УДК 821.161.119
СУДЬБА ДЕКАБРИСТА-ЛИТЕРАТОРА В.К. КЮХЕЛЬБЕКЕРА
Галина Александровна Епифанцева, преподаватель
ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки
После войны с Наполеоном в стране ничего не изменилось. Царь Александр I не собирался проводить реформы. И тогда молодые офицеры-дворяне стали организовывать тайные общества, деятельность которых завершилась вооруженным восстанием 14 декабря 1825 года.
Император знал о планах заговорщиков и имена руководителей и очень боялся за свою жизнь. Он мог бы их арестовать, но не делал этого. После его смерти нашли записку, которая много объясняет. В ней он писал, что в заговоре участвуют многие известные генералы, в армии царит дух вольномыслия. Вот это его и пугало. Ведь, кроме армии, не было у Александра другой опоры.
В ноябре 1825 года он заболел, отказался принимать лекарства и умер.
Великие князья Константин и Николай, братья покойного, на русский трон не хотели садиться. Константин управлял Польшей, которая тогда была частью Российской империи, был женат на польской княгине и никуда не хотел уезжать. Николай знал о тайных обществах и боялся. Долго спорили братья, наконец Николай согласился. Через несколько дней он должен был стать императором.
Это вторая статья о жизни декабристов-литераторов в Тобольской губернии. Первая была посвящена жизненному подвигу Ивана Ивановича Пущина (№2 за 2018 год).
В данной статье содержится материал о тобольском периоде жизни Вильгельма Карловича Кюхельбекера, его творческой деятельности.
Долгое время никто не интересовался литературной деятельностью Кюхельбекера. Юрий Николаевич Тынянов, написавший в 1927 году роман «Кюхля», открыл широкой публике поэтическую натуру лицейского друга Пушкина.
Ключевые слова: восстание декабристов 14 декабря 1825 года, декабристы-литераторы, В.К. Кюхельбекер, сибирская ссылка, Тобольская губерния, лирика, литературная деятельность.
Итак, через несколько дней великий князь Николай должен был стать императором. Заговорщики решили действовать, составили план, поручив полковнику Трубецкому, опытному боевому офицеру, главное командование. Начальником штаба восстания был назначен поручик Оболенский.
Но всё пошло не так. Оболенский рассказал своему приятелю Ростовцеву, что готовится восстание и что восставшие хотят потребовать от Сената, чтобы тот объявил царскую семью лишенной власти и созвал всенародное собрание, которое и решило бы, как России жить дальше.
Великий князь Николай узнал о планах заговорщиков от предателя Ростовцева и велел Сенату присягнуть рано утром, чтобы заговорщики не могли заставить их лишить нового царя власти. Эти события произошли накануне восстания.
14 декабря 1825 года полковник Трубецкой не явился к Зимнему дворцу. Именно он должен был отдать приказ арестовать императора, но для такой огромной ответственности Трубецкой оказался слаб. Его товарищи - Рылеев, Пущин, Кюхельбекер, Одоевский -готовы были погибнуть за свободу. Князь Трубецкой им изменил.
Время было упущено. Одни полки восстали,
другие послушно присягнули. Тысячи людей хотели помочь восставшим. Среди них был Иван Андреевич Крылов, Лев Пушкин, брат поэта, который, правда, был недолго возле мятежного каре и вскоре ушел.
Но декабристы не хотели этой помощи. Они рассчитывали только на своих послушных солдат и боялись народного восстания, боялись большого кровопролития. закончилось тем, что восстание декабристов было разгромлено [3].
Пятеро руководителей восстания - К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский -были казнены.
Император Николай I остальных заговорщиков сослал на каторгу в Сибирь. Декабристов он назвал «государственными преступника-
ми». Они были лишены дворянства и вообще всех прав [5].
Их было 120, а вернулись из ссылки 56 человек. Многие не дождались того дня, когда была объявлена амнистия. Их здоровье было подорвано непосильным трудом и тяжелыми условиями жизни в Сибири. Но никто не изменил идеалам молодости. Стойкости духа нам, современникам, можно только позавидовать.
Среди декабристов было много образованных людей. Они придавали большое значение художественной литературе. Немало было поэтов и писателей: К. Рылеев, А. Одоевский, В. Кюхельбекер, И. Пущин, М. Фонвизин и др.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846) - один из тех, с кем был знаком И.И. Пущин до ссылки в Сибирь. Оба они учились в Царскосельском лицее и были друзьями А.С. Пушкина. Добрый и благородный Кюхля (так звали его в лицее) был воспитан в духе вольномыслия.
