей. Великий советский народ дал мне эти реликвии из истории прошлого русского народа, из области литературы, поэзии, науки, изобразительного искусства, и я, сохранив их, вновь вернул своему народу» [17, с. 6-7].

Живописная коллекция И.М. Саркизова-Серазини практически не поддается описанию, но обратившись к каталогам музеев, удалось идентифицировать ряд произведений, попавших в фонды. В собрании Государственной Третьяковской галереи сегодня хранятся следующие произведения из коллекции ученого:

— графика: И.К. Айвазовский «Парусное судно» (1858), «Шторм на море»; А.П. Апсит (Апситис) «Масленица» (1900-е); К.Ф. Богаевский «Феодосия»

(1930), «Судакская крепость» (1931), «Первозданный пейзаж» (1931), «Мыс Меганом» (1931), «Керчь» (1938 рис. 2); М.А. Волошин «Окрестности Коктебеля» (1924), «Крымский пейзаж» (1925), «Окрестности Коктебеля» (1925), «Коктебель. Окрестности» (1925), «Хоровод кисейных облаков» (1925), «Пейзаж, воспроизводящий рисунок камня» (1925), «Химеры» (1927), «Лунная ночь над Карадагом» (1927), «Древний венецианский город на берегу Коктебельской бухты» (1928), «Бухта Коктебель»

(1931); А.М. Герасимов «Автопортрет» (1936), «Портрет И.М. Саркизова-Серазини» (1938); Н. Чернецов «Татарский домик в Ореанде» (1835);

— живопись: И.К. Айвазовский «Лунная ночь на Капри» (1841), «Овцы, загоняемые бурею в море» (1855), «По дороге на Ялту» (1860-е), «Ялта» (1866), «Волнующееся море» (1887), «Ночь в Феодосии» (1887), «Штиль» (1887), «Неаполитанский залив утром» (1893), «Лунная ночь на Босфоре» (1894), «Неаполитанский залив ночью» (1895), «Туман на море» (1895), «Неаполитанский залив ранним утром» (1897), «Перед бурей» (1898), «Кораблекрушение у берегов Гурзуфа» (1898); А.Е. Архипов

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

2. К.Ф. Богаевский. Керчь.

1938.

Бумага, акварель. 41,7 х 62,2. ГТГ [8, с. 211]

«Крестьянка» (1925); К.Ф. Богаевский «Феодосия современная» (1932, рис. 3), «Феодосия XIV-XV вв.» (1935); П.П. Верещагин «Севастополь. Этюд»; А.М. Герасимов «Дары осени» (1935); Л.Ф. Лаго-рио «У берегов Ливадии» (1895); ГП. Кондратенко «Берег моря»; В.Е. Маковский «Политики» (1884); А.И. Мещерский «Морской пейзаж» (1899); В.Д. Поленов «Христос на Генисаретском озере» (1888); А.К. Саврасов «Деревня» (1890-е); Л.В. Туржанский «Весенний вечер» (1912); Я.П. Турлыгин «Голова турка» (1890-е); А.И. Фесслер «Бомбардировка Феодосии турецким флотом в 1878 году» (1878).

Обзор коллекции И.М. Саркизова-Серазини делает очевидным его пристрастие к Крыму и крымским пейзажам. Н.С. Барсамов, директор Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского, пишет: «И.М. Саркизов-Серазини был знатоком литературы о прошлом Крыма и щедро снабжал библиотеку краеведческого музея и галереи букинистическими книгами. Нам, кроме того, он сообщал сведения о картинах Айвазовского, появляющихся в антикварных магазинах.

Иван Михайлович собрал коллекцию картин, среди которых было 25 работ Айвазовского. Он намеревался завещать свою коллекцию галерее

Айвазовского, но впоследствии переменил решение и отдал ее Третьяковской галерее.

Нам он передал автопортрет Айвазовского и прекрасную акварельную марину Гюдена. От него получена также рукопись воспоминаний о детских и юношеских годах, относящихся к концу прошлого и началу нынешнего века. В рукописи имеется много сведений о нравах и обычаях старой Феодосии, упоминаются люди того времени, есть много деталей, помогающих воссоздать облик города на рубеже двух эпох...» [1, с. 195].

