Научная статья на тему 'Судьба Феликса Андреевича Визенберга (1883-1943) - секретаря русского орнитологического комитета'

Судьба Феликса Андреевича Визенберга (1883-1943) - секретаря русского орнитологического комитета Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судьба Феликса Андреевича Визенберга (1883-1943) - секретаря русского орнитологического комитета»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1836: 4873-4891

Судьба Феликса Андреевича Визенберга (1883-1943) - секретаря Русского орнитологического комитета

Е.Э.Шергалин

Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: zoolit@mail.ru Поступила в редакцию 30 сентября 2019

Часто бывает, что во многих общественных организациях основная ежедневная и рутинная работа лежит на плечах секретарей, в то время как их руководители выполняют более представительские функции и определяют стратегию и тактику развития организации. С этой точки зрения большой интерес представляет восстановление биографии секретаря Русского орнитологического комитета (1912-1918) Феликса Андреевича Визенберга, о котором до недавних пор не было известно практически ничего, если не считать трёх адресов прописки в Москве и упоминания, что во второй половине 1920-х годов он работал в Крестьянском интернационале (Крестинтерне) — международной крестьянской революционной организации (1923-1933 годы).

Феликс Андреевич Визенберг родился 20 октября 1883 года в маленьком литовском городке Юрбурге (теперь этот город называется Юрбаркас) в интернациональной семье.

Его отец, Андрей Иванович Визенберг (1854-1906), обрусевший немец лютеранского вероисповедания, происходил из цеховых мастеров Риги и имел модную тогда профессию — был телеграфистом. Со слов его младших сестёр, корни рода уходили в Швецию.

4873

Выписка из метрической книги о крещении Феликса Андреевича Визенберга.

Выписка из метрической книги о крещении Феликса Андреевича Визенберга.

Андрей Иванович Визенберг (1854-1906) — отец Феликса Андреевича.

Семья Визенбергов. Феликс Андреевич на переднем плане слева. Рядом сестры Елена и Софья. Эта и далее все фотографии членов семьи — из семейного альбома внучки Феликса Андреевича Елены Николаевны Есафовой (Москва).

Мать Софья Юльевна Янишевская (~1857 - ~1943) происходила из обедневшего польского дворянского рода. Она училась в Варшаве музыке и французскому языку. Вероятно, своим образованием она была обязана сестре графа Феликса Тышкевича - Марии. Во дворце графов Тышковичей она выучилась и стала домашним учителем. Эта образованная и мудрая женщина находила девочек из благородных семей и обеспечивала им образование и работу. Она создала первый детский сад. Графиня, будучи в очень преклонном возрасте, в 1941 году была арестована и выслана в Иркутскую область, где и умерла в 1943 году.

В 1890-е годы Андрей Иванович из западных областей страны перебрался сначала в Пушкино под Москвой, а с 1901 года — в Вышний Волочёк, где работал начальником почты. С годами он дослужился до хорошего чина, приближенного к дворянству.

Четвёртая мужская московская гимназия с благородным пансионом, основанная в 1849 году.

Вышний Волочёк. Вид на Кондукторское училище с грачевником на переднем плане.

Феликс Андреевич окончил Четвёртую привилегированную московскую гимназию с благородным пансионом на Покровке в Москве. В те

годы директором этой гимназии был Лев Станиславович Кульчицкий, а дворянские дети среди учеников составляли примерно половину. Естественные науки в гимназии преподавал Владимир Васильевич Григорьев (1830-1901) хорошо известный русский педагог, автор массовых учебников по естествознанию.

Феликс Андреевич Визенберг (слева) с отцом (в центре) и двоюродным братом Юлиусом.

Феликс Андреевич Визенберг в гимназические и студенческие годы. 4878 Рус. орнитол. журн. 2019. Том 28. Экспресс-выпуск № 1836

шъшъъ 2?шст.