По воспоминаниям И.И. Пущина, в этом учебном заведении царила особая духовная атмосфера. Воспитанники горячо откликались на политические события, живо интересовались литературной жизнью. В этом им помогали профессора, объясняя «иное», «недоступное». Крепло братство лицейское, воспитанное в духе вольномыслия и свободолюбия. «...Тут образовывались связи на всю жизнь.», - писал И.И. Пущин [6].
Трагическая судьба В.К. Кюхельбекера вызывает уважение.
14 декабря Кюхельбекер был на Сенатской площади, действовал решительно. Когда великий князь Михаил, младший брат царя, стал уговаривать солдат разойтись, он прицелился в него из пистолета. Великий князь поспешил ускакать. Кюхельбекер был приговорен к смертной казни, заменённой двадцатилетней каторгой. Потом каторгу заменили заключением в крепости. Больше десяти лет просидел он после восстания в одиночных крепостных казематах, а в 1835 году был сослан в Сибирь. Его доставили в Баргузин, маленький городок в Забайкалье, где он через год женился на дочери местного почтмейстера Дроси-де Ивановне Артеновой, «очень молоденькой, совершенно необразованной девушке, но одарённой добрым сердцем». Жена всюду сопровождала мужа в его кочевой поселенческой жизни - из Баргузина в Акшу, из Акши в Курган, из Кургана в Ялуторовск и, наконец, в Тобольск. У них было трое детей [2].
По дороге в Курган В. Кюхельбекер остановился в Ялуторовске у И.И. Пущина. «Три дня прогостил у меня оригинал Вильгельм, -писал Пущин одному из корреспондентов. - Он тот же оригинал, только с проседью в голове. Зачитал меня стихами донельзя...» [1].
Его здоровье уже было подорвано, он был болен туберкулёзом и почти совсем ослеп. Все попытки получить необходимую медицинскую помощь не увенчались успехом.
Правовед И.В. Погоржанский дал выразительное описание облика
поэта-декабриста: «Он человек высокого роста, сутуловатый. Худощавый, бледный, изнурённый жизнью, потерями, неудачами. В глазах его до сих пор отражается святой огонь поэзии, проникающей все его существо; но взор его задумчив, туманен, грустен, оттушеван самыми резкими чертами безнадежности» [1].
Действительно, самой большой ценностью для Кюхельбекера были творчество, поэзия.
Постоянно испытывая материальные трудности, он надеялся разбогатеть за счет печатания стихов, драм, хотя не имел на это права. Он обращался к друзьям с просьбой посодействовать. Иногда в печати появлялись его стихи под псевдонимами или вообще без имени автора, а ему так хотелось печататься под своим именем. Надежда не оставляла его. Зная, что умирает, он обратился к Жуковскому, но ответа не получил.
Литературную деятельность он начал еще в лицее, много стихотворений написал в крепостях и в Сибири.
Стихи, которые сочинил 19 октября 1837 г. Кюхельбекер, больно читать:
А я один средь чуждых мне людей Стою в ночи, беспомощный и хилый, Над страшной всех надежд моих могилой,
Над мрачным гробом всех моих друзей.
Ближайшему другу своему Александру Сергеевичу Грибоедову посвящает В. Кюхельбекер стихотворение «Памяти Грибоедова», написанное в 1829 году:
Когда ещё ты на земле Дышал, о друг мой незабвенный! А я, с тобою разлученный, Уже страдал в тюремной мгле, -Почто, виденьем принесенный, В отрадном, благодатном сне Тогда ты не являлся мне? [4]
Подружились они в 1822 году в Тифлисе. Роль Грибоедова в формировании мировоззрения Кюхельбекера исключительно велика. В то время Грибоедов сочинял «Горе от ума». Первым слушателем черновых вариантов сцен комедии стал Вильгельм Карлович. Тынянов утверждал, что Кюхельбекер был одним из прототипов Чацкого. Друзья встретились весной 1825 года. Кюхельбекер проводил дипломата Грибоедова в Грузию, и каждый из них пошел своею дорогой. Переписка с другом из тюрьмы была затруднительна. Последнее письмо перехватили власти, оно до адресата не дошло. Известно, что Грибоедов хлопотал за Кюхельбекера, но тщетно. 30 января 1829 года автор бессмертной комедии «Горе от ума» был убит в Тегеране.