Сегодня этот автопортрет (рис. 4) хранится в собрании Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского и представлен на страницах монографических изданий знаменитого мариниста [6; 7]. Важно отметить, что Иван Михайлович принимал самое активное участие в формировании фондов галереи, помогая собирать картины крымских художников. Он был регулярным гостем антикварных магазинов, и если там попадалось полотно И.К. Айвазовского, сразу сообщал Н.С. Барсамову, а затем они совместно прилагали всевозможные усилия, чтобы картина попала в галерею художника. Нередко выкупал картину на собственные средства и отправлял в Феодосию.

3. К.Ф. Богаевский. Феодосия современная.

1932.

Холст, масло. 62,5 х 167. ГТГ [9, с. 82]

Произведение ГИ. Семирадского «У фонтана (Баловник)» из Третьяковской галереи поступило в Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина, картина А.М. Герасимова «Портрет И.М. Саркизова-Серазини» (1951; рис. 5) — в Симферопольский художественный музей.

В Бахчисарайский историко-культурный заповедник из коллекции Саркизова-Серазини поступили редкие книги и статьи по истории, археологии и этнографии Крыма, Юга России и Средиземноморья, изданные в конце XVIII — начале XX века. По данным музея, за 30 лет сотрудничества с ученым библиотека Бахчисарайского музея получила в дар 150 книг и статей, а также литографии, фотографии и карты. Важно отметить, что поступления из его собрания считаются значительными, так как в них содержатся материалы, создающие прочную базу первоисточников для изучения истории, этнографии и культуры народов Крыма.

А.А. Бирюков, ученик И.М. Саркизова-Серазини, оставил ценные сведения о коллекции книг ученого: «Мало кто знает, что Саркизов-Серазини был "заражен" собирательством редких книг с тех пор, как купил книгу в Индии "Древняя индийская медицина", а в Китае по тибетской медицине. Он был обладателем таких уникальных книг, которые впоследствии были переданы государству. Это "Езда в остров Любви" перевод Василия Тре-диаковского, 1730 г.; "Дорожный календарь', 1762 г.; "История телесных наказаний в России", 1918 г.; "Живописная Россия" Филимонова, 1837 г., "Воспоминания об императрице Елисавете Алексеевне", 1827 г.; "Русские книжные редкости. Библиографический список русских редких книг", составил

Григорий Геннади, Санкт-Петербург, 1872 г., тираж 100 экземпляров; каталог "Новейшие лекарственные средства Товарищества В.К. Феррейна в Москве", 1910 г., "Летопись русского театра", 1861 г. Пимена Аранова и многие другие. Всему этому я был свидетель и много раз их листал» [3, с. 9]. Этот перечень поражает и в очередной раз показывает, насколько были многообразны увлечения Ивана Михайловича.

Говоря о личности И.М. Саркизова-Серазини, нельзя обойти вниманием его литературный талант и обширные знакомства в творческих кругах: «За время литературной деятельности я выпустил романы "Потомок венецианского дожа", "Собаки Стамбула", сборник рассказов "Над голубым заливом", повесть "Приключение Женьки Жоха", "В стране Тамерлана и жаркого солнца". Моя пьеса "Сочувствующий" в 1925-1926 году была поставлена на сценах Москвы, Ленинграда и других городов страны. К этому времени относится мое знакомство и встречи, а с некоторыми и дружба с различными представителями искусства. Я имею в виду великих артистов сцены М.Н. Ермолову, К.С. Станиславского, М.П. Лили-ну, А.А. Яблочкину, А.И. Южина, В.Н. Давыдова, О.О. Садовскую, П.М. Садовского, А.А. Остужева, А.Л. Вишневского, Блюменталь-Тамарину, Лешков-скую, Орленева и многих других представителей театра. Встречался и был дружен с некоторыми писателями и поэтами. Вересаевым, Елпатьев-ским, Есениным, Максом Волошиным, Андреем Белым, И.А. Новиковым, С. Клычковым, В. Кази-ным, Грином, Новиковым-Прибоем, А. Яковлевым, С. Городецким, В. Гиляровским, А. Блоком,

Искусство Евразии

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

4. И.К. Айвазовский. Автопортрет.

1881.