В 23 года Феликс Андреевич лишился отца и после смерти Андрея Ивановича ему надо было помогать семье с двумя несовершеннолетними младшими сёстрами, одна из которых была лежачей больной (костный туберкулёз). У Феликса Андреевича было две сестры: Елена Андреевна (1889-1979) и Софья Андреевна (1895-1985). Елена Андреевна с детства была инвалидом и по этой причине осталась без семьи и без детей. Всю жизнь она прожила в Вышнем Волочке и только в старости перебралась к сестре в Москву. Она преподавала музыку на дому.

Сестра Софья Андреевна вышла замуж за Владимира Давыдовича Гальперина, выходца из евреев-выкрестов, сына врача, жившего в городе Симбирске. Софья Андреевна закончила католическую гимназию в Санкт-Петербурге, училась в филармонии, готовилась стать певицей, но жизнь сложилась так, что всю оставшуюся жизнь она проработала машинисткой. Её муж Владимир Давыдович служил по экономической части. Он прекрасно играл на мандолине и был участником знаменитого «Неаполитанского оркестра» под управлением Кушнера.У него было две сестры. Старшая его сестра, Наталия Давыдовна, была замужем за Абрамом Марковичем Эфросом - известным искусствоведом, переводчиком и поэтом. Сама она перевела на русский роман-эпопею Виктора Гюго «Отверженные» и ряд других произведений французских классиков.

Молодой Феликс получил прекрасное образование. Он закончил филологический факультет Московского университета, а потом учился в Лазаревском институте восточных языков, где изучал арабский язык и мог читать Коран. В 1911-1912 годах он ездил в Египет.

Лазаревский Институт в 1911 году. Из альбома учащегося.

Это обстоятельство позже спасло ему жизнь, когда он был арестован ВЧК после обыска на квартире первый раз в 1920 году. Татары, с которыми он работал и был тесно связан по службе, уважали его за знание Корана и обычаев Востока и ничего плохого не сообщили о нём при их допросах, поэтому Феликс Андреевич был отпущен. Как позже вспоминала его супруга: «Татары спасли нашу семью».

Во время учёбы в университете Феликс Андреевич увлекается орнитологией и становится секретарём сначала отделения орнитологии Императорского Общества акклиматизации животных и растений, а затем занимает и такую же должность в Русском орнитологическом комитете, созданном под эгидой Отделения в ноябре 1912 года. Лучшего

кандидата на такую должность, требующей составления сотен писем как внутри страны, так и за её пределами, было не найти, так как Феликс Андреевич, помимо виртуозного владения русским языком, свободно владел польским, немецким, французским и арабским языками.

Феликс Андреевич в 1914-1915 годах с родными и близкими. Вверху слева и внизу он в форме студента Лазаревского института восточных языков, в который он поступил в 1912 году.

Любовь и интерес к птицам Ф.А.Визенберг сохранял всю жизнь. По словам его жены, в их доме часто появлялись больные или раненые птицы. Феликс Андреевич умел и любил их лечить и после курса реабилитации в домашней обстановке пациенты отпускались на волю или возвращались в руки прежних хозяев. Феликс Андреевич при этом сам птиц не держал, так как у соседей по дому постоянно жили собаки и кошки. Собак и больших открытых пространств он побаивался. В 1914 году Феликс Андреевич принял участие в кольцевании птиц (Рахилин 2001). В общей сложности он посвятил орнитологии 9 лет жизни — с 1909 по 1918 год. Орнитологических публикаций в научных журналах он после себя, насколько нам известно, не оставил.

У Феликса Андреевича был врождённый педагогический дар и талант убеждения людей без нравоучений и дидактики. Как позже вспоминала его супруга, она приводила в их дом для воспитательных бесед отдельных трудных подростков, прямо скажем, склонных к бандитизму, и Феликс Андреевич всегда находил самый правильный и верный

подход к этим людям. Однажды к нему в дом пришёл очень экстравагантный человек в чалме и попросил давать ему уроки русского языка.

Участники выставки домашней птицы. Феликс Андреевич в заднем ряду на фоне правого края дерева. Самая левая в первом ряду — его сестра Софья Андреевна.

Будни птицеводов и орнитологов век назад.

Жетон-приз со Второй московской выставки русской домашней птицы, организованной отделением орнитологии при Московском Императорском Русском обществе акклиматизации животных и растений в 1909 году.