Поэт Кюхельбекер связан с революционно-романтическим течением декабристской литературы, но прослеживается и поэтика классицизма, тяготение к драматическим произведениям и поэмам. Отсюда высокий стиль, библейские сюжеты, древнерусская героика в поэмах «Давид», «Юрий и Ксения» и др.
Тема судьбы поэта-гражданина, тема изгнания были близки поэту в личном плане. В тюрьме Кюхельбекера мучила мысль, что на допросе он заявил, что
стрелял в великого князя «по внушению» стоявшего рядом Ивана Ивановича Пущина. Но Пущин категорически отрицал это. Видимо, сдали нервы у Кюхельбекера, и все годы он чувствовал свою вину перед лицейским товарищем. Пущин проявил великодушие и ни разу не напомнил другу об этом инциденте.
Еще один факт биографии не давал покоя Кюхельбекеру. Его упрекали в поспешном бегстве 14 декабря с Сенатской площади. Он действительно решился бежать в Польшу. Но сначала направился в Великолукский уезд Псковской губернии, где в деревне Горки у Лавровых гостила Авдотья Пушкина, его невеста. Там её не оказалось. Родная сестра Кюхельбекера Юсти-на Карловна помогла ему бежать за границу, но по собственной неосторожности мятежник был арестован и отправлен в Петербург.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер тяжело переживал обвинения в свой адрес, но надеялся, что потомки разберутся и оправдают его.
Что касается невесты его, то из крепости Вильгельм написал Авдотье Тимофеевне, что она свободна, и пожелал ей счастья. Потом в ссылке, узнав, что она так и осталась в девушках, он звал её к себе в Сибирь. Но она не решилась.
Незадолго до смерти самому себе он посвятил стихотворение «Усталость», в котором писал: Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму, Узнал слепоты нерассветную тьму И совести грозной узнал укоризны, И жаль мне невольницы - милой отчизны.
Тяжелобольного поэта часто навещал служивший в Тобольске П.П. Ершов, известный автор «Конька-Горбунка».
Умер В. Кюхельбекер в Тобольске 11 августа 1846 года в окружении друзей и товарищей по изгнанию.
Впоследствии родные писали о нем: «До последней минуты умственные силы не покидали страдальца; слепой, он диктовал приближенным письма, стихи и прозу; померкли его телесные глаза, но не потускнели духовные очи.».
При жизни Вильгельм Карлович Кюхельбекер выражал надежду, что родственники позаботятся о его детях, так как считал, что Дросида Ивановна не сможет должным образом воспитать их. Однако вдова декабриста не хотела отдавать детей и решилась на эту разлуку только после вмешательства И.И. Пущина и
М.Н. Волконской, которую она очень уважала. Они убедили её сделать это.
Царь Николай I разрешил сестре Кюхельбекера Юстине Карловне Глинке взять детей брата на воспитание, но при условии, что у них будет другая фамилия. Законная фамилия была возвращена после смерти царя. Вдова Кюхельбекера жила сначала в Кургане, потом переехала в Иркутск. Продолжительное время получала пособие от Литературного фонда.
Много книг написано о декабристах. Память о них жива. Значит, жили, радовались и страдали они не зря. Храбрые и решительные, бескорыстные и благородные, декабристы сохранили чистоту помыслов, душевную щедрость, силу духа, верность идеалам молодости. Поэтому день 14 декабря - один из славных дней нашей истории.
Библиографический список
1. Беспалова Л.Г. И дум высокое стремленье... / Л.Г. Беспалова. - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. - 160 с.
2. Гессен А.И. Во глубине сибирских руд.: декабристы на каторге и в ссылке / А.И. Гессен. - М.: Детская литература, 1969. - 351 с.
3. Гордин Я.А. День 14 декабря. Рассказы / Я.А. Гордин. - М.: Детская литература, 1973. - 64 с.
4. Дельвиг А.А. Избранное / А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер / сост., вступ. ст., биогр. Очерки и прим. В.В. Кунина. - М.: Правда, 1987. - 640 с.
5. Епифанцева Г.А. Жизненный подвиг декабриста Пущина Ивана Ивановича (17981859) / Г.А. Епифанцева // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. - 2018. - №2. - С.59-64.
6. Троицкий В.Ю. Вечный гений / В.Ю. Троицкий // Литература в школе. - 1993. - №2. -С.26-29.
E-mail: [email protected]
182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА
Тел.: (81153) 7-17-72