Холст, масло. 48 х 61. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского [11, с. 83]

5. А.М. Герасимов. Портрет

И.М. Саркизова-Серазини.

1951.

Холст, масло. 71 х 82.

Симферопольский художественный музей

Сергеевым-Ценским, Малышкиным и Сергеем Малышкиным и др. Памятны для меня встречи с "народным шутом" В. Дуровым, А.П. Луначарским, композитором Ипполитовым-Ивановым, Н.И. Подвойским, художниками А.Е. Архиповым, К.Ф. Богаевским, А. Григорьевым, Касаткиным, Аладжаловым, Струнниковым, А.М. Герасимовым, а в дальнейшем — Кукрыниксами и многими другими представителями искусства» [17, с. 2]. Иван Михайлович был членом Общества драматических писателей и членом Союза журналистов.

Кукрыниксы, бывшие соседями Саркизова-Серазини и часто заходившие к нему в гости, создали замечательный шарж о деятельности ученого «Спасите! Помогите! Исцелите! Омолодите!». Жили они на улице Чкалова 14/16, теперь это улица Земляной вал. По воспоминаниям учеников, Иван Михайлович любил принимать гостей и угощал их чаем с крымскими травами, зачастую собранными

им самим. А.А. Слуцкий оставил описание атмосферы, царившей в доме учителя: «Маленький домашний кабинет Саркизова-Серазини, выходивший окнами в тихий зеленый двор, напоминал нечто среднее между букинистической лавкой и антикварным магазином. Большой старинный книжный шкаф, где наряду с уникальными изданиями по истории медицины хранилась не менее редкая библиотека по Крыму, стоял напротив двери. Солидный двухтумбовый письменный стол—у окна. Настольная лампа с металлическим абажуром под бронзу, в который был вставлен поддельный рубин величиной с куриное яйцо, напоминала чалму индийского факира. Стен в кабинете почти не было видно: они сплошь были увешаны картинами и фотографиями с автографами. Множество картин висело и в небольшой столовой, где за квадратным столом собирались у Саркизова-Серазини друзья. Здесь же стоял еще один книжный шкаф —

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

с литературой по лечебной физкультуре, который впоследствии вместе со своим содержимым перекочевал в инфизкульт и стоит там по сей день. Это была типично профессорская квартира, какие любят изображать в кинофильмах. Пожалуй, только картин на стенах здесь было больше, чем у любого из коллег Иван Михайловича. Саркизов-Серазини обладал самой выдающейся в Советском Союзе коллекцией произведений маринистов. Это было давнее увлечение, перешедшее в страсть. Переехав в Москву, он решил окружить себя ароматом Крыма» [16, с. 141].

Действительно, к Крыму у И.М. Саркизова-Серазини всегда была особая любовь. Иван Михайлович стал одним из инициаторов и членом Президиума Всероссийского общества по изучению Крыма, которое занималось исследованием и популяризацией вопросов, затрагивающих «историю, культуру и экономику Крыма. К сожалению, архивные материалы об обществе практически не сохранились, и журнал "Крым" является единственным источником об участии РОПИК в сохранении культурно-исторического наследия» [12, с. 137], но в нем представлено немало серьезных исследований, актуальных и сегодня. Каждый год по мере возможностей при всей своей загруженности Иван Михайлович отправлялся в Крым и совершал пешие прогулки в разных его частях. Результатом путешествий стали путеводители «Крым», «По южному берегу Крыма», «По восточному Крыму», «По Старому Свету». В качестве благодарности за систематическую работу по изучению наследия и истории полуострова одна из новых туристических троп, проложенная в 1962 году от Симеиза на вершины Яйлы и обратно к Алупке, была названа именем И.М. Саркизова-Серазини.