Свадебное фото Феликса Андреевича и Юлии Николаевны. 26 июля 1915 года. 4884 Рус. орнитол. журн. 2019. Том 28. Экспресс-выпуск № 1836

В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, Феликс Андреевич женился на Юлии Николаевне Гнусиной (1889-1980) — симпатичной и живой женщине, которая и стала заводилой и главным двигателем в семье. Она всю жизнь проработала педагогом в школах. Сначала она преподавала все предметы, а потом, после дополнительной учёбы и получения второго высшего образования, стала учителем географии. Юлия Николаевна родилась в городе Шуя Ивановской области и окончила гимназию с золотой медалью. Национальность Феликса Андреевича во всех документах значилась как немец и этот факт не смутил её при вступлении в брак в разгар Великой войны. По сути, она совершила акт гражданского мужества — вот что значит настоящая любовь.

Семья Феликса Андреевича и Юлии Николаевны была очень музыкальной. Глава семьи сам прекрасно играл на скрипке и не раз участвовал в любительских концертах.

Посетителями их гостеприимного дома были люди самых разных национальностей: кавказцы, поляки, евреи, немцы и русские. Кого только у них не было! Каждый месяц у них в доме кто-то жил, приехавший издалека. Праздники, включая Новый Год, отмечались в их квартире всегда очень большой компанией друзей. В Москве семья жила в районе Средней Пресни более 50 лет по улице Заморенова (был такой большевик) в доме 27, квартире 4. Эта квартира была в виде маленького домика, стоявшего во дворе. До наших дней этот дом не сохранился и на его бывшем месте построен корпус одной из московских больниц.

Феликс Андреевич был счастлив в браке. Вскоре в семье появились две дочки: Елена (1916-2012) и Марианна (1920-1998). Примечательно, что когда пришло время девушкам получать паспорта, то они приобрели разные национальности: Елена Феликсовна оказалось русской, записанной по матери, а Марианна Феликсовна стала немкой, записанная по отцу. Гримасы бюрократии той эпохи...

У

■/¿¿¿Ж

^ /С4г< С у >

А

¿/Л*/ у

/7

¿а</><я г?* .

/) » ,г

V Г /? л У? V л -

£ а,у , с .

М' /Л *

г

Письмо Феликса Андреевича жене по поводу рождения дочери Марианны от 2 июня 1920 года.

В голодные 1920-е годы (с 1921 по 1927) семья вынужденно жила раздельно. Феликс Андреевич жил и работал в Москве, а жена с дочерями, чтобы как-то выжить и не умереть с голоду, уехали в Московскую область в санаторий, в котором сотрудников санатория и их детей кормили. Потом дочкам предстояла дальнейшая учёба, и семья вернулась в Москву. Жили очень бедно. У Феликса Андреевича никогда не было зимней шапки — он поднимал воротник и носил кепку даже в самый лютый мороз. Дачи не было. На юг молодожёны смогли выбраться лишь однажды — в 1924 году.

Феликс Андреевич с женой и дочерями. Москва. Примерно 1928 год.

После окончания Лазаревского института Феликс Андреевич в голодные и холодные 1920-е годы устроился на работу в «Топсоюз». Он занимался распределением дров, а уже упомянутые друзья и коллеги-татары развозили их по организациям и домам.

В 1926 году он, как хорошо знающий четыре языка, кроме русского, перешёл на работу в Международную крестьянскую революционную организацию под названием «Крестинтерн», действовавшей в 19231933 годах, и протрудился в нём до 1933 года, пока эта организация не была распущена. В этом учреждении было немало иностранцев, в том числе немцев-коммунистов. В домашнем архиве внучки сохранились антифашистские открытки той поры.

После роспуска «Крестинтерна» Феликс Андреевич работал в организации, занимавшейся строительством Дворца Советов. Этот проект так и не был реализован, но дворец собирался стать самым высоким

зданием в мире высотой в 415 метров, символизирующим победу социализма. Современная станция метро «Кропоткинская» в те годы называлась «Дворец Советов». Феликс Андреевич там проработал на невысокой должности до самой войны.