Одним из его любимых художников и хорошим другом был К.Ф. Богаевский, известный крымский пейзажист, участник многочисленных выставок, известный своими символически-историческими пейзажами, воссоздающими миф о таинственной Киммерии. А.С. Слуцкий пишет: «Саркизов-Серазини дорожил дружбой с Богаевским, чье творчество очень соответствовало его художественным вкусам. Работая над романом "Потомок венецианского дожа", Иван Михайлович постоянно держал перед собой подлинники и копии картин Богаевского. На них воскресали фантастические, сказочные, иссеченные ветрами, просоленные морскими брызгами киммерийские берега. Одно из полотен Богаевского, на котором изображены грозные развалины генуэзских башен, Саркизов-Серазини особенно любил. Эта картина висела в его кабинете над книжным шкафом. Всю жизнь, сидя за рабочим столом, Иван Михайлович смотрел на нее. Она способствовала созданию творческого настроения» [13, с. 141]. Среди наиболее

известных картин художника панорама «Феодосия», она написана им в 1930 году и представлена в собрании Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского. Однако, очевидно по просьбе своего московского друга И.М. Саркизова-Серазини, К.Ф. Богаевский в 1932 году сделал повтор этой картины и назвал ее «Феодосия современная», сегодня это произведение хранится в запасниках Государственной Третьяковской галереи, ранее экспонировалось на выставке «Художники РСФСР за XV лет (1917-1932 гг.)». На обороте есть надпись рукой ученого: «Подарено худ. К.Ф. Богаевским проф. И.М. Саркизову-Серазини в 1932 г.».

Перед зрителем разворачивается общая панорама города, где тесно переплелись «старинные и современные кварталы, крепостные башни и стены, церкви и мечети. В левой части картины возвышается гора Митридат, которую венчает археологический музей ... в виде античного храма, построенный при участии и на средства Ивана Константиновича Айвазовского, в ту пору "отца города"» [20, с. 123]. Сегодня этого музея нет, он был разрушен в годы Великой Отечественной войны. На дальнем плане картины «виднеется Лысая гора, которую художник изображает, точно моделируя структуру каменистой горы. В правой части полотна—море, именно оно связывало этот город с античным и средневековым миром. Улицы города безлюдны, тишина витает над широкими просторами, а стены генуэзской крепости свидетельствуют о былом величии. <...> Важно отметить, что, создавая свои произведения, автор не всегда стремился досконально воспроизвести окружающую природу, но в большой панораме родного города он старался быть максимально точным» [20, с. 123]. Из переписки К.Ф. Богаевского и А.В. Григорьева становится очевидным, что произведения, хранящиеся в коллекции Иван Михайловича, нередко запрашивались художником на выставки: «Если Вы решили взять для Москвы те мои вещи, что были выставлены в Ленинграде, то хотелось бы их пополнить теми еще, что я Вам в последний раз прислал из Феодосии, выбрав из них только лучшие, к ним прибавить мои акварели, а также взять для этого у Ив[ана] Михайловича Саркизова "Феодосию" — масло, два или один этюд маслом и длинную акварель, у него находящиеся» [15, с. 154]. Данный факт лишний раз подчеркивает дружеские отношения между художником и ученым. В своих «Воспоминаниях о Феодосии» Саркизов-Серазини очень точно охарактеризовал творчество Богаевского: «Этот родоначальник исторического пейзажа России как никто из перечисленной плеяды художников сумел передать на полотне измызганную ветрами и брызгами морских волн "страну печальной Киммерии". В его незабываемых произведениях воскресают героические сны

6. М.А. Волошин. Хоровод кисейных облаков.

1925.

Бумага, акварель, графитный карандаш. 26,5 х 35,5. Дар

И.М. Саркизова-Серазини, 1960.

ГТГ [8, с. 345]

первозданных предгорий и гор восточного отрезка Тавриды, и в каждом произведении художника чувствуешь в изображаемой земле историческую тоску ушедших культур и девственную целомудренность одиноких холмов, со страстным желанием ожидающих своего оплодотворения трудом и гением человеческого разума» [18, с. 96-98].

Близким другом К.Ф. Богаевского и пропагандистом Киммерии был М.А. Волошин — известный поэт Серебряного века, литературный критик, искусствовед и художник. Всю свою жизнь он изучал историю и культуру этого края. Его имя «неразрывно связано с Крымом, Киммерией, Коктебелем. Здесь он прожил большую часть своей жизни, здесь были написаны его знаменитые акварели, созданы лучшие его стихотворения» [4, с. 9]. Хорошо известно, что в Коктебеле М.А. Волошин создал «Дом поэта», где нередко бывал И.М. Саркизов-Серазини как друг, врач и коллега-писатель. Он делился своими творческими замыслами с «поэтом Киммерии». Практически на всех акварелях М.А. Волошина в коллекции

И.М. Саркизова-Серазини есть памятные надписи: «Окрестности Коктебеля» (1924) — «Самому жизнерадостному бодрому и доброму из моих крымских друзей Ивану Михайловичу Саркизову. Моей тоской теперь напоены предгорий героические сны»; «Коктебель. Окрестности» (1925) — «Милой Софье Анастасьевне — постоянное напоминание о Коктебеле»; «Крымский пейзаж» (1925) — «Ивану Михайловичу: Коктебель. Вас ожидает всегда Максимилиан Волошин»; «Окрестности Коктебеля» (1925) — «Доктору Саркизову. С грохотом ты нам предстал, В кулак зажимая цикаду, Солнцем обугленный торс Конской шерстью порос»; «Хоровод кисейных облаков» (1925, рис. 6) — «Милому Ивану Михайловичу—залог дружества в солнце и в движении», «Над чеканом бурых водороин. Хоровод кисейных облаков»; «Пейзаж, воспроизводящий рисунок камня» (1925) — «Дорогому Ивану Михайловичу — оттиск пейзажа с камня, им найденного»; «Лунная ночь над Карадагом» (1927) — «И под огромною луной Вся готика базальтов Карадага. Доктору Ивану Михайловичу»; «Химеры» (1927) —

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

7. И.К. Айвазовский. Лунная ночь на Босфоре.

1894.

Холст, масло. 49,7 х 76. Дар

И.М. Саркизова-Серазини. Источник: tretyakovgallery.ru

«Милой Софье Анастасьевне — память о Коктебеле»; «Древний венецианский город на берегу Коктебельской бухты» (1928) — «Дорогому Ивану Михайловичу память о нашей Киммерии. Максимилиан Волошин». Поэт называет Киммерией — «восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (южного берега и Херсонеса Таврического)» [5, с. 167].

В 1961 году в журнале «Огонек» вышла статья Л. Осиповой «Солнечный доктор», где автор рассказывает о судьбе ученого и его увлечениях. Очевидно, Л. Осиповой посчастливилось побывать в доме Ивана Михайловича и впоследствии написать об этом человеке и его собрании. В данной публикации мы находим полезные сведения о формировании последнего: «Свою коллекцию картин Иван Михайлович собирал около сорока лет. Почти каждая из них стала частью его биографии, кусочком его души. Картину Айвазовского "Лунная ночь на Босфоре" доктор приобрел в Феодосии у вдовы художника. Картина была сильно попорчена, но после реставрации в мастерской Корина ожила вся ее необычайная прелесть. Айвазовский — первый художник, который пленил воображение Саркизова-Серазини» [14, с. 24].

И.М. Саркизову-Серазини удалось принять участие в плаваниях как парусных судов, так и на пароходах. Покорение морей началось для него на бриге «Св. Николай», который потерпел крушение, и будущий ученый чудом выжил, затем он ходил на грузовом пароходе «Юпитер» вокруг Европы и совершил путешествие вокруг берегов северной Африки и Азии на пароходе «Нижний Новгород». Впечатления и знания о различных странах и народах в будущем пригодились ученому как в профессиональной деятельности, так и в собирании коллекции. Для большинства коллекционеров всегда памятны поступления каждого произведения, поэтому их воспоминания и экскурсии всегда особенно ценны. Л. Осипова пишет, что «Иван Михайлович рассказывает о картинах, как о близких людях» [14, с. 24].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо крымских художников в собрании Саркизова-Серазини заметно увлечение «московской школой живописи»1, которая представлена именами А.Е. Архипова, Л.В. Туржанского и А.М. Герасимова. По воспоминаниям учеников, с Архи-повым и Герасимовым его связывали особенно теплые отношения. Они часто бывали друг у друга в гостях, делились мнениями, позволяли себе быть достаточно откровенными в обсуждениях

творческих пристрастий. Художники дарили ему свои произведения. В числе скульпторов, с которыми И.М. Саркизов-Серазини поддерживал отношения, были Н.А. Андреев, А.Е. Елецкий, Е.В. Ву-четич. Иван Михайлович даже принимал участие в обсуждении эскиза знаменитого монумента «Родина-мать» в мастерской, располагавшейся в старинной церкви на Солянке.