Визитная карточка Феликса Андреевича.

Тут мы видим образец подписи Феликса Андреевича Визенберга.

I

Осенью тяжелейшего в истории страны 1941 года перед наступлением гитлеровцев на Москву Феликс Андреевич, как немец, получил предписание в 24 часа покинуть Москву и выбыть за Урал. Он выехал в Новосибирскую область.

В ссылке Феликс Андреевич жил в городе Искитим Новосибирской области. Сначала он устроился на работу школьным библиотекарем. Коллеги по школе прекрасно знали уровень эрудиции Феликса Андреевича и в отдельных случаях просили его заменить на разных уроках, особенно часто по русскому языку и литературе, что Феликс Андреевич делал с большим удовольствием. Однажды дети ушли на каникулы, не вернув в библиотеку книги вовремя. Последовавшая проверка выявила недостачу книг и Феликс Андреевич был уволен из школы. Его лишили работы и он жил по иждивенческой карточке за счёт жены, которая вместе с ним добровольно проследовала в ссылку, как декабристка ХХ века, хотя её никто не высылал. Как и другие ссыльные, он должен был еженедельно отмечаться в местном отделе милиции, где был поставлен на строгий учёт. В милиции его регулярно запугивали и он каждый раз возвращался с регистрации морально раздавленный и униженный, иногда проговаривая родным (явно после разговоров в отделе) что «вы здесь вот останетесь, а я, видимо, скоро дальше поеду». В мае 1943 года голодающий и измученный Феликс Андреевич простыл, заболел воспалением лёгких и 28 мая его не стало. У жены в то время были экзамены в школе. Ф.А.Визенберга похоронили на единственном местном кладбище, могила не сохранилась.

Так горестно и трагично закончился жизненный путь человека, через руки которого прошли все документы по охране и изучению птиц первой орнитологической организации России. Ему было всего 60 лет. Память о нем жила в сердце его родных и друзей всю их жизнь.

Автор выражает благодарность секретарю Мензбировского орнитологического общества Анне Вадимовне Белоусовой за помощь с обращением в архив города Москвы, правнуку Ф.А.Визенберга - Илье Николаевичу Филиппову, его родителям: внуку Николаю Арнольдовичу и его жене Татьяне Владимировне Филипповой, связавшей автора с внучкой Феликса Андреевича и любезно отсканировавшей фотографии и документы, и особенно внучке Ф.А.Визенберга Елене Николаевне Есафовой за сведения и фотографии из семейного альбома, использованные в статье. Общий стаж работы в Московском университете всех потомков Феликса Андреевича составляет более 200 лет.

Литератур а

Рахилин В.К. 2001. Организация кольцевания птиц в России // Кольцевание и мечение птиц в России и сопредельных государствах 1988-1999 гг. М.: 27-43.

ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1836: 4891-4892

О встречах большого веретенника Limosa limosa в пригородной зоне Архангельска

В.А.Андреев

Валерий Аркадьевич Андреев. Ул. Карла Маркса, д. 24, кв. 2, г. Архангельск, 163000, Россия. E-mail: valerianandreev54@gmail.com

Поступила в редакцию 5 октября 2019

Первый и пока единственный случай гнездования большого веретенника Limosa limosa в пригородной зоне города Архангельска был зафиксирован нами 3 июня 2004 (Андреев 2012). С того времени в пойменных лугах в окрестностях Архангельска были зарегистрированы ещё две встречи большого веретенника: 5 июня 2015 на одном из крупных островов предустья реки Северной Двины, а именно, на острове Уемский кормились 4 особи; 22 мая 2018 на острове Заостровье в дельте Северной Двины наблюдался самец. Кстати, гнездо большого веретенника, найденное в 2004 году, располагалось тоже на лугу этого острова.

25 июня 2019 около 12 ч на острове Уемский на свежей стерне кормились 14 больших веретенников. На следующий день 26 июня в том же месте кормились 6 больших веретенников. Сфотографировать птиц не удалось из-за невозможности подкрасться к ним на открытом лугу на достаточное для съёмки расстояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.