Следует перечислить еще ряд подарков ученого из его совершенно уникальной коллекции. В Государственный музей музыкальной культуры Саркизов-Серазини передал коллекцию книг по истории украинской народной песни; в Музей-усадьбу М.Ю. Лермонтова под Пензой собрание книг и статей, напечатанных при жизни поэта [2, с. 7]; в Орловский государственный музей И.С. Тургенева — книги из родовой библиотеки Тургенева; в Киевский музей Т. Г Шевченко — первое издание «Кобзаря» с рисунками автора; в Тбилисскую библиотеку и библиотеку Академии наук Грузии — 80 редчайших книг по истории Грузии; в Дом-музей П.И. Чайковского в Клину — письмо композитора; Московскому музею имени А.С. Пушкина — комплект журнала «Современник», издававшийся поэтом; в Музей А.А. Бахрушина — материалы по истории театра; Пушкинскому Дому в Санкт-Петербурге — автограф письма А.С. Пушкина. По данным книги «Дары и дарители» [10], в Государственный музей А.С. Пушкина из коллекции И.М. Саркизова-Серазини поступили тысячи книг и рукописных альбомов первой трети XIX века, среди них: первые издания А.С. Пушкина («Цыганы», «Кавказский пленник»), А.А. Дельвига, А. Мицкевича, С.Н. Глинки, Н.В. Кукольника, А. Погорельского, А.Ф. Вельтмана, Р.М. Зотова; прижизненные издания И.И. Дмитриева, ГР. Державина, Н.А. Бестужева; журналы и альманахи XVIII-XIX веков: «Живописец» (1772), «Санкт-Петербургский вестник» (1779-1780; 1831), «Московский журнал» (1802-1803), издававшийся Н.М. Карамзиным, и альманах «Амфион» (1815), где был впервые напечатан В. Кюхельбекер.

Таким образом, в результате исследования удалось охарактеризовать личность И.М. Саркизова-Серазини, объединить найденные сведения о его коллекции, обозначить дальнейший круг поисков, к которым могут прибегнуть искусствоведы и культурологи, чтобы в полной мере осветить наследие ученого и коллекционера.

Примечания:

1. Восходит к традициям Московского училища живописи, ваяния и зодчества [13, с. 22].

№1 (20) 2021 eISSN 2518-7767

Литература

1. Барсамов Н.С. 45 лет в галерее Айвазовского. Симферополь: Крым, 1971. С. 195.

2. Бирюков А.А. И.М. Саркизов-Серазини и его школа по лечебной физкультуре, лечебному и спортивному массажу // ЛФК и массаж. Спортивная медицина. 2008. № 5 (53). С. 10-19.

3. Бирюков А.А. К 125-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки, доктора медицинских наук, профессора Ивана Михайловича Саркизова-Серазини // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2012. № 3 (99). С. 4-12.

4. Волошин М.А. Коктебельские берега: Поэзия. Рисунки. Акварели. Статьи / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. З.Д. Давыдов. Симферополь: Таврия, 1990. 244 с.

5. Волошин М.А. Константин Богаевский // Максимилиан Волошин. Собр. соч. в 8-ми т.: Т. 5. / Сост., подготовка текста А.В. Лавров. М.: Эллис Лак 2000, 2007. С. 164-184.

6. Гайдук Т.В. Айвазовский Иван Константинович. Живопись. Избранное / авт.-сост. Татьяна Гайдук. Симферополь: Титул, 2015. 48 с.

7. Гайдук Т.В. И.К. Айвазовский. Живопись. Альбом-каталог. Киев: Энергия плюс, 2007. 208 с.

8. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 3: Рисунок XX века. Кн. первая. А-В. Москва: Сканрус, 2006. 462 с.: ил.

9. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 6: Живопись первой половины XX века. Кн. первая. А-И. / авт.-сост. Н. А. Александрова и др. Москва: Сканрус, 2009. 490 с.: ил.

10. Дары и дарители: альбом / Сост. Н. С. Нечаева и др.; Гос. музей А.С. Пушкина. Москва: Московские учебники, 2007. 501 с.

11. Иван Константинович Айвазовский. Живопись, графика: каталог / Феодос. картин. галерея им. И.К. Айвазовского; гл. ред. К. Игнатов; авт.-сост.: Т. Гайдук, К. Игнатов. Симферополь: Игнатов К.Э. [издатель], 2016. 228 с.: ил.

12. Козлов В.Ф. Охрана исторических памятников в Крыму (1920-1941 гг.) // Художественное наследие: хранение, исследование, реставрация. Вып. 15. Москва: РИО. Гос. НИИР, 1994. С. 124-156.

13. Морозов А.И. Искусство — своему времени // Искусство. 1977, № 10. С. 18-26.

14. Осипова Л. Солнечный доктор // Огонек. 1961. № 3 (15 января). С. 24.

15. Письмо К.Ф. Богаевского А.В. Григорьеву (Феодосия, 6 апреля 1933 г.) // Бащенко Р.Д. К.Ф. Богаевский: жизнь и творчество. М.: Изобразительное искусство, 1984. 294 с.

16. Салуцкий А.С. Секрет профессора: Документальная повесть о И.М. Саркизове-Серазини. Москва: Физкультура и спорт, 1976. 200 с.

17. Саркизов-Серазини И.М. Автобиография. М.: Историко-спортивный музей РГУФКСМИТ, 1962. 7 с.

18. Саркизов-Серазини И.М. Воспоминания о Феодосии. Феодосия: РА «Арт Лайф», 2010. 112 с.

19. Саркизов-Серазини И.М. По восточному Крыму. Путеводитель. М.: Географгиз, 1958. 144 с.

20. Сиренко А.С. Мифопоэтические и художественно-стилистические особенности «киммерийской школы живописи» в контексте развития русского искусства I половины XX века: дисс. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2020. 171 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Сиренко Анастасия Сергеевна — главный специалист отдела региональных выставок, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: assirenko88@gmail. com

ABOUT AUTHOR: Sirenko, Anastasia Sergeevna — Chief specialist of the department of regional exhibitions, the State Museum and Exhibition Center "ROSIZO", Moscow, Russian Federation. E-mail: assirenko88@gmail.com

The Art of Eurasia

No. 1 (20) 2021

References

1. Barsamov N.S. 45 let v galeree Aivazovskogo [45 years in the Aivazovsky gallery]. Simferopol, Krym Publ., 1971, p. 195. (In Russian).

2. Biryukov A.A. I.M. Sarkizov-Serazini i ego shkola po lechebnoi fizkul'ture, lechebnomu i sportivnomu massazhu [I.M. Sarkizov-Serazini and his school of physiotherapy exercises, therapeutic and sports massage]. LFK i massazh. Sportivnaya meditsina - Exercise therapy and massage. Sports medicine, 2008, No. 5 (53), pp. 10-19. (In Russian).

3. Biryukov A.A. K 125-letiyu so dnya rozhdeniya zasluzhennogo deyatelya nauki, doktora meditsinskikh nauk, professora Ivana Mikhailovicha Sarkizova-Serazini [To the 125th anniversary of the birth of the Honored Scientist, Doctor of Medical Sciences, Professor Ivan Mikhailovich Sarkizov-Serazini]. Lechebnaya fizkul'tura i sportivnaya meditsina - Physiotherapy and Sports Medicine, 2012,

No. 3 (99), pp. 4-12. (In Russian).

4. Voloshin M.A. Koktebel'skie berega: Poehziya. Risunki. Akvareli. Stat'i [Koktebel Shores: Poetry. Drawings. Watercolors. Articles]. Comp., ed. by Z.D. Davydov. Simferopol, Tavria Publ., 1990. 244 p. (In Russian).

5. Voloshin M.A. Konstantin Bogaevskiy [Konstantin Bogaevsky]. Lavrov A.V. (comp.). Maksimilian Voloshin. Sobraniye sochineniy v 8-mi t.: T. 5. [Maximilian Voloshin. Collected works in 8 volumes: Vol. 5].Moscow, Ellis Lack 2000 Publ., 2007, pp. 164-184. (In Russian).

6. Gaiduk T.V. Aivazovskii Ivan Konstantinovich. Zhivopis'. Izbrannoe [Aivazovsky Ivan Konstantinovich. Painting. Favorites]. Simferopol, Titul Publ., 2015. 48 p. (In Russian).

7. Gaiduk T.V. I.K. Aivazovskii. Zhivopis'. Al'bom-katalog [I.K. Aivazovsky. Painting. Album catalog]. Kiev, Energy Plus Publ., 2007. 208 p. (In Russian).

8. Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya. Katalog sobraniya. T. 3: RisunokXX veka [State Tretyakov Gallery. Collection catalog. T. 3: Drawings of the 20th century. Book 1: A-B. Moscow, Scanrus Publ., 2006. 462 p . (In Russian).

9. Aleksandrova N.A. et al. (comp.). Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya. Katalog sobraniya. T. 6: Zhivopis' pervoi poloviny XX veka [State Tretyakov Gallery. Collection catalog. T. 6: Painting of the first half of the 20th century. Book 1: A-I]. Moscow, Scanrus Publ., 2009. 490 p. (In Russian).

10. Nechaeva N.S. et. al. (comp.). Dary i dariteli [Gifts and givers: album]. Moscow, Moskovskie uchebniki Publ., 2007. 501 p. (In Russian).

11. Gaiduk T., Ignatov K. (comp.). Ivan Konstantinovich Aivazovskii. Zhivopis', grafika [Ivan Konstantinovich Aivazovsky. Painting, graphics: catalog]. Simferopol, Ignatov K.E. Publ., 2016. 228 p. (In Russian).

12. Kozlov V.F. Okhrana istoricheskikh pamyatnikov v Krymu (1920-1941 gg.) [Protection of historical monuments in Crimea (1920-1941)]. Khudozhestvennoe nasledie: khranenie, issledovanie, restavratsiya [Artistic heritage: storage, research, restoration]. Issue 15. Moscow, RIO. Gos. NIIR Publ., 1994, pp. 124-156. (In Russian).

13. Morozov A.I. Iskusstvo - svoemu vremeni [Art for its own time]. Iskusstvo - Art, 1977, No. 10, pp. 18-26. (In Russian).

14. Osipova L. Solnechnyi doktor [Solar Doctor]. Ogonek, 1961, No. 3 (January 15), p. 24. (In Russian).

15. Pis'mo K.F. Bogaevskogo A.V. Grigor'evu (Feodosiya, 6 aprelya 1933 g.) [Letter of K.F. Bogaevsky to A.V. Grigoriev (Feodosia, April 6, 1933)]. Baschenko R.D. K.F. Bogaevskii: zhizn' i tvorchestvo [K.F. Bogaevsky: life and work]. Moscow, Izobrazitelnoe iskusstvo, 1984. 294 p. (In Russian).

16. Salutskiy A.S. Sekret professora: Dokumental'naya povest' o I.M. Sarkizove-Serazini [Professor's secret: A documentary story about I.M. Sarkizovo-Serazini]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1976. 200 p. (In Russian).

17. Sarkizov-Serazini I.M. Avtobiografiya [Autobiography]. Moscow, Historical and Sports Museum RGUFKSMIT, 1962. 7 p. (In Russian).

18. Sarkizov-Serazini I.M. Vospominaniya o Feodosii [Memories of Feodosia]. Feodosia, Art Life, 2010. 112 p. (In Russian).

19. Sarkizov-Serazini I.M. Po vostochnomu Krymu. Putevoditel' [Across the eastern Crimea. Guide]. Moscow, Geografgiz Publ., 1958. 144 p. (In Russian).

20. Sirenko A.S. Mifopoehticheskie i khudozhestvenno-stilisticheskie osobennosti "kimmeriiskoi shkoly zhivopisi" v kontekste razvitiya russkogo iskusstva I poloviny XX veka. Diss. kand. iskusstvovedeniya [Mythopoetic and artistic and stylistic features of the "Cimmerian school of painting" in the context of the development of Russian art in the first half of the 20th century. Cand. Art sci. diss.].

St. Petersburg, S. n., 2020. 171 p. (In Russian).

Для цитирования

For citation:

Сиренко А.С. Судьба коллекции Ивана Михайловича Саркизова-Серазини // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 1 (20). С. 192-205. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.01.014 URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/176

Sirenko A.S. The fate of the collection of Ivan Mikhailovich Sarkizov-Serazini. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2021, No. 1 (20), pp. 192-205. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.01.014 Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/176

(In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.